Научная статья на тему 'Стратегии регионального развития и консолидация общества'

Стратегии регионального развития и консолидация общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегические цели / региональное развитие / группы держателей интересов / консенсус / консолидация общества / проектный подход / strategic objectives / regional development / groups of holders of interests / consensus / consolidation of society / the project approach
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Царьков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии регионального развития и консолидация общества»

Царьков А.С.

к.т.н., профессор НИУ ВШЭ

СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: стратегические цели, региональное развитие, группы держателей интересов, консенсус, консолидация общества, проектный подход.

Keywords: strategic objectives, regional development, groups of holders of interests, consensus, consolidation of society, the project approach.

Постановка проблемы. В настоящее время в экспертном сообществе продолжают активно обсуждаться вопросы, связанные с конструированием будущего регионов, которое в свою очередь предполагает разработку и реализацию территориальных стратегий социально-экономического развития. К ним можно отнести интеграцию стратегий по вертикали на национальном, региональном и муниципальном уровнях; вовлеченность в процессы стратегирования различных групп стейк-холдеров с противоречивыми интересами; встраивание адаптационных механизмов к быстро меняющимся внешним условиям и др. Без их решения большинство стратегий остаются на бумаге для отчётности, или реализуются лишь частично в вариантах, не позволяющих достичь заявленных целей в полном объеме.

При всём множестве вопросов, возникающих в ходе разработки и реализации стратегий, их следуя И. Адизесу1, можно свести в две большие группы, предполагающие решение двух серьезных проблем. Во-первых, согласование интересов властных структур, бизнеса и активных групп населения, связанных с данной территорией (внутренняя дезинтеграция). Во-вторых, с согласованием интересов таких же групп, но уже входящих во внешнее окружение территории (внешняя интеграция).

В масштабах отдельного территориального образования внешнюю интеграцию можно рассматривать как некоторую стратегию развития, в которой определяется, на чем необходимо сосредоточить имеющиеся ресурсы, и как следует, избегая конфликтов, интегрироваться в окружающее пространство: регион, страну, мир. Внутренняя дезинтеграция часто проявляется в виде конфликта интересов, и выражается в противоречивых взглядах на будущее территории. Расхождения во взглядах порождают недоразумения, или ещё хуже - деструктивные конфликты, резко снижающие эффективность территориальных систем управления.

Без решения указанных проблем устойчивое, безопасное развитие того или иного территориального образования невозможно. Однако их решение существенно затрудняют необходимость быстрой адаптации к постоянно меняющимся внешним условиям; ограниченные ресурсы; пассивность населения, весьма распространенная за пределами двух столиц.

В данной статье в рамках поставленных проблем критически рассматривается опыт построения и реализации двухуровневой стратегии развития Нижегородского региона за период 2005-2015 годов. Показывается как за счет «мягких» партисипативных технологий достигается консолидация конфликтующего сообщества вокруг единой цели в желаемом будущем, а также дается ретроспективная оценка полученных результатов.

Существующие подходы. В реальности стратегирование традиционно представляет достаточно «жесткую» технологию, процедуры которой реализуют отдельные подразделения, рабочие группы, консультативные фирмы или комитеты из высших управленцев администрации на основе нормативных документов Минрегионразвития, Минэкономики, других министерств и ведомств. После официального одобрения руководством разработанных стратегий, программ обычно начинается их директивная реализация. К сожалению, директивная, «жесткая» технология неизбежно влечет за собой хорошо известные недостатки: односторонний взгляд администраторов, схематизм планов, недостаток данных, трудности в достижении консенсуса по основным направлениям развития территорий и др.

Следует также учитывать, что существующий процесс разработки стратегий, регламентируемый методическими материалами бывшего Минрегионразвития, позднее Минэкономразвития, а также ФЗ № 172 от 28.06.2014, хотя и не обходит тему публичности, но фактически не предполагает включение в него компонент, связанных с духовным развитием социума, что затрудняет достижение консенсуса. Не удивительно, что на практике реализация стратегий наталкивается на серьезные трудности, вызывающие не консолидацию, а дезинтеграцию как внутри, так и вне публичного регионального пространства не только по вертикали, но и по горизонтали.

В нашем случае процесс разработки стратегий начался с 1992 г. со стратегии известной под названием «Нижегородский пролог». Это была одна из первых региональных стратегий в России после 1990 года, которая содержала антикризисную программу, в которой предпринималась попытка во время «кризиса центральной власти «пробудить» региональное самосознание. При приходе во власть новых губернаторов этот процесс продолжался. Так в 1995

1 Адизес И. Секрет успеха // Экономические стратегии. - М., 2008. - № 5-6. - С. 132-133.

794

и 2001 годах появились новые стратегии развития, но уже не имевшие такого резонансного звучания, как первая стратегия.

Их анализ выявил, что практикуемые «жесткие» технологии обладают и другими серьезными недостатками, не позволяющими достичь заявленных целей, в том числе:

• отсутствие преемственности с предыдущими стратегиями, программами;

• приоритеты развития расставлялись лишь в реальном секторе экономики и инфраструктуре;

• отсутствовала сборка стратегических направлений как по горизонтали, так и по вертикали;

• не учитывались интересы различных групп стейк-холдеров, особенно представлявших интересы гражданского общества, что нередко вызывало конфликты;

• не опирались на интеллектуальные и духовные ресурсы развития;

• при целеполагании делали установку лишь на материальное благосостояние, оставляя в стороне духовный базис, составляющий движущую силу развития любого территориального сообщества.

Для разрешения возникающих проблем в рамках системной, холистической философии при реализации проекта «Стратегии-2015» был применён комбинаторный подход1. Нередко подход, основанный на такой философии, в отличие от директивного, «жесткого» подхода, называют «мягким». Следует отметить, что «мягкий» подход был выбран вполне сознательно. В то время в публичном пространстве региона наблюдалась жесткая конфронтация между законодательной и исполнительной ветвями власти. Уровень противостояния был таков, что депутаты Областного Законодательного Собрания (ОЗС) перед выборами предупредили Администрацию Президента РФ о том, что они не будут голосовать за кандидатуру действующего на тот момент губернатора Ходырева Г.М., даже в случае роспуска собрания. Каждая из ветвей власти пользовалась поддержкой стейк-холдеров, представляющих противоречивые интересы как отдельных групп гражданского общества, так и различных бизнес- структур. В период конфронтации область переместилась по ряду макроэкономических показателей с первых мест на средние и последние места в ПФО. Внутренняя дезинтеграция набирала силу. Поэтому не случайно полное название инициированного проекта звучало как: «Гражданская ассамблея. Стратегическая сборка - 2015». На гражданской ассамблее голос различных представителей гражданского общества, бизнес-структур должен был услышан.

В нашем случае проект предполагал последовательное применение технологий Поиска Будущего (ПБ) и Системной Технологии Вмешательства (СТВ). Технология ПБ рассчитана на глубокое трехдневное погружение 64100 участников проекта в проблемы территории, в ходе которого участники осуществляли поиск новых точек роста и инициацию разработки новых проектов, с учетом быстро меняющейся внешней среды. Принципиальным моментом технологии является то, что этот поиск осуществляли сами целевые группы держателей специфических интересов (stakeholders - стейк-холдеры), которых напрямую затрагивало Будущее территории. Своевременное выявление соответствия декларируемых целей развития интересам целевых групп существенно снижает вероятность возникновения острых проблем при обеспечении поддержки стратегических решений населением, поскольку люди обычно противятся изменениям со стороны, но не собственным идеям.

В свою очередь СТВ предназначалась для реализации проектов инициированных в конкретных точках роста и включалась только после построения образа Будущего, формирования цели и выделения ключевых направлений развития.

В проекте приняли участие представители всех акторов публичного пространства. Всего 10 групп. В их состав вошли стейк-холдеры, способные активно участвовать в развитии территории и конкурентной борьбе, хорошо понимающие интересы своих и «чужих» организаций, а также интересы населения. К числу таких групп относились пять групп, представляющие интересы гражданского общества, две - властные структуры, три - предпринимательские структуры:

А. Гражданское общество:

1. Партии и общественные организации;

2. Образование, здравоохранение, физкультура и спорт (социальная сфера);

3. Конфессии

4. Культура;

5. СМИ (включая экспертов политологов, социологов и др.)

А. Бизнес:

6. Интегрированные бизнес-группы (представители крупных собственников, трансрегиональных финансово-промышленных групп);

7. Промышленники и предприниматели Нижегородской области;

8. Финансовые и экономические институты.

Б. Власть:

9. Федеральная (ПФО, правительство РФ, Госдума, Совет Федерации);

10. Региональная (законодательная, исполнительная, муниципальное самоуправление).

Такой состав групп позволил успешно осуществить вертикальную интеграцию различных стратегий. Так, в региональные стратегии естественным путем могли входить муниципальные стратегии развития, а развитие самого региона в свою очередь более легко интегрировалось в национальную стратегию развития. Важным моментом, обеспе-

1 Царьков А.С. Комбинаторный метод в конструировании будущего территориальных образований. Дезинтеграция и интеграция: власть, бизнес, общество (русский) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2011. -Вып. 6. - С. 580-587.

чивающим реальную интеграцию региона в Федеральное пространство, явилось участие в проекте полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В. Кириенко и сотрудников его аппарата.

Совместная работа стейк-холдеров позволила избежать указанных выше проблем, путем формирования двух уровневой стратегии. При этом на первом уровне формировались пакеты проектов, связанные с экономическим базисом территории, а на втором - связанные с духовным и культурным развитием всего территориального сообщества. Сопряжение уровней происходило через формирование общего Будущего, глобальной цели развития и духовного кодекса. Сам процесс отработки стейк-холдерами настоящего и будущего «состояний», а также переход между ними в виде проектной дорожной карты, строился в соответствии с моделью Берхарда, см. рис. 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО

СОСТОЯНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА ПЕРЕХОДОМ

НАСТОЯЩЕГО

СОСТОЯНИЯ

Где находимся сейчас?

1. Оценка внешними внутренних,условий в прошлом и настоящем 2. Упорядочивание оценок, в виде Карты Осознанного Будущего 3. Обеспечение причастности

всех, участников

Где бы хотели находиться?

4. Согласование общего видения будущего и глобальной цели развития

\

Ключевые направления

5. Определение целей изменения (проектных целей)

6. Формирование пакета проектов

7. Оценка и закрепление полученных результатов

Рисунок 1.

Основные процедуры модели перехода от Настоящего к Будущему.

Результаты применения технологии. Согласно предложенной модели после аудита настоящего, стейк-холдерами был сконструирован следующий образ Будущего региона (см. табл.1).

Таблица 1

Образ Будущего Нижегородской области в 2015 году

Важнейшие события и сюжеты к 2015 году

1. Мы 10 лет в ВТО.

2. Социальная индустрия и ВПК окончательно встроены в экономическое производство.

3. Нет «серой» части экономики.

4. Электронное правительство Нижегородской области действует.

5. «Игра с правилами» трансформировалась в «игру по правилам».

6. Областью управляют люди, чей высокий статус достигнут этически приемлемым путем. Они имеют право говорить от имени общества, и их слушают.

7. «Сетевая экономика» и «сетевое управление» действуют.

8. Сформировался мегаполис «Большой Нижний Новгород», организующий новое региональное российское пространство.

9. Сформировался Волго-Вятский макрорегион.

10. За счет гибкой миграционной политики и инвестиций в человеческий капитал численность населения стабилизировалась.

11. Жизнь региона базируется на инновационных видах деятельности, таких как цифровые технологии в телекоммуникациях и СМИ, услуги on-line, CALL-центры, мультимедиа.

12. Введены высокоскоростные железнодорожные линии и поезда: время в пути до Москвы - 2-3ч., до С.-Петербурга - 7-8 ч.

13. Международный аэропорт действует в качестве межконтинентального

Экономическая ситуация в 2015

1. Валовой региональный продукт возрастет в 2-3 раза.

2. Объем инвестиций в основной капитал к 2010 г. вырастет в 4 раза по сравнению с 2005 г.

3. Доля наукоемкой продукции в структуре экономики вырастет в 2-3 раза.

4. Объем используемых инноваций увеличится в 4-5 раз.

5. Реальные доходы населения вырастут в 2,5 раза.

6. Уровень преступности снизится в 1,5 раза._

Отработка образа Будущего дала возможность сформировать на основе консенсуса глобальную цель. В качестве реальной глобальной цели стейк-холдерами была предложена следующая: создание условий запуска и поддержания саморазвивающихся бизнес-процессов, повышающих жизнеспособность и конкурентоспособность региона, по-

зволяющих сохранить и повысить уровень жизни его населения. В выработке цели одновременно принимали участие 108 человек, что позволило сделать её привлекательной для большинства жителей региона и тем самым дало возможность консолидировать вокруг неё наиболее активные слои населения.

В процессе обсуждений на ассамблее выявились двенадцать ключевых направлений, в рамках которых собственно и предлагалось проводить достижение глобальной цели. Участники отобрали стратегические направления развития Нижегородской области и отрейтинговали их путем голосования. Результаты обработки индивидуальных оценок, выставленных участниками, позволили составить обобщенный рейтинг каждого из ключевых направлений, см. рис. 2 _

Экономика Социум (социальные ценности) Политика Духовность Культура Образование и наука Технология Бизнес Управление Демография и здравоохранение Физкультура и спорт Градостроительство Эколопи

__5%__] „_.''.Го_1 ' г

Рисунок 2.

Рейтинг ключевых направлений развития области (625 голосов).

В свою очередь, в рамках каждого из направлений участниками были предложены проектные идеи, которые прошли всестороннее обсуждение всеми группами стейк-холдеров. Одобренные проектные идеи с помощью СТВ были доведены до уровня проектного предложения в виде ТЗ и вновь заслушаны на общем собрании участников. Наибольшее количество проектных идей на первом уровне было принято к реализации в сфере экономики и градостроительства, на втором уровне - в сфере образования и науки. Более подробная информация о различных проектных идеях, предлагаемых к реализации на первом и втором уровнях, приведена в табл. 2

Таблица 2

Ключевые направления и проектные идеи. Отрейтингованные результаты.

Ключевые направления Число отданных голосов Проектных идей всего Проектные идеи, нашедшие консенсус Проектные идеи, принятые к реализации

Проекты стратегии I-го уровня (основные инвестиционные и инфраструктурные проекты)

Экономика 150 10 3 3

Технология 33 17 14 2

Бизнес 32 5 4 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление 29 5 3 1

Градостроительство 7 25 21 3

Проекты стратегии 11-го уровня (инвестиции в инфраструктуру духовного и культурного наследия)

Политика 87 19 14 -

Образование и наука 49 10 6 3

Демография и здравоохранение 28 10 2 1

Социум (социальные ценности) 88 4 2 2

Культура 51 32 22 1

Духовность 58 6 3 1

Физкультура и спорт 7 1 - 1

Экология 6 - - -

Итого 625 144 94 20

В качестве примеров проектов различных уровней можно привести следующие. Проекты первого уровня: «Создание Центра международной торговли»; «Создание технопарка высоких технологий», вторая очередь завода «Акри-лат» (г. Дзержинск) и т.д.

Проекты второго уровня: «Благотворительный ФОНД Преподобного С. Саровского»; «Нижегородский подвиг» Минина и Пожарского и т.д.

Предложенные проекты Стратегии I и II уровня явились началом формирования проектного реестра Совета по конкурентоспособности Нижегородской области при Областном Законодательном Собрании, который отвечал за реализацию полученных результатов.

Каждый из проектов поддерживал одно из ключевых направлений и способствовал достижению глобальной цели. Однако достичь этой цели через представленные проекты без консолидации населения вокруг предложенных образцов поведения, без принятия населением данных ценностей как своих собственных и воспроизводства на этой основе соответствующего им типа общественных отношений едва ли возможно. А главным «мотором», который должен был запустить в обществе сознательное внедрение, явился Кодекс ценностей, принятый на ассамблее всеобщим консенсусом стейк-холдеров. Именно представители нижегородского сообщества, участвующие в создании Кодекса, были способны тогда предложить общественности новый стиль, новый образ и новые привлекательные ценности, связанные с ценностями национальными и опирающимися на исторический опыт региона.

Таблица 3

Этический кодекс Нижегородца

Нижегородец в Обществе Нижегородец в Государстве Нижегородец в работе

Семья - основа общества Патриотизм Конкурентоспособность

Уважение к старшим Этика служения Предприимчивость

Преемственность поколений Служение отечеству - священный долг Порядочность в делах

Обеспеченная старость Свобода выбора образа жизни Достойное вознаграждение за труд как основа благосостояния

Доброжелательность ко всем окружающим Свобода передвижения Профессионализм и компетентность

Честность в отношениях Культура во всем Работоспособность

Взаимопонимание в общении Воля к победе Основательность

Доверие к людям Открытость власти Результативность начинаний

Взаимоуважение Готовность к сотрудничеству Расчетливость

Духовность в помыслах и действиях Национальные традиции и самобытность Образованность

Ответственность за себя и окружающих Патриотизм

Совестливость Этика служения

Духовное и телесное здоровье Любовь к жизни Служение отечеству - священный долг

Терпимость

Барьеры на пути реализации стратегии снимались путем применения партисипативной технологии проектного управления, а также расширением вовлеченности в процессы реализации проектов представителей различных групп стейк-холдеров и активных слоёв населения. Их преодолению также активно помогал Совет по конкурентоспособности при ОЗС. Следует отметить, что вертикальная интеграция была отработана как на региональном, так и на муниципальном уровнях в гг. Арзамас, Н.Новгород, Сокольский район и др. [1].

Ретроспективная оценка. Десятилетний период, прошедший со времени разработки двухуровневой стратегии, показал, что:

1. Самым важным результатом данного проекта оказалось преодоление внутренней дезинтеграции - устранение расширяющегося конфликта между двумя ветвями власти, охватившего все публичное пространство региона. Устранить конфликт позволил механизм внешней вертикальной интеграции, включавший в достижение консенсуса между различными стейк-холдерами как депутатов ОЗС, Госдумы от региона, так и непосредственно полномочного представителя Президента в ПФО В. Кириенко. Материалы «Гражданская ассамблея. Стратегическая сборка - 2015» были представлены в Администрацию Президента РФ. По результатам их рассмотрения в область пришёл другой губернатор В.Шанцев, который достаточно быстро погасил конфликт и консолидировал общество для достижения стратегических целей через выделенные ключевые направления развития региона.

2. В современных условиях конструирование Будущего, включающего стратегии развития на 5-10-15 лет, имеет смысл выполнять, несмотря на то, что глобальные проявления нестабильности в период 2008-2010 годов и последующий за ним период санкциональных войн, изменили построенную картину Будущего. Да, замедляется время достижения отдельных важнейших событий в Будущем региона. Да, реализуются не все сюжетные линии. Да, выполняются далеко не все основные экономические показатели. Тем не менее, как показало время, ключевые направления и глобальная цель стейк-холдерами были сформированы верно. Так, из 13 важнейших событий Образа Будущего, перечисленных в табл. 2, в 2015 году в полной мере было реализовано 7 событий (позиции 2, 4, 6, 8, 10, 11, 12), частично реализовано - 3 (позиции 1, 7, 13), и не реализовано - 3, (позиции 3, 5, 9).

Что же касается макроэкономических показателей, то здесь мы наблюдаем неоднозначную картину. С одной стороны отмечается приближение, а в ряде случаев даже превышение намеченных показателей, как это было с доходами населения. Например, доходы населения за этот период возросли с 4000 руб. до 24 503 руб. т.е. в 6,2 раза, а пла-

нировалось в 2,5 раза. ВРП в основных ценах с 2004 года по 2013 год увеличился с 241,230 млн. до 925 832 млн., т.е. увеличился в 3,8 раза, при ожидаемом в 2-3 раза. Инвестиции в основной капитал в фактически действующих ценах возросли с 64 505 млн. руб. в 2005 году до 276 819 млн. руб. в 2014 году, т.е. в 4,3 раза. Ожидалось же в 4 раза. Уровень преступности снизился с 2118 до 1435 , (в 1,5 раза)1.

Однако с другими намеченными показателями дело обстоит хуже. Прирост населения в области по-прежнему имеет знак минус: численность за этот период сократилась с 3479 тыс. до 3281 тыс. человек Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВРП сократилась с 35,2 до 27,2 в 2014 году. Не столь быстро рос и объем используемых инноваций .

3. Наиболее устойчивыми к глобальным проявлениям нестабильности оказались результаты реализации проектов второго уровня, связанные с духовным развитием социума. Они, в отличие от точечных проектов первого уровня, носят системный некоммерческий характер, обеспечивая воздействие на всех жителей территории.

В целом их результаты слабо подвержены конъюнктурным изменениям, что позволяет стабилизировать экономику через построение и реализацию системы духовных ценностей и обеспечивает снижение напряженности в обществе в условиях кризиса. Это, в конечном счете, способствует реализации проектов первого уровня даже в условиях появления непредсказуемых событий, в виде так называемых «черных лебедей».

4. Десятилетний опыт реализации региональной и муниципальных стратегий показал также достаточную устойчивость двухуровневой проектной активности к смене региональных управленческих команд. При новом губернаторе В. Шанцеве большинство проектов первого и второго уровней продолжало выполняться и вошло в новую стратегию «Стратегия - 2020», поскольку они отражали мнение и реальные возможности основных акторов публичного пространства.

5. Предложенный проектный партисипативный подход позволяет говорить не только об интеграции региональных стратегий развития по вертикали, но и о возможной интеграции стратегий отдельных регионов на горизонтальном уровне в рамках федеральных округов при условии вовлечения в неё полномочных представителей Президента в этих округах.

1 http://knoema.ru/atlas/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1 %81%ГО%В8%ГО%В 9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

2 http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.