Научная статья на тему 'Стратегии развития теории педагогического проектирования'

Стратегии развития теории педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / STRATEGY / EDUCATIONAL PROJECTING / PROGNOSTICATION / VOCATIONAL EDUCATION / PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

В данной статье рассматриваются стратегии развития теории педагогического проектирования, ориентированные на опережающее развитие профессионального образования, развивающиеся социально-экономические требования к личности и профессиональному образованию, прогностические предпосылки развития образования; научно обосновано использование прогнозов в проектировании на основе концепции единого процесса «прогноз-проект», единства нормативного и поискового подходов к проектированию педагогического процесса. Осуществлен логикометодологический анализ взаимосвязи развития образовательной системы социальноэкономическим, научно-техническим, культурологическим развитием общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF THE EDUCATIONAL PROJECTING THEORY DEVELOPMENT

The article is concerned with strategies of the educational projecting theory development focused on the advanced development of the vocational education, changing socioeconomic requirements to the vocational education and personality, and prognostic prerequisites of the education development. The author substantiates application of the prognoses in the projecting on the basis of the integrated process conception ‘prognosis project’ and unified normative and research approaches to the educational projecting. The methodological analysis of correlation between development of the educational system and socioeconomic, cultural, scientific and technical development of the society is also carried out.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития теории педагогического проектирования»

УДК 377

Маркова Светлана Михайловна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Нижегородского государственного педагогического университета dom-hors@mail.ru

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Markova Svetlana Mikhaylovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Theory and Methodology of Vocational Education Subdepartment, Nizhny Novgorod State Teachers’ Training University dom-hors@mail.ru

STRATEGIES OF THE EDUCATIONAL PROJECTING THEORY DEVELOPMENT

Аннотация:

В данной статье рассматриваются стратегии развития теории педагогического проектирования, ориентированные на опережающее развитие профессионального образования, развивающиеся социально-экономические требования к личности и профессиональному образованию, прогностические предпосылки развития образования; научно обосновано использование прогнозов в проектировании на основе концепции единого процесса «прогноз-проект», единства нормативного и поискового подходов к проектированию педагогического процесса. Осуществлен логикометодологический анализ взаимосвязи развития образовательной системы социальноэкономическим, научно-техническим, культурологическим развитием общества.

Ключевые слова:

стратегия, педагогическое проектирование, прогнозирование, профессиональное образование, перспективы.

Summary:

The article is concerned with strategies of the educational projecting theory development focused on the advanced development of the vocational education, changing socioeconomic requirements to the vocational education and personality, and prognostic prerequisites of the education development. The author substantiates application of the prognoses in the projecting on the basis of the integrated process conception ‘prognosis - project’ and unified normative and research approaches to the educational projecting. The methodological analysis of correlation between development of the educational system and socioeconomic, cultural, scientific and technical development of the society is also carried out.

Keywords:

strategy, educational projecting, prognostication, vocational education, prospects.

Стратегическими направлениями разработки теории педагогического проектирования являются: определение прогностических предпосылок развития системы профессионального образования, определение новой педагогической системы проектирования, разработка методологических основ этой системы, закономерностей и принципов ее функционирования.

В исследовании для решения поставленных задач изучались вопросы взаимосвязи науки и перспективных тенденций развития экономики, производства, техники, культуры, идеи интеграции в науке, технике, производстве, идеи интенсификации и индустриализации научных исследований в профессиональном образовании, вопросы интеграции знаний по предмету и объекту, идеи технологизации научных исследований, вопросы разработки научных концепций развития современного образования на основе прогностической функции педагогической науки, разработки прогностической модели квалифицированного рабочего и специалиста, экономикопрофессиональной и педагогической прогностики подготовки будущих рабочих, инновационных процессов достижения профессионализма деятельности и др.

Теория педагогического проектирования должна учитывать соотношение социальных, экономических, технических, педагогических, профессиональных прогнозов, она должна быть диалектически обоснованной, предусматривающей опережающее развитие профессионального образования в целом и педагогического процесса в частности. Поэтому определение стратегий развития основ проектирования педагогического процесса является актуальной задачей в современных условиях группировки профессий, динамичности содержания образования, проектирования интенсивных образовательных систем, моделей обучения и воспитания, механизмов их реализации в педагогической практике [1].

Целью стратегического развития педагогического проектирования в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования является системное целенаправленное определение и актуализация целей, содержания, форм, методов, средств, критериев и т.д. на всех уровнях прогнозирования, абстрагирования, их конкретизация во всех видах педагогиче-

ских проектах. Основной функцией решения научной проблематики является обеспечение постоянного соответствия между развивающимися социально-экономическими требованиями к личности и профессиональному образованию и их отражением в перечисленных категориях образовательной системы.

Перспективы построения теории определяются мировоззренческими, методологическими, прогностическими, социально-экономическими, психолого-педагогическими, профессио-логическими предпосылками. Речь идет о взаимопроникновении и взаимообогащении этих факторов, фокусирующихся, в конечном счете, в человеческой личности. Органическая взаимосвязь и взаимообусловленность всестороннего социально-экономического и научнотехнического процесса и развития систем образования - одна из наиболее фундаментальных теоретических и научнообоснованных закономерностей. В современных условиях эта закономерность приобретает особую активность и прогностическую значимость.

Осознание потребностей, мысленное их предвосхищение, изучение «прогностического фона», определяющего условия, в которых ожидается функционирование педагогического процесса, проектирование деятельности по достижению поставленных целей - процессы взаимосвязанные. При этом первостепенное значение имеет связь между прогнозированием и проектированием. Процесс продвижения от познавательного многовариантного предвосхищения до конкретных педагогических проектов достигается постепенно, фиксируясь как цели дальнейшего познания на различных уровнях проектирования. Вместе с тем прогностические исследования должны получить специфическую интерпретацию в соответствии с целями образования, воспитания и обучения будущих рабочих [2].

Методологический подход к использованию прогнозов в проектировании основывается на концепции единого процесса «прогноз-проект» [3].

В философско-методологической литературе раскрывается сущность этой концепции, которая заключается в «регламентации развития какого-либо процесса или явления проектами, планами, включающими определенный перечень показателей, а также в периодической корректировке этих проектов на основе прогнозной информации, позволяющей производить оценку эффективности требуемых показателей проектирования. Показатели прогноза и проекта должны быть связаны в единую систему» [4]. В связи с этим в нашем исследовании ставится задача выделения в системе проектирования области и показателей, где прогнозная информация абсолютно необходима.

Все сказанное, подтвержденное исследованиями ведущих ученых, позволяет предположить, что рассмотрение системы педагогического проектирования на основе теории прогнозирования является ведущей стратегией развития проектирования педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования.

В современных условиях все более проявляется направленность реализации единства нормативного и поискового подходов к проектированию педагогического процесса. Нормативное и поисковое проектирование - это единый процесс, требующий органического единства как выявления перспективных проблем развития образования, так и средств решения этих проблем [5, с. 31].

На основании исследований поисковый подход к проектированию можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых «тенденций в изучаемых явлениях, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Его суть и цель - выяснить, что произойдет, какие проблемы возникнут или назреют при сохранении существующих тенденций развития.

Нормативный - ориентирован на задание некоего оптимального состояния исследуемого объекта средствами целеполагания по заранее определенным критериям с целью выявить альтернативные пути достижения оптимума» [6, с. 20].

Вместе с тем нормативный и поисковый подходы к проектированию педагогического процесса предстают как подсистемные. Они взаимосвязаны между собой: результаты поискового проектирования задают изначальный импульс для организации целенаправленного изыскания средств совершенствования всех компонентов педагогического процесса.

Многоаспектность, многофункциональность и многоплановость системы педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях существенно усложняют проблему проектировочного знания в профессиональной педагогике. По-нашему мнению, речь должна идти об активно преобразующем характере проектировочного знания, способствующего реализации не только прогностической, но и преобразовательной, познавательно-конструкторской функции по отношению к педагогической практике.

Только при этих условиях проектировочное знание будет выполнять свою нормативную функцию, позволяя перейти от теоретических знаний к знаниям о методике организации соответствующих прогнозных разработок.

Необходимость перспективного опережающего развития педагогических систем профессионального образования очевидна. В теории и практике профессионального образования уделяется большое внимание исследованиям инновационных процессов, связанных с экспериментальными исследованиями интенсификации профессионального становления высококвалифицированных рабочих.

Проектирование образовательных систем имеет свои компоненты, параметры, функции, закономерности и рассматривается как сложноорганизованная система, реализующая законы педагогики и законы производства, отражающие общие закономерности прогностики, социологии, экономики, техники, технологии в соответствии с методикой учебно-познавательного и учебно-производственного процессов. Дидактическая система проектирования отражает объективно существующие зависимости структуры и функциональных элементов учебнопознавательной и учебно-производственной деятельности. В нашем исследовании единство теории и производства обучения рассматривается как основной системообразующий фактор проектирования системы педагогического процесса, отражающий сущность педагогического процесса в профессиональном образовании.

Цели и задачи образовательной системы изменяются под влиянием требований социально-экономического развития, научно-технического прогресса, культурных традиций.

Степень и качество удовлетворения этих требований зависит от прогностических функций образовательной системы.

Современные преобразования в технике, технологии и организации производства, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие демократии и гармонизации личности, высокий уровень интеллектуализации труда, автоматизация и информатизация производства остро обозначили необходимость по-новому строить отношения системы образования с наукой, производством, отраслями народного хозяйства.

Современное экономическое состояние нашей страны предъявляет повышенные требования к уровню квалификации рабочих и специалистов, образованности и воспитанности. Это, в свою очередь, требует прогностических исследований в области профессионального образования, создание прогностической модели специалиста, диктует существенные изменения в содержании профессионального образования.

Проектирование образовательных систем должно быть направлено на установление соответствия потребностей общества и потребностей личности, условий и факторов учебновоспитательного процесса.

В центре проектирования педагогической системы лежат процессы, удовлетворяющие потребности человека в образовании, связанные с внедрением новых технологических процессов, обеспечивающих подготовку специалистов для работы по новым технологиям в системе рыночных отношений и способных работать с новыми видами деятельности (социальной, экономической, природной, научной, управленческой, коммерческой). Принципиально новыми становятся цели и содержание учебного процесса, ориентированные на развитие профессиональной деятельности, способностей к овладению новыми технологиями, целостной мировоззренческой, общей и профессиональной культуры.

Таким образом, проектирование, прежде всего, связано с социально-экономическим аспектом профессионального образования. Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов требует комплексного подхода к проектированию учебной и воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

В современных условиях высокая квалификация немыслима без общей культуры, научнотехнических и профессиональных знаний.

Ссылки:

1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб., 1999.

2. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.

3. Бестужев-Лада И.В. От проектного прогнозирования к прогнозному проектированию // Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. Красноярск, 1988. С. 3-11.

4. Там же.

5. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1977.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.