Юбилей
93
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
СОЗАНОВ Валерий Гаврилович - д-р техн. наук, профессор, ректор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: v.sozanov@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются основные направления деятельности Северо-Осетинского государственного университета в контексте реформирования российской высшей школы, анализируются результаты реализации Программы стратегического развития вуза в направлении улучшения качества образовательного процесса, культурно-массовой и воспитательной работы, повышения эффективности научно-исследовательской деятельности, активизации международного академического сотрудничества, модернизации материально-технической базы.
Ключевые слова: программа стратегического развития, качество образования, эффективность научных исследований, публикационная активность, совершенствование инфраструктуры вуза
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова - одно из старейших высших учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа.
Основанный в первые послереволюционные годы как Терский институт народного образования, вуз стал родоначальником высшего педагогического образования на Северном Кавказе. В 1967 г. институт был реорганизован в Северо-Осетинский государственный университет.
За годы своего существования вуз подготовил десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, среди которых крупные государственные деятели, главы регионов и городов, руководители крупнейших предприятий страны, выдающиеся ученые, знаменитые актеры. В числе выпускников СОГУ - губернатор Московской области Андрей Воробьев, заместитель министра обороны РФ Руслан Цаликов, сенаторы Олег Хацаев и Александр Тотоонов, первый Президент РСО-Алания Ахсарбек Галазов, депутат Государственной думы РФ Тамерлан Агузаров, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская и др. Многие всемирно известные спортсмены были нашими студентами: самый титулованный российский футбольный тренер Валерий Газзаев, олимпийские
чемпионы Хаджимурат Г ацалов, Хасан Ба-роев, Алан Хугаев, Тамерлан Тменов, Аида Шанаева, чемпионы мира Тима Туриева, Алан Гогаев и др.
Общественно-политические и экономические преобразования в стране, а также специфические демографические процессы последнего времени поставили коллектив СОГУ, как и другие российские вузы, перед необходимостью выработки стратегии действия в условиях жесткой конкуренции. При этом был избран комплексный подход
94
Высшее образование в России • № 10, 2015
к определению и реализации перспектив развития, предполагающий сбалансированное развитие всех направлений деятельности вуза. Этот подход лег в основу разработанной нашими учеными в 2011 г. Программы стратегического развития СОГУ, которая стала победителем конкурса программ стратегического развития, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации. В соответствии с этой программой в настоящее время университет проводит широкий комплекс мероприятий, направленных на развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности, на совершенствование кадровой, материально-технической и инфраструктурной базы вуза.
Одной из основных задач коллектива университета является повышение качества образования. С этой целью в вузе создан Совет по качеству образования, координирующий деятельность в области кадровой политики и методического оснащения образовательного процесса. Разработана и утверждена стратегия обеспечения качества образования. Для подготовки к работе в соответствии с требованиями стандартов системы менеджмента качества сотрудники университета прошли обучение и получили сертификаты Южной Софтверной Компании по курсу «Система менеджмента качества в учреждении профессионального образования в соответствии с требованиями стандартов ISO 9001:2008, ENQA и модели совершенства EFQM ».
Важным направлением совершенствования образовательной деятельности университета является работа по созданию современных учебно-методических материалов. За последние два с половиной года преподавателями университета издано 23 учебника, 88 учебных пособий (с индексом КВ^ грифами УМО), около 200 учебнометодических пособий, десятки хрестоматий, практикумов, сотни учебных программ. Отметим, что разработанные в СОГУ образовательные программы по направлениям
«Юриспруденция» и «Филология» вошли в список «Лучшие образовательные программы инновационной России-2014», а клинико-диагностическому центру СОГУ присвоен статус «Инновационный центр Стоматологической ассоциации России».
Повышению качества образования, несомненно, способствует и комплекс мер по расширению способов текущей и рубежной аттестации студентов. В их числе - формирование банка электронных контрольноизмерительных материалов по специальностям и направлениям подготовки, содержащий почти пять тысяч тестов по полутора тысячам дисциплин. Для системного внедрения информационно-коммуникационных технологий и эффективного использования закупленного мультимедийного оборудования в вузе действуют лаборатории инновационных образовательных технологий. На их базе реализуются проекты по внедрению системы дистанционного обучения и созданию мультимедийных образо-вательныхресурсов. По каждой образовательной программе разработаны практикоориентированные фонды оценочных средств, прошедшие рецензирование у представителей академического сообщества и работодателей. В учебный процесс внедряются такие формы педагогических технологий, как интерактивное обучение, применение инструментов имитации практической деятельности обучающихся. На сайте университета создан и функционирует портал дистанционного обучения, который является площадкой, обеспечивающей самоподготовку студентов и доведение до них методических материалов.
Отдельное внимание в СОГУ уделяется вопросам трудоустройства выпускников, ведь только выпускник, подготовленный на должном уровне, имеющий возможности для успешного трудоустройства и ориентированный на работу по полученной специальности, способен сегодня стать примером для абитуриентов. За прошедший год заключено около 100 договоров о трудо-
Юбилей
95
устройстве выпускников университета с предприятиями и организациями различных форм собственности.
Очевидно, что достижение качества образования было бы невозможно без обеспечения соответствующего уровня подготовки профессорско-преподавательского состава. В 2012 г. Ученым советом университета была принята «Концепция кадровой политики », в ходе реализации которой удалось достигнуть увеличения доли штатных ППС, работающих на полную ставку (от общего количества ставок), доли штатных преподавателей, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, доли преподавателей, имеющих ученые звания доцента и профессора, а также снижения среднего возраста профессорско-преподавательского состава. При этом особое внимание мы уделяем привлечению молодых преподавателей и ученых. С этой целью в вузе проводятся конкурсы по отбору в кадровый резерв сотрудников в возрасте до 25 лет без ученой степени и до 35 лет с ученой степенью кандидата наук. Также в кадровый резерв университета включена группа молодых ученых в возрасте до 32 лет, активно работающих над докторскими диссертациями. Следует отметить, что последовательное выполнение «Концепции кадровой политики» позволило не только улучшить качественный состав профессорско-преподавательского состава университета, но и обеспечить полное выполнение требований по достижению показателей средней заработной платы, предусмотренных «майскими указами » Президента РФ.
Благодаря системному, комплексному подходу удалось придать особую динамику и повышению эффективности научных исследований в университете. В частности, следует отметить тот факт, что только за последние три года общий годовой объем НИР увеличился
в несколько раз. Это позволило создать в структуре университета пять научно-исследовательских центров, в рамках которых сконцентрированы основные кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы для реализации исследований в области нанотехнологий,органической химии, биотехнологий, экологии, фармацевтики, а также межнациональных и межконфессиональных отношений. При этом сотрудники научно-исследовательских центров были обеспечены современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим проводить исследования на высоком научном уровне. Эти меры придали новый импульс развитию, в частности, центра коллективного пользования «Физика и технологии наноструктур», который оказывает широкий спектр услуг в области физико-химического анализа и экспертизы материалов разнообразной природы. Центр проводит фундаментальные исследования, осуществляет поисковые, инновационные и метрологические работы. Ученые плодотворно сотрудничают с ведущими отечественными и международными институтами, в частности со Свободным университетом Берлина и университетом Токио. Научные программы центра стали победителями престижных федеральных целевых программ, а одна из разработанных технологий внедрена в производство фирмой «Кодак».
96
Высшее образование в России • № 10, 2015
Большое значение в университете придается публичному обсуждению результатов научных исследований и развитию научных контактов:только за последние полтора года проведено шесть международных, восемь всероссийских и пять региональных конференций. Кроме того, организовано 28 научныхи научно-практических студенческих конференций (в том числе шесть всероссийских, две межрегиональные, четыре межвузовские), 10 круглых столов, 15 научных семинаров, 15 выставок студенческих научных работ и восемь творческих конкурсов. Студентами университета получено порядка 500 различных наград (дипломы, премии, грамоты и т.д.).
Важной формой повышения качества образования и эффективности научных исследований является, несомненно, международное сотрудничество. У нас сложились устойчивые контакты с Германской службой академических обменов (DAAD), Университетом штата Юта (США), Университетом Гавра (Франция), Остфольдским университетским колледжем (Норвегия). В 2013 г. были подписаны договоры о сотрудничестве с Техническим Университетом Дрездена (Германия) и Институтом международных отношений У ниверситета Варшавы (Польша). В составе международного консорциума СОГУ выиграл грант программы Tempus IV для реализации проекта “GREEN MASTER” - прохождение магистратуры в области инновационных технологий в сфере энергосбережения и экологического контроля в российских университетах с участием работодателей. В
2012 г. вуз вошел в число 20 университетов (из них 10 российских и 10 европейских), получивших грант в рамках программы Erasmus Mundus для реализации проекта международной академической мобильности «Аврора - инновационное высшее образование ». Благодаря участию в проекте студенты и преподаватели университета проходят обучение и повышение профессиональной квалификации, участвуют в совместных научных исследованиях в европейских вузах-партнерах.
Активно развивается музейный комплекс СОГУ, в который входят музей древностей Алании, зоологический музей и геолого-минералогический музей. Особо следует отметить музей древностей Алании, в экспозиции которого хранятся результаты археологических открытий последних десятилетий, а также уникальные этнографические материалы.
Инфраструктура университета получила значительный импульс к развитию в трех основных направлениях: строительство новых объектов, капитальный ремонт действующих зданий и приобретение научного и учебного оборудования. За два последних года выполнен капитальный и текущий ремонт, реконструированы восемь учебно-лабораторных корпусов, Дво-
Юбилей
97
рец спорта, студенческие общежития, построен и введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном.
Опыт Северо-Осетинского государственного университета свидетельствует о
том, что только скоординированные и тщательно спланированные мероприятия по всем направлениям деятельности могут обеспечить эффективное развитие вуза.
Статья поступила в редакцию 14.06.15.
THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY: AN INTEGRATED APPROACH
SOZANOV Valery G. - Dr. Sci. (Technical), Professor, Rector, North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov. Vladikavkaz, Russia. E-mail: v.sozanov@mail.ru
Abstract. The article describes the main directions of activities of the North-Ossetian State University in the conditions of Russian higher education reforming; analyzes the results of the implementation of the program of strategic development of the University in improving the quality of the educational process, cultural and educational work, improving the efficiency of research activities, strengthening international academic cooperation, modernization of material-technical base.
Keywords: North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov, strategic development program, education quality, efficiency of research, publication activity, improvement of the University infrastructure
The paper was submitted 14.06.15.
О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТАХОХОВ Борис Александрович - д-р пед. наук, профессор, декан факультета психологии и социологии, зав. межфакультетской кафедрой педагогики и психологии. СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: borisbit@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются основные направления развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей университета: содержание и формы повышения квалификации, учёт социально-психологических особенностей современного студенчества, создание учебной литературы, разработка и внедрение в образовательный процесс индивидуальных учебных программ и соответствующей учебно-методической литературы, организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, парадигмаль-ные изменения, компетентностный подход, образовательные стандарты, электронная учебная литература, «клиповое » мышление, индивидуализация, персонодидактика, современные технологии обучения
Главной движущей силой вузовского следуетпридавать развитию его профессио-образовательного процесса, его краеуголь- нально-педагогической компетентности, в ным камнем является преподаватель [1]. которой выделяются, с одной стороны, Поэтому большое значение в университете глубокие теоретические знания и практи-