Научная статья на тему 'Стратегии развития предприятий малого бизнеса: условия и ограничения'

Стратегии развития предприятий малого бизнеса: условия и ограничения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3090
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ОГРАНИЧЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / CONDITIONS FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / RESTRICTIONS ON SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федюнин Вячеслав Валерьевич

В статье рассматриваются возможности государства в формировании условий для развития предпринимательства, особую роль занимает сегмент малого бизнеса. Определяются условия и ограничения разработки и использования стратегий малого бизнеса. Определены ключевые ограничения в развитии малого бизнеса на современном этапе развития экономики и необходимость их учета при формировании стратегии развития предприятия. Государство и малый бизнес должны иметь общую цель, а именно акцент на промышленное производство, на изменение структуры экономики в сегменте малого и среднего бизнеса это та перспектива, которая на сегодняшний день является важной и обоснованной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY FOR SMALL BUSINESSES: CHALLENGES AND LIMITATIONS

The paper discusses state participation in creating favorable conditions for the development of entrepreneurship, especially its special role in small business segment. Conditions and limitations for the development and implementation of small business strategies are defined. Key constraints in the development of small business at the present stage of economic development are identified; the need to incorporate them into the business development strategy is stated. The author argues that the state and small business must have a common goal, namely they should focus on industrial production and changing economic structure in the segment of small and medium business; and this is the most important goal today.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития предприятий малого бизнеса: условия и ограничения»

ким уровнем образования, предпочитающих квалифицированный труд, молодежь, ориентированную на достойные условия найма. В связи с этим важнейшим направлением сельского развития является диверсификация сферы приложения труда и источников доходов различных социальных групп за счет расширения несельскохозяйственных видов деятельности.

Заключение

Проведенное исследование направлено на выявление и анализ гендерных различий в сфере занятости, а также оценку соответствия работы и специальности по диплому о профессиональном образовании. В качестве рабочей гипотезы было высказано предположение, что наиболее важным критерием предпочтений занятости является высокая социальная стабильность занятости, в то время как для мужчин прежде всего важна высокая заработная плата. В статье выполнен эмпирический анализ характеристик занятости сельских женщин и мужчин. Сделан вывод, что женщины предпочитают работать на предприятиях государственной формы собственности со статусом юридического лица и реже в частном секторе, в отличие от мужчин. Женщины чаще мужчин работают в качестве наемных работников за заработную плату, по бессрочному трудовому договору, преимущественно в дневное время. Эти факты эмпирически подтверждают рабочую гипотезу о предпочтениях женщин иметь стабильную занятость. Женщины чаще мужчин работают в соответствии с полученной специальностью и чаще указывают на то, что полученное образование очень помогает им в их текущей работе, однако они реже мужчин получают специальную профессиональную подготовку для текущей работы. В свою очередь, мужчины чаще женщин уверены, что имеют квалификацию для выполнения более сложной работы. Необходима система мер, направленных на снижение гендерных диспропорций в структуре занятости и на

локальных рынках труда. Сделан вывод, что важнейшим направлением сельского развития является диверсификация сферы приложения труда и источников доходов различных социальных групп за счет расширения несельскохозяйственных видов деятельности. Важно усилить контроль за фактами гендерной дискриминации в аграрном секторе экономики с целью защиты прав сельских женщин на рынке труда. Кроме того, необходима система мер, которые сформируют условия для развития женского предпринимательства в аграрном секторе экономики.

1. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / отв. ред. и сост. канд. экон. наук Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - «Русская панорама», 2002.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.

3. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / пер с англ. М.: Весь мир, 2001.

4. Гидденс Э. Социология / при участии К. Бердсолл; пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2005.

5. Комплексное наблюдение условий жизни населения РФ, проведенное в 2011 г. на основании Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 946. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/KOUZ/ survey0/ index.html.

6. Anker R. Theories of Occupational Segregation by Sex: An overview // International Labor Review. 1997. Vol. 136. № 3.

7. BellerA. Occupational Segregation by Sex: Determinants and Changes // Journal of Human Resources. 1982. № 20. P. 235-250.

8. Blau F., Hendricks W. Occupational Segregation by Sex: Trends and Prospects // Journal of Human Resources. 1979. № 14. P. 197-210.

9. DoeringerP., Piore M. International Labor Market and Manpower Analysis. Lexington, 1971.

10. Hakim C. Women, Careers, and Work-life Preferences // British Journal of Guidance & Counseling. 2006. Vol. 34. № 3. P. 279-294.

^ййр [email protected] Вячеслав Валерьевич Федюнин,

доцент кафедры «Финансы и экономика», Омский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», директор Омского регионального фонда поддержки УДК 658.114 и развития малого предпринимательства

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА:

УСЛОВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ

В статье рассматриваются возможности государства в формировании условий для развития предпринимательства, особую роль занимает сегмент малого бизнеса. Определяются условия и ограничения разработки и использования стратегий малого бизнеса. Определены ключевые ограничения в развитии малого бизнеса на современном этапе развития экономики и необходимость их учета при формировании стратегии развития предприятия. Государство и малый бизнес должны иметь общую цель, а именно акцент на промышленное производство, на изменение структуры экономики в сегменте малого и среднего бизнеса - это та перспектива, которая на сегодняшний день является важной и обоснованной.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, условия развития малого бизнеса, ограничения в малом бизнесе.

-♦

V.V. Fediunin

DEVELOPMENT STRATEGY FOR SMALL BUSINESSES: CHALLENGES AND LIMITATIONS

The paper discusses state participation in creating favorable conditions for the development of entrepreneurship, especially its special role in small business segment. Conditions and limitations for the development and implementation of small business strategies are defined. Key constraints in the development of small business at the present stage of economic development are identified; the need to incorporate them into the business development strategy is stated. The author argues that the state and small business must have a common goal, namely they should focus on industrial production and changing economic structure in the segment of small and medium business; and this is the most important goal today.

Keywords: small business, state support, conditions for small business development, restrictions on small business.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств, крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающаяся под влиянием многих факторов. Крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Мелкий бизнес не требует значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малые предприятия расширяют сферу приложения труда, создают новые возможности для трудоустройства, предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

На фоне глобальных экономических изменений малый бизнес является одним из приоритетных направлений развития российской экономики. Несовершенный механизм государственной защиты и неблагоприятные факторы, формирующие деловую среду бизнеса, говорят о настоятельной необходимости поиска внутренних источников развития, эффективных методов управления. Топ-менеджер малого предприятия должен выстраивать стратегию развития с целью достижения долгосрочного успеха фирмы. Актуальность проблематики заключается в том, что вопреки бытующему мнению о невозможности стратегического развития малого бизнеса для эффективного функционирования и максимизации прибыли необходимо формирование стратегии развития малых предприятий, поиск новых возможностей, достижения новых целей. Малый бизнес является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Он способствует развитию конкуренции, ведет к насыщению рынка потребительскими товарами и услугами, эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, в данной среде создается важная прослойка общества - средний класс. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Он осваивает, как правило, экономические ниши, непривлекательные для крупного бизнеса. Предпринимательство - это самостоятельность в действиях. Сейчас класс предпринимателей только начинает формироваться. Это люди от 25 до 48 лет (средний возраст - 38 лет). По словам президента России, занятие малым и средним бизнесом в РФ должно быть простым и доступным. «Государство, все уровни власти должны сделать все возможное, чтобы занятие

бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным, чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы правила и законы были стабильными и понятными. В бизнесе должна быть обеспечена честная и открытая конкуренция, чтобы никто не мешал работать...».

По данным Центра конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ в области «Индекса предпринимательских настроений», 70% малых предприятий определяют себя «находящимися в условиях неопределенности», при этом 45% предприятий не понимают, что происходит во внешней экономической среде. Показатель-фактор «неопределенность экономической ситуации» в период с февраля 2014 г. по февраль 2015 г. усилился на 14 п. п., прирост составил 45%; фактор « недостаток финансовых ресурсов» снизился за аналогичный период с 42 до 39%; фактор недостаточного спроса упал до 49%.

С одной стороны, в данных экономических условиях предприниматели живут одним днем, не задумываясь о стратегической перспективе, что усугубляет их положение на рынке. С другой стороны, малое предпринимательство воспринимается как развитие собственного дела, как составляющая развития экономики нашей страны. Особенно это ощутимо на уровне муниципалитетов, где малые и средние коммерческие организации способствуют развитию территории, заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования среднего класса и благополучно развивающегося реального сектора экономики. Это выражается в средствах, которые выделяются им из федерального бюджета. Динамика финансирования программ поддержки развития малого бизнеса в России такова:

2005 г. -1,5 млрд руб.;

2006 г. - 3 млрд руб.;

2007 г. - 3,8 млрд руб.;

2008 г. - 3,8 млрд руб.;

2009 г. - 10 млрд руб.;

2010 г. - 17,8 млрд руб.;

2011 г. - 20,8 млрд руб.;

2012 г. - 21 млрд руб.;

2013 г. - 22 млрд руб.

На федеральном уровне в 2014 г. было выделено на поддержку всех региональных программ развития малого предпринимательства 22 млрд руб., без учета кредитных ресурсов, выделяемых государством под эти программы, которые составили 40 млрд рублей. Но вместе

с тем доля малого бизнеса в ВВП России составляет около 20%, тогда как в Европе этот показатель - 50% [6].

Комплекс мер государственной предпринимательской поддержки в Омской области предусматривает выделение из областного бюджета на финансовую поддержку бизнеса 83,5 млн рублей. На поддержку регионального бизнеса Минэкономразвития России в 2015 г. выделит средства в размере 235,7 млн рублей. Основными проектами, на которые будут направлены федеральные средства и областное софинансирование, являются субсидирование затрат на оборудование, компенсация расходов по договорам лизинга, развитие социального предпринимательства, а также развитие гарантийного механизма на базе Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Также федеральные субсидии будут частично направлены на софинансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства в форме грантов для начинающих предпринимателей. Кроме того, в регионе зарегистрирован новый Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Фонд предоставляет микрофинансовые займы малым и средним предприятиям региона [5].

Государство в условиях нестабильной конъюнктуры рынка вырабатывает и предпринимает комплекс мер по всесторонней поддержки малого бизнеса и создает условия, обеспечивающие устойчивой рост и повышение конкурентноспособности и инвестиционной привлекательности. Но заинтересованность государства в развитии малого и среднего бизнеса обеспечивает малому бизнесу 20% успеха. Остальные 80% - это менеджмент, ресурсы, кадры, желание эффективно работать и развиваться. Главными критериями успешности малого бизнеса являются умение бизнеса противостоять различным внешним и внутренним проблемам, профессиональную пригодность менеджеров и сотрудников, грамотную организацию труда, возможность формировать и использовать в своей деятельности дополнительные финансовые источники.

Вместе с тем предпринимательское общество можно разделить на тех, кто самостоятельно развивает свой бизнес, научился грамотно использовать государственную поддержку, и скептиков, которые не верят в реальность этой поддержки.

В процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда условий. Эти условия можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного, материально-технического, кредитного характера). Условия, сдерживающие развитие предпринимательства, являются ограничениями. Опрос, проведенный Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства, выявил следующие ключевые ограничения: несовершенство налоговой системы, на данный фактор указали большинство респондентов (всего в опросе принял участие 1251 человек) - 27%, финансовые ограничения составили 26%, недостаток квалифицированных кадров - 12%.

Исследования компании PricewaterhouseCoopers по уплате налогов в мире в 2013 г. подтверждают, что совокупная налоговая нагрузка в России - 54,1% (для сравнения: в ЕС - 42,6%, в мире - 44,7%). У нас выше

тарифы и ставки по кредитам, что наравне с налогами неблагоприятно влияет на конкурентоспособность бизнеса [4]. Инициатива президента России Владимира Путина оставлять налоги с малого бизнеса полностью в муниципалитетах - это очень своевременное и актуальное предложение, так как малый бизнес участвует в формировании местного бюджета и социальном благополучии района.

Сложность привлечения финансовых средств характеризуется труднодоступными для малого бизнеса формами кредитования с высокими процентными ставками. Высокие ставки, невысокая производительность труда приводят к росту издержек и, естественно, к низкой конкурентоспособности предприятий в сегменте малого бизнеса. Решать данную проблему необходимо за счет создания специальных инструментов, стимулирующих банки снижать нагрузку на малый бизнес. И такие инструменты существуют: программы МСП банка, деятельность гарантийных организаций, субсидирование. Но в целом политика «дорогих» денег - это макроэкономический уровень принятия решений государством. И пока государство не выберет для себя другие приоритеты, в том числе удешевление финансовых средств для всего бизнеса, проблема не будет решена.

Недостаток квалифицированных трудовых ресурсов проявляется в дисбалансе на рынке труда и образовательных услуг. Природа малого предпринимательства содействует первоначальному накоплению капитала, и многие предприятия создаются социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации. Отраслевая структура нашей экономики и огромная территория страны с демографическими пустынями также оказывают влияние на формирование рынка труда и занятости. В России крупные компании являются системообразующими, они оттягивают на себя большую часть населения. Малый бизнес ориентируется, как правило, на региональный потребительский рынок. В Омской области плотность населения на 1 кв. км - 13 человек (для сравнения: в Германии - 200 человек на 1 кв. км, почти в 15 раз выше). Тем не менее в малом бизнесе Омской области сегодня трудится около 30% от экономически активного населения [2].

Одной из причин слабой жизнедеятельности малых предприятий является недостаточная обоснованность стратегий их развития в связи с невозможностью использования в малом бизнесе моделей, которые применяются для обоснования стратегии крупных корпораций из-за отсутствия информационной базы. На наш взгляд, целесообразно предложить малому бизнесу банк готовых моделей стратегий, которые объединяют успешный опыт деятельности предприятий в этом сегменте.

Чтобы стать стратегией развития, текущий набор ограничений и задач фирмы должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, а также эффективно сочетаться и дополнять друг друга. Стратегии развития малого бизнеса будут эффективны при определенных условиях и состоянии среды.

Выбор стратегии осуществляет топ-менеджер коммерческой организации с учетом определенных критериев развития: предсказуемость внешней среды, по-

тенциал фирмы, фактор времени, уровень риска, опыт реализации предыдущих стратегий.

В практике стратегического менеджмента многообразие стратегий базируется на четырех фундаментальных стратегиях (каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды, все остальные являются их модификацией):

1. Стратегия ограниченного роста. Цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. Это стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений. Она приемлема для малых предприятий, занимающих достаточно долго стабильное положение на рынке.

2. Стратегия роста. Характерна для фирм, которые в качестве генеральной цели развития выдвигают цели роста - прибыли, доли рынка, объема продаж. В практике приемлема для малых предприятий с инновационными продуктами, стремящихся к дальнейшему росту.

3. Стратегия сокращения. Реализуется при спадах и кардинальных изменениях в экономике, включает варианты ликвидации, сокращения и переориентации. Учитывая высокую гибкость малого бизнеса, данную стратегию можно рассматривать в качестве стратегии обновления бизнеса.

4. Комбинированная стратегия. Представляет собой комплекс всех базовых стратегий, характерна для крупного бизнеса.

Преимущество малых предприятий перед большими компаниями состоит в том, что они быстро перестраивают и корректируют свою программу развития в зависимости от реалий настоящего времени. Поэтому основными стратегиями поведения малого предприятия являются:

- стратегия копирования («ложный гриб»). Малая фирма использует результаты научно-технических достижений крупного бизнеса, создавая копии продуктов и являясь их ценополучателями;

- стратегия оптимального размера («премудрый пескарь»). Малая фирма занимает свою нишу и удерживает данные позиции, не увеличивая масштабы своей деятельности;

- стратегия участия в продукте крупной фирмы («жалящая пчела»). Предполагает участие в продукте крупной компании, которая отказывается от неэффективных этапов производства в пользу мелких фирм. Но малый бизнес в данном случае попадает в полную зависимость от крупной компании; снизить такой риск малая фирма может за счет ограничения доли оборота, приходящегося на крупный бизнес;

- стратегия использования преимуществ крупной фирмы («хамелеон»). Использование малой фирмой достоинств крупной компании, стратегия франчайзинга.

Стратегии развития малых предприятий имеют свои модификации [1, с. 145]:

- стратегия совершенствования функций менеджмента. Предусматривает развитие нового этапа малого бизнеса. На первый план при разработке стратегии выдвигаются задачи эффективного менеджмента, совершенствования организационной структуры фирмы, минимизации издержек, совершенствование логистики, четкая координация партнерских отношений;

- стратегия усиления микроэкономических взаимодействий внутри малого бизнеса. Позволяет сконцентрировать усилия взаимовыгодного взаимодействия между микропредприятиями на фоне неблагоприятной экономической среды и слабой государственной поддержки;

- стратегия усиления горизонтальных взаимодействий малых предприятий. Предполагает усиление горизонтального сотрудничества внутри сектора малого бизнеса, альянс малых предприятий, который позволяет снизить трансакционные издержки, реализовать совместные проекты.

Таким образом, стратегия позволяет малому предприятию определить способы достижения реальных целей в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Единой стратегии для всех форм бизнеса не существует, каждая фирма уникальна и должна использовать весь свой внутренний потенциал. Для эффективного развития данного сектора экономики необходима соответствующая государственная политика. Государство и малый бизнес должны иметь общую цель, а именно акцент на промышленное производство, на изменение структуры экономики в сегменте малого и среднего бизнеса - это та перспектива, которая сегодня является важной и обоснованной. Поэтому при формировании стратегии предприятия в указанном сегменте, нацеленной на успех, нельзя не учитывать важную роль государства, которое создало или должно создавать благоприятные условия для бизнеса.

1. Бойко А.А., Белюкова К.И. Особенности разработки стратегии развития предприятий малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетникова. 2012. № 3.

2. Официальный сайт Минэкономразвития РФ URL: http:// www.economy.gov.ru (дата обращения: 22.07.2015).

3. Официальный сайт Омская губерния. URL: http://www. mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MEC/ news/1436847035175.html (дата обращения: 25.07.2015).

4. Официальный сайт Омского регионально фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Что мешает развиваться малому и среднему бизнесу? URL: http://fond-omsk.ru (дата обращения: 27.07.2015).

5. Официальный сайт Омского регионального информационного агентства (РИА) «NB Особое внимание». URL: http:// www.nb-media.ru/main.php?id=1&nid=8028 (дата обращения: 28.07.2015).

6. Хандриков И. Уроки - 2013 // Первая гильдия России. 2014. № 1. С. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.