Научная статья на тему 'Стратегии развития корпораций автомобильной промышленности'

Стратегии развития корпораций автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ РОСТА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ ВНУТРЕННЕГО РОСТА / СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕГО РОСТА / CORPORATION / CORPORATE SYSTEM / AUTOMOTIVE INDUSTRY / ECONOMIC GROWTH / ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGY / GROWTH STRATEGY / DEVELOPMENT STRATEGY / INTERNAL GROWTH STRATEGY / EXTERNAL GROWTH STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журова Л.И., Турова С.Э.

Высокий уровень неопределенности внешних условий хозяйственной деятельности, усиление интеграционных процессов, обострение конкурентной борьбы на товарных рынках требуют принятия обоснованных решений о направлениях стратегического развития компаний, способах достижения целевых показателей их развития. Особенно актуальны вопросы формирования стратегии развития для корпоративных систем, представляющих собой группы компаний, осуществляющих совместную согласованную деятельность на основе консолидации своих стратегических ресурсов и возможностей, чаще всего на базе акционерного соучредительства. Крупные корпоративные системы занимают существенную или доминирующую долю в отраслях и на рынках товаров и услуг, являются крупными плательщиками налогов в бюджет государства, определяют тренды развития экономики. Организационная и управленческая сложность таких систем требует согласования интересов и ресурсных возможностей участников корпоративной системы, координации их действий в процессе достижения стратегических целей развития и, соответственно, более взвешенного подхода к обоснованию целевых ориентиров развития и типа стратегии развития. Корпоративные системы сформировались во всех отраслях экономики. В качестве объекта исследования в рамках работы выступают корпорации автомобильной промышленности. Целью работы является анализ стратегий развития, реализуемых корпорациями автомобильной промышленности, выявление тенденций их стратегического развития. В работе рассмотрены теоретические подходы к классификации стратегий, представлен анализ стратегий развития корпораций автомобильной промышленности, выделены факторы, влияющие на выбор типа стратегии, выявлены тенденции стратегического развития автомобилестроительных корпораций. Основу для проведения исследования составили научные публикации в области стратегического управления, в ходе исследования применялись приемы монографического описания, структурно-логического подхода, системного анализа, в качестве специальных методов исследования использованы статистический и аналитический методы. Результаты исследования могут быть использованы для формирования стратегических программ развития автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGIES OF AUTOMOBILE INDUSTRY CORPORATIONS

The high level of uncertainty in the external conditions of economic activity, the strengthening of integration processes, the intensification of competition in the commodity markets, require informed decisions about the directions of strategic development of companies, and ways to achieve targets for their development. Of particular relevance are the formation of a development strategy for corporate systems, which are a group of companies engaged in joint coordinated activities based on the consolidation of their strategic resources and capabilities, most often on the basis of joint-stock cofounders. Large corporate systems occupy a significant or dominant share in industries and in the markets for goods and services, are large payers of taxes to the state budget, and determine economic development trends. The organizational and managerial complexity of such systems requires coordination of interests and resource capabilities of participants in the corporate system, coordination of their actions in the process of achieving strategic development goals and, accordingly, a more balanced approach to the substantiation of development targets and the type of development strategy. Corporate systems have formed in all sectors of the economy. As an object of research in the framework of the work are automobile industry corporations. The aim of the work is to analyze development strategies implemented by automobile industry corporations, and identify trends in their strategic development. The paper considers theoretical approaches to the classification of strategies, presents an analysis of the development strategies of corporations in the automotive industry, identifies factors affecting the choice of type of strategy, identifies trends in the strategic development of automotive corporations. The basis for the study was scientific publications in the field of strategic management, in the course of the study methods of monographic description, structural-logical approach, system analysis were used, statistical and analytical methods were used as special research methods. The results of the study can be used to formulate strategic programs for the development of the automotive industry.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития корпораций автомобильной промышленности»

УДК: 334.75

ББК: 65.3

Журова Л.И., Турова С.Э.

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Zhurova L.I., Turova S.E.

DEVELOPMENT STRATEGIES OF AUTOMOBILE INDUSTRY CORPORATIONS

Ключевые слова: корпорация, корпоративная система, автомобильная промышленность, экономический рост, экономическое развитие, стратегия, стратегия роста, стратегия развития, стратегия внутреннего роста, стратегия внешнего роста.

Keywords: corporation, corporate system, automotive industry, economic growth, economic development, strategy, growth strategy, development strategy, internal growth strategy, external growth strategy.

Аннотация: высокий уровень неопределенности внешних условий хозяйственной деятельности, усиление интеграционных процессов, обострение конкурентной борьбы на товарных рынках требуют принятия обоснованных решений о направлениях стратегического развития компаний, способах достижения целевых показателей их развития. Особенно актуальны вопросы формирования стратегии развития для корпоративных систем, представляющих собой группы компаний, осуществляющих совместную согласованную деятельность на основе консолидации своих стратегических ресурсов и возможностей, чаще всего на базе акционерного соучредительства. Крупные корпоративные системы занимают существенную или доминирующую долю в отраслях и на рынках товаров и услуг, являются крупными плательщиками налогов в бюджет государства, определяют тренды развития экономики. Организационная и управленческая сложность таких систем требует согласования интересов и ресурсных возможностей участников корпоративной системы, координации их действий в процессе достижения стратегических целей развития и, соответственно, более взвешенного подхода к обоснованию целевых ориентиров развития и типа стратегии развития.

Корпоративные системы сформировались во всех отраслях экономики. В качестве объекта исследования в рамках работы выступают корпорации автомобильной промышленности.

Целью работы является анализ стратегий развития, реализуемых корпорациями автомобильной промышленности, выявление тенденций их стратегического развития.

В работе рассмотрены теоретические подходы к классификации стратегий, представлен анализ стратегий развития корпораций автомобильной промышленности, выделены факторы, влияющие на выбор типа стратегии, выявлены тенденции стратегического развития автомобилестроительных корпораций.

Основу для проведения исследования составили научные публикации в области стратегического управления, в ходе исследования применялись приемы монографического описания, структурно-логического подхода, системного анализа, в качестве специальных методов исследования использованы статистический и аналитический методы.

Результаты исследования могут быть использованы для формирования стратегических программ развития автомобильной промышленности.

Abstract: the high level of uncertainty in the external conditions of economic activity, the strengthening of integration processes, the intensification of competition in the commodity markets, require informed decisions about the directions of strategic development of companies, and ways to achieve targets for their development. Of particular relevance are the formation of a development strategy for corporate systems, which are a group of companies engaged in joint coordinated ac-

tivities based on the consolidation of their strategic resources and capabilities, most often on the basis of joint-stock cofounders. Large corporate systems occupy a significant or dominant share in industries and in the markets for goods and services, are large payers of taxes to the state budget, and determine economic development trends. The organizational and managerial complexity of such systems requires coordination of interests and resource capabilities of participants in the corporate system, coordination of their actions in the process of achieving strategic development goals and, accordingly, a more balanced approach to the substantiation of development targets and the type of development strategy.

Corporate systems have formed in all sectors of the economy. As an object of research in the framework of the work are automobile industry corporations.

The aim of the work is to analyze development strategies implemented by automobile industry corporations, and identify trends in their strategic development.

The paper considers theoretical approaches to the classification of strategies, presents an analysis of the development strategies of corporations in the automotive industry, identifies factors affecting the choice of type of strategy, identifies trends in the strategic development of automotive corporations.

The basis for the study was scientific publications in the field of strategic management, in the course of the study methods of monographic description, structural-logical approach, system analysis were used, statistical and analytical methods were used as special research methods.

The results of the study can be used to formulate strategic programs for the development of the automotive industry.

Введение. Динамичные условия внешней среды обусловливают потребность в формировании стратегий развития корпоративных систем, обеспечивающих рациональное использование ресурсного потенциала развития, нейтрализацию возникающих угроз, согласованное взаимодействие участников системы в процессе достижения целей развития.

Вопросы формирования стратегий экономических систем микроуровня (предприятий, корпоративных систем) нашли широкое отражение в трудах многих зарубежных и отечественных ученых-экономистов, например, Д. Аакера, Р. Акоффа, И. Ансоффа, Г. Минцберга, М. Портера, А. Томпсона, А. Стрикленда, А.Н. Асаула, Г.Б. Клейнера, Н.Н. Тренева, Б.Г. Туренко, Р.А. Фатхутдино-ва и др.

В научной литературе выделяются различные подходы к определению понятия «стратегия». Обобщая все многообразие трактовок, Г.Б. Клейнер1 выделил три подхода к определению стратегии:

- первый подход основан на структуризации целевого пространства предприятия - под стратегией понимается совокуп-

ность взаимосвязанных решении, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилиИ предприятия по реализации его миссии. Также стратегия рассматривается как органическое единство целеИ и средств их реализации;

- второИ подход основан на синтезе стратегии на базе отдельных стратегических решениИ - стратегия определяется как целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решениИ, достаточная для описания ключевых направлениИ деятельности предприятия;

- третиИ подход представлен различными комбинированными вариантами.

В научноИ литературе также выделяются различные признаки классификации и виды стратегиИ. Для корпоративных систем, включающих в своИ состав несколько компаниИ (бизнес-единиц), выделяют портфельную (корпоративную) и конкурентную стратегии (стратегии бизнес-единицы) .

В зависимости от характера поведения и изменения показателеИ деятельности ком-

3 1

паниИ

R.L. Daft3, LR. Jauch и W.F. Glueck ,

Клейнер Г.Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды. - М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 856 с.

Ансофф И. Стратегический менеджмент: пер. с

англ. - СПб.: Питер, 2009; Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.

3 Daft R.L. Management. 13th ed. - Boston, MA:

2

С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, А.В. Купцов [ ] выделяют стратегии роста, стабилизации (ограниченного роста) и экономии (сокращения). В работе А.Н. Асаула в составе стратегий компании выделяются стратегии выживания, стабилизации и развития, в работе Ю.В. Трифонова и А.А. Винокурова4 рассматриваются стратегии адаптации, экономического роста и экономического развития (отличительным признаком последних двух стратегий является характер экономического роста - стратегия экономического роста характеризуется экономических ростом преимущественно экстенсивного характера, стратегия экономического развития - интенсивного характера).

В зависимости от направления роста П. Друкер5, A. Ilhan & Y. Durmaz6 выделяют стратегии внутреннего роста (связанные с использованием имеющихся ресурсов развития) и внешнего роста (реализуемые посредством сделок слияний и поглощений, создания совместных или дочерних компаний).

В зависимости от вида конкурентных преимуществ и поведения компании в отрасли М. Портер выделяет конкурентные стратегии лидерства по издержкам в отрасли, дифференциации и фокусирования.

Выделяются и другие признаки клас-

Cengage Learning, 2017.

1 Jauch L.R., Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. - New York: McGraw-Hill Book Company, 1988.

2 Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Купцов А.В. Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия: монография. - Нижний Новгород, НГ ТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011.

3 Асаул А.Н., Мамедов Ш.М., Рыбнов Е.И., Чепаченко Н.В. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве: монография / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014.

4 Трифонов Ю.В., Винокуров А.А. Стратегия устойчивого развития вертикально интегрированных нефтяных компаний: монография. - Нижний Новгород: Изд. салон ИП Гладкова О.В., 2013.

5 Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2008.

6 Ilhan A., Durmaz Y. Growth Strategies in Businesses and A Theoretical Approach // International Journal of Business and Management. - 2015. - Vol. 10, No. 4. - pp. 209-214.

7 Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016.

сификации стратегий.

Выбор типа стратегии зависит от множества факторов внешней и внутренней среды, в том числе уровня экономического потенциала развития корпорации, степени привлекательности товарных рынков, позиции корпорации на существующих сегментах рынка, барьеров входа на новые сегменты рынка и отрасли и т.д.

В работе исследованы стратегии развития корпораций автомобильной промышленности, выделены факторы, определяющие выбор типа стратегии, выявлены тренды стратегического развития автомобилестроительных корпораций.

Результаты исследования. В современной экономике определяющую роль играют крупные сложноорганизованные экономические системы, одним из видов которых являются интегрированные корпоративные системы (наиболее часто используемый термин - «корпорация»), отличающиеся организационной, производственной и управленческой сложностью .

Такие системы сформировались во всех отраслях экономики. Так, в области легкового автомобилестроения к настоящему времени сложилось несколько крупных корпоративных систем - Volkswagen Group, Daimler AG, TOYOTA Group, RENAULT -NISSAN и ряд других, объединяющих десятки компаний.

Так, например, в Volkswagen Group включаются Volkswagen (дивизион - легковые автомобили), Volkswagen Commercial Vehicles, AUDI AG, SEAT S.A., SKODA AUTO a.s., Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG, Scania AB, MAN SE, Volkswagen Financial Services AG и др.

Renault Group включает Renault s.a.s., Renault Deutschland AG, Renault Österreich, Renault Belgique Luxemburg, Renault Espana SA, Renault Group B.V., Renault U.K., Renault Beijing Automotive Company, Dacia и множество других компаний в разных странах.

Кроме того, Renault входит в страте-

8 Афоничкин А.И., Журова Л.И., Топорков А.М. Методология обеспечения устойчивого развития сложноорганизованных экономических систем: монография. - Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2015.

гический альянс с Nissan. В 2008 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между АВТОВАЗом и Renault, в настоящее время 100% акций АО «АВТОВАЗ» принадлежат Alliance Rostec Auto B.V., совместному предприятию, созданному Renault s.a.s. и госкорпорацией «Ростех»

Таким образом, по итогам 2018 г. суммарная выручка 10 крупнейших автомобильных корпораций мира составила 1683,9 млрд долл., а суммарная прибыль - 81,7 млрд долл. На три компании (Toyota Motor, Volkswagen Group и Daimler) приходится 44,4% выручки и 48,7% прибыли. Если рас-

(с долей участия Renault s.a.s. в уставном капитале 67,61%).

Масштабы деятельности автомобильных корпораций можно проиллюстрировать в таблицах 1 и 2. В таблице 1 представлены 10 крупнейших автомобильных корпораций в мире по версии Forbes.

ширить список лидеров отрасли до пяти, добавив General Motors и BMW Group, то получится, что их доля в выручке составляет 60%, а в прибыли - 69%. В таблице 2 представлена доля рынка 10 крупнейших автомобильных корпораций.

Таблица 2 - Топ-10 крупнейших автомобильных корпораций в мире по продажам (доля в мировом объеме продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2019 г.)

№ Корпорации Доля рынка, % № Корпорации Доля рынка, %

1 Volkswagen Group 12,2 6 Ford Group 5,8

2 Toyota Group 11,4 7 Honda Motor 5,7

3 Renault-Nissan 10,9 8 FCA (Fiat Chrysler Automobiles) 5,1

4 General Motors 9,1 9 Groupe PSA (Peugeot Citroën Automobiles) 3,7

5 Hyundai-Kia 8,5 10 Mercedes Daimler 3,1

Таблица 1 - Топ-10 крупнейших автомобильных корпораций в мире (рейтинг Forbes 2019)1

№ Место в глобальном рейтинге Корпорации Страна Продажи за год, млрд долл. Прибыль за год, млрд долл. Активы, млрд долл. Рыночная стоимость, млрд долл.

1 15 Toyota Motor Япония 272,1 17,2 465,6 176,6

2 18 Volkswagen Group Германия 278,2 14,0 553,5 92,0

3 37 Daimler Германия 197,4 8,6 321,9 71,3

4 56 General Motors США 147,0 8,1 227,3 56,8

5 57 BMW Group Германия 115,0 8,4 238,9 57,5

6 76 Honda Motor Япония 142,6 6,6 180,9 50,5

7 100 SAIC Motor Китай 135,2 5,4 114,0 51,5

8 108 Mitsubishi Япония 127,4 5,3 153,2 42,5

9 110 Ford Motor США 160,3 3,7 256,5 38,1

10 132 Nissan Motor Япония 108,7 4,4 172,8 33,6

1 Источник: The World's Biggest Public Companies. 2019 Ranking. URL: https://www.forbes.coin/global2000/list/

2 Источник: Global Auto Market. The ranking by manufacturer in 2019. URL: https://focus2move.com/world-car-group-ranking/

На пять крупнейших автомобильных корпораций приходится свыше 50% продаж на мировом рынке. На первом месте в рейтинге Volkswagen Group с объемом продаж 10,3 млн автомобилей, на втором -Toyota Motor (9,7 млн.), на третьем -Renault-Nissan (9,2 млн.).

Основным производителем легковых автомобилей в России является Группа АВТОВАЗ, входящая в Renault Group. В таблице 3 представлена динамика доли Альянса АВТОВАЗ/ RENAULT -NISSAN и Группы АВТОВАЗ на российском рынке легковых и легких коммерческих автомобилей.

Таблица 3 - Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России1

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Объемы продаж Альянса АВ-

ТОВАЗ/ RENAULT -NISSAN, 703,7 879 890,4 821,4 764,2 517,8 477,3 578,1 648,8

тыс. шт.

доля Альянса на рынке, % 36,8 33,1 30,3 29,6 30,7 32,3 33,5 36,2 36,0

доля АВТОВАЗ на рынке (бренд LADA), % 29,2 23,2 19,4 17,4 16,4 17,9 18,7 19,5 20,0

Доля автомобилей LADA производства Группы АВТОВАЗ на российском рынке по итогам 2018 г. составила 20%.

Таким образом, в отрасли автомобилестроения сложилась олигополия, характеризующаяся наличием нескольких крупнейших транснациональных корпоративных систем.

В основе стратегии лежит множественность взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, отражающих ключевые направления деятельности ИКС: финансы, инновации, производство, сбыт и т.п. В качестве стратегических целей выступают

показатели объемов продаж, выручки, доли рынка, рентабельности и др. Причем финансовые показатели в системе целевых показателей представляются как конечная цель для корпоративных систем, основными участниками которых являются коммерческие организации.

Рассмотрим целевые показатели на примере Renault Group. В 2016 году Renault Group анонсировала стратегию развития до 2022 года. Основные фактические и целевые показатели развития корпорации представлены в таблице 4.

Показатели Фактические значения Целевые значения

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продажи автомобилей на глобальном рынке, млн. шт. 3,18 3,76 3,88 > 5,0

Продажи автомобилей Renault в РФ, тыс. шт. 117,2 136,7 137,1 > 250

Доля рынка автомобилей Renault в РФ, % 8,2 8,6 7,6 10

Продажи автомобилей LADA в РФ, тыс. шт. 266,3 311,6 360,2 >500

Доля рынка автомобилей LADA в РФ, % 18,7 19,5 20 > 20

Выручка, млрд. евро 51,2 58,8 57,4 > 70

Операционная маржа, % 6,4 6,6 6,3 7

Таблица 4 - Фактические и целевые показатели развития Renault Group2

1 Источники: данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. URL: http://abinfo.ru/; данные АО «АВТОВАЗ». URL: http://info.avtovaz.ru/

2 Источник: данные Group Renault. URL: https://group.renault.com/finance/

Целевые стратегические ориентиры Группы АВТОВАЗ в первую очередь определяются стратегией развития Renault Group. В 2017 г. была анонсирована обновленная Стратегия развития Группы АВТОВАЗ до 2026 г. В качестве одного из ключевых стратегических целей развития Группы АВТОВАЗ определено сохранение 20% доли российского рынка легковых автомобилей1.

Как показывают данные таблицы, объем продаж Renault Group на глобальном рынке неуклонно увеличивается, операционная маржа за 2016-2018 гг. варьируется от 6,3% до 6,6%. Фактические значения выручки, обусловлены, помимо объемов продаж, изменением курсов валют, тем не менее за 2016-2018 гг. наблюдается рост выручки.

Способы достижения целевых ориентиров развития корпораций могут быть различными. Так, цели расширения масштабов операционной деятельности и увеличения доли рынка могут реализоваться как за счет внутреннего, так и за счет внешнего роста.

Автомобильные корпорации активно используют стратегии внешнего роста, постоянно увеличивая темпы интернационализации производства за счет приобретения контрольных или 100% пакетов акций компаний других стран и заключения партнерских соглашений. Так, например, Volkswagen Group в 1986 г. приобрела контроль над испанской Seat, в 1990 г. - над чешской Skoda. Заняв достаточно прочные позиции на зарубежных рынках, Volkswagen Group продолжил экспансию на мировом автомобильном рынке уже за счет приобретения компаний по выпуску автомобилей более высокой ценовой категории: с 1998 г. корпорация владеет брендами Bentley, Bugatti, Lamborghini, с 2012 г. - Porsche. Продолжая диверсификацию продуктового портфеля, корпорация выкупила контрольные пакеты акций Scania (производителя грузовых автомобилей и автобусов) в 2009 г. и MAN (производителя грузовой техники) в 2011 г.

Для выхода на зарубежные рынки сбыта корпорации также активно создают

1 Официальный сайт АО «АВТОВАЗ». URL: http://info.avtovaz.ru/

совместные предприятия. В качестве примеров совместных предприятий на территории России можно отметить: ЗАО «ДжиЭм-АвтоВАЗ» (совместное предприятие АО «АВТОВАЗ» и General Motors, созданное в 2001 г. Партнёрам принадлежит по 50% акций); ЗАО «Рено Россия» (совместное предприятие Renault и Правительства Москвы, созданное в 1998 г. под названием ОАО «Автофрамос», в 2012 г. полностью выкупленная Renault). Россия весьма привлекательна для налаживания производства легковых автомобилей иностранными корпорациями в силу значительной численности населения, низкой степени автомобилизации, низкой стоимости рабочей силы.

В условиях высокой динамичности внешней среды и обостряющейся конкурентной борьбы нередко кооперация и сотрудничество дают компаниям более весомые стратегические преимущества, чем сама конкурентная борьба. В этой связи одним из эффективных способов сотрудничества является создание стратегических альянсов. Одним из самых эффективных является стратегический альянс Renault - Nissan. Синергетический эффект от взаимовыгодных отношений корпораций Renault и , 2 Nissan в 2016 г. оценен в 5 млрд евро .

В конце 2016 г. в альянс вошла корпорация Mitsubishi Motors Corporation (Nissan Motor Co. завершил сделку по покупке 34 % акций Mitsubishi Motors Corporation). В 2018 году альянс обеспечил синергетический эффект в размере 5,7 млрд евро, в 2022 году планируется достижение синергического эффекта в размере более 10 млрд евро3.

Стратегия внутреннего роста связана с использованием имеющихся ресурсов развития корпораций. В качестве примера можно привести строительство корпорацией Volkswagen собственного предприятия ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» по сборке автомобилей Volkswagen и Skoda в Калужской области (соглашение о промышленной сборке автомобилей было подписано в 2006 г. Министерством экономического развития РФ и Volkswagen Rus). В 2019 г. на

2 Annual report. Group Renaul. 2018. Официальный сайт Group Renault. URL: https://group.renault.com/

3 Annual report. Group Renaul. 2018. Официальный сайт Group Renault. URL: https://group.renault.com/

предприятии было выпущено 150 тыс. автомобилей.

На олигополистическом рынке корпорации стремятся к поддержанию стабильных цен, а конкурентная борьба происходит, в основном, в неценовой области. Ключевыми направлениями в области достижения стратегических целей развития крупнейших корпораций отрасли автомобилестроения являются расширение продуктового портфеля, применение инновационных технологий разработки продуктов и процессов и т.п.

Автомобильная промышленность яв-

Таблица 5

На первых трех местах по сумме расходов на R&D - Volkswagen Group, Daimler и Toyota Motor. В отличие от ведущих автомобильных корпораций, чьи расходы на исследования и разработки в 2018 г. в среднем составляют 4% от годового оборота, в АО «АВТОВАЗ» это значение в 2017 г. составило 0, 7%, в 2018 г. - 1%.

Значительная часть инноваций в автомобилестроении связана с более широким использованием электроники. Среди новейших разработок на основе внедрения электронных систем и датчиков выделяется частичная автономия при управлении автомобилем и создание беспилотного транспорта.

Для достижения инновационных целей развития корпорации также применяют стратегию внешнего роста. Так, например, BMW Group, Intel и Mobileye в 2016 г. со-

ляется одной из наиболее динамично развивающихся наукоемких отраслей промышленности. Основными факторами, стимулирующими инновационную активность корпораций, являются: постоянное давление со стороны конкурентов, постоянно растущие запросы и ожидания потребителей, требования обеспечения экологичности и безопасности. В таблице 5 представлены расходы корпораций автомобилестроения на исследования и разработки (Research and Development, R&D), доля данных расходов в выручке (R&D cost ratio).

здали консорциум для совместной работы-над платформой для самоуправляемых автомобилей, конечной целью которого является выпуск совместно разработанного автомобиля к 2021 г. Спустя год к разработкам присоединился Fiat Chrysler Automobiles и крупные производители автокомпонентов Delphi Automotive и Continental. В 2017 г. автоконцерн Daimler AG и компания Robert Bosch объявили о начале сотрудничества по разработке полностью автономной системы управления автомобилями.

По сравнению со стратегиями крупнейших корпораций автомобилестроения, направленных на интернационализацию производства и динамичное развитие инноваций, стратегия отечественной корпорации АО «АВТОВАЗ» пока направлена только на укрепление лидерства на российском авто-

- Расходы корпораций автомобилестроения на исследования и разработки в 2018 г.1

№ Корпорации R&D, Выручка, R&D № Корпорации R&D, Выручка, R&D

млрд млрд cost млрд млрд cost

долл. долл. ratio, % долл. долл. ratio, %

1 Volkswagen Group 15,77 277,00 5,69 6 General Motors 7.,30 145,59 5,01

2 Daimler 10,40 197,20 5,27 7 Honda Motor 7,08 131,81 5,37

3 Toyota Motor 10,02 259,85 3,86 8 Fiat Chrysler Automobiles 5,14 133,12 3,86

4 Ford Motor 8,00 156,78 5,10 9 Nissan Motor 4,62 110,35 4,18

5 BMW 7,33 118,41 6,19 10 Renault Group 3,55 70,52 5,03

1 Top 1000 companies that spend the most on Research & Development (charts and analysis). URL: https://www.ideatovalue.com/inno/nickskillicorn/2019/08/top-1000-companies-that-spend-the-most-on-research-development-charts-and-analysis/#methodology

мобильном рынке, продолжение реформирования системы закупок в соответствии со стандартами Альянса Renault - Nissan, повышение производительности труда и качества продукции.

Необходимо отметить, что государство играет важную роль в развитии российской автомобильной отрасли. Для поддержки отрасли в кризисные периоды неоднократно выделялись существенные объемы финансирования на реализацию целого ряда программ, а на долгосрочную перспективу разработана стратегия развития автомобильной промышленности.

Определяющим фактором, стимулирующим изменения в стратегиях автомобильных корпораций, является динамика спроса на рынке. Международное рейтинговое агентство Moody's пересмотрело прогноз снижения продаж легковых автомобилей на мировом рынке в 2020 г. с 0,9% до 2,5% из-за вспышки коронавируса, что привело к сокращению спроса на автомобили и нарушению цепочек поставок, а также ужесточения норм выбросов углекислого газа. Российский автомобильный рынок, по прогнозу агентства, сократится на 4%1. По данным Ассоциации европейского бизнеса российский автомобильный рынок сократится на 2,1% по сравнению с 2019 г. из-за снижения доходов населения2.

В этой связи ожидается дальнейшее ужесточение конкурентной борьбы, и корпорации, принимая во внимание динамичные процессы, происходящие в отрасли и на

целевых рынках, вынуждены корректировать способы достижения стратегических целей, целевые показатели, более взвешенно подходить к выбору типов стратегий.

Выводы. Наличие эффективной стратегии - один из основополагающих элементов успешного развития корпораций в долгосрочной перспективе. Выбор типа стратегии автомобильных корпораций зависит от различных политических экономических и прочих факторов: динамики спроса на рынке; уровня реальных доходов населения; конкуренции со стороны других автомобильных корпораций; государственных мер регулирования отрасли; ужесточения экологических норм; изменения потребительских ожиданий и др. Результаты проведенного исследования показывают, что автомобильные корпорации активно используют стратегии внешнего роста, постоянно увеличивая темпы интернационализации производства посредством сделок слияний и поглощений, создания дочерних компаний и заключения стратегических альянсов. В качестве трендов стратегического развития автомобилестроительных корпораций выделены: дальнейшее расширение продуктового портфеля, интенсификация инновационной деятельности, повышение экологично-сти и безопасности продукции, продолжающиеся процессы интеграции в отрасли, требующие учета при формировании и корректировке стратегий развития корпораций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 342 с.

2. Асаул, А.Н., Мамедов, Ш.М., Рыбнов, Е.И., Чепаченко, Н.В. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве: монография / под ред. д.э.н., проф. АН. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014. - 240 с.

3. Афоничкин, А.И., Журова, Л.И., Топорков, А.М. Методология обеспечения устойчивого развития сложноорганизованных экономических систем: монография. - Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2015. - 316 с.

4. Друкер, П.Ф. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2008. - 421 с.

5. Клейнер, Г.Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды. - М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 856 с.

1 Официальный сайт международного рейтингового агентства Moody's. URL: https://www.moodys.com/

2 Официальный сайт Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. URL: http://abinfo.ru/

6. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 453 с.

7. Трифонов, Ю.В., Винокуров, А.А. Стратегия устойчивого развития вертикально интегрированных нефтяных компаний: монография. - Нижний Новгород: Изд. салон ИП Гладкова О.В., 2013. - 136 с.

8. Яшин, С.Н., Кошелев, Е.В., Купцов, А.В. Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия: монография. - Нижний Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011. - 269 с.

9. Daft, R.L. Management. 13th ed. - Boston, MA: Cengage Learning, 2017. - 800 p.

10. Ilhan, A., Durmaz Y. Growth Strategies in Businesses and A Theoretical Approach // International Journal of Business and Management. - 2015. - Vol. 10, No. 4. - pp. 209-214.

11. Jauch, L.R., Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. - New York: McGraw-Hill Book Company, 1988. - 447 p.

12. Global Auto Market. The ranking by manufacturer in 2019. - URL:

https://focus2move.com/world-car-group-ranking/

13. The World's Biggest Public Companies. 2019 Ranking. - URL:

https://www.forbes.com/global2000/list/

14. Top 1000 companies that spend the most on Research & Development (charts and analysis). - URL: https://www.ideatovalue.com/inno/nickskillicorn/2019/08/top-1000-companies-that-spend-the-most-on-research-development-charts-and-analysis/#methodology

15. Официальный сайт АО «АВТОВАЗ». URL: http://info.avtovaz.ru/

16. Официальный сайт Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. URL: http://abinfo.ru/

17. Официальный сайт Международного рейтингового агентства Moody's. - URL: https://www.moodys.com/

18. Официальный сайт Group Renault. - URL: https://group.renault.com/finance/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.