Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
577
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ВОДОРОД / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лизикова М.С.

Статья посвящена исследованию стратегий государств, стремящихся обеспечить себе лидирующие позиции на складывающемся рынке водорода, и актуальным в условиях появления новой энергетической отрасли вопросам правового обеспечения водородной энергетики. Автор рассматривает основные позиции стратегических документов Японии, Китая, ЕС, США и России, в том числе дает оценку положений утвержденной 5 августа 2021 г. «Концепции развития водородной энергетики в России» и делает вывод, что устремления государств в области водородной энергетики быстро трансформировались в стратегические программы, но процесс формирования национальных нормативно-правовых основ, регулирующих использование водорода, идет крайне медленно, что, в свою очередь, препятствует внедрению и применению водородных технологий. Отмечается также необходимость совместных усилий государств по созданию механизмов международно-правового регулирования, особенно в части обеспечения безопасности в рассматриваемой области. Также подчеркивается, что проведение правовых и сравнительно-правовых исследований должно стать постоянной задачей, сопровождающей процесс создания нормативно-правовой базы развития водородной энергетики на всех его этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGIES AND ISSUES OF LEGAL SUPPORT FOR HYDROGEN ENERGY

The article is devoted to the study of the strategies of states seeking to secure a leading position in the emerging hydrogen market, and the issues of legal support for hydrogen energy that are relevant in the conditions of the emerging new energy industry. The author examines the main positions of the strategic documents of Japan, China, the EU, the USA, and Russia, including an assessment of the provisions of the "Concept for the development of Hydrogen Energy in Russia" approved on August 5, 2021 and concludes that the aspirations of states in the field of hydrogen energy have quickly transformed into strategic programs, but the process of forming national regulatory frameworks regulating the use of hydrogen is extremely slow, which, in turn, hinders the introduction and application of hydrogen technologies. It is also noted that there is a need for joint efforts of States to create vehicles for international legal regulation, especially in terms of ensuring security in the area under consideration. It is also emphasized that conducting legal and comparative legal studies should become a constant task accompanying the process of creating a regulatory framework for the development of hydrogen energy at all its stages.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА

МАРИНА СЕРГЕЕВНА ЛИЗИКОВА

Институт государства и права Российской академии наук

119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10

E-mail: lizikova_m@mail.ru

SPIN-код: 7033-5240

DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-4-lizikova

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию стратегий государств, стремящихся обеспечить себе лидирующие позиции на складывающемся рынке водорода, и актуальным в условиях появления новой энергетической отрасли вопросам правового обеспечения водородной энергетики. Автор рассматривает основные позиции стратегических документов Японии, Китая, ЕС, США и России, в том числе дает оценку положений утвержденной 5 августа 2021 г. «Концепции развития водородной энергетики в России» и делает вывод, что устремления государств в области водородной энергетики быстро трансформировались в стратегические программы, но процесс формирования национальных нормативно-правовых основ, регулирующих использование водорода, идет крайне медленно, что, в свою очередь, препятствует внедрению и применению водородных технологий. Отмечается также необходимость совместных усилий государств по созданию механизмов международно-правового регулирования, особенно в части обеспечения безопасности в рассматриваемой области. Также подчеркивается, что проведение правовых и сравнительно-правовых исследований должно стать постоянной задачей, сопровождающей процесс создания нормативно-правовой базы развития водородной энергетики на всех его этапах.

Ключевые слова: водородная энергетика, возобновляемые источники энергии, водород, международное сотрудничество, энергетическое право, стратегия развития водородной энергетики

MARINA S. LIZIKOVA

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

10, Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation

E-mail: lizikova_m@mail.ru

SPIN-код: 7033-5240

DEVELOPMENT STRATEGIES AND ISSUES OF LEGAL SUPPORT FOR HYDROGEN ENERGY

Abstract. The article is devoted to the study of the strategies of states seeking to secure a leading position in the emerging hydrogen market, and the issues of legal support for hydrogen energy that are relevant in the conditions of the emerging new energy industry. The author examines the main positions of the strategic documents of Japan, China, the EU, the USA, and Russia, including an assessment of the provisions of the "Concept for the development of Hydrogen Energy in Russia" approved on August 5, 2021 and concludes that the aspirations of states in the field of hydrogen energy have quickly transformed into strategic programs, but the process of forming national regulatory frameworks regulating the use of hydrogen is extremely slow, which, in turn, hinders the introduction and application of hydrogen technologies. It is also noted that there is a need for joint efforts of States to create vehicles for international legal regulation, especially in terms of ensuring security in the area under consideration. It is also emphasized that conducting legal and comparative legal studies should become a constant task accompanying the process of creating a regulatory framework for the development of hydrogen energy at all its stages.

Keywords: hydrogen energy, renewable energy sources, hydrogen, international cooperation, energy law, strategy for the development of hydrogen energy

Борьба с изменением климата, необходимость сокращения выбросов парниковых газов и снижения доли ископаемых источников энергии, построение энергетической системы снабжения на основе чистой энергии, стремительное развитие передовых технологий и появление возможности их широкомасштабного промышленного применения обеспечивают беспрецедентные условия для развития водородной энергетики. Как отмечается в докладе «Будущее водорода»1 Международного энергетического агентства (МЭА), именно сейчас настало время для широкого использования водорода. Эксперты, подчеркивая его универсальность, призывают не ограничиваться его применением только в нефтепереработке или производстве удобрений, но и вне-

1 The Future of Hydrogen: Technology report — June 2019. URL: https://www.iea. org/reports/the-future-of-hydrogen (дата обращения: 15.06.2021).

дрять в те сектора, где он на сегодняшний день не применяется, что позволит внести значительный вклад в переход на экологически чистую энергию.

В условиях возникновения новой отрасли энергетики и быстрого роста числа государств, разрабатывающих свои стратегии и проекты и стремящихся обеспечить себе лидирующие позиции на складывающемся рынке водородной энергетики2, несомненную актуальность представляет исследование документов стратегического планирования, а также вопросов правового обеспечения водородной энергетики.

В рамках статьи невозможно охватить все существующие стратегии по развитию водородной сферы (они приняты в 19 странах), однако представляется целесообразным рассмотреть стратегии государств, поддерживающих развитие водородной энергетики.

Так, одним из лидеров в области развития водородной энергетики является Япония, проявившая интерес к ней одной из первых стран в мире и опередившая всех, дополнив Основной энергетический план принятием в 2014 г.«Дорожной карты» развития водородной энергетики и в 2017 г. «Базовой стратегии развития водородной энергетики»3.

Согласно последней водородная энергетика рассматривается в комплексе с возобновляемыми источниками энергии. Достижение прогнозируемых показателей в 5—10 млн т водорода в год к 2050 г. предполагается при условии импорта И от заявленного объема. Также делается ставка на совершенствование водородных технологий и снижение стоимости электроэнергии, выработанной на основе водорода, к 2030 г.

Ключевыми направлениями развития водородной энергетики являются: энергоснабжение потребителей, использование на транспорте, развитие инфраструктуры транспортировки водорода и строительство водородных кластеров, создание условий для развития водородной энергетики, а также разработка механизмов международного сотрудничества в вопросах транспорта и хранения водорода и создание единых стандартов.

2 По прогнозным оценкам международного Совета по водородным технологиям (Hydrogen Council), к 2050 г. за счет водородной энергетики будет покрываться до 18% всех глобальных энергетических потребностей. См.: Hydrogen scaling up: A sustainable pathway for the global energy transition / Hydrogen Council, November 2017. URL: https://hydrogencouncil.com/wp-content/uploads/2017/11/Hydrogen-scaling-up-Hydrogen-Council.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

3 Basic Hydrogen Strategy // Ministry of Economic, Trade and Industry News Releases. 26.12.2017. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2017/1226_003.html (дата обращения: 30.07.2021).

Специалисты отмечают, что политика Японии в области развития водородной энергетики носит последовательный и системный характер, а действие многих регулирующих актов распространяется в том числе и на водород как источник энергии4.

Китай, в отличие от Японии и других стран, в части исследований и разработок в области водородной энергетики имеет отставание 5. В 2016 г. в Китае Государственным комитетом по развитию и реформам был разработан План действий энергетической и технологической революции и инновациям (2016—2030 гг.)6, где технологии крупномасштабного производства водорода, распределенного производства водорода, хранения и транспортировки водорода были указаны в качестве одного из стратегических направлений развития промышленности. В июне 2019 г. Китайская водородная ассоциация (China Hydrogen Alliance) выпустила «Белую книгу»7 о водородной энергетике и топливных элементах, согласно которой к 2050 г. предполагается, что водород будет составлять 10% от энергопотребления Китая (60 млн т H2 /год), а совокупная выручка от производства водорода достигнет 1480 млрд долл. Анализ вышеназванных документов показал, что основное внимание в области водородной политики Китая сосредоточено в транспортной сфере. Однако уже в 2020 г. в Законе об энергетике Китайской Народной Республики 8 водород указан в числе источников энергии и подлежит включению в энергетическую статистику Национального бюро статистики. В это же время ряд провинций и городов Китая разработали собственные стратегии, планы по развитию водородной энергетики и собственные стандарты в данной области, что свидетельствует об отсутствии централизованного и системного пути развития водородной энергетики и интеграции водородной энергетики в национальную систему управления энергетикой.

4 См.: Корнеев К.А. Политика Японии в области развития водородной энергетики // Японские исследования. 2020. № 4. С. 69.

5 См.: Menga X., Gub A., Wua X., Zhoub L., Zhoub J., Liub B., Mao Z. Status quo of China hydrogen strategy in the field of transportation and international comparisons // International Journal of Hydrogen Energy. 2021. No. 46. 28887-28899.

6 URL: http://www.nea.gov.cn/2016-06/01/c_13540 4377.htm (дата обращения: 20.07.2021).

7 White Paper of China Hydrogen and Fuel Cell Industry / China Hydrogen Alliance. 2019. URL: http://www.h2cn.org (дата обращения: 20.07.2021).

8 URL: http://www.nea.gov.cn/2020-04/10/c_138963212.htm (дата обращения: 20.07.2021).

В США коалиция из 19 компаний, включая автомобильные, грузовые, энергетические, информационные системы и аналитическую поддержку, разработала амбициозную дорожную карту о достижении лидерства государства в водородных технологиях. Она предлагает ряд действий, в числе которых достижение цели по декарбонизации, развитие инфраструктуры и пересмотр нормативов энергетического сектора в целях учета в них водорода. А разработанный Управлением ядерной энергии (NE) Министерства энергетики США (DOE) стратегический документ "Strategic Vision"9 предусматривает демонстрацию гибридной энергетической системы «ядерные реакторы плюс возобновляемые источники энергии» к 2027 г., что указывает на намерение США активно развивать новые технологии для эффективного увеличения производства водорода с использованием атомной энергии10.

Европейский союз 8 июля 2020 г. опубликовал окончательную версию своей водородной стратегии — «Водородная стратегия для климатически нейтральной Европы»11, а годом ранее Стратегический форум по крупным проектам при Еврокомиссии включил водород в список отраслей, требующих приоритетных политических решений и инвестиций.

Стратегия предусматривает трехэтпаное развитие водородной экономики в разных отраслях промышленности. На первом этапе предполагается обеспечить производство водорода для текущих целей путем установки минимум 6 ГВт электролизеров возобновляемого водорода в ЕС к 2024 г. К 2030 г. водород должен стать неотъемлемой частью интегрированной энергетической системы, а к 2050 г. предполагается развернуть водородные технологии в больших масштабах для охвата всех секторов.

Также в Стратегии установлена необходимость двухуровневого международного сотрудничества. В частности, предполагается расширить сотрудничество в области чистого водорода с соседними страна-

9 Doe-Ne Strategic Vision. URL: https://www.energy.gov/sites/prod/files/2021/01/ f82/DOE-NE%20Strategic%20Vision%20-Web%20-%2001.08.2021.pdf (дата обращения: 17.03.2021).

10 См.: Zhiznin S.Z., Timokhov V.M., GusevA.L. Economic aspects of nuclear and hydrogen energy in the world and Russia // International Journal of Hydrogen Energy. 2020. No. 45. 31353e31366.

11 A Hydrogen Strategy for a Climate-Neutral Europe (2020). Communication from the Commission to the European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels, 8.7. COM (2020) 301 Final. P. 23.

ми, в числе которых не упоминается Россия12, и сотрудничество в рамках международных учреждений в целях разработки международных стандартов, выработки единых определений и общих подходов к методологии.

ЕС поддерживает усилия входящих в него государств по развитию исследований и инноваций в области перехода на водородную энергетику. В 2020 г. Франция, Португалия, Норвегия и Германия приняли национальные стратегии по водороду. Причем, последней заявлена амбициозная цель — «взять на себя ведущую роль в разработке и экспорте водородных технологий в рамках международной конкуренции»13.

Водородная энергетика также входит в число приоритетных направлений государственной энергетической политики России, значимость которого была подчеркнута в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 21 апреля 2021 г.14

Водородные технологии — технологии производства, хранения и использования водорода, обеспечивающие крупномасштабный переход к водородной энергетике — согласно Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года15 отнесены к наиболее перспективным направлениям научных исследований технологий.

Развитие производства и потребления водорода до уровня, обеспечивающего вхождение России в число мировых лидеров в данной сфере, является задачей, заявленной в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года16. Ее решению — достижению показателей экспорта водорода (к 2024 г. — 0,2 млн т, а к 2035 г. — 2 млн т) — призван способствовать ряд мер, направлен-

12 Подробнее см.: Белов В. Новые водородные стратегии ФРГ и ЕС: перспективы кооперации с Россией // Современная Европа. 2020. № 5. С. 65—76.

13 «Национальная водородная стратегия ФРГ»: 31 мероприятие, чтобы сделать Германию лидером. URL: https://in.mmenergo.gov.ru/anaIytics/natsionaInaya-vodorodnaya-strategiya-frg-31-meropriyatie-chtoby-sdelat-germaniyu-liderom (дата обращения: 03.06.2021).

14 Послание Президента РФ Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года. URL: http://www.kremIin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 03.06.2021).

15 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Правительством РФ 4 января 2014 г. // СПС «Консультант-Плюс».

16 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р. URL: http:// static.government.ru/media/fiIes/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf.

ных на обеспечение государственной поддержки создания инфраструктуры водородной энергетики, ее законодательной поддержки, а также международного сотрудничества в данной области.

В свою очередь, мероприятия, призванные обеспечить формирование в России высокопроизводительной экспортно-ориентированной водородной энергетики, развивающейся на основе современных технологий и обеспеченной высококвалифицированными кадрами, отражены в «Дорожной карте» по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года17. В частности, программа развития водородной энергетики включает: стратегическое планирование и мониторинг развития водородной энергетики; мероприятия по стимулированию и государственной поддержке развития водородной энергетики; формирование производственного потенциала; реализацию приоритетных пилотных проектов в области водородной энергетики; научно-техническое развитие и разработку высокотехнологичных решений; совершенствование нормативной правовой базы и системы национальной стандартизации; развитие кадрового потенциала; развитие международного сотрудничества.

На первом этапе (2020—2021 гг.) реализации Плана мероприятий в целях оценки текущего состояния производства и потребления водорода и оценки ресурсного и технологического потенциала страны на перспективном рынке водородных энергоносителей была сформирована межведомственная рабочая группа по развитию водородной энергетики, а также разработана и утверждена Концепция развития водородной энергетики в России18.

Согласно последней водородная энергетика рассматривается в качестве «естественного хода развития науки и технологий», стратегической целью которого в данной области является «реализация национального потенциала в области производства, экспорта, применения водорода и промышленной продукции для водородной энергетики и вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по их производству и экспорту с обеспечением конкурентоспособности экономики страны в условиях глобального энергетического перехода».

17 План мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 2634^.URL: https://minenergo.gov.ru/node/19194.

18 Распоряжение Правительства РФ от 5 августа 2021 г. № 2162-р «Об утверждении Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/fiIes/5JFns1CDAKqYKzZ0mnRADAw2NqcVsexl.pdf (дата обращения: 10.08.2021).

Достижение обозначенной цели предусмотрено в три этапа. В период с 2021 по 2024 г. предполагается создание водородных кластеров и реализация пилотных проектов для достижения экспорта водорода до 0,2 млн т к 2024 г.; с 2025 по 2035 г. — запуск первых коммерческих проектов производства водорода с достижением объемов экспорта до 2 млн т в 2035 г., серийное и массовое применение водородных технологий в различных секторах экономики; а на третьем этапе, охватывающем период с 2036 по 2050 г., — широкомасштабное развитие мирового рынка водородной энергетики при достижении страной статуса крупнейшего экспортера водорода и водородных технологий и начало широкого коммерческого применения водородных технологий на внутреннем рынке.

Деятельность по созданию необходимой для обеспечения функционирования водородной энергетики и ее интеграции в экономику страны с выходом на международные рынки нормативно-правовой базы справедливо отнесена к первоочередным мерам, которые должны быть реализованы на первом этапе развития отрасли.

В силу ограниченности нормативно-правовой базы, в том числе и в части обеспечения безопасности, — в настоящее время существует система из 33 стандартов, регулирующих данную сферу; косвенное регулирование в законодательстве в сфере энергоснабжения; в основном декларативный и программный характер норм — следует отметить принципиальное значение создания целостной, эффективной, устанавливающей строгие требования безопасности, но при этом не препятствующей инвестициям, опережающей темпы развития инновационных технологий системы национального нормативно-правового регулирования формирующейся отрасли. Все это справедливо и применительно к международной системе регулирования водородной энергетики, которая нуждается в проработке.

Нормотворчество в рассматриваемой сфере целесообразно осуществлять с учетом предложений Г.В. Выпхановой и Н.Г. Жаворон-ковой19 не только по способам (выработка — доставка — хранение — утилизация), но и по инвестиционным циклам.

Немаловажное значение для совершенствования нормативно-правовой базы развития водородной энергетики имеет, помимо отраженных в Концепции мер, в том числе по созданию механизмов сти-

19 См.: Выпханова Г.В, Жаворонкова Н.Г. Инновации в энергетике: организационно-правовые аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 1. С. 203.

мулирования и государственной поддержки развития водородной энергетики, внесение изменений в налоговое законодательство в рамках поддержки развития водородной энергетики, внесение изменений и дополнений в систему торгового и таможенного регулирования20.

Кроме того, при создании и совершенствовании национального нормативно-правового обеспечения развития водородной энергетики в условиях, при которых, как справедливо отмечают исследователи21, в мировой практике еще не выработаны механизмы правового регулирования и наблюдаются колоссальные проблемы с обеспечением безопасности, технологий, находящихся на начальном этапе развития, представляет практический интерес опыт государств, претендующих на роль крупных игроков складывающегося глобального рынка водородной энергетики. С этой точки зрения примечателен, например, опыт Японии, поставившей целью строительство «общества, основанного на водороде»22 и удерживающей до сих пор лидерскую позицию, где сложились не имеющие аналогов в других странах институты управления развитием водородной инфраструктуры23. Так, законодательную основу в Японии в данной области составляют: Акт о безопасности транспортировки и хранения газа под высоким давлением, Акт о безопасности и здоровье персонала на производстве, Закон о движении дорожного транспорта, устанавливающий правила перевозки водорода по дорогам общего пользования и вводящий особый режим для размещения объектов водородной инфраструктуры, и Закон о пользовании морскими портами.

Проведение сравнительно-правовых исследований в данной области должно стать постоянной задачей, сопровождающей процесс создания отечественной нормативно-правой базы развития водородной энергети-

20 См.: Ратушняк П.С. Текущая ситуация и перспективы развития водородной энергетики за рубежом и в России: проблемы и задачи правового регулирования // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 47—54.

21 См.: Литвиненко В.С., Цветков П.С., Двойников М.В., Буслаев Г.В. Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики // Записки Горного института. 2020. Т. 244. С. 428-438. DOI: 10.31897/ PMI.2020.4.5

22 См.: Dolci F., Thomas D., Hilliar S., Guerra C.F., Hancke R., Ito H., Jegoux M., Kreeft G., Leaver J., Newborough M., Proost J., Robinius M., Weidne, E., Mansilla Ch., Luc-chese P. Incentives and legal barriers for power-to-hydrogen pathways: an international snapshot // International Journal of Hydrogen Energy. 2019. No. 44. 11394e11401.

23 См.: Попов С., Балдынов О, Корнеев К., Максакова Д. Электроводородная инфраструктура в Северо-Восточной Азии // Энергетическая политика. 2021. № 3(157). С. 94.

ки на всех этапах, способствующей выявлению стимулов и юридических барьеров в этой сфере. В этой части примером подобного исследования является работа, которая проводится международной группой экспертов в рамках Задачи 38 Программы сотрудничества в области водородных технологий Международного энергетического агентства, с целью оценки правовой базы10 стран (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Испания, Нидерланды и Великобритания)24. На данном этапе исследования было выявлено, что большей частью государств игнорируется специфика водорода как универсального носителя энергии, и лишь несколько стран внедряют правовые рамки, способствующие разнообразному применению водорода.

Кроме того, работа по выработке нормативно-правой базы, регулирующей применение водорода, а также проведения правовых исследований в этой сфере, как справедливо отмечает В.В. Романова, требуют подготовки высококвалифицированных кадров для топливно-энергетического комплекса25.

С учетом мирового спроса на водород, который, по прогнозным оценкам, может составить 40—170 млн т в год к 2050 г., в условиях формирования глобального рынка водорода в основу Концепции заложено намерение обеспечить Российской Федерации полноправное участие во всех глобальных процессах на условиях открытого и справедливого международного сотрудничества. Последнее, в свою очередь, невозможно без развития национальной, межгосударственной и международной системы стандартизации и сертификации, их гармонизации и унификации, разработки методик оценки жизненного цикла с учетом различных способов производства, хранения, транспортировки и применения водорода, а также совместных усилий государств, направленных на разработку единой международной классификации водорода с учетом оценки углеродного следа при использовании каждой из доступных технологий производства водорода.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время в Российской Федерации действует система стандартов, регулирующих генерацию, хранение, транспортировку и некоторые виды использования водорода и устанавливающих единую терминологию, требования безопасно-

24 См.: Dolci F., Thomas D., Hilliar, S., Guerra C.F., Hancke R., Ito H., Jegoux M., Kreeft G, Leaver J., Newborough M., Proost J., Robinius M., Weidne, E, Mansilla Ch., Luc-chese P. Op. cit.

25 См.: Романова В.В. Стратегические задачи развития топливно-энергетического комплекса и подготовки кадров высшей квалификации по энергетическому праву // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 20—25.

сти, методы испытания и др. Во многом они идентичны международным стандартам ИСО и МЭК. Кроме названных, приоритетными для гармонизации в научной литературе указывают стандарты Американского национального института стандартов (ANSI), Ассоциации сжатого газа (CGA), Национальной ассоциации противопожарной защиты (NFPA), Американского общества инженеров-механиков (ASME), Европейского комитета по стандартизации (CEN), Управления стандартизации Китая (SAC), Японского комитета промышленных стандартов (JISC)26. Этот перечень можно дополнить стандартами таких международных организаций, как Международное партнерство по водороду и топливным элементам в экономике (IPHE), Международное энергетическое агентство (МЭА) и Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA), а также Группы двадцати (G20), которые предусмотрены Европейской «дорожной картой» в ка-честве«глобальных субъектов для разработки международных стандартов и создания общих определений и методологий»27.

Однако следует отметить, что большинство технических процессов в сфере водородных технологий в России не стандартизировано, а это, в свою очередь, может послужить препятствием на пути развития водородной энергетики в стране. Попытки восполнить пробелы в нормативно-правовом регулировании в сфере водородных технологий и технологий топливных элементов, гармонизированной с международной системой кодов и стандартов, уже предпринимались. Так, в 2007 г. в Государственную Думу РФ был внесен Проект федерального закона № 496165-4 «Технический регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода», который впоследствии был отклонен28.

26 См.: Алексеева У, Смирнова Е.Е. Перспективные направления гармонизации стандартов водородной энергетики // Метрологическое обеспечение инновационных технологий: Материалы III Международного форума в рамках празднования 80-летия Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 300-летия Российской академии наук. СПб., 2021. C. 359.

27 См.: Cuevas F, Zhang J., Latroche M. Thevision of France, Germany, and the European Union on future hydrogen energy research and innovation // Engineering. 2021. No. 7. P. 718; Abad A. V., Dodds P.E. Green hydrogen characterisation initiatives: Definitions, standards, guarantees of origin, and challenges // Energy Policy. 2020. No. 138. 111300; Apaka S., Atayb E., Tuncerc G. Renewable hydrogen energy regulations, codes and standards: Challenges faced by an EU candidate country // International Journal of Hydrogen Energy. 2012. No. 37. 5481e5497.

28 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 ноября 2012 г. № 1235-6 ГД «О проекте федерального закона № 496165-4 "Технический

В числе инициатив, направленных на развитие международного сотрудничества, как следует из рассматриваемой Концепции, наряду с техническим регулированием, стандартизацией и сертификацией в области водородной энергетики также указано создание совместных промышленных и технологических кластеров, призванных способствовать созданию экспортно-ориентированного производства водорода и энергетических смесей на его основе. Так, предусмотрено создание: Северо-Западного, Восточного и Арктического кластеров (и дополнительно Южного), ориентированных соответственно на экспорт в страны ЕС, в Азию и на создание низкоуглеродных систем энергоснабжения территорий Арктической зоны Российской Федерации и (или) экспорт водорода и энергетических смесей на его основе.

Для организации экспорта и применения водорода и энергетических смесей на его основе планируется реализация пилотных проектов, организованных на основе двустороннего сотрудничества с перспективными импортерами водорода.

В качестве примеров такового с участием России можно привести:

- Соглашение о намерениях по строительству завода по производству сжиженного водорода, использующего мощности Усть-Средне-канской ГЭС, расположенной в Магаданской области, между РАО ЕС Востока, Русгидро и японской компанией Kawasaki Heavy Industries (июль 2013)29;

- Соглашение о сотрудничестве в сфере совместной разработки в 2020—2021 гг. технико-экономического обоснования пилотного проекта экспорта водорода из России в Японию (сентябрь 2019 г.), которое предусматривает возможность производства водорода для японского рынка методом электролиза;

- совместную Декларацию о намерениях между Министерством энергетики России и Министерством экономики и энергетики ФРГ о сотрудничестве в сфере устойчивой энергетики (апрель 2021 г.), которая устанавливает перспективные направления сотрудничества в области использования новых источников энергии и направлена на совершенствование энергоэффективности и энергосбережения, решение экологических проблем, изучение параметров национальных и международных рынков возобновляемых источников энергии и др.;

регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода"» // СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6784.

29 См.: Корнеев К.А. Указ. соч. С. 73. Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 4

- Соглашение о совместном продвижении проектов в области «чистого» водорода в России и в Европе, подписанное Госкорпорацией «Росатом» и французской EDF (апреле 2021 г.);

- работу ПАО «Газпром» и немецкой Wintershall DEA по изучению возможностей для реализации совместных водородных проектов;

- создание совместной рабочей группы России и ОАЭ по вопросам водородной энергетики в целях развития двустороннего сотрудничества в рассматриваемой области (июль 2021 г.).

Следует заметить, что и другие государства также активно заключают соответствующие международные соглашения, стремясь закрепить за собой устойчивую позицию на складывающемся международном рынке водорода.

Так, в июле 2017 г. японская Ассоциация передовых водородных энергетических технологий (AHEAD) и Бруней приступили к реализации проекта по созданию межгосударственного коридора транспортировки водорода в целях производства водорода методом паровой конверсии из природного газа, доставляемого в сжиженном виде на территорию Брунея из третьих стран30; в марте 2019 г. было подписано соглашение между Новой Зеландией и Японией, предусматривающее установку по производству водорода путем электролиза воды мощностью 1,5 МВт на геотермальной электростанции Mokai в Новой Зеландии; июне 2019 г. — Меморандум о взаимопонимании Южной Кореи с Норвегией о сотрудничестве в области водородной энергетики; в июне 2020 г. — Соглашение между Германией и Марокко о сотрудничестве в сфере зеленого водорода, в январе 2020 г. — Совместное заявление Японии и Австралии о сотрудничестве в сфере водорода и топливных ячеек31.

Иными формами международного сотрудничества в области водородной энергетики, отраженными в Концепции, кроме отмеченных ранее, являются участие в международных организациях и на международных площадках, международных деловых и научных конференциях и др.

Возвращаясь к вопросу стратегического планирования развития водородной энергетики в России, следует упомянуть, что начиная с 2018 г. водородная энергетика является приоритетным направлением

30 См.: КорнеевК.А. Указ. соч. С. 72.

31 См.: Thomasa J.M., Edwards P.P., Dobsonc P.J., Owend G.P. Decarbonising energy: The developing international activity in hydrogen technologies and fuel cells // Journal of Energy Chemistry. 2020. No. 5. P. 1405-1417.

научно-технического развития ГК «Росатом». В числе приоритетных технологических задач поставленных перед госкорпорацией — обеспечение минимизации выбросов углекислых газов при производстве водорода.

В рамках мероприятий, предусмотренных разработанной Минэнерго РФ «дорожной картой», между ГК «Росатом», Сахалинской областью, РЖД и «Трансмашхолдингом» заключено соглашение, предусматривающее испытание пилотной установки по производству водорода на АЭС, и строительство полигона по отработке внедрения водорода на железнодорожном транспорте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 г. началась реализация комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года», разработанной ГК «Росатом», которая также предусматривает развитие водородной энергетики.

ПАО «Газпром» также реализует ряд проектов в области водородной энергетики: по получению метано-водородного топлива в качестве топливного газа газоперекачивающих агрегатов, по организации для серийного производства оборудования по производству мета-но-водородного топлива, по созданию полностью безуглеродных технологий производства водорода из природного газа.

Таким образом, проведенный анализ показал, что несмотря на то, что устремления государств в области водородной энергетики быстро трансформировались в стратегические программы, но процесс формирования национальных нормативно-правовых основ, регулирующих использование водорода, идет крайне медленно, что, в свою очередь, препятствует внедрению и применению водородных технологий. Последнее невозможно также без создания механизмов международно-правового регулирования, особенно в части обеспечения безопасности в рассматриваемой области, что, в свою очередь, нуждается в активном многостороннем сотрудничестве государств. Также процесс формирования регулирования новой отрасли требует проведения правовых и сравнительно-правовых исследований, способствующих выявлению юридических барьеров развития водородной энергетики и мер по его стимулированию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

Алексеева У., Смирнова Е.Е. Перспективные направления гармонизации стандартов водородной энергетики // Метрологическое обеспечение инновационных технологий: Материалы III Международного форума в рамках празднования 80-ле-

тия Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 300-летия Российской академии наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2021.C. 359.

Белов В. Новые водородные стратегии ФРГ и ЕС: перспективы кооперации с Россией// Современная Европа. 2020. № 5. С. 65-76.

Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Инновации в энергетике: организационно-правовые аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 1. С. 189-203.DOI: 10.17803/1994-1471.2021.122.1.189-203

Корнеев К.А. Политика Японии в области развития водородной энергетики // Японские исследования. 2020. № 4. С. 64-77. DOI: 10.24411/2500-2872-2020-10028

Литвиненко В.С., Цветков П.С., Двойников М.В., Буслаев Г.В. Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики // Записки Горного института. 2020. Т. 244. С. 428-438. DOI: 10.31897/PMI. 2020.4.5

Попов С, Балдынов О., Корнеев К., Максакова Д. Электроводородная инфраструктура в Северо-Восточной Азии // Энергетическая политика. 2021. № 3(157). С. 80-97. DOI: 10.46920/2409-5516_2021_3157_80

Романова В.В. Стратегические задачи развития топливно-энергетического комплекса и подготовки кадров высшей квалификации по энергетическому праву // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 20-25. DOI: 10.18572/2312-4350-2021-120-25

РатушнякП.С. Текущая ситуация и перспективы развития водородной энергетики за рубежом и в России: проблемы и задачи правового регулирования // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 47-54.

Abad A. V, Dodds P.E., Green hydrogen characterisation initiatives: Definitions, standards, guarantees of origin, and challenges // Energy Policy. 2020. No. 138. 111300.

Apaka S., Atayb E., Tuncerc G. Renewable hydrogen energy regulations, codes and standards: Challenges faced by an EU candidate country // International Journal of Hydrogen Energy. 2012. No. 37. 5481e5497.

Cuevas F., Zhang J., Latroche M. The vision of France, Germany, and the European Union on future hydrogen energy research and innovation // Engineering. 2021. No. 7. P. 715-718. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eng. 2021.04.010

Dolci F, Thomas D., Hilliar S., Guerra C.F., Hancke R., Ito H., Jegoux M., Kreeft G., Leaver J., Newborough M., Proost J., Robinius M., Weidne E, Mansilla Ch., Lucchese P. Incentives and legal barriers for power-to-hydrogen pathways: an international snapshot // International Journal of Hydrogen Energy. 2019. No. 44. 11394e11401.

Menga X., Gub A., Wua X., Zhoub L., Zhoub J., Liub B., Mao Z. Status quo of China hydrogen strategy in the field of transportation and international comparisons // International Journal of Hydrogen Energy. 2021. No. 46. 28887-28899.

Thomasa J.M., Edwards P.P., Dobsonc P.J., Owend G.P. Decarbonising energy: The developing international activity in hydrogen technologies and fuel cells // Journal of Energy Chemistry. 2020. No. 5. P. 1405-1417.

Zhiznin S.Z., Timokhov V.M., Gusev A.L. Economic aspects of nuclear and hydrogen energy in the world and Russia // International Journal of Hydrogen Energy. 2020. No. 45. 31353e31366

REFERENCES

Abad, A.V. and Dodds, P.E. (2020). Green Hydrogen Characterisation Initiatives: Definitions, Standards, Guarantees of Origin, and Challenges. Energy Policy, 138, 111300 (in Eng.).

Alekseeva U., Smirnova E.E. (2021). Perspektivnye napravleniya garmonizatsii stan-dartov vodorodnoi energetiki [Promising Areas of Harmonization of Hydrogen Energy Standards]. In: Metrologicheskoe obespechenie innovatsionnykh tekhnologii: Materialy III Mezhdunarodnogo foruma v ramkakh prazdnovaniya 80-letiya Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo universiteta aerokosmicheskogopriborostroeniya, 300-letiya Rossiiskoi akademii nauk [Metrological support of innovative technologies: Materials of the III International Forum in the framework of the celebration of the 80th anniversary of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, p. 359. (in Russ.).

Apaka, S., Atayb, E. and Tuncerc G. (2012). Renewable Hydrogen Energy Regulations, Codes and Standards: Challenges Faced by an EU Candidate Country. International Journal of Hydrogen Energy, 37, 5481e5497 (in Eng.).

Belov, V. (2020). Novye vodorodnye strategii FRG i ES: perspektivy kooperatsii s Ros-siei [New Hydrogen Strategies of Germany and the EU: Prospects for Cooperation with Russia] // SovremennayaEvropa [Modern Europe], 5, pp. 65-76. (in Russ.).

Cuevas, F., Zhang, J. and Latroche, M. (2021). The vision of France, Germany, and the European Union on future hydrogen energy research and innovation. Engineering, 7, pp. 715-718. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eng. 2021.04.010 (in Eng.).

Dolci, F., Thomas, D., Hilliard, S., Guerra, C.F., Hancke, R., Ito, H., Jegoux, M., Kreeft, G., Leaver, J., Newborough, M., Proost, J., Robinius, M., Weidner, E., Man-silla, Ch. and Lucchese, P. (2019). Incentives and Legal Barriers for Power-to-Hydrogen Pathways: An International Snapshot. International Journal of Hydrogen Energy, 44. 11394e11401 (in Eng.).

Korneev, K.A. (2020). Politika Yaponii v oblasti razvitiya vodorodnoi energetiki [Japan's Policy in the field of Hydrogen Energy Development]. Yaponskieissledovaniya [Japanese Studies in Russia], 4, pp. 64-77. DOI: 10.24411/2500-2872-2020-10028 (in Russ.).

Litvinenko, V.S., Tsvetkov, P.S., Dvoinikov, M.V. and Buslaev, G.V. (2020). Bar'ery realizatsii vodorodnykh initsiativ v kontekste ustoichivogo razvitiya global'noi energetiki [Barriers to the Implementation of Hydrogen Initiatives in the Context of Sustainable Development of Global Energy]. Zapiski Gornogo instituta [Notes of the Mining Institute], vol. 244, pp. 428-438. DOI: 10.31897/ PMI.2020.4.5 (in Russ.).

Menga X., Gub A., Wua X., Zhoub L., Zhoub J., Liub B., Mao Z. (2021). Status quo of China Hydrogen Strategy in the field of Transportation and International Comparisons. International Journal of Hydrogen Energy, 46, 28887-28899.

Popov, S., Baldynov, O., Korneev, K. and Maksakova D. (2021). Elektrovodorodnaya infrastruktura v Severo-Vostochnoi Azii [Electric hydrogen infrastructure in Northeast Asia]. Energeticheskayapolitika [Energy policy], 3(157), pp. 80-97. DOI: 10.46920/2409-5516_2021_3157_80 (in Russ.).

Ratushnyak, P.S. (2021). Tekushchaya situatsiya i perspektivy razvitiya vodorodnoi energetiki za rubezhom i v Rossii: problemy i zadachi pravovogo regulirovaniya [Current Situation and Prospects for the Development of Hydrogen Energy Abroad and in Russia: Problems and Tasks of Legal Regulation]. Pravovoi energeticheskii forum [Legal Energy Forum], 1, pp. 47-54. (in Russ.).

Romanova V.V. (2021). Strategicheskie zadachi razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa i podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii po energeticheskomu pravu [Strategic Objectives of the Development of the Fuel and Energy Complex and Training of Highly Qualified Personnel in Energy Law]. Pravovoi energeticheskii forum [Legal Energy Forum], 1, pp. 20-25. DOI: 10.18572/2312-4350-2021-1-20-25 (in Russ.).

Thomasa, J.M., Edwards, P.P., Dobsonc, P.J. and Owend, G.P. (2020). Decarbonising Energy: The Developing International Activity in Hydrogen Technologies and Fuel Cells. Journal of Energy Chemistry, 5, pp. 1405-1417. (in Eng.).

Vypkhanova, G.V. and Zhavoronkova, N.G. (2021). Innovatsii v energetike: organi-zatsionno-pravovye aspekty [Innovations in Energy: Organizational and Legal Aspects]. Aktual'nyeproblemy rossiiskogoprava [Actual Problems of Russian Law]. 2021. T. 16. № 1. S. 189-203. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.122.1.189-203(in Russ.).

Zhiznin, S.Z., Timokhov, V.M. and Gusev, A.L. (2020). Economic Aspects of Nuclear and Hydrogen Energy in the World and Russia. International Journal of Hydrogen Energy, 45, 31353e31366 (in Eng.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Лизикова Марина Сергеевна — старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

AUTHOR'S INFO:

Marina S. Lizikova — Candidate of Law, Senior Research Fellow of the Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лизикова М.С. Стратегии развития и вопросы правового обеспечения водородной энергетики // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2021. Т. 16. № 4. С. 135-151. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-4-lizikova

FOR CITATION:

Lizikova, M.S. (2021) Development Strategies and Issues of Legal Support for Hydrogen Energy. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 16(4), pp. 135-151. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-4-lizikova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.