СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ СТРУКТУР: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Костромин А.Г., к.э.н., директор по производству концерна «Чебоксарский тракторный завод»
В статье рассмотрен зарубежный опыт диверсификации производства и формирования его структур. Определены условия эффективного применения зарубежного опыта в области диверсификации производства в России.
Ключевые слова: диверсифицированные структуры, зарубежный опыт, стратегия развития.
STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF DIVERSIFIED STRUCTURES: INTERNATIONAL EXPERIENCE
Kostromin A., Ph.D., Director of Production Group Cheboksary Tractor Works
The article considers international experience and the formation of diversification of its structures. The conditions for the effective application of international experience in the field of diversification of production in Russia.
Keywords: diversified structure, international experience, development strategy.
Если в российской экономике стратегия диверсификации производства используется лишь несколько десятилетий, то экономика развитых стран демонстрирует многообразные формы проявления диверсификации производства на протяжении уже более ста лет.
Экономическая теория исходит из того, что целью любой структуры в условиях рынка является: получение максимальной прибыли, что в большинстве случаев вызывает стремление фирм к возможности контролировать ситуацию на рынке товара с тем, чтобы, задавать свои условия всему рынку. Западные экономисты выявили следующую зависимость: если доля предприятия на рынке не превышает 7%, то его норма прибыли не превышает 10%; при увеличении доли рынка данного предприятия до 18% норма прибыли возрастает до 14%; если доля рынка составляет не более 22%, то норма прибыли не превысит 18%; но как только доля рынка начинает превышать 33-35%, норма прибыли резко возрастает до уровня 32%, т.е. чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли сумма прибыли такого предприятия будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка [11]. Это говорит о достаточно высокой зависимости уровня рентабельности продаж от уровня концентрации предприятий в отрасли, а значит, и от доли рынка крупнейших предприятий. Таким образом, рыночная власть определяется возможностью отдельных субъектов рынка воздействовать на рыночную цену и объем продаж товара. Только крупные предприятия, или так называемые корпорации, обладают возможностью такого воздействия. Они формируются на основе разделения собственности и управления.
Для диверсифицированных предприятий типична масштабная деятельность (с большим объемом продаж и существенной долей на рынке относительно конкурентов) и необходимая для рационального осуществления подобной деятельности многоуровневая организационная структура управления.
Основной организационно-правовой формой диверсифицированных структур является конгломерат. Эта интеграционная форма в разных странах имеет свои особенности. Так, конгломераты в США не предполагают производственной общности между объединяемыми компаниями, а в странах Западной Европы, наоборот, такие предприятия находятся в определенной производственной взаимосвязи. Бум крупных конгломератов пришелся в США и странах Западной Европы на 60-е гг. минувшего столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е гг. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. В 60-е гг. их развитие происходило исключительно на коммерческой основе.
Основными мотивами появления конгломератов являются:
- получение синергетического эффекта;
- возможность дорого перепродать товар;
- прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;
- стремление повысить имидж руководства компании;
- стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение опционов в качестве средства долгосрочного поощрения;
- ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.
Основные цели конгломератов представлены на рис. 1.
Необходимо отметить, что в основе конгломерата лежит холдинговая структура. Она представляет собой совокупность юридически независимых фирм, объединенную посредством акционерных связей. Возглавляет структуру холдинг-компания, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
Первые холдинги возникли в конце XIX в. Ускорение процессов концентрации и централизации производства и капитала, развитие интернационализации капитала, увеличение вывоза капитала - все это привело к широкому распространению холдингов как эффективных средств контроля финансовых и промышленных центров за деятельностью своих филиалов и дочерних фирм. Владение и распоряжение контрольным пакетом акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших корпоративных структур (конгломератов, концернов, трестов и др.) или ускорять процесс диверсификации производства. При этом размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм; последние организуют пирамиду, на вершине которой расположена холдинговая компания [3].
Многие холдинги - конгломераты в конце 70-х - начале 80-х гг. XX столетия прошли этап серьезной реорганизации. Они явились основой для появления олигархии. Это соединение власти крупных монополий с правительством. В этом случае управление экономикой происходит не в интересах общества, а в интересах олигархических диверсифицированных структур. Это типичная форма управлений во всех развитых странах. Но наиболее выраженный, даже, можно сказать, гипертрофированный, характер она получила в США. Есть, однако, и другая точка зрения, согласно которой, диверсифицированные структуры просуществовали сравнительно недолго и исчезли еще в третьей декаде XX в., а потому отождествление новых структур с конгломератами неправомерно [4. С. 79-80].
Холдинговые компании могут быть созданы в любой форме, допускаемой законодательством стран, регистрирующих их. В правовом отношении холдинговые компании не имеют юридического признака как такового и руководствуются инструкциями устава организации точно таким же образом, как, например, те или иные общества с ограниченной ответственностью. Глобальная тенденция распространения холдинговых компаний является непосредственным следствием развития крупного интегрированного бизнеса.
Холдинг-компания - это компания, обладающая контролем над некоторым числом других, путем владения достаточной частью их обыкновенных акций. Появление все большего количества разнообразных по характеру деятельности юридических лиц, реализующих общие стратегические цели одного и того же бизнеса, объективно нуждается в своей организационно-экономической координации. Командные, жестко централизованные методы управления
Основные цели конгломератов
Создание дополнительных производственных мощностей в результате объединения предприятий в единую корпорацию
Проникновение через посредников холдинга в производство и сбыт различных товаров
Проведение единой технической, экономической, кадровой политики и осуществление единого контроля над соблюдением общих интересов корпорации
Ускорение процесса диверсификации производства
Минимизация налога на дивиденды
Проведение единой технической, экономической, кадровой политики и осуществление единого контроля над соблюдением общих интересов корпорации_______________
Минимизация действий валютного контроля на прибыль (в случае, если конгломерат является транснациональным)
Аккумулирование прибылей иностранных филиалов, консолидация поступающих из разных стран дивидендов с целью усреднения ставок их налогообложения и максимального использования договоров о предотвращении двойного налогообложения (в случае, если конгломерат является транснациональным)
Консолидация деятельности группы предприятий в отношении налогообложения, соответствующий механизм состоит в заключении договора об отчислениях,согласно которому прибыль или убытки предприятий переводятся непосредственно в холдинговую компанию (данная операция позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыль другого для уплаты налогов с оставшейся части прибыли)
Рис. 1. Основные цели конгломератов
большими совокупностями данных юридических лиц не могут быть эффективны. Однако и без достаточной управляемости в рамках этих совокупностей нельзя говорить о достижении эффекта совместной деятельности. Тем самым холдинговая структура управления является одной из форм разрешения противоречия современного крупного бизнеса: необходимо расширять количество его участников при том же уровне согласованности действий разнообразных юридических лиц в соответствии с общей стратегией собственника. Наибольшую активность в развитии холдинговых отношений проявляют корпорации США. В этой стране холдинги стали создаваться в конце XIX в., их родоначальниками были тресты. К 1904 г. из 318 существующих в США трестов 170 приняли решение зарегистрироваться в штате Нью-Джерси в качестве холдинговых компаний. Стимулом к созданию и развитию холдингов являлось не только смягчение законодательства большинства штатов в отношении владения акциями, но и введение антитрестовского законодательства (1890 г.).
Многие холдинги - конгломераты в конце 70-х - начале 80-х гг. XX столетия прошли этап серьезной реорганизации. Они явились основой для появления олигархии. Это соединение власти крупных монополий с правительством. В этом случае управление экономикой происходит не в интересах общества, а в интересах олигархических диверсифицированных структур. Это типичная форма управлений во всех развитых странах. Но наиболее выраженный, даже, можно сказать, гипертрофированный, характер она получила в США. Есть, однако, и другая точка зрения, согласно которой, диверсифицированные структуры просуществовали сравнительно недолго и исчезли еще в третьей декаде XX в., а потому отождествление новых структур с конгломератами неправомерно [4. С. 79-80].
Холдинговые компании могут быть созданы в любой форме, допускаемой законодательством стран, регистрирующих их. В правовом отношении холдинговые компании не имеют юридического признака как такового и руководствуются инструкциями устава организации точно таким же образом, как, например, те или иные общества с ограниченной ответственностью. Глобальная тенденция распространения холдинговых компаний является непосредственным следствием развития крупного интегрированного бизнеса. Холдинг-компания - это компания, обладающая контролем над некоторым числом других, путем владения достаточной частью их обыкновенных акций. Появление все большего количества разно-
образных по характеру деятельности юридических лиц, реализующих общие стратегические цели одного и того же бизнеса, объективно нуждается в своей организационно-экономической координации. Командные, жестко централизованные методы управления большими совокупностями данных юридических лиц не могут быть эффективны. Однако и без достаточной управляемости в рамках этих совокупностей нельзя говорить о достижении эффекта совместной деятельности. Тем самым холдинговая структура управления является одной из форм разрешения противоречия современного крупного бизнеса: необходимо расширять количество его участников при том же уровне согласованности действий разнообразных юридических лиц в соответствии с общей стратегией собственника. Наибольшую активность в развитии холдинговых отношений проявляют корпорации США. В этой стране холдинги стали создаваться в конце XIX в., их родоначальниками были тресты. К 1904 г. из 318 существующих в США трестов 170 приняли решение зарегистрироваться в штате Нью-Джерси в качестве холдинговых компаний. Стимулом к созданию и развитию холдингов являлось не только смягчение законодательства большинства штатов в отношении владения акциями, но и введение антитрестовского законодательства (1890 г.).
В результате большинство трестов, ставших крупными монополиями, превратилось в холдинговые компании. Уже к концу 1920х гг. из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 характеризовались наличием холдинговых отношений [5. С. 41-43]. К середине 1980-х гг. в США было зарегистрировано более 6000 холдингов (не считая их отделений в количестве - 35,5 тыс.), контролирующих активы на суммы, превышающие 2200 млрд долл. [8. С. 256-170].
Преимущества холдинговых структур обычно связываются с достоинствами централизованного финансово-экономического управления цепочками технологически сопряженных предприятий, в том числе со снижением рисков инвестиций и взаимных поставок, снижением транзакционных издержек, ростом возможностей финансового маневрирования, ускорения внедрения новшеств.
В то же время конгломератам присущи и недостатки: усиление монопольных тенденций, манипуляция капиталами дочерних фирм в ущерб интересам «аутсайдеров», относительно большая возможность искажения финансовой отчетности и ухода от налогов, нередкое злоупотребление контрольно-бюрократическими функция-
В последние десятилетия под влиянием глобализации бурное развитие получили международные корпорации и, в частности, международные конгломераты.
Международная корпорация - это форма организации крупной компании, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Выделяют два вида международных корпораций:
1. Транснациональная корпорация (ТНК) - головная компания принадлежит одной стране, а прямые инвестиции осуществляются во многие страны мира.
2. Многонациональная корпорация (МНК) - головная компания принадлежит капиталу двух или более стран, прямые инвестиции осуществляются также по всему миру.
Необходимо отметить, что подавляющее большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК.
ТНК сегодня - это примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) компаний по всему миру. ТНК оказывают все большее влияние на систему международных экономических отношений и мировую экономику в целом. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау [5. С. 124-127].
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 4 трлн долл., а объем продаж ТНК составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции ТНК выпускается аффилированными зарубежными структурами. Объем продаж заграничных структур ТНК уже превышает весь мировой экспорт. Причем объем продаж этих структур возрастает на 20-30% быстрее, чем прямой экспорт ТНК [5. С. 131-132].
Большинство таких компаний находится в США, но много их и в Великобритании, Франции, Германии и Японии. Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на экономику тех стран, где они осуществляют свою деятельность. Такие компании могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач - в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.
Инвестиционные решения ТНК часто зависят от торговых барьеров. Если страна ставит высокие тарифные барьеры импорту автомобилей, транснациональная корпорация, которая их производит, может принять решение об открытии сборочного завода в данной стране, чтобы избежать высокой стоимости импорта своей продукции.
В большинстве стран, где проводят свои операции транснациональные корпорации, они обычно являются экспортерами. Это
объясняется тем, что их товары известны во многих странах, в которых они имеют широкую сеть заводов, агентств, каналов сбыта, сервисных организаций и т.д.
Использование различных форм транснационализации связано с реализацией разнообразных целей взаимодействующих предприятий. Транснационализация деятельности корпораций осуществляется поэтапно - от поиска партнера и заключения разовых сделок до создания постоянно действующих структур.
Обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований позволяет выделить следующие цели транснациональных конгломератов (рис. 2).
Полный контроль над своими зарубежными активами международные конгломераты осуществляют при строительстве принадлежащих им новых объектов в принимающих странах. Такая же ситуация возникает при слиянии с иностранной корпорацией местной фирмы. Отрицательной стороной строительства собственных предприятий за рубежом или присоединения местных фирм к зарубежным филиалам является необходимость крупных капиталовложений и осложнения отношений с правительством принимающей страны. Обмены технологиями, стратегические альянсы и совместные предприятия с местными фирмами принимающих стран влекут за собой расширение рынков сбыта, уменьшение возможных рисков и замену конкуренции на кооперацию. В последние годы было принято уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует также уровень продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нестле» (98%). Транснациональную корпорацию отличает и структура ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к транснациональным относят корпорации, имеющие 25% активов за рубежом. Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн «Роял Датч/Шелл», а также четыре фирмы США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Экссон» и «1ВМ» [7].
Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией, является формирование многочисленных стратегических альянсов между ТНК разных стран. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний. До сих пор не существует общепринятого термина для обозначения подобных объединений - в литературе используются понятия: «интегрированная корпоративная структура», «связанно-диверсифицированная система», «интергломерат», «интегрированная бизнес-группа», а также «метакорпорация».
Классификация метакорпораций представляет собой особую проблему. Выделяется ряд критериев классификации. Для целей организационного управления наиболее важным является их деле-
Рис. 2. Цели транснациональных конгломератов
Холдинговые метакорпорации
Классические холдинги, состоящие из материнской и дочерних компаний и основанные на иерархическом принципе (вертикальные или классические холдинги)
Этархии, перекрестные (кроссхолдинги), циркулярные (круговые) и смешанные холдинги, основанные на перекрестном владении акциями
Компании, основанные на холдинговой форме контроля -концерны, конгломераты, компании с дивизиональной структурой. Холдинговый принцип активно используют транснациональные корпорации и финансовопромышленные группы. К этой группе можно отнести некоторые банковские холдинги
Распределенные холдинги, т.е. компании, контролирующие сеть дочерних обществ
Рис. 3. Классификация холдинговых метакорпораций
Нехолдинговые метакорпорации
Объединения, основанные на концентрации контроля над ресурсами и услугами
' ' '\ — централизация снабжения и сбыта, в том числе бартерные цепочки; координация с помощью кредитов, страховых и лизинговых услуг; регулирование доступа к информационным ресурсам и новейшим технологиям; координация распределения получаемых от государства льгот.
Объединения, основанные на добровольной централизации некоторых властных полномочий
I
управление с использованием кастодиальных услуг (нередко объединяется с холдингами); передача ряда функций некоторым исполнительным органам (простое товарищество, договор об управлении, центральные компании ФПГ, менеджмент-компании, управляющие компании и др.) совместное учреждение и использование рыночных структур (бирж, инвестиционных, торговых, лизинговых компаний и т.д.).
Рис. 4. Классификация нехолдинговых метакорпораций
ние на холдинговые, т.е. основанные на акционерном способе контроля и отношениях собственности (рис. 3), и нехолдинговые (рис. 4), взаимоотношения внутри которых регулируются специальными соглашениями.
В литературе приводится ряд определений понятия «холдинг». В общем виде можно утверждать, что холдинговая компания - это юридическое лицо, осуществляющее тем или иным образом контроль на рядом других юридических лиц. Контроль в холдинговой компании основан на владении акциями дочерних и зависимых предприятий. Большинство метакорпораций сегодня использует именно холдинговую форму контроля - например, концерны и конгломераты. Объединения банков и промышленных предприятий (финансово-промышленные группы) также нередко оформлены в виде холдингов, хотя используются и иные механизмы контроля. Акционерная форма контроля также реализуется двояко: как иерархическая структура, т.е. контроль холдинга над дочерними предприятиями, и как так называемая этархия, т.е. система перекрестного владения акциями [9. С. 171-172].
Нехолдинговые метакорпорации основаны преимущественно на неакционерных формах контроля - соглашениях, личных униях и др. К этой группе относятся, например, консорциумы, стратегические альянсы (национальные и международные), виртуальные корпорации (рис. 4). Нехолдинговые метакорпорации можно также разделить на две группы: объединения, основанные на концентрации контроля над ресурсами и услугами, и объединения, в рамках которых осуществляется добровольная централизация властных полномочий (договорные метакорпорации).
Именно договорной характер носили первые интегрированные
корпоративные структуры: картели и синдикаты. Рассмотренная классификация во многом является условной, так как, как правило, холдинговый контроль дополняется системой договоров и, наоборот, неакционерные объединения перерастают в холдинговые. ТНК и финансово-промышленные группы сочетают обе формы контроля.
Тесная интеграция отдельных метакорпорации порождает их все более и более крупные объединения, между которыми также возникают взаимосвязи. Нередко одна компания входит одновременно в несколько метакорпораций. Сегодня, таким образом, речь идет о формировании некоторой более общей структуры - мировой системы метакорпораций (МСМ). В связи с этим возникает необходимость более подробного анализа структуры и элементов этой системы. Можно выделить несколько уровней системы метакорпорации: ТНК и их международные стратегические альянсы; национальные метакорпорации и их альянсы; отдельные компании и филиалы. С правовой точки зрения, МСМ представляет собой совокупность множества юридических лиц, связанных между собой описанными выше механизмами. Элементы одной ТНК - дочерние и ассоциированные фирмы, совместные предприятия - могут входить в различные национальные системы метакорпораций.
При анализе МСМ также возникает необходимость рассмотрения структуры системы. Она может быть охарактеризована как ин-грессивная - «волновая». В отличие от отдельных метакорпораций, связанных более или менее централизованно единым управлением, в МСМ существует множество центров влияния. Таковыми могут считаться финансовые коалиции США, Японии, представляющие собой, по сути дела, параллельные экономики [10. С. 7-15].
В рамках МСМ наблюдаются так называемые «волны слияний» [5. С. 76-78], т.е. периоды относительной децентрализации сменяются периодами сближения. Последнее и позволяет охарактеризовать систему как ингрессивную. В любой метакорпорации и во всей МСМ можно выделить некоторые центры, но их число весьма велико, поэтому МСМ является полицентричной. Связи между элементами системы метакорпорации можно разделить на иерархические (древовидные) (например, так называемая (^+1)-звенная структура), сетевые и циклические. Однако вся система метакорпорации в целом является сетевой, поскольку выделить единый центр МСМ невозможно [1, 2].
С точки зрения организации МСМ их можно сопоставить со структурой «сети из компаний» [6. С. 11-12]. При этом для соединения компаний используются новейшие телекоммуникационные средства. Безусловно, сеть обладает множеством различных преимуществ, связанных, прежде всего, с гибкостью и мобильностью, но имеет и ряд недостатков, одним из которых является невозможность использования «образа врага» при мотивации и формировании конкурентной стратегии - ведь «враг» может оказаться будущим партнером по «сети». С аналогичной ситуацией сталкивается и МСМ - и это только одна из многочисленных проблем, связанных с этикой отношений в МСМ. Самостоятельную проблему образует правовое регулирование МСМ. Законодательство должно быть приспособлено для регулирования деятельности глобальных компаний с учетом размаха их деятельности. В противном случае государственный контроль над этими корпорациями станет практически невозможным.
В силу того, что диверсифицированные структуры имеют не только преимущества, но и недостатки, необходимо антимонопольное регулирование, направленное против накопления ими опасной для общества монопольной власти.
Известны законы Шермана (1889 г.), Клейтона (1914 г.), Келле-ра-Кефаувера (1950 г.). Закон Шермана - правовой акт, направленный на борьбу с монополиями и необоснованными ограничениями свободной конкуренции. Принят в США в 1890 г. Автор законопроекта - американский сенатор Дж. Шерман. Закон запрещает: а) соглашения объединения и тайный сговор по ограничению торговли; б) монополизацию и попытки тайного сговора о монополизации. Лица, участвующие в таких соглашениях, подвергаются штрафу или тюремному заключению на срок не более одного года, либо и тому и другому по решению суда. Согласно закону фирма, контролирующая более 65% рынка, могла быть обвинена в попытке монополизации. Однако там, где господствовали несколько фирм (олигополия), обвинение в попытках монополизации снималось. В развитие закона в 1914 г. был принят второй по значению антитрестовский акт - закон Клейтона. В нем некоторые положения закона Шермана были смягчены и уточнены. В настоящее время антимонопольные законы действуют во всех экономически развитых странах, которые способствуют развитию совершенной конкуренции, росту экономики.
Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством. Доводы против диверсифицированных структур опираются на утверждения, что они: 1) вызывают нерациональное распределение ресурсов; 2) замедляют темпы НТП; 3) способствуют неравенству в доходах; 4) представляют собой угрозу политической демократии. Защита же диверсифицированных структур строится вокруг следующих аргументов: 1) они предлагают продукты лучшего качества; 2) межотраслевая и иностранная конкуренция делает их более конкурентными; 3) некоторая степень монополии может быть необходима для реализации эффекта масштаба и, самое главное, 4) они являются технологически прогрессивными.
Проведенный теоретико-методологический анализ стратегии диверсификации производства в ряде зарубежных стран позволил прийти к следующим выводам:
- наиболее распространенной формой диверсификации производства является конгломерат, при этом в различных странах в его развитии имеются отличительные особенности: конгломераты в США не предполагают производственной общности между объединяемыми компаниями, а в странах Западной Европы, наоборот, они находятся в определенной производственной взаимосвязи;
- в ходе эволюции диверсифицированных структур широкое распространение получила холдинговая структура, способствую-
щая наиболее полной реализации стратегии диверсификации производства;
- под воздействием процессов глобализации происходит формирование многочисленных стратегических альянсов, именуемых как «интергломерат», «метакорпорация».
Проведенный анализ показал, что не все закономерности, характерные для диверсификации производства за рубежом, могут быть реализованы в нашей стране.
Для эффективного применения зарубежного опыта в области диверсификации производства в России необходимо:
1) добиться обеспечения «прозрачности» предприятий, чтобы повысить уровень доверия к ним деловых партнеров (в том числе зарубежных);
2) развить правовое регулирование сделок, связанных с диверсификацией производства: создать четкую и однозначно трактуемую законодательную базу в области регулирования деятельности предприятий, намеревающихся или уже осуществивших диверсификацию производства;
3) определить степень участия государства (государственная поддержка и государственная помощь) в образовании и развитии российских диверсифицированных структур.
Литература:
1. Беляева И.Ю. Интеграции корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт. -М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
2. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансовопромышленных корпоративных структур: теория и практика. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.
3. Ламанов A.B. Диверсификация и специализация в инновационном бизнесе // Инновации. - 2004. - № 3. - С. 69-72.
4. Львов Д.С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002.
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. яз. А.Н. Нестеренко. - М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.
6. Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования: учеб. пособие. - М.: Изд-во ГУУ, 2002.
7. Паскье М. Диверсификация и эффективность // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 3. - С. 79-82.
8. Рудык Н.Б. Структура капитала корпораций: теория и практика - М.: Дело, 2004.
9. Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст для юных бизнесменов. - М.: Финансы и статистика, 1999.
10. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001.
11. Ernest H. Drew. Scaling the Productivity of Investment // Chief Executive. - 1993. - July/Augusi. - P. 34-37.