ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДВОЙСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.М. КРАСНОРЯДЦЕВА1, М.П. МЕЗЕНЦЕВА2*
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск;
2 ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск
В исследовании представлена новая экспериментальная процедура, позволяющая актуализировать перцептивные противоречия при восприятии двойственных изображений. На выборке детей дошкольного возраста были выявлены стратегии, дающие возможность испытуемым разрешать противоречия в поступающей информации. Основная стратегия разрешения противоречий у детей дошкольного возраста - поиск синонимов. Обнаружение большого количества стратегий, объединенных общей целью подбора синонимов, согласуется с другими исследованиями, показывающими наличие связи между успешностью в указании обеих интерпретаций двойственного изображения и задачами на подбор синонимов. На основании полученного результата можно предположить наличие единого механизма, ответственного как за понимание двойственности, так и за понимание синонимических отношений.
Ключевые слова: восприятие двойственных изображений, чувствительность к противоречиям, дошкольный возраст.
Введение
История изучения восприятия двойственных изображений насчитывает более 180 лет плодотворного поиска различных факторов, определяющих специфику данного перцептивного феномена [10]. Два основных подхода к объяснению восприятия двойственных изображений подчеркивают доминирующую роль либо восходящих процессов, ответственных за обработку информации низкого порядка (сенсорные признаки), либо нисходящих процессов, ответственных за обработку информации высокого порядка (опыт, ожидания, установки) [8]. Стратегии
© Краснорядцева О.М., Мезенцева М.П., 2018
* Для корреспонденции:
Мезенцева Мария Павловна
старший преподаватель кафедры психологии личности Новосибирского государственного университета
E-mail: [email protected]
восприятия двойственных изображений могут включать в себя попытки использования любого типа информации для нахождения интерпретаций двойственного изображения: фиксация взгляда на определенных точках изображения (доминирующая роль восходящих процессов) [9], актуализация в памяти объектов определенных категорий под действием перцептивной установки (доминирующая роль нисходящих процессов) [4]. Однако это не единственный исследовательский вопрос, который может быть задан относительно стратегий восприятия двойственных изображений.
Отличительной особенностью муль-тистабильных фигур является наличие сразу нескольких перцептов, что приводит к противоречию при интерпретации поступающей информации. Следовательно, вопрос о том, как именно происходит обнаружение обеих интерпретаций двойственного изображения, может от-
личаться от вопроса о том, как при восприятии возникает хотя бы один из пер-цептов. Например, вполне убедительным кажется приведенное выше объяснение через фокальные признаки, при котором взгляд на те или иные области изображения запускает строго определенные интерпретации. Но это объяснение совершенно не учитывает того факта, что при последовательном обнаружении каждого из образов далее перед воспринимающим встает необходимость каким-либо способом объединить две интерпретации (путем принятия двойственной интерпретации или отказа от одной из интерпретаций и т.д.).
В исследованиях О.К. Тихомирова и В.Е. Клочко было показано, что сам факт обнаружения испытуемым противоречия в поступающей информации зависит как от конкретного содержания стимульного материала, так и от поставленной задачи, то есть выполняемой с этим материалом деятельности [3]. В случае двойственных изображений исследовательской группой В.М. Аллахвердова было зафиксировано, что на неосознаваемом уровне испытуемый проявляет различную физиологическую реакцию на двойственные и однозначные изображения, в то время как в сознании происходит выбор только одной из интерпретаций при активном отвержении другого перцепта [1]. При смене задачи отказ от восприятия одной из интерпретаций двойственного изображения может «смягчиться», например, добавлением ассоциаций на невоспринятый образ к зарисовке пейзажа по мотивам увиденного изображения [5]. Становится понятным тот факт, что изучение избирательности психики при восприятии двойственных изображений не может происходить вне чувствительности к противоречиям и того, как сознание избавляется от противоречий.
И. Рок с коллегами доказали, что обнаруживаемые в конкретных исследованиях закономерности восприятия
двойственных изображений во многом зависят от того, знает ли испытуемый о самой возможности двойственной природы стимулов. В частности, было установлено, что отсутствие знания о двойственности может приводить к исчезновению переключений между образами двойственных изображений [7]. Этот факт оказывается существенным при изучении стратегий разрешения противоречий, ведь важен не только сам способ, но и способность самостоятельного обнаружения противоречия. По этой причине в данном исследовании в качестве выборки были взяты дети дошкольного возраста, которые не осведомлены о двойственной природе стимульного материала.
Наконец, конкретная экспериментальная задача, которая была выбрана нами для исследования стратегий разрешения перцептивных противоречий при восприятии двойственных изображений, предполагала называние каждого из стимулов, поскольку в исследованиях О.М. Краснорядцевой было показано, что способность к обнаружению и разрешению противоречий во многом обусловлена стратегиями категоризации воспринимаемого материала [2].
Методика
Стимульный материал эксперимента представлял собой шесть наборов изображений тематики «животные», каждый набор содержал четыре изображения разного типа: однозначное (одн.), двойственное (дв.) и две его недвойственные альтернативы (недв. альт.). Содержание однозначного изображения отличалось от содержания любого из двойственных изображений стимульного набора и не давало возможности для дополнительных интерпретаций. Недвойственные альтернативы двойственных изображений также представляли собой стимулы, интерпретируемые однозначно, но достигалось это путем графического ак-
цента на тех признаках, которые являются характерными только для одного из двух образов, а также исключением тех деталей, которые позволяли бы интерпретировать это изображение иначе. Все изображения имели одинаковый размер, черно-белый цвет, выполнены одним художником.
Перед испытуемым выкладывалось четыре изображения разного типа (двойственное, однозначное и две недвойственные альтернативы двойственного изображения). Далее предлагалось назвать каждое из животных. Ответы испытуемого записывались экспериментатором, что впоследствии дало возможность провести анализ стратегий, которые были применены для поиска названий.
В эксперименте использовались следующие методы контроля побочных переменных:
- фиксация внешних атрибутов стимульного материала: цвета (черно-белый вариант), стиля (контурные), позиции (в центре листа), размера (одинаковая длина - 10 см - для самой длинной стороны), формата (А5) изображения;
- рандомизация порядка двойственных изображений;
- рандомизация сравниваемых с двойственным изображением однозначных изображений;
- элиминация возможного воздействия окружающих людей путем проведения эксперимента в комнате для сна соответствующей подгруппы детского сада.
Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета для социальных наук SPSS v. 22.
Выборку исследования составили 115 детей дошкольного возраста (3-7 лет) из трех детских садов города Новосибирска: детский сад № 10 общеразвивающего вида (МКДОУ д/с № 10); центр развития ребенка - детский сад № 300 (ДОУ № 300); детский сад № 304 комбинированного вида (МКДОУ д/с № 304). Средний возраст испытуемых - 4,8 лет, среди них 45 мальчиков и 70 девочек.
Результаты и обсуждение
Отправной точкой нашего исследования стал факт обнаружения кардинального отличия вербальных ответов детей дошкольного возраста по сравнению со взрослыми испытуемыми. Там, где взрослый испытуемый при аналогичной задаче ограничился бы названием каждого из животных, ребенок дошкольного возраста мог прибегнуть к таким стратегиям, которые не встречаются у людей старшего возраста. Более того, взрослые испытуемые легко приходят к выводу о наличии двойственности в изображении, если рядом с этим изображением располагаются недвойственные альтернативы, в то время как из 115 детей дошкольного возраста только 32 смогли назвать обе интерпретации некоторых двойственных изображений (без осознания самого принципа двойственности).
Обнаружение этого факта естественным образом поставило перед нами задачу поиска и систематизации тех стратегий, которыми пользуются дети дошкольного возраста при решении поставленной экспериментальной задачи.
Анализ ответов предполагал соотнесение тех названий, которые были даны испытуемыми для недвойственных альтернатив и для самого двойственного изображения. Всего было выявлено 16 стратегий восприятия двойственных изображений детьми дошкольного возраста, которые могут быть объединены в 8 более общих единиц анализа.
1. Отказ от учета двух однозначных образов
Испытуемый вместо названия двух недвойственных альтернатив дает только один из ответов на оба изображения. Пример: вместо ответов «утка» и «заяц» дважды дается ответ «заяц» и «заяц».
2. Отказ от инструкции назвать образ
А. Испытуемый отказывается называть двойственное изображение, хотя не-
двойственную альтернативу с таким же содержанием называет. Пример: «не знаю» (дв.) и «белка» (недв. альт.).
Б. Испытуемый отказывается называть недвойственную альтернативу, хотя двойственное изображение с таким же содержанием называет. Пример: «не знаю» (недв. альт.) и «белка» (дв.).
3. Частичное название образа
А. Испытуемый не называет интерпретацию двойственного изображения, но называет части животного. Пример: «хвост» (дв.) и «белка» (недв. альт.).
Б. Испытуемый не называет интерпретацию недвойственной альтернативы, но называет части животного. Пример: «хвост» (недв. альт.) и «белка» (дв.).
4. Поиск синонимов
A. Двойственное изображение и соответствующая недвойственная альтернатива названы максимально близкими по смыслу словами, выполняющими роль синонимов для самого испытуемого. Пример: «белка» (дв.) и «бурундук» (недв. альт.).
Б. Испытуемый предпринимает попытку найти синонимы не к двойственному изображению и недвойственной альтернативе, а только в рамках поиска названия для однозначного изображения, либо той альтернативы двойственного изображения, которая не совпадает с интерпретацией двойственного изображения. Пример: вместо ответа «утка» испытуемый указывает, что это «пингвин» и «цыпленок».
B. Испытуемый предпринимает попытку найти синонимы при назывании недвойственной альтернативы двойственного изображения, которая совпадает по содержанию с названной интерпретацией двойственного изображения. Пример: «лебедь» (дв.), «утка и лебедь» (недв. альт.).
Г. Испытуемый подбирает синонимы для названия двойственного изображения, но не указывает при этом на двойственность изображения. Пример: «пеликан и гусь» (дв.).
5. Добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов к названию одного из образов
А. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов для двойственного изображения. Пример: «белка» (недв. альт.) и «бельчонок» (дв.).
Б. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов для однозначного изображения. Пример: «белка» (дв.) и «бельчонок» (недв. альт.).
6. Добавление прилагательных или существительных для различения двух одноименных образов
A. Интерпретация двойственного изображения идет через указание на недо-рисованность, отсутствие деталей, плохое качество рисунка. Пример: «белка» (недв. альт.) и «недорисованная белка» (дв.).
Б. К названию двойственного изображения добавляется прилагательное или существительное, напрямую не указывающее на отсутствие деталей. Пример: «кит» (недв. альт.) и «зубастый кит» (дв.).
B. К названию недвойственной альтернативы добавляется прилагательное или существительное, напрямую не указывающее на отсутствие деталей. Пример: «кит» (дв.) и «зубастый кит» (недв. альт.).
7. Испытуемый называет обе интерпретации двойственного изображения
В этом случае испытуемый называет обе интерпретации двойственного изображения одновременно. Пример: «белка и лебедь» (дв.).
8. Отсутствие указания на двойственность при назывании всех однозначных образов
Двойственное изображение и недвойственные альтернативы получают соответствующие содержанию названия, при этом указание на двойственность изображения отсутствует. Пример: «белка», «белка», «лебедь» при условии, что предъявлялось двойственное изображение «белка/лебедь» и недвойственные альтернативы этого изображения.
При выделении указанных стратегий мы руководствовались принципом максимального охвата представленной эмпирики, что означает учет даже единично встречающихся случаев использования той или иной стратегии. Нам представляется такой подход наиболее оправданным, поскольку укрупнение стратегий может быть сделано по разным основаниям в зависимости от цели последующего анализа.
Одним из общих вопросов является поиск наиболее типичных стратегий. Единственно верного решения при заданных условиях нет, поэтому мы подошли к этому вопросу с психометрической точки зрения. При выделении норм какого-либо теста зачастую используется квартильное деление, предполагающее отсечение 25% выборки как крайних значений. С нашей точки зрения, подобное рассуждение оказывается вполне применимым и для выбора наиболее типичных стратегий восприятия двойственных изображений. Для этого мы перевели полученные результаты в дихотомическую шкалу «1/0» в зависимости от того, использовал ли испытуемый каждую из стратегий. Поскольку задача не предполагает типизации самих испытуемых, мы не вводили ограничения на использование только одной стратегии.
Частоты встречаемости каждой из указанных выше стратегий таковы: (1) 24, (2) 34, (3) 4, (4) 104, (5) 13, (6) 36, (7) 32, (8) 104.
Исходя из указанных частот и первой квартили, которая равна 29 при общей выборке в 115 человек, можно предположить, что основными можно считать 5 стратегий: (2) отказ назвать один из образов при назывании другого аналогичного образа; (4) поиск синонимов к какому-либо из изображений; (6) добавление прилагательных или существительных для различения одноименных образов; (7) название обеих интерпретаций двойственного изображения; (8) название каждого из образов без указания на двойственность.
Наконец, если мы зададимся целью получить еще более крупные единицы, определив норму как 50-ю (58 случаев) или 75-ю (87 случаев) процентили, то этому условию будут удовлетворять две стратегии: (4) поиск синонимов и (8) название каждого из образов без указания на двойственность.
Описательная статистика, при всей своей простоте, позволяет увидеть рассматриваемый феномен в наиболее общей форме. При наличии нескольких изображений с одинаковым содержанием, но различным количеством деталей ребенок дошкольного возраста оказывается в ситуации, требующей назвать несколько отличные друг от друга изображения одним и тем же словом. Поскольку само понятие у детей дошкольного возраста оказывается несформированным, обозначение различных изображений с одним и тем же содержанием требует поиска близких по своему содержанию, но тем не менее несколько отличных обозначений. По этой причине поиск названия близких изображений оказывается центрирован относительно синонимов. Остальное разнообразие стратегий связано с тем, как именно будет найден синоним - через поиск близкого понятия (морж: нерпа, морской лев, морской котик, тюлень, рыбка), через добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (моржик), через добавление существительных или прилагательных (морж с усами, корпус моржа, недорисованный морж). Наконец, крайней степенью оказывается ситуация, когда ребенок не может быстро решить задачу обозначения через близкое понятие и указывает лишь на то, что это не одинаковые изображения - через стратегию отказа назвать одно из изображений сходного содержания. Таким же кардинальным решением задачи синонимии будет и стратегия отказа от учета двух образов недвойственных альтернатив. Эта стратегия возможна только относительно нескольких двойственных изображений, у которых хотя бы в ка-
кой-то мере допустимой является интерпретация однозначных альтернатив через один образ.
Таким образом, большинство стратегий тем или иным образом используется с целью поиска синонима для обозначения сходных, но не идентичных изображений. Было обнаружено только две стратегии, которые не имеют отношения к синонимии, - это называние обеих интерпретаций двойственного изображения (7), а также называние сходных образов одним и тем же словом (8).
Далее все 16 выделенных стратегий анализировались с точки зрения возрастных особенностей. Анализ всех стратегий обусловлен тем, что укрупнение всегда приводит к определенному риску искажения статистических результатов. В качестве исходных данных выступало количество раз, которое использовалась та или иная стратегия каждым из испытуемых. Для проверки использовался Н-крите-рий Краскела - Уоллиса. Было обнару-
Возрастные особенности использов
жено значимое различие по двум стратегиям: (2А) поиску синонимов (х2=11,064; р=0,026) и (8) называнию всех однозначных образов без указания на двойственность (х2=15,674; р=0,003). Далее проводилось попарное сравнение и-критерием Манна - Уитни с поправкой Бонферрони (р=0,05/10=0,005). Поскольку 10 попарных сравнений делают и-критерий Манна - Уитни слишком консервативным, значимым оказалось только одно попарное сравнение: трехлетние дети значимо чаще используют стратегию называния всех однозначных образов без указания двойственности (8). Нами также были рассчитаны соответствующие размеры эффекта (г) [6, р. 12], призванные снизить неправомерную консервативность классической поправки на множественные сравнения. В связи с большим количеством сравнений мы приводим только те результаты, которые оказались значимыми с поправкой Бонферрони (отмечено полужирным шрифтом) и без поправки (табл. 1, 2).
Таблица 1
[я стратегии поиска синонимов (2А)
и-критерий Манна - Уитни
сравнение 3 и 5 3 и 7 4 и 5 4 и 7
2,532 2,124 2,537 2,162
асимпт. значимость (двусторонняя) 0,011 0,034 0,011 0,031
п1 25 25 25 25
п2 25 15 25 15
0,35 (ср. эф.) 0,33 (ср. эф.) 0,35 (ср. эф.) 0,34 (ср. эф.)
средний ранг Н-критерия Краскела - Уоллиса
возраст 3 4 5 6 7
49,08 47,1 70,02 57,28 72,2
Таблица 2
Возрастные особенности использования стратегии называния всех однозначных образов без указания на двойственность (8)
и-критерий Манна - Уитни
сравнение 3 и 5 3 и 7 4 и 7
2,526 3,627 2,771
асимпт. значимость (двусторонняя) 0,012 0,000 0,006
п1 25 25 25
п2 25 15 15
0,35 (ср. эф.) 0,57 (сильн. эф.) 0,43 (ср. эф.)
средний ранг Н-критерия Краскела - Уоллиса
возраст 3 4 5 7
72,62 66,80 50,48 34,70
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом с возрастом увеличивается частота использования стратегии синонимии (2А), в то время как частота использования стратегии называния всех образов без указания двойственности (8) снижается. Указанные закономерности имеют средний и сильный размеры эффекта. С точки зрения взрослого испытуемого, самым ожидаемым ответом будет либо называние обеих интерпретаций двойственного изображения, либо называние одного из его образов и соответствующей недвойственной альтернативы одним и тем же словом. Полученный же результат лишь тогда становится понятным, когда в учет берется способность детей дошкольного возраста к успешному поиску синонимов того или иного слова. Естественно, что поиск синонимов - задача гораздо более простая при большем развитии словарного запаса. Именно развитие знания о собственном языке позволяет детям старшего возраста чаще пользоваться стратегией синонимии.
В целом же все дети дошкольного возраста, сталкиваясь с поставленной экспериментальной задачей, прибегают к рассмотренным стратегиям с целью разрешения
сразу нескольких противоречий: во-первых, неполного соответствия между графическим изображением двойственного изображения и недвойственных альтернатив; во-вторых, наличия нескольких образов в двойственном изображении.
Заключение
Предложенная экспериментальная процедура позволяет выявить стратегии разрешения перцептивных противоречий при восприятии двойственных изображений. Через поиск названия мультистабиль-ных фигур ребенок дошкольного возраста стремится разрешить перцептивное противоречие внутри самих двойственных изображений, а также отразить в слове увиденные различия графического характера между двойственным изображением и его недвойственными альтернативами.
Анализ качественного содержания обнаруженных стратегий дает возможность сделать вывод о наличии, как минимум, одной широко представленной стратегии, отличающей ребенка-дошкольника от взрослого испытуемого, - поиска синонимов для обозначения одного и того же понятия, графически выполненного разными спо-
собами. Остальные выделенные стратегии могут быть рассмотрены как частные случаи синонимии.
Полученный результат согласуется с результатами других исследований детей дошкольного возраста, в которых была показана связь успешности нахождения обеих интерпретаций двойственных изображений с успешностью решения задач на репрезентацию: подбор синонимов, омонимов и понимание ложных убеждений [10]. Представленная в настоящей статье экспериментальная процедура позволяет взглянуть на указанные связи функционально: подбор синонимов не только связан с восприятием двойственных изображений, но и необходим для разрешения перцептивного противоречия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 17-06-01014-ОГН-А «Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации».
Литература
1. Аллахвердов В.М., Науменко О.В., Филиппова М.Г., Щербакова М.Г., Аванесян М.О., Воскресенская Е.Ю., Стародубцев А.С. Как сознание избавляется от противоречий // Шаги / Steps. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 165181. doi: 10.22394/2412-9410-2015-1-1-165181.
2. Краснорядцева О.М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. -С. 13-19.
3. Тихомиров O.K., Клочко В.Е. Обнаружение противоречий как начальный этап формирования задачи // В кн.: Искусственный интеллект и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1976. - С. 176-205.
4. Bugelski B.R., Alampay D.A. The role of frequency in developing perceptual sets // Canadian Journal of Psychology. - 1961. - Vol. 15(4). - P. 205-211. doi: 10.1037/ h0083443.
5. Eagle M., Wolitzky D.L., Klein G.S. Imagery: Effect of a concealed figure in a stimulus // Science. - 1966. - Vol. 151(3712). - P. 837839. doi: 10.1126/science.151.3712.837.
6. Fritz C.O., Morris P.E., Richler J.J. Effect size estimates: Current use, calculations, and interpretation // Journal of Experimental Psychology: General. - 2012. - Vol. 141(1). -P. 2-18. doi: 10.1037/a0024338.
7. Girgus J.J., Rock I., Egatz R. The effect of knowledge of reversibility on the reversibility of ambiguous figures // Perception & Psychophysics. - 1977. - Vol. 22(6). - P. 550556. doi: 10.3758/BF03198762.
8. Long G.M., Toppino T.C. Enduring interest in perceptual ambiguity: Alternating views of reversible figures // Psychological Bulletin. - 2004. - Vol. 130(5). - P. 748-768. doi: 10.1037/0033-2909.130.5.748.
9. Tsal Y, Kolbet L. Disambiguating ambiguous figures by selective attention // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. -1985. - Vol. 37(1-A). - P. 25-37. doi: 10.1080/14640748508400950.
10. Wimmer M.C., Doherty M.J. The development of ambiguous figure perception // Monographs of the Society for Research in Child Development. - 2001. - Vol. 76(1). - P. 1-130. doi: 10.1111/j.1540-5834.2011.00589.x.
References
1. Allakhverdov VM, Naumenko OV, Filippo-va MG, Shcherbakova OV, Avanesyan MO, Voskresenskaya EYu, Starodubtsev AS. Kak soznanie izbavlyaetsya ot protivorechij. Sha-gi/Steps 2015; 1(1):165-181 (in Russian). doi: 10.22394/2412-9410-2015-1-1-165-181.
2. Krasnoryadtseva OM. Chuvstvitel'nost' k problemam kak harakteristika innova-cionnogo potenciala lichnosti. Sibirskij psi-hologicheskij zhurnal 2009; 33:13-19 (in Russian).
3. Tikhomirov OK, Klochko VE. Obnaruzheni-ye protivorechiy kak nachalnyy etap formiro-vaniya zadachi. V kn.: Iskusstvennyy intellekt i psikhologiya. Pod red OK Tikhomirova. Moscow: Nauka 1976:176-205 (in Russian).
4. Bugelski BR, Alampay DA. The role of frequency in developing perceptual sets. Canadian Journal of Psychology 1961; 15(4):205-211. doi: 10.1037/h0083443.
5. Eagle M, Wolitzky DL, Klein GS. Imagery: Effect of a Concealed Figure in a Stimulus. Science 1966; 151(3712):837-839. doi: 10.1126/ science.151.3712.837.
6. Fritz CO, Morris PE, Richler JJ. Effect size estimates: Current use, calculations, and interpretation. Journal of Experimental Psychology: General 2012; 141(1):2-18. doi: 10.1037/ a0024338.
7. Girgus JJ, Rock I, Egatz R. The effect of knowledge of reversibility on the reversibility of ambiguous figures. Perception & Psycho-physics 1977; 22(6):550-556. doi: 10.3758/ BF03198762.
8. Long GM, Toppino TC. Enduring Interest in Perceptual Ambiguity: Alternating Views of Reversible Figures. Psychological Bulletin 2004; 130(5):748-768. doi: 10.1037/00332909.130.5.748.
9. Tsal Y, Kolbet L. Disambiguating Ambiguous Figures by Selective Attention. The Quarterly Journal of Experimental Psychology 1985; 37(1-A): 25-37. doi: 10.1080/14640748508400950.
10. Wimmer M.C., Doherty M.J. The development of ambiguous figure perception Monographs of the Society for Research in Child Development 2001; 76(1): 1-130. doi: 10.1111/j.1540-5834.2011.00589.x.
STRATEGIES FOR RESOLVING CONTRADICTIONS IN AMBIGUOUS FIGURE PERCEPTION AMONG PRESCHOOL CHILDREN
O.M. KRASNORYADTSEVA1, M.P. MEZENTSEVA2
1 National Research Tomsk State University, Tomsk;
2 Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia
The study presents a new experimental procedure that allows to actualize contradictions in the perception of ambiguous figures. On a sample of preschool children, we have identified strategies that allow subjects to resolve contradictions in the incoming information. The main strategy for resolving contradictions in preschool children is the search for synonyms. A large number of strategies, united by the common goal of synonym searching, is consistent with other studies that have shown a correlation between success in indication both interpretations of the ambiguous figure and synonym production task. The result suggests the existence of the same process involved in ambiguous figure perception and synonym production.
Keywords: ambiguous figure perception, sensitivity to contradictions, preschool children.
Address:
Mezentseva M.P.,
Senior Lecturer,
Novosibirsk State University,
E-mail: [email protected]