Научная статья на тему 'Стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса'

Стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРО-ЦЕССА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL BARRIER / INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS / SUBJECTS OF INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTION / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борозинец Наталья Михайловна, Колокольникова Мария Валерьевна

В статье описываются основные стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса. Рассматриваются подходы разных авторов к проблеме, а также в данной работе мы выделили стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for Overcoming the Psychological Barriers of Interaction between the Subjects of an Inclusive Educational Process

The article describes the main strategies for overcoming psychological barriers to interaction between subjects of an inclusive educational process. The approaches of different authors to the problem are considered, and in this paper we also identified strategies for overcoming the psychological barriers to interaction between subjects of an inclusive educational process.

Текст научной работы на тему «Стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса»

3. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. -М.: Институт психологии РАН, 2009. -С. 264-278.

4. Малыгин В. Л., Антоненко А. А., Вов-ченко Е. И., Искандирова А. Б. Особенности эмоционального и социального интеллекта среди Интернет-зависимых подростков [Электронный ресурс] / иЯЬ: medpsy.ru (дата обращения: 10.10.2017).

5. Радионова М. С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / М. С. Радионова, Т. С. Спирки-на // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. - 2009. -С. 113-137.

6. Егоров А. Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков - 2005. - Т. 5. - № 2. - С. 20-27.

Н. М. Борозинец, М. В. Колокольникова

УДК 159.9

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

БАРЬЕРОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СУБЪЕКТОВ

ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

1 современных реалиях образовательной практики переход к инклюзивному образованию является необходимостью, продиктованной как на государственном уровне, так и на уровне потребностей общества. Особый интерес вызывает инклюзивный образовательный процесс, отличительным признаком которого является адаптация образовательной среды к индивидуальным особенностям ребенка, доступность образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению Л. М. Шипицыной, инклюзивный образовательный процесс характеризуется включением разных по уровню и способностям детей (в том числе с особыми образовательными потребностями), педагогов, родителей в единую образовательную систему, а также объединяет субъектов образовательного процесса, их функции как участников, формы обучения и взаимодействия. Инклюзивный образовательный процесс в силу изменившихся условий его существования наполнен психологическими барьерами, которые могут проявляться на разных этапах взаимодействия субъектов.

Анализируя подходы к понятию психологического барьера взаимодействия, мы опираемся на исследования следующих авторов: Г. А. Балл, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев, О. К. Тихомиров, Л. М. Фридман и др., которыми было доказано, что психологические

20/<?Л/

барьеры взаимодействия субъектов образовательного процесса рассматриваются как факторы, являющиеся препятствием для достижения цели деятельности, в данном случае -качества образования. Психологические барьеры взаимодействия, которые возникают у субъектов инклюзивного образовательного процесса, не позволяют им занимать активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения, и чаще всего барьеры оставляют негативный отпечаток на личности всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, и как следствие этого, требуют преодоления их на разных уровнях взаимодействия [6, с. 109-112].

В рамках нашего исследования деятельность субъектов инклюзивного образовательного процесса представляется как во внешнем плане - это преподавание и учебная деятельность, а также взаимоотношения субъектов между собой, так и во внутреннем - это мотивация, самооценка, эмоциональная сфера, соответственно, те препятствия, которые возникают, могут быть обозначены как внешние или внутренние психологические барьеры. Происходящая под влиянием психологического барьера внутренняя группировка сил переживается субъектом как состояние стресса, дискомфорта, напряжения.

В условиях появления специфических психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса становится актуальным поиск новых стратегий их преодоления.

На необходимость исследования стратегий преодоления психологических барьеров субъектов образовательного процесса указывали А. Я. Пономарев и Т. В. Кудрявцев. Они отмечали, что вместо поиска отдельных частных приемов и алгоритмов, ведущих к созданию чего-то нового, необходимо разрабатывать систему мер, не допускающих возникновения барьеров, и направляемых, если они уже появились, на разрушение шаблонных принципов поведения и рутинных приемов деятельности [1, с. 3-5].

По мнению Н. В. Дроздовой, стратегией преодоления психологических барьеров у субъектов образовательного процесса явля-

ется глубокая внутренняя работа по преодолению сложившихся стереотипов деятельности, смысловое образованию ситуации, требующее адекватных умственных действий, волевых установок, что повышает активность и результативность образовательного процесса.

Автором было выделено три ключевых параметра, характеризующих стратегию преодоления психологических барьеров: осознание, принятие, действие. На основании этих параметров сформирован ряд стратегий преодоления субъектами образовательного процесса психологических барьеров. Первая стратегия -осознание, принятие ситуации, но бездействие. Вторая стратегия - осознание, принятие и понимание особенностей ситуации, конструктивные действия, исходя из сложностей их возникновения. Третья стратегия - отрицание ситуации, отвержение ее и бездействие. Четвертая стратегия - осознание ситуации, принятие ее и понимание, но совершение неконструктивных действий.

На выбор стратегии оказывают влияние внешние и внутренние факторы, поэтому вектор эмоций, в том числе и агрессивность, ригидность, тревожность, импульсивность, будут направляться либо на самого себя, либо на других, в зависимости от этого будут выражены либо деятельностные барьеры, либо коммуникативные барьеры.

Э. Э. Сыманюк описала две стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия, возникающих в деятельности: инициативную и ситуативную. Инициативная стратегия характеризуется проявлением активности, целенаправленностью действий, ответственностью за принятие решений и поступков. Инициативная стратегия обусловлена представленностью в структуре субъекта деятельности сопряженности и связанности между собой отдельных его единиц во внутреннем пространстве и времени, устойчивостью личности, ценностными ориентациями, динамической направленностью личности, оптимистическим прогнозированием, личностной ответственностью, ориентацией на успех и достижение. Инициативная стратегия предполагает деятельностное преодоление психоло-

гических барьеров и выбор инициативной стратегии свидетельствует о готовности личности к преодолению барьеров. Ситуативная стратегия характеризуется низким уровнем инте-грированности личности, слабостью и неустойчивостью внутренних познавательных, эмоциональных и волевых установок. Ситуативные способы преодоления психологических барьеров обусловлены отсутствием структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни, недостаточной мотивацией личности, низким уровнем оптимизма. В ситуативной стратегии преобладают механизмы психологической защиты и приспособления к окружающей действительности [6, с. 14-15].

Е. В. Есликова выделяет дополнительно к основным стратегиям (инициативной и ситуативной) еще четыре стратегии: защитную, пассивную, депрессивную, аффективно-агрессивную. Для защитной стратегии характерна настойчивая самореализация во внеучебной деятельности. Человек добивается определенного самоутверждения, но внутренне переживает собственную несостоятельность в преодолении психологических барьеров инклюзивного образовательного процесса. Уход или бегство от трудной ситуации могут осуществляться не только в практической, но и в психологической форме посредством внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Пассивная стратегия свойственна субъектам, которые подчиняются внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Это процессы самоприспособления, подчинения личности интересам и требованиям среды. Депрессивная стратегия характерна для субъектов, которые уже пережили неудачи в учебной деятельности, им присуще состояние подавленности, прогнозы на будущее у них пессимистичны, они не удовлетворены собой, своей учебной деятельностью в целом. Депрессия и апатия приводят к дезорганизации учебной деятельности, личность оказывается не в состоянии выполнять учебные задачи, полностью утрачивает интерес к деятельности. Аффективно-агрессивная стратегия свойствен-

на людям, которые отличаются амбициозностью, агрессивностью, склонны противопоставлять себя окружающим. Низкий уровень личностного самосознания не позволяет им выйти за пределы непрерывного потока повседневной учебной деятельности, освободиться от собственных эгоцентричных установок. Это приводит к тому, что человек начинает принимать агрессию как естественное проявление человеческой природы [2, с. 39-41].

Процесс преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса рассмотрен нами в двух сферах. Первая - личностная, или внутренняя: стратегии преодоления психологических барьеров как направленность на достижение определенной цели, внутренняя работа субъекта деятельности, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов; нахождение личностного смысла деятельности, ценности личной позиции, самоактуализации, осознания мотивов деятельности, на которую оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Вторая - деятельностная, или внешней плоскости: происходит восприятие мира, основанное на выделении тех объектов, которые значимы с точки зрения основного вида деятельности: учебной и профессиональной.

Таким образом, выделим основные компоненты в этих двух сферах, в которых возникают психологические барьеры. Личностная сфера отвечает за регуляцию активности личности; включает мотивы, цели, ценности, потребности, убеждения, степень удовлетворенности деятельностью. В деятельностную сферу входит система знаний и умений педагога и учащегося, составляющая основу профессиональной или учебной деятельности, а также внешне наблюдаемые проявления, включающие систему отношений к себе, другим, профессиональной или учебной деятельности, - это общение, коммуникативные навыки, общая социальная адаптация [3, с. 65].

Итак, мы выделили основные стратегии преодоления барьеров субъектов взаимодействия инклюзивного образовательного процесса.

щ/Ш-

Личностная сфера: отсутствие необходимых мотивов для продолжения обучения и эффективного взаимодействия, несформиро-ванность ценностей, таких как эмпатия и толерантность, неучтенность индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточный уровень развития системы отношений к себе, другим, профессиональной или учебной деятельности. Деятельностная сфера: нет достаточных знаний и умений педагога и учащегося для того, чтобы адаптироваться в среде сверстников с нормативным развитием; недостаточный уровень развития коммуникативных навыков; неудовлетворенность субъектами своей деятельностью.

Рассмотрев основные компоненты, мы выделили стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса. В личностной сфере это повышение уровня мотивации путем адаптирования учебного материала под потребности ребенка, формирование умения эмоционально откликаться на проблемы другого человека, формирование взаимоотношений субъектов инклюзивного образовательного процесса на основе позитивного мышления и принятия. В деятельностной сфере - готовность к пересмотру привычных решений, способность быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, формировать позитивное отношение к деятельности путем частой смены деятельности, повышать уровень развития коммуникативных навыков путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность.

В качестве вывода мы можем сказать, что стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса - это целенаправленная внешняя и внутренняя активность субъекта деятельности, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов; нахождением личностного смысла деятельности, ценности личной позиции; самоактуализацией; осознанием мотивов деятельности, на которую оказывают влияние внешние и внутрен-

ние факторы и которая может проявляться как конструктивно, так и деструктивно, и обеспечивать достижение прогнозируемого результата в реальных условиях образовательного процесса. В зависимости от использования той или иной стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектами инклюзивного образовательного процесса мы можем наблюдать эффективность взаимодействия и, как следствие, более успешный образовательный процесс.

АННОТАЦИЯ

В статье описываются основные стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса. Рассматриваются подходы разных авторов к проблеме, а также в данной работе мы выделили стратегии преодоления психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Ключевые слова: психологический барьер, инклюзивный образовательный процесс, субъекты инклюзивного образовательного процесса, взаимодействие, стратегии преодоления.

SUMMARY

The article describes the main strategies for overcoming psychological barriers to interaction between subjects of an inclusive educational process. The approaches of different authors to the problem are considered, and in this paper we also identified strategies for overcoming the psychological barriers to interaction between subjects of an inclusive educational process.

Key words: psychological barrier, inclusive educational process, subjects of inclusive educational process, interaction, coping strategies.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С. В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании // Современная зарубежная психология. - М.: МГППУ, 2014. -№ 3. - С. 24-29.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.

3. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие. - Балашов: Николаев, 2002. -80 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. - М.: Политиздат, 1985. - 430 с.

6. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.

7. Поварницына Л. А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987.

8. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дер-кача. - 2001. - 600 с.

9. Теория педагогики / В. Е. Писарев, Т. Е. Писарева. - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. - 612 с.'

Л. В. Бура

УДК 159.953.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

благодаря современным требованиям к организации образования в Российской Федерации учащимся предоставляется возможность свободного выбора средств обучения с целью максимальной самореализации в условиях психологического комфорта. Определение ценности личности ребенка, восприятие ее целостности служат интересам и потреб-

ностям учащихся, обеспечивают развитие творчества, ответственности, сохраняют психическое и физическое здоровье, что гарантирует высокое качество образования.

Все более актуальной проблемой психолого-педагогических наук становятся методики эффективного усвоения разнообразной информации. Постоянное лавинообразное увеличение информации в сочетании с высокой конкуренцией и возрастающими требованиями общества к современным выпускникам приводит к интенсификации учебного процесса и, как следствие, целому ряду нарушений в состоянии психического и соматического здоровья обучающихся. Одной из государственных задач современного образования является не только предоставление высокого уровня знаний, но и сохранение здоровья человека.

К сожалению, нашей педагогической традиции присущ иногда излишний интеллектуализм, система образования пытается воздействовать на ребенка, обращаясь, прежде всего, к его разуму, рациональной сфере, что далеко не всегда соответствует детской природе и мировосприятию ребенка, не обеспечивает целостное развитие личности. Возникла необходимость изменить такую модель образования, в которой учитель в репродуктивно-вос-производящей форме передает (транслирует) знания учащихся, на синергетическую модель. В этом случае учитель сотрудничает с учеником в продуктивно-интерактивной форме, а ученик является активным соучастником учебно-воспитательного процесса, а не пассивным объектом обучения.

Одним из важнейших принципов современного образования является оптимизация обучения путем применения новейших образовательных психолого-педагогических технологий, в частности, мнемотехники как одного из наиболее эффективных методов усвоения информации и предотвращения информационной перегрузки.

Раскрывая сущностную характеристику понятия «мнемотехника» (от греч. тпете -память и 1есЬпе - искусство), можно определить ее как технологию улучшения усвоения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.