Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕСС / ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Христидис Т. В.

Напряжённое состояние педагога, возникающее у него при воздействии различных негативных факторов в профессиональной деятельности, может вызывать профессиональный стресс. Так как реакции личности на стрессоры в профессиональной деятельности определяются личностными особенностями, профессиональный стресс могут вызвать абсолютно разнообразные факторы. В статье кратко представлена авторская программа обучения педагогов преодолению профессионального стресса. Целью данной программы было сформировать у участников следующие компетенции: знание о психологических механизмах стресса и умение диагностировать стрессовое состояние; готовность к преодолению стресса и кризисных ситуаций в профессиональной деятельности; умения определять признаки профессиональной деформации и выгорания в профессии; умение определять собственные особенности эмоциональной реакции; использовать адекватные ситуации методы саморегуляции эмоциональных состояний и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR OVERCOMING PROFESSIONAL STRESS: FROM THEORY TO PRACTICE

The stressful state of the teacher, which occurs under the influence of various negative factors in professional activities, can cause professional stress. Since the reactions of the individual to stressors in professional activities are determined by personal characteristics, professional stress can be caused by absolutely various factors. The article briefly presents the author’s program of teaching teachers to overcome professional stress. The purpose of this program was to develop the following competencies among the participants: knowledge of the psychological mechanisms of stress and the ability to diagnose a stressful state; readiness to overcome stress and crisis situations in professional activities; the ability to identify signs of professional deformation and burnout in the profession; the ability to determine one’s own characteristics of an emotional reaction; use methods of self-regulation of emotional states that are adequate to the situation, and others.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»



К^ТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

УДК 37.013.77

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-137-143 Т. В. Христидис

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация: Напряжённое состояние педагога, возникающее у него при воздействии различных негативных факторов в профессиональной деятельности, может вызывать профессиональный стресс. Так как реакции личности на стрессоры в профессиональной деятельности определяются личностными особенностями, профессиональный стресс могут вызвать абсолютно разнообразные факторы. В статье кратко представлена авторская программа обучения педагогов преодолению профессионального стресса. Целью данной программы было сформировать у участников следующие компетенции: знание о психологических механизмах стресса и умение диагностировать стрессовое состояние; готовность к преодолению стресса и кризисных ситуаций в профессиональной деятельности; умения определять признаки профессиональной деформации и выгорания в профессии; умение определять собственные особенности эмоциональной реакции; использовать адекватные ситуации методы саморегуляции эмоциональных состояний и другие.

Ключевые слова: профессиональные стресс, преодоление стресса, саморегуляция, тревожность, стрессоустойчивость.

Для цитирования: Христидис Т. В. Стратегии преодоления профессионального стресса педагога: от теории к практике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 137-143. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-5103-137-143

STRATEGIES FOR OVERCOMING PROFESSIONAL STRESS: FROM THEORY TO PRACTICE

Tatyana V. Khristidis

Moscow State Institute of Culture, Khimki city, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract: The stressful state of the teacher, which occurs under the influence of various negative factors in professional activities, can cause professional stress. Since the reactions of the individual to stressors in professional activities are determined by personal characteristics, professional stress can be caused by absolutely various factors. The article briefly presents the author's program of teaching teachers to overcome professional stress. The purpose of this program was to develop the following competencies

ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского государственного института культуры

KHRISTIDIS TATYANA VITALIEVNA - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Departments of Humanities and Socio-Economic Disciplines, the Moscow State Institute of Culture

© Христидис Т. В., 2021

among the participants: knowledge of the psychological mechanisms of stress and the ability to diagnose a stressful state; readiness to overcome stress and crisis situations in professional activities; the ability to identify signs of professional deformation and burnout in the profession; the ability to determine one's own characteristics of an emotional reaction; use methods of self-regulation of emotional states that are adequate to the situation, and others.

Keywords: professional stress, overcoming stress, self-regulation, anxiety, stress tolerance.

For citation: Khristidis T. V. Strategies for overcoming professional stress: from theory to practice. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 5 (103), pp. 137-143. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-137-143

В современном мире невозможно представить никакую профессиональную деятельность, и жизнь в обществе в целом, без стрессовых ситуаций. Профессиональным стрессом определяют то состояние человека, которое требует от него особой мобилизации ресурса для решения сложных проблем профессиональной деятельности и вызывающее стойкое напряжение.

Канадский учёный Ганс Селье по праву считается одним из первых учёных, разработавших концепцию психологических основ стресса. Именно он отметил факт необходимости развития умений правильного реагирования на стрессоры, предложил свою модель стресса, выделил стадии стресса, а также методы преодоления стрессового напряжения [5]. Он же определил, что стресс может быть «хорошим» и «плохим», а жизнь вообще без стрессов будет скучная, что само по себе может быть стрессом. Селье отметил, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное её понимание» [5]. Следовательно, ответственность за реакцию на стрессовую ситуацию лежит полностью на человеке.

Изучением проблем стресса, поиском путей его преодоления занимались зару-

бежные и отечественные учёные: А. А. Виру, Р. Лазарус, А. В. Вальдман, Л. А. Китаев-Смык, С. А. Игумнов, А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак, Г. Б. Монина, В. Л. Марищук, К. И. Погодаев, Н. В. Самоукина, Ю. Г. Чирков, Ю. В. Щербатых и другие.

С. А. Игумнов подробно анализирует психологические подходы управления стрессом и даёт конкретные практические рекомендации, которые вполне применимы в любой стрессовой ситуации [1].

Ю. В. Щербатых рассматривает стресс с точки зрения системного подхода, в интеграции знаний о стрессе, предлагая решать данную проблему при опоре на достижения медицины, физиологии, психологии, педагогики, несмотря на то, что представления учёных о стрессе из разных научных отраслей зачастую различны [9].

Г. Б. Монина, Н. В. Раннала систематизировали теоретический и методический материал по коррекции стресса и развитии стрессоустойчивости методом тренинговой работы; разработанный авторами тренинг применяется в практической работе и имеет успешный результат [4].

М. В. Киселёва среди эффективных методов работы с тревожными и стрессовыми ситуациями выделяет методы арт-терапии, которые подробно изложены в её трудах применительно для коррекционной работы практического психолога [2].

Опираясь на наработки учёных и практиков, можно констатировать , что не сам негативный фактор или ситуация, а именно само напряжённое состояние педагога, возникающее у него при воздействии различных негативных факторов в профессиональной деятельности, приводит к профессиональному стрессу.

Профессиональный стресс в педагогической деятельности могут вызвать абсолютно разнообразные факторы, например, такие как: слишком большая нагрузка (перегрузка) на работе, малоинтересная профессиональная деятельность, плохие условия работы, неверное соотношение требований и возможностей, страхи (не справиться с работой или допустить ошибку, быть уволенным или подвергнутым санкциям, потерять собственное Я), плохая информированность, неблагоприятный психологический климат, конфликтные ситуации, отсутствие поддержки и многие другие.

Каждый человек по-разному реагирует на стрессоры, и связано это прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями: характером, темпераментом, уровнем нейротизма, адаптационными способностями и другими.

Следует отметить, что преподаватели современных высших учебных заведений, ввиду всё усложняющихся требований к их профессиональной деятельности и неопределённостью, испытывают состояние тревожности, зачастую приводящей к стрессу. И здесь важно справиться со стрессом на «стадии тревоги» (1-я стадия ) или на «стадии резистентности» (2-я стадия) и не дать возможность перейти стрессу на «стадию истощения» (3-я стадия), когда уже сложно справиться с нервным напряжением и есть риск развития психосоматических расстройств.

В Московском государственном институте культуры в рамках проекта «Творческие люди» была апробирована авторская программа «Стратегии преодоления профессионального стресса». Слушатели (60 человек), в числе которых были в основном педагоги вузов, оценили свой уровень стресса с помощью диагностических методик: опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору); диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров); опросник «Стиль саморегуляции поведения» и другие.

Методики позволили выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.

У большинства слушателей был выявлен слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях, достаточно высокая степень переутомления и истощения.

Проведённая диагностика выявила, что у 63%, участвующих в исследовании слушателей высокий уровень стресса. Педагоги испытывают состояние тревожности, фрустрации, не умеют управлять своим эмоциональным состоянием в стрессовой си-туа-ции. Высокий уровень стресса свидетельствует о состоянии дезадаптации и психологического дискомфорта.

У 23% слушателей был выявлен умеренный уровень стресса.

Лишь 14% слушателей продемонстрировали, что умеют управлять своим эмоциональным состоянием, осознают негативные чувства, обладают навыками саморегуляции. У них можно констатировать низкий уровень стресса.

Диагностика уровня тревожности показала, что достаточно большое количество педагогов (56%) имеют высокий уровень тревожности (методика Ч. Д. Спилберга).

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Мак-лакова и С. В. Чермянина продемонстрировал низкий уровень поведенческой регуляции у 38% преподавателей вузов, а у большинства преподавателей (52%) - средние показатели нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции.

Можно сделать вывод, что большинство слушателей не обладает адаптационными способностями, что может говорить об их склонности к стрессу.

Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолл (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) продемонстрировала низкую «конструктивность» в стрессовой ситуации у 57% слушателей и выбор «пассивной стратегии» (модель поведения - избегание), у 20% - асоциальную стратегию преодоления стресса (агрессивность, отказ от поиска альтернатив), у 23% - активную стратегию (уверенность, конструктивность).

Проведённая диагностика профессионального стресса выявила существующую проблему у педагогов. Следовательно, есть насущная необходимость поиска методов преодоления тревожности, снижения нервно-психической напряжённости и выработки эффективных стратегий преодоления стресса.

Беседа со слушателями курса показала мотивацию всех участников к развитию навыков саморегуляции в стрессе.

В связи с этим мы определили главные задачи нашей программы для формирования у участников необходимых компетенций. Среди них:

• знание о психологических механизмах стресса и умение диагностировать стрессовое состояние;

• готовность к преодолению стресса и кризисных ситуаций в профессиональной деятельности;

• умения определять признаки профессиональной деформации и выгорания в профессии;

• умения определять собственные особенности эмоциональной реакции, основные профессионально важные качества, выявлять ресурсы преодоления негативных реакций на профессиональный стресс; использовать адекватные ситуации методы саморегуляции эмоциональных состояний;

• владение основными принципами саморегуляции эмоциональных состояний, поиска ресурсов для поддержания эффективности профессиональной деятельности;

• владение навыками реализации основных методов профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деформации в профессиональной деятельности.

Дисциплина «Стратегии преодоления профессионального стресса» в объёме 72 часа включала в себя как теоретический, так и практический материал и состояла из трёх модулей (см. таблицу 1):

В процессе прохождения данной программы решались задачи по повышению компетентности в области вербального и невербального общения, формированию уверенного поведения, овладению методами саморегуляции и аутотренинга. Вместе с участниками курса мы отметили наиболее эффективные методы саморегуляции и коррекции стрессового состояния, среди которых методы арт-терапии (изо-терапия, му-зыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, мандало-терапия), нейрографика, дыхательные техники, техники осознавания чувств, техники «целеполагания», коммуникативный тренинг, техники арт-коучинга.

Таблица 1

Модуль 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Теория стресса Г. Селье. Причины возникновения стрессового напряжения.

Личность и стресс. Психологический стресс. Источники стресса. Стрессогены и стрессоры.

Модуль 2. Профессиональный стресс

Причины возникновения профессионального стресса. Сущность психологической защиты. Виды профессиональных стрессов. Факторы, влияющие на развитие профессиональный стресс.

Модуль 3. Практические методы саморегуляции психологического состояния

Феномен профессионального и эмоционального выгорания.

Психофизиология стресса. Психосоматика.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса.

Методы оптимизации уровня стрессов. Методы профилактики и коррекции стресса.

Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование уверенного поведения. Программа тренинга «Коррекция тревожного состояния средствами арт-терапии».

Наиболее эффективным подходом в преодолении стресса мы считаем когнитивно-поведенческий, на основе которого были разработаны практические упражнения, направленные на формирование навы-

ков осознавания чувств и эмоций, адаптации, конструктивного взаимодействия.

При работе с группой мы ориентировались на активное взаимодействие, рефлексию и обратную связь.

Большинство слушателей в процессе занятий показало наличие развитой рефлексии, готовности к самопознанию и самосовершенствованию.

Одним из практических заданий было написание эссе на тему «Причины возникновения стресса на работе и способы его преодоления».

Приведём пример одной из работ слушателя (педагога):

«В наше время стресс на рабочем месте становится одной из самых больших проблем современного общества. В век скоростных технологий многие из нас страдают от недостатка времени (как бы парадоксально это ни звучало), от чрезмерной нагрузки, что ведёт к ухудшению здоровья, апатии и депрессии. В педагогической работе мы ежедневно находимся в "собранном" состоянии. Педагог живёт по расписанию 9 месяцев, ежедневно общается с большим количеством детей и родителей. Общение с коллегами "по цеху" тоже не у всех складываются гармонично. Зачастую в таком режиме человеку трудно понять и проследить причинно-следственные связи. Это и ухудшение самочувствия, и негармоничные отношения в семье. Первоначальные признаки стресса: раздражительность, нервозность без видимой причины, ощущение беспокойства, суетливость, бессонница, нервные тики, головные боли (частые), потливость, нежелание идти на работу, забывчивость, потеря аппетита или наоборот, частые "заедания", тошнота и головокружение, смена настроения, отсутствие желаний.

Причинами возникновения стрессов могут быть не только внутренние факторы (самоанализ, самокопание), но и внешние: низкая заработная плата, конфликт с коллегами, недовольные родители, слабые по спо-

собностям дети (соответственно, нет желаемого результата), руководство, большая нагрузка и нехватка времени на полноценный отдых, общение, развлечения, новые технологии (осваивание компьютера, дистанционное обучение).

В процессе изучения курса я поняла, что самое главное - научиться регулировать своё эмоциональное состояние, не стресс опасен, а наша реакция на стрессоры и стрессовые ситуации. Способы преодоления, наиболее эффективные для меня: дыхательные упражнения, арт-терапия, работа с эмоциями...».

По окончании изучения дисциплины слушатели представили свою программу по стрессоустойчивости на основе пройдён-ного материала с учётом личностных особенностей и предпочтений. Анализируя работы и отзывы слушателей, мы убедились в верном выборе практических упражнений, кейсов и видеоматериалов курса, которые были использованы слушателями при выполнении итогового задания.

Анализ высказываний участников говорит о том, что проведённые занятия позволили повысить стрессоустойчивость, сформировать умение регулировать своё эмоциональное состояние, повысить коммуникативную компетентность, отработать приёмы и методы эффективного общения.

Повторное исследование выраженности стресса после прохождения данной программы доказало её эффективность, так как результаты исследования показали, что уровень стресса значительно понизился, мы заметили снижение тревожности и повышение уровня неравно-психической устойчивости.

Мы можем заключить, что разработанная программа, направленная на информирование по проблеме стресса, формирова-

ние умений диагностировать стресс, знание структивного взаимодействия, а также вы-

методов повышения стрессоустойчивости, работку эффективной копинг-стратегии,

развитие навыков саморегуляции, повыше- способствует снижению стресса у препода-

ние уверенного поведения и навыков кон- вателей вуза.

Список литературы

1. Игумнов С. А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы.

Санкт-Петербург : Речь, 2007. 107 с.

2. Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Санкт-Петербург :

Речь, 2007. 336 с.

3. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Коммуникативный тренинг. Санкт-Петербург : Речь, 2007. 224 с.

4. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». Санкт-Петербург : Речь, 2009.

250 с.

5. Селье Г. Стресс без дистресса / [перевод с английского А. Н. Лука и И. С. Хорола]. Москва : Прогресс,

1979. 124 с.

6. Христидис Т. В. Психологические аспекты профессиональной адаптации молодых специалистов

// Север и молодёжь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Ханты-Мансийск, 1920 ноября 2020 г.) / отв. ред. А. В. Мищенко, О. С. Овсянникова ; М-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Югор. гос. ун-т», Гуманитар. ин-т североведения, Высшая психолого-педагогическая школа. Ханты-Мансийск : Сектор редакционно-издательской работы Научной библиотеки ЮГУ, 2020. С. 352-355.

7. Христидис Т. В., Новашина М. С. Формирование стрессоустойчивости педагогов вуза средствами

социально-психологического тренинга // Актуальные проблемы психологического знания: Теоретические и практические проблемы психологии. 2020. № 3-4 (54). С. 72-86.

8. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. Санкт-Петербург : Питер, 2006. 256 с.

References

1. Igumnov S. A. Stress management: modern psychological and drug approaches. St. Petersburg, Publishing

House "Rech", 2007. 107 p. (In Russ.)

2. Kiseleva M. V. Art therapy in practical psychology and social work. St. Petersburg, Publishing House "Rech",

2007. 336 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Monina G. B., Lyutova E. K. Communicative training. St. Petersburg, Publishing House "Rech", 2007. 224 p.

(In Russ.)

4. Monina G. B., Rannala N. V. Training "Stress resistance resources". St. Petersburg, Publishing House "Rech",

2009. 250 p. (In Russ.)

5. Selye H. Stress without distress. Moscow, Progress Publishers, 1979. 124 p. (In Russ.)

6. Khristidis T. V. Psychological aspects of professional adaptation of young specialists. In: Mishchinko A. V.,

Ovsyannikova O. S., eds. The North and youth: health, education, career: collection of materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference (Khanty-Mansiysk, November 19-20, 2020). Khanty-Mansiysk, Publishing House of the Yugra State University 2020. Pp. 351-354. (In Russ.)

7. Khristidis T. V., Novashina M. S., Formation of stress tolerance of university teachers by means of socio-

psychological training. Actual problems of psychological knowledge: Theoretical and practical problems of psychology. 2020, no. 3-4 (54), pp. 72-86. (In Russ.)

8. Shcherbatykh Yu. V. Psychology of stress and methods of correction. St. Petersburg, PITER Publishing

House, 2006. 256 p. (In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.