Научная статья на тему 'Стратегии поведения в конфликте будущих специалистов-судоводителей'

Стратегии поведения в конфликте будущих специалистов-судоводителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
838
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митракова О. К.

Представлены результаты исследования стратегий поведения в конфликтах будущих судоводителей. Полученные данные имеют теоретико-прикладное значение как фрагмент научного изучения профессионально важных качеств личности указанных специалистов. Материалы работы также могут быть полезны в процессе практи-ческой психолого-педагогической деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митракова О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии поведения в конфликте будущих специалистов-судоводителей»

УДК 159.9

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-СУДОВОДИТЕЛЕЙ

О.К. Митракова, Дальрыбвтуз, Владивосток

Представлены результаты исследования стратегий поведения в конфликтах будущих судоводителей. Полученные данные имеют теоретико-прикладное значение как фрагмент научного изучения профессионально важных качеств личности указанных специалистов. Материалы работы также могут быть полезны в процессе практической психолого-педагогической деятельности вуза.

В коллективах экипажей судов, как в любых других производственных коллективах, при определенных обстоятельствах возникают конфликты, обусловленные всевозможными причинами делового и личностного свойства.

Все конфликты, независимо от первопричины, имеют характерную необратимость. Если конфликтные отношения возникли, то они продолжают складываться сообразно заложенному в них принципу и перестроить их бывает трудно. Во многом это обусловлено неповторимостью внутренней психической организации человека.

Являясь составной частью конфликтов всех уровней - от мелкой ссоры до мировой войны - человек выступает в конфликтной ситуации не как стандартная единица, равная другой, а как сложная уникальная система, выстраивающая свою неповторимую архитектуру конфликта. Человек может не выносить конфликт вовне, а погружать его внутрь себя: тревожиться, впадать в депрессию, совершать нелогичные поступки, стыдиться их, испытывать чувство вины и даже идти на самоистребление. Иными словами, существуют глубокие индивидуальные различия в том, как человек справляется с конфликтами. Некоторые способны забыть свои беспокойства и перейти к делу, для других конфликты обращаются в кризис и могут приводить к формированию болезненных симптомов нервнопсихического свойства [4].

Конфликты, вскрывающие недостатки трудовой деятельности судоэкипажа или особенности индивидуально-психологических различий работников, безусловно, конструктивны и имеют позитивные последствия, которые способствуют мирному урегулированию межличностных

отношений между людьми, нормализации социально-производственных отношений и как следствие повышению продуктивности деятельности. Конфликты, выявляющие эгоистические интересы отдельных лиц, отнимающие полезное рабочее время и несущие негативный

эмоциональный заряд, который нарушает гармонию морально-

психологического климата в коллективе, ухудшает состояние здоровья

людей, ослабляет их мотивацию к деятельности, снижая ее производственные показатели, явно деструктивны [3].

В управлении конфликтами, т.е. в целенаправленном,

обусловленном объективными законами воздействии на их динамику, в их прогнозировании и профилактике, а также в предупреждении их негативных последствий важную роль играют деловые качества руководителя судового коллектива, его умение выявлять и преодолевать противоречия в экипаже, использовать их в общественных интересах.

Разрешая конфликтные ситуации в коллективе, руководителю приходится учитывать множественность признаков и логику развития каждого данного конфликта [7]. Поэтому, помимо специальных знаний, судоводитель, выполняющий не только функции штурмана, но и функции управленца - руководителя судоэкипажа, должен также владеть знаниями и умениями, позволяющими регулировать межличностные отношения членов судового коллектива, управлять производственными и социальными конфликтами [1, 2].

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования как одно из важных для профессии морского инженера водного транспорта и транспортного оборудования качеств определяется его «умение продуктивно управлять конфликтами» в судовом коллективе [1]. С позиций психологии, данное умение преимущественно основано на личностном предпочтении руководителем той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации [3, 4]. В литературе исследования по данному направлению в рыбной отрасли не представлены и в этой связи, на наш взгляд, являются актуальными.

В настоящей работе выявлялись преобладающие стратегии (типы) поведения в конфликте у курсантов и студентов специальности «Судовождение» рыбохозяйственного технического университета. В исследовании применялся традиционно используемый в таких случаях тест К. Томаса [6].

Методика исследования

Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов [4]. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы (стратегии) регулирования конфликтов:

- противоборство (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Стратегия в конечном итоге сводится к выбору: борьба или налаживание

взаимоотношений;

- приспособление (уступка), означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Стратегия означает выбор приоритета межличностных отношений в противовес ценности предмета конфликта;

- компромисс, отражающий по своей сущности взаимные уступки субъектов социального взаимодействия и характеризующий баланс интересов конфликтующих сторон на среднем уровне;

- избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Стратегия характеризуется взаимно низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника;

- сотрудничество как стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

По мнению К. Томаса, ни одна из сторон не достигает успеха при таких формах поведения как избегание, приспособление и компромисс.

При поведении в форме компромисса, как правило, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Тип поведения в форме конкуренции может привести к выигрышу одной из сторон, если последняя имеет власть и занимает жесткую позицию.

Методика К. Томаса - это опросник, в котором каждый из типичных вариантов поведения, рассмотренных выше, представлен пятнадцатью несложными суждениями о возможном поведении индивида в ситуациях конфликтного общения с другими людьми.

В различных сочетаниях эти формы сгруппированы в 30 пар, по две шкалы (А и Б) в каждой. Респонденту предлагается в каждой из пар ситуаций выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале и подсчитанных по ключу, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующей формы поведения в конфликте. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу стратегии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип стратегии, который получил максимальное количество знаков «+». На основании полученных данных можно построить график, отметив по оси абсцисс возможные стратегии поведения, а по оси ординат - количество баллов по каждой шкале. Тест использовался нами в групповом варианте (при затратах

времени - не более 15-20 мин на группу). Количество обследуемых составило 59 человек.

Результаты исследования

Исследование проводилось на выборках будущих судоводителей -курсантов и студентов пятых курсов Мореходного института Дальрыбвтуза г. Владивостока.

Как можно видеть из рис. 1 (А, Б, В, Г), на котором графически изображены типы стратегий поведения в конфликте, у представителей выборки наблюдаются различные поведенческие формы.

Данные таблицы показывают следующее распределение стратегий поведения лиц обследуемой группы в конфликтных ситуациях: приоритетными стратегиями являются компромисс и избегание (в среднем 7 баллов), на второе место выходят стратегии сотрудничества и противоборства (в среднем 6 баллов), а на последнем месте находится такая стратегия, как уступчивость (5 баллов).

Средние показатели стратегий поведения в конфликте по обследуемой группе курсантов (методика К. Томаса)

№ п/п Против оборство Сотруд ничество Компро мисс Избеган ие Уступчи вость

Средний балл 6 6 7 7 5

На рис. 2 представлено распределение типов стратегий по группе обследуемых. Наибольшая часть курсантов (39 % от общего числа испытуемых) предпочитает стратегию компромисса, или «человека-дипломата», которому свойственно всегда искать «золотую середину», привычно отказываясь от некоторой доли своих интересов и целей. Для 27 % обследуемых курсантов характерна стратегия «хозяин жизни»: «все или ничего» - основной принцип его существования. В данном случае превалируют в равной мере две стратегии - противоборство и уступчивость («если смогу - возьму себе, если партнер окажется сильнее

- уступлю»). У 24 % испытуемых выявляется стратегия противоборства -«мне или никому». И оставшиеся 10 % курсантов склоняются к стратегии сотрудничества, которая отражает принципы «психолога-практика».

А

© 8

6

4 4

П С К И У

Рис. 1. Типы стратегий поведения по обследуемой группе курсантов: А - «человек-дипломат»; Б - «хозяин жизни»;

В - «психолог-практик»; Г - «мне или никому».

По горизонтали - наименования стратегий поведения:

П - противоборство; С - сотрудничество;

К - компромисс; И - избегание; У - уступчивость.

По вертикали - среднее количество выборов (в баллах)

Б

В

Г

16

27%

Рис. 2. Распределение стратегий поведения личности в конфликтных ситуациях по обследуемой группе курсантов (в процентах), цифры рядом с % - количество человек, выбравших данную стратегию:

СИ - «человек-дипломат»; Н - «хозяин жизни»;

НИ - «мне или никому»; НИ - «психолог-практик»

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в среднем половина курсантов (51 % от общего числа лиц в группе) используют по существу типичную конкурентную модель поведения конфликтного взаимодействия [3, 4] и конкретно применяют стратегии

противоборства. Модель кооперации - стратегии компромисса и сотрудничества - используют 49 % обследуемых лиц. Различие достоверно, р > 0,05.

Заключение

По данным проведенного исследования, практически половина курсантов (51 % от общего числа лиц в группе) использует по существу типичную деструктивную модель поведения в конфликтных ситуациях, что, безусловно, отражает недостаточность развития у них социальнопсихологической компетентности, обусловливающей, как известно, эффективность деловых и межличностных контактов людей.

И, следовательно, в дидактической парадигме понятие специалиста-судоводителя высокой квалификации предполагает формирование у него в процессе обучения не только профессиональной компетенции, но также компетенции социальнопсихологической, содержательно представленной такими составляющими как:

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- аутопсихологическая компетентность.

Для субъекта труда это означает понимание сущности и общественной значимости своей профессии, способность целенаправленно и мотивированно выполнять свои трудовые функции

в соответствии с этическими и правовыми нормами общества, т.е. в целом компетентность мотивационно-ценностного характера.

Специалисты любого профиля, исполняющие функции руководителей коллективами в любой сфере общественного производства, должны уметь использовать конструктивные стратегии поведения в конфликте, способствующие мирному урегулированию межличностных отношений между людьми, нормализации социальнопроизводственных отношений [3, 7]. Поэтому, на наш взгляд, такие умения относятся к профессионально важным качествам специалистов-судоводителей, которые необходимо формировать уже в процессе вузовского обучения.

Одним из базисных факторов, обусловливающих приобретение данного качества курсантами (студентами), является процесс их адаптации к условиям вузовской среды, предлагающей им определенные шаблоны поведения, способствующие эффективности адаптационных механизмов. Поскольку не каждый человек реализует свое поведение соответственно этим стереотипам, так как имеет свой индивидуальный способ выполнения общепринятых требований, во всех моментах, когда проявляется индивидуальность поведенческих реакций личности, возникает адаптационный конфликт [3, 8].

Причиной такого конфликта может быть, прежде всего, смена социальных ролей в диаде «школьник-студент», которая для эффективности адаптационного процесса требует исполнения конвенциональной, или «предписанной», роли, иными словами, определенного шаблона поведения.

Конвенциальная роль, сталкиваясь с противостоянием, исходящим от индивидуально-личностных характеристик субъекта [5], в первую очередь от реальной ролевой ориентации индивидуума, являющейся для него наиболее ценной, провоцирует или внутриличностный, или межличностный конфликт. При этом причиной возникновения конфликта может быть либо вариативность ролевой ориентации членов студенческой группы, либо давление со стороны старосты группы и преподавательского состава, требующих исполнения предписанных правил.

Наряду с этим у судоводителей-курсантов в ходе их адаптации к условиям обучения могут возникать и возникают конфликты, определяемые, прежде всего, спецификой образовательного процесса в морском вузе.

Так, уже с момента поступления в вуз курсанты попадают в ситуацию, вызывающую у них эмоциональное напряжение, которое обусловлено такими факторами, как:

- соблюдение жесткого режима дня;

- несение вахт;

- противостояние психологическому давлению со стороны формальных или неформальных лидеров.

В данном случае также возникают и внутриличностные, и межличностные конфликты (и по вертикали, и по горизонтали).

Таким образом, изучение личностных предпочтений курсантов и студентов-судоводителей при выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях делового и бытового общения может быть полезным не только в направлении выявления их профессионально важных качеств, но также в области исследования общей теории конфликта и в ходе реального воспитательного процесса, осуществляемого соответствующими структурами вуза.

В частности, результаты представленного в данной статье исследования можно использовать как основу практических тренинговых занятий по психологии конфликта, организованных для курсантов (студентов) на основе их личного желания или как обязательного условия процесса обучения.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 658000 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования». Квалификация выпуска -Инженер. М.: Министерство образования РФ, 2001. 3-8.

2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (дополнение к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) по направлению 658000 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования», по специальности 240200 «Судовождение». М.: Министерство обороны РФ, 2003. 7-15.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 368 с.

4. Конфликтология: Учебник. 4-е изд., стереотип. / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: Лань, 2001. 448 с.

5. Митракова О.К. Оптимизация процесса адаптации студентов

путем психологического обеспечения методической базы

образовательной системы вуза // Научные труды Дальрыбвтуза. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2007. Вып. 19. 484 с.

6. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

7. Урбанович А.А. Психология управления: Учеб пособие. Мн.: Харвест, 2003. 640 с.

8. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе

профессионализации // Вопр. психологии. 2004. № 6. С. 72-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.