Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР'

СТРАТЕГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ФАКТОРЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Наталия Евгеньевна, Третьякова Ирина Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные со стратегиями потребления студентов вузов и факторов выбора товаров повседневного спроса в условиях до и после пандемии. По материалам эмпирико-прикладного социологического исследования определено соотношение между стратегиями потребления в период до и в период пандемии COVID-19, представлено место экологического фактора в стратегиях потребления студентов государственного университета «Дубна», отмечены составляющие экологического фактора, проанализирована готовность студентов учитывать экологичность в стратегиях потребления, проведен сравнительный анализ полученных данных с результатами исследования ВЦИОМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мельникова Наталия Евгеньевна, Третьякова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMPTION STRATEGIES OF UNIVERSITY STUDENTS DURING THE PANDEMIC: AN ENVIRONMENTAL FACTOR

The article examines issues related to the consumption strategies of university students and factors in the choice of consumer goods in the conditions before and after the pandemic. Based on the materials of empirical-applied sociological research, the relationship between consumption strategies in the period before and during the COVID-19 pandemic was determined, the place of the ecological factor in the consumption strategies of students of Dubna State University was presented, comparative analysis of the data comparison with the results of the VTsIOM study.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР»

УДК 316

DOI 10.23672/g9694-9890-4057-c

Мельникова Наталия Евгеньевна

кандидат философских наук, доцент кафедры

социологии и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна» [email protected]

Третьякова Ирина Дмитриевна

студентка 4 курса

кафедры социологии и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна» [email protected]

Nataliia E. Melnikova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department Sociology and Humanities, Dubna State University [email protected]

Irina D. Tretyakova

4th year Student

Department of Sociology and Humanities, Dubna State University [email protected]

Стратегии потребления студентов вузов в период пандемии:

экологический фактор

Consumption strategies

of university students during the pandemic: an environmental factor

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные со стратегиями потребления студентов вузов и факторов выбора товаров повседневного спроса в условиях до и после пандемии. По материалам эм-пирико-прикладного социологического исследования определено соотношение между стратегиями потребления в период до и в период пандемии COVID-19, представлено место экологического фактора в стратегиях потребления студентов государственного университета «Дубна», отмечены составляющие экологического фактора, проанализирована готовность студентов учитывать экологичность в стратегиях потребления, проведен сравнительный анализ полученных данных с результатами исследования ВЦИОМ.

Ключевые слова: стратегии потребления, стратегии потребления студентов вузов, факторы, определяющие потребительские стратегии студентов, эколо-гичность.

Annotation. The article examines issues related to the consumption strategies of university students and factors in the choice of consumer goods in the conditions before and after the pandemic. Based on the materials of empirical-applied sociological research, the relationship between consumption strategies in the period before and during the COVID-19 pandemic was determined, the place of the ecological factor in the consumption strategies of students of Dubna State University was presented, comparative analysis of the data comparison with the results of the VTsIOM study.

Keywords: consumption strategies, consumption strategies of university students, factors determining consumer strategies of students, environmental friendliness.

Одной из глобальных проблем современности, игнорировать которую сегодня невозможно, выступает загрязнение окружающей среды. В исследовании Р. Гейлера (R. Geyler), проведенного в 2017 г., отмечается, что в мире произведено около 8 млрд тонн пластика, 3/4 которого сегодня стало мусором, а на переработку отправляется только 9 % [9]. Издание Science Advances прогнозирует, что если мировая политика в области экологии не изменится, то уже к 2050 году на Земле будет около 12 млрд тонн пластикового мусора. Пандемия внесла свои дополнения в пул уже имеющихся проблем [7]. Появились тонны выброшенных масок, перчаток, упаковок из-под санитайзеров. В 2020 г. медленно, но уверенно развивавшаяся культура осознанного потребления столкнулась с кризисом приоритетов. Бум пластика в погоне за безопасностью отодвинул экологию на второй план. Его

производство выросло по разным подсчетам на 50-100 % [8].

Сведения о том, как относятся к экологическим проблемам современные студенты, насколько готовы учитывать экологический фактор в формировании стратегий потребления, могут свидетельствовать о том, каковы перспективы развития и природы, и общества, страны, условия жизни будущих поколений. Студенческая молодежь выступает сегодня как наиболее активный и перспективный участник рынка потребления. В большей степени, это относится к наукограду Дубна, в котором особенно тщательно наблюдают за экологической обстановкой, что обусловлено исследованиями в области ядерной физики, проводимыми на площадке Объединенного института ядерных исследований.

Изучением стратегий потребления, факторов выбора студентами товаров повседневного спроса, потребительских привычек студентов, а также, места экологического фактора среди них занимаются как отечественные, так и зарубежные специалисты. В.А. Куренной выделяет шесть стратегий потребления: потребление ради выживания, функциональное потребление, демонстративное потребление, символическое потребление, идейное потребление и потребление, направленное на себя [6].

Среди особенностей студенческой молодежи как группы потребителей на примере воронежских студентов, Е.Ю. Красова выделяет самопрезентацию [1]. Автор делает акцент на том, что для молодежи потребление - это сфера социализации, поиск ценностных ориентиров. Согласно результатам исследования Е.Ю. Красовой, большинство молодых людей, в первую очередь, при покупке товаров обращает внимание на внешний вид, рекламу, советы друзей. Автор выделяет явный тренд потребительских практик современной молодежи - потребность в переживании эмоций в процессе потребления.

Опрос, проведенный Е.А. Орловой в 2020 г., был направлен на выявление экологических потребительских практик молодежи и отношение к экологии в целом [2]. Согласно полученным данным, всего 30 % опрошенных заинтересованы вопросами и проблемами экологии, за этой темой все время следят лишь 6 % респондентов. У молодых людей есть понимание индивидуальной ответственности за проблемы экологии, даже, несмотря на то, что не у всех студентов есть интерес к данному вопросу. Выделяется когорта молодежи (2 %), у которой отсутствует интерес к теме экологии вообще.

Среди зарубежных исследований, посвященных проблеме потребительских стратегий и практик студентов, можно выделить изучение маркетинговой направленности потребительского поведения, которое было проведено в Малайзии в 2014 году на базе Universiti Malaysia Kelantan [5]. Авторы отмечают, чтостуденческая молодежь является одной из самых важных групп потребителей для многих предприятий и маркетологов, от которых можно получить обратную связь. Студенты университетов - это те, кому часто приходится делать выбор того или иного товара в первый раз без участия и советов родителей, а именно, в период жизни молодого человека в родительской семье у него формируются определенные потребительские привычки, которые потом влияют на его дальнейший выбор товаров и услуг. Таким образом, одним из факторов выбора товаров повседневного спроса выделяют привычку/традицию.

Результаты исследований показали, что потребители ищут продукты, изображения которых соответствуют их восприятию себя. Для студентов в Малайзии продукты питания считаются второй по величине категорией расходов домохозяйства [5]. У воронежских студентов продукты питания стоят на первом месте по расходам [1]. Таким образом,

фокус внимания в исследовании потребительских практик студентов и места экологического фактора в их формировании целесообразно направить на товары повседневного спроса (продукты питания, бытовая химия, одежда).

В университете Томаша Бати (Чехия) было проведено исследование потребительских практик студентов вузов маркетинговой направленности [4]. М. Хораковой (M. Horakova )был выделен ряд факторов, влияющих на потребительские практики студентов: семейное происхождение и образование родителей, религия, акции, бонусы, мода, бренд.

Исследования, специально направленные на изучение экологических привычек студентов, довольно редки. В Румынии, согласно результатам опроса, проведенного Д.Б. Гратиела (D.B. Grati-ela) показано, что основным препятствием к раздельному сбору мусора, по мнению студентов, является отсутствие центров его сбора вблизи от дома. Это характерно даже для студентов, обладающих экологическими знаниями и культурой в отношении окружающей среды [3]. При этом студенты готовы экономно использовать невозоб-новляемые ресурсы и переходить на альтернативы, информированы о том, какие товары являются экологичными и покупают экологические продукты, даже если цена выше.

В работах отечественных и зарубежных социологов прослеживается общее наблюдение - молодые люди склонны отдавать предпочтение модным, брендовым товарам и выражать свою личность через них. В работах отечественных ученых делается акцент на теоретическую сторону вопроса: факторы выбора, стратегии потребления, уже сформированные привычки, а в работах зарубежных авторов прослеживается прикладной характер исследований: маркетинговые исследования, поиск причин и пути изменений тех или иных потребительских привычек.

Анализ степени научной разработанности проблемы с учетом ее актуальности обусловливает необходимость социологического исследования стратегий потребления и места в них экологического фактора в период пандемии именно в среде студенческой молодежи государственного университета «Дубна», а сопоставление полученных данных с результатами опросов взрослого населения РФ, проводимых ВЦИОМ, позволит отметить общее и особенное, выявить некоторые тренды в современном состоянии проблемного поля.

Объектом эмпирико-прикладного исследования выступили студенты государственного университета «Дубна». В онлайн-опросе в форме электронного анкетирования с помощью Google -формы принимали участие 212 студентов очной формы обучения. Стоит отметить, что онлайн-опрос представляется единственно возможным вариантом метода сбора данных в январе 2021 года в условиях массового карантина. Как метод отбора участников применялась стихийная выборка. Она не является случайной и, хотя не может обеспечить репрезентативность результатов,

но позволяет выявить некоторые кейсы и обозначить устойчивые тренды в студенческой среде. Для расчета объема выборки была применена «формула Рукавишникова-Паниотто»:

п = [30-50]*т1,

где т(1-6) - стратегии потребления студентов.

Среди 212 респондентов 48,6 % составляют юноши, 51,4 % девушки. Медианный возраст респондентов - 20 лет. Из числа опрошенных, 19 % считают свое материальное положение низким, 16 % высоким, 46,7 % средним.

Социологическое исследование места экологического фактора в стратегиях потребления студентов государственного университета «Дубна» показало, что во время пандемии СОУЮ-19 стратегия потребления студентов изменилась со стратегии функционального потребления на стратегию выживания. До пандемии, чаще всего, студентами использовалась стратегия функционального потребления (63,7 %), реже - стратегия выживания (30,7 %). Стратегия потребления, направленного на себя (5,7 %) оказалась наименее популярной. Во время пандемии приоритеты в выборе стратегии потребления студентов несколько изменились - стратегии функционального потребления и стратегии выживания выбирались с близкой частотой (50,9 % и 46,7 %). Постепенно лидирующей становится стратегия выживания.

При выборе товаров повседневного спроса в 2020 году фактор экологичности учитывался студентами. Для 8,5 % респондентов он оказался на первом месте, а в 39,6 % случаев попадал в первую тройку факторов вместе с фактором привычка/традиция и фактором известный, проверенный бренд. Тем не менее, на первом месте оказался фактор цены. Его на первом месте указывали респонденты в 29,7 % случаев, в первой тройке в 61,6 % случаев. Фактор моды ушел на второй план, поскольку 29,7 % опрошенных его поставили на 7 место, что отличается от данных, представленных в исследованиях социологов, проведенных до 2020 года. Например, по результатам исследований, проведенных в воронежском университете и в Университете Томаса Бата (Чехия), студенты при покупке товаров в первую очередь обращают внимание на внешний вид, рекламу, моду, бренд [1, с. 38; 4, с. 75]. Результаты исследования в малазийском университете о факторе «привычка/традиция» [5, с. 20] позволяют отметить сходство с потребительскими практиками студентов государственного университета «Дубна». 56,6 % из них ставят фактор «привычка/традиция» на 1-3 место. В целом, эко-логичность товара не стала определяющим фактором выбора товаров повседневного спроса в стратегии функционального потребления, но и не была последней в стратегии выживания.

Основной составляющей экологического фактора, по мнению студентов государственного университета «Дубна», является сортировка и переработка мусора. На первое место по степени важности студенты поставили переработку мусора (20,3 %), сбор и сортировку мусора (11,6 %).

Использование вопроса из исследования, проведенного ВЦИОМ [10], дало возможность сравнить результаты, полученные в студенческой среде, с данными по России. Взгляды студентов университета и взрослого населения РФ (по данным ВЦИОМ) совпадают в вопросах сокращения/модернизации производств, сбора и утилизации мусора, очищении водоемов, охраны леса. Можно отметить, что такое направление политики в области экологии, как воспитание, образование / работа с населением нашли отклик лишь у 3 % по данным ВЦИОМ. В университете «Дубна» 15,7 % респондентов считают это направление одним из приоритетных.

Студенты государственного университета «Дубна» выразили готовность менять свои потребительские привычки в сторону экологичности -они согласны сортировать мусор (82,9 %) и делать все для сокращения своего экоследа (70 %). По этому вопросу наблюдается разделение по полу - девушки более склонны к изменению своих привычек. В качестве основного препятствия не только для сдачи, но и сортировки мусора студенты отмечают отсутствие пунктов сбора вторсырья и/или отсутствие информации о них. В исследовании, проведенном среди студентов в Румынии [3], наблюдается аналогичная картина. Относительно ситуации с вывозом мусора в Дубне четкой картины не сложилось, поскольку студенческая молодежь затруднилась в ее оценке. Хотя студенты университета склонны брать ответственность за экологическую ситуацию в своем городе на себя (30,7 %), тогда как по данным исследования ВЦИОМ, проведенного на общероссийской выборке, лишь 21 % опрошенных осознают свой вклад в экологию города. Результаты сравнительного анализа ответов респондентов обответственности за состояние экологии в населенном пункте, полученных в исследовании на общероссийской выборке ВЦИОМ и исследования, проведенного в государственном университете «Дубна» представлены в таблице 1.

Блок экопросвещения нашел больший отклик в студенческой среде (15,7 %), чем у взрослого населения, согласно данным ВЦИОМ (3 %) [11].

Социологическое исследование, проведенное на площадке государственного университета «Дубна», позволяет предложить не только руководству вуза, а, поскольку студенты плотно интегрированы в жизнь города, то и администрации наукограда Дубна следующие рекомендации:

1. В области информационной политики. Для того чтобы найти информацию на сайте администрации о пунктах сбора вторсырья в Дубне, нужно пройти 3 уровня заглубления сайта. Посетители сайта, не знающие о сортировке мусора, не могут случайно узнать о пунктах сбора. Сейчас на сайте указано, что в городе есть синие сетчатые баки, в которые необходимо складывать вторсырье, идущее на переработку, но узнать эти баки можно только по наклейке на них. Таким образом, представляется необходимым разместить на главной странице сайта информацию о пунктах сбора, об особенностях сбора вторсырья и сделать более наглядной информацию о предназначении синих баков.

2. В области экопросвещения. На сайте администрации города указано, что обучение основам экологии предусмотрено на всех уровнях образования, начиная с детских садов и школ, заканчивая университетом на всех направленияхподго-товки. Опрос студентов показал, что большинство из них не информировано о пунктах сбора вторсырья (71,7 %) и о мероприятиях экологической направленности (60,8 %), но при этом 82,9 % осознают свою ответственность и готовы сортировать мусор. Таким образом, нужно обратить внимание на необходимость корректировок образовательных программ в области экопросвещения.

3. В части пунктов сбора вторсырья. По информации на сайте администрации города Дубна, можно сказать, что в городе отсутствует пункт сбора вторсырья для физических лиц, где принимали бы большинство видов пластика, алюминий. Нет информация о том, как подготовить вторсырье к сдаче. Во многих городах существуют такие пункты сбора, где можно быть уверенным в том, что то, что сдано действительно пойдет на переработку, а не на мусорный полигон. Вероятно, подобный пункт сбора был бы востребован,так как согласно полученным данным, в студенческой среде наблюдается высокая степень ответственности за экологию в своем городе (30,7 %) и высокий уровень готовности сдавать вторсырье (82,9 %).

Таблица 1

Ответственность за состояние экологии в населенном пункте

ВЦИОМ 2019 г. государственный университет «Дубна» 2021 г.

Местная власть (города, района) 30 % 29,7 %

Региональная власть (губернатор, глава администрации и региона) 23 % 5,7 %

Сами люди 21 % 30,7 %

Специальные правительственные службы (Минприроды, экологическая полиция, МЧС и др.) 8 % 7,1 %

Федеральная власть, Правительство в целом 7 % 11,3 %

Общественные организации, в том числе экологические 3 % 3,3 %

Предприятия 3 % 1,4 %

Затрудняюсь ответить 5 % 10,8 %

Проблему экологии уже невозможно игнорировать. Студенческая молодежь всегда выступает одной из ведущих групп на рынке потребления товаров и услуг и от ее выбора будет зависеть будущее экологии не только в нашей стране, но и в мире. Стратегии потребления - важные маркеры, характеризующие общество. Вес в них

Литература:

1. Красова Е.Ю. Потребительские практики воронежских студентов (социологическая зарисовка) / Е.Ю. Красова // Образование. 2012. № 14. С. 36-44.

2. Орлова Е.А. Особенности экологического сознания учащейся молодежи. Формирование новой экологической культуры / Е.А. Орлова // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 14-41.

3. Gratiela D.B. Environmental Education and Student's Perception, for Sustainability / D.B. Gratiela // Education for Sustainability. 2019. Vol. 11. P. 21216.

4. Horakova M. Consumer Behavior of College Students in the Czech Republic / M. Horakova // Journal of Competitiveness. 2015. Vol. 7. P. 68-85.

5. Rajennd M. Factors Influencing Consumer Behavior: A Study among University Students in Malaysia / M. Rajennd // Asian Social Science. 2018. Vol. 10. Р. 18-25.

экологического фактора выступает как показатель готовности людей к экологизации своих привычек. Кроме того, нельзя не дооценивать роль экопросвещения, являющегося одним из важных направлений работы с молодежью, начиная с детского сада, закрепляясь в школе и вузе.

Literature:

1. Krasova E.U. Consumer practices of Voronezh students (sociological sketch) / E.U. Krasova // Education. 2012. № 14. P. 36-44.

2. Orlova E.A. Features of the ecological consciousness of student youth. Formation of a new ecological culture / E.A. Orlova // Social and humanitarian knowledge. 2020. № 1. P. 14-41.

3. Gratiela D.B. Environmental Education and Student's Perception, for Sustainability / D.B. Gratiela // Education for Sustainability. 2019. Vol. 11. P. 21216.

4. Horakova M. Consumer Behavior of College Students in the Czech Republic / M. Horakova // Journal of Competitiveness. 2015. Vol. 7. P. 68-85.

5. Rajennd M. Factors Influencing Consumer Behavior: A Study among University Students in Malaysia / M. Rajennd // Asian Social Science. 2018. Vol. 10. Р. 18-25.

6. Куренной В.А. Стратегии потребления. URL : https://postnauka.ru/video/103846

7. Как правильно утилизировать одноразовые маски и почему они вредят экологии. URL : https ://style. rbc. ru/items/5ef48c879a7947b73f22e83e

8. Leslie Kaufman. «Plastic Is the Hero of Corona-virus, Says the Plastics Industry». URL : https:// www.bloomberg.com/news/features/2020-06-08/is-plastic-the-coronavirus-hero-the-plastics-industry-thinks-so?srnd=green-culture-design

9. Roland Geyler. «Production, use, and fate of all plastics ever made». URL : https://www.researchga te.net/publication/318567844_Production_use_and_ f ate_of_a ll_plast ics_eve r_made

10. ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ 29.09.2019. Представьте, что Вы - советник Президента. URL https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id= 218&q_id=17064

11. Экологическая ситуация в России: мониторинг. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 9544

6. Kurennoy V.A. Consumption strategies. URL : https ://postnauka.ru/video/103846

7. How to properly dispose of disposable masks and why they harm the environment. URL : https:// style.rbc.ru/items/5ef48c879a7947b73f22e83e

8. Leslie Kaufman. «Plastic Is the Hero of Corona-virus, Says the Plastics Industry». URL : https:// www.bloomberg.com/news/features/2020-06-08/is-plastic-the-coronavirus-hero-the-plastics-industry-thinks-so?srnd=green-culture-design

9. Roland Geyler. «Production, use, and fate of all plastics ever made». URL : https://www.researchga te.net/publication/318567844_Production_use_and_ f ate_of_a ll_plast ics_eve r_made

10. VTslOM-SPUTNIK - a daily all-Russian telephone survey of VTslOM 09/29/2019. Imagine that you are an advisor to the President. URL : https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=218&q_id =17064

11. Environmental situation in Russia: monitoring. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544, free

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.