Научная статья на тему 'Стратегии переработки информации при распознавании эмоций'

Стратегии переработки информации при распознавании эмоций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
630
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Люсин Дмитрий Владимирович

The analysis of top

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Strategies of Information Processing During Emotion Recognition

The analysis of top

Текст научной работы на тему «Стратегии переработки информации при распознавании эмоций»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, №4. С. 140-148.

СТРАТЕГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАСПОЗНАВАНИИ ЭМОЦИЙ

Д.В. ЛЮСИН

Распознавание эмоций других людей основывается на разнообразной информации об их внутреннем состоянии, которая носит как прямой, так и косвенный характер. Об эмоциях людей может свидетельствовать их поведение (мимика, жесты, перемещения в пространстве), речь (содержание высказываний и паралинг-вистические характеристики: темп и ритм речи, паузы, интонации и т. п.), содержание ситуации, в которой находится человек, реакции и высказывания окружающих. Это перечисление можно продолжить, но очевидно, что такое разнообразие источников и характера информации позволяет предположить, что когнитивные процессы, задействованные в распознавании эмоций, должны отличаться сложностью и многообразием.

Для анализа когнитивных аспектов распознавания эмоций представляется полезным использовать принятое в когнитивной психологии различение двух типов процессов переработки информации: восходящих, определяемых информацией, попадающей на вход когнитивной системы (bottom-up, data-driven pro-

cesses), и нисходящих, определяемых целями и индивидуальными особенностями субъекта (top-down, conceptually driven processes). Первые обычно описываются как автоматические, вторые как управляемые. Нисходящие процессы могут иметь (хотя и совершенно необязательно) осознанный характер. Большое количество исследований последних десятилетий, посвященных эмоциональному эффекту Струпа (Williams et al., 1996; Algom et al., 2004), подпо-роговому восприятию угрожающих стимулов (см. Ohman, 2004) и многим другим экспериментальным феноменам, связанным с переработкой эмоционально окрашенной информации, свидетельствуют о том, что восходящие процессы переработки информации играют существенную роль в распознавании эмоций. Результаты этих экспериментов позволяют утверждать, что еще на самых ранних этапах переработки информации, до полного распознавания стимула, может возникать реакция на эмоциональную окрашенность стимула. Можно предположить, что люди, у которых эта особенность

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-00250а.

переработки информации выражена более сильно, будут более эффективно справляться с заданиями на распознавание эмоций других людей. В этом контексте особый интерес представляют исследования, в которых показано, что при подпороговом предъявлении стимулов у некоторых категорий испытуемых автоматические реакции могут вызываться определенными (чаще угрожающими) выражениями лица (например: Parra et al., 1997).

Настоящая работа посвящена анализу результатов нескольких экспериментов, в которых изучался один из видов нисходящих процессов, участвующих в распознавании эмоций, а именно стратегий переработки информации об эмоциях. Традиционно под стратегиями понимаются некоторые устойчивые способы переработки поступающей информации, применяемые субъектом при решении задач, по крайней мере задач определенного типа (см., однако: Печенкова, Фаликман, 2002). Стратегии чаще не осознаются; для их выявления в традиционной психологии мышления часто применяется метод рассуждения вслух, позволяющий эксплицировать стратегии испытуемого. Распознавание эмоций другого человека также можно трактовать как задачу. В связи с описанным выше разнообразием информации об эмоциях логично предположить, что люди используют различные стратегии для ее переработки и интеграции.

Специфика задач на социальное познание состоит в том, что очень часто процесс их решения оказывается свернутым; люди не могут объяснить, каким образом они пришли к определенным выводам о другом человеке,

и апеллируют к первому впечатлению, интуиции, своему субъективному мнению и т. п. Поэтому метод рассуждения вслух в данном случае оказался мало полезен, пришлось придумать особую методику, которая была реализована в нескольких исследованиях, результаты которых будут приведены ниже. Основная идея состоит в следующем. Испытуемому предъявляются фрагменты видеозаписей поведения людей, в которых содержится разнообразная информация: внешние поведенческие проявления, речь, ситуационный контекст. Ставится задача охарактеризовать эмоциональное состояние персонажа с помощью нескольких шкал лайкертов-ского типа. В качестве показателя точности оценок берется степень сходства профиля оценок, данных испытуемым, со стандартным профилем, полученным на основе усреднения оценок, данных группой экспертов-психологов. После просмотра каждого фрагмента испытуемый получает список приемов, которые могут использоваться при распознавании эмоций, и отмечает те из них, которые он сам использовал при выполнении задания. Обработка данных такого рода, например, с помощью эксплораторного факторного анализа позволяет выявить группы приемов, обычно используемых совместно. Эти группы приемов можно отождествить со стратегиями переработки информации об эмоциях.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что можно выделить как минимум две стратегии переработки информации об эмоциях, соответствующие двум способам социального познания. В психологии традиционно принято различать два типа

мышления — рациональное и интуитивное (Пономарев, 1976). Такое же различение применимо и к мышлению в области социального познания (Ушаков, 2006), включая задачи на распознавание эмоций. В связи с этим можно ожидать, что одна из стратегий решения этих задач будет основана на более или менее рациональном анализе различных признаков и источников информации, позволяющих судить об эмоции, а другая стратегия будет связана с целостным, интуитивным и эмпатийным «схватыванием» состояния другого человека.

Возможно выделение и других стратегий, при этом использование той или иной стратегии может зависеть от характеристик задачи, доступной информации и индивидуальных особенностей субъекта. Особо интересным представляется вопрос о сравнительной эффективности стратегий распознавания эмоций: можно ли выделить наиболее эффективные стратегии? Если да, то можно ли им обучить испытуемого и тем самым повысить его способности к пониманию эмоций других людей? Кроме этого, интересны и связи стратегий, используемых испытуемым, с другими характеристиками его когнитивной сферы.

Эмпирические данные, позволяющие прояснить эти вопросы, были получены в трех исследованиях.

Исследование 1 (Сысоева, 2005)

Испытуемые: 36 человек (26 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 20 до 28 лет.

Материалы. Для составления списка приемов, которые могут использоваться людьми для распознавания эмоций, был проведен опрос

26 студентов-психологов, в результате чего было выделено 13 приемов (табл. 1). В качестве стимульного материала использовались 5 фрагментов из художественных фильмов.

Результаты. Исходными данными для обработки были показатели частоты использования каждого приема каждым испытуемым. Далее был проведен факторный анализ по методу главных компонент с вращением факторов по методу варимакс. Для определения количества факторов использовался критерий Р. Кет-телла — визуальный анализ графика собственных значений факторов. Было получено 4 фактора (т. е. стратегий переработки информации об эмоциях), объясняющих в сумме 72% дисперсии. Матрица факторных нагрузок представлена в табл. 1.

В фактор 1, названный «ориентация на экспрессию», вошли такие приемы, как «ориентация на выражение лица», «ориентация на жесты и позы», «ориентация на взгляд», «ориентация на поведение», «ориентация на содержание высказываний» и «ориентация на интонации». В фактор 2 «интуитивная оценка» вошли приемы «ориентация на личный опыт переживания и выражения эмоций», «учет несоответствия внешних проявлений и реальных переживаний», «учет того, что у человека могут быть присущие лишь ему особенности выражения переживаний» и «опора на интуицию». В фактор 3 «идентификация с наблюдаемым» вошли приемы «попытаться почувствовать эмоции, переживаемые героем» и «попытаться поставить себя на место героя». Фактор 4 «ориентация на ситуацию» был идентифицирован по одному приему с таким же названием.

Табл. 1

Величина факторных нагрузок приемов распознавания эмоций в исследовании 1

(жирным шрифтом выделены нагрузки переменных, использованных для интерпретации фактора)

Прием Фактор 1 Ориентация на экспрессию Фактор 2 Интуитивная оценка Фактор 3 Идентификация с наблюдаемым Фактор 4 Ориентация на ситуацию

1. Вы обращали внимание в основном на лицо человека 0.750 < 0.01 <-0.01 -0.360

2. Вы ориентировались на его движения, жесты, позы 0.712 < 0.01 < -0.01 0.174

3. Вы ориентировались на взгляд, выражение глаз 0.831 0.111 0.314 -0.153

4. Вы ориентировались на то, что герой сюжета говорил 0.712 < 0.01 0.291 0.222

5. Вы ориентировались на то, как человек говорил, а не на то, что он говорил 0.198 0.129 < 0.01 0.812

6. Вы ориентировались на ситуацию, в которой находился человек 0.115 0.709 0.281 < 0.01

7. Вы ориентировались на поведение других людей по отношению к наблюдаемому человеку 0.608 -0.234 < -0.01 0.343

8. Вы пытались поставить себя на место участника сюжета, чтобы почувствовать переживаемое им состояние 0.772 0.220 < 0.01 0.283

9. Вы учитывали то, что внешние проявления эмоций не всегда соответствуют реальным переживаниям 0.101 0.235 0.917 < 0.01

Табл. 1 (продолжение)

Прием Фактор 1 Ориентация на экспрессию Фактор 2 Интуитивная оценка Фактор 3 Идентификация с наблюдаемым Фактор 4 Ориентация на ситуацию

10. Вы размышляли над тем, что вообще могут испытывать люди в данной ситуации < -0.01 0.804 0.123 0.287

11. Вы учитывали то, что у человека могут быть присущие лишь ему особенности выражения переживаний < 0.01 0.154 0.902 < 0.01

12. Вы размышляли о том, каковы могут быть последующие действия, реакции человека < 0.01 0.625 0.131 0.584

13. Вы интуитивно поняли, какие чувства испытывал человек, но не можете четко сформулировать, каким образом вы это сделали < 0.01 0.916 < 0.01 < -0.01

Были выявлены положительные связи точности оценивания эмоциональных состояний с использованием стратегии «ориентация на экспрессию» (г = 0.42, p < 0.05) и эмпа-тии, измерявшейся опросником В.В. Бойко с использованием стратегии «интуитивная оценка» (г = 0.49, p <0.01).

Исследование 2 (Носкович, 2006)

Испытуемые: 36 человек (16 мужчин и 20 женщин), средний возраст 22 года.

Материалы. Использовался тот же список приемов, что и в предыдущем исследовании, однако другой набор фрагментов из фильмов. Всего предъ-

являлось 10 фрагментов, они были поделены на 5 простых и 5 сложных в зависимости от степени сложности идентификации эмоций персонажей. У испытуемых измерялся также ряд когнитивных стилей, включая полеза-висимость/поленезависимость (методика «Включенные фигуры» Г. Уитки-на) и когнитивную сложность (методика репертуарных решеток Дж. Келли в модификации А.Г. Шмелева).

Результаты. В данном исследовании не проводился факторный анализ частоты использования приемов; для обработки данных были взяты четыре стратегии, полученные в предыдущем исследовании. Был проведен корреляционный анализ

связей между использованием стратегий, с одной стороны, и точностью оценок и когнитивными стилями, с другой стороны. Результаты представлены в табл. 2.

Полученные связи стратегий с точностью распознавания эмоций не соответствуют результатам первого исследования, в данном случае с точностью положительно связаны стратегии «идентификация с наблюдаемым» и «ориентация на ситуацию», причем только для сложных фрагментов. Сравнение частоты использования стратегий показало, что при работе со сложными фрагментами стратегии «интуитивная оценка» и «ориентация на ситуацию» используются чаще, чем при работе с простыми фрагментами, по другим двум

стратегиям таких различий нет. Также получен ряд связей стратегий с когнитивными стилями.

Исследование 3 (Овсянникова, 2007)

Испытуемые: 64 человека в возрасте от 18 до 32 лет (26 мужчин и 28 женщин), средний возраст 22 года.

Материалы. В данном исследовании список приемов распознавания эмоций был расширен до 16 (табл. 3). В качестве стимульного материала использовались 8 фрагментов видеозаписей реального поведения людей в естественных ситуациях (выступление с докладом, планирование маршрута во время похода и пр.). У испытуемых измерялся общий интеллект с

Табл. 2

Связи стратегий с точностью распознавания эмоций и когнитивными стилями

Индивидуальные характеристики испытуемых Корреляции в 5 сложных видеофрагментах Корреляции в 5 простых видеофрагментах

Стратегии Стратегии

1 2 3 4 1 2 3 4

Точность распознавания эмоций 0.30 0.32 0.39 0.41 0.20 0.13 0.19 0.19

Полезависимость/ поленезависимость -0.34 -0.31 -0.22 -0.35 -0.25 -0.29 -0.21 -0.20

Когнитивная простота/сложность (интегрированность) -0.34 -0.27 -0.07 -0.26 -0.24 -0.47 -0.28 -0.35

Когнитивная простота/сложность (дифференцированность) -0.48 -0.39 -0.56 -0.37 -0.35 -0.28 -0.43 -0.13

Примечание. Приведены коэффициенты корреляции Спирмена, жирным шрифтом выделены коэффициенты, значимые на уровне p < 0.05. Цифрами обозначены стратегии: 1 — Ориентация на экспрессию, 2 — Интуитивная оценка, 3 — Идентификация с наблюдаемым, 4 — Ориентация на ситуацию.

помощью Продвинутых прогрессивных матриц Дж. Равена, ряд когнитивных стилей, включая полезависи-мость/поленезависимость (методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина), и эмоциональный интеллект с помощью опросника ЭмИн Д. В. Люсина (Люсин, 2006).

Результаты. Факторный анализ данных, проводившийся так же, как и в исследовании 1, позволил выделить два фактора, в сумме объясняющих 49% дисперсии (табл. 3). Первый фактор был назван «целостная стратегия», в него вошли приемы, которые основываются на общих знаниях

Табл. 3

Величина факторных нагрузок приемов распознавания эмоций в исследовании 3

(жирным шрифтом выделены нагрузки переменных, использованных для интерпретации фактора)

Прием Фактор 1. Целостная стратегия Фактор 2. Аналитическая стратегия

1. Ориентация на выражения лица 0.076 0.842

2. Ориентация на движения и жесты 0.076 0.805

3. Ориентация на взгляд, выражение глаз 0.252 0.625

4. Ориентация на реакции других людей на поведение персонажа 0.460 0.321

5. Ориентация на ситуацию, в которой находился персонаж 0.381 0.657

6. Ориентация на содержание высказываний 0.154 0.553

7. Ориентация на то, как персонаж говорил 0.382 0.607

8. Ориентация на противоречия между чувствами персонажа и их выражением 0.738 0.028

9. Ориентация на то, что вообще могут испытывать люди в данной ситуации 0.682 0.316

10. Ориентация на индивидуальные особенности выражения переживаний 0.803 0.017

11. Ориентация на возможные последующие действия, реакции персонажа 0.717 -0.055

12. Ориентация на соответствие разных признаков эмоций одному и тому же состоянию персонажа 0.703 0.267

13. Ориентация на свое общее впечатление от сюжета 0.539 0.226

14. Подстановка себя на место персонажа 0.667 0.172

15. Интуитивное понимание чувств персонажа 0.014 -0.135

16. Воспоминание о собственных чувствах в подобной ситуации 0.688 0.219

Табл. 4

Связи между стратегиями и когнитивными характеристиками испытуемых

(приведены коэффициенты корреляции Спирмена, значимые на уровнеp < 0.05 — *, иp < 0.01 — **)

Переменные Целостная стратегия Аналитическая стратегия

Общий интеллект 0.253*

Поленезависимость (показатель: время нахождения простой фигуры) -0.376**

Эмоциональный интеллект: управление эмоциями других людей -0.269*

Эмоциональный интеллект: управление эмоциями -0.327**

о выражении и переживании эмоций и на использовании личного эмоционального опыта. Второй фактор «аналитическая стратегия» объединяет приемы, основанные на анализе отдельных экспрессивных признаков. Были выявлены некоторые связи полученных стратегий с индивидуальными характеристиками когнитивной сферы испытуемых (табл. 4), однако не было получено значимой корреляции стратегий с точностью распознавания эмоций.

Общее обсуждение

Обобщение результатов трех исследований, в которых на разном материале использовались сходные методики для выявления стратегий переработки информации при распознавании эмоций, показывает, что достаточно устойчиво выделяются две стратегии. Действительно, если судить по набору приемов, входящих в тот или иной фактор, то можно констатировать близкое сходство между «ориентацией на экспрессию»

(исследование 1) и «аналитической стратегией» (исследование 3), а также между «интуитивной оценкой» (исследование 1) и «целостной стратегией» (исследование 3). Полученные два вида стратегий в целом соответствуют, как и предполагалось, рациональному и интуитивному типам социального познания. Однако не удалось получить однозначные данные о связях стратегий с точностью распознавания эмоций: такая связь получена в исследовании 1 для стратегии «ориентация на экспрессию», в исследовании 2 для стратегий «идентификация с наблюдаемым» и «ориентация на ситуацию» (при работе со сложными сюжетами), в исследовании 3 такие связи отсутствуют. Возможно, предпочтение тех или иных стратегий переработки информации об эмоциях следует трактовать как стилевую характеристику деятельности, не связанную непосредственно с ее продуктивностью.

Полученные связи стратегий с другими индивидуальными характеристиками носят разрозненный

характер, что частично может быть обусловлено различиями в использовавшихся методиках. Обращают на себя внимание противоречивые данные о связях с полезависимо-стью/поленезависимостью: в исследовании 2 стратегия «ориентация на экспрессию» отрицательно связана с полезависимостью (для сложных видеофрагментов), а в исследовании 3

соответствующая ей «аналитическая стратегия» отрицательно связана с поленезависимостью. Можно прийти к выводу, что предпочтение той или иной стратегии переработки информации об эмоциях связано с индивидуальными характеристиками людей и с особенностями доступной информации, однако характер этих связей требует уточнения.

Литература

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Носкович С.Н. Связь точности идентификации эмоций с когнитивными стилями: Дипломная работа. М., 2006.

Овсянникова В.В. Переработка эмоциональной информации: когнитивные стили и стратегии // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Серия «Психология». 2007. Т. 1. Вып. 1. № 1. С. 138-142.

Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний: Дис. ... канд. псих. наук. М., 2007.

Печенкова Е.В., Фаликман М.В. Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной «умственной загрузки» // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во МГСУ, 2002. Ч. 2. С. 98-106.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

Сысоева Т.А. Стратегии идентификации эмоций: Дипломная работа. М., 2005.

Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. С. 19-143.

Algom D, Lev S., Chajut E. A rational look at the emotional Stroop phenomenon: A generic slowdown, not a Stroop effect. Journal of Experimental Psychology: General. 2004. 133 (3). 323-328.

Öhman A. Fear and anxiety: Evolutionary, cognitive and clinical perspectives // M. Lewis, J.M. Haviland-Jones (eds.). Handbook of Emotions. NY: The Guilford Press, 2004. P. 573-593.

Parra C, Esteves F., Flykt A., Öhman A. Pavlovian conditioning to social stimuli: Backward masking and the dissociation of implicit and explicit cognitive processes. European psychologist. 1997. 2. 106-117.

Williams JM.G, Mathews A, MacLeod C. The emotional Stroop task and psychopatholo-gy // Psychological Bulletin. 1996. 120. 3-24.

Люсин Дмитрий Владимирович, Институт психологии РАН, кандидат педагогических наук

Контакты: ooch@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.