Научная статья на тему 'Стратегии оптимальной реализации принципов толерантности в современном научном дискурсе'

Стратегии оптимальной реализации принципов толерантности в современном научном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДРУГОЙ / УВАЖЕНИЕ / TOLERANCE / VIRTUE / CRITICAL THINKING / OTHER / RESPECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маметьев Илья Валерьевич

Анализируется реализация принципов толерантности в современном мире. Отсутствие единой дефиниции данного понятия приводит исследователей к необходимости уточнения определения толерантности с точки зрения ее ценности в качестве добродетели. Направленность толерантности может быть различной, но важно, чтобы она не выходила за рамки общечеловеческих ценностей, оберегающих здоровое развитие общества и индивидов. Это приводит к необходимости научного обоснования границ толерантности. Развитие критического мышления способствует тому, что индивид действительно способен проникнуться многообразием культур и способов жизни в рамках общечеловеческих ценностей, не выходя за границы толерантности. Формирование данного типа мышления способствует повышению эмпатии индивида, гибкости восприятия разных типов бытия, адекватному принятию решений по разным проблемным ситуациям, что способствует умению определять границы толерантного отношения к Другому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF OPTIMAL IMPLEMENTATION OF PRINCIPLES OF TOLERANCE IN CONTEMPORARY SCIENTIFIC DISCOURSE

The article analyzes the implementation of the principles of tolerance in the modern world. The lack of a single definition of this concept makes the researchers clarify the definition of tolerance in terms of its importance as a virtue. The directivity of tolerance may be different, but it is important that it does not go beyond universal human values that protect the sound development of the society and individuals. This leads to the necessity of a scientific substantiation of the tolerance limits. The development of critical thinking contributes to the fact that the individual is really able to be imbued with the diversity of cultures and ways of life within the framework of universal values, not exceeding the limits of tolerance. The formation of this type of thinking contributes to increasing the empathy of the individual, flexible perception of different types of being, adequate decision-making on different problem situations, which contributes to the ability to determine the limits of tolerant attitudes towards the Other.

Текст научной работы на тему «Стратегии оптимальной реализации принципов толерантности в современном научном дискурсе»

fSSN 1812-9498. Вестник АГТУ. 2019. № 1 (67)

DOI: 10.24143/1812-9498-2019-1-68-72 УДК 008:1-027.21

СТРАТЕГИИ ОПТИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ

И. В. Маметьев

Астраханский государственный университет, Астрахань, Российская Федерация

Анализируется реализация принципов толерантности в современном мире. Отсутствие единой дефиниции данного понятия приводит исследователей к необходимости уточнения определения толерантности с точки зрения ее ценности в качестве добродетели. Направленность толерантности может быть различной, но важно, чтобы она не выходила за рамки общечеловеческих ценностей, оберегающих здоровое развитие общества и индивидов. Это приводит к необходимости научного обоснования границ толерантности. Развитие критического мышления способствует тому, что индивид действительно способен проникнуться многообразием культур и способов жизни в рамках общечеловеческих ценностей, не выходя за границы толерантности. Формирование данного типа мышления способствует повышению эмпатии индивида, гибкости восприятия разных типов бытия, адекватному принятию решений по разным проблемным ситуациям, что способствует умению определять границы толерантного отношения к Другому.

Ключевые слова: толерантность, добродетель, критическое мышление, Другой, уважение.

Для цитирования: Маметьев И. В. Стратегии оптимальной реализации принципов толерантности в современном научном дискурсе // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2019. № 1(67). С. 68-72. DOI: 10.24143/1812-9498-2019-1-68-72.

Введение

Понятие «толерантность» в настоящее время применяется довольно часто как в повседневном, так и в научном обиходе. Основные принципы толерантности закладывались в глубинах этических установок разных культур мира, в которых в той или иной форме присутствовали идеи уважения к Другому. Однако отсутствие единой дефиниции этого термина зачастую приводит на практике к разному пониманию его принципов, иногда «приводящих к примирению общества с разрушительными для него тенденциями» [1, с. 273].

Направленность толерантности может быть различной, но важно, чтобы она не выходила за рамки общечеловеческих ценностей, оберегающих здоровое развитие общества и индивидов. Поэтому «уважительное отношение к Другому может сохраняться только в случае, если этот «другой» не представляет угрозы жизни, здоровым общественным взаимоотношениям, свободе и пр.» [2]. В связи с этим встает вопрос о внутренней благости толерантного отношения к различиям. Так, М. Галеотти именует толерантность «социальной добродетелью и политическим принципом, приводящим к мирному сосуществованию индивидов и групп, придерживающихся различных взглядов и практикующих различные образы жизни в одном и том же обществе» [3, с. 33].

Толерантность и ее границы

Американские исследователи К. Дж. Нидерман и Дж. К. Лаурсен в своей работе «Разница и несогласие» задаются вопросом: «Как может толерантность быть благом, если она содержит в себе примирение с тем, что нам не нравится или с чем мы не согласны?» [4, с. 4]. Такой подход приводит к вычеркиванию толерантности из числа добродетелей, затрудняя ее классификацию в данном аспекте.

Российский исследователь М. Б. Хомяков, анализируя различные научные подходы к толерантности в контексте добродетели или ее отсутствия, пришел к заключению, что требование к применению толерантности «может содействовать другим ценностям, которых нельзя достичь иначе как в условиях смирения с различием. Поэтому идеи и принципы толерантности в конечном

итоге требуют рассмотрения согласно их эффективности» [3, с. 35]. Иными словами, главная ценность толерантности заключается в содействии мирному сосуществованию разных групп при наличии у них существенных различий.

В последние десятилетия в современных западных странах наблюдается уважительное отношение к легализации таких явлений, как однополые браки, нетрадиционная сексуальная ориентация и т. п., несмотря на то, что до середины второй половины XX в. перечисленные общественные явления традиционно отвергались и считались разрушающими здоровое состояние социума. Безусловно, природные врожденные аномалии, связанные с сексуальными предпочтениями, не должны приниматься обществом негативно. Однако на сегодняшний день пропаганда нетрадиционного образа жизни в западных странах привела к принятию нетрадиционной сексуальной ориентации как нормы на психологическом уровне, независимо от врожденной направленности.

Крайний отход от здорового образа общественной жизни, подкрепленный идеей толерантности, приводит к необходимости научного обоснования ее границ. В связи с этим М. Б. Хомяков попытался выделить основные границы толерантности [5]:

1. Прагматические границы толерантности, связанные с идеей безопасности, народного единства, благосостояния государства и т. д.

2. Границы «благотворной» толерантности. Свобода и толерантность имеют свои границы, обусловленные прогрессивным развитием человека, т. е. терпение оправдывается в случае, если оно способствует основному благу человека - прогрессу.

3. Толерантность как благо-в-себе. Понятия «уважение» и «толерантность» не являются синонимичными, и отношение толерантности к уважению неоднозначно. М. Б. Хомяков отмечает, что уважение связывается как минимум с двумя разными аспектами: «первое имеет своим предметом заслугу, второе - моральное положение человека в мире» [5, с. 29].

Такое понимание толерантности предполагает жесткое соблюдение границ между терпимым различием и его носителем. Выход за границы толерантности, по мнению М. Б. Хомякова, переносит ее понимание на объекты иной теории, размывает прежнее содержание и зачастую приводит к превращению в ее в полную противоположность [5].

Принципы оптимальной реализации толерантности определены принятой в 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО Декларацией принципов терпимости. В этом документе акцентируется внимание на том, что в современном мире усиливаются проявления ксенофобии, насилия, терроризма, расизма, маргинализации, дискриминации религиозных, этнических, национальных, языковых меньшинств. Поэтому, с целью пресечения этих проявлений, государство должно предоставить каждому человеку возможности социального и экономического развития без проявления дискриминации по какому-либо признаку, посредством беспристрастного законодательства, справедливого соблюдения правопорядка, административных и судебно-процессуальных норм. Особое внимание необходимо уделять наименее социально защищенным группам, находящимся в неблагоприятных экономических или социальных условиях [6].

На индивидуальном уровне реализация принципов толерантности и идентификация ее границ продуктивно могут осуществляться посредством применения навыка критического мышления. Особо хочется выделить основополагающую идею толерантности, связанную с принятием и правильным пониманием богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, не разрушающих традиционные нравственные устои социума, которую применить на практике без навыков критического мышления затруднительно, т. к. насильственное сдерживание своего негативного отношения к Другому или Чужому будет искусственным методом, хотя в определенной степени и приводящим к относительно мирному сосуществованию индивидов и групп с несхожим образом жизни.

Наличие критического типа мышления является признаком высокой культуры ума, базирующейся на твердом мировоззренческом фундаменте, который позволяет осуществлять адекватную оценку происходящего, а также успешно возражать оппоненту на понятном ему языке.

Понятие «критическое мышление» появилось во второй половине XX в., однако исследования в рамках этого направления велись многими учеными задолго до появления самого термина [7]. На сегодняшний день существует немало определений критического мышления, которые не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Приведем для примера две дефиниции этого понятия.

ISSN 1812-9498. Вестник АГТУ. 2019. № 1 (67)

Согласно Дж. Дьюи, «критическое есть аналитическое, творческое, рефлексивное и понимающее, способное интерпретировать и оценивать скрытое послание, а также принять позицию по отношению к нему» [8, с. 52]. Другой исследователь, Е. О. Божович, определяет критическое мышление как «способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложное, подвергать сомнению неэффективные решения» [9, с. 39].

Другими словами, критическое мышление представляет собой не негативные суждения или критику чего-либо, а разумное рассмотрение нескольких подходов для вынесения обоснованных суждений и решений по определенной проблемной ситуации. Ориентация на критическое мышление предполагает, прежде всего, следование позиции, когда ничто не принимается на веру. Индивид, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение на основе анализа разнородной информации об интересующей его проблеме.

Среди основных черт критического мышления можно выделить самостоятельность, гибкость, непредубежденность, поиск компромиссных решений, умение сотрудничать, самостоятельность, любознательность; информация является отправным пунктом процесса мышления, но отнюдь не конечным, и т. д.

Таким образом, развитие критического мышления способствует осознанию как многообразия форм проявления человеческого бытия, приводящему к толерантной позиции по отношению к Другому, так и границ толерантности, выход за рамки которых необходим в случае угрозы существования здорового общественного развития, построенного на общечеловеческих принципах.

Заключение

Положительные аспекты толерантности, связанные с признанием чужих мнений и убеждений, базирующихся на общечеловеческих принципах, будут всегда проявляться индивидом, обладающим критическим мышлением. Поэтому формирование данного типа мышления способствует повышению эмпатии индивида, гибкости восприятия разных типов бытия, адекватному принятию решений по разным проблемным ситуациям, что способствует умению определять границы толерантного отношения к Другому на индивидуальном уровне. Относительность понятия толерантности не исключает проявления интолерантности по отношению к нарушению образа жизни, противоречащему здоровому развитию общества (например, наркомании, педофилии, пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации как нормы, выбору пола вне зависимости от природной основы и пр.). Навыки критического мышления помогут отделить положительные принципы толерантности от идеологической направленности толерантизма.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Тихонова В. Л. Специфика критического мышления как фундамента элитарного сознания // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете: материалы Междунар. конгр. (Астрахань, 19-22 апреля 2017 г.). Астрахань: Изд-во АГУ, 2017. С. 273-275.

2. Тихонова В. Л. Проблема понимания толерантности в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-1 (80). С. 177-179.

3. Хомяков М. Б., Полякова И. Г. Толерантность в современной цивилизации: сб. метод. материалов. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2007. Т. 1. 180 с.

4. Nederman C. J., Laursen J. C. Difference and Dissent. New York: Rowman & Littlefield Publishers, 1996. P. 250.

5. ХомяковМ. Б. Толерантность и ее границы // Нац. психолог. журн. 2011. № 2 (6). С. 25-33.

6. Национальная политическая энциклопедия. URL: http://politike.ru/termin/deklaracija-principov-tolerantnosti.html (дата обращения: 15.01.2019).

7. Королева А. В. Философские основания исследования проблемы критического мышления // Вестн. Тамб. гос. ун-та. 2013. № 5 (121). С. 76-82.

8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 203 с.

9. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. М. : Знание, 1979. 40 с.

Статья поступила в редакцию 08.02.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Маметьев Илья Валерьевич - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный университет; магистрант кафедры истории России; ily-9595@mail.ru.

STRATEGIES OF OPTIMAL IMPLEMENTATION OF PRINCIPLES OF TOLERANCE IN CONTEMPORARY SCIENTIFIC DISCOURSE

I. V. Mametyev

Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the implementation of the principles of tolerance in the modern world. The lack of a single definition of this concept makes the researchers clarify the definition of tolerance in terms of its importance as a virtue. The directivity of tolerance may be different, but it is important that it does not go beyond universal human values that protect the sound development of the society and individuals. This leads to the necessity of a scientific substantiation of the tolerance limits. The development of critical thinking contributes to the fact that the individual is really able to be imbued with the diversity of cultures and ways of life within the framework of universal values, not exceeding the limits of tolerance. The formation of this type of thinking contributes to increasing the empathy of the individual, flexible perception of different types of being, adequate decision-making on different problem situations, which contributes to the ability to determine the limits of tolerant attitudes towards the Other.

Key words: tolerance, virtue, critical thinking, Other, respect.

For citation: Mametyev I. V. Strategies of optimal implementation of principles of tolerance in contemporary scientific discourse. Vestnik of Astrakhan State Technical University. 2019;l(67):68-72. (In Russ.) DOI: 10.24143/1812-9498-2019-1-68-72.

REFERENCES

1. Tikhonova V. L. Spetsifika kriticheskogo myshleniia kak fundamenta elitarnogo soznaniia [Specifics of critical thinking as the foundation of elite consciousness]. Elity i lidery: strategii formirovaniia v sovremennom universitete: materialy Mezhdunarodnogo kongressa (Astrakhan', 19-22 aprelia 2017 g.). Astrakhan', Izd-vo AGU, 2017. Pp. 273-275.

2. Tikhonova V. L. Problema ponimaniia tolerantnosti v sovremennom nauchnom diskurse [The problem of understanding tolerance in modern scientific discourse]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki, 2017, no. 6-1 (80), pp. 177-179.

3. Khomiakov M. B., Poliakova I. G. Tolerantnost' v sovremennoi tsivilizatsii: sbornik metodicheskikh materialov [Tolerance in modern civilization: collection of teaching materials]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudar-stvennyi universitet im. A. M. Gor'kogo, 2007. Vol. 1. 180 p.

4. Nederman C. J., Laursen J. C. Difference and Dissent. New York, Rowman & Littlefield Publishers, 1996. 250 p.

5. Khomiakov M. B. Tolerantnost' i ee granitsy [Tolerance and its limits]. Natsional'nyipsikhologicheskii zhurnal, 2011, no. 2 (6), pp. 25-33.

6. Natsional'naiapoliticheskaia entsiklopediia [National political encyclopedia]. Available at: http:// poli-tike.ru/termin/deklaracija-principov-tolerantnosti.html (accessed: 15.01.2019).

7. Koroleva A. V. Filosofskie osnovaniia issledovaniia problemy kriticheskogo myshleniia [Philosophical basis of studying the problem of critical thinking]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 5 (121), pp. 76-82.

8. D'iui Dzh. Psikhologiia i pedagogika myshleniia [Psychology and pedagogy of thinking]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1993. 203 p.

_ISSN 1812-9498. BecTHUK AJTY. 2019. № 1 (67)

9. Bozhovich E. D. Psikhologicheskie osobennosti razvitiia lichnosti podrostka [Psychological features of personality development of a teenager]. Moscow, Znanie Publ., 1979. 40 p.

The article submitted to the editors 08.02.2019 INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mametyev Ilya Valerievich — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State University; Master's Course Student of the Department of History of Russia; ily-9595@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.