Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-СЕТЕВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРОФИЛИ МОЛОДЫХ РОССИЯН: РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА И МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ'

СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-СЕТЕВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРОФИЛИ МОЛОДЫХ РОССИЯН: РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА И МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЦЕННОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна, Синяков Алексей Викторович

В статье представлены особенности ценностного портрета российской молодежи, дифференцированной по типу гражданско-политической активности в онлайн- и офлайн-средах. Результаты основаны на итогах всероссийского массового опроса молодежи, база данных которого обработана с помощью методов кластерного анализа и многомерного шкалирования. Кластерный анализ позволил выявить и описать различные типы гражданской активности молодых россиян. Многомерное шкалирование позволило идентифицировать ценностные профили представителей различных кластеров гражданской активности. Основными выводами исследования служат заключения о психосоциальных и аксиологических факторах формирования различных типов гражданской активности молодежи РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна, Синяков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE NETWORK CIVIL ACTIVITY STRATEGIES AND VALUE PROFILES OF YOUNG RUSSIANS: RESULTS OF CLUSTER ANALYSIS AND MULTI-DIMENSIONAL SCALE

The article presents the features of the value portrait of Russian youth, differentiated by the type of civic and political activity in online and offline environments. The results are based on the results of the all-Russian mass survey of young people, the database of which was processed using the methods of cluster analysis and multidimensional scaling. Cluster analysis makes it possible to identify and describe various types of civic engagement among young Russians. Multidimensional scaling made it possible to identify the value profiles of representatives of various clusters of civic engagement. The results of the study are the conclusions about the psychosocial and axiological factors in the formation of various types of civic activity of the youth of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-СЕТЕВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРОФИЛИ МОЛОДЫХ РОССИЯН: РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА И МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ»

Социология

ДОМБРОВСКАЯ Анна Юрьевна — доктор социологических наук, профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; ап-йос@ yandex.ru)

СИНЯКОВ Алексей Викторович — заведующий учебной лабораторией по применению ЭВМ и технических средств обучения кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119234, Россия, г. Москва, ул. Колмогорова, 1, стр. 33; alekssin@gmail.com)

СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-СЕТЕВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРОФИЛИ МОЛОДЫХ РОССИЯН: РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА И МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены особенности ценностного портрета российской молодежи, дифференцированной по типу гражданско-политической активности в онлайн- и офлайн-средах. Результаты основаны на итогах всероссийского массового опроса молодежи, база данных которого обработана с помощью методов кластерного анализа и многомерного шкалирования. Кластерный анализ позволил выявить и описать различные типы гражданской активности молодых россиян. Многомерное шкалирование позволило идентифицировать ценностные профили представителей различных кластеров гражданской активности. Основными выводами исследования служат заключения о психосоциальных и аксиологических факторах формирования различных типов гражданской активности молодежи РФ. Ключевые слова: гражданская активность, политические установки, российская молодежь, социальные медиа, ценностный профиль, кластерный анализ, многомерное шкалирование

Рост гражданской и политической активности российской молодежи в интернет-пространстве сопровождается сегодня информационным давлением со стороны оппозиционных онлайн-сетевых лидеров мнения. Молодежь для неконвенциональных политических сил служит таргетной общностью и социальной базой протестной мобилизации в цифровой среде. Исходя из этого, нарастают риски деконсолидации и дезинтеграции российского общества, особенно в условиях существующего в стране межпоколенческого разрыва в ценностных ориентациях и жизненных приоритетах людей молодого и старшего возрастов. В этой связи важно исследовать структуру российской молодежи с точки зрения представленности деконструктивной позиции, ориентированности на неконвенциональную критику, а также распространенности ценностных установок, формирующих стратегии гражданской активности молодых россиян. Это обеспечит понимание способов конвенционализации стратегий гражданской активности и снижения рисков дестабилизации политической системы российского общества.

Теоретико-методологические основы исследования представлены базовыми результатами и положениями о структуре ролей гражданского активизма российской молодежи [Бродовская, Пырма, Домбровская 2020]; о факторах эффективности воздействия социально-медийных сообщений на аудиторию [Ахременко, Стукал, Петров 2020]; о потенциале политического и общественного гражданского интернет-активизма [Бараш, Петухов Петухов 2015]; о мотивации гражданской активности [Ушкин 2016]; о дискурсах гражданского

активизма [Никовская, Скалабан 2017]; о цифровых форматах гражданской активности населения [Балашов, Бочанов 2017]; о методологии исследования радикалистических установок российской молодежи [Пырма 2019]; о роли сетевых сообществ в решении социальных противоречий и общественных конфликтных ситуаций [Сибирев, Головин, Клебанов 2018] и о механизмах нейтрализации неконвенциональных установок молодежи в онлайн-сетевой среде [Салин 2018].

Методом сбора информации служило онлайн-анкетирование российской молодежи (N = 1 600, репрезентация по полу, возрастным интервалам молодого возраста, территории проживания). Методы анализа базы данных: кластерный анализ методом К-средних и многомерное шкалирование с помощью программы SPSS Statistics 26.0.

В результате исследования были выявлены 4 типа гражданской цифровой активности молодежи, отличающихся характерными ценностными ориен-тациями. Детализированная характеристика выявленных типов приведена в публикации автора [Домбровская 2021]. Данные кластеры различаются по уровню активности гражданской позиции, реализуемому ролевому репертуару. Каждый тип/уровень гражданской активности имеет лоялистскую или оппозиционную направленность. Анализ взаимосвязи между уровнем, модальностью гражданской активности и ценностным профилем молодежи показал, что существуют значимые отличия в ценностном ядре «лояльных» и «оппозиционных» акторов. У представителей других уровней гражданской активности («вовлеченных», «кликтивистов» и «выключенных») дифференциации ценностного набора «лоялистов» и «оппозиционеров» фактически нет.

Более 1/4 российской молодежи принадлежит к типу «лояльных» акторов (25,7% опрошенных). Это молодежь, имеющая существенный опыт координации конструктивных гражданских проектов. Фокус их цифровой активности - координация волонтерских, социальных, социально-культурных проектов. Их характерными ценностными ориентирами служат традиционные установки на создание счастливой семьи, интересную работу, творчество, приобретение надежных друзей. Отличительным компонентом ценностного профиля «лояльных» акторов служит ориентир на честную жизнь, субъективная значимость которой у них существенно выше, чем у представителей других кластеров (см. рис. 1).

«Оппозиционные» акторы, составляющие 12,6% респондентов, характеризуются наличием у них опыта организации гражданских проектов оппозиционной, критической, протестной по отношению к действующей власти направленности. Представители данного кластера существенно чаще, чем молодежь других типов, понимают гражданскую активность как политическую, т.е. проецируют ее на сферу борьбы с властью за власть (для сравнения: 22,0% «оппозиционных» акторов ассоциируют проявление гражданской активности с выдвижением политических требований, тогда как в среднем лишь 5,8% респондентов остальных кластеров придерживаются аналогичной точки зрения).

Ядро ценностного профиля «оппозиционных» акторов в целом так же традиционно, как и у предыдущего типа, однако обращает на себя внимание их гораздо большая ориентированность на такие прагматические ценности, как «попадание в элиту общества», «собственный бизнес», «карьера» (см. рис. 2).

«Вовлеченные» (23,4% информантов) характеризуются высокой заинтересованностью в онлайн-сетевой гражданской активности, однако не имеют лидерского потенциала и мотивации к инициированию социальных проектов, это «ведомые» акторы.

Ценностный портрет «вовлеченных» отличается абсолютным доминирова-

Рисунок 1. Многомерная шкала ценностного профиля «лояльных» акторов

Рисунок 2. Многомерная шкала ценностного профиля «оппозиционных» акторов

Рисунок 3. Многомерная шкала ценностного профиля «вовлеченных»

Рисунок 4. Многомерная шкала ценностного профиля «кликтивистов»

нием семейных ценностей при весьма незначительных проявлениях интереса к достижительным установкам («образование», «бизнес», «карьера», «известность», «власть») (см. рис. 3).

«Кликтивисты» составляют 23,5% опрошенных. Это кластер молодежи, сфокусированной на проявлении интереса к гражданской активности в формате онлайн-сетевой зрительской активности.

«Кликтивисты» в своих ценностных предпочтениях гораздо более ампли-тудны: среди важных жизненных установок заметны как традиционные общечеловеческие ценности («семья», «друзья», «любимая работа»), так и прагматические («образование», «путешествия», «карьера», «богатство») (см. рис. 4).

«Выключенные» (14,9% респондентов) - это российская молодежь, наиболее пассивная с точки зрения гражданско-политической активности.

Рисунок 5. Многомерная шкала ценностного профиля «выключенных»

Отличительным свойством ценностного портрета «выключенных» является отсутствие значимых корреляций между выбором ценностей представителями данного кластера. Согласно данным рис. 5, практически все установки дистанцированы друг от друга на многомерной шкале. В этой связи не приходится говорить о явном доминировании идеалистического либо прагматического набора ценностей.

Резюмируя итоги исследования, отметим, что сопоставление результатов кластерного анализа и многомерного шкалирования показало существование связи между типом гражданской активности российской молодежи и их ценностным профилем. Так, «лояльные» акторы и «вовлеченные» более склонны к проявлению идеалистических ценностей; «оппозиционные» акторы существенно более прагматичны, чем остальные типы российской молодежи; «кликтивисты» характеризуются демонстрацией высокой значимости как идеалистических, так и прагматических установок, а «выключенным» свойственна диверсифицированность установок и ориентация на небольшое число ценностей в ядре.

Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности использовать знание о выявленных взаимосвязях в процессе формирования конвенциональной стратегии гражданской активности у российской моло-

дежи. Знание ведущих жизненных установок и ключевой мотивации молодых россиян позволит профильным органам власти, государственным и общественным объединениям, работающим с молодежью, подобрать и реализовать наиболее эффективные способы развития у ее представителей конструктивных установок в процессе проявления ими гражданской активности.

Список литературы

Ахременко А.С., Стукал Д.К., Петров А.П. 2020. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных. -Полис. Политические исследования. № 2. С. 73-91.

Балашов А.Н., Бочанов М.А. 2017. Интернет-технологии как фактор развития политической активности граждан: тренды и противоречия. - PolitBook. № 2. С. 22-34.

Бараш Р.Э., Петухов В.В., Петухов Р.В. 2015. Информационно-коммуникационные факторы формирования новых практик гражданского активизма. — Социологическая наука и социальная практика. № 4(12). С. 99-125.

Бродовская Е.В., Пырма Р.В., Домбровская А.Ю. 2020. Гражданский активизм молодежи России: структура ролей, факторы формирования установок, триггеры роста протестного потенциала. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 10. № 6. С. 39-48.

Домбровская А.Ю. 2021. Характеристика онлайн-сетевых форматов реализации гражданского активизма российской молодежи. — Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: сборник статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС. С. 8-13.

Никовская Л.И., Скалабан И.А. 2017. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития. — Полис. Политические исследования. № 6. С. 43-60.

Пырма Р.В. 2019. Восстание поколения Z: новые политические радикалы. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 7. № 2. С. 43-48.

Салин П.Б. 2018. Краткий обзор зарубежного опыта нейтрализации радикальных настроений учащейся молодежи. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 8. № 6. С. 76-81.

Сибирев В.А., Головин Н.А., Клебанов А.А. 2018. Сетевые сообщества в борьбе вокруг решения передать Исаакиевский собор Русской православной церкви (январь—июнь 2017 года). — Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 296-317.

Ушкин С.Г. 2016. На пути к лучшему обществу, или почему люди становятся активистами? — Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3. С. 33-47.

DOMBROVSKAYA Anna Yur'evna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 1259930; an-doc@yandex.ru)

SINYAKOV Aleksei Viktorovich, Head of the Educational Laboratory for the Use of Computers and Technical Means of Teaching, Department of Sociological Research Methodology, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University (bld. 33, 1 Kolmogorova St, Moscow, Russia, 119234; alekssin@gmail.com)

ONLINE NETWORK CIVIL ACTIVITY STRATEGIES AND VALUE PROFILES OF YOUNG RUSSIANS: RESULTS OF CLUSTER ANALYSIS AND MULTIDIMENSIONAL SCALE

Abstract. The article presents the features of the value portrait of Russian youth, differentiated by the type of civic and political activity in online and offline environments. The results are based on the results of the all-Russian mass survey of young people, the database of which was processed using the methods of cluster analysis and multidimensional scaling. Cluster analysis makes it possible to identify and describe various types of civic engagement among young Russians. Multidimensional scaling makes it possible to identify the value profiles of representatives of various clusters of civic engagement. The results of the study are the conclusions about the psychosocial and axiological factors in the formation of various types of civic activity of the youth of the Russian Federation.

Keywords:civic engagement, political attitudes, Russian youth, social media, value profile, cluster analysis, multidimensional scaling

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.