Работа по профессиональному обучению и освоению высокотехнологичного инновационного оборудования и технологий современных технико-технологических проектов должна быть совмещена с практикой профессиональной подготовки за рубежом на аналогичном действующем оборудовании, обязательно совмещённого с изучением решения экономико-управленческих вопросов в повседневной предпринимательской практики [7, с. 190].
Для ускорения сроков подготовки пакетов инновационных технико-технологических проектов сельскохозяйственных предприятий (малых форм хозяйствования) сырьевого и перерабатывающего профиля необходим анализ зарубежного опыта в данной сфере, сообразуясь со специфическими природными условиями и возможностями реализации инновационного технико-технологического проекта в данной местности.
Суммируя все вышесказанное, мы позволим сделать следующие краткие обобщения:
1) участие профильных НИИ сельского хозяйства, технопарков сельскохозяйственных и технических высших учебных заведений в разработке стандартных инновационных технико-технологических проектов сельскохозяйственных предприятий малых форм хозяйствования должно стать первым звеном в цепочке успеха осуществления приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» для малых форм хозяйствования;
2) вторым звеном успеха является выбор участников реализации инновационного технико-технологического проекта и его апробация в конкретных природно-климатических условиях сельских
й и муниципальных образований;
3) третьим, очевидно наиболее важным звеном успеха, который стоит на третьем месте только
ГУ
л ь
и
^ из-за необходимости соблюдения технологического порядка реализации, является обучение работ-
^ ников будущих сельхозпредприятий малых форм хозяйствования для работы на современном высо-
^ котехнологичном оборудовании, способном обеспечить конкурентоспособный спрос на сырьё и про-
о дукцию этих сельхозпредприятий в АПК. Успех этого звена предложенной нами методики лежит в
^ сфере взаимодействия двух национальных проектов — «Развитие агропромышленного комплекса»
q и «Развитие образования». □
а ЛИТЕРАТУРА.
1. Багиджанов П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развити-ö ем. СПб., 2003.
® 2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2003.
о 3. Краевая целевая «Развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае на 2006-2008 гг.». ® Ставрополь, 2006.
4. О некоторых итогах реализации в 1 полугодии 2006 года приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Материалы к заседанию президиума совета при Губернаторе Ставропольского ° края от 16 августа 2006 года.
ф 5. Промышленность России в 2005 году: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2006.
о 6. Фонштейн Н.М. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 2001.
а 7. Bortnik I. Support of small innovative business. Commercialization of technologies. The international
U for Russian territories. М.: Moscow news, 2002. о
X
О О CL
О ф
о
КАРАТЕЕВ Ю.П.
СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос.
Проблемы стратегического подхода к управлению организацией в сфере образования, а так же вопросы, связанные с применением средств и методов эффективного маркетинга и менеджмента в этой области, недостаточная разработанность некоторых организационно-экономических механизмов функционирования образовательных учреждений в условиях рынка требуют особого внимания к разработке маркетинговых стратегий их функционирвоания.
Анализ отечественных научных публикаций показал, что среди исследователей, изучающих данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует.
На основе синтеза различных точек зрения нами сделан вывод, что именно образовательные услуги, как совокупность труда преподавателей, а не приобретенные обучающимися знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.
Характеризуя образовательные услуги по классификационным признакам, следует отметить, что до недавнего времени мало распространенное дистанционное и индивидуальное образование, получило широкое применение. Считаем необходимым дополнить этими видами образовательных услуг классификацию по способам их получения или по используемому каналу коммуникаций.
Для определения сущности стратегического маркетинга в сфере образования и его проявления на рынке образовательных услуг, проанализирован обширный комплекс маркетинговых отношений и функции этих субъектов на рынке, сфера действия и объекты маркетинга образовательных услуг, его целевая ориентация в стратегической перспективе. Их рассмотрение дало возможность, в конечном счете, сформулировать понимание сущности и цели стратегического маркетинга и менеджмента в сфере образования.
Выделяют три основные фазы стратегического менеджмента: стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии.
В ходе исследования выявлена устойчивая тенденция к регионализации образовательной системы, которая связана с необходимостью решения большинства экономических и социальных вопросов на региональном и муниципальном уровне, что предполагает более эффективное использование демографического и интеллектуального потенциала территорий, разработку специальных целевых проектов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, включающих в себя изучение возможностей и предпосылок развития высшей профессиональной школы региона в условиях экономического и политического реформирования российского общества.
Важнейшей характеристикой соответствия профессионально-образовательной деятельности высшей школы интересам региона служит показатель трудоустройства выпускников, когда именно спрос на разные категории работников и тенденции его изменения являются основой для определения масштабов и структуры подготовки специалистов (таблица 1). Как следует из данных таблицы 1, наибольшая доля нетрудоустроенных выпускников приходится на Южный федеральный округ (18,2%), что требует особого внимания региональной власти к проблемам образования.
Таблица 1. Распределение по федеральным округам показателей выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием и трудоустройства выпускников (очная форма обучения) в 2004 году *, человек
1 выпуск 1 к1 1 |>у.:о- 11% 1)1
аи/ншлнстл ^гср^ны ** газштска
СнуО ] 1 л
1 Км 1 Р1-..1М1 Л1М С^.К^ШЬНЫМ 1.1Ь,|1у| . 1 542-14 17122 11.1
13 сом чпс/и: г.Мисюш ,Ъ7Ь24 1^0 4.2
(Ън^р^-'йэпа^ниг ф^д^р^п.имп огру:1 4^ 1 ~!А М47 12..4
Н ПЛ1 ЧИкЧС Г,1 ПИК1! -1 1-19-1 7У1
Ккш. и фе.юр«!. 1М1ыМ оф>1 Ц445 1М.2
1 ||1|ШШЖСКИМ фи.И.'ри.I ЬНЫ И I 1Н340
Ур<1:ш:к:1м фим^'Р^ьныи и кр> 1 14.0
('^нтчлгт: окру]- 1 лЛИ
До. И.И01ЧЧ"и^ии.ш фс.ЧфП и.ими о1 ]?. 0
о
ь
N □
□
N о
I—
ф
I—
х о а ф
ш
X
X >
0
1_
О х
X ф
ш
I—
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о о о.
о ф
о ф
■ Г.|.< -- к-1
I■ ■ 11■ I Г-1 I I '.к.■'•к .11.1 :'гь. и1. : 1.1 II' I КМ 1 .14 |'Г-% ■. III.' II 1и'. •■."-Л
I 11-1
л
7
си
01
г
1П
В настоящее время на территории Российской Федерации действует более тысячи гражданских высших учебных заведений, в том числе: более 500 государственных вузов федерального подчинения и несколько десятков — находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципального подчинения, более 400 негосударственных вузов, из которых только около половины имеют государственную аккредитацию.
В ходе исследования выявлены маркетинговые проблемы стремительно развивающегося рынка образовательных услуг:
- недоступность высшего образования в ведущих университетах страны для части клиентов — способной молодежи из малообеспеченных слоев населения отдаленных регионов России. Транспортные расходы, система репетиторства, платных курсов, «договорных» школ ограничивают доступ в центральные вузы способной молодежи из других районов страны;
- ухудшение качества образования, связанное с недофинансированием учебно-лабораторной и материальной базы образовательных учреждений, низкой оплатой труда преподавателей, открытием многочисленных негосударственных вузов и филиалов государственных вузов без адекватного кадрового, учебно-методического и материального обеспечения;
- несбалансированность спроса и предложения услуг образования и, как следствие, снижение его эффективности, что проявилось в следующем: с одной стороны, многие выпускники
ь вузов мало востребованы по своим специальностям, а, с другой стороны, их значительная доля я трудоустраивается не там, где она нужна народному хозяйству (например, до 70% выпускников сельскохозяйственных вузов не работают в сельской местности, около 50% выпускников педагогических вузов не занимаются преподавательской деятельностью). При этом сохраняется сложившаяся десятилетиями, характерная для плановой экономики, система планирования в вузы «от достигнутого» без конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специа-о листов.
^ Выполненный в ходе маркетингового исследования прогноз показал, что демографический
^ спад окажет значимое воздействие на деятельность образовательных учреждений различных □ уровней, прежде всего, в силу сокращения спроса на образовательные услуги со стороны насе-2ления. В связи с изложенными маркетинговыми проблемами образовательной системы и нега-^ тивной демографической ситуацией прогнозируется тенденция к снижению доли приема студен-0 тов в государственные вузы за счет федерального бюджета в общем числе выпускников средней ® школы.
о Уменьшение контингента абитуриентов повлечет для образования следующие основные пода следствия: снизится общая учебная нагрузка преподавательского персонала (т.е. потребность в его численности); высвободится часть учебных площадей; приемы во многие государственные учебные заведения профессионального образования станут практически бесконкурсными; произойдет изменение структуры спроса населения на получение образования; при сохранении сложившихся размеров приема за счет бюджета в государственных и муниципальных учрежде-о ниях профессионального образования сократится сектор платного обучения; уменьшится сеть нео государственных образовательных учреждений, особенно высших.
^ Следовательно, если масштабы подготовки и переподготовки кадров, открытие новых специальностей будут определяться только возможностями федерального бюджета, то в перспекти-2 ве может серьезно пострадать интеллектуальный и кадровый потенциал многих регионов. Наи-^ более четко эта тенденция проявляется в низком уровне оплаты труда работников образова-о ния.
о Как показало исследование, при общем росте индекса цен на услуги, плата за обучение в
^ вузах в последние годы имеет тенденцию к стабилизации и не соответствует общему росту цен, х хотя при этом увеличилась более чем в три раза доля студентов, поступающих в вузы с полным ф возмещением затрат, в 1995 г. — 15%, 2003 г. — 46%. Таким образом, можно сделать вывод,
ш
что у населения есть возможность инвестиций в высшее образование. Однако, при этом снизи-
| лась возможность трудоустройства выпускников вузов. Данное положение связано с резким уве-
^ личением приема на экономические и юридические специальности, не обоснованного потребно-
5 стями реального сектора экономики.
^ Анализ внешней и внутренней среды вузов показал, что диспропорции в структуре выпус-
(Г) ка специалистов и другие слабые стороны практической деятельности учебных заведений свя-
х
0
1_
О
х Ф
заны с недостаточной эффективностью работы в области постановки и реализации перспективных задач, а также отсутствием служб маркетинга. В результате вузы не способны организационно обеспечить успешное позиционирование интеллектуального продукта на мировых рынках образовательных и научных услуг, широкомасштабное привлечение внебюджетных источников финансирования высших учебных заведений. Такой результат предопределен в значительной мере тем, что действия управленческих структур вуза носят преимущественно оперативный характер и мало ориентированы на перспективу. Проведенный анализ подходов к стратегическому управлению образовательными организациями показал, что в настоящее время для организаций образования региона целесообразна маркетинговая стратегия «интеграции в точки роста» региона.
Разработка и реализация эффективной стратегии «интеграции в точки роста» предусматривает решение комплекса задач:
- выявить конкурентные преимущества и стратегические возможности развития университета;
- обосновать содержание стратегии развития вуза, учитывающей интересы страны, территорий, бизнес-единиц;
- определить группы потенциальных участников различных форм взаимодействия бизнес-единиц, домохозяйств, органов власти и управления, их интересы и сферы взаимодействия;
- продуктивно адаптировать и использовать позитивный зарубежный опыт применения экономико-организационных форм и инструментов, от которых зависит рост ресурсной обеспеченности высшей школы;
- скоординировать действия органов управления вуза с политикой федеральных и региональ- ^ ных властей в сфере социально-экономических преобразований; ^
- активизировать процессы привлечения инвестиций в университет. ^ Одной из главных и первоочередных проблем в построении эффективного маркетингового ме- о
ханизма управления образовательными организациями является подсистема рыночного ценообразования на предоставляемые услуги. Этот вопрос является одним из наиболее сложных и наименее □ разработанных в отечественной экономической науке, что неизбежно влияет на сужение сферы О рыночных отношений в системе образования, снижает возможность установления реальной рыночной цены на образовательные услуги. ^ При построении эффективного маркетингового механизма управления образовательным учреж- о дением целесообразно использовать концепцию активного ценообразования, которое заключается в £ установлении цен в рамках рыночной политики образовательной организации с целью достижения о наиболее выгодных объемов услуг и средних затрат на обучение. 2 Механизм активного ценообразования требует формирования маркетинговой инфраструктуры х рынка образовательных услуг, необходимость которой определена также следующими факторами: о
- быстрым развитием и, как следствие, структурной деформацией системы образовательных ° услуг; ф
- развитой ценовой конкуренцией производителей образовательных услуг и отсутствием ры- о ночных индикаторов оценки их качества потребителями; о
- колебанием жизненного уровня населения и, соответственно, неустойчивостью спроса на ус луги образования в коммерческом секторе;
- обострением конкуренции между образовательными организациями и др. Маркетинг образовательных услуг в целевом отношении определяется долгосрочными коммер
ческими и другими интересами всех субъектов рынка, а также возможностью создания благоприят
ного и широкого социального резонанса, результата в виде воспроизводства национального интел- о
лектуального потенциала и взаимосвязанных с ним эффектов. ^ Главным элементом регионального маркетинга них является целевая ориентация и слияние
о
всех составляющих предпринимательской, хозяйственной и социальной деятельности по предостав- ф лению образовательных услуг в единую систему, действующую в интересах населения, региона и
образования, с синергетическим эффектом от более рационального использования центров инфор- ¡^
мационных технологий, библиотечных фондов, приборного парка, транспорта, учебных зданий и всей ®
накопленной социальной инфраструктуры учебных заведений. 2
Таким образом, приоритетными факторами регионального рынка образовательных услуг необ- §
ходимо считать финансирование, ценообразование и мониторинг услуг, а также формирование под- о
< >
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о