Научная статья на тему 'Стратегии маркетинга инноваций'

Стратегии маркетинга инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ / МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / STRATEGY / MARKETING / INNOVATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысолятин Алексей Витальевич

Актуальность выбранной темы связана с необходимостью своевременного обновления товарного ряда хозяйствующих субъектов в условиях современной инновационной экономики. Особое значение при этом приобретает овладение стратегическими подходами к обновлению ассортимента, основанном на маркетинговой концепции товара

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии маркетинга инноваций»

Стратегии маркетинга инноваций Сысолятин А.В.

Сысолятин Алексей Витальевич /Sysolyatin Alexey Vitalievich - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет,

ФГБОУВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: актуальность выбранной темы связана с необходимостью своевременного обновления товарного ряда хозяйствующих субъектов в условиях современной инновационной экономики. Особое значение при этом приобретает овладение стратегическими подходами к обновлению ассортимента, основанном на маркетинговой концепции товара.

Abstract: the relevance of the chosen theme is the need timely updates commodity number of economic entities in the modern knowledge economy. Ofparticular importance is the acquisition of strategic approaches to the renewal of the range, based on the marketing concept ofproduct.

Ключевые слова: стратегии, маркетинг, инновации, конкурентоспособность.

Keywords: strategy, marketing, innovation, competitiveness.

В настоящий момент главной задачей для многих фирм, функционирующих на рынке, стало обеспечение выживаемости, в основе которой лежит выпуск конкурентоспособной продукции. А последнее невозможно без обновления ассортимента и взвешенной инновационной политики.

Инновационные товары - это продукты, которые впервые производятся предприятием без должного на то опыта производства и маркетинговых решений на целевом рынке.

Разработка новых продуктов всегда сопряжена с существенными затратами. В данном случае работает правило: «разработать новый продукт дороже, чем модифицировать старый». Львиную долю в затратах, помимо конструкторских разработок и проектных затрат, играют маркетинговые издержки по выведению товара на рынок и его продвижение.

Целью товарной стратегии фирмы, на наш взгляд, должно являться определение и разработка конкурентоспособных и пользующихся спросом товаров.

В арсенале любой компании имеется ряд известных и довольно подробно описанных в литературе стратегий разработки новых товаров. К ним следует отнести модификацию, вариацию, дифференциацию.

Создание модифицированного товара или модификации - это процесс усовершенствования производителем характеристик уже существующего продукта с целью продления его жизненного цикла [1]. Модификация возможна в трех направлениях: модификация комплекса маркетинга, модификация товара, модификация рынка.

Модификация комплекса маркетинга предполагает изменение одного или нескольких его элементов с целью привлечь внимание к товару новых потребителей и добиться приверженности опробовавших товар. Для привлечения новых покупателей используют наиболее популярные приемы: снижение цен, активизация потребления за счет стимулируюших мероприятий, перепозиционирование товара, использование новых каналов сбыта, дополнение товара сопутствующими услугами.

Модификация товара - изменение таких характеристик изделия, как дизайн, уровень качества или свойств с целью привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление.

Как отмечает Маслова Т.Д., улучшение качества имеет смысл осуществлять в тех случаях, когда выполняются следующие условия:

1) качество товара поддается улучшению;

2) покупатели верят утверждениям об улучшении качества;

3) достаточно большое количество покупателей хотят улучшения качества товара [3].

Модификация рынка - это расширение круга потребителей товара за счет новых пользователей. Их

можно найти в той же стратегической зоне хозяйствования вместе со сменой концепции позиционирования. Параллельно возможно сохранение старого предложения для прежних покупателей. Не следует исключать и вариант расширения распределительной сети для освоения новых географических рынков.

При проведении модификации можно идти двумя путями. Первый сводится к изменению представления товара на рынке (вариация), второй - к расширению разнообразия представления товаров (дифференциация).

Вариация - это прием модификации товара, при котором осуществляются предложение рынку нового варианта продукта взамен существовавшего ранее и исключение старого варианта из оборота.

Вариация используется производителями в тех случаях, когда:

- не хватает ресурсной базы для предложения двух вариантов товара одновременно;

- старый товар исчерпал себя с моральной и технологической точек зрения;

- изменения в товаре не существенны;

- товар-новинка решает проблему потребителя на качественно более высоком уровне, что позволяет вытеснить прежнее товарное предложение.

Дифференциация - это прием модификации товара, при котором рынку предлагается новый вариант продукта одновременно со старым, тем самым достигается большее разнообразие предложения товара [4].

Дифференциация дает возможность более широкого покрытия рынка за счет создания и глубокой ассортиментной линейки товаров.

Снятие товара с производства означает выведение товара с рынка, переключение спроса на другие товары фирмы как стратегический шаг. В то же время компания продолжает нести обязательства по сервисному обслуживанию товаров, проданных до консервации производства. Решение об исключении товара из номенклатуры может быть реализовано в двух формах: либо он будет продан другой фирме, либо будет прекращено его производство. В последнем случае все мероприятия по обслуживанию оставшихся потребителей фирма выполняет самостоятельно.

Ярким примером применения такой стратегии является уход с российского рынка компании General Motors и прекращение производства на территории Российской Федерации марок Opel и Chevrolet в среднем классе автомобилей. В то же время дилерская сеть продолжит работать, распродавая уже произведенные автомобили со скидкой и сохраняя сервисное обслуживание.

Таким образом, правильно и рационально проводимая политика разработки новых товаров, а также экономически обоснованные подходы к маркетингу инноваций позволят фирме иметь более определенные перспективы с точки зрения повышения конкурентоспособности и положительного имиджа компании.

Литература

1. КулибановаВ.В. Прикладной маркетинг. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.

2. Маркетинг: Уч. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб: Издательский дом «Бизнес -пресса», 2010. - 512 с.

3. Минко И.С., Степанова А.А. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. И.С. Минко.: СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.