Научная статья на тему 'Стратегии конфликтного речевого поведения (на материале новостного интернет-издания lenta.ru)'

Стратегии конфликтного речевого поведения (на материале новостного интернет-издания lenta.ru) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая конфронтация / речевой конфликт / стратегии речевого поведения / речевые тактики / verbal confrontation / verbal conflict / speech behavior strategies / speech tactics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Юлия Николаевна, Темина Лариса Викторовна

Статья посвящена описанию конфронтационной, нейтральной и кооперативной стратегий речевого поведения коммуникантов на примере форумов интернет-издания Lenta.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF CONFLICT VERBAL BEHAVIOR (ON THE MATERIAL OF THE NEW INTERNET-EDITION «LENTA.RU»)

The article is devoted to the description confrontational, neutral and cooperative strategies of speech behavior of communicants on an example of forums of the Internet-edition «Lenta.ru»

Текст научной работы на тему «Стратегии конфликтного речевого поведения (на материале новостного интернет-издания lenta.ru)»

УДК 81.11

Ю. Н. Ильина, Л. В. Темина

Yu. N. Ilyina, L. V. Temina

СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНОГО ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ LENTA.RU)

STRATEGIES OF CONFLICT VERBALBEHAVIOR (ON THE MATERIAL OF THE NEW INTERNET-EDITION «LENTA.RU»)

Статья посвящена описанию конфронтационной, нейтральной и кооперативной стратегий речевого поведения коммуникантов на примере форумов интернет-издания Lenta.ru.

Ключевые слова: речевая конфронтация, речевой конфликт, стратегии речевого поведения, речевые тактики.

The article is devoted to the description confrontational, neutral and cooperative strategies of speech behavior of communicants on an example of forums of the Internet-edition «Lenta.ru»

Keywords: verbal confrontation, verbal conflict, speech behavior strategies, speech tactics.

Интернет-пространство является широким общепризнанным полем проявления речевой конфронтации в современном мире. Исследователи интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются форумы, что имеет под собой как общекоммуникативные основания, так и причины, связанные со спецификой среды коммуникации. Так, на интернет-форумах теряют свое значение невербальные средства общения, а физическое отсутствие участников форума в акте коммуникации приводит к тому, что стирается ряд социокультурных и психологических барьеров общения.

Наиболее востребованными для проявления речевой конфронтации оказываются форумы новостных интернет-изданий, таких как Lenta.ru. Данное издание рассчитано на разные аудитории, имеет трафик из разных социальных сетей, в нем преобладают расследовательская журналистика, репортажи и интервью, что дает больше поводов к комментариям, обсуждениям, порождает речевую конфронтацию.

Материалы данного издания рубрицируются по нескольким десяткам взаимно пересекающихся тематических разделов, объединяются в сюжеты, выделяются в спецпроекты. Как показал анализ «Ленты.ру», наиболее заметными с точки зрения развертывания речевого конфликта являются форумы рубрик «Культура», «Спорт», «Россия». В них вовлечен широкий круг коммуникантов

34

разного социального и культурного уровня. Участники форумов демонстрируют друг другу свои мировоззренческие установки, доказывают правоту своих политических убеждений, критикуют привязанности и взгляды оппонентов. Новости, представленные в данных рубриках, вызывают больший интерес читателей, сильные эмоциональные всплески, находят широкий отклик, который часто переходит в речевой конфликт. На форумах других рубрик преобладает фатическое общение, конфликты возникают реже, так как их тематика не предполагает такого широкого спектра взаимодействия.

Наибольшее число комментариев, в том числе конфронтационного характера, вызвали темы, связанные с политической ситуацией, сложившейся между Россией и Украиной, с официальными заявлениями политиков, деятелей культуры и спорта, с поведением звёзд шоу-бизнеса.

Речевой конфликт зарождается и развивается в диалоге, поэтому он имеет двусторонний характер. Достижение целей коммуникантов в конфликте может обеспечиваться использованием разных стратегий речевого поведения. Материалы «Ленты.ру» дают примеры конфронтационной, нейтральной и кооперативной стратегий речевого поведения коммуникантов. Выбор стратегии речевого поведения осуществляется под влиянием психологической установки, которая включает когнитивные, мотивационные и моральные аспекты.

Каждая речевая стратегия характеризуется набором речевых тактик, реализация совокупности последовательности речевых тактик призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого общения [7, с. 6].

Конфронтационная стратегия поведения демонстрирует установку против партнера по коммуникации. Данная стратегия по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться собственных целей, не обращая внимания на интересы партнеров, участвующих в конфликте.

Рассмотрим комментарии к новости в рубрике «Россия» под названием «В Киеве пожаловались на грядущие убытки из-за строительства Крымского моста». Содержание новости следующее: Украина понесет значительные убытки из-за строительства моста через Керченский пролив. Между тремя читателями происходит обмен репликами:

Жанна Боржиа: «Статья рассчитана на лохов, что и подтверждают ты внизу! Как мост может повлиять, если он с экономикой этих районов никакей-шим образом не связан!»

Valentin Vygovski: « Убыток будет очень большой. Когда мост рухнет во время шторма и перекроет фарватер».

Жанна Боржиа отвечает Valentin Vygovski: «Убыток будет когда твой пердак разорвет, ха-ха».

Андрей Епифанов отвечает Valentin Vygovski: «Придурок, ты об антишторме в своей деревне слышал ?)».

Valentin Vygovski отвечает Андрею Епифанову: «Надоело слушать вас — хох-ломудаков» [2].

В данном примере стратегическая линия пользователей с никами Жанна Боржиа и Андрей Епифанов — агрессия. Она проявляется в тактике оскор-

35

бдения, которая находит свое вербальное воплощение в номинации читателей ( лох — жарт, ‘глупый человек, простак, наивный, доверчивый человек’ [6, с. 506] и обращении к оппоненту ( придурок — разг.-сниж. ‘придурковатый человек’ [6, с. 976] и указании места его проживания — в деревне, противопоставленной по степени образованности населения городу ( об антишторме в сво-

ей деревне слышал?). Выразители другого мнения, таким образом, представляются как глупые, недалекие люди.

Пользователь с ником Жанна Боржиа использует также тактику оскорбительного предположения: «Убыток будет когда твой пердак разорвет». Тактика оформлена временным придаточным предложением с союзом когда и глаголом будущего времени разорвет, объект действия обозначенного глаголом назван жаргонным оскорбительным, презрительным словом пердак, означающим низ человека, табуированный в культуре [5, с. 323].

Такое прямое оскорбление явилось конфликтогеном в обмене репликами пользователей с никами Жанна Боржиа и Андрей Епифанов и вызвало ответную реакцию — стратегию агрессии. Valentin Vygovski зеркально отвечает тактикой оскорбления и насмешки, используя для обозначение обоих собеседников сложное слово хохломудаки, состоящее из слов хохол (разг. ‘уничижительное название украинца ‘ [6, с. 1453] и мудак (груб, вульг. ‘глупый, бестолковый человек; ничтожество’ [6, с. 561]. Пользователь Valentin Vygovski ставит точку в конфликте, вербально обозначая свой выход из коммуникации ( слушать вас).

Еще одним примером стратегии конфронтации могут служить комментарии к другой новости в рубрике «Россия», которая связана с санкциями Европейского Союза в отношении России. В комментариях к новости читаем такой диалог.

Дачник весёлый: «Завтра, бог даст, поеду на дачу и под стопку другую под шашлык после баньки со свежим березовым веником я посмеюсь над этими санкциями:)».

Bob Kelso отвечает Дачнику весёлому: Не устал фанта-

зировать про еду? Смотри Дошираком не подавись».

Юра Панев отвечает Дачнику весёлому: «Смешно дураку, что ухо на боку» [ 10].

Собеседники демонстрируют отрицательно заряженное эмоциональное отношение друг к другу. Ответом на комментарий пользователя с ником Дачник ве -селый стало использование тактики ироничного обличения и совет. Фантазером оказывается человек, который ест дешевую еду — лапшу быстрого приготовления, при этом рассказывает, что ест шашлык. Совет-предупреждение оформлен синтаксической конструкцией с глаголом смотри не подавись.

Вторая реплика-реакция на высказывание пользователя Дачника веселого реализует тактику «горького» упрека: «Смешно дураку, что ухо на боку». Пользователь с ником Юра Панев выражает устойчивым выражением свое отношение к ситуации: бравада, по его мнению, в данном случае беспричинна и глупа [1, с. 93].

Нейтральная стратегия речевого поведения в конфликтной ситуации характеризуется наличием установки на игнорирование партнера по коммуникации, стремления избежать общения с человеком, потенциально способным причинить коммуникативное неудобство собеседнику.

36

Примером активно-нейтральной стратегии речевого конфликта могут послужить комментарии к новости в рубрике «Спорт» «Глава МОК рассказал о планах ввести антироссийские санкции за ОИ-2014». В новостном тексте говорится о том, что МОК (Международный олимпийский комитет) собирается ввести санкции против России за допинговые нарушения на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Среди комментариев к новости читаем следующие.

Сергей Кравцов: «Ивновь продолжается бой!.В смысле, необъявленная гибридная война, которую западЛые политиканы ведут против России... Соревнования прошли на высшем уровне, олимпиада в Сочи названа лучшей... И вот теперь через своих шестёрок в МОК ведут к тому, чтобы Россия была отстранена в очередной раз. Только вопрос тут возникает такой: а нам этот бедлам нужен?».

Lera Lera отвечает Сергею Кравцову: «Очередной поток сознания мнимого патриота. Бюджет этой олимпиады составляет триллиона рублей. Вы можете

подтвердить целевое использование этих денег? ....Вы понимаете, что проведение этой олимпиады и последствия в виде допинг скандалов привело к образованию дыр в бюджете, которые ликвидировали с помощью административного механизма, те за счёт граждан?».

Сергей Кравцов отвечает Lera Lera: «Сочинский комплекс очень удачно сочетает условия горнолыжного курорта с близостью к блоку морских курортов. Ему запустение и разрушение не светит».

Lera Lera отвечает Сергею Кравцову: «Вам самому не смешно? Вы уверены в целевом расходовании этих денег? Почему сметы были превышены в несколько раз?Вы понимаете, что они не выдерживают никакой критики?Бетон на золотом песке решили замесить? Вы осознаете, что это деньги налогоплательщиков?» [3].

Участники диалога не намерены принимать точки зрения друг друга, каждый реализует свою стратегию общения, определяя тему разговора, развивая ее.

Пользователь с ником Lera Lera использует аппелятивные вопросы, при этом не ждёт ответа другой стороны. Оба пользователя избегают грубых слов применительно друг к другу. Речевые портреты обменивающихся репликами отличаются. Lera Lera использует экономические и юридические профессионализмы ( целевое использование денег, образование дыр в бюджете, административный механизм и т. п.), образные выражения ( бетон на золотом песке).

Пользователь Сергей Кравцов, напротив, включает в речь слова разговорнопросторечные: политиканы, шестёрки, бедлам, светить и др., использует приемы языковой игры ( западЛые вместо западные, которое словообразовательно связывается с жаргонным словом западло ‘недостойно, стыдно’ [6, с. 336]) и прецедентные тексты {Ивновь продолжается бой!).

Вместе с тем оба пользователя избегают грубых слов применительно друг к другу. Участники диалога не намерены принимать точки зрения друг друга, каждый развивает свою позицию, не позволяя партнёру по коммуникации проявить инициативу и осуществить его коммуникативные намерения.

Кооперативная стратегия речевого поведения отличается установкой в общении на партнера по коммуникации. Один (или оба) из участников общения желает направить сложившуюся конфликтную ситуацию в благоприятное рус-

37

ло. Участники конфликта стремятся реализовать собственные интересы, но сделать это хотят кооперативным путем.

В пример можно привести комментарии к новости в рубрике «Культура» об участии официального представителя МИД Марии Захаровой в кинофестивале.

User #1860963: «Если Захарова главная героиня фестиваля, то о чем этот фестиваль ?»

Под Кандагаром было круче отвечает: «Почему, если человек умен, разносто-ронен, приятен в общении, да еще и талантлив, вызывает такое неприятие (если не сказать ненависть) и зависть у определенной части российского общества?»

User #1860963 отвечает Под Кандагаром: «Ипоёт, и пляшет, и песенки сочиняет... Прям как наша несравненная Женюлъка Васильева, которая сейчас в родной ЖЭК завхозом устроилась!» [11].

Ни один из оппонентов не отказывается от своих интересов и целей, но старается скорректировать свою стратегию с учетом целей и интересов партнера, идет на компромисс.

В диалоге между пользователями с никнеймами User #1860963 и Под Кандагаром было круче применена тактика смены темы. Чтобы не развивать речевой конфликт, но при этом не согласиться с позицией оппонента, User #1860963 в качестве объекта обсуждения предлагает другого человека, но с акцентом на сопоставлении людей, которых объединяет то, что оба занимаются не своим делом.

Таким образом, в форумах рубрик «Культура», «Спорт», «Россия» можно отметить разные стратегии речевого поведения в конфликтной ситуации: установка против партнера по коммуникации, установка на игнорирование партнера и установка на партнера по коммуникации. Каждая из них получает вербальное воплощение в сложившихся в языковой системе средствах выражения разных уровней языка.

* *

*

1. Белянин В. П., Бутенко И. А. Живая речь: словарь разговорных выражений. М.: Паймс, 1994. 192 с.

2. В Киеве пожаловались... // Лента.ру: эл. период, издание. URL: https://lenta.ru/ comments/news/2017/06/21/most/.

3. Глава МОК рассказал... // Лента.ру: эл. период, издание. URL: https://lenta.ru/ news//comments/2017/06/22/bach/

4. Гулакова И. И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения: автореф. дис.... канд. филол. наук. Орёл, 2004.

5. Елистратов В. С. Словарь русского арго (материалы 1980— 1990-х гг.): справочное издание. М.: Русские словари, 2000. 694 с.

6. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

7. Сковородников А. Л. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика-Лингвистика: сб. статей. Смоленск: СГПУ, 2004. Вып. 5. С. 5-11.

38

8. Третьякова В. С. Конфликт глазами лингвиста // Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000. С. 127—140.

9. Третьякова В. С. Конфликт как феномен языка и речи // Проблемы образования, науки и культуры: Известия Уральского гос. ун-та. Екатеринбург, 2003. С. 143—152.

10. URL:https://lenta.ru/news/comments/2017/06/23/slutsky/)

11. URL:https://lenta.ru/news/2017/06/22/zakharova/)

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.