Т. Ю. ЖУКОВА
Татьяна Юрьевна Жукова — аспирантка кафедры международного менеджмента СПбГУЭФ.
В 2005 г. окончила бакалавриат, в 2007 г. — магистратуру СПбГУЭФ.
Автор 8 публикаций, в том числе 1 монографии (в соавторстве). Область научной специализации — международная инвестиционная деятельность, международные валютно-финансовые отношения, банки
и банковские системы, стратегический менеджмент. ^ ^ ^
РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СТРУКТУР В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ*
С середины 1990-х годов усиление глобализации и финансовой интеграции привело к ряду важнейших изменений в банковском секторе многих развивающихся стран. Произошло быстрое расширение присутствия интернациональных финансовых структур, особенно в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (рис. 1, 2)
РИС. 1. Участие иностранного капитала в банковских системах стран ЦВЕ на конец 2005 г., % в совокупных активах.
РИС. 2. Активы международных банковских групп в ЦВЕ в 2005 г., млрд евро.
[1, 2006; 2]. Контролируемая нерезидентами доля совокупных банковских активов стран ЦВЕ по состоянию на конец 2005 г. составила более 75 % (без учета России и Украины) [2]. Интерес к банкам стран ЦВЕ обусловлен перспективами их дальнейшего развития и получения повышенной нормы прибыли, поскольку эти рынки достаточно емкие, с высокой степенью доходности, в то время как банковская инфраструктура мало развита. На фоне ситуации на собственных перенасыщенных рынках банков-инвесторов перспективы более высоких темпов развития и доходности на рынках стран ЦВЕ выглядят особенно привлекательными.
Экспансия иностранной кредитной организации на новый банковский рынок может быть реализована с помощью двух основных стратегий. Первая заключается в основании подразделений на территории страны
ГРНТИ 06.51.02 © Т. Ю. Жукова, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, доцента А. И. Погорлецкого.
за счет собственных ресурсов (так называемых greenfield) и соответствует концепции «органичного развития» (organic growth) кредитной организации. Вторая стратегия состоит в покупке (acquisition) местного банка или бизнеса конкурента и отвечает концепции быстрого роста и захвата доли на рынке [3].
Для сравнения основных рыночных стратегий международных банковских групп в ЦВЕ были выделены 4 различных стратегических подхода в зависимости от размера рыночной доли и количества рынков, на которых представлена банковская группа (рис. 3).
А < +
к Стратегия Стратегия
1 пг фокусирования проникновения
га X
О
I а п:
К X ? о. О
Нишевая стратегия 1 Стратегия
присутствия
- Количество занимаемых лынков
РИС. 3. Стратегические подходы международных банковских групп.
Нишевая стратегия. Банковские группы, представленные на немногих рынках ЦВЕ и имеющие незначительную рыночную долю на этих рынках, используют нишевую стратегию проникновения в ЦВЕ. Эти группы имеют сомнения относительно позитивного развития бизнеса в будущем, поэтому стремятся ограничить риски своего бизнеса в ЦВЕ, фокусируясь на ограниченном числе выбранных рынков и контролируя на них небольшие по размеру подконтрольные банки. По состоянию на конец 2004 г. практически 80 % банковских групп выбрали данный подход для выхода на рынки ЦВЕ [4]. Для них решение о выходе на эти рынки было скорее
случайным, ввиду появившейся возможности приобрести локальный банк на выгодных условиях, нежели сознательно сгенерированным.
Стратегия фокусирования. В соответствии с этим подходом банковские группы также представлены на немногих рынках, однако имеют на них гораздо более значительную рыночную долю. Эти группы больше сфокусированы на рынках и усилении своих позиций, чем игроки, придерживающиеся нишевой стратегии. Основное преимущество данного подхода состоит в возможности получения прибыли от эффекта масштаба/рыночной доли.
Стратегия присутствия. Данная стратегия представляет собой совершенно иной подход — с целью диверсификации рисков банковской группы присутствие на большом количестве рынков с относительно небольшими по размеру подконтрольными банками и филиалами. Стратегия присутствия позволяет меньше зависеть от экономической конъюнктуры на каждом конкретном рынке и в случае экономического спада на конкретном рынке нивелировать потери благодаря извлечению прибыли на других рынках ЦВЕ и в соответствии с общей положительной динамикой прибыльности региона. Рисунок 4 [там же] иллюстрирует описанные выше подходы. Если сравнивать успешность деятельности групп, то становится очевидным следующее: среднее значение доходности капитала (RoE) для банковских групп, применяющих стратегию присутствия и стратегию фокусирования, заметно превышает значение RoE игроков, которые концентрируются на нескольких рынках ЦВЕ и контролируют на них небольшие банки.
РИС. 4. Прибыльность различных стратегических подходов. Данные приводятся по состоянию на конец 2004 г.
Стратегия проникновения. Данная стратегия сочетает в себе преимущества стратегии присутствия и стратегии фокусирования. До конца 2005 г. ни одной банковской группе не удалось достичь квадранта, соответствующего данной оптимальной стратегии. Однако желание увеличить прибыльность бизнеса заставляло банковские группы делать конечной стратегической целью его достижение.
Принимая во внимание результаты анализа прибыльности различных стратегических подходов, можно предположить, что предпочтительным будет выбор в пользу следующего способа — начать с фокусирования на нескольких рынках, а затем осуществлять крупные приобретения. С другой стороны, если учесть преимущества стратегии присутствия, то для банковской группы, которая нацелена на корпоративное и инвестиционное направления, более выгодным будет присутствие на как можно большем количестве рынков. Кроме того, игроки, имеющие опыт присутствия на рынках нескольких различных стран ЦВЕ, имеют больше представлений о вхождении на различные рынки ЦВЕ и могут использовать полученный опыт при проникновении на новые рынки региона. Однако перед игроками, выбравшими на начальном этапе стратегию присутствия, может возникнуть серьезная проблема, связанная с высококонцентрированной структурой банковского рынка ЦВЕ, где большая часть всех банковских активов сосредоточена у нескольких крупных игроков. Как бы то ни было, но увеличить рыночную долю меньшему по размеру банку весьма сложно.
В период с декабря 2004 г. по февраль 2007 г. некоторым банковским группам посредством ряда стратегических шагов, в основном за счет приобретения локальных банков или слияния с другими банковскими группами, удалось сдвинуться по направлению к квадранту матрицы, соответствующему стратегии проникновения. Схематично стратегические шаги ключевых игроков представлены на рис. 5 [5].
Среди игроков, придерживающихся стратегии фокусирования, серьезные попытки увеличения количества рынков присутствия предприняли австрийская банковская группа Erste Bank, венгерская OTP и итальянский банк Banca Intesa. Итальянская банковская группа Unicredit использовала совершенно иной подход: вместо приобретения какого-либо банка из числа местных на задействованных рынках ЦВЕ, в 2005 г. она приобрела немецко-австрийскую банковскую группу HypoVereinsbank/Bank Austria-group, обладающую большим количеством подконтрольных банков в регионе ЦВЕ. Такой ход позволил Unicredit
X
л
п
Í? L4J
m еэ ^
к =г tí к о st
Щ'
■ U 11 II
с;
5;
=£
U
27,5% 25,0* 22.5% 20.0% 17.5% 15.0% 12.5% 10.0% 7,5% , 5,0% 3.5% 0,0%
SmdHiii
Avwaeif ROC 25.№й
МЙ5
OTP 200i & .. initio гдал
20Ö5
Aídffit
Crate Banh
A
OTP
ш
ROE 23,5*
IUU/HVB
PI 3Í*№
Нишсооя стратегия Разное «ex активов
4 5 6 7 8 9 10 11 Количество зиннпоецых рынков ctdoh UG[ сreareгид пбчспгсгпнн etьэгегия Фокусксоилния
12
13
14
15
СИЛИСГИЙ пион^киоеепчй
РИС.. 5. Анализ стратегических шагов некоторых ключевых игроков (2004 г. — февраль 2007 г..)*.
* Структура собственности и рыночные доли рассчитаны на основе данных за 2004 и 2005 гг. соответственно. В связи с увеличением количества стран ЦВЕ, включенных в периметр анализа ЕБЫЛ, и ввиду обновленной статистической информации, рис. 5 лишь отчасти может быть сопоставим с рис. 4, приведенным выше и базирующимся на данных исследования ЕБМЛ [4].
стать первой банковской группой, которая выходит на рынки ЦВЕ c использованием стратегии проникновения. Новый банковский гигант стал способен продуцировать прибыли, гораздо более значительные, чем в ситуации, когда банковские группы действовали бы по отдельности. В 2006 г. произошло слияние итальянских банков Banca Intesa и Sanpaolo IMI ввиду усилившейся конкуренции в секторе после увеличения активности M&A среди европейских банков.
Стоит отметить, что исследований, посвященных проблеме выбора способа выхода иностранного банка на новый рынок, крайне мало. Между тем выбор адекватного способа проникновения определяет успешность бизнеса на новом рынке. Интересными представляются результаты анализа успешности стратегий выхода на рынок. Рис. 6 [там же] демонстрирует наличие различий в прибыльности банков в зависимости от выбранного способа проникновения. Так, доход от инвестиций в структуру «с нуля» значительно выше дохода от приобретенной структуры только в три первых года после выхода на рынок. По прошествии времени данное преимущество начинает постепенно утрачиваться и после 5 лет функционирования на рынке становится несущественным.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что приобретение будет предпочтительнее в долгосрочном плане, поскольку его прибыльность становится сравнимой с прибыльностью greenfieid, но помимо этого покупатель приобретает гораздо более значительную рыночную долю.
Другими ключевыми факторами успешности банка являются его размер и занимаемая им рыночная доля. Анализ банков стран ЦВЕ выявил существенную корреляцию (свыше 97 %) между размером банка (размером всех его активов) и его доходностью (RoE до налогообложения), а также между размером занимаемой рыночной доли и доходностью [там же]. Если рассмотреть 4 кластера банков, различающихся размером рыночной доли, становится очевидным наличие четкой границы между ними, проходящей на
уровне [там же].
5 %
(рис. 7,
8)
26 .а %
а 7,7 %
™ ф
1 £ ag
ее
РИС. 6. Зависимость доходности банков, контролируемых иностранными банковскими группами, от выбранного способа проникновения на рынок ЦВЕ.
РИС. 7. Зависимость прибыльности банков ЦВЕ от их размеров.
свыше 1-0 %
РИС. 8. Зависимость прибыльности банков ЦВЕ от размеров занимаемой рыночной доли.
Эти результаты могут оказать существенное влияние на стратегии финансовых институтов в странах ЦВЕ, поскольку очевидной целью банковских групп на конкретном рынке может стать достижение рыночной доли свыше 5 %. Тем не менее это не означает, что небольшие по размеру банки не имеют возможности достижения высокой доходности. Высокая доходность может быть достигнута в инновационных направлениях банковского бизнеса (например, в потребительском кредитовании, автокредитовании и т. п.). Данное замечание не противоречит сделанным ранее выводам, поскольку на своем специфичном рынке эти банки могут обладать крупными рыночными долями. Следовательно, для того чтобы быть успешным, банку необязательно обладать большой рыночной долей на всем рынке страны, необходимо быть крупным игроком на рынке фокусирования. Для тех же игроков, которые позиционируют себя как универсальные банки с широким спектром продуктов и услуг, достижение высокой прибыльности будет сопряжено с проблемами завоевания значительной доли рынка.
Поскольку банковские рынки в большинстве стран ЦВЕ в значительной степени приватизированы и в настоящее время предоставляют мало возможностей для крупных приобретений, внимание интернациональных финансовых структур все больше устремляется к тем рынкам, на которых процесс
интернационализации и консолидации еще не перешел в развитую стадию и которые способны генерировать более мощные доходы. В частности, российский рынок стал рассматриваться как один из приоритетных рынков в контексте развития международного направления бизнеса для многих западных банковских структур, имеющих на вооружении долгосрочные стратегии действий в этом регионе.
В настоящее время, в разгар мирового финансового кризиса, финансовые структуры вынуждены корректировать свои планы развития. Вместе с тем обладающие достаточными ресурсами иностранные игроки в условиях кризиса смогут воспользоваться возможностью приобретения подешевевших активов на интересующих их рынках и тем самым укрепить свои позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1.. RZB Group. CEE Banking Sector Report, 2006; 2007.
2.. Unicredit-NE Research Network. Banking in CEE and the Role of International Players, 2006.
3.. De Haas R., van Lelyveld I. Foreign Banks and Credit Stability in Central and Eastern Europe // DNB Staff Reports. 2003. N 109. P. 1-4.
4. EFMA. Central and Eastern European Banking Study. Key factors for success of banks in Central and Eastern Europe, 2006. 5.. EFMA. Central and Eastern European Banking Study, 2007.