Стратегии и способы достижения активного долголетия в условиях экономических
санкций
Strategies and ways to achieve active longevity under economic sanctions
Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 330
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10642
Исследования проведены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ 18-010-00672А «Разработка и обоснование стратегий активного долголетия в РФ») Бурцева Татьяна Александровна, д.э.н., доцент, профессор кафедры статистики, МИРЭА — Российский Технологический Университет
Сидоров Андрей Алексеевич, МИРЭА — Российский Технологический Университет
Шапетько Леонид Алексеевич, МИРЭА — Российский Технологический Университет Burtseva Tatiana Aleksandrovna Sidorov Andrei Alekseevich Shapetko Leonid Alekseevich Аннотация. Авторами проведено исследование проблем достижения активного долголетия в условиях экономических санкций. В результате обоснована актуальность исследования для исполнения стратегических задач России, выявлена наиболее привлекательная стратегия регионального развития в сфере активного долголетия. Представлен обзор лучших способов реализации активного долголетия и предложены рекомендации.
Summary. The authors conducted a study of the problems of achieving active longevity in the context of economic sanctions. As a result, the relevance of the study to fulfill the strategic objectives of Russia is substantiated, the most attractive regional development strategy in the
field of active longevity is identified. A review of the best ways to implement active longevity is presented and recommendations are made.
Ключевые слова: активное долголетие, способы достижения активного долголетия, санкции, старение населения.
Keywords: active longevity, ways of achieve active longevity, sanctions, population aging. 1. Обоснование проблемы исследования
Старение населения является мировой проблемой охватывающей экономики с совокупностью долей 78% мирового ВВП по подсчетам аналитиков Morgan Stanley. К 2100 году по прогнозам ООН население мира сохранит устойчивую тенденцию роста и достигнет рекордной отметки в 11,2 млрд. человек [1], более чем четверть из которых — люди в возрасте 60 лет и старше [2]. В 2018 году впервые в истории численность населения в возрасте 65 лет превысила численность населения в возрасте до 5 лет [3] и уже сейчас статус «возрастная страна» носят не только развитые страны Европы, но и многие другие страны — США, Китай, Канада, Индия, ЮАР, Мексика, Аргентина, Индонезия и, в том числе, Россия. Из-за этого мировой рост трудоспособного населения замедляется: в 2016 г. - 1% против 1,6% в среднем ежегодно за предыдущие 20 лет. Данный фактор приводит к росту демографической нагрузки (числа пенсионеров и детей по отношению к работающему населению) и старению самой рабочей силы. Доля работников 55-64 лет в мире с текущих 13% возрастет за следующее 10-летие до 15% против стабильных 10% в предыдущие пять десятков лет [4, c. 3]. Мировой опыт подтверждает, что пожилые люди в странах с высоким уровнем дохода находятся в поисках новых альтернатив традиционным жизненным этапам. К примеру, по данным исследований в Соединенных Штатах, было выявлено, что большинство людей, приближающихся к традиционному пенсионному возрасту, на самом деле не желают выходить на пенсию [5].
Из представленного выше списка «возрастных стран» России приходится решать сразу две неразрывно связанных между собой проблемы, а именно: старение населения и санкции, причем последние не только со стороны стран запада. По оценкам экономистов потери России от санкций хоть и составили 800 млрд. руб., но не были единственной движущей силой кризиса в стране [6, с.7]. То есть введенные западом санкции еще больше усугубили и без того кризисную ситуацию в стране.
По данным Росстата, представленным на рисунке (рис.1), в России продолжают трудиться 14,7% женщин и 5,2% мужчин пенсионеров. [7, 119]
С ТРУКТУРА занятых по возрастным группам £мрю умен г ву д ее эиоур®
|п првц-знтщ ■ и гогу ■ ргчс^гГ о.г
СредоиН в[>:рлст
кеч £ ЛГСГР? -т '5-13 №14 35-29 30-М 35-и 4144 45-« £5-59 ыуп пет дде-с^ япрьуеа ум«
Вспгп / тыы
2 ООО Ш 2 Б 9.6 121 П.5 ил И.Е 14 1 »0 44 4,0 392
ТОО 1.0 ».4 12.9 ИД 13. Т 1Э.0 9.3 4.2 40.0
100 0« 7.0 1Э.4 13.« >2,2 11.4 11.0 а.з 4,1 40 е
201е 100 0« 54 14.5 14,5 13,2 12,5 11,2 12.7 Э4 3,1 407
гит 100 0.! О.Т ил 14.6 13.« 127 11.4 12.1 ».в 4.1 40.0
Мужчины Май
2 ООО 100 5 9 10,2 12 7 *1.1 14, Г 14,0 112 9.2 4,0 4,2 385
¿010 100 1,3 ад 14.0 13.2 12,3 >1.0 12 9 11 * 8.1 4.2 39.0
гон 100 от 7.Т 11,1 14.4 12,« >1.? ЮТ 11 » 4.» 40 0
2516 ЮО 01 71 15.5 14.8 13.« 12,0 10,5 11.7 9.7 4,0 492
¿01 т 100 0.« 11.4 14.2 13,4 12,1 ЮТ 11.1 ю о 4.2 40.3
Женщины ^ияаЛ
2 ООО ш 5 2 а 5 11 4 1>,3 15,3 15,2 10,4 1,7 4 В ЗЭ.5
¿010 ТОО о.т и 12.7 12.6 12, Т >1.9 14. Т 14.1 7.0 4.2 40.6
¿01$ то 6,3 13.4 13.2 13,2 >2,7 12.2 14.2 ».0 4,1 412
2016 Ш 04 5.Т 11.4 13.6 13,3 13, > 12 0 13.В 9 1 4,4 412
¿01? 100 0.4 И 11.4 13.9 13. Т 13.4 12.2 11.2 812 4.1 41 Э
Рис.1 СТРУКТУРА 1Ш7ГЫХПО ЕОЗРЛСШЫМГРПЖШС? процентах г; ¡7. 119]
Исходя из этого изменение границ пенсионного возраста в России изменит картину, это приведет к смене стратегий, потребует внедрения новых типов старения. По мнению американских психологов, выделяются следующие пять индивидуальных типов старения:
- Регрессия. Пожилой человек возвращается к прошлой форме поведения.
- Бегство. Пенсионер меняет место жительства, чтобы избежать необходимости решать проблемы.
- Изоляция. Пожилой человек становится пассивным, не участвует в жизни общества.
- Эгоистичный. Престарелый человек стремится привлечь к себе внимание окружающих.
- Активная старость. Пенсионер стремится участвовать в общественной жизни, решает проблемы со здоровьем, наличием недомоганий.
Изменение ситуации в России потребует от общества и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов реализации пятого типа старения. Данный тип старения определяется необходимостью реализации концепции здоровой старости, основной целью которой является поддержание функциональной способности, обеспечивающей благополучие в пожилом возрасте.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под активным старением понимается, прежде всего, процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью улучшения качества его жизни в ходе старения.
Стратегия, направленная на реализацию концепции здоровой старости — это стратегия активного долголетия. Она является общемировым стандартом, установленным ВОЗ.
Ведущая группа иностранных ученых Университета Вашингтона, медицинский журнал Lancet, опираясь на данных=е с 1990 по 2017 год, в 2019 году установила мировой средний возраст старения, к которому накапливались несколько «старческих» болезней. Он составил в среднем 65 лет. Наступает у жителей разных стран в разное время:
- в Японии и Швейцарии в среднем в 76 лет,
- в Центрально-Африканской Республике - в 53 года,
- в Афганистане - в 51 год, а в Папуа - Новой Гвинее - вообще в 45 лет.
Россию ученые отнесли к числу стран, население которых стареет быстрее, чем в среднем в мире: уже к 59 годам у россиян обычно накапливается характерный для преклонного возраста набор болезней. [8, с. е164]. Графическое изображения рейтинга остальных стран представлено на рисунке (рис.2).
Country ranking
Рис.2 Рейтинг cmpai по свед-ле.'ф возрасту нсхоктечая ^старческих болезней^ ;"5. с. el64]
Отечественные ученые еще раньше делали подобные выводы. В 2017 году Анатолий Вишневский, директор Института демографии НИУ «Высшая школа экономики», писал: «Хронологическое старение идет везде, но получается, что наших 60-летних надо сравнивать не с 60-летними итальянцами или японцами, а с 70-летними. Доля населения старше 60 лет в России - 20%, а в Японии доля населения старше 70 лет - 18%. Если у нас люди достигают порога старения раньше, чем в других странах, то раньше возникают и все те сложности, с которыми пожилое население обращается к социальным системам:
Московский экономический журнал №9 2020
лечение, обслуживание и т.д.». Исходя из вышеизложенного, реализация концепции здоровой старости для России крайне актуальна.
Исследования также находят свою актуальность в стратегических задачах России. Президент России в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставил цель к 2030 г. повысить ожидаемую продолжительность жизни населения России до уровня развитых стран. [9]
Исходя из рейтинга качества жизни, предоставляемого ООН за период с 1990 по 2017 годы, Россия входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития, которую составляют 59 государств, и находится на 49 позиции [10, с.26](рис.3)
Мипиг
■ 11% Н»МОМ) 1 щ*тптп утлп шИ м •алгмпо( В|ч< пмшпав псам
Ляг* * СашШу яК1|Х11М11 я МП» ||Ч о*«* С.чи от- саи I «•»
(Ж) Ю> 4 1 ООО 4 4 Я>О • 5
41 1«1У4
41 РолидЫ
43 ВаНох
44 СМ*
45
46 СгОМи
47 Аг9«п1па 4« Опил
4«
50 ишпдп •>9 4110 МЫ 1М«Моо
0*47 0*47 0*4«
0*43 ОМ*
0 831 0 025 0(21
0016
15 0 «1 100
25 3»3
15 5
120
24233
Ргтпыг N411
Рис.3 Ньжак Ое\ е!ортек 1ткх 1990-Ш7[Ю. с.26]
Однако, учитывая достаточно высокое положение в выше представленном рейтинге уровня человеческого развития Российская Федерация по данным Всемирного Банка, представленным на рисунке (рис.4) еще далеко до уровня развитых стран (клуб 80+), хотя и заметна тенденция к улучшению за последние 15 лет.
Анализ данных, представленных в таблице ожидаемой продолжительности жизни в регионах России за 2018 год (таблица 1) показывает, что лишь 1 регион - Республика Ингушетия в состоянии войти в клуб 80+.
Согласно уточненному демографическому прогнозу Росстата от 28 декабря 2019 года расчет численности населения осуществляется в 3-х вариантах- низкий, средний и высокий прогнозы- базирующиеся на основе различных гипотез касательно будущих тенденций миграции, рождаемости и смертности. В высоком варианте прогноза ожидаемая продолжительность жизни возрастет с 73,53 лет в 2019 году до 81,66 лет в 2035 году, при снижении разницы в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами до 6,4 лет. (78,26 и 84,66 лет у мужчин и женщин, соответственно). В среднем
варианте прогноза ожидаемая продолжительности жизни возрастет с 73,42 лет в 2019 году до 79,1 лет в 2035 году, при разнице в продолжительности жизни в 7,5 лет (75,18 и 82,69 лет у мужчин и женщин, соответственно). В низком варианте прогноза ожидаемая продолжительность жизни вырастет с 73,31 лет в 2019 году до 75,40 лет к концу 2035 года, с разницей в 8,4 летней продолжительности жизни (71,12 и 79,51 лет мужчин и женщин, соответственно) [11]. Исходя из представленных данных видно, что поставленная стратегическая цель по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году не может быть в полной мере быть выполненной даже в высоком варианте прогноза без каких-либо изменений. Причины этого в следующем:
- на среднюю продолжительность жизни в России оказывают влияние географические факторы — в первой десятке (табл.1) регионы, имеющие хорошую экологическую обстановку — Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика., Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика;
- одной из особенностей достижения долголетия в России является отсутствие традиций установки на долгую жизнь и систематического контроля своего здоровья.
В подтверждение сказанного выше, на рисунке (рис.5) представлена доля населения в возрасте 65-74 лет и в возрасте 75 лет и старше с ограничениями, связанными с выполнением одного или нескольких основных видов повседневной деятельности (ВПД), по странам [5]. Как видно из рисунка, в России максимальная доля населения в возрасте 65-74 лет и в возрасте 75 лет и старше с ограничениями, связанными с выполнением одного или нескольких основных видов повседневной деятельности среди стран мира.
а 1С л зо « я а то м и Лрдог
ОД! I-1 *ИЛ1
у« ;—| а?5м!
Рис.5Доля населения в возраст 65-74лет 1 г ¡оз^асш 75 зш истарш с ограктяпижш, сзтанкшм с яыгактвишмодного и.шлвсшшк1а
эснагьък гтседр.егьой деятельности (ВПЛ:. во странна [5]
Согласно распоряжению правительства Российской Федерации №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» хронической патологией страдают около 80 процентов лиц старшего поколения. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре — пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше превышают стоимость лечения 16 — 64-летних в 7 раз. [12, с.7]
Можно предположить, что экономические санкции стали фактором данного процесса. Однако по результатам опросов Фонда общественного мнения россияне считают, что нет (рис.6). [13]
Как вы думате, если страны Запада отменят санкции против России, это повлияет или не повлияет на экономику нашей страны? И если повлияет, то отмена санкций принесёт экономике России больше пользы или больше вреда?
О Параметры опроса ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Не повлияет 1НВ Больше пользы 1Н1 Больше вреда Затрудняюсь ответить
22 апреля 2018
21 ЩШ^^Ш
45 Н
12
■■I
14 июля 2019
«1
I 13 ■
НЁ
0 25 50 75 100
Рис.6 [13]
Как уже было отмечено данные санкции носят двусторонний характер учитывая фактор, что западные санкции лишь усугубили и без того кризисное положение вызвав подорожание товаров на фоне обесценивания национальной валюты, могли на первый взгляд быть не заметны опрошенным. Однако ответные санкции в виде продовольственного эмбарго 2014 года нанесли гораздо больший ущерб непосредственно населению. От введения эмбарго цены на продукты питания меньше не стали, наряду с этим появилась практика замещения натуральных продуктов суррогатами, что безусловно крайне негативно сказывается на здоровье в особенности пожилого населения страны. По результатам опросов Фонда общественного мнения, представленным на рисунке (рис.7),
все больше респондентов сомневаются в правильности такого рода ответных мерах. Фактор негативного влияния употребления продуктов питания с замещение натуральных продуктов суррогатами в период продуктового эмбарго требует дополнительного исследования.
Как вы думаете, решение российских властей запретить ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии было правильным или неправильным?
О Параметры опроса ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Население з целом Динамика Возраст Тип населенного пункта
— Правильным —Неправильным —латт зюсь отв>: ьлъ
10«
50
0 16 августа 2015 20иарта201б 14 июля 2019
Рис.7 [13]
Стоит также отметить, что в условиях экономических санкций средства на социальные программы и проекты являются весьма ограниченными.
Можно предположить, что реформирование системы здравоохранения и сокращение численности врачей стало причиной раннего старения населения РФ. По данным Всемирного Банка на 1000 человек населения в России приходится всего 4 врача. (рис.8). Что снизило результативность работы и лечения населения.
Однако, как представлено на рисунке (рис.9) тенденция роста для всех стран и России в целом по одному из важнейших индикаторов.
Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования также базируется на проблемах связанных с исполнением стратегических целей государства, учитывая санкционную составляющую. Так как помимо внутренних проблем страны добавляются внешние такие как введенные антироссийские санкции, и более того контрсанкции, которые также оказывают огромное влияние на благополучение населения страны. 2. Результаты исследования и выводы По результатам исследования:
1. Старость и «Возраст» не являются синонимами, так в разных государствах старость наступает в разных возрастных категориях и где-то человек в 45 лет уже обладает несколькими «старческими» болезнями, а где-то только в 76 лет. Многие люди, приближающиеся к традиционному пенсионному возрасту, рассматривают возможность не выходить на пенсию.
2. Выявлено, что население России старее населения многих развитых стран потому, что старость здесь наступает раньше, а не потому, что дольше живет.
3. Явно обозначено, что проблема старения населения требует комплексных стратегических и системных ответных мер со стороны общества.
4. Установлено, что в России, как и в развитых станах, здоровье пожилых людей не соответствует росту продолжительности жизни. [5]
5. Выявлено также, что наряду с развитыми странами в РФ действующие системы здравоохранения недостаточно ориентированы на оказание той помощи, которая требуется пожилым людям, даже в странах с высоким уровнем дохода, а модели обеспечения долгосрочной помощи являются недостаточными и нестабильными, а физические и социальные условия сопряжены с достаточным количеством барьеров и сдерживающих факторов, препятствующих как поддержанию и сохранению здоровья, так и активному участию в жизни общества пожилых людей. [5]
6. Установлено, что введенные западом санкции лишь усугубили и без того предкризисную ситуацию в стране, также особое внимание было уделено и ответным санкция, популярность у населения, которых также начала спадать, так как они также, как и санкции извне негативно влияют на благополучие и здоровье граждан, и само наличие санкций серьезно задерживает реализацию пятого типа старения.
7. Показана невозможность исполнения стратегических документов касательно увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году даже в высоком варианте прогноза, предоставленного Росстатом, если не предпринять мер, направленных на улучшение ситуации.
На данный момент многие регионы Российской Федерации осуществляют несколько основных стратегий государственного управления в сфере активного долголетия:
- стратегию активного участия,
- децентрализованного регулирования,
- смешанную стратегию.
Суть стратегии активного участия заключается в финансировании и создании различных форм активного долголетия для граждан 3 поколения: баз отдыха, туристических центров, кружков, спортивных клубов, соревнований и т.д.
Стратегия децентрализованного регулирования предполагает, что регион не формирует собственную программу активного долголетия, а главную роль в программах активного долголетия предоставляется общественным организациям, фондам, частным специализированным учрежденим, роль государства — создать им необходимые правовые, экономические и иные условия и осуществлять ключевые мероприятия повышения качества жизни пожилого населения с помощью ведомственных министерств (здравоохранения, труда и социальной защиты, спорта и туризма и т.п.).
Смешанная стратегия, в свою очередь, используется в регионах, правительство которых заинтересовано в использовании потенциала и возможностей людей престарелого возраста. По отношению к государственным организациям региональное правительство использует стратегию активного вмешательства, к прочим — стратегию децентрализованного регулирования (это характерно, например, для Свердловской области).
Авторами исследования, исходя из отечественного опыта, также представлен обзор лучших способов реализации активного долголетия:
- В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре с 2012 года активно используется технология семейного ухода за пенсионерами «Приемная семья для пожилого гражданина», которая предусматривает совместное проживание и ведение хозяйства одиноких граждан старшего поколения, которые не могут по состоянию здоровья выполнять повседневные задачи, и их помощников, назначаемых государством.
- В Хабаровском крае реализуется проект «Соседская помощь». Он направлен на максимально возможное продление пребывания граждан в домашних условиях и поддержание их социального, психологического и физического состояния на достойном уровне.
- В СМИ областного и муниципального уровней в 2018 году было организовано 265 радиоэфиров, 414 телевизионных передач, 910 публикаций в периодических печатных изданиях, 615 материалов было размещено в сети Интернет.
- В качестве групповой и индивидуальной профилактики в Московской области организованы и успешно функционируют 28 Центров здоровья для взрослого населения.
- В Нижегородской области в соответствии с законом «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» правом пользования на безвозмездной основе спортивными
сооружениями, находящимися в государственной собственности, обладают неработающие пенсионеры, по возрасту зачисленные в оздоровительные группы при данных учреждениях.
- В городе Москве уже несколько лет в целях улучшения качества жизни пенсионеров реализуется программа «Московское долголетие». Все желающие пенсионеры могут записаться на спортивные секции по интересам различного направления: общая физическая подготовка, занятия на спортивных тренажерах, плавание, танцы, скандинавская ходьба, шашки и шахматы.
- В Ивановской области реализуется проект «Одиссея путешествий», где пожилые граждане обучаются в Школах социальных экскурсоводов. Они овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками социального туроператора и социального экскурсовода на основе принципа добровольчества.
- В Орловской области получили распространение и показали свою эффективность специализированные ярмарки вакансий по пенсионеров.
- В Хабаровском крае активно функционирует проект «Университет третьего возраста», в рамках которого ежемесячно проводятся занятия на различных факультетах, таких как «Школа здоровья», «Храм души», «Прикладное творчество», «Виртуальный туризм», «Школа безопасности», «Школа психологической грамотности», «Музыкотерапия», «Синема-терапия».
- В регионах реализуются мероприятия по повышению доступности медицинской помощи, обеспечению граждан старшего поколения диспансеризацией и профилактическими осмотрами, включая граждан, проживающих в сельских территориях.
- В Калужской области для оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, широко используются имеющиеся при поликлиниках дневные стационары. Кроме этого, для маломобильных граждан старшего поколения в Калужской области организована доставка лекарств на дом медицинской и патронажной службой, а также социальными работниками. За 2018 год 9801 человек из числа граждан старшего поколения и инвалидов воспользовались данной услугой.
- Также отдельно стоит отметить 30 — летний опыт работы клуба любителей бега «Пульс» в г. Калуге, Калужская область. Данный клуб проводит мероприятие «Олимпиада третьего возраста», участвуют в которой пенсионеры из команд городских советов ветеранов городов Калужской области. Также на некоторых предприятиях Калужской области были созданы группы оздоровительной направленности, в которых опытные инструкторы по спорту занимаются с пенсионерами.
- В Тверской области действует ряд туристских маршрутов и экскурсий для туристов старшей возрастной категории: лечебно-оздоровительные маршруты с экскурсионно-развлекательной программой.
Достижение активного долголетия в России:
2. обеспечит людям пенсионного возраста достойный уровень трудовой занятости;
3. создаст условия и возможности пожилым людям для участия без препятствий в волонтерской деятельности;
4. создаст современные формы интенсификации социальных контактов пожилых людей с окружающим миром: только 40% людей старше 55 лет встречаются несколько раз в неделю с родственниками, друзьями, или коллегами.
5. сделает доступной и бесплатной высококвалифицированную медицинскую помощь пожилым людям
3. Рекомендации
По рекомендациям ВОЗ — необходимо отказаться от устаревших представлений о старении и основательно пересмотреть и переосмыслить современное понимание старения и здоровья, а также способствовать разработке преобразующих подходов, которые не должны носить директивный характер, а должны укреплять способность пожилых людей к достижению успеха в постоянно меняющихся условиях, в которых им предстоит жить. С экономической точки зрения затраты на пожилых людей следует рассматривать в качестве инвестиций, а не в качестве расходов. Данные инвестиции обеспечивают благосостояние и разнообразный вклад пожилых людей в общество. [5] Структура этих инвестиций и виды эффектов представлены на рисунке (рис.10).
Нтмтацм Н Вмгодм
(«пгым Здоровье
!дрм0<яр»*ми Навым И ЗН1ММ
(кшш делхрочмой кмощ» Мобииьмопь (оцямы**
Пожмигтм обучемк . ом
Усмоп. ((МПКИОСН
6мг Ойротом
«ими пожилого вОфКЫ Пйчяо^ «0(10*МС1>0. иоцтя 6»ХЛЮЮПк
(оцмлькш
МШИТ!
Бмгопмуч!*
Учжп»! р^бочлкшк
По транши«
Социально куяыуршй ииид
Соимяыия спаочемюоь
Рис 10 Иввеспюк и окупаемость ннЕесгшдш £ вопросы старения населения. [5]
ВОЗ рекомендует следующие приоритеты для реализации активного долголетия:
- Согласование систем здравоохранения с потребностями групп пожилого населения, которые они обслуживают в настоящее время.
- Развертывание и развитие систем, направленных на долгосрочную помощь.
- Создание благоприятных условий для пожилых людей.
- Совершенствование измерения, мониторинга и понимания.
Помимо приоритетов ВОЗ предлагается следующие стратегии здорового старения:
- Профилактика хронических состояний или обеспечение их раннего выявления и контроля.
- Содействие образу жизни, способствующему укреплению жизнеспособности.
- Устранение барьеров для участия, компенсация потери жизнеспособности.
- Обеспечение достойного уровня жизни на склоне лет.
- Поддержка образа жизни, благоприятно влияющего на жизнеспособность.
- Ведение хронических болезней на поздних стадиях.
- Обращение вспять или замедление спада жизнеспособности.
Не смотря на введенные санкции, все это необходимо учитывать при разработке мероприятий по реализации принятой в России стратегии действий в интересах старшего поколения.
Как отмечалось выше, регионы Российской Федерации осуществляют три основные стратегии государственного управления в сфере активного долголетия, по мнению авторов именно первый тип стратегий оптимален и необходимо отдавать предпочтение именно этой стратегии государственного управления.
Исходя из представленного обзора лучших способов реализации активного долголетия, предлагается для реализации стратегии активной старости разработка и реализация проектов он-Нм университетов третьего возраста в регионах. Актуальность определяется в первую очередь тем, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни. В среднем формальным и неформальным образованием охвачены 30 процентов взрослого населения страны (в мире в развитых странах доля обучающегося взрослого населения достигает 70 — 80 процентов). Цели проекта:
- формирование информационной культуры людей предпенсионного и пенсионного возраста;
- создание качественной и доступной системы дистанционного образования для лиц третьего возраста;
- преодоление информационного неравенства и исключенности из социально-культурной жизни пожилых граждан.
- создание к 2021 году портала дистанционного обучения для людей предпенсионного и пенсионного возраста.
Список литературы
1. Организация Объединенных Наций. Народонаселение // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/index.html (Дата обращения: 06.01.20).
2. United Nations Department of Economic and Social Affairs. The world Population Prospects:2015 Revision // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.un.org/en/development/desa/publications/world-population-prospects-2015-revision.html (Дата обращения: 06.01.20).
3. United Nations. Ageing // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.un.org/en/sections/issues-depth/ageing/ (Дата обращения: 06.01.20).
4. Бурцева Т.А., Гагарина С.Н., Чаусов Н.Ю. Оценка качества жизни населения старших возрастов при обосновании стратегий активного долголетия в условиях структурных демографических изменений.Вестник университета. 2019;(2):5-12. Режим доступа: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-5-12 (Дата обращения: 06.01.20).
5. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад о старении и здоровье // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.pdf?se (Д ата обращения: 06.01.20).
6. Pestova, Anna and Mamonov, Mikhail, Should We Care?: The Economic Effects of Financial Sanctions on the Russian Economy (July 29, 2019). BOFIT Discussion Paper No. 13/2019. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/handle/123456789/16219/dppdf?sequence=3 (Да та обращения: 06.01.20)
7. РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК. СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2018 //[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf (Дата обращения: 06.01.20)
8. The Lancet Public Health. Научный журнал. Angela Y Chang, Vegard F Skirbekk, Stefanos Tyrovolas, Nicholas J Kassebaum, Joseph L Dieleman : Measuring population ageing:
an analysis of the Global Burden of Disease Study 2017 (vol. 4 March 2019) : Pages: e159-67.// [Электронный ресурс]: Режим
доступа: https://www.thelancet.com/action/showPdf?pii=S2468-2667%2819%2930019-2 (Дата обращения: 06.01.20)
9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (Дата обращения: 06.01.20)
10. Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update.pdf (Дата обращения: 07.01.20)
11. Уточненный демографический прогноз до 2036 года (28 декабря 2019 года). Росстат // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gks.ru/folder/313/document/72529 (Дата обращения: 07.01.20)
12. Распоряжение правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/173 (Дата обращения: 07.01.20)
13. Санкции: влияние на экономику и на жизнь. Фонд общественного мнения. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fom.ru/Ekonomika/14232 (Дата обращения: 07.01.20)
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 07.01.20)