Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОНЛАЙН-КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ)'

СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОНЛАЙН-КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОНЛАЙН-КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Склярова Т.В.

Дана оценка эффективности стратегий и принципов формирования корпоративных онлайн-компетенций инклюзивного развития социальных служб городов Поволжья с использованием социологических подходов и методов. Предметом исследования стал анализ онлайн-услуг в условиях пандемии на основе авторских маркеров инклюзивной направленности официальных сайтов государственных учреждений социальной сферы и онлайн-сервисы негосударственных коммерческих социальных организаций: объективные (структура, кадровый потенциал, контактная информация, схема проезда, режим работы и перечень предоставляемых услуг) и субъективные (комфортность предоставления информации, удовлетворенность). Представлены результаты оригинального авторского исследования, направленного на формирование онлайн-компетенций социальных служб и внедрение универсальных маркеров оценки онлайн-ресурсов социальных сервисов в контексте инклюзивной культуры. Выявлены и обоснованы стратегии и принципы развития корпоративных онлайн-компетенций, направленных на повышение эффективности деятельности российских учреждений социального обслуживания детей-инвалидов, с учетом современных глобальных трансформаций социокультурной жизни. В результате анализа международных и отечественных научных источников и проведенного авторского эмпирического исследования (контент-анализ онлайн-сервисов социальных служб) были подтверждены ранее полученные данные о необходимости формирования инклюзивной онлайн-культуры социальных служб, в том числе в аспекте развития релевантных компетенций. Обоснованы стратегии и принципы повышения эффективности корпоративных онлайн-компетенций. Предложено введение и расширение понятия «онлайн-эффективность», что сегодня рассматривается не только как наиболее оперативный и доступный способ получения информации и услуг, но и актуальный (в условиях пандемии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Склярова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES AND PRINCIPLES FOR DEVELOPING CORPORATE ONLINE COMPETENCIES (THE CASE OF SOCIAL WORKERS)

The article is devoted to the analysis of effective strategies and principles for the formation of corporate online competencies for the inclusive development of social services in the cities of the Volga region, applying sociological approaches and methods. The focal point of the study was the analysis of online services during the pandemic based on my own markers of the inclusive orientation of the official websites of state institutions of the social sphere and online services of non-state commercial social organizations: objective (structure, human resources, contact information, directions, opening hours and a list of services provided) and subjective (comfort in perceiving information, satisfaction). The results of the original author's research aimed at developing online competencies of social services and the introduction of universal markers for assessing online resources of social services in the context of an inclusive culture are presented. The strategies and principles for the development of corporate online competencies are identified and substantiated, aimed at increasing the efficiency of the activities of Russian institutions of social services for children with disabilities, taking into account the modern global transformations of socio-cultural life. The analysis of foreign and domestic literature and my empirical research (content analysis of online services of social services) confirmed previously obtained data on the need to form an inclusive online culture of social services, including the aspect of developing relevant competencies. The strategies and principles of increasing the efficiency of corporate online competencies have been substantiated. The introduction and expansion of the concept of "online efficiency" is proposed, which today is considered not only as the most efficient and accessible way of obtaining information and services, but also relevant (during the pandemic).

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОНЛАЙН-КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ)»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2022.2.3 УДК 364-43

Т.В. Склярова

СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОНЛАЙН-КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ)

Дана оценка эффективности стратегий и принципов формирования корпоративных онлайн-компетенций инклюзивного развития социальных служб городов Поволжья с использованием социологических подходов и методов. Предметом исследования стал анализ онлайн-услуг в условиях пандемии на основе авторских маркеров инклюзивной направленности официальных сайтов государственных учреждений социальной сферы и онлайн-сервисы негосударственных коммерческих социальных организаций: объективные (структура, кадровый потенциал, контактная информация, схема проезда, режим работы и перечень предоставляемых услуг) и субъективные (комфортность предоставления информации, удовлетворенность).

Представлены результаты оригинального авторского исследования, направленного на формирование онлайн-компетенций социальных служб и внедрение универсальных маркеров оценки онлайн-ресурсов социальных сервисов в контексте инклюзивной культуры. Выявлены и обоснованы стратегии и принципы развития корпоративных онлайн-компетенций, направленных на повышение эффективности деятельности российских учреждений социального обслуживания детей-инвалидов, с учетом современных глобальных трансформаций социокультурной жизни.

В результате анализа международных и отечественных научных источников и проведенного авторского эмпирического исследования (контент-анализ онлайн-сервисов социальных служб) были подтверждены ранее полученные данные о необходимости формирования инклюзивной онлайн-культуры социальных служб, в том числе в аспекте развития релевантных компетенций. Обоснованы стратегии и принципы повышения эффективности корпоративных онлайн-компе-тенций. Предложено введение и расширение понятия «онлайн-эффективность», что сегодня рассматривается не только как наиболее оперативный и доступный способ получения информации и услуг, но и актуальный (в условиях пандемии).

Ключевые слова: онлайн-пространство, инклюзивные практики, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, корпоративные онлайн-компетенции.

Интерес и внимание к помогающим профессиям, их роли в обществе всегда находился на высоком уровне [1]. Социальная работа, относящаяся к типу таких профессий, предполагает наличие у специалиста знаний в различных областях (социологии, психологии, педагогики, медицины, права, менеджмента и проектирования, экономики и др.), а ее эффективность во многом зависит от навыков, умений, опыта, личностных качеств и уровня профессиональной готовности социального работника. Речь идет о готовности к профессиональной деятельности, основанной на совокупности определенных компетенций,

© Склярова Т. В., 2022

Склярова Татьяна Валентиновна - канд. социол. наук, доцент кафедры философии, социологии и психологии ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», е-mail: skliarovatv@gmail.com.

реализуемых на основе устойчивой мотивации работника и способности к применению знаний и умений на практике.

Вхождение в современную жизнь информационных технологий создало новую реальность как в образовательном, экономическом и коммуникативном пространстве, так и в новом профессиональном пространстве, позволяющем расширять границы возможностей. И, как следствие, необходимой корректировке навыков и компетенций участников онлайн-коммуникаций как форм новых социальных практик. Введение новых коммуникативных и информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека способствуют изменению традиционных представлений о профессиональной деятельности, профессионалах и профессионализме [2, 3]. Это детерминирует организационную культуру и формы работы и обусловливает в качестве основной задачи любой организации быстрое реагирование на изменения требований среды.

Поскольку внедрение новых технологий направлено на повышение эффективности деятельности организации и специалистов (сокращение времени получения услуги, увеличение объемов потребляемой информации, расширение спектра услуг и т.п.), то освоение новых (дополнительных) знаний и умений представляет собой значимый механизм профессиональных интеракций. Становится очевидным, что использование виртуальных технологий и их внедрение в практику оказания различного спектра услуг значительно повышает степень доступности самих услуг и расширяет круг потенциальных пользователей.

В обществе создана законодательная база и развиваются технические условия для активного «вхождения» онлайн-сервисов во все сферы жизнедеятельности (Госуслуги, Пенсионный фонд России, Сбербанк, дистанционные образовательные технологии). Это наглядно иллюстрирует повседневную практику использования 1Т-технологий. Кроме того, необходимость использования онлайн-ресурсов была вызвана вынужденными ограничениями, связанными с распространением пандемии. С другой стороны, во многих жизненных процессах наблюдается приверженность к привычным формам функционирования, в частности мы говорим о социальной работе и корпоративной культуре социальных служб, что и было подтверждено проведенным исследованием.

На протяжении последних десятилетий в России сформировалось определенное четкое представление о безусловных базовых знаниях и умениях специалистов по социальной работе [4-6]. Это подтверждено многочисленными научными исследованиями и статьями (И. А. Зимняя, Е.Р. Смирнова, П.В. Романов, Е.И. Холостова, В.Н. Ярская и др.). Устойчивые социальные практики, основанные на целерациональных предпосылках социального действия, выступают безусловным фундаментом выполнения должностных обязанностей, помогают принимать решения и делать выбор в профессиональной деятельности [1].

Хорошо изучены вопросы формирования и оценки компетенций социальных работников, начиная от профессиональной подготовки и заканчивая должностными инструкциями (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, А.М. Столяренко, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.). Рассмотрение базовых характеристик работника как необходимого компонента эффективной и качественной профессиональной деятельности, представленных в виде компетенций, позволяет очертить границы функциональных обязанностей [7-9].

Масштабное исследование, посвященное вопросам отношения клиентов к необходимым навыкам и компетенциям специалистов по социальной работе (Литва и Украина, 2018), в очередной раз подтвердило, что целью профессиональной деятельности социального работника является развитие адаптивных и инклюзивных способностей клиента к окружающей среде, поддержка и восстановление отношений с социумом, помощь в интеграции в общество, а также стимулирование полноценного социального функционирования человека. При этом знание информационных технологий и способность их использовать на практике (по ответам респондентов) стоят на 7-м месте из 17 предложенных позиций [10]. Это можно рассматривать как свидетельство меняющихся потребностей клиентов и как следствие необходимости пересмотра требований к компетенциям специалистов.

Актуальные на сегодняшний день изменения задач и функций социальной работы выражаются не только в интенсивности и объеме услуг, но и в несоответствии установленных форм и видов предоставляемых социальными работниками услуг ожиданиям клиентов (М.Э. Елютина, С.В. Климова). Например, эффективность применения мобильных технологий в социальной работе, способных повысить не только скорость обслуживания населения, но и снизить барьеры для особых групп населения (отдаленное проживание, инвалидизи-рующие ограничения) [11].

Отмечая значительный вклад в разработке критериев эффективности социальных сервисов и методики определения продуктивности их деятельности (И.Ю. Давыдова, Д.В. Зайцев, Л.И. Кононова, А.Н. Попова, П.В. Романов, И.С. Ромнычев, И.С. Трапезникова, И.Е. Шандаков, Е.Р. Ярская-Смирнова), следует отметить, что недостаточно изучена оценка эффективности социальных служб в отношении инклюзии детей с инвалидностью [12-15]. Одной из причин малоизученности предлагается считать изменения, связанные с 1Т-техно-логиями и формированием виртуального пространства. Как результат, трансформация социального пространства, взаимоотношений и коммуникаций становится естественным системным процессом. Ведь (по Пинкусу и Минахану) запросы клиента (микроуровень) в получении «традиционной» помощи от социальной службы меняются под воздействием макроуровня (самоизоляция и

постковидный период). Это неизбежно приводит к перестройке работы и самих специалистов (мезоуровень) и социальной службы в целом.

Изучению коммуникативных барьеров в процессе предоставления государственных услуг посвящены работы В.В. Васильковой и В.Н. Мининой, в которых авторы обосновывают необходимость активного внедрения в практику оказания различных видов помощи населению навыков онлайн-коммуникации [16].

Если ранее социальный работник, решая коммуникативные задачи, мог выступать координатором (офлайн-посредником между различными системами), тем самым демонстрируя профессионализм и компетентность [17], то последние два года (период самоизоляции и настоящее время) особое значение приобрели онлайн-ресурсы и возможности их эффективного использования. В контексте статьи особый интерес представляют онлайн-компетенции в системе «социальная служба - социальный работник - клиент - клиент с инвалидностью».

Авторское исследование строилось на основе теории социального действия М. Вебера [1]; системном подходе А. Пинкуса и А. Минахана [18], экосистемном подходе У. Бронфенбреннера [19]. Основным методом исследования стали контент-анализ текста официальных онлайн-документов и дискурсивная интерпретация визуальных сообщений (сайтов социальных служб и сервисов, в том числе фото- и видеоматериалов) [20]. Цель - выявление инклюзивных маркеров виртуального пространства социальных служб в условиях пандемии, для чего были детально изучены 20 интернет-ресурсов в городах Поволжья. Сравнительный анализ официальных сайтов социальных служб в динамике (с мая 2020 г. по май 2021 г.) позволил выявить основные проблемные зоны (технические, информационные, визуальные), препятствующие эффективной работе 1Т-сервисов, и предложить механизмы их корректировки и улучшения.

В мае-июне 2021 г. исследовательской группой саратовских социологов были проанализированы официальные сайты 20 социальных служб (далее -Служба) городов Поволжья: Астрахань (4), Балаково (2), Волгоград (4), Нижний Новгород (6), Пенза (4). Целью исследования было выявление инклюзивных маркеров виртуального пространства в условиях пандемии, а также отбор и оценка самых успешных инклюзивных практик. В ходе анализа перед исследовательской группой стояли следующие вопросы: Повлияла ли пандемия и ограничения/самоизоляция на готовность Служб и ее сотрудников переходить на новые практики оказания услуг - в онлайн-формате? В какой период года можно было отметить наибольшую/наименьшую готовность (техническую, информационную и практическую) Служб переходить в онлайн-формат работы? Какие именно маркеры говорят о наличии инклюзивной направленности сайта Службы?

Нами была разработана система параметров, позволившая проанализировать деятельность Служб, при этом каждый параметр был проранжирован по шкале от 1 до 5, где кроме оценки следовал подробный комментарий к каждому из них:

• Колористика.

• Наличие версии для слабовидящих.

• Звуковой путеводитель по сайту.

• Описание условий физической и архитектурной доступности.

• Простота получения/извлечения онлайн-информации.

• Наличие дополнительной функции помощника-консультанта или координатора.

• Наличие специалистов сурдоперевода и тифлоперевода.

• Наличие мобильных приложений к сайту.

• Наличие дополнительных сервисов сайта (социально-правовой, социально-психологический, социально-педагогический и др.).

• Динамика изменения сайта за последний год (с апреля 2020 г. по апрель 2021 г.) по датам и материалам наполнения.

• Динамика наполнения сайта по количеству документов и наименование опций.

Полученные результаты разделены на два типа: общие и частные (специфические). Так, например, общими для Служб проблемами стали:

1. Отсутствие единого поискового портала, где можно получить информацию о требуемой Службе России, что создает дополнительные препятствия в получении информации (любой поиск начинается с запроса; на запрос выходит информация, которая ни фактически, ни юридически никак не закреплена; переход с одной страницы на другую занимает определенное количество времени; требуется подтверждение работоспособности данной страницы).

2. Несогласованность в структуре организации и распределения информации (валидность указанных адресов сайтов).

3. Мобильная версия сайтов, не адаптированная к данному формату использования (текст не всегда умещается в пределах экрана, происходит наложение теста на разделы и пункты меню, что делает использование мобильной версии недоступной для полноценного использования).

Переходя к частным (специфическим) показателям инклюзивной направленности сайтов поволжских городов, приходится констатировать, что до сих пор существуют Службы (3), на сайтах которых отсутствует специальный значок, информирующий о возможности использовать ресурс (сайт) людям с ослабленным зрением. В большинстве Служб (14) отсутствует звуковое сопровождение (озвучивание выбранного текста сайта). Следующим «проблемным полем» для большинства организаций, попавших в исследование (17), являют-

ся скудость информации и описания условий физической и архитектурной доступности. Это в нашем случае можно рассматривать как показатель, снижающий качество работы организации, особенно для маломобильных категорий граждан и людей с ОВЗ.

У большинства Служб информация, расположенная на сайте, извлекается в один-два клика, доступна и актуальна. И в то же время мы зафиксировали сайты (5), на которых отсутствует необходимая для клиентов информация о перечне предоставляемых услуг и «кликабельные» ссылки. Пользователь может столкнуться с препятствиями в виде необходимости скачивания специальных приложений и/или программ, что требует дополнительные действия и навыки владения компьютером, а следовательно, усложняет процесс получения информации и услуг. Существуют сайты (2), на главной странице которых отсутствует полное название организации, имеется только аббревиатура, что усложняет поиск нужной Службы, вводит в заблуждение и требует подтверждения с использованием дополнительных источников информации.

Еще один важный недостаток онлайн-ресурсов (Волгоград, Нижний Новгород) - это перегруженность информацией, профессиональной терминологией в наименованиях разделов, а также длинными списками подразделов. Это создает эффект «потерянности» в информационном потоке, а следовательно, усложняет поиск, снижает мотивацию пользования данным ресурсом.

Для того чтобы определить наличие в штате Службы специалистов по сурдо- и/или тифлопереводу, потребовалось изучать структуру организации и штат всех сотрудников, которые не всегда находились в открытом доступе. Это также можно рассматривать как препятствие в получении качественной и эффективной помощи.

Несмотря на то, что во всех Службах отсутствует отдельный отчет о предоставлении услуг в онлайн-формате, в ряде организаций, например в г. Астрахань, предоставили на сайте информацию о проведении консультаций по телефону, онлайн-консультаций с использованием платформ Skype, ZOOM, об организации курсов компьютерной грамотности для клиентов, о работе «Электронной приемной». Тем не менее в отчетах отсутствует качественная информация о том, сколько было предоставлено онлайн-услуг за период пандемии и ограничительных мер (количество, виды, формат).

Анализ динамики изменений в работе социальных служб на время карантинных мер в условиях пандемии и в постковидный период предполагал детальное изучение сайтов на предмет создания новых ресурсов/разделов/опций/локальной нормативно-правовой документации. Так, вся информация, доступная на сайтах Служб, свидетельствует о штатном (традиционном) оф-лайн-режиме работы, содержит базовый набор данных с широким списком контактов и не позволяет определить время и количество созданных дополнительных/новых разделов. Таким образом, единственным источником полу-

чения данных об изменении формата работы можно считать официальный отчет организации о деятельности за определенный период, «новостную ленту» и архив новостей.

Наблюдается безусловная положительная динамика развития 1Т-ресурсов и их вхождение как в повседневные, так и профессиональные практики: наполняемость сайтов, создание дополнительных сервисов, расширение спектра онлайн-услуг, коллаборация ресурсных организаций. Проведенный (за последние два года) мониторинг показывает, что, с одной стороны, каждый сайт имеет «свое лицо» и отражает индивидуальную работу. Так, на одном из сайтов социальной службы Астрахани расположен раздел единого портала Астраханской области «Официальный интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области» (http://pravo-astrobl.ru/). В Волгограде и Нижнем Новгороде сайты Служб прикреплены к единому официальному интернет-порталу или к сайту министерства города. Практически все сайты социальных служб Волгограда подкреплены большим количеством информации на главной странице, присутствуют дополнительные сервисы, которые дают не только информацию о работе Службы, но и возможность получить другие виды помощи (Госуслуги, Мои документы, информация о распространении С0УГО-19, База данных вакансий и т.п.). На сайте министерства социальной политики правительства Нижегородской области разработана и функционирует «Карта социальных учреждений Нижегородской области», на которой указано расположение всех центров города и области, имеется свое меню и перечень наименований социальных служб и ссылок на их сайты. Стали появляться ссылки на мобильные приложения социальных сетей, на которых отражена не только вся работа Служб, но и предоставлена возможность получить ответ на интересующиеся вопросы относительно предстоящего события или другую актуальную информацию в режиме онлайн. Использование мобильных версий сайтов является наиболее востребованным ресурсом, так как именно телефон становится первоисточником получения важной, а зачастую необходимой информации.

С другой стороны, полученные данные свидетельствуют об отсутствии на сегодняшний день четких правил и/или рекомендаций по структуре создания, ведения и обслуживания сайтов социальных служб, которые позволили бы не только привлечь внимание клиентов, но и значительно повысить эффективность помощи и поддержки для семей с детьми-инвалидами, самих инвалидов и иных категорий клиентов социальной работы. При этом, если корпоративными компетенциями принято считать некий объем знаний, навыков и умений, которым должен обладать профессионал при выполнении своих должностных обязанностей, то корпоративными компетенциями организации можно рассматривать сайт организации, выступающий и как агрегированный маркер он-лайн-компетенций социальной службы. Например, информацию о предостав-

ляемых Службами онлайн-услугах необходимо выводить на главную страницу экрана; использовать дополнительный сервис услуг (навигатор по сайту, координатор и/или помощник-консультант по сайту в режиме онлайн). Требуется оптимизация разделов меню на сайтах (раскрывающиеся списки), наличие которых значительно усложняет работу с сайтом как для инвалидов, так и для любой другой категории граждан, не являющихся уверенными пользователя ПК. Таким образом, это позволит упростить способ получения необходимой информации и сэкономить время поиска данных, а следовательно, повысит эффективность Служб.

Список литературы

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Котоманова О.В. Проектирование профессионализма социальных работников: объективные и субъективные трудности // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2012. - № 6 (6). - С. 89-91.

3. Онлайн-платформа для формирования компетенций в корпоративных системах обучения / Л.Г. Андреева, О.А. Бурукина, И.А. Воробьева, А.Р. Денисов, В.А. Маркова, В.П. Новичкова, М.М. Степанова // Образование и наука. -

2016. - № 1(130). - С. 76-94.

4. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: моногр. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

5. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: упр. и метод. разраб. / пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 236 с.

6. Иванова А.Д., Муругова О.В. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 184-196. DOI: 10.15593/2224-9354/2018.3.15

7. Леонтьева А.В., Деткова И.В., Панченко Е.Н. Развитие коммуникативных компетенций у бакалавров социальной работы в процессе освоения мастер-класса «тренинг профессиональной коммуникации» // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 1. -С. 57-67.

8. Межкультурные компетенции в социальных службах. Формирование инклюзивной организационной культуры [Электронный ресурс]: методолог. рук. / пер. с англ. под ред. Е. Ярской-Смирновой / Совет Европы. - Страсбург,

2017. - 142 с. - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/41kx 8fa0zk/direct/204746712.pdf (дата обращения: 02.12.2021).

9. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура / А.Н. Сорокин, Е.И. Яковлева, И.Ф. Фильченкова, Ю.С. Ширяева, Т.Ф. Краснопевцева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-4

10. Nemeiksiene V., Rüdyte K. Manifestation of societal attitude towards the social worker's profession in Lithuania and the Ukraine // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. - 2018. - Vol. IV. -P. 171-181. DOI: 10.17770/sie2018vol 1.3204 (дата обращения: 02.11.2021).

11. Sorescu E.-M., Iacobescu G.-E. Promoting mobile learning in the social work for children with communication disabilities 9th International Conference on Future of Education Florence. - Italy, 2019. - P. 197-203.

12. Зайцева Н.В., Зайцев Д.В., Селиванова Ю.В. Модель инклюзивной эффективности социальных служб: контекст инвалидности // Наука. Исследования. Практика: сб. избр. ст. по материалам Междунар. науч. конф. - СПб., 2021. - С. 55-57. DOI: 10.37539/SRP296.2021.52.43.001

13. Корогодова Н.П., Зайцев Д.В., Зайцева О.В. Эффективность социальных служб в реализации психолого-педагогических и социокультурных услуг в процессе инклюзии детей-инвалидов в общество // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. - 2021. - Т. 21, вып. 1. -С.29-36.

14. Склярова Т.В., Зайцев Д.В. Развитие практик инклюзивной культуры в работе социальных служб: междисциплинарный анализ проблем и перспектив [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. - 2019. - № 11. -URL: https://www.bulletennauki.com/2019-g-vypusk-11.

15. Склярова Т.В., Зайцева О.В., Правкина Я.Ю. Инклюзивная направленность интернет-ресурсов социальных служб: социологический анализ стратегий и практик развития // SocioTime = Социальное время. - 2020. - № 4 (24). -С. 91-101. DOI: 10.25686/2410-0773.2020.4.91

16. Василькова В.В., Минина В.Н. Коммуникативные барьеры в практиках оказания гражданам государственных услуг // Социологические исследования. - 2019. - № 1. - С. 75-84. DOI: 10.31857/S013216250003749-6

17. Густова Е.А. Профессиональная компетентность социального работника: оценка и психолого-педагогические условия ее становления в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Психол. науки. - 2009. - № 4 - С. 145-150.

18. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы: пер. с англ. -М.: Союз, 1993. - 223 с.

19. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. - Cambridge, MA. Harvard University Press, 1979. - 330 p.

20. Вдовина Т.В. Визуальные исследования: основные методологические подходы // Вестник РУДН. Социология. - 2012. - № 1. - С. 16-26.

References

1. Weber M. The protestant ethic and the spirit of capitalism (Russ. ed.: Veber M. Selected works. Moscow, Progress, 1990, 808 p.).

2. Kotomanova O.V. Proektirovanie professionalizma sotsial'nykh rabotnikov: ob"ektivnye i sub"ektivnye trudnosti [Designing professionalism of social workers: Objective and subjective difficulties]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2012, no. 6 (6), pp. 89-91.

3. Andreeva L.G., Burukina O.A., Vorob'eva I.A., Denisov A.R., Markova V.A., Novichkova V.P., Stepanova M.M. Onlain-platforma dlia formirovaniia kompe-tentsii v korporativnykh sistemakh obucheniia [Online platform for the formation of competencies in corporate training systems]. Obrazovanie i nauka, 2016, no. 1(130), pp. 76-94.

4. Verbitskii A.A., Il'iazova M.D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniia [Invariants of professionalism: Problems of formation]. Moscow, Logos, 2011, 288 p.

5. Doel M., Shardlow S. Teaching social work practice. A programme of exercises and activities towards the practice teaching award (Russ. ed.: Doel M., Shadlou S. Praktika sotsial'noi raboty. Moscow, Aspekt-press, 1995, 236 p.).

6. Ivanova A.D., Murugova O.V. Realizatsiia professional'nykh standartov i razvitie professional'nykh kompetentsii rabotnikov sotsial'noi sluzhby [Implementation of professional standards and development of professional competencies of social service workers]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 3, pp. 184-196. DOI: 10.15593/2224-9354/2018.3.15.

7. Leont'eva A.V., Detkova I.V., Panchenko E.N. Razvitie kommunikativnykh kompetentsii u bakalavrov sotsial'noi raboty v protsesse osvoeniia master-klassa "trening professional'noi kommunikatsii" [Development of bachelors' communicative competences in the course of "professional communication training" at social work department]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 2012, no. 1, pp. 57-67.

8. Mezhkul'turnye kompetentsii v sotsial'nykh sluzhbakh. Formirovanie inkliuzivnoi organizatsionnoi kul'tury [Intercultural competencies in social services. Building an inclusive organizational culture: A methodological guide]. Council of Europe, 2017, p. 142. available at: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ folder/41kx8fa0zk/direct/204746712 (accessed 02.12.2021)

9. Sorokin A.N., Iakovleva E.I., Fil'chenkova I.F., Shiriaeva Iu.S., Krasnopevtseva T.F. Kompetentsii nauchno-obrazovatel'nogo tsentra: opredelenie, perechen' i struktura [Competence of the research and education center: Definition, list and structure]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 1, DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-4.

10. Nemeiksiené V., Rudyté K. Manifestation of societal attitude towards the social worker's profession in Lithuania and Ukraine. Society. Integration. Education. Proc. of Int. Acad. Conf. (May 25-26, 2018). Vol. 4, pp. 171-181, DOI: 10.17770/sie2018vol 1.3204.

11. Sorescu E.M., Iacobescu G.E. Promoting mobile learning in the social work for children with communication disabilities 9th International Conference on Future of Education Florence. Italy, 2019, pp. 197-203.

12. Zaitseva N.V., Zaitsev D.V., Selivanova Iu.V. Model' inkliuzivnoi effektivnosti sotsial'nykh sluzhb: kontekst invalidnosti [The inclusive effectiveness model of social services: The context of disability]. Nauka. Issledovaniia. Praktika. Proc. of Int. Acad. Conf. St. Petersburg, 2021, pp. 55-57, DOI: 10.37539/SRP296.2021.52.43.001.

13. Korogodova N.P., Zaitsev D.V., Zaitseva O.V. Effektivnost' sotsial'nykh sluzhb v realizatsii psikhologo-pedagogicheskikh i sotsiokul'turnykh uslug v protsesse inkliuzii detei-invalidov v obshchestvo [The effectiveness of social services in the implementation of psychological, pedagogical and socio-cultural services in the process of disabled children's inclusion into society]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Sotsiologiia. Politologiia, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 29-36.

14. Skliarova T.V., Zaitsev D.V. Razvitie praktik inkliuzivnoi kul'tury v rabote sotsial'nykh sluzhb: mezhdistsiplinarnyi analiz problem i perspektiv [Developing practices of inclusive culture social services: Interdisciplinary analysis challenges and perspectives]. Biulleten' nauki i praktiki, 2019, no. 11, available at: https://www.bulletennauki.com/2019-g-vypusk-11 (accessed 07.06.20212).

15. Skliarova T.V., Zaitseva O.V., Pravkina Ia.Iu. Inkliuzivnaia napravlennost' internet-resursov sotsial'nykh sluzhb: sotsiologicheskii analiz strategii i praktik razvitiia [The inclusive focus of the internet resources of social services: Sociological analysis of development strategies and practicies]. SocioTime = Sotsial'noe vremia, 2020, no. 4 (24), pp. 91-101, DOI: 10.25686/2410-0773.2020.4.91.

16. Vasil'kova V.V., Minina V.N. Kommunikativnye bar'ery v praktikakh okazaniia grazhdanam gosudarstvennykh uslug [Communicative barriers in practices of providing public services to citizens]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2019, no. 1, pp. 75-84, DOI: 10.31857/S013216250003749-6.

17. Gustova E.A. Professional'naia kompetentnost' sotsial'nogo rabotnika: otsenka i psikhologo-pedagogicheskie usloviia ee stanovleniia v vuze [Professional competence of social worker: Assessment and psychological-pedagogical conditions of its formation in higher school]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Psikhologicheskie nauki, 2009, no. 4, pp. 145-150.

18. Pincus A., Minahan A. Social work practice: Model and method (Russ. ed.: Pinkus A., Minakhan A. Praktika sotsial'noi raboty. Moscow, Soiuz, 1993, 223 p.).

19. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1979, 330 p.

20. Vdovina T.V. Vizual'nye issledovaniia: osnovnye metodologicheskie podkhody [Visual studies: Basic methods of research]. Vestnik RUDN. Sotsiologiia, 2012, no. 1, pp. 16-26.

Оригинальность 86 %

Поступила 27.01.2022 Одобрена 14.02.2022 Принята к публикации 28.05.2022

T.V. Sklyarova

STRATEGIES AND PRINCIPLES FOR DEVELOPING CORPORATE ONLINE COMPETENCIES (THE CASE OF SOCIAL WORKERS)

The article is devoted to the analysis of effective strategies and principles for the formation of corporate online competencies for the inclusive development of social services in the cities of the Volga region, applying sociological approaches and methods. The focal point of the study was the analysis of online services during the pandemic based on my own markers of the inclusive orientation of the official websites of state institutions of the social sphere and online services of non-state commercial social organizations: objective (structure, human resources, contact information, directions, opening hours and a list of services provided) and subjective (comfort in perceiving information, satisfaction).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The results of the original author's research aimed at developing online competencies of social services and the introduction of universal markers for assessing online resources of social services in the context of an inclusive culture are presented. The strategies and principles for the development of corporate online competencies are identified and substantiated, aimed at increasing the efficiency of the activities of Russian institutions of social services for children with disabilities, taking into account the modern global transformations of socio-cultural life.

The analysis of foreign and domestic literature and my empirical research (content analysis of online services of social services) confirmed previously obtained data on the need to form an inclusive online culture of social services, including the aspect of developing relevant competencies. The strategies and principles of increasing the efficiency of corporate online competencies have been substantiated. The introduction and expansion of the concept of "online efficiency" is proposed, which today is considered not only as the most efficient and accessible way of obtaining information and services, but also relevant (during the pandemic).

Keywords: online space, inclusive practices, professional standard, professional competencies, corporate online competencies.

Tatiana V. Sklyarova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, e-mailskliarovatv@gmail.com.

Received 27.01.2022 Accepted 14.02.2022 Published 28.05.2022

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00542-а «Концептуальная модель эффективности социальных служб в инклюзии детей-инвалидов в общество».

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Склярова, Т.В. Стратегии и принципы развития корпоративных онлайн-компетенций (на примере сотрудников социальных служб) / Т.В. Склярова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 2. - С. 33-45.

Please cite this article in English as:

Sklyarova T.V. Strategies and principles for developing corporate online competencies (the case of social workers). PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 2, pp. 33-45 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.