было полиграфическое качество выпускаемых плакатов об 0лимпиаде-80, которые не рекомендовалось отправлять за рубеж.
Практически не организована была в массовом масштабе фотопропаганда Олим-пиады-80. Фотохроника ТАСС не выпускала оперативных цветных фотоподборок о ходе строительства олимпийских объектов и других направлениях подготовительной работы к 0лимпиаде-80, которые можно было бы направлять за рубеж, а также использовать для фотостендов в нашей стране.
За 1975-1977 гг. было снято лишь два короткометражных фильма о подготовке к 0лимпиаде-80: «До старта - 1000 дней» (1977 г.) и «Советский спорт» (№ 3, март 1978 г.). Оба фильма перед 0лимпиадой-80 уже устарели, так и оставшись не тиражированными на иностранные языки. Нечего было показывать зарубежным делегациям, а также брать с собой для показа за рубеж. В 1977 г. по заказу ВЦСПС был снят цветной фильм «Спорт для всех», рассказывающий о развитии массового спорта и туризма в СССР и подготовке профсоюзных спортсменов к Олимпийским играм в Москве. Фильм не был тиражирован ввиду сокращения Госкино СССР лимитов на кинопленку для ВЦСПС. Несмотря на просьбы ряда зарубежных профцентров, фильм не был им направлен [3].
Библиографический список
1. ГАРФ, Ф. 9610, оп. 1, д.286. Р-9610-1-286, л. 119.
2. ГАРФ, Ф. 9610, оп. 1, д.286. Р-9610-1-286, л. 120.
3. ГАРФ, Ф. 9610, оп. 1, д.286. Р-9610-1-286, л. 122.
С.В. Козлов
СТРАТЕГИИ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО
ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ
ОСНОВЕ
Ключевые слова: стратегии, общеучебные, специальные, рефлексия, рефлексивные, лексика, старшеклассники
Для достижения определенного результата в области овладения лексикой старшеклассники должны быть способны определять ситуацию обучения, строить план, пользоваться нужными навыками, выстраивать их в определенную последовательность, следить за эффективностью их функционирования, скорректировать свои действия при необходимости. Стратегии обучения включают в себя такую способность, как отслеживать ситуацию и, соответственно, реагировать на нее определенными учебными действиями [7].
Стратегии изучения неродного языка исследовались в целом ряде работ. Р. Эллис, Дж. О'Маллей, Д. Брунер, А.В. Щепилова, А.А. Залевская, И.Р. Гальперин, А. Н. Шамов, А.Ф. Будько в своих исследованиях пришли к выводу, что важным является научить уча-
© Козлов С.В., 2013
Вестник Университета № 11, 2013
щихся наблюдать за способом деятельности, анализировать адекватность этого способа, использовать его в различных учебных ситуациях и на различном языковом материале [3; 8; 9]. Стратегии изучения иностранного языка направлены, прежде всего, на ускорение процесса учения с учетом его особенностей и структуры. Они призваны сделать этот процесс более легким, интересным, в целом более эффективным.
Классификацию стратегий общих учебных и специальных, применяемых в изучении иностранного языка, можно обобщить, основываясь на их функциональную значи-мость[2; 6].
1. Социально-познавательную функцию выполняют:
- метакогнитивная стратегия (т.е. предвосхищение содержания и планирование деятельности, общее и выборочное внимание, идентификация проблемы, самоуправление, самокоррекция, самооценка);
- когнитивная стратегия (повторение и запоминание, использование информационных ресурсов (референция), классификация, конспектирование, индукция, дедукция, трансформации и замены, аннотации и резюме, перенос, смысловая догадка (инфе-ренция), перевод в другую форму представления);
- социально-аффективная стратегия (подтверждение (верификация), сотрудничество, контроль эмоциональных состояний).
2. Обучающая функция (т.е. развитие учебной компетенции в области изучения иностранного языка) выражается в стратегиях:
- общеучебных (учебно-информационные стратегии и стратегии учебного сотрудничества);
- специальных (компенсационные; стратегии социального взаимодействия; линг-водидактические, в том числе семантические; лингвокультуроведческие и лингво-си-стематизирующие стратегии [5]; стратегии конкретно-практические, включающие учебно-тренировочные практики; экзаменационные стратегии и стратегии самостоятельной речевой практики; ресурсные стратегии, стратегии самоконтроля и коррекции языковых навыков и коммуникативных умений).
3. Коммуникативно-деятельностная функция проявляется в стратегиях чтения, аудирования, говорения, письма.
4. Организационно-деятельностная функция обеспечивается предтекстовыми, текстовыми и послетекстовыми стратегиями.
5. Рефлексирующую функцию имеют стратегии организации усвоения и стратегии оценивания и контроля.
Особую роль играют рефлексивные стратегии. Это связано с тем, что они позволяют оценивать результаты процесса усвоения лексического материала, контролировать его, оценивать его содержание, осмысливать собственную деятельность, проводить самоанализ [4]. С помощью рефлексивных стратегий старшеклассники оценивают свое эмоциональное состояние по результатам проделанной работы, анализируют собственное продвижение в освоении английской лексики, сравнивают полученный результат с планируемым с целью устранения пробелов в знаниях, корректируют дальнейшую работу над лексикой, опираясь на наиболее эффективные для них стратегии. Среди приемов рефлексивной стратегии могут быть: 1) языковой портфолио ученика; 2) анкетирование; 3) самооценка; 4) взаимоконтроль учащихся; 5) ведение дневника личных достижений, акцентируя внимание на наиболее удачные стратегии освоения и использования лексики.
Рассмотрим, как инструкции к заданиям в учебнике «Английский в фокусе-10» побуждают старшеклассников обращаться к рефлексии [1].
- Read the extract carefully and fill in the gaps with a suitable word or short phrase. Compare with a partner.
- Choose the correct words. Check in the Word List.
- Look at the letter. Is it written in an appropriate style? Why/Why not?
- Listen to and read the extract. Which of the following adjectives cruel/educated/bad-mannered/lonely/arrogant best describe the main characters? Give reasons.
- Read the text and mark the statements as True/False/Doesn't say. Which words/ phrases helped you decide?
- Think of ten new words / expressions you have learnt during this lesson. Make sentences using them.
- You have a problem with your new neighbor. Act out your dialogue. Record yourselves.
Как видно, выделенные инструкции к заданиям способствуют созданию рефлексивной среды. Внимание учащихся направлено на осознанное овладение англоязычной лексикой, на взаимный и самостоятельный контроль своих учебных действий в процессе обучения.
Анализ роли рефлексивной стратегии на старшем этапе обучения английскому языку позволяет сделать вывод о том, что такие когнитивные приемы в процессе запоминания слов, как генерализация и обобщение в запоминании слов английского языка способствуют образованию у учащихся тематических и семантических полей, созданию категорий и лексических концептов, формированию лингвистических (лексикологических) понятий [7]. Они направлены на оптимизацию процесса овладения иноязычной лексикой с учетом особенностей коммуникативных ситуаций.
Библиографический список
1. Афанасьева О.В. Английский язык в фокусе: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений // О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. - М.: ExpressPublishing; Просвещение, 2007. - 248 с.
2. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М., 1981.
- 137 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2007. - 384 с.
5. Сиземина А.Е. Методика развития лингвистической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.Е. Сиземина; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. - Н.Новгород, 2009. - 22 с.
6. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. - М.: Шк. б-ка, 2005. - 512.
7. Шамов А.Н. Когнитивная парадигма в обучении лексической стороне иноязычной речи: монография / А.Н. Шамов. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. - 242 с.
8. Ellis R. Understanding second language acquisition. - Oxford: Oxford University Press, 1986.
9. O'Malley, J. M. and Chamot A.U. Learning strategies in second language acquisition. CUP, 1990.