СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
П.В. Булатская, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-ll-2-39-41
Аннотация. В статье анализируются особенности монополистической конкуренции с акцентом на модели рынка Диксита-Стиглица и конкурентные стратегии Майкла Портера. Рассматриваются механизмы ценообразования и стратегий бизнеса на основе товарной дифференциации, а также использование инструментов, таких как реклама, инновации и дизайн, для укрепления конкурентных преимуществ. Описывается связь между эффективностью производства, разнообразием продукции и предпочтениями потребителей. Особое внимание уделяется роли устойчивого дизайна и концепции ESG в современных стратегиях дифференциации.
Ключевые слова: монополистическая конкуренция, конкурентные стратегии, экономика, дифференциация продукта, фирма.
В эпоху глобализации все фирмы производят неоднородный продукт и с различной эффективностью производства. В отличие от модели пространственной дифференциации рынка, предложенной Г. Хотеллингом в 1929 году, где продукт считался однородным по всем показателям, кроме места продажи, новая модель рынка Диксита-Стиглица 1977 года (англ. Dixit—Stiglitz model, 1977) существенно расширяет первоначальную концепцию монополистической конкуренции [1].
Идея модели Диксита-Стиглица заключается в том, что фирмы монополистической конкуренции могут иметь разные уровни эффективности производства. Более эффективные фирмы имеют нижние предельные затраты на производство и, следовательно, могут устанавливать более низкие цены (или производить больше товаров) в сравнении с менее эффективными фирмами. Это приводит к неравновесию на рынке, где фирмы с разной эффективностью могут выбирать разные стратегии. Основа новой модели строится на предпочтении пользователей к разнообразию (увеличение товарного разнообразия), а также
возрастающей отдачи от масштаба [2]. Отдача от масштаба возможна лишь в случае товарных различий и роста числа покупателей. Авинаш Диксит и Джозеф Стиглиц утверждают, что каждый производитель имеет фиксированные и переменные издержки, производит один вид товарного разнообразия и определяет цену этого товара. Соответственно, можно выделить несколько стратегий на основе изложенного: стратегия ценового конкурирования (установление цены на продукты), стратегия количественного конкурирования (установление количества произведенного продукта), стратегия лидерства по издержкам (уменьшение издержек на производство).
Основные стратегии бизнеса базируются на товарных различиях, а также различиях в издержках и обозначаются как «конкурентные стратегии». Впервые термин «конкурентные стратегии» был введен американским экономистом Майклом Портером в 1970-х годах. Именно Портер предложил 4 вида базовых конкурентных стратегий в отрасли, которые частично похожи на стратегии в модели Дик-сита-Стиглица (табл. 1).
Таблица 1. Матрица конкурентных стратегий Майкла Портера [3]
Тип конкурентного преимущества
- Преимущество в затратах Преимущество в продукте
Широкий рынок Лидерство в издержках Дифференциация
Узкий рынок Фокус на издержках Фокус на дифференциации
Конкурентное преимущество формируется размере рынка (широкий или узкий), пре-благодаря комбинации следующих аспектов: имуществе в затратах, а также в дифференци-
ации продукта. Данные стратегии не утратили актуальность и их применение возможно и в настоящее время. Требуется подчеркнуть, что выбор стратегии зависит от множества факторов как внутри фирмы, так и во внешней среде, это могут быть следующие факторы: цели фирмы, характеристики продукта, спрос на рынке, наличие конкурентов и т.д. Предложенная матрица позволяет выделить 3 стратегии по Портеру:
1. Стратегия конкурентного лидерства в сфере издержек, также называемая стратегией ценового лидерства, представляет собой способность организации достигать самых минимальных затрат в своей отрасли.
2. Стратегия концентрации на узкой нише или фокусирование на рынке означает ориентацию компании на узкую группу потребителей, прикладывая все усилия для удовлетворения их потребностей и требований.
3. Стратегия конкурентного лидерства в продукте, или стратегия дифференциации,
заключается в способности организации создавать продукты или услуги с уникальными и выдающимися характеристиками, которые позволяют ей выделиться на рынке и привлечь внимание клиентов.
Другим инструментом для дифференциации продукта может послужить интегрирование инноваций. Это процесс внедрения новых идей, технологий или процессов в создание или улучшение продукта с целью сделать его уникальным и более привлекательным для клиентов, например, создание и развитие цифровых продуктов.
Третьим инструментом, который важен в дифференциации - это дизайн продукта. Дизайн играет ключевую роль в том, как потребители воспринимают продукт, и может быть мощным средством создания уникальности и привлекательности. Укажем все дополнительные инструменты дифференциации в таблице 2.
Таблица 2. Д ,ополнительные инструменты дифференциации продукта
№ Инструмент Описание инструмента
1 Реклама Реклама представляет собой комплекс маркетинговых и коммуникационных действий, направленных на привлечение внимания к продукту, формирование интереса и стимулирование желания его приобрести.
2 Инновации Инновации включают в себя внедрение новых идей, технологий, процессов или продуктов с целью улучшения существующих решений или создания новых, что может придать продукту уникальные характеристики и преимущества на рынке. Инновации являются действенным инструментов для отстройки от конкурентов, актуальным примером является компания Apple с инновационной продукцией.
3 Дизайн Эффективный дизайн упаковки, внешнего вида и интерфейса продукта может сделать его более привлекательным и запоминающимся. В дизайн справедливо отнести также качество, удобство от упаковки продукта и самого продукта, а также экологическую устойчивость упаковки: концепция ESG (англ. Environment, Social, Governance - окружающая среда, общество, управление), которая предусматривает прозрачность в менеджменте, заботу об экологии и людях, с которыми соприкасается компания.
Таким образом, конкурентные стратегии бизнеса претерпели существенные изменения благодаря развитию модели рынка Диксита-Стиглица 1977 года. Существенный толчок для развития «конкурентных стратегий» дал американский экономист Майкл Портер. Основными конкурентными стратегиями по М. Портеру являются: стратегия конкурентного лидерства в сфере издержек, стратегия кон-
центрации на узкой нише, стратегия дифференциации. К дополнительным инструментам дифференциации можно отнести: рекламные коммуникации, инновации в продукте, дизайн продукта. Продукты на рынке монополистической конкуренции должны создаваться под запросы потребителей и уметь адаптировать их под изменяемые условия для максимизации прибыли.
Библиографический список
1. Искаков М.Б. Павлов П. А. Равновесие в безопасных стратегиях в модели пространственной конкуренции Хотеллинга // УБС. - 2009. - № 26-1.
2. Барабаш С.Б., Быкадоров И. А., Пудова М.В. Модели монополистической конкуренции: лидерство ритейлера при условии «свободы входа» // Вестник НГУЭУ. - 2016. - №4.
3. Неустроева С.В. Конкурентные стратегии компании по Майклу Портеру // Форум молодых ученых. - 2018. - №11-2 (27).
BUSINESS STRATEGIES IN CONDITIONS OF MONOPOLISTIC COMPETITION
P.V. Bulatskaya, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The article analyzes the features of monopolistic competition with an emphasis on the Dix-it-Stiglitz market model and Michael Porter's competitive strategies. Pricing mechanisms and business strategies based on product differentiation are considered, as well as the use of tools such as advertising, innovation and design to strengthen competitive advantages. The relationship between production efficiency, product diversity and consumer preferences is described. Special attention is paid to the role of sustainable design and the ESG concept in modern differentiation strategies.
Keywords: monopolistic competition, competitive strategies, economics, product differentiation, firm.