Научная статья на тему 'Стратегическое управление затратами и конкурентоспособность организации'

Стратегическое управление затратами и конкурентоспособность организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2111
763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление затратами и конкурентоспособность организации»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

В.П. Кустарев

Принципы экономической ответственности субъектов предпринимательской деятельности в рыночной экономике предопределяет сбалансированность финансовых источников с направлениями их использования, возмещения за счет выручки от реализации затрат на производство и формирования прибыли.

Анализ конкурентоспособности отечественных предприятий и процессов, происходящих на рынке, позволяет сделать вывод о том, что одним из основных путей повышения конкурентоспособности может быть грамотно поставленное на предприятии стратегическое управление.

Стратегия - это план, интегрирующий общие цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий конкурентов. Переходя от понятия «стратегия» к понятию «статегическое управление» или «стратегический менеджмент», под ними обычно понимают интегрированный управленченский подход, который объединяет элементы прогнозирования, планирования, реализации и контроля функционирования бизнес-стратегии.

Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии определения миссии, постановки целей и разработки стратегии. Успешные предпринимательские стратегии базируются на успешном конкурентном преимуществе. Несомненно, разработка и внедрение стратегии -основные управленческие функции.

Анализ научных работ и практики работы предприятий дает возможность выявить ряд факторов, влияющих на их конкурентоспособность и определить круг основных проблем в области обеспечения конкурентоспособности. Наиболее важными являются: неэффективные системы стратегического управления; низкое качество текущего управления затратами и практическое полное отсутствие стратегического анализа затрат в целях стратегического управления. Одним из путей решения поставленных проблем является формирование системы стратегического управления затратами (СУЗ) как основной составляющей стратегии организации.

Стратегическое управление затратами - это система приемов и методов, обеспечивающих определение (прогнозирование рационального уровня затрат на всех стадиях жизненного цикла товара, производимого предприятием, контроль за обеспечением необходимого уровня, регулирование уровня затрат в процессе производственного процесса и информационную поддержку при принятии всех управленческих решений, позволяющих формировать и реализовывать конкурентную стратегию предприятия.

Чем отличается стратегическое управление затратами? Это затраты и их анализ, рассматриваемые в более широком контексте, при котором становятся более ощутимыми, четко обоснованными и оформленными основные моменты стратегии организации. Здесь данные о затратах используются для разработки обобщенной стратегии организации и обеспечения ее выполнения, направленной на достижение цели работы и устойчивого преимущества организации перед конкурентами.

Управление затратами не является самоцелью, а должно обеспечивать разработку и выполнение деловой стратегии организации. С этой точки зрения стратегическое управление организацией - это непрерывный процесс, включающий:

• формулировку стратегии;

• распространение в организации информации о выработанной стратегии;

• выбор и реализация тактики для проведения в жизнь стратегической линии;

• разработку и внедрение методов контроля и регулирования по осуществлению практических шагов реализации тактики и, следовательно, успеха в достижении стратегических целей.

На первой стадии информация о прогнозируемом уровне затрат по видам продукции и видам деятельности предприятия является исходной для оценки стратегических альтернатив. Стратегии, которые не являются обоснованными по затратам в сравнении с предполагаемым доходом, не приведут к необходимой отдаче (прибыльности) и не могут считаться приемлемыми.

На второй стадии размер прогнозных затрат по видам деятельности и размерам доходов представляют собой один из важных путей, по которым выработанная стратегия распространяется в организации.

Позиции, приводимые в стратегическом плане, являются той информацией, на которую люди обращают внимание. Таким образом, обоснованные по доходности (прибыльности) позиции стратегии организации - это то, что является критическим для успеха принятой стратегии.

На третьей стадии должны быть разработаны конкретные тактические шаги, направленные на поддержание общей стратегической линии, которые затем должны быть сделаны. Бухгалтерский, стратегический учет и анализ уровня затрат и доходов должны являться одним из ключевых элементов при принятии решений о том, какие тактические программы будут наиболее эффективны с точки зрения достижения организацией своих стратегических целей.

На четвертой стадии применение эффективных методов контроля и регулирования по осуществлению практических шагов реализации тактики, в основном, держится на данных управленческого и бухгалтерского учета затрат на производство в сравнении с нормативными, плановыми сметами расходов и планами по доходам (прибыли). Для того чтобы принести максимальную пользу, эти инструменты должны быть точно вписаны в стратегический контекст организации.

В соответствии с данным определением и ключевой функцией СУЗ как основной составляющей обеспечения стратегического управления предприятием можно сформулировать основные принципы построения системы СУЗ.

1. Системность. Обеспечение необходимой информацией о затратах на всех стадиях стратегического управления предприятием.

2. Интегративность. Применение разнообразных способов и методов в процессе формирования, контроля, регулирования.

3. Иерахичность. Обеспечение информацией о затратах всех уровней иерархии управления предприятием.

4. Адекватность. Режим работы СУЗ должен совпадать с режимом работы системы стратегического управления предприятия и ее составных частей (подсистем).

5. Релевантность. Обеспечение менеджеров всех уровней управления только необходимой и достаточной информацией о затратах.

6. Надежность. Информация о затратах должна отражать реальный процесс работы организации в пространстве и времени.

7. Экономичность. Затраты на функционирование СУЗ должны быть достаточно минимальными.

8. Эффективность. СУЗ должна содействовать достижению минимально необходимого уровня затрат и принятию наиболее эффективных стратегических управленческих решений.

Таким образом, проектирование систем управления затратами предприятия должно учитывать стратегический контекст, в котором будут применяться эти системы. Подобные

системы должны учитывать технологии, организационную структуру, культуру и стиль управления предприятием.

Обобщая сказанное, можно сделать три вывода.

1. Стратегия управления затратами не является самоцелью, а служит средством для достижения стратегической цели организации.

2. Конкретные методы управления затратами должны рассматриваться с точки зрения той роли, которую они призваны сыграть для достижения стратегической цели организации.

3. При общей оценке стратегии затрат организации важна согласованность различных элементов стратегии организации.

Итак, стратегическое управление затратами (SCM — Strategic Cost Management) — это использование в управлении информации о затратах, которая четко ориентирована на стратегическое управление организацией.

Литература

1. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. Управление затратами на предприятии: Учебное пособие. 2-ое издание, пер. и доп. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003.

2. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб: Специальная литература, 2001.

3. Шанк Джон К., Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами: новые методы увеличения конкурентоспособности. СПб: Специальная литература, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.