Научная статья на тему 'Стратегическое управление в условиях неопределенности и высокой турбулентности'

Стратегическое управление в условиях неопределенности и высокой турбулентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1550
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / UNCERTAINTY OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ECONOMIC TURBULENCE / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков Н.И.

В данной статье рассмотрены проблемы стратегического управления в условиях неопределенности экзогенных параметров бизнес-среды. Раскрыто понятие экономической турбулентности и перечислены причины ее возникновения, выделены уровни неопределенности. Обосновано мнение о том, что нестабильность и неопределенность внешней среды как внутренний потенциал для возможности к дальнейшему развитию. Раскрыто влияние фактора неопределенности на выбор типа формируемой в организации стратегии с целью повышения конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND HIGH TURBULENCE

This article discusses the problems of strategic management in the context of uncertainty of exogenous parameters of the business environment. The notion of economic turbulence is disclosed and the causes of its occurrence are listed, and levels of uncertainty are identified. The author argues that the instability and uncertainty of the external environment as an internal potential for the possibility of further development. The influence of the uncertainty factor on the choice of the type of strategy formed in the organization with the purpose of increasing competition is disclosed.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление в условиях неопределенности и высокой турбулентности»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

И ВЫСОКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Н.И. Гладков, магистрант

Сибирская академия финансов и банковского дела (Россия, Новосибирск)

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы стратегического управления в условиях неопределенности экзогенных параметров бизнес-среды. Раскрыто понятие экономической турбулентности и перечислены причины ее возникновения, выделены уровни неопределенности. Обосновано мнение о том, что нестабильность и неопределенность внешней среды как внутренний потенциал для возможности к дальнейшему развитию. Раскрыто влияние фактора неопределенности на выбор типа формируемой в организации стратегии с целью повышения конкуренции.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, неопределенность внешней среды, экономическая турбулентность, стратегии развития.

Стратегический менеджмент - неотъемлемая составляющая современного процесса управления. Стратегический менеджмент направлен на формирование стратегии хозяйствующего субъекта в целях повышения ее экономической эффективности, конкурентных преимуществ, и предоставляет возможность при планировании дальнейшего развития на рынке необходимо учитывать экзогенные, быстро меняющиеся факторы внешней среды и превентивно готовить квалифицированные кадры в целях реализации стратегических возможностей, возникающих в кризис.

Традиционная модель разработки стратегии предполагает, что будущее предсказуемо, инструментарий данной модели основывается на оценке дисконтированного денежного потока. При этом моделирование будущих денежных потоков не учитывает фактора неопределенности.

Неопределенность организационно-экономической системы - это ситуация предполагающая возникновение множества альтернатив реализации неоднозначных событий или явлений, которые могут привести к различным (как позитивным, так и негативным) последствиям, сопровождающихся недостаточностью информации и отсутствием детерминированности развития. Таким образом, неопределенность внешней среды предполагает неполноту и неточность информации, ведущую к непросчиты-

ваемой многовариантности ожидаемого результата [1].

Турбулентность понимают и как особо сложную траекторию движения и национальной экономики, и отдельной фирмы в «вихревом потоке» разнообразных перемен, в котором им приходится постоянно выживать и обеспечивать поступательное движение вперед. Турбулентность означает крайнюю степень нестабильности глобальной экономической системы, когда вероятность достижения точки ее бифуркации и/или слома чрезвычайно высока. Турбулентность характеризуется всепроникающим риском в различных секторах -финансовом и реальном, способным вызвать деградацию и даже разрушение данной системы, новой конфигурацией передела глобального мира, ресурсов стран, усилением конфликта различных культур, развязыванием региональных вооруженных конфликтов [2].

Причины возникновения экономической турбулентности могут быть как экономического, так и неэкономического порядка (см. рисунок).

В настоящее время выделяют четыре уровня неопределенности:

1. абсолютно прогнозируемое будущее;

2. альтернативные варианты будущего;

3. интервальность возможных будущих вариантов;

4. тотальная непредсказуемость.

Рисунок 1. Причины возникновения экономической турбулентности

Для разных уровней неопределенности бизнес-структуры разрабатывают различные стратегии.

Аакер Д. выделил следующие основные задачи стратегического управления:

- будущее организации в перспективе представление ее положения и состояния как в плане внутреннего функционирования, так и в окружении внешних взаимосвязей;

- планирование развития организации, направленное на усиление конкурентоспособности продукции на рынке и занятие преобладающих позиций в выбранных рыночных сегментах;

- планирование, направленное на достижение поставленных целей, формирование новой и изменение старой стратегии [3].

Неопределенность параметров внешней среды повышает уровень риска недостижения стратегических целей организации и затрудняет оценку затрат и вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Организации «стараются получить представление о неопределенных условиях посредством анализа, пытаясь свести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной и согласно которой можно действовать» [4].

В условиях высокой степени неопределенности и нестабильности внешней среды, обусловленной глобализацией экономики, усложнением рыночного пространства, развитием конкуренции, экономическими санкциями, возрастает роль стратегического менеджмента для

адаптации бизнес-структур к вызовам внешней среды.

Новые возможности возникают, когда бизнес способен предпринимать четкие и своевременные действия упреждающего характера, мобилизовать свою организационную структуру, чтобы успешно противостоять турбулентности [1].

Основные компоненты процесса формулирования стратегии включают в себя выявление потенциальных возможностей и угроз во внешней среде компании, а также оценку рисков и возможных альтернатив. Прежде чем принимать какие-либо решения, необходимо исследовать сильные и слабые стороны организации в совокупности с имеющимися или доступными ресурсами, то есть объективно оценить способность компании использовать существующие в настоящее время возможности и противостоять рискам.

Для снижения неопределенности внешней обстановки организация может применять две общие стратегии. Она может реагировать приспособлением и изменением ее действий с целью добиться соответствия их обстановке (адаптивная стратегия), или же попытаться изменить обстановку так, чтобы она лучше соответствовала возможностям организации (формирующая стратегия).

Основная идея концепции адаптивных стратегий заключается в снижении рисков путем стратегической диверсификации.

Стратегия диверсификации предполагает распределение имеющихся у компании ресурсов с целью расширения

рынка сбыта, ассортимента выпускаемой продукции, снижения уровня затрат.

Формирующая стратегия нацелена на повышение вероятности воплощения конкретного варианта развития событий. Компания, реализующая формирующую стратегию должна активно формировать инновационное представление о будущем (в том числе о структуре отрасли, перспективных технологических стандартах), которое будет служить ориентиром для других участ-

жению отрасли к более стабильной и благоприятной ситуации.

В последнее время возник прагматичный подход к экономической турбулентности, так как из нее можно извлекать выгоды. Организациям необходимо рассматривать нестабильность и неопределенность внешней среды как внутренний потенциал для возможности к дальнейшему развитию, находить способы, которые помогут избежать угрозы, а не в качестве угрозы для ее развития.

ников рынка и способствовать продви-

Библиографический список

1. Волынская О.А. Сущность и причины неопределенности и риска / О.А. Волынская // Сборник материалов II МНПК «Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития». - Новосибирск: СГУПС. - 2015. - С. 3641.

2. Журавлёва Г.П., Манохина Н.В. Новые правила игры в условиях экономической турбулентности / Г.П. Журавлёва, Н.В. Манохина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013.- № 5 (49). - С. 2328.

3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Д. Аакер. Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

4. Королева Е.Д. Разработка стратегических ориентиров развития медиаорганиза-ции в условиях неопределенности внешней среды / Е.Д. Королева // Вестник Московского государственного университета печати. - 2015. - С. 186-193.

STRATEGIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND HIGH

TURBULENCE

N.I. Gladkov, graduate student Siberian academy of finance and banking (Novosibirsk, Russia)

Abstract. This article discusses the problems of strategic management in the context of uncertainty of exogenous parameters of the business environment. The notion of economic turbulence is disclosed and the causes of its occurrence are listed, and levels of uncertainty are identified. The author argues that the instability and uncertainty of the external environment as an internal potential for the possibility offurther development. The influence of the uncertainty factor on the choice of the type of strategy formed in the organization with the purpose of increasing competition is disclosed.

Keywords: strategic management, uncertainty of the external environment, economic turbulence, development strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.