Научная статья на тему 'Стратегическое управление промышленным предприятием'

Стратегическое управление промышленным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1151
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурсов С. В.

В статье раскрыта специфика среды предприятий промышленности и выявлены пространственно-временные характеристики инструментария ее исследования. Определены и обоснованы факторы, влияющие на эффективность стратегического управления промышленными предприятиями и выявлены его специфические черты, а также организационно-экономические предпосылки направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

In the article the specificity of environment of enterprises of industry is disclosed and spatial and temporary characteristics of toolset of its research are revealed. The major factors influencing efficiency of strategic management of industrial enterprises are defined and proved and its peculiar features in the production sphere are revealed, and also organizational and economic preconditions of direction of improvement of state regulation by business activity in the production sphere are revealed.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление промышленным предприятием»

УДК 504

С.В. Фурсов*

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье раскрыта специфика среды предприятий промышленности и выявлены пространственно-временные характеристики инструментария ее исследования. Определены и обоснованы факторы, влияющие на эффективность стратегического управления промышленными предприятиями и выявлены его специфические черты, а также организационно-экономические предпосылки направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства.

Ключевые слова: оценка, стратегия, промышленные предприятия, риск, производство.

Необходимость стратегического управления в промышленности определяется возрастанием роли управленческого фактора в процессе функционирования промышленных предприятий и потребностью повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.

В современных условиях промышленного производства система управления предприятием должна адекватно и своевременно реагировать на изменения как внутренней, так и внешней среды предпринимательской деятельности. Составной частью этой системы является стратегическое управление предпринимательской деятельностью, которое представляет собой процесс принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно функционирует. С этой целью конкретизирована специфика промышленного предприятия и понятие «стратегия предприятия», которую автор рассматривает как основную связующее звено между тем, чего предприятие хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. В статье определена роль стратегических решений как основы стратегического управления. Чаще всего это решения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, новой продукции, технологии, реструктуризацией производства, внедрением новых форм организации и оплаты труда, а также решения, связанные с изменениями организационно-правовой формы, выходом на новые рынки, диверсификацией, приобретением, слиянием или укрупнением организаций [1; 3].

Рассмотрены важнейшие категории стратегического управления промышленным предприятием, такие как «миссия» и «цель организации», на

основании которых приведена логическая модель механизма стратегического управления в функциональном, процессном, элементном разрезах, которые позволили сделать вывод, что стратегическое управление базируется на системном, ситуационном подходах, в которых должны быть учтены принципы и скорость развития элементов системы, а также степень влияния более крупных систем.

Кроме того, выделены стратегические задачи субъектов промышленного предприятия в современных экономических условиях. Они нацелены на использование различных видов и форм предпринимательской деятельности. Приведена их классификация по различным признакам: виду деятельности, форме собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам и др. Из приведенных форм в качестве ведущих автор выделяет производственное предприятие как имеющее определяющее значение в оценке современного состояния и дальнейшего развития промышленного производства и повышения его эффективности.

Решение проблем стабильного развития экономики различных регионов страны и повышения благосостояния населения России во многом определяется потенциалом развития регионов и, соответственно, состоянием и средой промышленных предприятий. Этот потенциал определяется как самостоятельная инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в конкурентно-состязательных условиях в регионах с вовлечением специфических факторов их развития для производства различных видов промышленной продукции. Успех предпринимательской деятельности в сфере производства зависит от эффективности организации производственных процессов, применения перспективных органи-

* © Фурсов С.В., 2012

Фурсов Сергей Викторович (fursov74@mail.ru), кафедра менеджмента Балтийского Федерального университета, 236041, Российская Федерация, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56.

зационных, технологических и технических решений, использования современных методов управления на основе стратегического инструментария [2].

Под средой промышленных предприятий понимается определенная система экономических и социальных характеристик, свойственных конкретному производству, и факторов, которые влияют на развитие субъектов предпринимательской деятельности, на потребителей и социально-инфраструктурную обустроенность соответствующих регионов и требуют принятия решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним.

Между предпринимательством в сфере производства и его средой существуют тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Внешняя среда предпринимательской деятельности формирует трудовой потенциал, уровень и качество жизни населения, что оказывает существенное влияние на результаты предпринимательской деятельности в сфере производства, которые, в свою очередь, формируют экономические и финансовые основы для устойчивого развития промышленных предприятий.

Проведенный анализ промышленности в России показал, что основными факторами, препятствующими ее развитию в сфере промышленного производства, наряду со сдерживающим воздействием государственных структур на рыночные механизмы саморегулирования, является недостаточное использование предпринимательскими структурами инструментария стратегического управления. Несовершенство механизма стратегического управления предпринимательской деятельностью в сфере производства отрицательно сказывается на организации процессов создания конкурентоспособной продукции и качественных производственных услуг, создает преграды для привлечения инвестиций в организацию производственных процессов на отечественных промышленных предприятиях.

Рассмотрены и проанализированы факторы внутренней и внешней среды промышленных предприятий, что дало возможность сделать вывод относительно разработки финансовой или инвестиционной стратегии развития предприятий в сфере производства. В статье определено, что предпринимательский успех оценивается такими финансовыми показателями, как цена предприятия, денежный поток и рыночная стоимость.

Активы предприятия, выраженные в стоимостной форме, называются его стоимостью, или его ценой. Вполне закономерно говорить, что чем выше цена субъекта предпринимательской деятельности, тем выше достигнутый предпринимательский успех.

Вторым показателем является денежный поток, показывающий величину роста стоимости фирмы за определенный период:

Пд = П-Н+А(+/-)П, (1)

где Пд — величина денежного потока; Пб — прибыль до налогообложения; Н — налоговые платежи; А — амортизационные отчисления; П — прочие поступления, выплаты.

Следующим показателем предпринимательского успеха служит рыночная оценка стоимости фирмы. В стратегическом управлении она характеризует наиболее точное отражение реальной стоимости фирмы с учетом перспектив ее развития. Любое изменение в политической, экономической, финансовой жизни мгновенно сказывается на стоимости фирмы и, следовательно, на величине предпринимательского успеха. Для акционерного общества он определяется по зависимости:

Ор = еКр, (2)

где Ор — оценка рыночная; К. - количество акций /-го вида; Р. — рыночная стоимость /-го вида акций.

Для определения стоимости фирмы на основе экспертного способа можно использовать выражение:

О =па,с, (3)

э д* о7 4 '

где Оэ — оценка экспертная; Пд — денежный поток прогнозируемый, среднегодовой; Со — срок окупаемости (годы) по сделкам, связанным с приобретением фирм.

Кроме того, показано, что важной составляющей результативности предпринимательской деятельности в сфере производства выступает постановка системы стратегического управления на основе широкого использования стратегического инструментария.

На основе анализа современного состояния предпринимательской деятельности в сфере производства доказано, что ее состояние неразрывно связано с развитием промышленного производства. Сегодня это довольно сложный, противоречивый процесс. В объеме производства и в формировании ВВП удельный вес предпринимательства пока незначителен. Поэтому его государственная поддержка крайне необходима и будет способствовать стимулированию рыночных механизмов в эффективном использовании производственных ресурсов, оптимизации и совершенствованию производственных процессов, насыщению рынка конкурентоспособной продукцией, а также позволит закрепить положительную тенденцию, которая наметилась в его стабилизации, придать ему динамику дальнейшего развития. Следует также ориентироваться на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в сфере производства, которая должна активизировать структурную перестройку экономики, и особенно ее управления, на основе рыночных механизмов с учетом

96

Основы экономики, управления и права №6 (6)

специфики рынка и социально-экономического развития страны. Поэтому повышению эффективности предпринимательской деятельности, ее роли в развитии и совершенствовании субъектов предпринимательской деятельности в сфере производства на инновационной основе должны предшествовать разработка и обоснование современного механизма стратегического управления на основе учета факторов как внешней, так и внутренней среды [4].

В статье выделены основные компоненты стратегического управления как инструмента управления предпринимательской деятельностью в сфере производства, а именно: стратегия, потенциал, конкурентоспособность и факторы, влияющие на них: экономические, технико-технологические, организационные, социальные.

Для придания целенаправленности проводимых на различных уровнях управления мероприятий по дальнейшему развитию субъектов предпринимательства в сфере производства и повышения его эффективности, их обоснования и последующего принятия решений необходимо использовать методы стратегического планирования, тем более что любая предпринимательская деятельность должна иметь в своей основе специально разработанный стратегический план.

Стратегическое планирование сегодня становится все актуальнее для субъекта предпринимательства в сфере производства в связи с тем, что необходимо выдержать жесткую конкуренцию, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Это одна из основных функций управления, которая представляет собой процесс выбора цели деятельности организации и путей ее реализации. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия всех управленческих решений, определяет функции организации, мотивации и контроля, ориентируя на разработку стратегических планов, их оценку и направления дальнейшей корпоратизации производства.

Стратегическое планирование предпринимательской деятельности в сфере производства заключается в следующих основных мероприятиях: анализе состояния производства — его возможностей, сильных и слабых сторон (производство, технология, организационная структура, финансы, социальная сфера, экология); оценке экономической целесообразности предпринимательской деятельности (методы и формы организации); определении возможных направлений поиска и путей решения вопросов, связанных с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; выборе и обосновании оптимального варианта предпринимательской деятельности; оформлении и согласовании стратегического плана предпринимательской деятельности.

Особое внимание в период нестабильности глобальной экономики необходимо уделять стимулированию развития малого бизнеса в сфере производства, которое содействует внедрению передовых организационных, технологических и технических решений, повышению эффективности производственных процессов. На основе анализа показателей развития малых предприятий сделан вывод, что процесс становления малого бизнеса в России проходит в условиях высокомонополизи-рованной структуры экономики, что создает серьезные препятствия для развития малых форм предприятий в сфере промышленного производства и отрицательно сказывается на уровне качества выпускаемой промышленной продукции.

Одним из условий сбалансированности и эффективности функционирования рыночной экономики является оптимальное соотношение между количеством малых, средних и крупных предприятий. Однако проанализированные данные, характеризующие масштабы и отдачу от малого бизнеса, позволили сделать вывод об отсутствии, на сегодняшний день стратегической линии в отношении организации малого бизнеса и особенно управления им.

Предпринимательская деятельность направлена на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществление коммерческих операций, предоставления услуг с учетом интересов производителя и потребителя с целью получения первым прибыли. Проведенные исследования показывают, что с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности необходимо рациональное сочетание рыночных методов саморегулирования и стимулирования производства с государственным регулированием, что способствует достижению стратегических экономических и социальных целей развития производства повышению эффективности его организации, рациональному использованию существующих материально-технических ресурсов, привлечению дополнительных инвестиций в сферу промышленного производства.

Анализ ситуации на рынке товаров и услуг позволил сделать вывод о том, что становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в условиях производства в России будет идти путем создания значительного числа малых и средних предприятий, а также крупных корпоративных хозяйственных систем, которые играют роль экономического и научно-технической интегратора. Малые предприятия не требуют больших капиталовложений и способны быстро и мобильно реагировать на изменения макросреды. Их становление должно способствовать росту занятости, рациональному использованию труда в производстве, расширению ассортимента товаров и услуг,

активизации предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается создавать коммерческие структуры, которые способны взять на себя, наряду с финансово-экономическими функциями, информативные, консультационные, создать фонды финансовой помощи новым предприятиям, учитывать опыт развитых стран по ускорению решения организационных и регистрационных вопросов. Особенно важным в этом процессе является анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков и механизм диагностики целей конкурента. Для этого отдельные подразделения производственного и сбытового направлений производства должны иметь целевую ориентацию по условиям возможной его диверсификации в перспективе.

Библиографический список

1. Анпилов С.М. Современный подход к устойчивому развитию предприятия // Основы экономики, управления и права. 2012. №1 (1). С. 53—57.

2. Бородин А.И., Когугуева М.Н. Сравнительная характеристика современных моделей развития корпораций // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. №4 (33). С. 147-152.

3. Верченко Ю.К., Бородин А.И. Финансовая стратегия предприятия в современных условиях // Вестник ВСГУТУ. 2012. № 4 (39). С. 123-128.

4. Зелева Ю.В. Эффективное стратегическое управление промышленными предприятиями России в условиях рыночной экономики: (макро- и микроуровень): монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. 175 с.

S.V. Fursov* STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

In the article the specificity of environment of enterprises of industry is disclosed and spatial and temporary characteristics of toolset of its research are revealed. The major factors influencing efficiency of strategic management of industrial enterprises are defined and proved and its peculiar features in the production sphere are revealed, and also organizational and economic preconditions of direction of improvement of state regulation by business activity in the production sphere are revealed.

Key words, assessment; strategy; industrial enterprises; risk, production.

* Fursov Sergey Viktorovich (fursov74@mail.ru), the Dept. of Management, Baltic Federal University, Kaliningrad, 236041, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.