Научная статья на тему 'Стратегическое управление производством в менеджменте предприятия'

Стратегическое управление производством в менеджменте предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1396
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕЛИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СИСТЕМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Мария Сергеевна, Хаматнурова Елена Николаевна

Стратегическое управление на предприятии является одной из важнейших задач его руководства. Не имея плана стратегического управления, деятельность предприятия не будет прогнозируема, направляемая только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Являясь центральным ядром организации, производство в современных условиях требует грамотного спланированного стратегического подхода. Как объект управления производство является динамично развивающейся системой, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Адекватная и эффективная деятельность подразделений требует четкого и целенаправленного взаимодействия с внутренней и внешней средой каждого подразделения, спланированного стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление производством в менеджменте предприятия»

Стратегическое управление производством в менеджменте предприятия Strategic management of the production in the company's management

Филиппова Мария Сергеевна Без степени, без звания/

Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского

политехнического университета/ Уральское отделение Российской Академии Наук, институт экономики

marria2005@rambler.ru

Хаматнурова Елена Николаевна, Канд.пед.наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского

политехнического университета, Khamat_e@mail.ru

Аннотация/ Abstract

Стратегическое управление на предприятии является одной из

важнейших задач его руководства. Не имея плана стратегического управления, деятельность предприятия не будет прогнозируема, направляемая только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев.

Являясь центральным ядром организации, производство в современных условиях требует грамотного спланированного стратегического подхода. Как объект управления производство является динамично развивающейся системой, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Адекватная и эффективная деятельность подразделений требует четкого и целенаправленного взаимодействия с внутренней и внешней средой каждого подразделения, спланированного стратегического управления.

Strategic management of the enterprise is one of the most important tasks of its administration. Not having a plan of strategic management activities of the company will not be predictable, guided only by unsystematic external influences and internal managerial decisions .As the central core of the organization,

production in the current conditions requires well-planned strategic approach. Production as a subject to control is a dynamic developed system whose elements are interrelated and interdependent. Adequate and effective work of departments requires a clear and purposeful interaction with internal and external environment of each department, as well a planned strategic management.

Ключевые слова / Key words

Стратегическое управление, производство, конкурентная среда,

эффективность, цели, принятие решений, системность.

Strategic management, production, competitive environment, effectiveness, goals, decision making, consistency.

В прошлом, многие фирмы могли успешно функционировать, обращая основное внимание на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и задача рационального использования потенциала в текущей деятельности не снимается, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечит адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде. Действие рыночных механизмов, регулирующих сегодня взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, работающими в условиях мировой глобализации и агрессивной конкурентной среды, определило значимость стратегического управления, обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов. Соответственно, сегодня вопрос эффективного управления промышленным предприятием в условиях быстро меняющейся конкурентной среды приобретает особую актуальность.

Определимся с основной терминологией исследования. На сегодняшний день существует множество определений стратегического управления, что объясняется многоаспектностью понятия, высокой изменчивостью внешней среды, которая детерминирует необходимость уточнять, дополнять и актуализировать термин.

Для начала исследуем понятие «стратегия».

В философской энциклопедии стратегия трактуется, как - «форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий». [1]. Как видим такое понятие термина может найти применение практически в любой отрасли гуманитарного знания.

В менеджменте, стратегия - это «общий план достижения главной цели, предполагающий определение направлений, куда будут использованы ограниченные ресурсы (человека, организации). Результатом стратегических решений должно быть появление долговременных конкурентных преимуществ (у личности, компании)». [2]

Конкретизировать понятие стратегии к бизнесу можно следующим образом: Стратегия бизнеса (фирмы, предприятия) это «согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы (предприятия) и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия» [3].

Термин «стратегическое управление» впервые употребляется во второй половине 20 века в США, для отделения уровня управления на предприятии: стратегическое управление осуществляется на высшем уровне руководства, текущее - на уровне производства. Изменения в условиях ведения бизнеса обусловили необходимость разграничения терминов. Родоначальником идей стратегического управления предприятием считают Игоря Ансоффа. Впервые он излает их в своих трудах в 1965 г. Продолжают и расширяют идеи Ансоффа такие авторитетные исследователи, как Томпсон А.А. и Стрикленд А.; Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д.; Шендел Д., Хаттер К., Хиггинс Дж., и др.

Обратимся к определениям, признанных авторов в области теории стратегического управления. Шендел и Хаттер рассматривали стратегическое управление как процесс определения связи организации с ее

внешним окружением. Этот процесс состоит в реализации поставленных целей, в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов. Он позволяет организации и ее подразделениям действовать эффективно и результативно [4]. По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» [5, С. 3]. Данный ряд определений не является исчерпывающим: есть определения, в которых указывается на отличия стратегического управления от «обычного», в части определений акцентируются те или иные особенности стратегического управления.

Сегодня стратегия - это один из необходимых атрибутов эффективного ведения бизнеса. Как показывает практика, в условиях конкурентной борьбы ни одна компания не может успешно существовать без ее четкой формулировки.

Если же говорить об определении понятия «стратегия» в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации - это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. А, в свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом.

Таким образом, стратегический менеджмент можно охарактеризовать как формирование руководством организации процесса постановки стратегических целей, выработки и реализации непосредственно самой стратегии, а также своевременной и целесообразной корректировки стратегических целей и реализации самой стратегии. Говоря об основных преимуществах, которые дает организации применение на практике стратегического менеджмента, можно выделить следующие ключевые моменты:

- Нацеленность на генеральную стратегию всех ресурсов организации.

- Ориентация менеджеров на оперативное реагирование на изменения экономической ситуации, возникновение новых возможностей и потенциальных угроз.

- Применение однозначных и адекватных критериев для оценки различных вариантов вложения средств как в проекты, так и в развитие персонала.

- Принятие решений, основанных на принципе системности на всех уровнях управления организацией.

Если раньше считали, что более крупные организации имеют больше шансов победить в конкурентной борьбе, нежели средние и мелкие, то в настоящее время все чаще приходим к выводу, что более конкурентоспособным окажется более быстрый. К возрастанию роли стратегического управления привели такие факторы современной действительности, как динамичные изменения во внешней среде организации, глобализация бизнеса, трансформация позиции потребителя, появление новых потребностей, рост конкуренции за ресурсы, возникновение новых, порой неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных коммуникаций, доступность современных технологий и др.

Стратегический менеджмент, основной задачей которого является построение платформы для будущего организации, позволяет:

- формулировать возможные стратегии организации на рациональной основе и определять, в какой мере подходит та или иная стратегия;

- находить альтернативные способы развития бизнеса, и выбирать оптимальные из них;

- развивать умение ориентироваться и предвидеть возможные последствия принимаемых решений;

- размещать ресурсы организации более эффективно и грамотно;

- понимать и учитывать природу и значение рисков и неопределенностей в развитии бизнеса;

- использовать системный подход в решении организационных проблем, развивать на этой основе более эффективное управление;

- связывать в единый комплекс в рамках организации как целого процессы коммуникации, координации и контроля;

- стимулировать мотивацию и инициативность сотрудников, определять миссию организации, понимать значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

- преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Практика бизнеса показывает, что не может существовать единой для всех компаний стратегии, как не может существовать единого универсального стратегического управления. Каждая компания уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой уникален, так как он детерминирован позицией компании на рынке, динамикой ее развития, ее потенциалом, поведением конкурентов, характеристиками производимого продукта, состоянием экономики, культурной средой и другими факторами. Вместе с тем выработаны обобщенные принципы осуществления стратегического управления. Не следует забывать, что стратегическое управление - это в первую очередь продукт творчества топ-менеджеров, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет эффективно осуществлять управление организацией.

В условиях современного рынка именно стратегический лидер, на основе нестандартного мышления, предпринимательского творчества и инновационного характера действий, будет определять направление роста, предпосылки этого роста, потенциальный успех организации.

К основным отличительным особенностям стратегических решений отнесем следующие:

- инновационный характер;

- ориентация на перспективные цели и возможности;

- сложность формирования при неопределенном числе стратегических альтернатив;

- субъективность оценки;

- высокая степень риска и необратимость.

По сути, стратегическое управление руководством реализуется при ответе на 3 определяющих вопроса: 1.В каком положении в настоящее время находится предприятие? 2. В каком положении через К-ое количество месяцев оно хотело бы находиться? 3. Каким способом можно реализовать переход из положения (1) в положение (2)?

Исходя из вышесказанного, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития предприятия на основе непрерывного контроля и оценки изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях динамичной внешней среды.

Стратегический менеджмент, таким образом, базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Среди данных принципов выделяют следующие:

1. Научность в сочетании с элементами искусства. Руководитель в своей деятельности использует знания множества отраслей, но в то же время, должен постоянно импровизировать, подбирать индивидуальные подходы к ситуации, пользоваться искусством ведения конкурентной борьбы, уметь найти выход из затруднительных ситуаций, сосредоточиться на основных проблемах, выделить ведущие достоинства своей организации.

2. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии всегда должны быть ориентированы на выполнение глобальной цели организации.

3. Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения изменений в ранее принятые решения или их пересмотр в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

4. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой.

5. Создание необходимых условий для реализации стратегии. Процесс стратегического управления должен включать формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления. [6]

Соблюдение данных принципов отвечает стратегии поведения любого предприятия в рыночных условиях. Стратегическое планирование, представляя собой многоаспектный вид работы, направлено на формирование и поддержание устойчивого конкурентного преимущества предприятия путем: адаптации деятельности хозяйствующего субъекта к постоянно меняющимся условиям внешней среды, управления целями предприятия и максимально эффективному использованию возможностей и достижений на основе учета взаимодействия внутренних и внешних экономических процессов.

Однако, необходимо отметить, что возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, указывающих на то, что и этот тип управления, как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач. Ограничения сформулированы О.С. Виханским и А.И. Наумовым в следующем порядке:

1. Стратегическое управление в силу своей сущности не дает и не может дать точной и подробной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации - это не подробное описание ее внутреннего состояния и ее положения во внешней среде, а пожелание того, в каком состоянии в будущем должна находиться организация, какую позицию она должна занимать на рынке, какую организационную культуру иметь, в какие деловые круги входить и т.п.

- 2. Стратегическое управление не сводится к набору правил, процедур и схем. У него нет теории, предписывающей алгоритм решения определенных задач. Стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется по-своему. Несомненно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии.

- 3. Стратегическое управление требует огромных усилий и больших затрат времени и ресурсов для начала осуществления этого процесса. Требуется введение и осуществление стратегического планирования, которое существенно отличается от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Возникает необходимость создания служб, отслеживающих внешнее окружение и включение организации в среду.

4. Стратегическое управление резко усиливает негативные последствия ошибок предвидения. В условиях, когда в короткие сроки создаются новые продукты, существенно меняются направления капиталовложений, неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации.

5. Стратегическое управление в качестве важнейшей составляющей провозглашает реализацию стратегического плана. Это требует в первую очередь создания организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создания систем мотивации и организации труда, создания определенной гибкости в организации и т.п. Организация в принципе не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее создана пусть даже и очень хорошая подсистема стратегического планирования, но при

этом нет предпосылок или возможностей для выполнения стратегии [7, С. 184-185].

Заключение

Таким образом, процесс стратегического управления предприятием представляет собой достаточно сложный и многоаспектный вопрос, занимающие значительное место в менеджменте всего предприятия. Науке известно множество определений понятия «стратегическое управление», что объясняется многогранностью данного понятия, а также высокой динамикой внешней среды, которая вынуждает специалистов уточнять, дополнять и актуализировать данный термин.

Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе постоянного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Руководствуясь этим, предложено следующее определение стратегического управления промышленного предприятия: Стратегическое управление промышленного предприятия - это многоаспектный вид работы, на основе миссии и целеполагания принимаемых менеджментом решений по формированию и поддержанию устойчивого конкурентного преимущества предприятия путем адаптации деятельности хозяйствующего субъекта к постоянно меняющимся условиям внешней среды, максимально эффективному использованию возможностей и достижений на основе учета взаимодействия внутренних и внешних экономических процессов, конечной целью которого является максимизация прибыли собственников и увеличение стоимости бизнеса.

Соответственно, выстраивая грамотную стратегию управления, предприятие может поддерживать эффективность хозяйственной деятельности на высоком уровне, сохраняя при этом конкурентоспособность на рынке, максимизируя потери производства и

увеличивая стоимость бизнеса. Таким образом, роль стратегического управления не может быть недооценена, если предприятие стремится к устойчивому положению.

Библиографический список

1. Кемеров В. Философская энциклопедия. - М.: Панпринт, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terme.ru/dictionary/183/word/strategija. - дата обращения (01.10.2013).

2. Глоссарий по менеджменту, проект perfekt.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vocable.ru/dictionary/776/word/strategija.

- дата обращения (01.10.2013).

3. Стратегия бизнеса. Справочник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/Лопатников/Стратегия бизнеса - дата обращения (01.10.2013).

4. Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972

5. Higgins J.M. Organizational Policyand Strategic Management: Textand Cases. 2nded. Chicago, The Drydent Press, 1983

6. Кушнир И.В. Стратегический менеджмент[Электронный ресурс].

- Режим доступа : http://be5.biz/ekonomika/m017/toc.htm. - дата обращения 02.10.2013

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.