Научная статья на тему 'Стратегическое управление предприятием'

Стратегическое управление предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2120
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМ / BUSINESS MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / INSTRUMENTS OF STRATEGIC MANAGEMENT TO THE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кавенькин А.А.

Существование инструментов стратегического управления предприятием должно обеспечивать организации получение прибыли и эффективное функционирование, в связи с этим, необходимо понимание сущности такого управления предприятием и знание разработанных инструментов, которые помогут своевременно диагностировать появляющиеся проблемы и вырабатывать направлениях их решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC BUSINESS MANAGEMENT

Existence of instruments of strategic business management has to provide the organization profit and effective functioning, in this regard, the understanding of essence of such business management and knowledge of the developed tools which will help to diagnose in due time appearing problems is necessary and to develop the directions of their decisions.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление предприятием»

УДК 005.521

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

А. А. Кавенькин Научный руководитель - О. В. Пацук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: artem-.93@mail.ru

Существование инструментов стратегического управления предприятием должно обеспечивать организации получение прибыли и эффективное функционирование, в связи с этим, необходимо понимание сущности такого управления предприятием и знание разработанных инструментов, которые помогут своевременно диагностировать появляющиеся проблемы и вырабатывать направлениях их решений.

Ключевые слова: управление предприятием, стратегическое управление, инструменты стратегического управления предприятиям.

STRATEGIC BUSINESS MANAGEMENT

A. A. Kavenkin Scientific Supervisor - О. V. Patsuk

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: artem-.93@mail.ru

Existence of instruments of strategic business management has to provide the organization profit and effective functioning, in this regard, the understanding of essence of such business management and knowledge of the developed tools which will help to diagnose in due time appearing problems is necessary and to develop the directions of their decisions.

Keywords: business management, strategic management, instruments of strategic management to the enterprises.

Не бывает стратегии, единой для всех предприятий, как и не бывает единого общего, стратегического управления, которое базируется на человеческом потенциале, ориентируется на производственную деятельность, на запросы потребителей, элементы организации. Оно также реагирует и проводит вовремя изменения на предприятии, отвечающие вызову со стороны общества и позволяющие добиваться победы конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме достичь своих целей, выживать в долгосрочной перспективе. Объектами стратегического управления, являются предприятия, а также функциональные зоны и стратегические хозяйственные подразделения [1]. Предметом стратегического управления будут выступать:

1) проблемы, которые прямо связаны с генеральными целями предприятия;

2) проблемы и решения, связанные с тем или иным элементом предприятия, если он нужен для достижения поставленных целей, но в настоящее время, имеется в неполном объеме или отсутствует;

3) проблемы, связанные с внешними, неуправляемыми аспектами.

Сущностью стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд организационных и трудовых стратегий, а также взаимосвязанных конкретных предпринимательских стратегий [2]. Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих задач:

1. Постановка целей и формулирование миссии. В пределах этой задачи будет формироваться миссия предприятия, что выражает смысл существования и предназначение предприятия. Далее определяются цели предприятия, происходит обеспечение целенаправленности всей деятельности

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

предприятия. Формирование миссии и установление целей предприятия приводят к тому, что выявляется, для чего функционирует предприятие, и к чему оно будет стремиться.

2. Разработка стратегии. После того, как определены миссия и цели, наступает выбор стратегии и этап анализа. На данном этапе стратегии будет приниматься решение по поводу того, какими средствами предприятие будет добиваться своих целей. Анализируются сильные и слабые стороны предприятия, выявляются: ключевые аспекты успеха, возможные угрозы и новые возможности для дальнейшего развития предприятия, а также оцениваются другие варианты стратегий.

3. Формулировка стратегического видения предприятия. В пределах этой задачи анализируется формирование благоприятной среды функционирования предприятия. Происходит анализ влияния внешней среды, которая включает в себя изучения влияния политических процессов, экономических, научно-технического и технологического развития сферы общества, социальной и культурной составляющей сферы общества, природной среды и ресурсов. Далее анализируется состояние внутренней среды, которая содержит в себе потенциал, на который может рассчитывать предприятие в будущем для достижения своих целей в конкурентной борьбе.

4. Внедрение, реализация стратегии. Суть данной задачи заключается в формировании необходимых условий для успешной реализации стратегии, которая предполагает проведение стратегических изменений на предприятии. Распределяется ответственность за выполнение задач, принятие решений, определяется политика предприятия, выбор системы управления организацией.

5. Оценка деятельности, корректировка и отслеживание изменений. Данная задача определяет, как и по каким показателям проверять оценку состояния контролируемого предприятия в соответствии с принятыми стандартами и другими показателями, и нормативами. Также происходит выявление причин отклонений, если таковые имеются в результате проведенной оценки и реализация корректировки, если она необходима и возможна.

Таким образом, значение стратегического управления состоит в осуществлении и формировании стратегии развития предприятия на основе постоянного контроля и оценки осуществляющих изменений в его деятельности с целью поддержания способности к выживанию, а также эффективному функционированию в условиях нестабильной, внешней среды [3]. Для результативного стратегического управления принято использовать следующие инструменты:

1. SWOT-анализ - этот инструмент позволяет узнать оценку действительного положения и стратегических перспектив предприятия, получаемых в результате освоения сильных и слабых сторон фирмы, аспектов риска, рыночных возможностей. Данный инструмент показывает, насколько стратегия предприятия соответствует рыночным показателям, внутренним ресурсам, и не пора ли предприятию пересмотреть заключение о слабости того или иного ресурса, или иной угрозы.

2. SNW-анализ представляет собой инструмент, который проводит анализ слабых и сильных сторон предприятия. Внутреннюю среду организации принято рассматривать по трем значениям: сильная сторона, нейтральная сторона и слабая сторона. Таким образом, при SNW-анализе, все описанное про SWOT-анализ сохраняется, но при этом добавляется нейтральная сторона. Обычно данный инструмент применяют для более основательного анализа, освоения внутренней среды предприятия, после того, как проведён SWOT-анализ.

3. PEST анализ выделяет четыре основные группы. Текущим инструментом стратегического анализа, исследуются: политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды предприятия. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая контролирует механизм обращения денег в государстве и другие условия для получения основных ресурсов для деятельности предприятия. Анализ экономического аспекта внешней среды предприятия помогает понять, на каком уровне государства формируются, а также распределяются, основные экономические ресурсы. Социальный аспект внешней среды в наибольшей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения. Последним аспектом является технологическая компонента, которая позволяет выявлять цели в технологическом развитии являющиеся причинами изменений и появления новых товаров [4].

4. GAP-анализ является набором мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению. Это может быть несоответствие продукции структуре спроса, несоответствие продуктов, оценки товаров конкурентов. Данный анализ применяется в случаях, если текущие результаты, которые показывает предприятие, имеют некоторые расхождения с запланированными значениями в отрицательную сторону. Данный анализ позволяет показать существующую ситуацию и ту, которая должна быть достигнута. После определения ситуаций, разрабатывается план действий по достижению будущих целей. Как правило,

к этому анализу обращаются в том случае, если предприятие не успевает уложиться в свои стратегические цели.

5. Матрица Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ) хорошо зарекомендовала себя в стратегическом управлении. Может оказаться полезным для анализа портфеля предприятия. Сущность этой матрицы заключается в том, что составляют два базовых параметра, по которым анализируется товар: относительная доля рынка и рост собственного рынка [5].

Таким образом, управление предприятием превратилось в особый, отдельный вид деятельности, когда производственные и хозяйственные процессы усложнились, овладели большим числом объектов. Управление обычно устанавливает основные задачи: организовать совместные действия работников участвующих в этом процессе, вносит определенную направленность в производственный процесс, для того, чтобы достичь согласованности и координации действий исполнителей [6].

Библиографические ссылки

1. Дмитренко Г. А. Стратегический менеджмент. М. : МАУП, 2014.

2. Ансофф И. Стратегическое управление : учеб. пособие для вузов. М. : Экономика, 2012.

3. Петров А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия : учеб. пособие. М. : Изд-во СПбУЭФ, 2013.

4. Виханский О. С. Стратегическое управление. М. : Гардарики, 2012.

5. Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. М. : Изд-во СПбУЭФ, 2014.

6. Горлевский К. И., Кукарцев А. В., Огурченок И. В. Алгоритм управления инновационными бизнес-процессами предприятия ракетно-космической промышленности // Вестник СибГАУ. 2014. № 2(54). С. 158-164.

© Кавенькин А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.