Научная статья на тему 'Стратегическое управление: от искусства к научной дисциплине'

Стратегическое управление: от искусства к научной дисциплине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильнер Борис Захарович

Рецензия на книгу Катькало B.C. Эволюция теории етратегичеекого управления. СПб.: Изд-ий дом С.-Пе-тербургского гос. ун-та, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление: от искусства к научной дисциплине»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОТ ИСКУССТВА К НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Б.З. Мильнер

Рецензия на кишу Катькапо B.C. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд-ий дом С.-Петербургского гос. ун-та, 2006.

Монография B.C. Катькало вышла в свет во время, когда научный и практический интерес к проблематике стратегического управления в нашей стране, как и во всех развитых странах, достиг своей высшей отметки. Учебные курсы по данной научной дисциплине уже стали неотъемлемой частью университетского и послевузовского образования. Опубликованы сотни монографий, тысячи статей, на разных континентах регулярно проходят научные конференции, издается множество специализированных журналов, активно действуют профессиональные ассоциации.

Такой повышенный интерес вызван тем, что в современных условиях потенциал и весь инструментарий стратегического управления оказывают непосредственное воздействие на экономический рост, создание конкурентных преимуществ компаний и преодоление неопределенностей будущего. По своей роли, значимости и результативности, как никогда ранее, оно становится в один ряд с кардинальными переменами в технологии, информатизации, наукоемкости производства и продукции, в использовании интеллектуальных ресурсов. И не только становится в один ряд, но в решающей степени влияет на их наиболее полное освоение. И все это в условиях, когда на первый план выдвигается инновационный

процесс, обеспечивающий превращение нового знания в продуктовые или технологические нововведения.

Вместе с тем для проблем самого стратегического управления характерна необычайная сложность и неоднозначность, вытекающая из того, что не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как и не существует единого универсального курса действий. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

Питер Дракер в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» по этому поводу писал следующее: «Более ста лет - начиная с Дж.П. Моргана и Джона Д. Рокфеллера в Соединенных Штатах, Георга Сименса в Германии, Анри Файоля во Франции и Альфреда Слоуна в General Motors и заканчивая сегодняшним всеобщим восторгом от командного подхода к организации работы - мы искали единственно правильную организацию для наших компаний. Сегодня такого просто не может быть. Будут существовать только «организации», отличающиеся друг от друга примерно так же, как отличаются друг от друга различные «здания» - нефтеперегонный завод, кафедральный собор и жилой дом. Любая организация (и не только коммерческая) в развитых странах должны будут создаваться для конкретной задачи, времени и места (или культуры)».

К тому же новой стратегической задачей для компаний становится развитие предприятий в областях, имеющих иные характеристики, чем традиционные. Общество с относительно устойчивыми потребностями превратилось в общество потребителей с неопределенными и изменчивыми потребностями. Идет массированное движение в сторону «экономики знаний»: растет наукоемкость производства и продуктов, доминируют про-

ЭНСР Л» 3 (38) 2007

144

рывные технологии и использование интеллектуальных ресурсов. Настойчиво и неотвратимо национально-замкнутые экономики уступают место экономике глобальной.

Именно под углом зрения всех этих обстоятельств следует оценивать результаты исследований B.C. Катькало, изложенные в монографии по эволюции теории стратегического управления.

Книга эта подводит итоги многолетней, в высшей степени плодотворной работы и отличается использованием огромного исходного материала, безусловной полнотой в привлечении мало с чем сравнимого множества отечественных и зарубежных источников, творческим решением злободневных проблем теоретического и прикладного характера. Можно утверждать, что и по охвату малоисследованных вопросов, и по глубине их анализа и разработки, и по развернутой аргументации предлагаемых решений мы имеем дело с работой, которая окажет серьезное влияние на развитие науки управления.

Сразу же хотелось бы обратить внимание на логически обоснованное построение монографии, позволившее недвусмысленно очертить проблему стратегического управления, выявить причинно-следственные связи, взаимозависимости и позитивные изменения в понятийном аппарате, в предмете и концептуальных моделях этого раздела науки управления под влиянием меняющихся условий.

Весьма плодотворным и результативным оказался четырехэтапный процесс исследования, охватывающий примерно вторую половину XX века и позволивший выявить, определить и тщательно проанализировать десятки идей, теорий, понятий, рассмотреть их изменение под влиянием перемен во внешней среде.

Перечень теорий, относящихся к последним десятилетиям и рассмотренных автором, достаточной большой и впечатляющий. Это - теории «стратегии фирмы», «корпоративной стратегии», «стратегического планирования», «экономической эффективности стратегий», «типовых конкурентных страте-

гий». Здесь и теоретические разработки «внешнего контроля фирмы», «ресурсной базы фирмы», «организационных способностей». К новейшему периоду, судя по литературе, можно было бы отнести теории предпринимательства, экономической эволюционной теории, сетевой организации и т.п. Американский ученый Гарольд Кунтц, активно работавший в 60-90-х гг. прошлого столетия, свою известную статью о теоретических проблемах управления назвал «Джунгли теорий управления», а наш современник Минцберг своей опубликованной работе дал заголовок «Стратегические сафари»...

Можно утверждать, что автор рассматриваемой монографии преодолел большую «мозаику» теорий, пройдя путь от «стратегии как искусства» к «стратегии как научной дисциплине», путь от Чандлера и Ансоффа до Тиса и Чезборо, от Эндрюса и Кристенсена до Прахалада и Хамела.

Названные материалы и выводы исследования, относящиеся во многом к сложившимся научным представлениям прошлого века, и поныне не утратили своего значения, как в теоретических модельных построениях, так и на практике.

Поэтапное рассмотрение эволюции теории и множества постулатов, систематизация «школ стратегий» позволили автору подойти к обоснованию для стратегического управления статуса самостоятельной научной дисциплины, развивающейся на собственной основе. Из этого автор и выводит понимание фирмы как основной единицы анализа природы и механизмов устойчивых конкурентных преимуществ. Анализируя признаки уникальности отдельно взятых фирм, диссертант развернуто доказывает при этом необходимость установления общих закономерностей «соответствия» фирмы и ее среды и даже их «взаимного приспособления», общего переноса с фирмы на ее окружение акцента в анализе факторов внешних стратегий.

В своих публикациях последних лет автор представил российскому читателю, в сущности впервые, неизвестные ранее многие

ЭНСР № 3 (38) 2007

145

исследования и концептуальные разработки по теории стратегического управления. Каждый автор отдельно взятой теории рассматривал ее автономно, как самоцель, как самодовлеющее направление, а не как одну из версий теоретических рассуждений.

Проведенная B.C. Катькало систематизация привела автора к новому и важному шагу в исследовании - к возможности синтетического подхода в использовании экономической и организационной теорий фирм, к междисциплинарному рассмотрению процессов стратегического управления и формирования конкурентных преимуществ. Благодаря этому теория стратегического управления, на мой взгляд, обогащается инструментарием, позволяющим определять причины устойчивых различий в экономических результатах деятельности фирм. И это в монографии было сделано и с научной строгостью, и с привлечением многих примеров.

Давая оценку монографии B.C. Катькало, считал бы целесообразным выделить в дополнение к сказанному четыре, на мой взгляд, наиболее важных области исследований, в которых автор добился весьма заметных результатов, имеющих общенаучное значение. Это -развитие ресурсной теории организации, концепция динамических способностей компании, ключевая сфера компетентности корпорации и организационные структуры будущего, обеспечивающие реализацию стратегий. Дальнейшее развитие ресурсной теории организации можно увидеть в том, что применительно к стратегическому управлению она объясняет создание, использование и возобновление конкурентных преимуществ в терминах ресурсов фирм. Впервые в российской литературе автором проведено подробное сравнение основных понятий ресурсной концепции.

Нужно учитывать, что отдельные аспекты ресурсного обмена непосредственно изучают такие отрасли знания, как общий менеджмент и все его разделы, маркетинг, логистика, правоведение, информатика, экология, лингвистика, деловая этика, психология. B.C.

Катькало правильно полагает и показывает, как синтезу этих направлений в единую научную систему содействует ресурсная теория организации.

В работе показано, что различия в фирмах вызваны различиями в ресурсах, которыми управляют фирмы и которые необходимы им для реализации своей стратегии. Ресурсы распределены среди фирм неравномерно, что и является причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании. Если конкурентное преимущество фирмы основано на владении какими-либо ресурсами, то она делает попытки блокировать или замедлять распространение таких ресурсов среди других компаний. Книга содержит целый ряд группировок и классификаций, опирающихся на использование разных критериев, что позволяет ориентироваться в условиях движения и использования ресурсов.

В работе подчеркиваются два важнейших, заслуживающих поддержки отличия стратегического мышления на основе ресурсного подхода: приоритет создания ценности, а не минимизации издержек, а также акцент усилий не на подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а на создание собственных, труднокопируемых другими фирмами компетенций как залога лидерства в бизнесе. Добавим и то, что автор защищает позицию, согласно которой ключом к прибыльности является не повторение модели поведения других фирм, а использование различий между ними.

Другая область исследований, где достигнуто заметное продвижение - это концепция динамических способностей компании, приближающая по своей сути создание целостной модели стратегического управления. Эта концепция полнее других отражает характерный для современной инновационной экономики переход от традиционных управленческих (минимизация издержек) к предпринимательским (создание новой ценности) механизмам обеспечения конкурентных преимуществ фирм.

В этой связи заслуживает поддержки стремление автора произвести новаторский

ЭНСР № 3 (38) 2007

146

синтез в рамках единой концепции динамических способностей разных экономических теорий фирмы (эволюционной, трансакцион-ной, ресурсной) и концепций организационного обучения, предпринимательства и лидерства. Это и образует динамические способности фирмы, это ее потенциал в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро меняющейся среде. Полезным является приведенный здесь же анализ дискуссий о понятии и механизме динамических способностей, а также о методологических преимуществах этой концепции и ее приложении к исследованиям стратегического управления в экономике знаний1.

По мнению автора монографии, стержневыми тезисами для данной области исследований стали следующие: 1) конкурентные преимущества фирмы связаны не столько с ее багажом знаний, сколько с ее способностями их создавать и обновлять, и 2) динамические способности есть главный механизм получения экономических выгод от знаний как активов.

В книге доказывается, что подход к управлению на основе динамических способностей компании открывает реальные перспективы целостного анализа различных аспектов стратегий фирмы. Особо акцентирует-

1 В последнее время концепция динамических способностей, рассматривающая в качестве источников устойчивых конкурентных преимуществ организационные способности опережающего распознавания и освоения новых возможностей бизнеса, явно усиливает свои позиции. Так, впервые изданная в 1997 г. работа Д. Тиса, Г. Пизано и Э. Шуен «Динамические способности и стратегическое управление» признана самой цитируемой в мире в период 1995-2005 гг. научной статьей по экономике и бизнесу. Такой вывод был сделан Science Watch (http:/www.sciencewatch.com), самым авторитетным в мире изданием, отслеживающим тенденции развития фундаментальных исследований. По его данным, за указанный период эта статья Тиса с соавторами имела 600 случаев цитирования.

ся внимание на новых и важнейших в настоящее время факторах долгосрочного успеха -предпринимательских аспектах менеджмента, управлении изменениями и конкуренции на основе знаний как активов.

Выводы автора, касающиеся концепции динамических способностей компании, вне сомнений, заслуживают поддержки. Возникший и развивающийся путем интеграции эволюционной теории, теории трансакционных издержек, концепций организационного обучения и организационных знаний данный подход, который можно считать системным, призван обеспечить действенность управления в интересах адаптации фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Это означает ориентацию на ускорение изменений в окружающей среде, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкую доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов.

Именно исходя из этого автор последовательно и детально раскрывает суть четырех организационных умений, охватываемых динамическими способностями фирмы:

• рутинизированных процессов управления инновациями;

• бизнес-интуиции и видения, необходимых для создания новых моделей;

• механизмов принятия верных инвестиционных решений;

• компетенции оркестрирования и управления трансакциями.

В этой же связи следует назвать и ту область исследований, которая изучается научной школой «ключевых сфер компетенции компаний» (работы этого направления впервые были опубликованы в начале 1990-х гг.). Речь идет о способности организации в целом успешно и на высоком качественном уровне создавать продукты или выполнять работы. В сущности, это - совокупность навыков и умений, обладание которыми является главным условием того, чтобы компания могла успешно конкурировать с другими компаниями,

ЭПСР Ms 3 (38) 2007

147

а также основой ее развития в долгосрочном плане. Компетентность компании должна играть решающую роль в повышении ценности ее продукции в глазах покупателя. Благодаря ей компания становится уникальной, не похожей на конкурентов. Существенно и то, что компетентность корпорации рассматривается на разных уровнях управления.

Высокий уровень компетенции должен отвечать требованиям, сформулированным автором: создавать дополнительную ценность для потребителя; обеспечивать компании конкурентные преимущества на рынке и в отрасли; создавать основу процветания компании в долгосрочном плане; прочно укореняться в имидже и традициях организации.

До сих пор речь шла о стратегии в связи с отношениями продукта и рынка. В книге автор пошел дальше, исследовав связь стратегического управления и организационной структуры. Принципиальная позиция автора заключается в следующем: чтобы определить подходящую организационную структуру, соответствующую данной стратегии, необходимо выявить ключевые переменные, которые влияют на структуру, на «организационное обновление фирм» и диапазон доступных структурных вариантов, которые соответствуют отдельным комбинациям ключевых перемен.

Автор прав, утверждая, что важнейшей особенностью стратегий фирм в современной экономике является распределение сетевых организационных решений. Создание, поддержание и реконфигурация организационных сетей трактуются в книге как особого типа динамические способности компании -инициатора и/или центрального элемента подобных межфирменных образований. В новых условиях объектом стратегического управления может стать стратегический альянс, кластер, технопарк, виртуальная корпорация. В этих и подобных им организационных образованиях стратегическое сотрудничество будет базироваться на разных моделях - по цепи поставок, на основе способностей, на основе предложения, т.н. конкурентное сотрудничество (взаимная выгода).

В монографии B.C. Катькало - крупной, многоплановой и новаторской работе по ключевым проблемам современного управления -не удалось избежать и некоторых недочетов и упущений. Создается впечатление, что, подробно говоря о «быстром возрастании приоритета нематериальных активов» и об усилении роли знаний как стратегических активов в конкуренции фирм, автор все же не раскрыл до конца сам механизм создания конкурентных преимуществ компаний на основе нематериальных активов. В частности, важно было бы показать, как достигается взаимосвязь и взаимозависимость между «концепцией динамических способностей» и формирующимся «управлением знаниями». Такая задача отвечала бы позиции самого автора, который пишет о том, что «динамические способности есть главный механизм получения экономических выгод от знания как активов».

Одним из предназначений стратегического управления, как принято считать, является ликвидация противоречий, устранение одновременного действия противоборствующих сил и факторов или того, что получило название «прогулки по миру парадоксов». Речь идет о преодолении противоречий между дифференциацией и интеграцией, жесткой иерархией и сетевой структурой, низкой стоимостью и высоким качеством, краткосрочными и долгосрочными задачами, местной и глобальной ориентацией и т.п. Постановка этих вопросов хотя бы в общей форме применительно к задачам стратегического управления была бы уместной.

Исследуя вопросы усиления самоидентификации теории стратегического управления как научной дисциплины, B.C. Катькало обращает внимание на такой ее методологический вектор как приоритет проблемно-ориентированных исследований. Думается, что именно это утверждение давало повод для более определенной постановки и рассмотрения теоретических аспектов стратегического управления на государственном уровне (федеральные целевые программы, крупномасштабные проекты и пр.) Четыре националь-

ЭНСР Ms 3 (38) 2007

148

ных проекта - «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса», анонсирующих приоритеты развития страны в 2006-2008 гг., являются, в сущности, объектами программно-целевого регулирования и определяют систему центральных государственных мер, подлежащих осуществлению. Использование в этих целях всего арсенала средств и методов стратегического управления, обеспечение их инновационной направленности становится насущной необходимостью.

Завершая рассуждения над книгой B.C. Катькало, хочу обратить внимание на методологические вопросы. Анализ материалов прошлых этапов и множества теоретических установок автор проводит с позиции сегодняшнего дня, новых требований и представлений. Видение автора, междисциплинарный подход пронизывают всю работу. Рассматриваются в равной мере как зарубежные, так и отечественные источники. Объективные потребности российской экономики и их удовлетворение, уровень конкурентных преимуществ постоянно выступают в качестве критерия эффективности предлагаемых решений, что существенно повышает научную и практическую ценность монографии.

ЖУРНАЛ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ЮФО»

Уважаемые коллеги!

Научно-исследовательский институт экономики Южного федерального округа предлагает Вам публикацию научных статей аспирантов, кандидатов и докторов наук, научных работников и представителей бизнеса в журнале «Экономический вестник ЮФО».

Главной целью журнала «Экономический вестник ЮФО» является создание информационной площадки для освещения результатов научно-практической деятельности, соединяющей ученых и практиков.

Главный редактор-. Чапля В.В., к.э.н., КГУ, Краснодар.

Председатель редакционного совета: Середа А.А., д.э.н., проф., директор НИИ экономики ЮФО, Краснодар.

Редакционный совет: Сидоров А.Ф., д.э.н., проф., КГАУ, Краснодар; Горлов С.М., д.э.н., проф., СГУ, Ставрополь; Сидоров В.А., д.э.н., проф., КГУ, Краснодар; Клюкович З.А., д.э.н., проф., РИС ЮРГУЭиС, Ростов-на-Дону; Гу-зев М.М., д.э.н., проф., ВГИ ВолГУ, Волжский; Нарский В.А., д.э.н., проф., ИНЭП, Краснодар; Урмалиева З.Х., к.э.н., доц., АГУ, Майкоп; До-лятовский В.А., д.э.н., проф., РИНХ, Ростов-на-Дону; Парамонов П.Ф., д.э.н., проф., КГАУ, Краснодар.

К опубликованию в журнале «Экономический вестник ЮФО» принимаются статьи по следующим направлениям деятельности:

• вопросы теории и методологии современной экономики;

• глобализация и экономика информационного общества;

• правовое обеспечение экономических реформ;

ЭНСР № 3 (38) 2007

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.