Научная статья на тему 'Стратегическое управление организацией: эволюция или революция?'

Стратегическое управление организацией: эволюция или революция? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1326
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарафанова Елена Евгеньевна

Революционная форма развития вызывает, как правило, резкое изменение характеристик деятельности организации. Избежать резких и рискованных перемен возможно в том случае, если выбрана эволюционная форма развития. Эволюционный менеджмент ориентирован на распознавание, запуск и поддержку самоорганизующихся тенденций при решении возникающих проблем. Принципы непрерывной адаптации предприятий к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности составляют предмет эволюционной концепции. В центре эволюционной теории организации, получившей название популяционной экологии, стоит стремление плодотворно перенести аналогии из сфер биологической эволюционной теории в теорию организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление организацией: эволюция или революция?»

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

Стратегическое управление организацией: эволюция или революция?

Е. Е. Шарафанова,

к. э. н., профессор кафедры экономики и управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса

Революционная форма развития вызывает, как правило, резкое изменение характеристик деятельности организации. Избежать резких и рискованных перемен возможно в том случае, если выбрана эволюционная форма развития. Эволюционный менеджмент ориентирован на распознавание, запуск и поддержку самоорганизующихся тенденций при решении возникающих проблем. Принципы непрерывной адаптации предприятий к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности составляют предмет эволюционной концепции. В центре эволюционной теории организации, получившей название популяционной экологии, стоит стремление плодотворно перенести аналогии из сфер биологической эволюционной теории в теорию организации.

Проблема выбора формы развития хозяйственных систем — эволюционной или революционной — не является новой в экономической науке. Революционная форма развития вызывает, как правило, резкое изменение одного, нескольких или большинства параметров предприятия [5]. Избежать резких и рискованных перемен возможно в том случае, если выбрана эволюционная форма развития.

Анализ изменчивости основных элементов бизнес-системы показывает, что динамика изменений наименее выражена для стратегических планов, а наиболее — для особенностей реализации бизнес-процессов. Миссия предприятия, определяющая предназначение компании, ее значимость для общества и направления деятельности, наиболее устойчива и мало подвержена изменениям.

Выбор формы совершенствования бизнеса является стратегическим решением. Революционная форма развития необходима тогда, когда принятая стратегия требует коренного переустройства бизнес-процессов (что выясняется на этапе анализа уровня реализации целей либо тогда, когда действующие бизнес-процессы оказываются не в состоянии обеспечить достижение поставленных целей). Стратегическим также является и решение о выборе эволюционной формы совершенствования бизнеса, однако в этом случае стратегия и в рамках принятой стратегии цели принимаются как неизменные, стабильные.

Рассмотрим особенности современного революционного метода совершенствования бизнес-процессов — реинжиниринга бизнеса.

Предпосылки применения Business Process Reengineering (BPR) — реинжиниринга бизнес-процессов описаны П. Д. Вархолом [10]. Автором подхода является M. Хаммер [9], определивший реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку бизнес-процессов в целях достижения значительных улучшений таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функционирования.

As a rule revolutionary form of development arouses abrupt change of organization activities characteristics. It is possible to escape such changes only in case of evolutionary form of development chaise. Evolutionary management is a new approach to organization administration. It is aimed at recognition, launching and support of self-organizing tendencies which appear when emerging problems are solved. The principals of organization constant adaptation to changing conditions of economic activities form the subject of evolutionary conception. Evolutionary theory of organization is also called population ecology. Endeavor to move analogues from the spheres of biological theory of evolution to the theory of organization is in the center of its attention.

Подход достаточно подробно описывается Е. С. Зандером [4], который на основе анализа большого числа источников обобщил направления критики BPR. Отмечается чрезмерная агрессивность (от радикальной революционности до просто излишней шумливости). С другой стороны, BPR обвиняют в принципиальной недостаточности рекомендательных действий. Методологии BPR стали предметом пристального интереса ряда отечественных специалистов.

Главным недостатком данного метода является риск его применения. Проект по реинжинирингу стоит довольно дорого, а удачное его применение не гарантировано на сто процентов [7]. Это связано с тем, что проект по реинжинирингу компании сходен процессу изобретения [9], а процесс изобретения вообще дается нелегко. Еще одним недостатком реинжиниринга является то, что эффект от его применения обнаруживается обычно только после окончания проекта по реинжинирингу. Кроме того, проект по реинжирингу занимает много времени и весьма трудоемок.

К числу недостатков можно отнести и революционность предлагаемых перемен, обещание успеха после выполнения реижиниринга, отсутствие внимания к самому процессу совершенствования, который, как свидетельствует опыт, является непрерывным.

Следовательно, преимущественная ориентация на эволюционное совершенствование бизнес-процессов является более предпочтительной по критериям снижения трудоемкости работ, снижения рисков и стоимости работ.

В рыночной экономике процесс постепенных эволюционных изменений социальных систем с привлечением широкого круга участников в экономической науке получил название организационного развития. У. Френч и С. Белл определили организационное развитие как долговременную работу по «...усовершенствованию процессов решения проблем и обновлению в организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации» [6]. Основные этапы проведения орга-

низационного развития описаны Н. Томом [8] и включают: «размораживание» социальной системы; движение к переменам; испытания нововведения на практике; «замораживание», чтобы процессы изменений не длились бесконечно долго.

Новым подходом к управлению организацией является эволюционный менеджмент. Он ориентирован на распознавание, запуск и поддержку самоорганизующихся тенденций при решении возникающих в фирме проблем.

Принципы непрерывной адаптации предприятий к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности впервые проанализированы в книге А. Чандлера «Стратегия и культура» (1966 г.) [1]. На основе опыта ведущих американских компаний автор исследовал реорганизацию управления путем последовательного изменения стратегии, формальных структур и систем, организационной культуры и поведения персонала. Теория, появившаяся в результате этого обобщения, получила название эволюционной концепции. Она получила развитие в исследованиях И. Ансоффа, Б. Карлоффа, Ричарда Р. Нельсона, К. Тоехиро, П. Друкера и ряда других авторов. Их основная идея заключается в том, что внешняя среда предприятия в целом и отдельные области его деятельности претерпевают естественную эволюцию, при которой усиливается нестабильность условий хозяйствования. Эта тенденция проявляется прежде всего в усилении дифференцированности потребительского спроса, ускорении под давлением конкуренции темпов обновления продукции и технологий. На каждом уровне эволюции в стратегии предприятия должен присутствовать фактор успеха, адекватный уровню внешней нестабильности, — интенсивность усилий и объемы финансирования НИОКР и маркетинга, дифференциация продукции и технологий. При этом совокупность областей хозяйственной деятельности предприятия должна обеспечивать выполнение целевых показателей его прибыльности и роста продаж, неуязвимость по отношению к внешним угрозам, положительный синергический эффект.

Необходимость поддержания усложняющейся стратегии приводит к развитию потенциала предприятий путем повышения гибкости структур и внедрения более комплексных систем стратегического управления. Тем самым обеспечивается рост открытости системы и ее внешней эффективности.

Таким образом, в эволюционной концепции управления сочетание внешних и внутренних факторов определяется не случайной ситуацией, в которой система ищет оптимальное состояние равновесия, а логикой эволюционного развития макроэкономики в целом и жизненного цикла отдельных областей хозяйственной деятельности предприятий, в частности. Точка равновесия в такой системе непрерывно смещается в сторону усиления дифференцированности и усиления изменчивости внешней среды.

Эволюционная концепция достигла серьезных успехов в моделировании реальных процессов, однако пока она не может точно определить природу процессов, формирующих облик внешней среды, стратегию и внутренние возможности предприятия.

Эти недостатки теоретически могут быть устранены в рамках обретающей все большую популярность эволюционной теории. Обзор состояния работ

в этой области представлен швейцарской исследовательницей С. Закс [3]. В центре эволюционной теории организации, получившей название популяционной экологии, стоит стремление плодотворно перенести аналогии из сфер биологической эволюционной теории в теорию организации

Популяционная экология базируется на динамичной стохастической модели, составными частями которой являются три процесса — изменения, отбор и сохранение полезных признаков. Объектом исследования является популяция организаций, которые, с одной стороны, характеризуются общей структурой (организационной формой) аналогично фенотипу в биологии. С другой стороны, каждая из них по аналогии с генами живых существ обладает так называемыми компсами (набором отличительных признаков), которые образуют базовый материал (так называемый генотип) для эволюции. Процесс вариации состоит из ряда инноваций, которые реализуются, главным образом, при формировании новых организаций. Вариация новых организационных типов является исходным этапом для процесса отбора в данной популяции. При этом исследуется, например, уровень смертности организационных типов. На уровне компсов исследуются те элементы знания, которые обеспечивают успешную репродукцию новых организационных форм. Отбор при этом носит чисто детерминистский характер и реализуется под влиянием внешних стимулов. Наконец, на стадии сохранения организация прилагает усилия, направленные на удержание и дальнейшее использование отобранных позитивных изменений.

В рамках метода популяционной экологии образовалось несколько школ. В США, например, известна группа исследователей, которая занимается изучением проблем «рождаемости» и «смертности» организаций в составе популяции, а также самих популяций. В центре внимания исследований находятся такие переменные, как динамика и плотность популяций, возраст и размеры организаций, их изменения с течением времени.

Другая группа американских исследователей увязывает знания в области популяционной экологии с методами стратегического менеджмента и занимается, главным образом, внутриорганизационной эволюцией. По их мнению, важны, прежде всего, внутренние селекционные подвижки, которые инициируются стратегическими действиями менеджеров, в частности, под влиянием селекционных процессов на уровне среднего менеджмента в хозяйственных единицах предприятия.

Это направление близко смыкается с классической теорией организационного развития. Основные точки соприкосновения возникают по поводу участия среднего менеджмента в эволюции фирмы и значения внут-риорганизационной культуры как одного из решающих факторов успеха внутрифирменных нововведений.

Школа университета г. Санкт-Галлен (Швейцария) исходит из того, что при анализе и концептуальных организационных разработках надо как можно полнее учитывать сложность внешней среды. Поэтому вариантность хозяйственной системы должна быть максимально высокой. Путем стимулирования самоорганизации в условиях большой сложности и многовариантности менеджменту следует ориентироваться только

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

Таблица 1

Характеристика этапов стратегического анализа на фирме

Этапы

Анализ миссии и целей

Анализ внутренней среды

Анализ внешней среды

Анализ среды в целом

Задачи

Идентификация миссии и цели развития

Оценка стратегического потенциала

Оценка стратегического климата (условий)

Оценка стратегической позиции

Инструменты

► Модель производственно-хозяйственной системы фирмы;

► модель системы стратегического управления;

► дерево целей

ЖЦИ изд.;

ЖЦТов;

ЖЦТех;

ЖЦОрг;

Схема БПР;

СХЦ (БЕ,СПЕ)

График Портера «рентабельность-доля рынка»; кривая обучения

ЖЦ отрасли; анализ «поля сил»; 8ТЕР-анализ; контактные аудитории Котлера;

концепции движущих сил; пять конкурентных сил Портера;

ключевые факторы успеха

Матрица Ансоффа «продукт-рынок»; матрица Б КГ; матрица Д ЭМ; 8\УОТ-анализ; матрица «покупатель-продавец»;

матрица «ЖЦОтр-КП»

Решения

( Выбор структуры и редакции миссии;

> выбор или редакция цели развития;

> выбор структуры дерева целей

Выбор варианта структуры внутренней среды (потенциала); выбор методов; выбор оценки потенциала

Выбор варианта структуры внешней среды (условий); выбор методов; выбор оценки климата

Выбор варианта структуры стратегического пространства; выбор методов; выбор оценки позиции; идентификация стратегий по позиции

Условные обозначения: ЖЦИзд, ЖЦТов, ЖЦТех, ЖЦОрг, ЖЦОтр — схемы жизненных циклов изделий, товаров, технологий, организации, отрасли; БПР — бизнес-процессы; СХЦ — выделение стратегических хозяйственных центров (бизнес-единиц, стратегических производственных единиц); 8ТЕР-анализ — анализ сфер макросреды: социальной, технической, экономической, политической; стратегические зоны Ансоффа: структуризация микросреды фирмы, ее отрасли, ближайшего окружения на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), ресурсов (СЗР), капиталовложений (СЗК), технологий (СЗТ), группы стратегического влияния (СГВ); БКГ — Бостонская консалтинговая группа; матрица ДЭМК — матрица «Дженерал Электрик-Мак Кинси»; КП — конкурентные преимущества

на ситуационные меры. В фирме создается обстановка, которая стимулирует менеджерскую активность, при

этом жестко определяются ее границы.

Наконец, мюнхенская школа эволюционистов считает сложность современных предприятий столь высокой, что менеджмент путем организации не может с ней справиться. Эта школа исследует так называемый менеджмент пересечения интересов, в рамках которого необходима готовность привлекать к принятию решений все заинтересованные стороны, что дает возможность интегрировать различные точки зрения на создавшуюся ситуацию. В этом случае внешняя организация служит лишь рамочной формой для самоорганизации. С. Закс подчеркивает, что, в принципе, менеджер в таких условиях может быть в некоторой степени волюнтаристом.

Проблемы эволюционного совершенствования бизнес-процессов и теории эволюционного развития фирмы соотносятся как общее и частное, поскольку проблема совершенствования бизнес-процессов затрагивает отношения с внешней средой фирмы, однако в большей степени направлена на внутриорга-низационное реформирование.

Эволюционное развитие предприятия не предполагает изменения его стратегии. Возникает задача идентификации, распознавания ситуации, для которой допустимо совершенствование бизнес-процессов без изменения стратегии. Принятие такого решения относится к классу стратегических, и поэтому естественно обратиться к инструментам стратегического анализа, которые удачно обобщил и классифицировал В. Баранчеев [2] (см. табл.1).

Комплексный стратегический анализ фирмы позволяет решить гораздо более широкий круг задач, чем совершенствование бизнес-процессов. В табл. 1 курсивом выделены те задачи, инструменты и методы, которые непосредственно относятся к совершенствованию бизнес-процессов фирмы. Для того чтобы идентифицировать миссию и цели развития фирмы, необходимо использовать модель производствен-

но-хозяйственной системы фирмы и отредактировать или выбрать цели ее развития. Бизнес-процессы фирмы составляют основу ее стратегического потенциала, и в соответствии с табл. 1 эволюционное совершенствование бизнес-процессов является одним из факторов эволюционного совершенствования стратегического потенциала. Анализ жизненного цикла отрасли является необходимым для того, чтобы установить, каков характер, интенсивность и динамика спроса и предложения на данном рынке.

Нетрудно заметить, что весьма конкретная классификация инструментов, представленная в табл. 1, не определяет методов решения задач для всех четырех видов анализа. Применительно к совершенствованию бизнес-процессов можно рассматривать следующие методы: анализ абсолютных уровней и динамики показателей, характеризующих организацию бизнес-процессов фирмы; классификаторы, позволяющие оценить рациональность организации существующих бизнес-процессов; нормативные методы, позволяющие определить границу, до которой допустимы эволюционные методы совершенствования бизнес-процессов.

Литература

Н. Алексеев. Эволюция систем и организационное проектиро-вание.//Проблемы теории и практики управления. № 4. 1998.

B. Баранчеев. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация.//Проблемы теории и практики управления. № 5. 1998.

C. Закс. Эволюционная теория организации.//Проблемы теории и практики управления. № 1. 1998.

Е. С. Зандер. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжинирг. // Системы управления базами данных. № 1. 1996.

К. Т. Засухин. Интенсификация действующего производства: Освоение, совершенствование, расширение, реконструкция. М., 1974.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М., 1998. Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. Реинжинириг бизнеса. М., 1997.

Н. Том. Управление изменениями.//Проблемы теории и практики управления. № 1. 1998.

M. Hammer, J. Champy. Reingineering the Corporation. A Manifesto for Business Revolutions. HarperBusiness, 1993.

P. D. Warhol. Enterprisewide Reingineering and Restructuring. Charleston, 1994.

6.

7.

8.

10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.