Научная статья на тему 'Стратегическое управление как основа развития современого предприятия'

Стратегическое управление как основа развития современого предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1104
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МИССИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY / MISSION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стешко С.Е.

На сегодняшний день многие предприятия независимо от их масштабов и сферы деятельности не способны легко и быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям, вследствие чего возрастают затраты, сокращается прибыль, теряются позиции среди конкурентов, и, в худшем случае, предприятие вынуждено полностью прекратить свою деятельность. Стратегическое управление направленно на реализацию действий, определяющих эффективность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF A MODERN ENTERPRISE

Today the many enterprises, regardless of their size and scope of activities, are not able to adapt quickly and easily to dynamically changing conditions, as a result of which costs increase, profit is reduced, positions are lost among competitors, and in the worst case, the enterprise has to completely cease its activities. Strategic management is aimed at implementing actions that determine the effectiveness of the enterprise in the long term.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление как основа развития современого предприятия»

УДК 658.511

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

С. Е. Стешко Научный руководитель - О. В. Пацук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: s.steshko@mail.ru

На сегодняшний день многие предприятия независимо от их масштабов и сферы деятельности не способны легко и быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям, вследствие чего возрастают затраты, сокращается прибыль, теряются позиции среди конкурентов, и, в худшем случае, предприятие вынуждено полностью прекратить свою деятельность. Стратегическое управление направленно на реализацию действий, определяющих эффективность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, миссия, менеджмент.

STRATEGIC MANAGEMENT AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF A MODERN ENTERPRISE

S. E. Steshko Scientific Supervisor - O. V. Patsuk

Reshetnev Siberian State Space University 31 Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: s.steshko@mail.ru

Today the many enterprises, regardless of their size and scope of activities, are not able to adapt quickly and easily to dynamically changing conditions, as a result of which costs increase, profit is reduced, positions are lost among competitors, and in the worst case, the enterprise has to completely cease its activities. Strategic management is aimed at implementing actions that determine the effectiveness of the enterprise in the long term.

Keywords: strategic management, strategy, mission, management.

Характерными чертами современного рынка, в настоящее время, является с каждым днем обостряющаяся политическая и экономическая нестабильность и растущая конкуренция, что, в свою очередь, остро влияет на деятельность предприятий. Для того чтобы продолжать эффективно функционировать и развивать предприятие, менеджер должен четко представлять будущее состояние своей компании, ее перспективы и дальнейшие действия. Именно поэтому основой развития предприятия сейчас считается стратегическое управление.

Стратегическое управление - это управление, опирающееся на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирующее производство на запросы потребителей, которое гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Отличие стратегического управления от традиционного управления состоит в том, что в первом случае проводится анализ условий внешней среды, разрабатывается и реализуется стратегия, как программа конкретных действий для достижения целей в долгосрочном периоде [1].

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Суть стратегического управления заключается в разработке и реализации стратегии, нацеленной на развитие предприятия. На сегодняшний день актуальность этого вопроса крайне велика, поскольку ни одно предприятие не способно долгое время занимать на рынке устойчивое положение и добиваться положительных результатов без видения своей дальнейшей деятельности и миссии. Стратегическое видение определяет будущий образ предприятия, то к чему оно стремится, а миссия, в свою очередь, описывает настоящее: какие товары (услуги) производят, на каких клиентов ориентировано, какими технологическими и кадровыми ресурсами располагает. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. утверждают, что стратегия представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить существование миссии организации и достижение целей. Разработка стратегии основывается на изучении возможных направлений развития деятельности организации, выборе осваиваемых рынков, используемых и привлекаемых ресурсов, методов конкуренции и бизнес моделей [2].

Из множества определений термина «стратегия» выделим данное Минцбергом Г, Альст-рэндом Б. и Лэмпелом Дж. По их мнению, стратегия - это совокупность пяти определений (пяти «П»): стратегия - план, направление развития; стратегия - принцип поведения, следования определенной модели поведения; стратегия - позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках; стратегия - перспектива, основной способ действий организации; стратегия -прием, особый маневр с целью обмануть, запутать и перехитрить конкурентов [3].

В настоящее время основным элементом процесса управления предприятием является именно стратегия. Спрос на менеджеров, умеющих прогнозировать и определять будущее фирмы, не только не теряет своей востребованности на рынке труда, но и растет пропорционально развитию научно-технического прогресса. Менеджеры анализируют цели предприятия, существующий и предполагаемый в будущем профиль бизнеса, ресурсы и действия, необходимые для достижения поставленных целей, после этого разрабатывается стратегия и выстраивается модель бизнеса организации.

Роль стратегии заключается в создании для предприятия ориентиров высокой производительности, конкурентных преимуществ и плана действий для удовлетворения потребностей населения и устойчивого положения на рынке. Без правильно сформулированной стратегии организация не достигнет поставленных целей и не приблизится к запланированному результату, потому как без видения будущего и учета инноваций она находится в состоянии внутреннего застоя, при этом утрачивается конкурентоспособность и ухудшаются результаты деятельности.

В связи с тем, что стратегия представляет собой спланированную реакцию организации на изменения внешней среды, линию ее поведения, то действия топ-менеджеров направлены на единую координацию и согласованность взаимодействия всех подразделений - производство, маркетинг, финансы, кадры, НИОКР и др. Поэтому, если нет стратегии, то нет и единого представления о бизнес-модели, которая реально способна обеспечить прибыль и устойчивое положение среди конкурентов [4].

Для того чтобы ясно представлять результат, к которому должна привести та или иная стратегия, менеджеру необходимо грамотно определить цели предприятия, задачи его деятельности, оценить сильные и слабые стороны (SWOT-анализ). В этом направлении специалистами разработано достаточно большое количество стратегий. Практика показывает, что предприятие довольно редко ограничивается рамками только одной стратегии в чистом виде, поскольку в этом случае невозможно учесть все факторы внешней и внутренней среды и быстро отреагировать на происходящие изменения. Для получения максимально выгодного результата рекомендуется применять сочетание одновременно нескольких стратегий, потому как каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, которые сказываются на деятельности предприятия [5].

Без стратегического управления, организация, разумеется, способна функционировать, но в данном случае продолжительность и качество ее работы можно поставить под сомнение. Отсутствие данного типа управления делает предприятия уязвимыми перед конкурентами и непредусмотренными изменениями внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях нестабильности современной экономики стратегическое управление является основой развития предприятия, а стратегия представляет собой необходимый элемент данного типа управления. Руководители должны перестраи-

ваться на тип стратегического управления, ответственно подходить к выбору стратегии для специфики своего производства и уделять большое значение вопросу стратегического планирования. Правильно выбранная и реализуемая стратегия позволяет компании быстрее адаптироваться к новым изменениям среды, усилить позиции на рынке и повысить свою конкурентоспособность, использовать имеющиеся ресурсы рационально, долгосрочно функционировать максимально эффективно. От стратегического управления напрямую зависит успех предприятия и его развитие.

Библиографические ссылки

1. Товкач Н. А. Эффективное развитие персонала организации // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов ЬУ1 Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С. 116-120.

2. Парахина В. Н. Стратегический менеджмент : учебник / В. Н. Парахина, Л .С. Макси-менко, С. В. Панасенко. - М. : КНОРУС, 2014.

3. Кавенькин А. А. Стратегическое управление предприятием // Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Дню космонавтики (10-15 апреля 2016 г., Красноярск) : в 2 т. Т. 2. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2016. С. 495-497.

4. Любанова Т. П. Стратегическое планирование на предприятиии : учебное пособие для вузов / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. - М. : ИКЦ «МарГ»; Ростов на / Д : Издательский центр «МарГ», 2015.

5. Абрамова В. В. Мотивационная составляющая системы управления персоналом // Производственный менеджмент: теория, методология, практика: сборник материалов У Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2016. С.37-41.

© Стешко С. Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.