Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРСАЙТИНГА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРСАЙТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРСАЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бражникова Л.Н., Мызникова М.А.

В условиях высокой степени неопределенности, характерной для государств с непризнанным статусом, большое значение приобретают оценка их инновационного развития в будущем и форсайт в качестве инструментов стратегического управления в принятии стратегических решений. Особенно это значение возрастает в контексте инновационного развития государства с низким уровнем доходов, с разрушенной инфраструктурой экономики в результате военных действий и экономической блокады, каким является Донецкая Народная Республика (ДНР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бражникова Л.Н., Мызникова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT-BASED STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN TERMS OF UNCERTAINTY

In conditions of a high degree of uncertainty typical of states with unrecognized status, the assessment of their innovative development in the future and foresight are of great importance as tools of strategic management in making strategic decisions. This value is especially growing in the context of the innovative development of a state with a low level of income, with destroyed infrastructure of the economy which resulted from hostilities and an economic blockade, such as the case of the Donetsk People’s Republic (DPR).

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРСАЙТИНГА»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 338.24:316.422

Л.Н. БРАЖНИКОВА, докт. экон. наук, проф., зав. отделом государственного регулирования и планирования экономики, e-mail: brazhnik0908@gmail.com, М.А. МЫЗНИКОВА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник отдела моделирования экономических систем, e-mail: maryalex.myz@gmail.com

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

НА ОСНОВЕ ФОРСАЙТИНГА

В условиях высокой степени неопределенности, характерной для государств с непризнанным статусом, большое значение приобретают оценка их инновационного развития в будущем и форсайт в качестве инструментов стратегического управления в принятии стратегических решений. Особенно это значение возрастает в контексте инновационного развития государства с низким уровнем доходов, с разрушенной инфраструктурой экономики в результате военных действий и экономической блокады, каким является Донецкая Народная Республика (ДНР).

Ключевые слова: стратегическое управление, инновационное развитие, фо-рсайтинг.

Brazhnikova L.N., Myznikova M.A.

Foresight-based strategic management of innovative economic development in terms of uncertainty.

In conditions of a high degree of uncertainty typical of states with unrecognized sta-

tus, the assessment of their innovative development in the future and foresight are of great importance as tools of strategic management in making strategic decisions. This value is especially growing in the context of the innovative development of a state with a low level of income, with destroyed infrastructure of the economy which resulted from hostilities and an economic blockade, such as the case of the Donetsk People's Republic (DPR).

Keywords: strategic management, innovative development, foresighting.

Актуальность статьи обусловлена современной растущей потребностью экономики ДНР в инновационном развитии и объективной необходимостью принятия стратегических решений на основе оценки его текущего состояния и долгосрочных прогнозов его перспективного уровня в условиях неопределенности. Применение форсайтинга в процессе оценки инновационного развития, как комплексного инструментария стратегического управления инновационной сис-

© Л.Н. Бражникова, М.А. Мызникова, 2022

темой республики (РИС), может послужить мощным импульсом к изменению сложившейся ситуации, став информационной основой координации деятельности в снижении уровня неопределенности.

Вышеизложенное определяет актуальность исследования и необходимость решения научно-практической задачи, связанной с развитием научно-методических положений стратегического управления инновационным развитием применительно к инновационной сфере экономики ДНР в рамках обеспечения ее перехода на инновационный тип развития.

Осознание важности инновационного развития как современного хозяйственного уклада способствовало появлению исследований в трудах многих зарубежных и отечественных ученых. Форсайту инновационного развития, как комплексу методов или инструментов экспертной оценки стратегий, как системному процессу, связанному с интегрированной экспертной оценкой потенциальных стратегических перспектив, как средству системной комплексной оценки сфер развития науки и технологии, как организационной технологии стратегического управления, как систематическим попыткам оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, посвятили свои исследования А.Д. Андерсен, П.Д. Андерсен [1], А. Ха-вас, Д. Шартингер, М. Вебер [2], К. Вишневский [3], Е. Литвинова [4], Леон С. Фуэрт [5], Е. Верхотурова [6], М. Осипов [7], И В. Пенькова [8], А.В. Соколов [9] и др.

Однако до настоящего времени в теории и практике не сформирован единый подход к оценке уровня развития инновационной системы отдельных стран и территорий. Зарубежные авторы не учитывают специфические условия инновационного развития экономики государств с непризнанным статусом, что наклады-

вает определенные ограничения на прямое заимствование предлагаемых ими методологических подходов к стратегическому управлению инновационным развитием экономики в условиях высокой неопределенности.

Цель статьи - разработка методического подхода к стратегическому управлению инновационным развитием экономики Донецкой Народной Республики на основе оценки уровня развития ее инновационной системы с использованием форсайт-технологий.

Эффективное использование известных принципов и инструментов стратегического управления инновационным развитием в современной экономике ДНР ограничивается рядом факторов, характеризующихся неопределенностью, непредсказуемостью, нелинейностью и т. п. Эти факторы не поддаются описанию и формализации исключительно с позиций стандартных причинно-следственных связей в процессе привлечения прямых инвестиций в экономику.

Исследования будущего развития инновационной системы, как междисциплинарная область исследования, отстаивают важность прогнозирования в разработке стратегий и инновационной политики. «Выяснение того, каким будет будущее не основано на предсказании или построении догадок. Мыслители и практики в области форсайта не угадывают; они заняты разработкой и испытанием методологий, способствующих разумному и дальновидному принятию решений» [10].

Исследования будущего развития являются скорее упражнением в стратегическом планировании, принимающим во внимание различные альтернативы будущего. В этой связи, форсайт и оценка будущего инновационного развития являются полезными инструментами стратегического управления «для предвидения и подготовки к возможному, вероятному и желаемому будущему» [10].

Необходимо отметить, что существуют некоторые различия между инструментами стратегического управления и форсайтом. Так, например, видение, как этап стратегического планирования, и форсайт являются «невзаимозаменяемыми идеями, которые не являются продуктами той же самой умственной деятельности» [5, с. 17]. Видение, в основном, является неподвижным образом будущего. Форсайт основан на предположениях, которые всегда рассматриваются как подвижные [5, с. 17]. В то время, как видение, обладающее определенными преимуществами как инструмент стратегического планирования, не способно прогнозировать влияние потенциальных сил, имеющих возможность принять участие в любом моменте будущего, чтобы помочь в достижении цели или стать препятствиями на пути к желаемому результату. Форсайт является соответствующим инструментом для определения возникающих областей потребности и предвидения инновационных решений для разрешения вопросов, связанных с ними.

Если традиционное стратегическое планирование было направлено на предотвращение неудач, стратегический форсайт уделяет приоритетное внимание устойчивости к внешним воздействиям, а именно, раннему обнаружению и быстрому восстановлению [10].

«Форсайт для инновационной политики может толковаться как системный механизм координации, который выступает в качестве посредника ... между различными политиками (и их соответствующими заинтересованными лицами), оказывающими влияние на инновации» [2].

Эффективная система форсайта представляет собой процесс формирования и управления информацией, который содержит, кроме данных, креативные инновации, стратегическую оценку и обес-

печение проактивных видов анализа будущего [10]. Форсайт-исследования служат источником важной информации, которую государство, бизнес и наука используют для стратегического управления инновационным развитием [11]. Методы форсайта зарекомендовали себя как наиболее эффективный инструмент выбора приоритетов в сфере науки и технологий [9]. Сегодня форсайт является «прочно установившейся областью практики, а недавно он стал новой академической областью» [1].

Государства с непризнанным статусом тем не менее часто сталкиваются с ограниченными ресурсами и возможностями для развития потенциала форсайта. Данное исследование предполагает, что при наличии достаточной политической воли применение технологий форсайта в оценке инновационного развития экономик государств с непризнанным статусом позволит обеспечить информационную поддержку для принятия стратегических управленческих решений, наиболее адекватных вызовам, перед которыми стоит инновационная сфера, и направленных на повышение эффективности инновационных систем как на текущий момент, так и в перспективе.

Трансформационные изменения во внешней и внутренней среде экономики ДНР предопределили существенное повышение уровня неопределенности. Ключевой ее составляющей выступает гносеологическая неопределенность, характеризующаяся дефицитом информации, что значительно усложняет проведение оценки инновационного развития ДНР. Разработка методического подхода к его оценке основана на расчете интегрального системно построенного инновационного индекса, включающего в себя пять тематических блоков (рис. 1).

Рис. 1. Структура интегрального индекса оценки уровня инновационного развития

ДНР (составлено авторами)

Каждый тематический блок включает в себя ряд показателей, отражающих общий уровень инновационного развития экономики ДНР. Алгоритм оценки текущего уровня инновационного развития экономики ДНР представлен на рис. 2.

На стадии формирования информационного пространства отбираются, обобщаются и систематизируются показатели, имеющиеся в открытом доступе. Требования к информации: релевантность, достоверность, доступность, целостность, значимость, своевременность, регулярность. На первом этапе формируется система количественных и качественных показателей, характеризующих уровень инновационного развития экономики ДНР (табл. 1).

В современных условиях, когда отдельные подсистемы инновационной системы ДНР находятся в стадии становления, а другие развиты слабо, количественная оценка инновационного развития должна быть дополнена показателями качественной оценки. Качественные по-

казатели оценивают качественные результаты развития РИС или применяются к недоступной или недостоверной информации. Для измерения качественных показателей используются номинальная и порядковая шкалы.

На втором этапе по каждому тематическому блоку рассчитываются значения соответствующих количественных показателей (Хц), а на третьем - параллельно осуществляется количественная оценка качественных показателей (Xк)

с использованием метода экспертных оценок. Экспертам предлагается оценить важность показателей инновационного развития по десятибалльной шкале от 1 до 10. Опрос проводится с помощью анкет. Вначале статистические данные ранжируются, на основе чего для каждого показателя находится средний ранг. Для оценки степени согласованности мнений экспертов рассчитывается коэффициент конкордации по формуле:

I Формирование информационного пространства

1. Формирование системы релевантных показателей (Х^ ; Х^ )

4г-- 2. Расчет значений количественных показателей (Хц ) 3. Количественная оценка качественных показателей с использованием форсайт-технологии (Хц )

4. Распределение системы показателей ; Х^ )о тематическим блокам

-г-

(XAj)

(XBj)

(Xcj)

(XDj)

(XEj)

II Количественное измерение уровня инновационного развития _^_

5. Нормирование количественных и качественных показателей для приведения в сопоставимый вид

X

6. Определение весовых коэффициентов по каждому из тематических блоков (а],р],у],6],1!])

7. Расчет интегральных субиндексов по каждому тематическому блоку

_ _ _ _ .....

/ 4 *_.._iL

ИЦИ ИП ИБ

(I А) (I в) (I c)

ГЗ (I D)

ОС (I E)

8. Расчет интегрального системно построенного инновационного индекса

Рис. 2. Алгоритм оценки текущего уровня инновационного развития [12]

00 00 2 КЗ оп

Ь-Ь

чО I

КЗ

о

Ь-ь

чО

СЯ

т гч н я к я к я

гч н я

н

<<

н >

ш

я о я о

я л т гч Я Я X

я

гч

гч ^

т Ь| о

га >

я я

я<

КЗ

о

КЗ КЗ

Таблица 1

Система релевантных показателей опенки уровня инновационного развития экономики в ДНР

№ п/п Наименование показателя Источник данных (формы статистической отчетности Госстата ДНР; открытые данные органов государственной власти ДНР) Количественный / качественный Обозначение показателя Суб-индексы

1 2 3 4 5 6

1. Инновационная и цис ровая инфраструктура ИЦИ (А)

1.1. Основные макроэкономические показатели За

1.1.1. Производство основных видов промышленной продукции тыс.рос.руб № 1П-НПП (годовая) Количественный Хп

1.1.2. Объем реализованной промышленной продукции (товаров^ услуг), тыс.рос.руб. № 1П-НПП (годовая) Количественный Х12

1.1.3. Удельный вес занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслях промышленного производства в общей численности занятых в экономике ДНР , % № 6-труд (годовая) № 1-труд (месячная) Количественный Х13

1.1.4. Удельный вес занятых в наукоемких отраслях сферы услуг в общей численности занятых в экономике ДНР*, % № 6-труд (годовая) № 1-труд (месячная) Количественный Хи

1.1.5. Коэффициент обновления основных фондов*, % № 11-ОС Количественный Хи

1.2. Уровень цифровизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2.1. Количество основных телефонных аппаратов телекоммуникационных сетей технологического и специального назначения, имеющих выход на телефонные сети общего пользования, всего № 13-связь (квартальная) Количественный Х16

1.2.2. Количество абонентов подвижной (мобильной) связи, всего № 13-связь (квартальная) Количественный Хп

1.2.3. Количество абонентов сети Интернет, всего № 13-связь (квартальная) Количественный Х18

2. Качество инновационной политики (В)

2.1. Нормативная правовая база инновационной политики

2.1.1. Наличие стратегии (концепции) инновационного развития (инновационной стратегии) и/или профильного раздела по инновационному развитию (поддержке инноваций) в стратегии развития да? Качественный Хк21

2.1.2. Наличие в схеме территориального планирования, а также в материалах по ее обоснованию выделенных зон (территорий) приоритетного развития инновационной деятельности - Качественный Хк22

2.1.3. Наличие специализированного законодательного акта, определяющего основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе Качественный Хк23

2.1.4. Наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций, инновационной деятельности либо субъектов инновационной деятельности Качественный Хк24

2.2. Организационное обеспечение инновационной политики

2.2.1. Наличие специализированных координационных (совещательных) органов по инновационной политике (поддержке инновационной деятельности) при высшем должностном лице или высшем исполнительном органе государственной власти ДНР Качественный Хк25

2.2.2. Наличие специализированных региональных институтов развития (фондов, агентств, корпораций развития и пр.) с функционалом по поддержке субъектов инновационной деятельности и/или реализации инновационных проектов Качественный Хк26

2.3. Бюджетные затраты на науку и инновации

2.3.1. Общая сумма затрат на инновации из средств республиканского бюджета № 1-инновация (годовая} Количественный ХК27

2.3.2. Общая сумма затрат на инновации из средств местного бюджета № 1-инновация (годовая) Количественный Хк28

2.3.3. Удельный вес средств республиканского и бюджетов ДНР в общих затратах на технологические инновации (по организациям промышленного производства) , % № 1-инновация (годовая) Количественный Хк29

4з а

05

4

о

05 §

Ро С £ (й Г5

Я О

* Ч

* 5

СЪ

о а

а №

43 ^

съ съ

г «

X X о

о

2

в

Ж В

а о ж

® ж ж £

о § ® ^

те "С

а

«Л ЬО ■§ §

31 ж< В

3 5

ж ж

с\> а

«и

Я

0 ж

1

ж

*

ж

Ы

00 00 2 КЗ оп

чО

1

КЗ

о

Ь-Ь

га т гч н я к я к я

гч н я

н

<<

н >

ш Я о Я о

я л т гч РЧ Я X

я

гч

гч ^

т Ь| о

га >

я

я »

КЗ

о

КЗ КЗ

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

3. Инновационное предпринимательство (С)

3.1. Инновационная деятельность

3.1.1. Удельный вес организаций, ведущих разработку и/или использующих передовые технологии, в общем числе организаций (по организациям промышленного производства)*, % № 1-технология (годовая) Количественный Хз1

3.1.2. Удельный вес реализованной инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции*, % № 1-инновация (годовая) № 1П-НПП (годовая) № 1-предпринимательство (годовая) Количественный Х32 •Те

3.2. Затраты на технологические инновации

3.2.1. Интенсивность затрат на технологические инновации (по организациям промышленного производства)*, % № 1-инновация (годовая) Количественный Хзз

4. Генерация знаний (В)

4.1. Финансирование научных исследований и разработок

4.1.1. Общая сумма финансирования затрат на выполнение научных исследований и разработок, включая текущие (без амортизации) и капитальные затраты, тыс. рос. руб № 3-наука (годовая) Количественный Х41

4.1.2. Суммарные (консолидированные) бюджетные средства, то есть затраты на научные исследования и разработки за счет средств бюджетов (республиканского бюджета и местных бюджетов), получаемых отчитывающейся организацией непосредственно или по договорам с заказчиком, тыс. рос. руб № 3-наука (годовая) Количественный Х42

4.1.3. Затраты на научные исследования и разработки за счет средств предпринимательского сектора, тыс. рос. руб № 3-наука (годовая) Количественный Х43

4.2. Кадры науки Ь

4.2.1. Удельный вес занятых исследованиями и разработками в среднегодовой численности занятых в экономике*, % № 6-труд (годовая) № 3-наука (годовая) Количественный Х44

4.2.2. Удельный вес лиц, имеющих ученую степень, в численности исследователей*, % № 3-наука (годовая) Количественный Х45

4.3. Результаты научных исследований и разработок

4.3.1. Количество запатентованных изобретений в используемых технологиях, ед. № 1-технология (годовая) Количественный Х46

4.3.2. Количество запатентованных изобретений в разработанной технологии ,ед. № 1-технология (годовая) Количественный Х47

4.3.3. Количество научных исследований и разработок по созданию новых технологий, ед. № 3-наука (годовая) Количественный Х48

4.3.4. Количество научных исследований и разработок по созданию новых видов изделий, ед. № 3-наука (годовая) Количественный Х49

5. Образование (Е)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.1. Образовательный потенциал населения

5.1.1. Удельный вес населения в возрасте 25-64 лет, имеющего высшее образование, в общей численности населения соответствующей возрастной группы*, % № 2-3 нк (один раз в год) Интернет-сайт Госстата ДНР (открытые данные) Количественный Хз1 •Те

5.1.2. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры*, чел. № 2-3 нк (один раз в год) Количественный Х52

§ I

х с Я О

05

а ¡4

2! С х

с §

05

а

- Расчетный показатель

W

12 S

12

—п~) та-[я3—п)

х?= 1

ут уп

W =

12 S

12

т2 -(к3 - -л] т2 -(к3 —п.) где £ - общая сумма девиаций ран-

Г / Vm Yn _ \

ут уп „ ^'=1^г=1дгМ

^j=l[^i=laij п )

(1)

гов;

а,; - ранг 7-го показателя у /-того

эксперта;

т - количество показателей; и - численность экспертов. Значение коэффициента конкорда-ции находится в границах от 0 до 1. Если выводы экспертов относительно показателей полностью совпадают, коэффициент конкордации равен 1. В противоположном случае - 0.

Для случаев, когда имеют место связанные ранги, коэффициент конкордации рассчитывается по формуле:

И"' = т

—т3 ■ fii3 ——in £ 12 v J

4=1.4

где

Т.

(2)

(3)

где - количество одинаковых рангов в у'-том ранжированном ряду.

Для оценки значимости коэффициентов конкордации рассчитывается критерий X по формуле:

с

х = т ■ (п — 1) ■ IV = т

--ТП-71- (il + l)

13

(4)

При наличии связанных рангов формула для расчета имеет вид: ,2 *

х —

(5)

Если рассчитанное значение превышает табличное при соответствующем количестве степеней свободы, то согласованность выводов экспертов является неслучайной. На основе полученных данных делается вывод о значимости факторов.

На четвертом этапе осуществляется распределение системы показателей по тематическим блокам, соответствующим элементам РИС (Ху.; X*) (табл. 1). На

стадии количественного измерения уровня инновационного развития осуществляется расчет интегрального системно построенного инновационного индекса как взвешенная сумма интегральных субиндексов по каждому тематическому блоку. С этой целью на этапе 5 количественные и качественные значения, полученные на этапах 2 и 3, приводятся в сопоставимый вид путем перехода к безразмерным величинам с использованием метода нормировки по формулам:

VH.C. _ Xij -

X

H .Ф.

- Xj

j^max -Xij

ij

X - min

ij j

\r max X ij - min X ij

где X"с - нормированное значение стоимостного показателя;

.Ф.

Xн - нормированное значение функционального показателя;

Х®1 - наименьшее значение показа-

ч

теля;

Х®ах - наибольшее значение показателя.

Под стоимостными показателями будем понимать такие, значение которых необходимо минимизировать с целью повышения уровня инновационного развития. Под функциональными показателями будем понимать такие, значение которых необходимо максимизировать с целью повышения уровня инновационного развития.

(6)

(7)

Поскольку степень влияния различных показателей на динамику интегральных субиндексов по каждому тематическому блоку неравнозначна, на шестом этапе с помощью метода экспертных оценок определяются параметры (коэффициенты а., , у., , V]), характеризующие вес субиндексов по каждому из тематических блоков соответственно (см. выше). Весовые коэффициенты определяют важность г-го частного показателя по сравнению с другими показателями. При этом более важному показателю приписывается больший вес, а общий вес всех показателей в рамках оценки одного интегрального субиндекса принимается равным 1.

На седьмом этапе рассчитываются значения субиндексов по каждому из тематических блоков по формуле аддитивной свертки:

(8)

j=1

где 1А - индекс развития инновационной и цифровой инфраструктуры;

п - число показателей в блоке;

XН' - нормированное значение показателя (стоимостного или функционального).

п

*в = X РХН , (9)

; =1

где 1В - индекс качества инновационной политики.

1с =хг,х%-* (10)

1=1

где 1 - индекс инновационного предпринимательства.

п

1о (11)

1=1

где 1 - индекс генерации знаний.

1е = X 1ХН , (12)

1=1

где 1 - индекс развития образовательной сферы.

На восьмом этапе, исходя из значений субиндексов, полученных по каждому из тематических блоков, производится расчет интегрального системно построенного инновационного индекса как суммы субиндексов по каждому из тематических блоков, откорректированных на весовые коэффициенты ( Я{), полученные

по аналогии с шестым этапом на основании результатов экспертных опросов и характеризующие вес субиндексов в общем интегральном системно построенном инновационном индексе.

С целью повышения эффективности управления РИС интерес представляет не только расчет интегральной оценки текущего уровня инновационного развития, но и его прогнозирование. Алгоритм оценки прогнозного уровня инновационного развития представлен на рис. 3.

Для этих целей целесообразность приобретает использование форсайт-технологии, основу которой составляют прогнозы инновационного развития (этап 1), полученные методами корреляционно-регрессионного анализа, интерполяции и экстраполяции трендов, сглаживания, другими методами прогнозирования:

X';1 = X; Х-1;. . .Х'1*), (13)

Х\+ - прогнозное значение показателя в момент времени г +1.

Выбор метода прогнозирования осуществляют участники форсайт-семинара в соответствии со сложившимися условиями на момент принятия решения.

n

4. Расчет прогнозного значения интегрального системно построенного инновационного индекса (7£+1 а,в,с,в,е ) методом аддитивной свертки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форсайт-семинар

5. Корректировка выявленных трендов и прогнозных значений показателей инновационного развития в ходе Форсайт-семинара

6. Согласование Видения процесса инновационного развития на оперативном и стратегическом уровнях в ходе Форсайт-семинара

7. Сценарное планирование, фиксирующее реперные точки

-

---' V *

Пессимистический сценарий

Наиболее вероятностный

сценарий -1-

Оптимистический сценарий

-

8. Формирование Дорожной карты инновационного развития с учетом разработки управленческих решений на оперативном и стратегическом уровнях

9. Принятие управленческих решений

10. Реализация управленческих решений

Рис. 3. Алгоритм оценки прогнозного уровня инновационного развития

(разработано авторами)

На этапе 2 осуществляется нормирование прогнозных значений показателей инновационного развития.

Прогнозирование значений субиндексов по каждому из тематических блоков (этап 3) осуществляется путем аддитивной свертки нормированных значений прогнозных показателей по формулам (14-18):

1<+1А=1]=1а]Х^+1-, (14)

где 1г+1 а - прогнозное значение индекса развития инновационной и цифровой инфраструктуры в момент времени

г +1;

ХН, г+1' - прогнозное значение нормированного показателя (стоимостного или функционального) в момент времени

г +1.

(15)

jt + l _ Vn ß YH't + 1. 1 в = Lj=iPjAij

где I'+1b

прогнозное значение индекса качества инновационной политики в момент времени г +1.

1'+1с = и=1ъх5'+1-, (16)

где 1г+1с - прогнозное значение индекса инновационного предпринимательства в момент времени г +1.

1<+1»=117=1б1Х?/+\ (17)

где 1г+1п - прогнозное значение индекса генерации знаний в момент времени

г +1.

1'+1е = П=1ТНХ5*+\ (18)

где 1г+1в - прогнозное значение индекса развития образовательной сферы в момент времени г +1.

Прогнозирование интегрального показателя (этап 4) осуществляется путем аддитивной свертки прогнозных значений субиндексов по каждому из тематических блоков, скорректированных на соответствующие весовые коэффициенты (19):

jt+l _ уп ^ jt

1 A,B,C,D,E — Li=1Ai'i

t+l

(19)

где 1'+ а,в,с,о,е - прогнозное значение интегрального системно построенного инновационного индекса в момент времени г +1;

- коэффициенты, характеризующие вес субиндексов в общем интегральном системно построенном инновационном индексе;

1Г1 - прогнозные значения субиндексов по каждому из тематических блоков в момент времени г +1;

I - число субиндексов по различным тематическим блокам, I е[А, В, С, А Е].

На этапе 5 участники Форсайт-семинара дают предложения по осуществлению корректировки выявленных трендов и прогнозных значений показателей инновационного развития, а также согласовывают свое видение того то, каким в стратегическом плане должен быть процесс инновационного развития с учетом краткосрочных и среднесрочных перспектив, а также с учетом дальнего горизонта будущего (этап 6).

По итогам семинара составляется дорожная карта (этап 8), учитывающая основные сценарии будущего, фиксирующая реперные точки, в которых возможны значительные изменения влияния внешних и внутренних факторов на процесс инновационного развития (этап 7). Дорожная карта отслеживается и обновляется ежегодно.

Необходимо подчеркнуть, что для реализации экономико-математического аппарата представленного подхода целесообразно широкое применение цифровых технологий.

Выводы.

Таким образом, разработанный методический подход, основанный на оценке текущего и прогнозного уровня инновационного развития, позволяет последовательно повышать уровень иннова-

ционного развития экономики путем формирования эффективной инновационной системы. Практическое применение методического подхода, разработанного с применением форсайт-технологий на основе использования метода аддитивной свертки, позволит выявить проблемы, препятствующие социально-экономическому развитию Республики и осуществить переход на новую инновационную модель, основанную на широком использовании цифровых технологий.

Использование форсайт-технологий предложено в качестве фактора стратегического управления РИС, обеспечивающего возможность качественного снижения уровня неопределенности при достижении целей стратегического управления инновационным развитием по заданной траектории.

Список использованной литературы

1. Andersen, P.D. Sectoral innovation system foresight in practice: Nordic facilities management foresight / P.D. Andersen, A.D. Andersen, P.A. Jensen, B. Rasmus-sen // Futures. - 2014. - V. 61. - PP. 33-44.

2. Хавас, А. Воздействие форсайта на разработку политики в области инноваций: Недавние события и будущие перспективы / А. Хавас, Д. Шартингер, М. Вебер // Оценка исследования. -2010. - № 2. - 95 с.

3. Вишневский, К.О. Форсайт как инструмент государственной политики // Человеческий капитал. - 2010. - № 5 (17). - С. 124-127.

4. Литвинова, Е.М. Проблемы адаптации форсайт-исследования в России на уровне организации / Е.М. Литвинова // Интеграл. - 2011. - № 2. - С. 49.

5. Fuerth, Leon S. Foresight and anticipatory governance [Electronic source] / Leon S. Fuerth // Foresight 11. - no. 4 (2009). - URL: http://www.altfu-tures.com/pubs/propoor/ Anticipatory_Gov-ernance.pdf

6. Вертухова, Е.В. Применение технологий форсайта в нефтяной отрасли / Е.В. Вертухова, Ю.В. Долгов // Вестник Иркутск. гос. техн. ун-та. - 2013. - № 6. -С. 285-292.

7. Осипов, М.П. Информационное сопровождение форсайт-исследований инновационного развития хозяйствующих систем // Транспортное дело России. - 2013. - № 5 (108). - С. 85-91.

8. Пенькова, И.В. Теоретические основы форсайта в парадигме стратегического управления и инновационного развития [Электронный ресурс] / И.В. Пенькова, А.В. Боднар// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. -№ 3. - Июль-Сентябрь. - URL: http:// www.vestnik.vsu.ru/content/econ/2017/03/t oc_ru.asp

9. Соколов, А.В. Форсайт: взгляд в будущее [Электронный ресурс] / А.В. Соколов // Форсайт. - 2007. - № 1 (1). - URL: https://foresight.hse.ru/data/380/621/1234/ Whatforesight.pdf

10. Форсайт как инструмент стратегического долгосрочного планирования для развивающихся стран [Электронный ресурс] // UNDP Global Centre for Public Service Excellence. - URL: https:// www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/ publications/GPC SE_Foresight_RUS.pdf

11. Gibson, E. Technology Foresight: A Bibliometric Analysis to Identify Leading and Emerging Methods [Electronic source] / E. Gibson, T. Daim, E. Garces, M. Dabic // Foresight and STI Governance. - 2018. -V. 12. - № 1. - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/technology-foresight-a-bibli-ometric-analysis-to-identify-leading-and-emerging-methods

12. Бражникова, Л. Н. Алгоритм оценки инновационного развития экономики Донецкой Народной Республики в условиях неопределенности / Л.Н. Бражникова, М.А. Мызникова // Инвестиционно-инновационное развитие в условиях

цифровизации экономики: стратегии, факторы, механизмы: Материалы Круглого стола (г. Донецк, 14 апреля 2021 г.) / под общ. ред. д-ра физ.-мат. наук, проф.

С.В. Беспаловой, канд. экон. наук, доц. Н.В. Шемякиной. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2021. - С. 37-39.

L.N. BRAZHNIKOVA, Doctor of Economic Sciences, Prof., Head of the Department of economic planning and governmental regulation, e-mail: brazhnik0908@gmail.com, M.A. MYZNIKOVA, Candidate of Economic Sciences, senior research associate at the Department of economic system modeling, e-mail: maryalex.myz@gmail.com SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 24.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.