Научная статья на тему 'Стратегическое управление экономикой региона: теоретические и методические аспекты'

Стратегическое управление экономикой региона: теоретические и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1116
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / STRATEGIC MANAGEMENT / HOME CONCEPTION / STRATEGIC PLANNING / METHODOLOGY / MANAGERIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимова Машохидахон Азаловна

В статье рассмотрена сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; предложена организационно-методическая и структурная схема концепции стратегического социально-экономического развития Согдийской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Management of Regional Economy: Theoretical and Methodical Aspects

The article dwells on the essence of strategic management in reference to the regional economic system; the author researches the tendencies of its development, she suggests organizational-methodical and structural schemes of a conception dealing with a strategic social-economic development of Sughd viloyat.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление экономикой региона: теоретические и методические аспекты»

Азимова Машохидахон Азаловна,

ассистент кафедры финансов и кредита Политехнического института ТТУ им. акад. М. С. Осими

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Новые экономические реалии заставляют исследователей и практиков нашей страны искать адекватные формы, методы и инструменты эффективного управления регионом. Одним из перспективных направлений в этой области является стратегическое управление, ставшее основой стабильного развития и обеспечения устойчивости социально-экономической системы в развитых странах в течение более чем двух десятилетий. Очевидно, что прямую аналогию между региональными социально-экономическими системами зарубежных стран и нашей страны проводить сложно. Однако изучение зарубежной теории и методики стратегического управления и планирования необходимо для разработки отечественной концепции стратегического управления, адаптационной методологической работы на уровне региональных исследований.

Целью данной статьи является развитие методологии и практики стратегического управления региональными экономическими системами в Таджикистане, что предполагает совершенствование системы стратегического регионального управления в Согдийской области. Особенностью стратегического управления является ориентированность организации на внутренний потенциал ее сотрудников, направление производства на потребности людей, развитие организации «в ногу со временем», изменение организации при необходимости.

Зарубежные исследователи Шендел и Хаттен [7] рассматривали его как процесс определения и установления связи организации с ее окружением. Ее суть состоит в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям. По Хиггенсу, стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением [8]. Пирс и

Робинсон определяют стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации [9].

Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [6].

Отметим, что, при всей важности формальных родо - видовых определений, раскрыть суть стратегического управления лучше всего удается через содержательное операционное определение. Оно описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

Общая тенденция в развитии стратегического управления состоит в переходе от управленческой функции "планирование" к управленческой функции "организация". Определенный сдвиг ориентиров в пользу организации проявляется не только в повышении интереса к системной теории и гибким организационным формам, но и в структурной переориентации стратегического управления, которое основывается преимущественно на концепции ключевых компетенций [1]. Последняя представляет собой коллективную конструкцию, охватывающую множество отдельных компетенций и формирующую целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Сторонники данного подхода считают, что стратегическое управление полностью должно превратиться в управление ключевыми компетенциями. Регион можно считать реально существующим, если он создает организационную основу для экономики. Цели региональной политики соотносятся с меняющейся системой ценностей.

Для региональных социально-экономических систем содержание стратегического управления состоит в сохранении жизни населения в рамках территориальных границ экосистемы с учетом природно-географических, климатических и исторически сформированных экономических особенностей территории. В соответствии с этим должно формироваться стратегическое управление — удовлетворять необходимые потребности человека путем обеспечения необходимых условий жизнедеятельности. В то же время стратегия организации направлена на сохранение и развитие процессов производственно-хозяйственной деятельности. В отличие от стратегического управления региональными социально-экономическими системами, решения

стратегического менеджмента всегда экономически интерпретируются и должны быть экономически обоснованными.

Таким образом, стратегическое управление, определяющее существование социально-экономических систем в перспективе во взаимосвязи с динамикой окружающей среды, свойственно любой экономической системе, однако его целевая направленность, содержание, прогнозные и временные интервалы могут существенно разниться. Кроме того, стратегическое управление, в отличие от других типов управленческой деятельности в системе управления, обязательно учитывает связи социально организованных систем с окружающей средой и критериальную оценку стратегических управленческих решений.

В современных условиях необходимо проведение регионального стратегического управления в рамках нового управленческого подхода, в котором государство и регионы рассматриваются не как субподчиненные системы власти, а как системы с распределенными центрами управления, которые ориентируются на собственные интересы и цели. Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения в практику управления, особенно в регионах с сильными традициями директивно-иерархического управления. Технологии стратегического планирования в регионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Современный опыт регионального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде и ряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такого планирования. В условиях глобализации социально-экономических процессов, региональное стратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим приоритетным направлениям.

1. Отход от иерархических и многоступенчатых структур управления и акцентирование внимания на моделях "матричного" и "сетевого" типов, что позволяет перейти от чисто технократического подхода к решению социально-экономических проблем.

2. Уменьшение количества властных институтов и подразделений, действующих на постоянной и жестко регламентированной основе. Развитие временных проектных организаций и творческих коллективов, действующих с единой целью и поставленными задачами.

3. Развитие форм перекрестного финансирования и объединение проектов и программ, что позволяет согласовывать прибыльные и убыточные проекты, снижать расходы.

4. Внедрение таких методов управления, как делегирование полномочий, разделение рисков между отдельными подразделениями организации, стимулирование и поощрение способностей и возможностей работников.

5. Учет и разграничение интересов всех заинтересованных сторон и участников конкретного проекта с помощью коллективного принятия решений, повышение объективности таких решений с использованием экспертных методов и метода обратной связи при их реализации.

Региональная стратегия — это управление политическим, социальным и перспективным экономическим развитием региона, осуществляемое органами его законодательной и исполнительной власти [2]. Региональная стратегия отличается, во-первых, от территориальной стратегии, реализующей политику государства и межгосударственных структур в отношении крупных экономико-географических районов, не имеющих собственного юридического статуса, и, во-вторых, от районной и муниципальной стратегий. Региональное стратегическое управление предполагает экономические, политические, социальные отношения исполнительной власти региона с центральными органами государственной власти; с местными представительствами центральных органов; с органами власти других государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицами разного организационно-правового статуса и их ассоциациями; с населением, политическими партиями и общественными движениями [4].

Региональное стратегическое управление, на наш взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной рыночной среды и включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно: анализа внешней и внутренней среды региона; установления системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития; выбора стратегии функционирования и развития; реализации стратегии развития региона; оценки и контроля за реализацией стратегии развития. Конечная цель реализации стратегии управления - определение возможностей развития региона в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы. Система стратегического управления функционированием и развитием региональной социально-экономической системы должна отвечать специфике региона, учитывать его особенности и функциональную склонность при определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и задач развития. Стратегия может трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.

Поиск путей успешной реализации стратегии — также непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие — никак не могут осуществиться. Реализация стратегии возможна при совместном влиянии всей совокупности управленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевыми группами и отдельными лицами [2]. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.

На региональном уровне точкой отсчета для реализации стратегического управления служит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующие функции: формирование определенной системы ценностей, определение стратегических целей и приоритетов развития, консолидация общества и мобилизация ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчет средств для их реализации. В соответствии с назначением долгосрочная концепция комплексного социально-экономического развития региона, на наш взгляд, должна содержать три блока, имеющих различное функциональное назначение.

Рисунок 1.

Организационно-методическая и структурная схема долгосрочной концепции стратегического комплексного социально-экономического развития Согдийской области

1. Аналитический блок - определяет с учетом внешних и внутренних факторов роль, предназначение и функции региона в новых условиях хозяйствования. В соответствии с ними формируются стратегические цели и приоритетные направления социально-экономического развития с учетом разрабатываемых и реализуемых стратегических документов на республиканском уровне и на уровне области, а так же в соответствии с требованиями и положениями Конституции РТ.

2. Ресурсный блок - определяет ресурсные и финансовые механизмы реализации концепции, источники ресурсов и дает их количественную и качественную оценку.

3. Организационный блок - определяет и обосновывает организационный механизм управления реализацией концепции, критерии и методы ее оценки, методическую и организационную схему мониторинга.

При разработке концепции развития региона важно учитывать большую роль внешних условий и факторов развития. К наиболее значимым можно отнести следующие. Совокупность централизованных ресурсов (включая финансовые), возможности привлечения иностранных инвестиций, государственную стратегию социально-экономического развития, особенности геополитического развития региона и др. Без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития региона.

В концепции формулируются основная идея и единая стратегия развития с учетом разных интересов и позиций. Система ценностей концепции основана на рассмотрении индивида как полноправного субъекта общественных отношений, обусловленных культурным климатом, общественнополитической, экологической и экономической обстановкой в регионе. Эти факторы определяют пределы жизнеспособности системы ценностей концепции. Именно такие принципы могут быть применены при разработке системы стратегического управления на региональном уровне. В условиях Таджикистана они могут выступать точкой отсчета в выборе стратегии социальноэкономического развития регионов.

Список литературы:

1. Ansoff I. Н. Implanting strategic management. N. J., Prentice Hall International, 1984.

2. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. -СПб.: Питер, 2001.

3. Портер М. Международная конкуренция. -М.: Международные отношения, 1993.

4. Минцберг Г, Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. -СПб. : Питер, 2000.

5. Львов Д. С, Гранберг А. Г., Егоршина А. П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. -М. : Экономика, 2004.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 1998.

7. Schendel D.E., Hatten KJ. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceedings, August 1972.

8. Higgins J.M. Organizational Policy and Strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago.The Dryden Press, 1983.

9. Pearce II JA., Robinson R.B. Jr. Strategic Management, 2nd ed. Homewood, III: Richard D. lrwin, 1985

10. Официальный сайт Согдийской области. (http://www.sugd. tj). 24.04.2012.

М.А. Азимова

Стратегическое управление экономикой региона: теоретические и

методические аспекты

Ключевые слова: стратегическое управление, отечественная концепция, стратегическое планирование, методология, управленческие инструменты

В статье рассмотрена сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; предложена организационно-методическая и структурная схема концепции стратегического социально-экономического развития Согдийской области.

M. A. Azimova

Strategic Management of Regional Economy: Theoretical and Methodical Aspects

Key words: strategic management, home conception, strategic planning, methodology, managerial instruments

The article dwells on the essence of strategic management in reference to the regional economic system; the author researches the tendencies of its development, she suggests organizational-methodical and structural schemes of a conception dealing with a strategic social-economic development of Sughd viloyat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.