Принципиально важным при построении подобных структур является принцип сохранения одноуровневое™ бюджета, поскольку в современной Конституции РФ и законодательстве по вопросам местного самоуправления установлены равные права для муниципальных образований. В связи с этим появление местных бюджетов на уровне территориальных структурных подразделений приведет к возникновению самостоятельного муниципального образования. Даже без создания муниципального образования управление подобными бюджетами крайне затруднено из-за невозможности разграничения полномочий с подобными территориями. Для стимулирования инициативы территориальных органов можно использовать определенную автономию в рамках сметы расходов или разрешить образование внебюджетных целевых фондов.
5. Принцип комплексности.
Этот принцип крайне важен для целостности при построении структуры и требует при создании структуры исходить из целостности той или иной функции. Это особенно важно, когда исполнение функций разнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функции задействованы все структуры администрации. Так, например, в бюджетном процессе задействованы абсолютно все структуры администрации и, следовательно, крайне важно определить место
и роль каждой из них. Для этого необходимо разбить бюджетный процесс на элементы и этапы и подробно их расписать за органами местного самоуправления.
1. Макаров ВЛ., Глазырин М. В. // Экономист. 2003. № 4. С. 54.
2. Государственное и муниципальное управление: справочник / под ред. Н.И. Глазуновой, Ю.М. Забродина, А.Г. Поршнева. М., 1997.
3. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований // под ред. Н.Г. Сычева, К.И. Таксира. М., 2002. С. 235.
4. Россия - 2015: оптимистический сценарий / под ред. Л.И. Абалкина. М., 1999. С. 324.
5. Гражданский кодекс РФ. М., 2003. Ч. 1-3.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2005 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос. газета. 2003. № 202. 8 окт.
7. Бабун Р.В., Муллагалеева 3.3. Вопросы муниципальной экономики. М., 2001. С. 22.
8. Ефимчук И.В. Муниципальная собственность и ее эффективность в системе рыночных отношений: моногр. Н. Новгород, 1999. С. 3.
9. Григорьев ВВ., Острима И.А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью. М., 2001. С. 54-90.
10. Чувашова ГА. // Управа. 2002. № 10. С. 19.
Поступила в редакцию 1.12.2006 г.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Л.С. Шеховцева
Shekhovtseva L.S. Formation of strategic purposes of region development: methodological foundations. The author gives concepts and conceptual bases of formation of the strategic purposes of region development. The structure and arrangement of the process for multilevel system of strategic purposes are considered. Me-
thods and techniques of the activity are proposed.
Экономическая политика государства в РФ осуществляется на двух уровнях: национальном (федеральном) и субнациональном (субфедеральном, региональном). В условиях развития рыночной экономики и федерализма произошло резкое усиление значимости
региона в связи с выполнением им социальной функции государства. Она выполняется на основе социального управления. В условиях роста глобализации, конкуренции и открытости экономики социальное управление направлено на обеспечение не только эконо-
мического роста, но и развития региона, т. е. становится стратегическим управлением.
Поскольку стратегическое целеполага-ние является самостоятельной функцией управления развитием региона, то формирование и реализация стратегических целей социально-экономического развития региона выдвигается в число важнейших задач государственной политики. Об этом свидетельствует практика разработки стратегий и программ развития субфедеральных образований, переход к целевому управлению бюджетным, налоговым и другими процессами.
Исследование современных проблем це-леполагания сложных систем показывает, что рассматриваются, в основном, цели макроуровня, т. е. национальные цели, и не анализируются цели экономических подсистем (регионов), формирующих эту сложную национальную систему. Цели развития субфедеральных образований остались за пределами экономической теории. Хотя макроэкономические цели могут применяться и к регионам, разнообразие и роль последних в развитии страны обусловливают необходимость создания методологии регионального целеполагания в контексте диалектики общего и единичного, целого и частичного.
Целью данной статьи является разработка методологического подхода к стратегическому целеполаганию развития региона.
Предлагаемый в статье подход к методологии стратегического целеполагания регионального развития основывается на методологически принципах стратегического развития академика Л. Абалкина [1], концепции этого процесса, а также междисциплинарной методологии исследования региона как субъекта целеполагания [2]. Он учитывает закономерности целеобразования на основе системного анализа и специфику региона как организационной системы [3, 4]. В основе этого подхода лежат социально-экономические цели регионального развития, хотя должны также учитываться геополитические и другие интересы Российской Федерации.
Стратегическая цель региона - это цель, задающая образ (или его часть) будущего состояния региона в окружающей (внешней) среде и, желательно, путь его достижения. Каждый регион должен выбрать свой путь развития на основе факторов производства (природных ресурсов, человеческого капита-
ла и т. п.), инвестиций, инноваций и т. д. Например, стратегическая цель развития Калининградской области может быть следующей: достичь уровня жизни населения, сопоставимого с зарубежными странами - соседями (Литвой и Польшей) путем инновационного развития.
Стратегическая цель характеризуется (в отличие от текущей цели) следующими особенностями: направленностью в будущее и неопределенностью выбора; ориентацией на положение во внешней российской и зарубежной среде; проактивным (упреждающим) поведением всех элементов - целеносителей; взаимосвязью со способом достижения (стратегией) и средствами достижения (тактикой, ресурсами); возможностью альтернатив и изменений.
Стратегическим целеполаганием социально-экономического развития региона называется системный процесс разработки, согласования и выбора стратегических целей по их содержанию, измерителям и количественным значениям. Оно осуществляется в процессе или после стратегического анализа внешней и внутренней среды региона. Определение целей в стратегическом управлении может предшествовать анализу среды, ибо существование системы по определению предполагает наличие цели. Реализация целей осуществляется одновременно с внедрением стратегий и называется целеосуществ-лением.
Методология как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [5] применительно к стратегическому целеполаганию основывается на концепции и алгоритме этого процесса, определяется свойствами региона как системы и организации, а также зрелостью самого региона как субъекта целеполагания.
Выбор целей связан с «огрублением» действительности, отказом от других целей, других формулировок (семантических, временных и численных). Он является процессом построения модели целей, которая, как и всякая модель, имеет свои допущения, ограничения, зависимые и независимые переменные. Модель целей является результатом процесса целеполагания, который, в свою очередь, может быть представлен как модель целеполагания.
Цели региона формируются на трех уровнях. На первом уровне определяются цели региона как подсистемы национальной экономики (цели макроуровня). На втором уровне формируются цели региона как организационной системы (цели мезоуровня). Третий уровень целей связан с элементами (подсистемами) региональной системы, с ее внутренней структурой (цели микроуровня). Таким образом формируется пирамида стратегических целей регионального развития, состоящая их трех частей: цели макро-, мезо-, и микроуровня.
Многоуровневый характер целей региона определяет структуру и организацию процесса целеполагания, которая может быть представлена в виде следующего алгоритма (последовательности или этапов действий):
1) формирование общих (типовых) стратегических целей развития региона на макроуровне;
2) выбор конкретных целей развития региона и их согласование с представителями целеносителей на мезоуровне;
3) разработка дифференциации (иерархии) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне;
4) моделирование и выбор количественных значений целей;
5) согласование с представителями целеносителей.
Данный алгоритм описывает динамичный и изменяющийся во времени и пространстве процесс, в котором последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться. Например, от выбора конкретных целей региона можно перейти сразу к процессу моделирования и выбора количественных значений целей; согласование целей можно объединить в один этап и проводить его после выбора количественных значений целей. Выбор целей осуществляется в несколько итераций (прогонов вариантов по этапам сверху вниз и обратно). Он связан с типологией регионов.
Формирование общих (типовых) стратегических целей развития региона на макроуровне. Цели региона как организационной системы, имеющей свойства безличной структуры, формируются для обобщения, формализации, типизации индивидуальных и групповых целей вследствие невозможности полного учета бесконечного разнообразия
индивидов, организаций, особенностей взаимосвязей и других аспектов. Они обеспечивают стабильность организации, устойчивость ее развития и являются типовыми стратегическими целями системы, такими, как обеспечение постоянного и сбалансированного экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, содействие формированию высокого уровня занятости населения, повышение уровня конкурентоспособности и др.
В современных российских условиях, а также в соответствии с мировой тенденцией управляемого социально-экономического
развития можно сделать вывод, что главной стратегической целью регионального развития становится ускоренное повышение уровня и качества жизни населения региона. Другие цели обеспечивают ее достижение (постоянный и сбалансированный рост, повышение конкурентоспособности региона на инновационной основе, формирование высокого уровня занятости и т. п.).
Выбор конкретных целей развития региона. Конкретные стратегические цели социально-экономического развития регионов формируются в единой цепочке целевых ориентиров, исходя из миссии региона и стратегических целей макроуровня. Они должны опираться на модели регионального развития и поведения региональной власти, учитывать международные факторы, законы, интересы основных целеносителей (населения, делового сообщества, органов управления).
При выборе конкретных целей региона можно использовать три основных методических подхода: 1) от будущего, желаемого состояния региона, его миссии во внешней среде; 2) от стратегических проблем региона, которые необходимо решить; 3) первый и второй подходы одновременно.
Конкретные цели региона могут формироваться на основе типовых (общих, канонических) и специфических целей. Типовые цели могут конкретизироваться по каждому региону путем выбора состава целевых показателей (измерителей), определения их количественных значений, путем выбора нескольких приоритетных целей из набора типовых путем перемещения типовых целей по уровням иерархии.
Специфические цели формируются, исходя из особенностей конкретного региона
или его типа. Для приграничного региона, например, особо важное значение имеет укрепление связей с приграничными зарубежными территориями, формирование благоприятной внешней среды, приграничной инфраструктуры и т. д. Приморские регионы отличаются необходимостью создания условий для развития портовой и транспортно-логистической инфраструктуры, приграничной и таможенной инфраструктуры, кластера отраслей морской индустрии, обновления флота и т. п.
Для такой области, как Калининградская, являющейся российским эксклавом в Европе, окруженным странами ЕС, и имеющей статус особой экономической зоны (ОЭЗ), специфическими являются следующие цели: обеспечение международных условий жизнедеятельности в связи с пересечением границ и транзитом грузов и людей по территории зарубежных стран, модернизация режима функционирования ОЭЗ.
Выбор конкретных целей региона на этом этапе осуществляется путем интеграции и согласования целей с основными целеноси-телями региона. Как уже отмечалось, этот процесс может быть совмещен с пятым этапом и будет рассмотрен на этом этапе.
Разработка дифференциации (иерархии) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве. Наиболее распространенным способом представления целей в системах организационного управления, к которым принадлежит и регион с его особенностями, является древовидная иерархическая структура или дерево целей. Анализ существующих методик структуризации целей показывает [3], что они, в основном, охватывают уровень предприятия и не рассматривают уровень региона.
При разработке целей региона следует учитывать состояние региональной системы (стабильность или реформирование), ее изученность и особенности, уровень компетенции лица, принимающего решение (ЛПР).
Иерархия целей региона может разрабатываться на основе одной главной цели (моноиерархия) или нескольких целей (полииерархия, набор иерархий).
Для декомпозиции целей одного уровня применяются два подхода: альтернативный (по принципу логического соотношения «или -или») и дополняющий (по принципу «и - и»). При использовании второго подхода диффе-
ренциация стратегической цели возможна различными способами по принципу «целое -часть» (семантический поход), «род - вид» (таксономический подход), «система - подсистема» (системный подход).
Дифференциация может осуществляться как сквозной процесс на всех уровнях (макро-, мезо- и микроуровне). Формулировки целей могут задаваться в двух формах: семантической (смысловой) и управленческой (когда к смысловой форме добавляются императив, количественные измерители и временные характеристики). На данном этапе и первых итерациях целеполагания определение целей осуществляется, в основном, в семантической форме.
При разработке сложных многоуровневых региональных иерархий целесообразно использовать приоритетно-уровневый или стратификационный (от слова «страта») подход. Он позволяет выполнить декомпозицию приоритетных целей макроуровня до требуемой глубины детализации в следующей последовательности действий.
Сначала на макроуровне выбираются приоритетные цели региона. Например, для указанной выше главной стратегической цели «создать условия для повышения уровня и качества жизни населения путем инновационного развития региона» эксперты сочли приоритетными две цели: «содействовать постоянному и сбалансированному росту», «обеспечить повышение конкурентоспособности региона».
Далее эти приоритетные цели макроуровня становятся главными стратегическими целями мезоуровня. Например, пусть цель «содействовать постоянному и сбалансированному росту» может быть достигнута путем реализации одной из двух альтернативных целей мезоуровня: «создать условия для быстрого роста за счет «зрелых» отраслей («дойных коров» по терминологии матричного анализа), «создать условия для более медленного, но устойчивого роста за счет балансирования отраслей с разным жизненным циклом: быстрорастущих и зрелых
(«звезд», «диких кошек», «дойных коров»)". При выборе второго из указанных вариантов цели микроуровня могут быть построены как дополняющие друг друга, например: «обеспечить условия приоритетного развития в регионе высокотехнологичных отраслей»;
Рис. 1. Модель стратегического целеполагаиия развития региона
«обеспечить условия модернизации перспективных существующих отраслей»; «обеспечить условия реструктуризации и ликвидации проблемных отраслей»; «обеспечить реформирование социально значимых отраслей жизнеобеспечения региона».
Далее следует детализация по конкретным способам достижения этих целей (стратегиям). Например, способствовать интеграции воспроизводственных циклов в регионе и созданию кластеров; создавать условия для роста масштабов производства за пределами региона и снижать издержки производства и т. п. На нижних уровнях иерархии можно подключать «встроенные» цели: инфра-
структурные, институциональные, экологические и другие. В случае большого проблемного значения эти цели могут выноситься и на более высокий уровень.
Цели активных субъектов региона (населения, делового сообщества, органов управления) могут служить в качестве критерия выбора и оценки дерева целей региона.
Детализация стратегических целей проводится не только по уровням иерархии, но и по периодам времени, и по территории региона. Учет времени обеспечивает поэтапный перевод региональной системы из существующего состояния в будущее. По территории цели дифференцируются для обеспечения равномерности развития региона.
После дифференциации целей необходимо выполнить оценку и корректировку структуры иерархии с использованием сформулированных критериев. Для этого целесообразно использовать методы типа ПАТТЕРН.
В процессе создания иерархии выбирается единый подход к выбору целей, стратегий и способов их реализации (например, программно-целевой подход, проектно-целевой, бюджетно-целевой и др.), или их комплекс.
Моделирование и выбор количественных значений целей. Моделирование стратегических целей регионального развития может осуществляться на различных уровнях целе-полагания: макро-, мезо- и микроуровне. Этот процесс предполагает наличие модели целей, устанавливающих вид целевой функции и ограничений.
Разрабатываемая на предыдущих этапах иерархия целей представляет собой основу такой модели. Законченный вид ей придает
определение на данном этапе состава измерителей целей и ограничений.
В экономике и управлении наибольшее значение имеют такие виды измерителей, как показатели и оценки. В основе показателей лежат систематические наблюдения, главным образом, статистические. Оценки формируются на базе экспертных суждений, мнений экспертов и статистических показателей.
На основе этого можно выделить две группы моделируемых измерителей целей: 1) на основе показателей, которые имеют установленную методику исчисления и отражаются в статистической отчетности; 2) на основе оценок, которые не имеют установленной методики определения, формируются экспертами и используют статистические и экспертные измерители. Примером первой группы измерителей является ВРП, который может моделироваться на основе балансовых моделей и системы национальных счетов (СНС). Вторая группа измерителей целей может быть представлена оценкой конкурентоспособности региона, которая может исследоваться на основе аддитивной и степенной функций, разрабатываемых экспертами.
В результате моделирования формулируются условия, обеспечивающие достижение тех или иных значений измерителей целей. Взаимосвязь значений измерителей целей, сроков их достижения и ресурсов отображается на основе треугольника проектной динамики.
Согласование целей с представителями целеносителей. Выбор и согласование стратегических общерегиональных целей осуществляются путем переговоров, на основе социального партнерства, Устава и законов региона. При этом учитываются региональная политика Федерации и ее законы, видение и миссия региона. Определяющую роль при выборе и согласовании целей имеют модель регионального развития и модель поведения региональной власти.
Целевые ориентиры и показатели согласуются между представителями целей по содержанию, составу измерителей и количественным значениям. Согласование целей может осуществляться в несколько этапов как итерационный, повторяющийся процесс. Это связано с необходимостью согласования на только содержания целей, но и их количест-
венного моделирования, а также дифференциации. Способы согласования целей, а также причины их изменения подробно исследуются в вышеназванной монографии [2].
Реализация целей и стратегий должна осуществляться в единой системе стратегических, тактических и оперативных решений и тесно связана с экономической политикой региона.
Предлагаемая методология целеполага-ния представлена в виде модели (рис. 1). Она включает четыре блока. В первом блоке формируются миссия и макроэкономические цели региона. Второй блок связан с выбором целей мезоуровня и микроуровня. В третьем блоке осуществляется выбор стратегий и оценка достижимости целей. Реализация стратегий и целей осуществляется в четвертом блоке.
Таким образом, предлагаемая методология целеполагания развития региона разрабатывается на основе: 1) анализа функций региона как организационной системы, базирующихся на интеграции целей основных целеносителей региона; 2) учета внешней
отечественной и зарубежной среды и стратегического поведения региона; 3) многоуровневой системы целей регионального развития; 4) учета общих и конкретных характеристик региона; 5) оценки структуры дерева стратегических целей региона. Она может быть использована при разработке стратегий, программ, сбалансированной системы показателей регионального развития.
1. Абалкин Л.И. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 49-54.
2. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: моногр. Калининград, 2005.
3. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник / под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. М., 2004.
4. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М., 2005.
5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.И. Прохоров. М.; СПб., 2004.
Поступила в редакцию 30.11.2006 г.
ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ В ПТИЦЕПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Р.А. Смыков
Smykov R.A. Vertically integrated structures in poultry subcomplex of Russia. The corporate integration model based on property which combines enterprises of different branches connected in technical and economic relation. On the basis of Russian experience of forming and functioning of vertically integrated structures there were distinguished main types of agricultural holding companies. The author reveals distinctive and fundamental features of agricultural holding companies in poultry farming.
Организация эффективного агропромышленного производства остается одной из актуальных проблем реформирования АПК. В условиях рыночной экономики она невозможна без объединения трудовых, материально-технических и финансовых резервов всех участников воспроизводственного процесса. Для этого необходимо создание гибких интеграционных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими, обслуживающими, торговыми и другими структурами.
Применительно к АПК сущность интеграции как экономической категории заключается в объединении предприятий, имеющих разную специализацию и выполняющих различные функции в воспроизводственном процессе вновь организованного агропромышленного формирования.
В настоящее время интеграционные процессы затронули фактически все сферы сельского хозяйства: молочное животноводство, овощеводство, кормопроизводство, производство яиц и мяса птицы, мясное скотоводство и свиноводство.