Научная статья на тему 'Стратегическое развитие Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: путь от инновационного вуза к национальному исследовательскому университету'

Стратегическое развитие Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: путь от инновационного вуза к национальному исследовательскому университету Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье рассматриваются предпосылки создания на базе Московской медицинской академии национального исследовательского университета в здравоохранении, его цели, задачи и целевые индикаторы. Проанализированы приоритеты развития университета и повышение конкурентоспособности отечественного медицинского и фармацевтического образования, оптимизация экономических механизмов инновационной деятельности в академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions for creation of National Research University in public health on the base of the Moscow Medical Academy, main tasks and purpose indicators of such university are considered in the article. Priorities of the university development, rising of the competitiveness medical and pharmaceutical education in our country, methods of optimizing the economical mechanisms of innovation activity in the Academy are analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: путь от инновационного вуза к национальному исследовательскому университету»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ им. И. М. СЕЧЕНОВА: ПУТЬ ОТ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА К НАЦИОНАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ

Strategic development of the Moscow medical academy named after I. M. Sechenov: on the way from innovational higher educational institution to National Research University

Preconditions for creation of National Research University in public health on the base of the Moscow Medical Academy, main tasks and purpose indicators of such university are considered in the article. Priorities of the university development, rising of the competitiveness medical and pharmaceutical education in our country, methods of optimizing the economical mechanisms of innovation activity in the Academy are analyzed as well.

Ключевые слова: национальный исследовательский университет, инновационная деятельность, системный подход, управление качеством, инновационные технологии, модель управления.

Предпосылки создания национального исследовательского университета в здравоохранении

осковская медицинская академия (ММА) им. И. М. Сеченова является ведущим медицинским вузом России, крупнейшим учебным, научным, методическим и клиническим центром. Это уникальный комплекс по подготовке, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров. Уже 250 лет это старейшее высшее учебное заведение России готовит ведущих специалистов отечественного здравоохранения. В ММА им. И. М. Сеченова преподают академики, лауреаты Государственных и иных премий России, заслуженные деятели науки и известные врачи. Учебный процесс по различным специальностям организуется на базе 200 кафедр и учебных курсов, обеспечивается 13 факультетами: лечебным, военного обучения, фармацевтическим, медико-профилактическим, стоматологическим, высшего сестринского образования, иностранных учащихся, послевузовского профессионального образования врачей, педиаторов, провизоров, специалистов медико-профилактического дела, управления здравоохранением и дополнительного профессионального образования преподавателей.

В академии обучаются более 10 065 студентов из разных городов России и 85 зарубежных стран. Учебная, производственная и преддипломная практика студентов проводится на базе 18 клиник академии, 27 городских клинических больниц и роддомов, госпиталя им. Н. Н. Бурденко, 2 госпиталей ветеранов войн, ЦНИИ сто-

матологии, НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, 14 подстанций скорой медицинской помощи, 36 поликлиник, 13 государственных центров санитарно-эпидемиологического надзора, 2 медицинских колледжей, 3 медицинских училищ, 145 аптечных предприятий и аптек. Академия — член Международной ассоциации университетов. На основе прямых соглашений и договоров академия сотрудничает с университетами США, Германии, Франции, Норвегии, Нидерландов и др. Ежегодно она командирует за рубеж более 100 сотрудников и принимает около 400 иностранных специалистов. Активно ведется обмен студентами. Свидетельство большого международного авторитета академии — высокий рейтинг, получаемый ею в ежегодных конкурсах вузов, проводимых ЮНЕСКО. Последние годы в Московской медицинской академии внедряются инновационные системы образования, такие как фантомные классы, виртуальная библиотека, экспериментальная студенческая аптека, широкое распространение получает телемедицина.

В этом году исполняется 250 лет со дня основания медицинского факультета Императорского Московского университета, открытого в 1758 г., историческим правопреемником которого и является Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. Здесь учились и работали основоположники отечественной медицины, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю мировой науки. Достаточно упомянуть таких великих ученых, как Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, И. М. Сеченов, Г. А. Захарьин, Н. В. Склифосовский, Н. Ф. Филатов.

Историческим центром академии стал клинический городок на Девичьем Поле (сейчас ул. Б. Пироговская), построенный более 100 лет назад и признанный одним из лучших в Европе. В настоящее время этот архитектурный ансамбль является памятником отечественной истории и культуры.

Ректорат Московской медицинской академии предоставляет студентам широчайшие возможности для реализации своего научного и культурного потенциала. Более 100 лет в ММА им. И. М. Сеченова существует научное студенческое общество им. Н. И. Пирогова, деятельность которого направлена на содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифицированных медицинских и фармацевтических кадров и на обеспечение уровня, соответствующего требованиям мировых стандартов. Практически на каждой кафедре работают студенческие научные кружки, лучшие работы могут участвовать в ежегодных научно-практических конференциях, в том числе и с международным участием.

В июле 2006 г. началась реализация инновационной образовательной программы, которая направлена на формирование в вузе конкурентоспособной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество образования медицинской молодежи к реальным потребностям здравоохранения, экономики и общества. Студенты, интерны, ординаторы и аспиранты Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова имеют широчайшие возможности для получения теоретических знаний и практических навыков.

Академия является новатором по многим направлениям развития образования, таким как внедрение модульного и компетентностного подхода в организации учебного процесса; активное использование дистанционных технологий; автоматизация управления образовательной деятельностью; совершенствование клинической практики и формирование новой модели кластера академических клиник.

Стратегической целью инновационной образовательной программы является приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство. Приоритетные задачи программы: совершенствование содержания и технологий образования; оценка и контроль качества образо-

вания; формирование системы управления качеством образования; оптимизация управленческих механизмов деятельности академии; развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности академии; улучшение материально-технического обеспечения инновационных образовательных, научно-производственных и научно-исследовательских проектов; совершенствование механизмов интеграции образования, клинической практики и науки.

Инновационная образовательная программа академии сформирована на основе принципов стратегического менеджмента. При этом запланированные результаты практико-ориентирован-ны, т. е. предполагается, что инновации, разработанные в рамках программы, оперативно будут внедрены в образовательную деятельность академии.

Цели, задачи и целевые индикаторы национального исследовательского университета, созданного на базе Московской медицинской академии

В 2008 г. руководство академии ставит перед коллективом задачу превратить вуз в национальный исследовательский университет (далее НИУ). Стратегическая задача такого университета — возрождение научно-исследовательского потенциала медицинского образования и включение академии в известный рейтинг вузов мира.

Среди факторов, определяющих основные задачи исследовательского университета, можно выделить наличие:

— ведущих научных школ (НИУ должен принимать активное участие в реализации государственных программ развития отраслей, федеральных целевых программ);

— подготовки кадров на мировом уровне;

— достаточного количества разработок, имеющих мировую новизну и значительный кадровый потенциал научной сферы;

— потенциальных возможностей для быстрого развития инновационной инфраструктуры, инновационной культуры кадров;

— кадрового потенциала для разработки инновационных схем, их нормативно-правовой проработки;

— базы для подготовки руководителей и специалистов в области инноватики;

— возможности подготовки высококвалифицированной и энциклопедически развитой творческой личности, способной к саморазвитию;

— серьезной исследовательской базы.

В связи с этим стратегическими задачами развития Московской медицинской академии как национального исследовательского университета являются:

— подготовка и переподготовка кадров: подготовка специалистов по пяти основным специальностям медицинского и фармацевтического образования; подготовка научных кадров, в том числе специализирующихся в области организации научных исследований, инновационного менеджмента, доказательной медицины, использования критических технологий и т. д.; подготовка научно-педагогических кадров для других вузов; развитие дистанционного образования; внедрение системы непрерывного профессионального образования;

— организация федеральных, межрегиональных объединений, ассоциаций и других профессиональных сообществ с целью расширения образовательного и научного пространства в системе здравоохранения; формирование и развитие межотраслевых интеграционных связей между здравоохранением, образованием, социальными и техническими науками;

— организация научной деятельности: создание центров компетенций по реализации государственных программ развития, федеральных целевых программ; комплексное проведение научных и прикладных исследований в области критических технологий, доказательной медицины, профилактических программ и пропаганды здорового образа жизни населения; развитие социальных сетей для профессионального межвузовского общения; развитие науки для других вузов; создание федеральных ресурсных центров по приоритетным направлениям развития здравоохранения;

— совершенствование практического здравоохранения: разработка новых моделей управления клиниками; создание кластеров медицинских технологий1; комплексная автоматизация деятельности клиник; создание системы управления качеством медицинской деятельности; ведение реестра медицинских работников РФ и мониторинг их миграции;

— инновационная деятельность: ведение реестра объектов интеллектуальной собственности в здравоохранении, результатов фундаментальных и прикладных исследований на предмет их патентной защиты и коммерциализации; создание и ведение банка данных по отечественным и зарубежным патентам; создание системы аудита результатов фундаментальных и прикладных исследований в здравоохранении; разработка и

ведение базы знаний научно-методических и учебно-методических материалов.

Приоритеты развития национального исследовательского университета

Ключевым принципом деятельности академии на ближайшие годы должна стать оперативность внедрения мировых достижений в образовательную и клиническую практику.

Приоритетными направлениями развития Московской медицинской академии на 20092012 гг. являются:

— совершенствование содержания образования с целью формирования конкурентоспособной образовательной системы;

— создание информационно-технологической инфраструктуры (сетей) и активное внедрение информационных технологий (информационных систем);

— развитие научно-исследовательской деятельности по критическим технологиям, приоритетам развития здравоохранения и образования;

— создание и внедрение системы оценки качества образовательной и медицинской деятельности, соответствия критериям исследовательских университетов;

— совершенствование модели управления на основе теории кластеризации в образовательной, научной и клинической сферах деятельности;

— развитие международной мобильности2 студентов, преподавателей, молодых ученых и завоевание статуса мирового лидера в области медицинского и фармацевтического образования.

В рамках каждого из этих направлений планируется комплекс мероприятий, включающий в том числе и мероприятия по контролю эффективности их реализации.

Приоритетные сферы деятельности

академии:

— фундаментальные и прикладные исследования по критическим технологиям и приоритетным направлениям развития медицины;

— развитие производства клеточных технологий и фармацевтической индустрии;

— интеграционная составляющая взаимодействия между наукой — образованием — здравоохранением;

— комплексная информатизация здравоохранения;

— новая модель управления клиниками;

— интеллектуальная собственность в здравоохранении и медицинском образовании.

Повышение конкурентоспособности

отечественного медицинского и фармацевтического образования

Подписание Россией Болонского соглашения открывает для отечественных вузов новые возможности расширения международного сотрудничества в области высшего образования. Бо-лонская декларация3 министров образования из стран Европы среди прочих мер, направленных на гармонизацию европейской образовательной системы, предусматривает: содействие мобильности путем преодоления барьеров для эффективного осуществления свободного передвижения, с особым акцентом на возможности получения студентами образования и профессиональной подготовки, а также связанных с этим услуг и расширение контактов и обменов преподавателей, ученых и административных сотрудников образовательных учреждений; содействие развитию европейской кооперации в области качества образования с перспективой разработки сопоставимых критериев и методов; создание необходимого общеевропейского пространства в сфере высшего образования, особенно с точки зрения карьерного роста, межинституциональной кооперации, схем повышения мобильности, и формирование интегрированных программ обучения и научных исследований; консолидация европейского пространства в области высшего образования.

Одним из основных направлений Болонско-го процесса является повышение уровня академической мобильности — образовательного обмена студентов, преподавателей, исследователей и администраторов высших учебных заведений.

Для активизации мобильности студентов повсеместно признается актуальной социальная и финансовая поддержка на институциональном, региональном и федеральном уровнях («переносимые гранты» и ссуды), а также академическое и социальное консультирование.

Для разработки финансовых схем поддержки академической мобильности должна быть произведена оценка структуры и объемов затрат, необходимых для решения задачи интеграции российской системы медицинского образования в общеевропейскую, и макроэкономическая оценка расходов, связанных с реализацией принципа академической мобильности студентов.

В принятом в феврале 2005 г. Ассоциацией медицинского образования в Европе (Association for Medical Education in Europe — AMEE) и Всемирной федерацией медицинского образования

(World Federation for Medical Education — WFME) Заявлении о Болонском процессе и медицинском образовании [1] отмечается, что большинство целей этого процесса находится в соответствии с современной практикой и реформами в сфере медицинского образования. Это касается, в частности, введения европейской системы зачетных единиц (European Credit Transfer System — ECTS) и содействия устранению препятствий на пути международной мобильности студентов и преподавателей. Международная мобильность может пониматься не только как направление студентов своей страны для обучения за рубежом, но и как расширение практики обучения иностранных студентов. Это способствует повышению международной репутации национальных учебных заведений и в ряде случаев — улучшению их финансового положения. Медицина относится к одной из пяти областей, в которых реализуются пилотные схемы создания и тестирования ECTS.

В качестве модели для построения организационно-экономического механизма поддержки студентов и формирования у них международной мобильности в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова планируется использовать стратегию родственного по профилю факультета медицины и здравоохранения университета Лидса, разработанную и представленную в апреле 2006 г. (Faculty of Medicine and Health, University of Leeds — Великобритания) [2]. Разработчики этой стратегии исходили из того, что интернационализация является стержневым пунктом формирования университета мирового уровня. Это позволяет привлекать лучших студентов и лучших преподавателей со всего мира. Стратегия была разработана недавно сформированным Международным комитетом (International Committee), при поддержке ряда сотрудников факультета и Международного управления (International Office). В комитет вошли представители от каждой школы и института при факультете, что дало возможность учесть все существующие на практике возможности и ограничения.

Отдельные предложения в рамках выработанной стратегии охватывают следующие области: обучение и преподавание; исследования и трансфер технологий; работа библиотеки медицинских наук; укрепление штата, проведение маркетинговых исследований и развитие норм мировой культуры.

В области международного обучения и преподавания. Академия должна привлекать за-

рубежных студентов наличием учебных программ, адаптированных применительно к конкретным потребностям разных стран, а также включить в программу обучения студентов своей страны значительную международную составляющую.

Современные учебные курсы различаются между собой по степени проработки международных вопросов, что создает потенциал для их совершенствования через усиление интернационального характера и разработку новых учебных модулей и курсов. В связи с этим предполагается провести маркетинг на факультетах академии международного контингента курсов и предоставить данные ученому совету академии.

В области научных исследований и трансфера технологий. Стратегия фокусирует усилия на работе, имеющей исключительно высокий, отвечающий международным стандартам уровень качества. В то же время определенные перспективы связываются со здравоохранением в обделенных ресурсами странах. В частности, предусматривается:

— создание исследовательской платформы для международного научного сотрудничества на долгосрочной основе в ряде дисциплин путем определения подходящих партнеров из стран с низким уровнем доходов и долгосрочных инвесторов;

— осуществление сбора информации о возможности участия в конкретных международных исследовательских проектах и создание на факультетах соответствующей базы данных;

— подготовка на факультетах системы мер в области предоставления административной поддержки и проведения тренингов для специалистов по особенностям участия в международных проектах и связанных с этим правилах;

— работа по поиску путей расширения трансфера технологий; поощрение такой деятельности и консультирования в области международной политики научно-образовательного сотрудничества путем продвижения отличившихся сотрудников и более широкого распространения информации, включая возможности Интернета;

— изучение путей повышения международной активности.

В области схем предоставления международные стипендий на обучение и вытолне-ние докторских диссертаций. Различные схемы предоставления стипендий для обучения и написания диссертаций являются важным механизмом расширения международной активности академии и рассматриваются многими сту-

дентами как признак успешного развития факультета и его заботы об их будущем. Такие стипендии поддерживают международные обмены учащихся, что является важным признаком международного университета, и позволяют надеяться на то, что некоторые лучшие иностранные студенты останутся в Москве и пополнят ряды будущих научных лидеров.

Платформа международного сотрудничества. Ряд успешных международных университетов развивают долгосрочные связи с отдельными институтами в развивающихся странах, что обеспечивает доступ к большим группам населения в этих странах для проведения долгосрочных исследований в области здравоохранения. Такое сотрудничество обычно оказывается по многим причинам взаимовыгодным для всех участвующих сторон. Академии предлагается использовать эту стратегию и расширить перечень подходящих зарубежных партнеров для долгосрочного сотрудничества, а также найти долгосрочные источники финансирования такого сотрудничества. Кроме того, планируется проводить эту работу совместно с другими медицинскими вузами России.

Поддержка международных исследований. Существует много различных направлений совершенствования международного сотрудничества в области проведения научных исследований. Во-первых, это распространение информации о возможностях участия в медицинских исследованиях и получении необходимого для этого финансирования. Нужно сделать акцент не только на получении грантов для осуществления проектов, но и на возможностях зарубежных поездок и визитов по обмену. Следует предусмотреть время для подготовки заявок совместно с партнерами из зарубежных организаций.

Академия планирует собирать и накапливать необходимую информацию, разработать базу данных о возможностях международного сотрудничества в области научных исследований, включающую информацию о предоставлении зарубежных грантов, схемах получения зарубежных стипендий, схемах участия в международных обменах, возможностях получения творческих отпусков на двухсторонней основе, Всемирной сети университетов (World University Network), исследовательских сетевых структурах Евросоюза.

Планируется организовать научным коллективам и отдельным ученым академии специальную поддержку со стороны специалистов в области проведения финансовых расчетов с зарубежными партнерами, организации приемов ино-

странных ученых и т. п. В этой связи необходимо изучить возможности расширения административной поддержки международного научного сотрудничества, привлечения к международным проектам отдельных ученых и проведения специальных тренингов по вопросам заключения международных контрактов и связанных с этим процедур.

Центральная научная медицинская библиотека и электронная библиотека медицинских наук. Важное место в стратегии интернационализации образования отводится услугам, ориентированным на осуществление поддержки академической деятельности. Поэтому стратегия предусматривает полное вовлечение в процесс интернационализации медицинской научной библиотеки и стимулирование ее участия в формировании международных партнерских отношений в рамках академии.

Маркетинг. Маркетинговая деятельность факультета сконцентрирована на уровне академии и отдельных факультетов. Однако необходимы определенные усилия по организации международного маркетинга на уровне академии для обеспечения целостности подходов и оказания профессиональной помощи в этой деятельности факультетам. Рекомендуется:

— провести анализ выпускаемых на факультетах брошюр и созданных веб-страниц с целью оценки их эффективности и влияния на различные группы международных партнеров;

— продолжить работу с командой, отвечающей за набор студентов и маркетинг образовательных услуг, с целью развития коммуникационной среды;

— приглашать сотрудников других организаций, обладающих опытом работы с особо интересующими академию странами или знаниями в области работы международных организаций, на заседания отдела поддержки международной мобильности с целью лучшего использования такого опыта и знаний;

— выявить лучших выпускников предыдущих лет, которые могли бы представлять интересы академии в различных странах, поощрять их работу назначением на почетные должности;

— номинировать и награждать почетными степенями академии лучших своих выпускников из зарубежных стран и других ключевых международных деятелей.

С учетом существующего мирового опыта представляется целесообразным развивать следующие основные направления повышения международной мобильности студентов академии:

1. Включение на конкурсной основе в новые программы международного сотрудничества в области образования (Tempus), финансируемые в рамках ЕС.

2. Разработка и реализация программы расширения международного сотрудничества в области медицинского образования со странами СНГ на основе описанной выше организационной модели.

3. Работа по созданию на двухсторонней и многосторонней взаимовыгодной основе образовательных консорциумов с ведущими зарубежными медицинскими образовательными центрами; реализация в рамках таких консорциумов широкого обмена студентами и преподавателями; разработка программ по совместной подготовке медицинских специалистов с предоставлением окончившим их студентам двух дипломов — академии и зарубежного медицинского вуза.

Международная мобильность студентов и учащихся, транснациональный характер образования непрерывно расширяются во всем мире. Однако данные ОЭСР свидетельствуют о том, что восемь из десяти иностранных студентов в странах, входящих в эту организацию, приходится всего на пять стран: США (34 % всех иностранных студентов), Великобританию (16 %), Германию (13%), Францию (11%) и Австралию (8%) [3].

Оптимизация экономических механизмов инновационной деятельности Московской медицинской академии

Системный подход — единственно верная методология в изучении проблемы оптимизации организационно-экономического механизма функционирования медицинского вуза в условиях перехода к инновационной экономике, или экономике, основанной на знаниях. Хотелось бы отметить, что организационно-экономический механизм медицинского вуза как объекта исследования, социально-экономический характер результатов его деятельности, большое разнообразие структурных элементов и схем их взаимодействия на данном этапе плохо поддаются математическому описанию, в связи с чем речь будет идти о построении системной концепции модели. В мировой и отечественной практике высшей школы имеются достаточно разработанные эффективные модели управления инновациями в условиях рыночной экономики. Здесь можно сослаться на примеры таких зна-

менитых университетов, как Оксфорд и Стэн-форд, отечественный Томский государственный университет и др.

Уже с конца XX в. не только в России, но и в развитых странах мира возникла отчетливая тенденция снижения государственных ассигнований на нужды высшего образования, что заставило высшую школу искать новые источники существования за счет коммерциализации научных разработок и инновационной деятельности. Доля базового бюджетного финансирования науки отечественных высших учебных заведений в настоящее время составляет уже не более 4050 % общего объема финансирования научных исследований вуза. Поэтому не только зарубежные, но и российские высшие учебные заведения учитывают эту тенденцию и обращают ее в свою пользу. Они направляют свои усилия на получение средств из других основных источников — научно-исследовательской и инновационной деятельности, борются за гранты и контракты, максимально используют все источники финансирования: заключают долговременные договоры с промышленными предприятиями и предприятиями малого и среднего бизнеса, получают доход от продажи интеллектуальной собственности, оплаты студентами обучения.

В своей деятельности большинство вузов России также находятся под влиянием этих глобальных тенденций, и поэтому системные изменения, направленные на коммерциализацию результатов научных разработок, сочетание бюджетного финансирования с извлечением доходов от платных образовательных услуг, должны быть адекватны сложившейся мировой практике.

Для успешного функционирования вуза требуются значительные финансовые ресурсы, в особенности собственные фонды. Расширение финансовой базы становится необходимым, так как основной источник финансирования вуза — государство, выделяющее на образование средства из бюджета, — постепенно иссякает.

Как правило, в структуре высшего учебного заведения, в соответствии с существующими моделями, выделяются три блока: учебный блок, научный блок и инновационный блок. То есть можно говорить о трех уровнях управления в академии.

Первый уровень управления — подразделения вуза, обеспечивающие учебную, научную, инновационную деятельность.

Второй уровень управления представляют сторонние юридические лица различного правового статуса, выполняющие функции инноваци-

онного предпринимательства и созданные по инициативе или при участии вуза. Управление этими инфраструктурными подразделениями осуществляется на ассоциативной основе. Члены ассоциации могут участвовать на многосторонней или двусторонней основе в различных более тесных кооперационных формах связей. Подобная многоуровневая система позволит привлечь к совместной инновационной деятельности на базе вуза большее число участников, что будет способствовать повышению ее качества.

Третий уровень — организации, взаимодействующие с вузом на основе долговременных соглашений и договоров, партнеры по инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить следующие финансовые

источники: гранты зарубежных, международных

и отечественных некоммерческих организаций; прямые контракты на выполнения НИР, ОКР с коммерческими организациями; оказание услуг научного характера; финансовые поступления от продажи готовых научных разработок в виде патентов на готовые изделия и технологии производства; доходы от реализации продукции, произведенной на опытно-промышленных линиях институтов; доходы от долевого участия в предприятиях, учрежденных организациями.

Таким образом, ядром оптимизации экономических механизмов является централизации инновационных проектов, в том числе всех научных разработок.

Оптимизация экономических механизмов ориентирована на формирование и затем внедрение инноваций, как это делается в крупнейших мировых университетах, например Оксфорде, где перераспределенная производственная прибыль идет на финансирование новых эффективных проектов работ научных сотрудников. Именно неоднородность источников финансирования является предпосылкой приспособляемости. Многоканальная основа притока капитала облегчает особенно важный в данный момент процесс перекрестного внутреннего финансирования. Модель имеет преимущество, состоящее в том, что средства, заработанные на одном виде деятельности, идут на поддержку других нужных сфер деятельности, нуждающихся в помощи. Перекрестные субсидии образуют финансовый остов, что позволяет рассматривать учебную, научную, инновационную и клиническую деятельность вуза как единое целое. Финансирование может перетекать от учебной деятельности к научным исследованиям, или, в некоторых случаях, наоборот. Оно может пронизывать различ-

ные уровни образования — от работы со студентами до работы с аспирантами и слушателями курса повышения квалификации, и наоборот. Многоканальное финансирование будет являться стержневым фактором, укрепляющим взаимосвязи элементов инфраструктуры вуза. В соответствии с мировой практикой в этой модели должны постоянно учитываться: динамика баланса дохода и расходов; уровень резервов, чтобы минимизировать краткосрочное неустойчивое финансовое положение; размер фондов для инвестиций в поддержку преподавания и исследований; финансовый прогноз.

Важнейшим элементом в развитии вуза будет и формируемый на этой основе резервный

финансовый фонд инновационного развития для

1

стимулирования участников инновационного процесса и поддержки научных исследований, как это делается во многих зарубежных университетах. Очень важно, чтобы новая административная основа впитала в себя как новые управленческие ценности, так и традиционные. Новые

управленческие понятия предпринимательства

1

должны пронизывать все структуры коллегиального управления и профессорско-преподавательский состав.

Таким образом, обеспечивается единство образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов. Это сложная система, функционирующая в единстве всех подсистем, органично объединенных инновационной ориентацией на основе сочетания бюджетных средств с другими источниками финансирования инновационной деятельности, включая доходы вуза от платных образовательных услуг. В основе результативности системного сочетания науки, образовательных услуг, менеджмента, маркетинга и предпринимательства будут лежать идеи сохранения ведущего положения вуза.

Важными составляющими успеха должны быть мотивация к нововведениям на всех уровнях вуза и творческий климат. Необходима образовательная основа высокого уровня, финансирование исследований и научный климат, благоприятствующий внедрению научных результатов. Речь здесь идет о развитии предпринимательского мышления, переходе к новому мировоззрению, способствующему работе в условиях жесткого рынка. В результате возникает пространство для инновационной деятельности.

Другим инструментом является предоставление большей свободы подразделениям в области

принятия решений, большей автономии, а также гибкость в распределении и управлении финансовыми фондами. При оценке законов и юридических норм должен рассматриваться вопрос о том, не приводят ли новые правовые нормы к -появлению препятствий на пути инноваций.

Наиболее важным аспектом реализации инновационной модели следует считать готовность академических структур к трансформации, реструктуризации, сбалансированности новых инновационных подразделений рыночной ориентации с уже имеющимися в вузе.

Прогноз развития инновационной деятельности академии на среднесрочную перспективу (в аспекте перехода к национальному исследовательскому университету)

Для эффективного управления качеством высшего медицинского образования в условиях повышения экономической роли научных знаний и человеческого капитала необходимо иметь ясное представление о том, по какому пути будет идти развитие науки, образования и здравоохранения, как в самом ближайшем будущем, так и в достаточно отдаленной перспективе в пределах горизонта планирования подготовки специалистов всех уровней.

В современных условиях основным критерием эффективности работы учреждений профессионального образования, в том числе и медицинских вузов, является качество профессиональной подготовки выпускников, выраженное не в академических оценках выпускных экзаменов, а в реальной востребованности выпускников рынком труда. Причем важны не только конкретные проценты их трудоустройства, но и качество предлагаемой работы, длительность закрепления на рабочем месте. Тесно связана с этим востребованность самой академии на рынке образовательных услуг, ее способность расширять свой сектор воздействия на экономику.

Прогнозные оценки показателей развития инновационной деятельности академии выступают в качестве исходной информации для оценки перспектив ее устойчивого развития. При разработке прогнозов инновационной образовательной деятельности с позиций ее влияния на качество образования академию необходимо рассматривать как инновационную систему, входом которой являются затраты ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), необходимых для осуще-

ствления научно-исследовательской и инновационной деятельности, а выходом — качество образования, научный и социально-экономический эффекты.

Алгоритм прогнозирования инновационной деятельности академии на среднесрочную перспективу представлен на рис. 1.

Для инновационной образовательной систе-

мы изменение значений параметров входа сказывается на динамике параметров выхода через некоторый промежуток времени. Временной лаг необходим для изменения состояния системы в силу возникших изменений на входе.

В качестве объектов прогнозирования выступают: приоритетные направления научно-инновационного развития; объем и структура внут-

Рис. 1. Алгоритм прогнозирования инновационной деятельности

ренних затрат на НИР и инновации; численность и структура персонала, занятого НИР и инновационной деятельностью; стоимость и структура основных фондов; результативность научной и инновационной деятельности (объем выполненных НИР, число патентных заявок на объекты промышленной собственности, число выданных патентов на объекты промышленной собственности, число созданных передовых технологий, объем торговли технологиями, объем инновационной продукции, созданной на базе результатов НИР).

Исходным пунктом прогнозирования становится выявление и оценка тенденций развития науки, образования, техники и инноваций в авангардных странах. В период до 2020 г. ожидается смена двух последних поколений пятого технологического уклада с падающим уровнем эффективности и формирование на основе базисных инноваций первых поколений шестого технологического уклада, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке в 20-50-е гг. XXI в.

Осуществляется оценка исходного состояния научно-технической и инновационной деятельности, технологического уровня и конкурентоспособности экономики России к началу прогнозируемого периода. При этом следует учитывать технологическую деградацию и падение конкурентоспособности экономики в результате кризиса 90-х гг. XX столетия, потерю значительной части научного, изобретательского и инновационного потенциала и ухудшение его структуры.

На базе выявления мировых тенденций, оценки российского научно-технического, образовательного, изобретательского и инновационного потенциала и предполагаемых темпов экономического роста разрабатывается прогноз инновационной образовательной деятельности на среднесрочную перспективу (с разбивкой по годам).

Для реализации академией сценария инновационного развития необходимо до 2010 г. как минимум вдвое увеличить результативность научно-инновационной деятельности. Для выполнения задачи удвоения результативности научно-инновационной деятельности потребуется значительное увеличение затрат ресурсов. Причем темпы роста финансирования науки должны на 50-55 % превышать темпы роста численности занятых научно-инновационной деятельностью.

Прогнозирование инновационной образовательной деятельности — это непрерывный процесс, поскольку изменения в экономической, производственно-технологической, научно-техни-

ческой и социальной сферах носят перманентный характер и требуют постоянной реконструкции образовательной системы, перестройки системы не только исходя из потребностей существующего положения дел, но и на близкую и отдаленную перспективу. Поэтому в основе формирования стратегии развития академии должен лежать программно-целевой принцип. Рынок при всей важности его регулирующей роли не может выступать в качестве основного ориентира при планировании номенклатуры специальностей и направлений развития науки и профессионального образования.

С учетом возрастающей интеллектуализации факторов обеспечения качества высшего образования, медицинских услуг и лекарственных препаратов, прогнозирование инновационной образовательной деятельности академии в перспективе проводится по трем основным направлениям:

1. Социально-экономическое: определение стратегических целей профессионального образования, его влияния на экономику, социальную структуру и социальное развитие общества.

2. Технологическое: разработка новых технологий и методик профессиональной подготовки, создание соответствующей материальной базы, повышение компетентности работников академии.

3. Педагогическое: решение конкретных частных нравственно-психологических и образовательных задач, способствующих раскрытию потенциальных возможностей учащихся, их самопознанию, самореализации и самоопределению.

Выделяются три этапа развития национального исследовательского университета (рис. 2).

Предварительная оценка ожидаемой эффективности реализации концепции

Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности концепции базируется на системе основных целевых индикаторов и показателей эффективности деятельности академии, которая интегрирует несколько групп показателей: показатели инновационных вузов; критерии исследовательских университетов; ключевые показатели деятельности академии, разработанные в рамках построения стратегии; показатели внедренной в академии системы менеджмента качества деятельности. Указанная система позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач, достижение целей концепции.

ь . МВДИIЛ1ЙСКАЯ

АКАДЕМИЯ ........им ........

I ЭТАП

Разработка концепции национального университета

Независимая экспертиза концепции

Презентация концепции в Министерстве здравоохранения и социального развития, Министерстве образования и науки

2008 г.

II ЭТАП

Разработка и утверждение программы развития на 2010-2013 гг.

Утверждение показателей оценки соответствия статусу национального университета

Присвоение статуса национального университета

Подготовительные мероприятия по переходу

2009 г.

гга

Р4 EV 11 Е Р h Ч

hILil. hj:i 1 Ч ■ L L | I н Ч

..... j'h L :

III ЭТАП

Реализация Программы развития Московской медицинской академии как национального исследовательского университета

2010-2013 гг.

Рис. 2. Этапы формирования национального исследовательского университета

Экономический эффект связан с подготовкой и оптимальным распределением высококвалифицированных кадров в системе здравоохранения; уменьшением разрыва между запросами рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг; приращением стоимости инновационных продуктов и технологий посредством консолидации финансовых ресурсов; уменьшением затрачиваемых объемов финансирования на процесс внедрения инновационных технологий в медицину.

Социальный эффект связан с повышением уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в образовании, согласованием интересов и потребностей учреждений здравоохранения, бизнес-структур, повышением удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, создание на базе Московской медицинской академии национального исследовательского университета окажет позитивное влияние на развитие всей системы образования России, здравоохранения и ряда других отраслей социальной сферы, ускорит реализацию Концепции развития здравоохранения до 2020 г.

Примечания

1 Кластер — это совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц. Естественная кластеризация в здравоохранении — это научные школы. Кластер медицинских технологий представляет собой совокупность клиник, деятельность которых направлена на внедрение современных медицинских технологий и повышение эффективности деятельности этих клиник. Понятие кластеризации медицинских технологий находится в прямом отношении с понятием «академическая клиника», так как в России «академичность» позиционируется в первую очередь как современные технологии, наука.

2 Международная мобильность — это возможность для молодых ученых, студентов и аспирантов, а также и самих преподавателей продолжать образование и работать за границей

3 The European Higher Education Area: Joint declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999. Эта декларация подписана министрами образования из более чем 30 европейских стран.

Литература

1. Statement on the Bologna Process and medical Education. 2005. Febr. [Electronic resource]. Http:// www.bologna-bergen2005.no/Docs/03-Pos_pap-05/050221-WFME-AMEE.pdf

2. [Electronic resource]. Http://www.leeds.ac.uk/ medhealth/international/documents/FPAG-06-10.pdf

3. Consortium of higher Education Reserchers. Cher 15th annual conference. 5-7 Sept. 2002. Vienna, Austria [Electronic resource]. Http://www.iff.ac.at/hofo/ CHER_2002/pdf/ch02avvebran.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.