№ 4, 2008
системы отношении, связывающих эти элементы на стратегическом уровне управления учебноИ деятельностью, можно взять модель психологической системы деятельности В. Д. Шадрикова. Эти модели нетрудно представить формально-конструктивным образом: выделить интерфеисныи и модельно-содер-жательныИ компоненты. Композиция указанных моделеи дает системныи эффект, обнаруживаемый на этапе оценивания адекватности модели социально-
му заказу на выпускника. Наименее разработанным остается описание учебной деятельности обучаемого на стратегическом уровне.
Таким образом, интеграция педагогики, методики, психологии, теории управления и самоуправления на уровне построения экзоструктурной модели обучения выявила проблему изучения понятий «стратегия деятельности», «стратегическая деятельность как составляющая учебной деятельности».
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНСОРЦИУМАХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Е. А. Горбашко, проректор по международным образовательным программам и проектам, заведующий кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, профессор
Проблема обоснования стратегического развития любого вида деятельности организации как социально-экономи-ческоИ системы во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей ее развития, под которыми понимается совокупность обусловленных деИствием объективных законов причинно-следственных связеИ, возникающих как внутри организации, так и вне ее, и обеспечивающих устоИчивую тенденцию и направленность трансформациИ всех сфер жизнедеятельности организации.
Оценивая возможные подходы к исследованию сущности развития организациИ системы высшего образования (в том числе университетов) с позиции выбора наиболее конструктивного мето-до-логического инструментария, следует выделить методы структурно-функционального и исторического анализа.
Как известно, важнеИшую разновидность сущностных характеристик сложных социально-экономических систем составляют выполняемые ими функции как следствие взаимодеИствия входящих
в них элементов. Это явление связано со своИством эмерджентности систем, т. е. возникновением у систем своИств, не служащих продолжением (суммоИ) своИств входящих в их состав элементов, а вытекающих из организации данных элементов.
ИсторическиИ подход в таком контексте нацелен на исследование генезиса развития организации прежде всего с позициИ определения движущих сил и источников этого процесса. Использование исторического метода анализа в сочетании со структурно-функциональным позволяет, с одноИ стороны, связать появление нового уровня социально-экономического развития организации во времени с изменениями в ее структуре, а с другоИ — подоИти к пониманию законо-мерностеИ качественных изменениИ в ее социально-экономическом развитии.
Таким образом, необходимым условием научного обоснования стратегического развития университетов в целом и направлениИ его деятельности в частности выступает знание его внут-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ренних закономерностей Соединение этого знания с результатами анализа стартовых условиИ социально-экономического развития и оценкоИ внешних условиИ создает предпосылку для формирования научно обоснованного стратегического выбора концепции развития.
Базируясь на вышеизложенных теоретических позициях, рассмотрим стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европеИских университетов на примере Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ).
СПбГУЭФ — один из крупнеИших и ведущих экономических вузов РоссиИ-скоИ Федерации. Он имеет обширные международные связи с 93 зарубежными вузами-партнерами. Основными целями стратегического развития международного сотрудничества СПбГУЭФ являются: повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг в условиях вступления России в ВТО; активная интеграция в мировое образовательное пространство, в том числе на основе реализации принципов Болонского процесса; экспорт образовательных услуг и научных продуктов на мировых рынках.
Международная деятельность университета в значительноИ степени определяет динамику учебного процесса, способствует повышению качества научно-исследовательскоИ работы, содеИствует росту квалификации преподавательских кадров, улучшению подготовки специалистов. Поэтому одну из важнеИших це-леИ международного сотрудничества составляют расширение международных контактов и полноценное вхождение в европеИское образовательное пространство на основе интеграционных процессов.
Под интеграционными процессами в образовании мы понимаем постепенные процессы структурных преобразованиИ в образовательных системах интегрирующихся регионов и государств, в результате которых возникает качественно иноИ механизм взаимодеИствия образо-
вательных систем в интегрированном пространстве. В данном случае речь идет прежде всего о едином европеИ-ском образовательном пространстве, создаваемом в ходе реализации Болонского процесса.
В рамках интеграционных процессов в СПбГУЭФ значительное внимание уделяется обеспечению интернационализации образовательных программ, в том числе созданию и реализации международных образовательных программ двоИных дипломов, а также подготовке и реализации международных образовательных и научно-исследовательских проектов. ОсновноИ целью международных образовательных программ является подготовка высококвалифицированных кадров в области экономики и управления на основе передачи студентам отечественного и зарубежного опыта, современных знаниИ и передовых технологиИ в соответствии с потребностями россиИ-ских, а также иностранных и совместных компаниИ, работающих в России.
Формирование международных образовательных программ в СПбГУЭФ базируется на основных положениях Болонского процесса, «дублинских дескрипторах» по присуждению квалификациИ бакалавра и магистра, стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европеИском пространстве ЕКрА.
Разработка и функционирование международных образовательных программ осуществляются на следующих принципах:
— формирования моделеИ обучения по специальностям на основе компетент-ностного подхода, учитывающего потребности россиИского и европеИского рынков труда;
— гармонизации образовательных программ СПбГУЭФ и зарубежных ву-зов-партнеров на основе сопоставления учебных планов по соответствующим направлениям и специальностям;
— определения перечня дисциплин и других видов учебноИ деятельности, которые зарубежныИ вуз-партнер призна-
111!111Й1И1!Ш № 4,
ет по результатам обучения в СПбГУЭФ, и формирование с учетом этого структуры международноИ образовательноИ программы;
— использования европеИскоИ системы зачетных единиц трудоемкости ЕСТ8;
— организации мобильности студентов в отношении вузов-партнеров;
— использования инновационных технологиИ, форм и методов обучения (в том числе модульноИ системы, дистанционных технологиИ обучения, проведение мастер-классов с представителями предприятиИ и т. п.);
— отбора преподавателеИ, свободно владеющих иностранными языками и обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, для проведения учебного процесса в рамках совместных образовательных программ и организация повышения их квалификации в рамках академическоИ мобильности в вузы-партнеры;
— организации учебно-методического обеспечения совместных образовательных программ на основе формирования учебно-методических комплексов учебных дисциплин, разрабатываемых совместно преподавателями СПбГУЭФ и вузов-партнеров.
В СПбГУЭФ динамично развиваются международные образовательные программы с вузами Франции, Германии, Италии, Польши, Финляндии, ШвеИцарии, Нидерландов, Великобритании, США.
В настоящее время в СПбГУЭФ реализуются 7 международных образовательных программ, предусматривающих выдачу дипломов бакалавра, специалиста и магистра, на которых обучаются 229 чел.
Наиболее показательным примером международноИ образовательноИ программы, созданноИ в консорциуме евро-пеИских университетов, может служить программа европеИского магистра «Экономика предприятия и международная интеграция», разработанная в 2005— 2006 гг. в СПбГУЭФ совместно с тремя европеИскими вузами: Университетом им. Пьера Мендес-Франса (Гренобль,
Франция), Университетом Ла Сапиенца (Рим, Италия) и ЭкономическоИ акаде-миеИ (Краков, Польша) в рамках проекта ТЕМПУС. Данная программа предлагает студентам выбор траекториИ обучения по различным специализациям и предусматривает выдачу двух дипломов: СПбГУЭФ и одного из университетов-партнеров в зависимости от выбранноИ специализации.
Основными целями проекта являются повышение профессиональноИ интеграции выпускников на международном рынке труда; расширение содержания подготовки и повышение мобильности студентов; обеспечение профессиональ-ноИ ориентации преподавателеИ на основе проведения совместных исследованиИ и разработок учебно-методических материалов; формирование учебных курсов на иностранных языках (французском, итальянском, англиИском, польском); создание совместных программ подготовки, сочетающих очные и дистанционные формы обучения; обеспечение приема студентов из западноевропеИских стран для включенного обучения.
В рамках программы европеИского магистра сочетаются очные занятия в Санкт-Петербурге, обеспечиваемые преподавателями СПбГУЭФ, и занятия, организованные в очном и дистанционном режиме тремя другими университе-тами-партнерами.
Разработка данноИ магистерскоИ программы университетами-партнерами велась совместно в течение трех лет и была нацелена на реализацию норм Болонского процесса (на уровне учебных программ, организации обучения, критериев гарантиИ качества образования и т. д.) и достижение конечных результатов. При этом концепция данноИ меж-дународноИ магистерскоИ программы принимает во внимание соответствие как европеИским нормам Болонского процесса, так и требованиям государственных образовательных стандартов РФ. Кроме того, в данноИ международ-ноИ образовательноИ программе учитываются потребности россиИского и ев-
ИНТЕГРАЦИЯ
ропеИского рынков труда при определении профессиональноИ направленности учащихся.
В процессе разработки программы европеИского магистра прежде всего был осуществлен анализ россиИского рынка труда, а также обоснование необходимости подготовки специалистов по определенным специализациям и формирование их компетенциИ. Проведенное исследование потребностеИ россиИского рынка труда и сопоставление их с международным рынком труда позволили выделить наиболее перспективные специализации в рамках разрабатываемоИ программы европеИского магистра. Ими стали «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» совместно с Университетом им. Пьера Мендес-Франса, «Управление качеством и инновациями» — с Университетом Ла Сапиенца, «Реструктуриза-
ция предприятия в условиях междуна-родноИ интеграции» — с ЭкономическоИ академиеИ. На втором году студенты осуществляют выбор специализации, что фактически означает параллельное зачисление в магистратуру вуза-партнера.
Реализация программы европеИского магистра предполагает мультипликацию опыта и практических результатов, полученных четырьмя университетами, как для россиИских, так и для других евро-пеИских вузов.
Вышеизложенные идеи определяют основные подходы к разработке международных образовательных программ в европеИских университетах, формирование и реализация которых рассматривается как важная составная часть стратегии перспективного развития россиИ-скоИ системы образования в условиях интеграции в международное образовательное пространство.
ПОЛИТИКА КООРДИНАЦИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА*
И. С. Ломакина, доцент кафедры иностранных языков Челябинской государственной академии культуры и искусств
Процесс европейской интеграции прогрессировал в несколько этапов, однако на протяжении практически всей своей истории Европейский Союз (ЕС) акцентировал внимание на создании единого рынка. Родоначальники процесса интеграции надеялись, что с началом реализации сотрудничества в рамках рынка произойдет его распространение и на другие области политики вследствие взаимозависимости политических областей.
Построение единого рынка привело к созданию правового сообщества в этой сфере. Социальная же сфера (в ее широком значении, т. е. включая систему образования, здравоохранение и соци-
альную защиту) оставалась в сердце национального суверенитета.
К началу 1990-х гг. четкое разделение полномочиИ между европеИским и национальным уровнями начало меняться под воздеИствием целого ряда факторов: низкого уровня занятости в странах; растущеИ необходимости в большеИ политическоИ легитимности Союза; присоединения новых стран; появления новых механизмов управления с целью преодоления практических и идеологических барьеров для деИствиИ на европеИском уровне и др. В результате этого роль Союза и его компетенция были значительно расширены, а деИствия ЕС в сфе-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00451а.