Научная статья на тему 'Стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европейских университетов'

Стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европейских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европейских университетов»

№ 4, 2008

системы отношении, связывающих эти элементы на стратегическом уровне управления учебноИ деятельностью, можно взять модель психологической системы деятельности В. Д. Шадрикова. Эти модели нетрудно представить формально-конструктивным образом: выделить интерфеисныи и модельно-содер-жательныИ компоненты. Композиция указанных моделеи дает системныи эффект, обнаруживаемый на этапе оценивания адекватности модели социально-

му заказу на выпускника. Наименее разработанным остается описание учебной деятельности обучаемого на стратегическом уровне.

Таким образом, интеграция педагогики, методики, психологии, теории управления и самоуправления на уровне построения экзоструктурной модели обучения выявила проблему изучения понятий «стратегия деятельности», «стратегическая деятельность как составляющая учебной деятельности».

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНСОРЦИУМАХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Е. А. Горбашко, проректор по международным образовательным программам и проектам, заведующий кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, профессор

Проблема обоснования стратегического развития любого вида деятельности организации как социально-экономи-ческоИ системы во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей ее развития, под которыми понимается совокупность обусловленных деИствием объективных законов причинно-следственных связеИ, возникающих как внутри организации, так и вне ее, и обеспечивающих устоИчивую тенденцию и направленность трансформациИ всех сфер жизнедеятельности организации.

Оценивая возможные подходы к исследованию сущности развития организациИ системы высшего образования (в том числе университетов) с позиции выбора наиболее конструктивного мето-до-логического инструментария, следует выделить методы структурно-функционального и исторического анализа.

Как известно, важнеИшую разновидность сущностных характеристик сложных социально-экономических систем составляют выполняемые ими функции как следствие взаимодеИствия входящих

в них элементов. Это явление связано со своИством эмерджентности систем, т. е. возникновением у систем своИств, не служащих продолжением (суммоИ) своИств входящих в их состав элементов, а вытекающих из организации данных элементов.

ИсторическиИ подход в таком контексте нацелен на исследование генезиса развития организации прежде всего с позициИ определения движущих сил и источников этого процесса. Использование исторического метода анализа в сочетании со структурно-функциональным позволяет, с одноИ стороны, связать появление нового уровня социально-экономического развития организации во времени с изменениями в ее структуре, а с другоИ — подоИти к пониманию законо-мерностеИ качественных изменениИ в ее социально-экономическом развитии.

Таким образом, необходимым условием научного обоснования стратегического развития университетов в целом и направлениИ его деятельности в частности выступает знание его внут-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ренних закономерностей Соединение этого знания с результатами анализа стартовых условиИ социально-экономического развития и оценкоИ внешних условиИ создает предпосылку для формирования научно обоснованного стратегического выбора концепции развития.

Базируясь на вышеизложенных теоретических позициях, рассмотрим стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европеИских университетов на примере Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ).

СПбГУЭФ — один из крупнеИших и ведущих экономических вузов РоссиИ-скоИ Федерации. Он имеет обширные международные связи с 93 зарубежными вузами-партнерами. Основными целями стратегического развития международного сотрудничества СПбГУЭФ являются: повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг в условиях вступления России в ВТО; активная интеграция в мировое образовательное пространство, в том числе на основе реализации принципов Болонского процесса; экспорт образовательных услуг и научных продуктов на мировых рынках.

Международная деятельность университета в значительноИ степени определяет динамику учебного процесса, способствует повышению качества научно-исследовательскоИ работы, содеИствует росту квалификации преподавательских кадров, улучшению подготовки специалистов. Поэтому одну из важнеИших це-леИ международного сотрудничества составляют расширение международных контактов и полноценное вхождение в европеИское образовательное пространство на основе интеграционных процессов.

Под интеграционными процессами в образовании мы понимаем постепенные процессы структурных преобразованиИ в образовательных системах интегрирующихся регионов и государств, в результате которых возникает качественно иноИ механизм взаимодеИствия образо-

вательных систем в интегрированном пространстве. В данном случае речь идет прежде всего о едином европеИ-ском образовательном пространстве, создаваемом в ходе реализации Болонского процесса.

В рамках интеграционных процессов в СПбГУЭФ значительное внимание уделяется обеспечению интернационализации образовательных программ, в том числе созданию и реализации международных образовательных программ двоИных дипломов, а также подготовке и реализации международных образовательных и научно-исследовательских проектов. ОсновноИ целью международных образовательных программ является подготовка высококвалифицированных кадров в области экономики и управления на основе передачи студентам отечественного и зарубежного опыта, современных знаниИ и передовых технологиИ в соответствии с потребностями россиИ-ских, а также иностранных и совместных компаниИ, работающих в России.

Формирование международных образовательных программ в СПбГУЭФ базируется на основных положениях Болонского процесса, «дублинских дескрипторах» по присуждению квалификациИ бакалавра и магистра, стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европеИском пространстве ЕКрА.

Разработка и функционирование международных образовательных программ осуществляются на следующих принципах:

— формирования моделеИ обучения по специальностям на основе компетент-ностного подхода, учитывающего потребности россиИского и европеИского рынков труда;

— гармонизации образовательных программ СПбГУЭФ и зарубежных ву-зов-партнеров на основе сопоставления учебных планов по соответствующим направлениям и специальностям;

— определения перечня дисциплин и других видов учебноИ деятельности, которые зарубежныИ вуз-партнер призна-

111!111Й1И1!Ш № 4,

ет по результатам обучения в СПбГУЭФ, и формирование с учетом этого структуры международноИ образовательноИ программы;

— использования европеИскоИ системы зачетных единиц трудоемкости ЕСТ8;

— организации мобильности студентов в отношении вузов-партнеров;

— использования инновационных технологиИ, форм и методов обучения (в том числе модульноИ системы, дистанционных технологиИ обучения, проведение мастер-классов с представителями предприятиИ и т. п.);

— отбора преподавателеИ, свободно владеющих иностранными языками и обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, для проведения учебного процесса в рамках совместных образовательных программ и организация повышения их квалификации в рамках академическоИ мобильности в вузы-партнеры;

— организации учебно-методического обеспечения совместных образовательных программ на основе формирования учебно-методических комплексов учебных дисциплин, разрабатываемых совместно преподавателями СПбГУЭФ и вузов-партнеров.

В СПбГУЭФ динамично развиваются международные образовательные программы с вузами Франции, Германии, Италии, Польши, Финляндии, ШвеИцарии, Нидерландов, Великобритании, США.

В настоящее время в СПбГУЭФ реализуются 7 международных образовательных программ, предусматривающих выдачу дипломов бакалавра, специалиста и магистра, на которых обучаются 229 чел.

Наиболее показательным примером международноИ образовательноИ программы, созданноИ в консорциуме евро-пеИских университетов, может служить программа европеИского магистра «Экономика предприятия и международная интеграция», разработанная в 2005— 2006 гг. в СПбГУЭФ совместно с тремя европеИскими вузами: Университетом им. Пьера Мендес-Франса (Гренобль,

Франция), Университетом Ла Сапиенца (Рим, Италия) и ЭкономическоИ акаде-миеИ (Краков, Польша) в рамках проекта ТЕМПУС. Данная программа предлагает студентам выбор траекториИ обучения по различным специализациям и предусматривает выдачу двух дипломов: СПбГУЭФ и одного из университетов-партнеров в зависимости от выбранноИ специализации.

Основными целями проекта являются повышение профессиональноИ интеграции выпускников на международном рынке труда; расширение содержания подготовки и повышение мобильности студентов; обеспечение профессиональ-ноИ ориентации преподавателеИ на основе проведения совместных исследованиИ и разработок учебно-методических материалов; формирование учебных курсов на иностранных языках (французском, итальянском, англиИском, польском); создание совместных программ подготовки, сочетающих очные и дистанционные формы обучения; обеспечение приема студентов из западноевропеИских стран для включенного обучения.

В рамках программы европеИского магистра сочетаются очные занятия в Санкт-Петербурге, обеспечиваемые преподавателями СПбГУЭФ, и занятия, организованные в очном и дистанционном режиме тремя другими университе-тами-партнерами.

Разработка данноИ магистерскоИ программы университетами-партнерами велась совместно в течение трех лет и была нацелена на реализацию норм Болонского процесса (на уровне учебных программ, организации обучения, критериев гарантиИ качества образования и т. д.) и достижение конечных результатов. При этом концепция данноИ меж-дународноИ магистерскоИ программы принимает во внимание соответствие как европеИским нормам Болонского процесса, так и требованиям государственных образовательных стандартов РФ. Кроме того, в данноИ международ-ноИ образовательноИ программе учитываются потребности россиИского и ев-

ИНТЕГРАЦИЯ

ропеИского рынков труда при определении профессиональноИ направленности учащихся.

В процессе разработки программы европеИского магистра прежде всего был осуществлен анализ россиИского рынка труда, а также обоснование необходимости подготовки специалистов по определенным специализациям и формирование их компетенциИ. Проведенное исследование потребностеИ россиИского рынка труда и сопоставление их с международным рынком труда позволили выделить наиболее перспективные специализации в рамках разрабатываемоИ программы европеИского магистра. Ими стали «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» совместно с Университетом им. Пьера Мендес-Франса, «Управление качеством и инновациями» — с Университетом Ла Сапиенца, «Реструктуриза-

ция предприятия в условиях междуна-родноИ интеграции» — с ЭкономическоИ академиеИ. На втором году студенты осуществляют выбор специализации, что фактически означает параллельное зачисление в магистратуру вуза-партнера.

Реализация программы европеИского магистра предполагает мультипликацию опыта и практических результатов, полученных четырьмя университетами, как для россиИских, так и для других евро-пеИских вузов.

Вышеизложенные идеи определяют основные подходы к разработке международных образовательных программ в европеИских университетах, формирование и реализация которых рассматривается как важная составная часть стратегии перспективного развития россиИ-скоИ системы образования в условиях интеграции в международное образовательное пространство.

ПОЛИТИКА КООРДИНАЦИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА*

И. С. Ломакина, доцент кафедры иностранных языков Челябинской государственной академии культуры и искусств

Процесс европейской интеграции прогрессировал в несколько этапов, однако на протяжении практически всей своей истории Европейский Союз (ЕС) акцентировал внимание на создании единого рынка. Родоначальники процесса интеграции надеялись, что с началом реализации сотрудничества в рамках рынка произойдет его распространение и на другие области политики вследствие взаимозависимости политических областей.

Построение единого рынка привело к созданию правового сообщества в этой сфере. Социальная же сфера (в ее широком значении, т. е. включая систему образования, здравоохранение и соци-

альную защиту) оставалась в сердце национального суверенитета.

К началу 1990-х гг. четкое разделение полномочиИ между европеИским и национальным уровнями начало меняться под воздеИствием целого ряда факторов: низкого уровня занятости в странах; растущеИ необходимости в большеИ политическоИ легитимности Союза; присоединения новых стран; появления новых механизмов управления с целью преодоления практических и идеологических барьеров для деИствиИ на европеИском уровне и др. В результате этого роль Союза и его компетенция были значительно расширены, а деИствия ЕС в сфе-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00451а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.