Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-169-174 EDN: https://elibrary.ru/uutzdg NIION: 2015-0066-6/23-873 MOSURED: 77/27-011-2023-06-072
Стратегическое планирование в области безопасности дорожного движения Финляндской Республики
Анна Александровна Турищева
Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, Москва, Россия,
Аннотация. Рассмотрен опыт Финляндской Республики по разработке и реализации комплекса мер, направленных на достижение целевых показателей безопасности дорожного движения, отраженных в национальных документах стратегического планирования в области дорожного движения Финляндии.
Ключевые слова: программа безопасности дорожного движения, стратегия безопасности дорожного движения, безопасность дорожного движения, Финляндия, социальный риск, транспортный риск, участники дорожного движения
Для цитирования: Турищева А. А. Стратегическое планирование в области безопасности дорожного движения Финляндской Республики // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 169-174. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-6-169-174. EDN: UUTZDG.
Original article
Strategic planning for road safety in the Republic ofFinland
Anna A. Turishcheva
Scientific Centre ofRoad Safety of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Moscow, Russia,
Abstract. The experience of the Republic ofFinland in the development and implementation of a set of measures aimed at achieving road safety targets reflected in the national strategic planning documents in the field of road traffic in Finland is considered.
Keywords: road safety program, road safety strategy, road safety, Finland, social risk, transport risk, road users
For citation: Turishcheva A. A. Strategic planning for road safety in the Republic of Finland. Bulletin of economic security. 2023;(6):169-74. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-169-174. EDN: UUTZDG.
Результативность государственной политики в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения значительно отличается в странах, в которых количество летальных исходов в результате ДТП год от года сокращается, и в странах, в которых, наоборот, постепенно увеличивается [1].
Финляндия является одной из самых автомобили-зированных стран Европы [2] и ярким примером страны с хорошими показателями безопасности дорожного движения. По данным статистического агентства Финляндии [3] в стране зарегистрировано 4,4 млн транспортных средств (далее - ТС) при численности населения 5,5 млн человек1.
Ответственность за организацию безопасности дорожного движения в Финляндии лежит на Министерстве
1 Данные по состоянию на 2022 год. © Турищева А. А., 2023
транспорта и коммуникаций (ЬУМ). Основными органами Министерства, в чьем ведении находится решение проблем безопасности дорожного движения, являются:
- Финское агентство транспортной инфраструктуры (РТ1А). Отвечает за проектирование, строительство и обслуживание дорог, а также организацию дорожного движения.
- Финское агентство транспортной безопасности (Тгайсот). Отвечает за регистрацию ТС, организацию технических осмотров, а также организацию контроля за деятельностью автошкол и выдачу водительских удостоверений на право управления ТС.
- Финский совет по безопасности дорожного движения (ЪпкеппеШгуа). Комплексно отвечает за пропаганду безопасности дорожного движения, обеспечивает дополнительное обучение водителей.
С 2001 по 2020 г. уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в Финляндии снижался такими же темпами, как и в среднем по ЕС. Общее снижение в Финляндии составило 49 %, с 433 до 221 погибших, в ЕС - 63 %, с 51483 до 18 840. Если принять во внимание количество ТС, зарегистрированных в стране, Финляндия показывает хорошие результаты: транспортный риск1 в 2020 году составил 0,4 по сравнению со средним показателем по ЕС 0,7.
С 2010 по 2020 г. число погибших в результате ДТП в Финляндии сократилось на 18 % (с 272 до 221), что значительно меньше показателя по ЕС (-36 %, с 29 691 до 18 844) [4].
Социальный риск2 в Финляндии в 2020 году составил 4, что ниже среднего показателя по ЕС (4,2), но выше, чем в других странах Северной Европы. По данным европейской комиссии безопасности дорожного движения, Финляндия в 2020 году занимала 12-е место из 27 стран ЕС по наименьшему показателю социального риска [5].
Анализ документов стратегического планирования способствует позиционированию роли безопасности дорожного движения в сфере обеспечения национальной безопасности страны [6].
В 2001 году Правительство Финляндии утвердило долгосрочную нулевую концепцию безопасности (Vision Zero), согласно которой транспортная система должна быть организована таким образом, чтобы к 2050 году никто не погиб и не был серьезно ранен в результате ДТП.
Одновременно с этим, в 2001 году в Финляндии принята Программа безопасности дорожного движения на 2001-2005 гг., основная цель которой заключалась в сокращении числа погибших в результате ДТП к 2010 году до значения «менее 250 человек» [7].
Снижение смертности в результате ДТП с 2001 по 2010 гг. составило 37 %, с 433 до 272 погибших, однако, заявленная цель не была достигнута (рис. 1).
1 Количество погибших на 10 000 транспортных средств.
2 Количество погибших на 100 000 населения.
В рамках международного Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. [8] в Финляндии принята Государственная стратегия 2010-2020 гг. в области безопасности дорожного движения, в основу которой легла цель Европейской комиссии по сокращению вдвое количества смертельных случаев в результате ДТП с 2010 по 2020 год, а также на 25 % количества раненых в результате ДТП.
Таким образом, к концу реализации Государственной стратегии в стране должно было быть менее 137 смертельных случаев в результате ДТП (или социальный риск 2,4) и менее 5 750 раненых в результате ДТП.
Долгосрочная цель подразумевает менее 100 смертельных случаев в результате ДТП к 2025 году [9].
Цель по достижению в Финляндии результата менее 5 750 раненых к 2020 году достигнута (в 2020 году число раненых в результате ДТП составило 4 411 человек), однако, снизить количество погибших до 137 человек к 2020 году Финляндии не удалось [4] (рис. 1 и 2).
Очевидно, что при текущих темпах развития цель по достижению ежегодного количества погибших в результате ДТП менее 100 к 2025 году в Финляндии скорее всего также не будет достигнута [9].
Помимо Государственной стратегии в декабре 2016 года Правительством Финляндии принято постановление о безопасности дорожного движения, утверждающее долгосрочную концепцию, согласно которой количество погибших и раненых в результате ДТП должно достигнуть нулевого уровня. В указанном постановлении, ориентированном на внесении изменений в действующее на тот момент законодательство, изложены меры безопасности дорожного движения, касающиеся как водителей ТС, так и дорожной инфраструктуры, а также созданы предпосылки для повышения уровня автоматизации и использования цифровых данных на транспорте.
В рамках всех вышеуказанных инициатив с 2001 года Финляндия реализовала ряд важных мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее значимые из них:
500
433
415
379 375 379 380
336 е. 344
238 239
211 221 225
191
100
0
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 * Кол-во погибших в результате ДТП 9 Целевой показатель
Рис. 1. КоличествопогибшихвДТПв ФинляндскойРеспублике (2001-2022гг.)
JURISPRUDENCE
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
9088
8411
8156
8791
8983
8580 8446 8513
8057 3648 7931
3600
3339 6705
6408
5911
5574
5303
5013
5750 4411
3886 3794
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 * Кол-во погибших в результате ДТП —•■ Целевой показатель
Рис. 2. КоличестеораненыхеДТПе ФинляндскойРеспублике (2001-2022гг.)[10]
- снижение скорости в большинстве городских районов, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей это снижение («лежачие полицейские», круговые перекрестки и т. д.);
- расширение сети камер автоматической фотови-деофиксации нарушений скоростного режима;
- совершенствование инфраструктуры на основных дорогах: увеличение числа автомагистралей и других дорог со срединным барьером, предотвращающим лобовые столкновения. Улучшение ситуации на обочинах дорог: уборка камней и деревьев, формирование склонов, установка ограждений, что делает ДТП менее травматичными;
- строительство пешеходных и велосипедных дорожек;
- обновление автопарка страны ТС с улучшенными показателями пассивной и активной безопасности, в том числе в рамках программы утилизации, согласно которой покупателям новых автомобилей с низким уровнем вредных выбросов государство оказывает некоторую финансовую поддержку;
- внесение поправок в Закон о выдаче водительских удостоверений на право управления ТС с целью упрощения и рационализации регулирования процесса обучения вождению и содействия в использовании новых альтернативных методов обучения;
- увеличение числа пользователей ремней безопасности;
- введение требования об обязательном оснащении грузовых транспортных средств комплектом зимней резины;
- право на оснащение в добровольном порядке или по указанию полиции используемого ТС алкозамком1;
- применение беспилотных летательных аппаратов для контроля за дорожным движением [11; 12].
Несмотря на реализацию указанного комплекса мер и учитывая недостижение заявленных выше показа-
1 Алкозамок - устройство для контроля дыхания, которое предотвращает запуск двигателя, если уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе превышает допустимый.
телей, Правительство Финляндии анонсировало реализацию новой транспортной стратегии на 2022-2026 гг. (далее - Стратегия) с целью поиска эффективных способов повышения безопасности дорожного движения на национальном уровне.
Новая стратегия охватывает все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный и авиационный. Глобальная цель созвучна с идеей нулевой концепцией Vision Zero2, согласно которой к 2050 году никто, независимо от используемого вида транспорта, не должен погибнуть или получить травму в результате ДТП.
Кроме того, в основу Стратегии легло обязательство Финляндии согласно Валлеттской декларации 2017 года совместно с другими странами ЕС стремиться к 2030 году к сокращению количества смертельных случаев и травм в результате ДТП вдвое по сравнению с уровнем 2020 года, а также выводы Совета Европейского Союза по безопасности дорожного движения, изданные после Валлеттской декларации в рамках политики ЕС в области безопасности дорожного движения на 20212030 гг., - «Следующие шаги на пути к достижению цели Vision Zero». Политика безопасности дорожного движения Европейской комиссии на 2021-2030 гг. базируется на широком распространении образа мышления Vision Zero во всем обществе, применении подхода «Безопасная система» (Safe System) [13], а также автоматизации дорожного движения и внедрении микромобильности [14].
Настоящая Стратегия безопасности дорожного движения Финляндии содержит семь стратегических направлений, ориентированных на основные приоритеты
2 Долгосрочная цель ЕС - приблизить к нулю число погибших в результате ДТП к 2050 году. Эта цель была подтверждена в официальном документе Европейской комиссии в 2011 году (Белая книга, Дорожная карта для единого европейского транспортного пространства - На пути к конкурентоспособной и ресурсо-эффективной транспортной системе). В качестве промежуточной цели была установлена так называемая цель сокращения вдвое, т. е. сокращение смертности в результате ДТП на 50 процентов к 2030 году (ранее цель сокращения вдвое была установлена на 2020 год, но срок был продлен до 2030 года).
работы в области безопасности дорожного движения. Руководящие принципы включают:
- безопасность дорожного движения является общей проблемой для всего общества;
- принятие решений должно основываться на анализе поступившей статистической информации;
- необходимо повысить компетентность участников дорожного движения, а также специалистов, задействованных в обеспечении безопасности дорожного движения;
- необходимо изменить личное отношение к дорожному движению каждого его участника;
- транспортная система и все ее компоненты должны быть максимально безопасными;
- автоматизация и технологическое развитие дорожного движения с целью обеспечения безопасности;
- внесение изменений в законодательство, регулирующее отношения в области дорожного движения с целью обеспечения безопасности.
Стратегия предусматривает реализацию в указанный период 103 мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на всех видах транспорта. Данные меры сгруппированы по стратегическим направлениям с указанием субъектов, ответственных за их проведение.
Меры, реализация которых предусмотрена в сфере безопасности дорожного движения, охватывают различные виды ДТП, в том числе произошедшие по причине управления ТС в состоянии опьянения, с участием молодых водителей, связанные с передвижением на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности (далее -СИМ), а также ДТП с участием пожилых участников дорожного движения. Значительные усилия будут направлены на профилактику суицидов и травм в результате Д ТП, а также на организацию межведомственного обмена данным с последующем хранением общей статистической информации в едином информационным центре (с указанием места ДТП и способа передвижения, включая районы бездорожья и передвижение на СИМ).
Немаловажными в рамках Стратегии являются такие меры, как:
- усиление полицейского контроля за дорожным движением;
- предоставление возможности доступа медицинским организациям к проверке у лица удостоверений права управления ТС с целью недопущения ДТП по причине управления ТС лицами с физическими или психическими заболеваниями, внедрение обязанности для медицинских работников в течении 3-х месяцев уведомлять полицию о запрете на право управления ТС, вынесенном врачом;
- минимизация времени прибытия бригад скорой помощи на место ДТП, улучшение качества оказания первой помощи и бесперебойное сотрудничество ме^ду спасательными службами, службами первой помощи, полицией и стационарными лечебными учреждениями;
- разработка рекомендаций по предотвращению ДТП с участием диких животных [15];
- пропаганда безопасности дорожного движения для детей на всех уровнях образования, включая дошкольное;
- повышение ответственности компаний-перевозчиков пассажиров и грузов;
- снижение скорости движения ТС до 30 км/ч в городских районах с большой концентрацией велосипедистов и пешеходов, а также снижение скорости движения около школ и детских садов [16];
- установление предельного уровня содержания алкоголя в крови для лиц, передвигающихся на велосипедах и СИМ.
ЬУМ предварительно провело оценку воздействия запланированных стратегических мер на безопасность дорожного движения, результаты которой отражены в Стратегии. Основываясь на грубой оценке, рассчитано, что меры Стратегии позволят добиться сокращения примерно на 20 смертельных случаев в результате ДТП за весь период реализации Стратегии.
Для контроля реализации стратегических мер и их результатов сформирована группа мониторинга, которая собирается не реже одного раза в шесть месяцев. Группа мониторинга может внести изменения в порядок мероприятий, если по результатам анализа текущей ситуации можно будет сделать вывод, что запланированные результаты не будут достигнуты. При необходимости могут привлекаться сторонние эксперты из смежных сфер деятельности.
Кроме того, группа мониторинга под руководством ЬУМ организует ежегодный форум по безопасности дорожного движения, на котором представляется ход реализации Стратегии и обсуждаются актуальные темы, связанные с безопасностью дорожного движения.
В течение срока действия Стратегии будет проведен анализ ее целей и мер для их актуализации и включения в следующую стратегию, принятие которой планируется в 2027 году.
Для достижения поставленных в Стратегии целей необходима комплексная взаимосвязанная работа всех ветвей власти, а также широкое межведомственное сотрудничество заинтересованных сторон. Стратегия дополняется рядом других мер, подготовленных Правительством в течение этого срока относительно всех видов транспорта, в их числе программа Министерства внутренних дел Финляндии по регулированию дорожного движения и безопасности на 2021-2030 гг.
Целью указанной программы действий является обеспечение эффективной работы полиции по регулированию и обеспечению безопасности дорожного движения. Основные социальные цели программы:
- снижение числа смертельных случаев и травм в результате ДТП, а также нарушений в сфере пассажирских и грузовых перевозок коммерческим транспортом;
- предотвращение, выявление, расследование и судебное преследование ДТП и преступлений, совершенных на дорогах Финляндии.
JURISPRUDENCE
Помимо регулирования дорожного движения в плане мероприятий также обозначены другие превентивные меры, направленные на повышение безопасности дорожного движения и контроль таких направлений, как:
- состояние здоровья водителей и соблюдение режима труда и отдыха,
- управление ТС под воздействием алкоголя, наркотических средств и лекарственных препаратов,
- участие в дорожном движении молодых водителей,
- агрессивное вождение и превышение скоростного режима,
- использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств,
- отвлечение водителя на технические устройства, мобильные телефоны и пр.,
- участие в дорожном движении уязвимых участников дорожного движения,
- коммерческий транспорт, транспортная преступность, нелегальные грузовые и пассажирские перевозки.
Поводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что опыт Финляндии показывает, что хороший уровень безопасности дорожного движения - это сочетание комплекса факторов: дорожной и уличной инфраструктуры, грамотного городского планирования, образования и пропаганды безопасности дорожного движения на всех уровнях обучения, обеспечения соблюдения правил дорожного движения, распределения нагрузки между различными видами транспорта, обновления автопарка страны более безопасными ТС и пересмотра законодательной базы. Очень важен комплексный подход, учитывающий все указанные факторы, а также постоянный мониторинг текущей ситуации с изменениями политики мероприятий в зависимости от полученных статистических данных [17].
Кроме того, безопасность дорожного движения -это широкое социальное явление, на которое влияют не только меры, реализованные в области дорожного движения, но и мероприятия, направленные на другие сферы общественной жизни. Большое значение имеет широкое межведомственное сотрудничество и отражение мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в планах, стратегиях и программах других ведомств.
Список источников
1. Майоров В. И. «BENCHMARKING» как технология повышения качества в сфере безопасности дорожного движения: опыт зарубежных стран и России // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 13-18.
2. Турищева А. А. О создании эффективной транспортной системы в Финляндии // Безопасность дорожного движения : сб. науч. тр. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2019. Вып. 18. С. 149-153.
3. URL: https://pxdata.stat.fi (дата обращения: 09.11.2023).
4. IRTAD. Road safety report. Finland. 2021.
5. Европейская комиссия безопасности дорожного движения. Национальный профиль безопасности дорожного движения. Финляндия. 2023 год.
6. Кардашова И. Б. Безопасность дорожного движения в контексте обеспечения национальной безопасности II Безопасность дорожного движения. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2023. № 1. С. 6-11.
7. URL: https://www.tieh.fi/fc/fc201.pdf (дата обращения: 13.11.2023).
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» от 10 мая 2010 года № 64/255.
9. IRTAD. Road safety report. Finland. 2020.
10. URL: https://stats.oecd.org/ (дата обращения: 10.11.2023).
11. Гордеева А. Д., Гавренков В. В., Турищева А. А. [и др.]. Актуальные вопросы международного сотрудничества и современные зарубежные практики в области безопасности дорожного движения: Информационный обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.
12. Гордеева А. Д., Гавренков В. В., Митрошин Д. В. [и др.]. Актуальные вопросы международного сотрудничества и современные зарубежные практики в области безопасности дорожного движения: Информационный обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2020.
13. Гордеева А. Д. О некоторых подходах безопасной системы в рамках реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) II Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 26 марта 2021 года. СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 590-594.
14. Гордеева А. Д. Правовые механизмы выработки единой политики Европейского союза в области обеспечения безопасности дорожного движения II Безопасность дорожного движения. 2023. №3. С. 57-63.
15. Турищева А. А. О предупреждении дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных в Российской Федерации II Безопасность дорожного движения: сб. науч. тр. Москва : ФКУ «НЦ БДД МВД России». Вып. 19. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2020. С. 208-219.
16. Майоров В. И., Денисенко В. В. Проблемы регулирования превышения установленной скорости движения: российский и зарубежный опыт II Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 19-25.
17. URL: http://www.fcp-pbdd.ru/press_center/news/ overall/46567/?ysclid=loqxtov66r410677322 (дата обращения: 10.11.2023).
References
1. Mayorov V. I. «BENCHMARKING» as a technology for improving quality in the field of road safety:
the experience of foreign countries and Russia // Road safety. 2022.No 3.P. 13-18.
2. Turishcheva A. A. On the creation of an effective transport system in Finland // Road safety : collection of scientific tr. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia». 2019. Issue 18. P. 149-153.
3. URL: https://pxdata.stat .fi (accessed: 09.11.2023).
4. IRTAD. Road safety report. Finland. 2021.
5. The European Commission for Road Safety. National Road Safety Profile. Finland. The year 2023.
6. Kardashova I. B. Road safety in the context of ensuring national security // Road safety. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2023. No. 1. P. 6-11.
7. URL: https://www.tieh.fi/fc/fc201.pdf (accessed: 13.11.2023).
8. Resolution of the UN General Assembly «Improving road safety worldwide» dated May 10, 2010 No. 64/255.
9. IRTAD. Road safety report. Finland. 2020.
10. URL: https://stats.oecd.org / (accessed: 10.11.2023).
11. Gordeeva A.D., Gavrenkov V. V., Turishcheva A. A. [et al.]. Topical issues of international cooperation and modern foreign practices in the field of road safety: An information review. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs ofRussia», 2021.
12. Gordeeva A. D., Gavrenkov V. V., MitroshinD. V [et al.]. Topical issues of international cooperation and modern foreign practices in the field of road safety: An information review. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs ofRussia», 2020.
13. Gordeeva A. D. On some approaches of a safe system within the framework of the implementation of the first Decade of Action to ensure road Safety (2011-2020) // Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings): International Scientific and Practical Conference, SPb., March 26 2021. SPb. : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs ofthe RussianFederation, 2021. P. 590-594.
14. Gordeeva A. D. Legal mechanisms for the development of a unified policy of the European Union in the field of road safety // Road safety. 2023. No. 3. P. 57-63.
15. Turishcheva A. A. On the prevention of road accidents involving wild animals in the Russian Federation // Road safety: collection of scientific tr. Moscow: FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs Russia». Issue 19. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2020. P. 208-219.
16. Mayorov V I., Denisenko V. V. Problems of regulation of exceeding the set speed: Russian and foreign experience // Road safety. 2022. No. 4. P. 19-25.
17. URL: http://www.fcp-pbdd.ru/press_center/news/ overall/46567/?ysclid=loqxtov66r410677322 (accessed: 10.11.2023).
Информация об авторе
А. А. Турищева - ученый секретарь Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.
Information about the author A. A. Turishcheva - Scientific Secretary of the Scientific Centre of Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 27.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.
The article was submitted 27.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 18.12.2023.