Научная статья на тему 'Стратегическое планирование устойчивого развития муниципального образования'

Стратегическое планирование устойчивого развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4298
1019
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC MANAGEMENT / MUNICIPAL UNIT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегун Т. В.

В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования устойчивого развития муниципального образования. Особое внимание уделено сущности стратегического планирования как средству достижения устойчивого развития города, а также этапам разработки и реализации стратегического плана развития муниципального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бегун Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning of sustainable development of a municipal unit (Russia, Orenburg)

The article focuses on the strategic planning of sustainable development of municipal units, with special attention to the stages of the planning process and sustainable development of the city at large

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование устойчивого развития муниципального образования»

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Бегун,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Оренбургского института экономики и культуры

tvbegun@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования устойчивого развития муниципального образования. Особое внимание уделено сущности стратегического планирования как средству достижения устойчивого развития города, а также этапам разработки и реализации стратегического плана развития муниципального образования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегическое управление, муниципальное образование, устойчивое развитие города.

УДК 65.01 ББК 65.050.2

С вступлением в действие 1 января 2006 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования (МО) получили право самостоятельно определять стратегические приоритеты своего развития. В настоящее время муниципалитетами реализуются различные стратегические документы — концепции, стратегии (стратегические планы) и другие муниципальные программы социально-экономического развития, отличающиеся, прежде всего, по содержанию и горизонту планирования развития МО. В рамках теорий стратегического менеджмента, а также на практике активно разрабатываются и совершенствуются методы и механизмы муниципального стратегического планирования, на государственном и региональных уровнях принимаются и вводятся в действие соответствующие нормативно-правовые акты, публикуются в доступной для обсуждения форме стратегические документы различных уровней (регионального, муниципального) и т.д. Однако, несмотря на повсеместное признание необходимости стратегии, муниципальные образования РФ зачастую сталкиваются с большими проблемами при разработке и реализации стратегических планов. И причины этих проблем разные.

Одной из причин является отсутствие четкого понимания сущности «стратегического планирования».

В общем случае планирование является функцией управления [2], предлагающей «конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых»[3]. Причем, будучи функцией управления, «стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления» [4].

В то же время, стратегическое планирование является одним из основных методов управления, как непосредственно отдельной подсистемой, так и общеэкономической деятельностью МО, и потому может быть рассмотрено как определённый механизм, система средств, методов и форм воздействия на экономические интересы субъектов МО (предприятия, население, трудовые коллективы) с целью ориентации их деятельности на повышение эффективности.

Стратегическое планирование муниципального образования — это и деятельность по разработке стратегии, ее конкретизация в виде стратегического плана (документа). Наличие стратегического плана развития, как индикатора систематической и надежной работы администрации муниципальных образований, позволяет предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования, инвесторам прогнозировать перспективы развития своей деятельности [3].

Кроме того, стратегическое планирование является неотъемлемой частью, одним из компонентов стратегического управления МО. Иногда эти термины рассматривают как синонимы. Однако в процессе стратегического планирования «определяются научно-обоснованные стратегические цели развития, программные мероприятия, исполнители и ресурсы» [5], а стра-

тегическое управление, помимо стратегического планирования, осуществляет достижение стратегических целей, оценку и контроль выполнения стратегии, корректировку и увязку с текущими тактическими задачами управления.

Являясь элементом стратегического управления муниципальным образованием, стратегическое планирование устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, согласовывает интересы ключевых субъектов территории, акцентирует внимание на наилучшем удовлетворении потребностей местного сообщества. Суть стратегического планирования развития МО состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.

В.А. Крапивин и П.П. Мирошкин отмечают, что сущность стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне можно определить как «деятельность представительных и исполнительных органов власти региона по реализации централизованного начала управления с целью перспективного обеспечения баланса отраслевых и местных интересов в решении совокупности проблем долгосрочного социально-экономического развития» [4].

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности».

По нашему мнению наиболее точно определение стратегического планирования было дано И.Д. Тургель и В.Б. Батишевс-кой, которое рассматривается как «самостоятельная функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [6].

Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют. Понятия «стратегическое планирование» и «долгосрочное планирование» близкие, но не тождественные, поскольку «стратегичность заключается не только в долгосрочном временном горизонте планирования, а главным образом, в предвидении изменений внутренней и внешней среды планируемого объекта, адаптации к ним процесса его развития»

322

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

[7]. Стратегическое планирование предполагает «учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон и активное использование этой информации для определения стратегии развития» [8].

В.В. Дидык отмечает, что стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением (развитием). Поскольку существует противоречие между задачами сохранения равновесия текущего функционирования и достижением целей развития, связанных с необходимостью изменений (нарушения равновесия), возникают проблемы применения стратегического подхода в муниципальном управлении [9]. Однако именно использование стратегического управления позволяет создавать условия достижения целей устойчивого развития МО, его адаптацию к динамично меняющейся внешней среде.

Согласно документов ООН по устойчивому развитию городов, устойчивым является город: «в котором достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны; который постоянно обеспечен природными ресурсами и поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф»[1].

По мнению Н. Давыдовой и О. Тимофеевой устойчивое развитие города предполагает: во-первых, способность к саморазвитию и прогрессу, т.е. обеспечение устойчивого роста производства, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций; во-вторых, рациональное использование природных ресурсов и сохранение экологического равновесия в городе; в-третьих, стабильное повышение качества жизни всех жителей города [10].

Т.о. целью стратегии устойчивого развития МО должно быть создание условий и обеспечение эффективного решения задач социально-экономического развития, повышение уровня и качества жизни населения, удовлетворение потребностей населения, комплексного развития основных отраслей муниципального хозяйства, повышение инвестиционной привлекательности МО и пр. Стратегическое планирование позволяет создавать условия для перспективного развития МО и является инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем социально-экономического развития МО. Работа над стратегическим планом развития города должна производиться с учетом видения долгосрочных перспектив развития города всем городским сообществом, а также с учетом интересов внешних субъектов городского развития, прежде всего органов власти субъекта федерации и федерального центра.

Стратегический план развития МО должен охватывать все направления развития города: экономическое, социальное, градостроительное, экологическое и прочие. План представляет собой совокупность целевых программ действий с прогнозом (сценарием) развития МО, содержащую расшифровку и развитие намеченных целей развития.

Все работы по разработке и реализации стратегического плана развития МО принято делить на ряд последовательно выполняемых этапов. Эти этапы логически следуют один за другим, однако существует и устойчивая обратная связь этапов (обратное влияние каждого этапа на остальные и на всю их совокупность). Их содержание следующее:

1. Определение и формулирование общего видения и стратегических установок устойчивого развития МО. На этом этапе необходимо наметить основные ориентиры развития территории, учитывая интересы как МО (администрации, населения, предприятий и т.д.), так и интересы внешних субъектов (органов федеральной и региональной власти, инвесторов и т.д.).

2. Стратегический анализ внутренней среды и внешней среды МО, выявление возможностей и ограничений. В рамках

рассматриваемого этапа осуществляется комплекс аналитических работ, связанных с изучением статистических показателей, определением внутренних закономерностей развития города, приоритетов развития, изучением сильных и слабых сторон МО, анализом текущего состояния производственных сил и производственных отношений, оценки степени его инвестиционной привлекательности. При анализе ресурсов развития территории важно провести такую оценку, при которой может возникнуть новый взгляд на них и новые возможные направления развития территории. Здесь уместен глубокий ретроспективный анализ, проведение мозговых штурмов и т.д. По существу на этом этапе «осуществляется накопление и обработка информации, необходимой для определения целей и приоритетов его стратегического развития, разработки управленческих решений, направленных на достижение намеченных целей» [7].

3. Конкретизация целей и проблем управления, документированное закрепление приоритетов развития территории, выбранных на основе предшествующего анализа и прогнозирования ее развития, а также разработка плана конкретных мероприятий по выполнению задач развития, разработка комплексной программы развития и целевых программ. На этом этапе определяются приоритетные функции, которые город будет выполнять в стратегической перспективе. На основании выявленных проблем социального и экономического характера формулируются долгосрочные и краткосрочные цели как для МО в целом, так и для всех целевых программ. Итогом этого этапа является разработанная комплексная стратегия социально-экономического развития муниципального образования, а также целевые программы, соответствующие друг другу и приоритетам развития МО, согласованные и проанализированные на непротиворечивость, отсутствие дублирования на содержательном и организационном уровнях.

4. Организация исполнения решений, получение результатов, учет и контроль решений и результатов, оценка деятельности систем управления по достижению результата, при необходимости внесение изменений в стратегический план и (или) методы его реализации. Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования, нечто зафиксированное. В последнее время стало преобладать новое понимание стратегии «как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной стратегии» [11]. Таким образом, стратегия является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий. Такое понимание стратегии обусловлено изменяющимися внешними условиями: чем выше неопределенность и динамика изменения внешней среды, тем актуальней разработка стратегии развития, и грамотная последовательная ее реализация. Этап реализации и мониторинга результатов очень важен в плане получения своевременной и актуальной «информации о ходе и результатах реализации стратегии, на основании которой органами муниципальной власти могут быть приняты управленческие решения по корректировке стратегии, необходимые для достижения стратегических целей МО» [12].

Задача стратегического управления — привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить интеграцию усилий всех заинтересованных субъектов МО, привлечь инвестиции в город и обеспечить его конкурентными преимуществами на региональном, федеральном и международном уровнях, а также реально изменить в лучшую сторону уровень и качество жизни населения. Перспектива устойчивого развития муниципального образования значительно более реальна, если в наличии несколько вариантов сценариев и постоянно корректируемой стратегии развития территории, учитывающей изменения внешних условий, в том числе макроэкономических, политических, экологических и других факторов.

Литература

1. Indicators of sustainable development: framework and methodologies, UN commission on Sustainable Development. — New York, 2001 — 294 р.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2009. — 672 с.

323

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

3. Стасишина РА. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2. — С.328-331.

4. Крапивин В.А., Мирошкин П.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере Нижегородской области). — Н.Новгород: ООО Изд-во Пламя, 2012. — 176 с.

5. Закиров И.Д. Формирование стратегии развития муниципального образования как социально-экономической подсистемы региона. Автореф.дисс.канд.экон.н. — Уфа, 2010.

6. Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. — 2004. — № 2.

7. Жилкин С.Ф. Формирование системы стратегического планирования комплексного развития города: научные основы // Вестник СамГУ. — 2006. — №8(48). — С.60-73.

8. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестн. научно-исслед. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2009. — № 3.

9. Дидык В.В. Стратегическое управление как инструмент устойчивого развития городов севера России // Север промышленный. — 2010. — № 5. — С.11.

10. Давыдова Н., Тимофеева О. Устойчивое развитие города. Вопросы разработки стратегии // Муниципальная экономика — 2000. — №4. — С.18-23.

11. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — 2-е изд., стер. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006.

12. Закиров И.Д. Тажитдинов И.А., Казаков В.В. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Вестн. Томского госуд. ун-та. — 2009. — № 323. — С. 254-259.

324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.