Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / STRATEGIC PLANNING / SOCIAL DEVELOPMENT / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рисин И.Е.

В статье представлены результаты анализа современной российской практики стратегического планирования социального развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF SOCIAL DEVELOPMENT OF REGIONS: STRENGHS AND WEAKNESSES

The article contains the results of modern Russian practice analysis concerning regional social development strategic planning.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ»

уДК 332.142

стратегическое планирование социального развития регионов: сильные и слабые стороны

И. Е. рисин

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 декабря 2015 г.

Аннотация: в статье представлены результаты анализа современной российской практики стратегического планирования социального развития регионов. Ключевые слова: стратегическое планирование, социальное развитие, регион.

Abstract: the article contains the results of modern Russian practice analysis concerning regional social development strategic planning.

Key words: strategic planning, social development, region.

Повышение эффективности управления процессами социального развития субъектов РФ сопряжено с совершенствованием стратегического планирования, призванного обеспечить постановку целей, определение инструментов их достижения, формирование системы индикаторов ожидаемых результатов. Важность роли такого планирования обусловливает потребность в оценке современной практики его осуществления. Для ее получения нами проведен анализ содержания программных документов органов публичной власти субъектов РФ, состав которых включает регионы, представляющие разные федеральные округа: Белгородскую область [1], Воронежскую область [2], Краснодарский край [3], Новосибирскую область [4], Республику Карелия [5], Республику Коми [6], Самарскую область [7], Сахалинскую область [8], Ставропольский край [9].

Систематизация информации, необходимой для идентификации сильных и слабых сторон современной практики стратегического планирования социального развития регионов, представлена в табл. 1-3.

Анализ информации, представленной в табл. 1-3, позволяет сделать ряд выводов, диагностирующих сильные и слабые стороны современной практики стратегического планирования социального развития регионов.

В составе ее сильных сторон, присущих избирательному кругу субъектов РФ, полагаем возможным выделить следующие.

1. Фокусирование внимания органов публичной власти субъектов РФ на воссоздании (сохра-

© Рисин И. Е., 2016

нении) природной среды (Белгородская, Воронежская, Сахалинская области, Республики Карелия и Коми), формировании сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентных производств (Ставропольский край); снижении социально-экономической асимметрии в регионе (Белгородская, Воронежская области); развитии процессов социализации экономики на микроуровне посредством совершенствования социально-трудовых отношений (Краснодарский край), повышении социальной ответственности бизнеса (Ставропольский край).

2. Высокий уровень разнообразия целевых индикаторов, позволяющих дать оценку эффектов социального развития региона, включающих в том числе показатели состояния экологии (Белгородская, Воронежская области), структуры населения по уровню доходов (Новосибирская область), состояния жилищно-коммунального хозяйства (Ставропольский край).

3. Ввод в управленческую практику новых форм и инструментов - кластеров с участием организаций социальной сферы (Белгородская, Воронежская, Новосибирская, Самарская области); стратегий развития муниципальных образований (Краснодарский край); проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в образовании, здравоохранении (Республика Коми), жилищно-коммунального хозяйства (Краснодарский край, Республика Коми), в сфере охраны окружающей среды (Республика Карелия); агрополисы (Ставропольский край); региональные заказы на разработку новых образовательных программ для системы дополнитель-

Т а б л и ц а 1

Стратегические задачи социального развития регионов

Субъекты РФ Стратегические задачи социального развития регионов

1 2

Белгородская область - развитие демографического потенциала области; - развитие многоуровневой системы образования; - улучшение состояния здоровья населения области; - формирование массового среднего класса; - формирование единого культурного пространства области; укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия; - создание и совершенствование условий и механизмов, обеспечивающих достижение достойного качества жизни молодых жителей; - создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области; - воссоздание окружающей среды, благоприятной для жизнедеятельности человека; - повышение степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, уменьшение отставания экономически менее развитых муниципалитетов, обеспечение комплексного устойчивого развития сельских территорий области

Воронежская область - улучшение демографических показателей (повышение рождаемости, снижение смертности); - обеспечение потребности работодателей в рабочей силе; - выравнивание условий обеспечения занятости для разных территорий и категорий населения; - улучшение положения с занятостью молодежи и других проблемных категорий населения; - улучшение положения многодетных семей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - повышение эффективности расходования бюджетных средств и привлечение дополнительных средств посредством механизма государственно-частного партнерства; - снижение напряжения по всем базовым направлениям состояния окружающей среды

Краснодарский край - кардинальное повышение качества и продолжительности жизни; - формирование условий для развития человеческого капитала; - рост доходов населения; - достижение современного качества образования; - создание условий, обеспечивающих доступность жилья; - повышение качества и доступности медицинской помощи; - улучшение условий доступа к культурным ценностям для большинства населения; - развитие физической культуры и спорта; - обеспечение общественной безопасности и предотвращение угроз возникновения социальной нестабильности; - совершенствование социально-трудовых отношений

Новосибирская область - превышение основных параметров качества жизни населения, развития человеческого потенциала над среднероссийским уровнем; - повышение социальной привлекательности области; - улучшение демографической ситуации; - обеспечение эффективной занятости наличного населения; - существенное сокращение масштабов бедности; - сокращение резких социальных различий между городом и селом; - развитие системы непрерывного образования; - поддержка культуры и формирование новой индустрии отдыха, спорта и досуга, отвечающей мировым стандартам

Республика Карелия - стабилизация численности населения; - увеличение средней продолжительности жизни; - создание условий для повышения рождаемости; - повышение качества и доступности медицинской помощи; - обеспечение всеобщей доступности гарантированных социальных услуг, качественного социального обслуживания населения; - сохранение культурного разнообразия северного субэтноса; - оздоровление экологической ситуации

О к о н ч а н и е т а б л. 1

1 2

Республика Коми - создание условий для стабилизации численности населения, улучшения его здоровья и ожидаемой продолжительности жизни; - повышение качества жизни населения, сокращение уровня бедности, обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения; - рост реальных денежных доходов населения; - повышение культурного и образовательного уровня населения; - формирование системы нравственных ориентиров; - оптимизация системы кадрового обеспечения экономики; - обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения; - повышение роли молодого поколения в экономическом и социальном развитии республики; - улучшение жилищных условий населения; - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения; - обеспечение безопасности условий жизни населения; - улучшение экологической обстановки

Самарская область - создание предпосылок для демографического роста; - увеличение продолжительности жизни; - создание экономических условий для генерации новых конкурентоспособных рабочих мест; - развитие кадрового потенциала области, повышение трудовой и пространственной мобильности рабочей силы; - приближение величины индекса развития человеческого потенциала к уровню наиболее развитых стран Центральной и Восточной Европы; - рост реальных денежных доходов населения, их покупательной способности; - снижение уровня бедности до социально безопасного уровня; - снижение неравенства по уровню располагаемых доходов; - расширение возможностей для трудоустройства молодежи; - обеспечение доступности и качества базовых социальных благ; - развитие системы социального обеспечения; - обеспечение доступности культурных услуг

Сахалинская область - рост численности населения; - замедление оттока молодежи за пределы области; - создание условий, обеспечивающих формирование конкурентоспособного человеческого капитала; - достижение качества, доступности и равных возможностей для населения в получении услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры; - формирование научно-образовательных комплексов, решающих кадровые и исследовательские задачи инновационной направленности; - развитие системы социального обеспечения; - снижение уровня социальной напряженности; - формирование эффективной системы оказания социальной поддержки населения и предоставления социальных услуг; - создание достойных условий жизни социально уязвимым категориям населения; - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека; - создание условий для сохранения и укрепления здоровья

Ставропольский край - улучшение демографической ситуации путем повышения рождаемости и укрепления института семьи, роста продолжительности жизни, оптимизации миграционных процессов; - формирование преимуществ жизни в регионе на основе создания комфортной среды проживания, повышения качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению; - преодоление бедности; - достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения на основе роста производительности труда и качества рабочей силы; - повышение социальной ответственности бизнеса; - повышение уровня обеспеченности населения комфортным жильем; - создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения; - сохранение и приумножение природных ландшафтов, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентных производств

Т а б л и ц а 2

Показатели эффектов социального развития регионов

Субъекты РФ Показатели эффектов социального развития регионов

Белгородская область Валовой региональный продукт на душу населения; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; реальные располагаемые денежные доходы населения; коэффициенты рождаемости, смертности; уровень общей безработицы (по методологии МОТ); доля занятых в экономике, имеющих профессиональное образование; доля населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом; объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; объем сбросов загрязняющих сточных вод в поверхностные водные объекты; доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВРП; доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике

Воронежская область Ожидаемая продолжительность жизни; реальные располагаемые доходы населения; уровень бедности; общая смертность, смертность в трудоспособном возрасте; рождаемость; среднегодовая естественная убыль населения; обеспеченность жильем; численность населения, занимающегося спортом и физической культурой; доля населения, охваченного мероприятиями в сфере культуры; выброс загрязняющих веществ; удельный вес объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям; удовлетворенность населения качеством и доступностью информации об экологии и охране окружающей среды

Краснодарский край ВРП на душу населения; численность населения трудоспособного возраста; численность занятых в экономике; среднемесячная заработная плата; среднемесячный денежный доход

Новосибирская область Коэффициенты естественного и миграционного прироста населения; среднемесячный денежный доход; доля населения с доходами ниже прожиточного уровня; доля относительно обеспеченных слоев населения; доля состоятельных слоев населения; индекс развития человеческого потенциала

Республика Карелия ВРП на душу населения; среднедушевые денежные доходы населения; среднемесячная начисленная заработная плата; соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; уровень безработицы; естественный прирост; ожидаемая продолжительность жизни; младенческая смертность

Республика Коми Численность населения; доля населения трудоспособного возраста; уровень безработицы; среднемесячная заработная плата; соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение месячной пенсии и прожиточного минимума пенсионера; реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы населения; доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума; общая площадь вводимых жилых помещений; обеспеченность общей площадью жилых помещений, приходящихся на одного жителя

Самарская область Рождаемость; смертность; естественная убыль; миграционный прирост; объем ввода жилья; индекс развития человеческого потенциала; реальные денежные доходы населения; среднедушевые денежные доходы, их покупательная способность; доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума; доля населения, занимающегося физической культурой и спортом; уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями; общее потребление воды в расчете на одного жителя; удельный вес населения, не обеспеченного водопроводами; степень износа водопроводов и водозаборов

Сахалинская область численность постоянного населения, естественный прирост; миграционный прирост; ожидаемая продолжительность жизни; численность занятых в экономике; уровень зарегистрированной безработицы; среднемесячная заработная плата; численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

Ставропольский край ВРП на душу населения; ожидаемая продолжительность жизни, рождаемость; смертность; реальные доходы населения; индекс потребительских цен; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; соотношение пенсий и прожиточного минимума пенсионера; уровень безработицы; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; обеспеченность населения спортивными объектами; общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя; доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой; уровень газификации населенных пунктов; уровень износа коммунальной инфраструктуры

Т а б л и ц а 3

Перспективные формы и инструменты управления социальным развитием регионов

Субъекты РФ Перспективные формы и инструменты управления социальным развитием регионов

Белгородская область Социальный многокомпонентный кластер (с участием организаций образования, здравоохранения, культуры); технологические парки; технополис; (форсайт - прогноз технологических платформ); целевые программы социальной направленности

Воронежская область Кластеры социальной направленности; технопарки; инновационно-технологические центры; бизнес-инкубаторы; целевые программы; государственный заказ на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки

Краснодарский край Комплексные программы; стратегии и программы социально-экономического развития муниципальных образований; бизнес-инкубаторы; проекты ГЧП в сфере ЖКХ

Новосибирская область Комплексные социальные программы; технопарки; инновационно-технологические центры; инновационно-образовательный кластер

Республика Карелия Технопарки; туристско-рекреационная зона; проекты ГЧП в сфере охраны окружающей среды; образовательные кредиты; целевые контракты на подготовку кадров; подушевое финансирование образовательных учреждений; региональный заказ на разработку программ дополнительного образования

Республика Коми Схема развития и размещения производительных сил региона; целевые программы социальной, в том числе экологической направленности; стандарты качества бюджетных услуг; государственный заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; государственный заказ на профессиональную подготовку кадров; подушевое бюджетное финансирование образовательных организаций; проекты ГЧП в сферах образования, здравоохранения, ЖКх

Самарская область Областные целевые программы; проекты ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства; кластеры с участием вузов региона; технопарк

Сахалинская область Стандарты государственных и муниципальных услуг; центры трансфера технологий; технопарки; бизнес-инкубаторы; центры подготовки кадров для инновационной деятельности; беспроцентные кредиты семьям на покупку жилья

Ставропольский край Кластеры муниципального уровня; долевое участие органов государственной власти в финансировании научно-технологических исследований субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития края; агрополисы; технологические парки

ного образования (Республика Карелия), на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (Республика Коми).

Состав слабых сторон включает следующее.

1. Для большинства регионов процессы снижения социально-экономической асимметрии, улучшения условий труда, повышения социальной ответственности бизнеса не стали пока необходимыми направлениями современной практики страте-гирования социальной политики субъектов РФ.

2. Состав целевых индикаторов социальной политики в доминирующей части регионов не включает показатели ожидаемых изменений в условиях труда занятых работников, их квалификационного уровня, состояния окружающей среды.

3. Новые формы и инструменты управления (кластеры социальной направленности, проекты ГЧП в социальной сфере и др.) введены в практику только ограниченного числа субъектов РФ.

Полагаем, что распространение опыта регионов, продвинутых в практике стратегического планирования социального развития субъектов РФ, преодоление выявленных в ней недостатков позволит создать предпосылки для повышения эффективности процессов разработки и реализации социальной политики.

лИТЕРАТУРА

1. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http://www.belregion.ru/strat_ser

2. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (актуализированный вариант). - Режим доступа: Ы1р://есопот. govvrn.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii_ 21.11.2011.doc

3. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года. - Режим доступа: http://Krasmdar.ru/content/592/show/49081/

4. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http://www.nso.ru/activity/socio-Economic_Poh-sy/Strat_Plan/Documents/1654.pdf

5. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. - Режим доступа: http://spb-venchur.ru/regions/42/strategykar.htm

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года. - Режим доступа: rkomi.ru/services/strategia/

Воронежский государственный университет

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления

E-mail: risin@mail.ru

7. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. - Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/article_1085.htm

8. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http://www.admsakhalin.ru

9. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. - Режим доступа: http://stavinvestru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol

Voronezh State University

Risin I. E., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Regional Economy and Territorial Development Department

E-mail: risin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.