Научная статья на тему 'Стратегическое планирование социально- экономического развития региона'

Стратегическое планирование социально- экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6999
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЦИКЛ И СТАДИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гапоненко Александр Лукич

Рассматривается стратегическое планирование развития региона, приводятся основные характеристики стратегического плана социально-экономического развития. Определяется цикл стратегического планирования, подробно рассматриваются его стадии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование социально- экономического развития региона»

Пространственная Экономика 2005. № 4. С. 40-53

УДК 338.984 А. Л. Гапоненко

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рассматривается стратегическое планирование развития региона, приводятся основные характеристики стратегического плана социально-экономического развития. Определяется цикл стратегического планирования, подробно рассматриваются его стадии.

Регион, стратегическое планирование, стратегический план развития региона, цикл и стадии стратегического плана.

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона не является принципиально новым. В своеобразных формах перспективных планов социально-экономического развития оно проводилось еще в советское время. Проводится оно и в настоящее время, хотя не везде и не всегда удается полностью отойти от прежней модели планирования и перейти на новую.

Последний период характеризуется новыми условиями составления и реализации этих планов, более того, возникли новые подходы, процедуры и методы формирования и реализации стратегии развития территорий. Каковы же методы современного стратегического планирования, как оно должно осуществляться, каковы условия его эффективного использования в практике регионального управления? Как сказывается стратегическое планирование на результатах социально-экономического развития региона? Рассмотрение этих вопросов представляется актуальным.

© Гапоненко А. Л., 2005

Методологические и практические вопросы составления и реализации стратегических планов получили отражение в отечественной экономической литературе [1; 5; 7]. Более того, в ряде изданий имеются разделы, посвященные формированию и реализации стратегических планов [2, с. 367—393; 4, с. 330— 357]. Достаточно подробно освещены практика и теория стратегического планирования развития территорий в западной литературе [8; 9].

Новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику регионального и муниципального управления. Ярким примером успешного использования в региональном управлении приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время стало стратегическое планирование.

Стратегическое планирование может успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, при управлении масштабными инфраструктурными проектами, при осуществлении инвестиций в регионах. Формирование и закрепление целей в этих случаях могут принести много пользы, особенно если эти цели удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости. Системный анализ преимуществ, слабых сторон, возможностей и угроз той или иной организации — также мощный инструмент стратегического управления, который приносит реальную пользу для государственной службы. Приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы государственных организаций. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы регионального управления.

Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона1 — это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества создают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Такое планирование предусматривает:

• согласование групповых интересов внутри местного сообщества;

• инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;

• определение реальных целей и задач;

• формирование программ и планов действий.

В городах и регионах стратегия экономического развития разрабатывается и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей

1 Стратегическое планирование развития региона во многом сходно со стратегическим планированием развития города. Поэтому эти два вида планирования можно рассматривать совместно.

частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание характеристик следующих аспектов деятельности по развитию региона:

• цели развития региона;

• пути достижения поставленных целей;

• потенциальные возможности, реализация которых позволит достичь успехов;

• методы организации движения по избранным направлениям;

• ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;

• способы использования ресурсов.

Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные города и регионы отличаются друг от друга по следующим параметрам:

• по размерам экономической активности;

• географическим характеристикам и природным ресурсам;

• экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

• социальной организации жизнедеятельности населения;

• политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Каждый город и регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему, однако есть и общие подходы, и способы решения проблем.

Отдельной составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему «План действий администрации по реализации стратегического плана», контролируемый лично главой администрации региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся следующие:

• План выделяет сильные и слабые стороны региона и стремится усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона, прежде всего — по созданию лучших условий жизни людей.

• План содержит краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития.

• План рождается в результате партнерского взаимодействия всех региональных сил. Он представляет собой не директиву, а скорее компиляцию ра-

зумных рекомендаций в адрес администрации со стороны предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для жителей региона.

• План — это комбинация долгосрочного видения и сегодняшних мер. По всем основным направлениям осуществления стратегии развития целесообразно разработать подцели, механизмы их достижения, определив цену такого достижения, предполагаемый эффект, способы контроля и мониторинга.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, — как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Уровень социального развития региона в первую очередь определяется его экономическим развитием, поскольку качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства и продаж регионального продукта. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:

• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;

• привлечение в регион новых производств;

• развитие имеющихся производств;

• обновление структуры производства;

• развитие методов продвижения и продаж регионального продукта.

Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов — это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие производственной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

Стратегическое планирование экономического развития региона — это непрерывный процесс, оно формирует рамки для принятия любых, в том числе тактических текущих решений. Наличие стратегического плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс стратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в рамках стратегического плана.

Российская практика составления и реализации стратегических планов развития уже накопила положительные примеры. В начале 1999 г. администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль были разработаны планы с участием Фонда «Институт экономики города». Каждый из этих планов индивидуален, но их объединяет то, что для их реализации практичес-

ки не требуется дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив, они направлены на создание условий для привлечения дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся, в том числе:

• формирование системы планирования социально-экономического развития города;

• повышение эффективности расходов местного бюджета;

• обеспечение устойчивости и роста эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

• улучшение транспортного обслуживания и снижение дотационной зависимости муниципальных предприятий транспорта;

• введение новой системы землепользования на принципах правового зонирования, стимулирование рынка земли и недвижимости;

• развитие системы жилищной ипотеки;

• конкурсное финансирование социальных программ, развитие адресной помощи малоимущим семьям и одиноким гражданам;

• создание механизмов финансового обеспечения экологической политики [3].

Стратегическое планирование, как одна из важнейших составляющих современных управленческих технологий, невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов территориального управления. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительными и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных профессиональных сообществ.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить следующими стадиями:

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона.

3. Определение сильных и слабых сторон региона.

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

5. Разработка концепции и стратегии развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Рассмотрим последовательно все стадии стратегического планирования экономического развития региона.

1-я стадия. Определение целей развития. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечи-

вости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального Центра и потраченные на погашение той или иной текущей задолженности. Каковы основные цели развития региона?

Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты будущего времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц, активно задействовать прессу. Для формулировки целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.

Общие цели регионального развития, как правило, характеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Основой для их формирования служат количественные и качественные данные о сообществе. Общие цели одновременно служат критерием развития, ориентиром для действия и позволяют отделить желаемые меры от нежелательных. Общие цели должны быть достаточно конкретными.

Так, например, недостаточно в качестве цели указать: «стимулировать рост». Другими негативными примерами целей, сформулированных в слишком общем виде, могут служить следующие формулировки:

• улучшить климат для бизнеса;

• уменьшить безработицу;

• повысить экономическое благосостояние жителей.

Все эти благие призывы мало что дают для планирования экономического развития региона. Целесообразно формулировать цели несколько иначе. Вот некоторые примеры конкретных формулировок общих целей:

• удвоить долю занятых в сельском хозяйстве и отраслях АПК;

• увеличить удельный вес занятых в торговле, доведя его до показателей занятых в промышленности;

• увеличить на 50% число малых предприятий;

• создать в регионе 30 новых предприятий финансовой инфраструктуры.

Главная цель развития любого региона — устойчивое улучшение качества жизни всех категорий жителей. Данная цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и

экономической активности. В рамках главной цели можно выделить следующие подцели:

• повышение доходов и уровня занятости как следствие экономического развития;

• улучшение общих условий жизни как результат повышения эффективности отдачи ресурсов и бюджетных расходов.

Общие цели, если они сформулированы достаточно определенно, затем трансформируются в более частные, конкретные, с подробными количественными ориентирами и соответствующими критериями, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона. Формулировки таких целей отвечают в деталях на вопросы: «Что должно произойти, с кем конкретно, где и когда? Какие количественные результаты должны быть достигнуты?».

Стратегический план может быть ориентирован на достижение следующих трех стратегических целей:

• создание благоприятного климата для бизнеса;

• интеграция в мировую экономику;

• улучшение социальной среды.

В свою очередь, эти стратегические цели могут быть содержательно конкретизированы следующим образом [6]:

1. Создание благоприятного климата для бизнеса:

• снятие избыточных ограничений для бизнеса;

• снижение налогового пресса;

• развитие рынка недвижимости;

• развитие рынка рабочей силы;

• ориентация финансовых ресурсов на инвестирование в реальный сектор;

• формирование зон динамичного регионального развития.

2. Интеграция в мировую экономику:

• развитие экспортно-ориентированных производств;

• консолидация конкурентоспособных производителей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие науки, образования, инновационной деятельности;

• интеграция в глобальную информационную среду.

3. Улучшение социальной среды:

• развитие образовательного, культурного и интеллектуального потенциала региона;

• ускоренное решение жилищной проблемы, реформа ЖКХ;

• развитие инфраструктуры, включая тепло-, водо-, газо-, электроснабжение и канализацию;

• повышение качества административного управления регионом;

• повышение уровня общественной безопасности;

• улучшение состояния окружающей среды.

По каждому из пунктов формируется программа действий, расписанная по примерным срокам, механизмам, формам контроля и источникам финансирования.

2-я стадия. Анализ внешней среды развития региона. Анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводятся сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов и оценка исходного уровня, стартового положения региона, и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет определить отрасли и виды деятельности, которые могут дать региону существенное развитие и сформулировать соответствующие меры, которые позволят эффективно реализовать имеющийся потенциал. Данный анализ позволяет выявить сравнительные характеристики внешней среды региона: географическое положение и климат, макроэкономическую ситуацию в России, превалирующие тренды в экономике мира и России, демографические тенденции и др.

3-я стадия. Анализ внутреннего потенциала развития региона. Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:

• человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, его национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВВП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);

• природные ресурсы (использование земли, зонирование, свободные площади и цена земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

• экономические ресурсы (структура местной экономики: какие отрасли превалируют, какие производства развиваются быстрее, приватизация, собственность на землю, общественные и частные инвестиции, состав и объем муниципальных услуг и их соответствие потребностям населения, свободные производственные площади, наличие и качество жилья, инфраструктура, транспорт и связь, степень развития малого предпринимательства, экспортная деятельность предприятий региона).

Определяются характеристики предпринимательского климата. Выживание фирм зависит от их поддержки органами местного управления. Предпринимательский климат служит индикатором уровня поддержки бизнеса со стороны местной администрации. О том, как местные органы поддержи-

вают развитие бизнеса, можно судить по следующим показателям: трудовые отношения, налоги и правила, касающиеся экономических субъектов, уровень и качество муниципальных услуг, информационные, транспортные и коммуникационные услуги для экономических субъектов, программы подготовки рабочей силы, наличие агентства по городскому или региональному развитию.

Еще одной характеристикой внутреннего потенциала развития региона является наличие развитой сети образовательных и исследовательских учреждений. Как правило, образовательные и научно-исследовательские центры являются не только источником высококвалифицированных кадров, но и инициаторами конференций и семинаров, стимулируют различные инновации, которые конкретизируются в предпринимательских проектах. Имеющиеся научные и образовательные учреждения становятся важным фактором поддержки развития бизнеса в регионе или городе.

На основе анализа регионального потенциала возможно создание профиля региона в настоящем, а затем и в будущем времени, в том числе (что очень важно) — в сравнении с другими регионами.

4-я стадия. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. На этой стадии стратегического планирования:

• рассматриваются возможности использования имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры);

• определяются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона;

• выявляются причины успехов и провалов предыдущих управленческих решений по региональному экономическому развитию;

• уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой — индустриальной, постиндустриальной или доиндустриальной — стадии развития находится регион;

• определяется, где, в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается и может быть создана добавленная стоимость, на этой основе еще раз уточняются цели экономического развития региона.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества в производстве не только материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться эффективно экспортировать услуги в другие регионы. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские и прочие услу-

ги, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги, — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

На данной стадии стратегического планирования выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также новые, еще не реализованные факторы конкурентоспособности, которые можно и целесообразно задействовать в процессе управления экономическим развитием, чтобы в дальнейшем сформировать новые конкурентные преимущества региона. Основной упор делается на создание таких преимуществ, как: развитая рыночная инфраструктура, современные коммуникационные линии и сети, система безопасности (личности и бизнеса), наличие и действенность институтов, поддерживающих бизнес, эффективная региональная промышленная политика, управление региональной собственностью, наличие квалифицированных кадров, благоприятные условия для инвестиций.

Региональная рыночная инфраструктура в современных российских условиях становится одним из основных факторов развития региона в целом. Социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи. Современные коммуникационные линии, развитость региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет, — в настоящее время эти факторы стали иметь такое же значение, какое в начале века для регионального развития имели железные дороги.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при низком уровне безопасности.

Создание и поддержание высокого уровня квалификации региональных кадров — также весьма существенный фактор регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от степени квалификации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекающим работников. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-эконо-

мического развития региона рассматриваются возможности того, как максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

5-я стадия. Разработка концепции и стратегии развития. На этой стадии стратегического планирования делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Концепция включает выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, а также выявленные конкурентные преимущества данного региона. В результате выработки и реализации концепции происходят формирование альтернативных вариантов стратегии, их сравнительная оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах.

В основе концепции лежат выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, а также конкурентных преимуществ данного региона (города).

Примерная структура концепции может быть следующей:

• цели и задачи развития;

• принципы развития;

• факторы развития;

• приоритетные направления развития;

• ресурсы развития;

• механизмы развития.

6-я стадия. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе сформированных концепции и стратегии социально-экономического развития разрабатывается план конкретных действий.

Относительно самостоятельными разделами плана конкретных действий могут стать:

• Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности. Первые шаги администрации по экономическому развитию региона предполагают объемную и целенаправленную работу по зонированию.

• Формирование дополнительных источников финансирования развития региона. Этот раздел включает в себя меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контролю эффективности

по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий.

• Меры по поддержке малого предпринимательства. В первую очередь этот раздел может включать в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, регионального инкубатора малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга.

• Осуществление реформ жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкуренции в городском хозяйстве.

• Региональный маркетинг и план продвижения региона. Этот раздел включает меры по разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизнеса в регионе, а также обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о регионе, координацию действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой и местными банками, использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее развития, использование методов коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентов в регион, прежде всего стратегических инвесторов.

Стандартный план конкретных действий включает в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемые результаты, размеры и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением плана.

7-я стадия. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, осуществление оценки эффективности и результативности предпринятых мер.

Даются ответы на вопросы: совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде? Помогает ли стратегия решить критические проблемы региона? Получает ли стратегия поддержку жителей?

Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что

проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами деятельности. Мониторинг выявляет результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.

Для развертывания работы по формированию и реализации стратегии социально-экономического развития желательно создать региональное агентство экономического развития. Агентство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, представительного органа, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности. Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что экономическое развитие становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются привлечение в регион новых производств, обновление структуры производства, развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

2. Современный подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

3. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона в обязательном порядке включает в себя согласование групповых интересов внутри территориального сообщества; инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов; определение реально осуществимых задач и целей; формирование программ и планов действий.

4. Стратегическое планирование развития города и региона имеет свой цикл, который включает в себя определение целей развития, анализ внешней среды, использование имеющихся и создание новых местных преимуществ, а также разработку плана конкретных действий, осуществление стратегии и анализ эффективности и результативности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алисов А. Н., Гапоненко А. Л., Демченко О. В., Казарин В. Н. Стратегия развития города: современные подходы и технологии. М.: МДС, 1999.

2. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2003.

3. Местное экономическое развитие. М., 1998.

4. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. Гапоненко А. Л., Панк-рухина А. П. М.: Издательство РАГС, 2000.

5. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года. Н. Новгород: НИМБ, 2000.

6. Стратегический план Санкт-Петербурга. — http: // stratplan.leontief.ru.

7. Экономические стратегии активных городов. СПб.: Наука, 2002.

8. The Practice of Local Government Planning / Editors C. J. Hoch, L. C. Dalton, F. S. So. Washington DC, 2000.

9. Gordon G. L. Strategic Planning for Local Government. Washington DC, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.