Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития строительного комплекса в Краснодарском крае'

Стратегическое планирование развития строительного комплекса в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строительный комплекс / Краснодарский край / стратегия / прогноз / building complex / Krasnodar region / strategy / forecast / state program / expected results.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Плотникова, А. А. Яснова

В статье определена роль в экономике и выявлены основные проблемы развития строительного комплекса Краснодарского края. Проведен анализ документов стратегического планирования Краснодарского края в сфере развития строительного комплекса, в том числе рассмотрены цели, задачи, приоритеты и ожидаемые результаты его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING DEVELOPMENT CONSTRUCTION COMPLEX IN KRASNODAR REGION

The article defines the role in the economy and identifies the main problems of the development of the construction complex of the Krasnodar Territory. The analysis of the strategic planning documents of the Krasnodar Territory in the sphere of development of the construction complex was carried out, including the goals, objectives, priorities and expected results of its development.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития строительного комплекса в Краснодарском крае»

экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» на 2016-2025 годы».

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года развитие строительного комплекса должно соответствовать темпам роста инвестиций в экономику и социальную сферу региона с тем, чтобы максимально удовлетворять потребности края в качественных строительных работах и материалах за счет внутреннего ресурса. Для повышения эффективности деятельности отрасли и строительства объектов, соответствующих современным эксплуатационным и экологическим требованиям, в перспективе необходимо внедрить в строительное производство принципиально новые, в том числе ресурсосберегающие технологии, высокопроизводительное оборудование; применять качественно новые строительные материалы -экономичные, износостойкие, экологичные, с более высокими потребительскими свойствами; повысить качество строительно-монтажных работ; снизить издержки строительства, прежде всего, за счет увеличения производительности труда.

В современных условиях динамичного развития производственных и социальных технологий перспективным направлением становится разработка и внедрение в промышленное и гражданское строительство объемно-планировочных решений зданий и сооружений, обеспечивающих их универсальность и возможность адаптации к изменениям технологий, назначения и условий эксплуатации при оптимальных издержках по их модернизации.

Важной задачей в проектировании и строительстве энергоэффективного, безопасного и комфортного жилья, общественных и социальных объектов является задача перехода на новый уровень оборудования зданий инженерными системами. Только использование современных систем водоснабжения и электроснабжения, обогрева, вентиляции и кондиционирования зданий, пожарной защиты, сигнализации, связи и телекоммуникации, основанных на точном, комплексном автоматическом регулировании, современных системах учета ресурсов, позволит создать дей-

ствительно экономичную, энергоэффективную, комфортную и безопасную среду. В свою очередь, широкое использование таких систем ставит масштабные задачи, как для строительного комплекса, так и для соответствующих отраслей промышленности, обязывает радикально изменить уровень компетенции обслуживающих сервисных организаций.

С целью инфраструктурного обеспечения планируемых объектов строительства будет осуществляться первоочередная реализация инвестиционных проектов по инженерной подготовке земельных участков, предоставляемых для промышленного и гражданского (в том числе жилищного) строительства.

Для успешного решения задач перспективного развития строительного комплекса Краснодарского края запланированы следующие меры государственной поддержки:

- использование потенциала строительного комплекса при строительстве объектов социальной сферы за счет бюджетных инвестиции и содействие привлечению строительных организаций к реализации крупных проектов частных инвесторов по созданию объектов промышленности, энергетической и транспортной инфраструктуры;

- стимулирование технологического развития строительного комплекса края, в том числе путем разработки строительных нормативов и правил, установления требований к объектам капитального строительства и качеству строительных работ в рамках заключаемых государственных контрактов;

- внедрение и распространение практики контрактов, повышающих ответственность подрядчиков за качество строительно-монтажных работ и применяемых материалов, в частности контрактов с долгосрочными гарантийными обязательствами, контрактов «жизненного цикла» и т.д.;

- содействие реализации проектов по модернизации действующих и созданию новых предприятий стройиндустрии, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции для строительного комплекса края;

- государственная поддержка создания инфраструктуры для развития жилищного строительства и реализации инвестиционных проектов;

- подготовка специалистов для обеспечения квалифицированными кадрами строительного комплекса края [4].

Таблица 1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года в сфере строительного комплекса_

Целевой показатель 2018 г. 2030 г. Темп роста, %

Ввод в действие общей площади жилых помещений, тыс кв м 4 801 6 705 139,6

Темп роста валовой добавленной стоимости в производстве строительных материалах в сопоставимых ценах (среднегодовой за период), % 103,2 105,8 -

Анализ целевых показателей реализации направлений Стратегии в сфере строительного комплекса проведен в таблице 1.

Как видно из таблицы 1 реализация целей, направлений и приоритетов Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края в сфере строительного комплекса позволит увеличить объем вводимых в действие жилых помещений в 1,5 раза, а темп роста производства строительных материалов в 2030 году составит 105,8%. В целом основной ожидаемый ре-

зультат - формирование единой эффективной системы производства строительных материалов, возведения объектов и их эксплуатации.

В прогнозе социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года прогнозируются следующие показатели в сфере развития строительного комплекса (табл. 2).

Таблица 2. Показатели прогноза социально-экономического развития Краснодарского

края на долгосрочный период до 2030 года в с( )ере строительного комплекса [3]

Показатель 2018 г. 2030 г. Темп роста, %

Объем строительных работ, тыс кв м 291025 509492 175,1

Ввод в действие жилых домов, тыс кв м 4173,4 5402 129,4

Как видно из таблицы 2, динамика объема строительных работ на протяжении планового периода будет положительной. В результате в 2030 году в строительстве объем работ может составить порядка 510 млрд рублей. Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Краснодарского края. Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 до 5,4 млн кв м или в 1,3 раза по сравнению с 2018 годом позволит обеспечить растущее население и гостей края современным качественным жильем, создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала. Этому будет способствовать реализация подпро-

граммы «Жилище» государственной подпрограммы Краснодарского края «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры».

Непосредственным инструментом реализации стратегических направлений в сфере строительного комплекса является государственная программа Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края на 2016-2025 годы», координатором которой является департамент строительства Краснодарского края. Цель программы - создание условий для устойчивого территориального развития Краснодарского края и обеспечения населения края доступным, качественным жильем. Программа включает в себя три подпрограммы:

«Жилище», «Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края» и «Организация выполнения комплексных кадастровых работ на территории Краснодарского края». Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 25,2 млрд рублей [2].

В частности, в рамках подпрограммы «Жилище» осуществляется реализация таких мероприятий как предоставление субсидий на частичное государственное финансирование покупки жилья, предоставление льготного кредита. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы представлены в таблице 3.

Показатель 2018 г. 2021 г. Темп роста, %

Ввод жилья на территории Краснодарского края, тыс кв м 4151,7 4490 108,1

в том числе:

- ввод жилья на душу населения, кв м 0,79 0,89 112,6

- обеспеченность населения жильем, кв м 25,6 27,1 105,8

Ввод многоэтажного жилья (более трех этажей), тыс кв м 2190 2490 113,7

Таблица 3. Ожидаемые результаты реализации государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» на 2016-2025 годы

Анализ документов стратегического мер по пространственному развитию и планирования края показал, что основной территориальному планированию напря-целью развития строительного комплекса мую зависит от роста объемов строитель-является обеспечение доступным жильем но-монтажных работ и увеличения инве-населения края. стиций в строительный комплекс края [6].

В целом создание потенциала опере- Таким образом, строительный комплекс

жающего развития края для выполнения занимает ключевое место в экономике функции «опорного региона» предполага- края, обеспечивая темпы социально-ет увеличение темпов роста строительных экономического развития региона и воз-работ во всех отраслях экономики, и, пре- можности выполнения в полном объеме жде всего, в развитии транспортной ин- стратегических задач, стоящих перед кра-фраструктуры края. Реализация комплекса ем.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ. О стратегическом планировании в Российской Федерации.

2. Постановление администрации Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №943. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».

3. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2018 г. №220-р. Об утверждении прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года.

4. Проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/razr-Бйа/ШеБ.

5. Плотникова Е.В. Современное состояние и проблемы развития промышленности строительных материалов Российской Федерации / Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 61-67.

6. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.

STRATEGIC PLANNING DEVELOPMENT CONSTRUCTION COMPLEX IN KRASNODAR REGION

E.V. Plotnikova, senior lecturer

A.A. Jasnova, student

Trubilin Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article defines the role in the economy and identifies the main problems of the development of the construction complex of the Krasnodar Territory. The analysis of the strategic planning documents of the Krasnodar Territory in the sphere of development of the construction complex was carried out, including the goals, objectives, priorities and expected results of its development.

Keywords: building complex, Krasnodar region, strategy, forecast, state program, expected results.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР В УЧЕТЕ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.М. Пожарицкая, канд. экон. наук, доцент Крымский федеральный университет им. Вернадского (Россия, г. Симферополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10242

Аннотация. Рассмотрены проблемные аспекты признания инвестиционной составляющей в договоре страхования жизни. Приведены примеры классификации инвестиционных договоров относительно их связи с основным страховым полисом. Уточены критерии признания инвестиционных договоров в страховании.

Ключевые слова: страхование, договора страхования, инвестиционный договор, инвестиционная составляющая, страховая премия, страховые выплаты.

В связи с введением в действие на территории РФ международного стандарта финансовой отчетности IFRS 17 «Договора страхования» приказом Минфина РФ от 04.06.2018 № 125н (дата публикации -03.07.2018) [4], изменились подходы к классификации договоров страхования по сравнению с ранее действующим МСФО 4 «Договоры страхования» [3]. При этом одним из главных отличий по сравнению с предыдущим стандартом в МСФО 17 является выделение наряду с договорами страхования и перестрахования инвестиционной составляющей и инвестиционного договора с условиями дискреционного участия.

Рассмотрим особенности определения и признания таких договоров в страховании,

оценку финансовых обязательств или активов при осуществлении операций по инвестиционным договорам.

В таблице 1 представлены дефиниции инвестиционных договоров, используемых в нормативных документах для страховых организаций.

Так, основным критерием отнесения договора к страховым или иным является наличие значительного страхового риска и вероятности наступления страхового случая. Если значительный страховой риск отсутствует, то это уже не страховой договор, а сервисный. Если присутствует финансовый риск - то тогда для целей бухгалтерского учета можно говорить о наличии инвестиционного договора.

Источник Дефиниция

Отраслевой стандарт ЦБ РФ [1, С 12] П.5.3. «Для целей бухгалтерского учета договоры, не содержащие значительного страхового риска, но содержащие финансовый риск, признаются инвестиционными договорами»

МСФО 4 «Договоры страхования» [3] отсутствует

ШЯБ 17 «Договора страхования» [4, С. 27] Инвестиционный договор с условиями дискреционного участия - финансовый инструмент, который предоставляет конкретному инвестору предусмотренное договором право получить, помимо сумм, не зависящих от усмотрения страховщика, дополнительные суммы

Инвестиционная составляющая - суммы, которые организация должна выплатить держателю полиса по договору страхования даже в том случае, если страховой случай не наступит

Таблица 1. Дефиниция «инвестиционный договор» в страховании

Согласно п. 11 МСФО (IFRS) 17 «Договора страхования» «организация должна отделять от основного договора страхования инвестиционную составляющую в том

и только в том случае, когда инвестиционная составляющая является отличимой» [4]. Для учета выделенной инвестиционной составляющей необходимо при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.