Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития наукоемкого высокотехнологичного сектора экономики России'

Стратегическое планирование развития наукоемкого высокотехнологичного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наукоемкий высокотехнологичный сектор / научно-технологическое развитие / стратегическое планирование / отраслевое стратегическое планирование. / knowledge-intensive high-tech sector / scientific and technological development / strategic planning / branch strategic planning.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития наукоемкого высокотехнологичного сектора экономики России»

Доржиева В. В.1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАУКОЕМКОГО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ2

Ключевые слова: наукоемкий высокотехнологичный сектор, научно-технологическое развитие, стратегическое планирование, отраслевое стратегическое планирование.

Keywords: knowledge-intensive high-tech sector, scientific and technological development, strategic planning, branch strategic planning.

В современных условиях роль технологического фактора в обеспечении конкурентоспособности отечественной экономики и ее устойчивого развития становится определяющей. Особое значение приобретает развитие наукоемкого высокотехнологичного сектора экономики, повышение его конкурентоспособности на мировых высокотехнологичных рынках, где формируются основные источники прибыли, обеспечивающие решение социально-экономических задач. По сути, заложенные амбиционные планы в принятых ранее программных документах3, реализация которых должна обеспечить возрождение России в качестве одного из технологических лидеров мирового рынка, нашли отражение в Стратегиях национальной и экономической безопасности, научно-технического и отраслевого развития.

Целевые индикаторы стратегического развития российской экономики до 2030 г. представлены в табл. 1. Запланированный уровень по показателю «Доля высокотехнологического сектора в ВВП» на 2020 г. (18,5%) и 2030 г. (22%) выполнен по итогам 2016 г. и составил 22,4%.

Таблица 1

Целевые индикаторы стратегического развития экономики РФ до 2030 г., %

Показатели 2010 г. 2020 г. 2030 г.

Раздел: Базовые показатели экономики

Среднегодовые темпы изменения ВВП 5,5 4,7

Раздел: Диверсификация экономики

Вклад инновационных факторов 1,7 2,4 3

Доля высокотехнологичного сектора в ВВП 12 18,5 22

Раздел: Инновационная активность

Удельный вес инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий 11,8 22 29

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности 6,3 22 30

Источник: [1].

Однако, несмотря на достижение целевого индикатора на 2030 г. и устойчивый рост доли наукоемкого высокотехнологичного сектора за последние 5 лет (рис. 1), важнейшим ограничителем повышения конкурентоспособности выпускаемой высокотехнологичной продукции и расширения рынков сбыта как внутри страны, так и за рубежом является состояние технологического потенциала отечественной промышленности.

1 Доржиева Валентина Васильевна - к.э.н., доцент, с.н.с. Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН. E-mail: vv2006uu@yandex.ru

2 Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН (п.23) «Научные основы развития российского научно-инновационного комплекса в контексте глобальных трансформаций».

3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 227-р; Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 г.». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2539-з; Государственная программа развития науки и технологий. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 г. № 2433-р; Государственная программа РФ «Развитие экономики и инновационная экономика». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 467-р.

2011 2012 2014 2015 2016

Период, годы

Рисунок 1.

Доля продукции наукоемких высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте

(по данным Росстата [7]), %

Целеполагание основано на существенных экономических предпосылках - устойчивом росте доли наукоемкого высокотехнологичного сектора РФ в ВВП и экспорте. За последние шесть лет доля продукции наукоемких высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте увеличилась с 19,7% в 2011 г. до 22,4% в 2016 г. При этом если ВВП России в ценах 2011 г. за 5 лет увеличился на 1,64%, то прирост выпуска высокотехнологичной продукции составил 10,5% [8].

Анализ динамики объемов экспорта высокотехнологичной продукции в доле поставок отраслей обрабатывающей промышленности России на мировом рынке показал увеличение стоимостного показателя в 2 раза (0,58%/9,84 млрд. долл. США), но достигнутый уровень физического в 13,8% намного ниже показателей трех мировых центров высокотехнологичного производства: ЕС - 16,7%, США - 19% и Китая - 25,8% (рис. 2). Рост стоимостного показателя в общемировом масштабе составил 18%, где ведущими странами-лидерами являются Китай с долей 12,95% (558.6 млрд. долл. США). Германия - 11.07% (199.8 млрд. долл. США). США - 9.65% (155.6 млрд. долл. США) [9].

40 35 30 25

^ 20

15

10

5 0

■^^Россия ^^-ЕС -^^США ^^Китай

Источник: интерпретировано по базам данных [11], %

Рисунок 2.

Динамика экспорта высокотехнологичной продукции в доле поставок отраслей обрабатывающей промышленности на мировом рынке за период 1995-2015 гг.

1995 1996 1997 1998 1999 2000 200? 2006 2059 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Общеизвестно, что существенную роль в успешном развитии наукоемкого высокотехнологичного сектора играет высокотехнологичный экспорт предприятий этого сектора. В России исторически «ядро» наукоемкого высокотехнологичного сектора составляют «традиционные отрасли» - оборонно-промышленный комплекс, авиаракетно-космический комплекс, атомная промышленность [2]. В совокупности на Соединенные Штаты, Евросоюз и Россию приходится более 80% экспорта вооружений. По данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI), в период с 2011 по 2015 год доля России на рынке экспорта вооружений достигала 25%, тогда как у США доля - 33% у Китая почти - 6%, Франции - 5,6%, Германии - 4,7%, Великобритании - 4,5% [6].

Согласно официальной таможенной статистике РФ анализ динамики вывозимых и ввозимых товаров высокотехнологичных видов товаров показал, что за период 2000-2016 гг. российский высокотехнологичный экспорт вырос в 4 раза, причем произошло это преимущественно за счет так называемых «традиционных товаров» (табл. 2).

Таблица 2

Внешняя торговля России высокотехнологичными видами продукции, млн. долл.

Код Товары и товарные группы Экспорт Импорт

ТВ 2000 2010 2015 2016 2000 2010 2015 2016

Ядерные реакторы, ТВЭЛ(ы),

8401 оборудование и устройства для разделения изотопов 501 1599 1421 1314 2 7 20 15

8411, 8412 Двигатели турбореактивные,

трубовинтовые, газовые турбины, 337 1440 2076 1819 139 1130 1249 1100

двигатели реактивные

8471 Вычислительные машины, их блоки, считывающие устройства 38 101 444 217 202 4816,5 4034 3824

8517 Телефонные аппараты, беспроводные трубки 23 93 181 278 393 6607 6335 6714

Видеозаписывающая и

8521 видеовоспроизводящая аппаратура 0 2 3 3 10 202 36 38

Аппаратура радиолакационная,

8526 радионавигационная и дистанционного управления 48 340 309 756 15 223,1 152 146

Лампы и трубки электронные,

8540, диоды, транзисторы,

8541, полупроводниковые приборы, 208 182 188 187 73 584 1197 1332

8542 интегральные схемы и микросборки

88 Летательные аппараты, космические аппараты и их части 1165 4859 5740 6063 558 3895 3466 5416

Инструменты и аппараты

оптические, фоторгарфические,

90 кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские, их части и принадлежности 712 1224 1246 1441 1090 6004 5110 5166

30 Фармацевтическая продукция 145 385 547 637 1293 11126 8698 8909

Итого 3177 10224 12155 12715 3775 34595 30297 32660

Источник: [5].

Соотношение экспорта и импорта свидетельствует о достаточно высокой конкурентоспособности продукции «традиционных» отраслей. Да и сам факт того, что многие из этих товаров экспортируется не только в развивающиеся страны, но и в развитые, подтверждает это. Отрицательным моментом является узость номенклатуры товаров «традиционных» отраслей и низкая конкурентоспособность «новой» высокотехнологической продукции. Об этом же говорит и соотношение экспорта и импорта «новых» высокотехнологичных товаров. Например, несмотря на то, что темпы роста «новых» высокотехнологичных изделий, связанных с цифровыми технологиями, были достаточно высоки, их доля в российском высокотехнологичном экспорте невелика.

Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН справедливо отмечают, что «развитие наукоемкого высокотехнологичного сектора российской экономики и формирование на его основе мощного технологического ядра, способного обеспечить создание передовых технологий и распространение их в другие области экономической деятельности, становятся особенно актуальной задачей в связи с введением санкций против РФ, которые могут существенно ограничить или заблокировать доступ на российский рынок многих необходимых комплектующих и новых зарубежных производственных технологий» [3].

В исследовании экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) [10] с помощью индекса конкурентных позиций по сегментам высокотехнологичной продукции и степени зависимости экономики от импорта высокотехнологичных товаров из стран, введших в 2014 г. санкции против РФ, показано, что Россия является узконишевым производителем высокотехнологичной продукции со слабыми конкурентными позициями по большинству товаров и высокой зависимостью от импорта.

Наибольшую зависимость от высокотехнологичного импорта испытывают такие сектора, как фармацевтика, медицинская и электротехника, машины и оборудование (кроме двигателей, турбин и ядерных реакторов). С точки зрения технологической безопасности и влияния импорта из стран, которые ввели против России санкции, наиболее проблемными отраслями экономики остаются авиастроение, производство медицинского, оптического оборудования, двигателей и турбин, фармацевтика. В долгосрочной перспективе предстоит развивать собственное производство, особенно тех товаров, доля импорта которых из введших санкции стран очень велика.

Развитию наукоемкого высокотехнологичного сектора препятствуют несовершенство национальной инновационной системы и сохраняющийся недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Так, по данным Росстата за первый квартал 2017 г. в РФ зафиксирован спад инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли на 6,87,1% при росте общего объема инвестиций на 2,3%, до 1,713 трлн. рублей [4]. Более 40% этой суммы пришлось на добычу полезных ископаемых (530,4 млрд. рублей, рост на 1,5%) и строительство трубопроводов для их транспортировки за рубеж (184,2 млрд. рублей, рост на 24,5%). Более чем на треть, до 38,8 млрд. рублей выросли инвестиции в финансовую и страховую деятельность.

Принятый закон «О стратегическом планировании в РФ» (ФЗ №172) имеет многоступенчатую систему введения в действие и целый ряд его важных положений до сих пор не выполнен в полном объеме. При этом новые разрабатываемые документы должны быть взаимно согласованы и синхронизированы на разных уровнях управления (федеральном, отраслевом, территориальном), а также между разными видами документов планирования в рамках единой системы стратегического планирования. В соответствии с нормами статьи 47 ФЗ N° 172, он может заработать лишь после принятия подзаконных актов, регламентирующих принятие системы новых документов стратегического планирования, а до тех пор действуют документы, принятые не в соответствии с новым ФЗ № 172.

В связи с этим в настоящее время действует множество нескоординированных документов, регламентирующих развитие наукоемкого высокотехнологичного сектора, да и в целом научно-технологическое развитие страны. К примеру, в ФЗ № 172 среди документов, определяющих научно-технологическое развитие, указаны только следующие:

- Перечень критических технологий;

- Государственные программы;

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

Иные документы не обозначены в ФЗ № 172, что не позволяет считать их относящимися к документам стратегического планирования и скоординированными между собой в целях достижения определенного результата. Хотя, фактически, в России действует множество иных нескоординированных с ФЗ № 172 документов, определяющих научно-технологическое развитие страны. К ним можно отнести:

1. Перечень критических технологий;

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия инновационного развития), утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

3. Дорожные карты национальной технологической инициативы;

4. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»);

5. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2538-р (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)»;

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»);

7. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники» на 2014-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 426 (ред. от 27.05.2016) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического сектора России на 2014-2020 годы»).

В соответствии с п. 27 статьи 3 ФЗ № 172 «отраслевой документ стратегического планирования РФ - документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения

национальной безопасности РФ, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления РФ, субъекта РФ, муниципального образования».

Согласно статье 19 ФЗ № 172 формируемый отраслевой срез документов долгосрочного планирования представлен на уровне целеполагания отраслевыми стратегиями и схемами развития отраслей экономики и сфер государственного управления, стратегиями развития отдельных сфер социально-экономического развития и иными документами целеполагания, решения о разработке которых принимаются Президентом РФ или Правительством РФ. В целом логичен порядок, когда сначала в отраслевых стратегиях определяются приоритеты развития и задаются ориентиры для разработки государственных программ и стратегий развития государственных корпораций, после чего для их реализации разрабатываются крупномасштабные проекты и рассчитываются необходимые ресурсы, что является на сегодня основой при формировании бюджета РФ.

На наш взгляд, важно уже на стадии формирования стратегии долгосрочного развития отраслей промышленности первостепенное внимание уделить:

- сложившемуся состоянию развития отрасли, выявлению основных проблем, тормозящих развитие и рост конкурентоспособности;

- оценке перспективного спроса (рынков) на продукцию отрасли в разрезе важнейшей товарной номенклатуры. Необходимо проанализировать возможные масштабы спроса внутреннего рынка, с учетом импортозамещения, а также потенциальные внешние рынки в привязке к конкретной географии;

- анализу основных тенденций технологического развития мирового наукоемкого высокотехнологичного сектора, соответствия технологического уровня отечественной продукции лучшим зарубежным образцам, имеющихся технологических заделов и их соответствия тенденциям технологического развития на мировых рынках;

- оценке необходимого ресурсного обеспечения целевого варианта развития высокотехнологичной отрасли.

По замыслу разработчиков ФЗ-172 в качестве исходного этапа разработки системы документов стратегического планирования высокотехнологичных отраслей должен рассматриваться на этапе прогнозирования - Прогноз научно-технологического развития, по результатам которого и должны формироваться долгосрочные цели развития наукоемкого высокотехнологичного сектора, определяющие смысловую основу Стратегии развития научно-технологического развития на долгосрочную перспективу, которые, в свою очередь, должны формировать основу (т.е. обосновывать целесообразность) разработки конкретных отраслевых, секторальных и региональных программ общегосударственного значения как инструментов реализации стратегических целей долгосрочного развития страны.

Свою особую специфику в системе стратегического планирования имеет среднесрочный (трехлетний) прогноз. В отличие от прогноза и стратегии долгосрочного социально-экономического развития, отраслевых и региональных стратегий и программ, которые должны разрабатываться раз в шесть лет, среднесрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно. Его основная задача заключается в обосновании темпов роста ВВП и основных макроэкономических показателей на последующие за текущим три года, из которых параметры первого года служит экономической основой для разработки доходной части федерального и консолидированного бюджетов страны. От размера таких доходов зависят и масштабы финансирования программ развития различных секторов экономики. Таким образом, среднесрочный прогноз социально-экономического развития может служить обоснованием для корректировки параметров отраслевых документов стратегического планирования долгосрочного характера (стратегий и программ). При этом такая корректировка, как правило, связана с изменениями ресурсной части обеспечения программ, а не сменой стратегических целевых установок развития отрасли.

На этапе планирования и программирования отраслевой срез стратегического планирования реализуется в государственных программах РФ, перечень которых определяется Правительством РФ в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития страны, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. К числу таких программ следует отнести 18 государственных программ, касающихся различных отраслей национального хозяйства и промышленности, реализация которых связана с модернизацией экономики и инновационным развитием. Кроме того, четко выраженную отраслевую направленность имеет и Государственная программа вооружения, которая не только формирует оборонный заказ для ряда отраслей промышленности, но и содержит мероприятия по развитию производственного сектора этих отраслей.

Таким образом, разработка проектов отраслевых документов долгосрочного планирования должна осуществляться исходя из следующих общих принципов:

- цели отраслевых стратегий должны соответствовать целям долгосрочного социально-экономического развития РФ;

- подготовка отраслевых стратегий должна осуществляться с учетом согласованности и взаимной увязки с государственными программами, стратегиями развития государственных корпораций и с планами территориально-отраслевого развития РФ;

- целевые ориентиры отраслевых стратегий должны быть согласованы с ориентирами, задаваемых для реализации государственных программ и стратегий развития государственных корпораций;

- отраслевые государственные программы должны учитывать реальную ресурсную базу, на основе которых должны быть разработаны планы или «маршрутные карты» реализации предложенных в отраслевых стратегиях мероприятиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Белов С.А. Экономический профиль и проблематика стратегического развития высокотехнологичного сектора Российской Федерации // Экономические науки. - М., 2015. - № 10 (131). - С. 54-57

2. Внешнеторговое измерение новой индустриализации России. - СПб.: Алейтея, 2015. 286 с.

3. Кошовец О.В., Ганичев Н.А. Экспорт российских вооружений как особый фактор развития высокотехнологичной промышленности России // Проблемы прогнозирования. - М., 2015. - № 2. - С. 121-134.

4. Росстат: инвестиции в России уходят в трубу. - https://newizv.ru/news/economy/06-06-2017/rosstat-investitsii-v-rossii-uhodyat-v-trubu

5. Таможенная статистика РФ за 2000-2016 гг. - http://customsonline.ru/search_ts.html

6. Технологии уходят в оборону // Expert Online. 21.10.2017. - http://expert.ru/2017/02/8/tehnologii/

7. Федеральная служба государственной статистики/ - http://www.gks.ru/

8. Ширяев А. Наука и технологии России: нужна ли для развития отрасли Стратегия-2035? // Капитал страны. 27.01.2017. -http://kapital-rus.ru/articles/article/nauka_i_tehnologii_rossii_nujna_li_dlya_razvitiya_otrasli_strategiya2035/

9. Якушев Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика // Проблемы развития территории. 2017. -№ 3 (89). - С. 62-77.

10. Gnidchenko А., Mogilat А., Mikheeva О., Salnikov V. Foreign Technology Transfer: An Assessment of Russia's Economic Dependence on HighTech Imports // Foresight and STI Governance. 2016. - Vol. 10, N 1. - P. 53-67.

11. ТЫ World Bank. - https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.MF.ZS?end=2016&locations=RU-US-CN-EU&start=1995 &view=chart

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.