Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крупный город / стратегическое планирование / стратегический план / стратегия социально-экономического развития / устойчивое развитие городов / международные стандарты / национальные стандарты / Large city / strategic planning / strategic plan / socio-economic development strategy / sustainable urban development / international standards / national standards

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елена Анатольевна Горбашко, Вадим Сергеевич Чекалин, Мария Алексеевна Летюхина

В статье рассмотрены проблемы развития территорий и показана необходимость стратегического подхода для их решения. Основное внимание уделено возможностям развития крупных городов. Рассмотрен процесс формирования стратегического плана и стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Выявлены проблемы и пути развития города в течении последних десятилетий. Особое внимание уделено действующей Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 г. и необходимости её корректировки в современных условиях с целью устойчивого развития и повышения качества жизни населения города. В этой связи рассмотрены международные и национальные стандарты, касающиеся устойчивого развития городов, для оценки качества жизни городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Елена Анатольевна Горбашко, Вадим Сергеевич Чекалин, Мария Алексеевна Летюхина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF LARGE CITY AND INTERNATIONAL STANDARDIZATION: ASPECTS OF INTEGRATION INTERACTION

The article examines current problems of territorial development and shows the need for a strategic approach to solve them. The main attention is paid to the development opportunities of large cities. The process of forming a strategic plan and strategy for the socio-economic development of St. Petersburg is considered in more detail. The problems and ways of development of the city over the past decades have been identified. Particular attention is paid to the current Strategy for the socio-economic development of St. Petersburg until 2035 and the need to adjust it in modern conditions for the purpose of sustainable development and improving the quality of life of the city’s population. In this regard, international and national standards related to sustainable urban development are reviewed to assess the quality of life of the urban population.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Горбашко Е.А., Чекалин В.С., Летюхина М.А.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития территорий и показана необходимость стратегического подхода для их решения. Основное внимание уделено возможностям развития крупных городов. Рассмотрен процесс формирования стратегического плана и стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Выявлены проблемы и пути развития города в течении последних десятилетий. Особое внимание уделено действующей Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 г. и необходимости её корректировки в современных условиях с целью устойчивого развития и повышения качества жизни населения города. В этой связи рассмотрены международные и национальные стандарты, касающиеся устойчивого развития городов, для оценки качества жизни городского населения.

Ключевые слова. Крупный город, стратегическое планирование, стратегический план, стратегия социально-экономического развития, устойчивое развитие городов, международные стандарты, национальные стандарты.

Gorbashko E.A., Chekalin V.S., Letyukhina M.A.

STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF LARGE CITY AND INTERNATIONAL STANDARDIZATION: ASPECTS OF INTEGRATION INTERACTION

Abstract. The article examines current problems of territorial development and shows the need for a strategic approach to solve them. The main attention is paid to the development opportunities of large cities. The process offorming a strategic plan and strategy for the socio-economic development of St. Petersburg is considered in more detail. The problems and ways of development of the city over the past decades have been identified. Particular attention is paid to the current Strategy for the socio-economic development of St. Petersburg until 2035 and the need to adjust it in modern conditions for the purpose ofsustainable development and improving the quality of life of the city's population. In this regard, international and national standards related to sustainable urban development are reviewed to assess the quality of life of the urban population.

Keywords. Large city, strategic planning, strategic plan, socio-economic development strategy, sustainable urban development, international standards, national standards.

ГРНТИ 82.33.19 EDN CFSYHD

© Горбашко Е.А., Чекалин В.С., Летюхина М.А., 2023

Елена Анатольевна Горбашко - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Вадим Сергеевич Чекалин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного и

территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Мария Алексеевна Летюхина - заместитель директора научно-образовательного центра устойчивого развития и

менеджмента качества Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Горбашко Е.А.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова,

д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Е-mail: gorbashko.e@unecon.ru.

Статья поступила в редакцию 07.12.2023.

Введение

Необходимость развития экономики страны объективно способствует усилению внимания к территориальному стратегическому планированию. Основными причинами такого внимания служат как объективные, так и субъективные факторы. К объективным относится необходимость взаимоувязанного, сбалансированного развития территорий (городов), что важно в любых условиях. Для России особую значимость приобретают такие факторы, как наличие огромной, недостаточно освоенной территории, для которой характерны слабые взаимосвязи и громадные различия в развитии отдельных территориальных образований.

Помимо столичных городов и регионов, а также ряда крупных городов-миллионников, значительная часть территориальных объектов не имеют реальных стимулов развития. Для них характерны ограниченная экономическая активность, недостаточный уровень жизни и постепенное сокращение численности населения. Кроме того, очень большие различия имеются между областными центрами и прочей территорией регионов. Поэтому для таких территорий крайне важна не только поддержка федерального центра, но и стратегический выбор приоритетных направлений развития в рамках территориальных стратегий. Особое значение для стимулирования социально-экономическом развития имеют крупные города. В них проживают порядка 40 млн чел., т.е. почти треть населения страны, но здесь сосредоточено более половины производственного и социального потенциала [1, 2]. Материалы и методы

Исследование базируется на методах анализа и синтеза научных исследований по данной тематике, исследований по проблематике территориального планирования, а также на обобщении и анализе мировой и отечественной практики стратегического управления, в том числе практики формирования и реализации стратегий социально-экономического развития городов и территорий. В ходе работы над статьей исходными данными явились официальные материалы Росстата, Росстандарта, нормативно-правовые документы и документы по стратегическому планированию. Результаты и их обсуждение

Территориальная стратегия является важнейшей составляющей системы управления регионом. Такая стратегия подразумевает наличие целевого блока, приоритетных направлений развития, стратегических мероприятий и механизма реализации принимаемых решений. Имеются разные подходы к разработке территориальных стратегий. Согласно первому подходу, необходимо разработать стратегический план, содержащий цели, задачи, приоритеты, основные направления развития и стратегические мероприятия, направленные на реализацию принятых целевых установок. Согласно второму подходу, разрабатываются концепция и комплексная программа стратегического развития территории. Концепция включает анализ стартовых условий развития, стратегический выбор и механизм реализации стратегии. А комплексная программа конкретизирует цели и задачи, содержит меры по их достижению и решению. Согласно третьему подходу, который получил сейчас наибольшее распространение, разрабатывается стратегия и государственные (муниципальные) программы, направленные на её реализацию. При этом стратегия содержат целевые ориентиры и способы их достижения, а программы представляют комплекс мероприятий и их ресурсное обеспечение.

Во всех методических подходах особое значение принадлежит стратегическому выбору территории, который включает выявление точек роста данного региона (города), на этой основе формируются сценарии развития территорий. Формирование территориальных стратегий предполагает проведение предплановых исследований, включающих выявление имеющихся проблем, оценку потенциала территории, прогнозирование и выявление возможных приоритетов развития. Основными плановыми документами развития территории служат стратегия и среднесрочные программы и проекты. Территориальная стратегия включает оценку исходной ситуации, стратегический выбор территории, основные направления социально-экономической политики территории и механизм реализации стратегии.

Для формирования территориальной стратегии чрезвычайно важно учитывать уже имеющийся отечественный и зарубежный опыт формирования стратегических решений. Так, ещё в советский период в рамках централизованного отраслевого планирования предпринимались попытки реализации территориального подхода, направленные на учёт интересов конкретных городов и областей. К примеру, в 1959-1960 гг. была проведена реформа управления, и на уровне областей были созданы Советы народ-

ного хозяйства (Совнархозы), которые должны были проводить политику с учётом интересов территорий. Но в условиях жёсткой централизованной вертикали эти попытки не увенчались успехом, а компромисс между вертикальными и горизонтальными связями в управлении не был найден. И уже в конце 60-х годов ХХ в. совнархозы были упразднены. Но потребность в территориальном перспективном планировании сохранялась. И потому в Ленинграде и ряде других городов в 1970-е и 1980-е годы разрабатывались планы комплексного социально-экономического развития. Эти планы формировались на перспективный период и охватывали практически всю экономическую деятельность территории. Их разработка и попытка реализации имели определённый позитивный эффект. В результате был накоплен некоторый опыт комплексного территориального планирования. В то же время, они во многом базировались на отраслевых плановых решениях и, по сути, представляли сводку отраслей, а также сталкивались с трудностями в реализации и не имели чёткой стратегической направленности.

Имеется также обширный зарубежный опыт, включающий города и регионы США, Канады и Европы. Во второй половине прошлого века тематика стратегического планирования нашла широкое распространение. В СССР стратегическое планирование в современном понимании не использовалось; в Санкт-Петербурге лишь в 1997 был разработан первый документ, именовавшийся стратегическим планом. Впоследствии стратегические планы развития были разработаны в большинстве крупных городов страны. Эти документы существенно отличались от директивных планов советского периода. Так, первый стратегический план города был направлен на повышение конкурентоспособности города и механизмы привлечения инвестиций. Для его формирования были созданы специальные органы стратегического планирования.

По завершению очередных этапов планирования проводился анализ полученных результатов. При разработке стратегии Санкт-Петербурга были учтены преимущества города, включая высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень жителей и др. Но при этом имелись и негативные факторы, к примеру, изношенность объектов исторического центра города и недостаток жилых помещений. С учётом всех позитивных и негативных особенностей города были сформулированы важнейшие цели стратегического планирования. Главная цель стратегического плана - стабильное улучшение качества жизни всех слоёв населения Санкт-Петербурга. Подцели второго уровня: повышение доходов и занятости за счёт роста экономики и улучшение общих условий жизни за счёт повышения эффективности расходования бюджетных средств города [3].

Анализируя выполнение стратегических установок к концу нулевых годов уже ХХ1-го века в Санкт -Петербурге, можно констатировать, что большинство запланированного выполнено. Были созданы новые рабочие места, выросли реальные доходы населения, повысилось обеспеченность жильём, произошло развитие города, как транспортного узла, повысились доходы бюджета, заметно улучшился облик центральных районов города. Но ряд важных установок остались в качестве пожеланий на будущее. К ним относится улучшение транспортной ситуации, оздоровление окружающей среды, повышение социальной справедливости, развитие массового туризма и др.

В настоящее время во многих крупных городах и регионах страны уже сложилась система территориального планирования. Так, в соответствии со стратегией развития Тюменской области до 2030 г. предусматривается повышение уровня жизни населения и развитие человеческого капитала, развитие производства и сервисной экономики, научно-инновационной сферы и информационных технологий, улучшение качества природной среды и условий жизни человека, формирование «зелёной» экономики. Стратегия социально-экономического развития г. Магнитогорска до 2025 г. включает такие приоритетные направления, как развитие благоустройства и проведение экологической политики, диверсификацию экономики, инновационное развитие, формирование туристского потенциала, а также создание и развитие магнитогорской агломерации. Основными стратегическими приоритетами развития г. Казани на 2030 г. являются устойчивой экономический рост, доминирующее положение в регионе «Волга-Кама», формирование территории здоровья, создание благоприятных условий для жизни населения, безопасность городской среды, привлекательность для туристов и горожан.

Опыт стратегического развития территорий в российских условиях свидетельствует как о позитивных, так и о негативных тенденциях. Тем не менее, стратегический подход к планированию выявляет скрытые резервы и возможности территориального развития. Поэтому развитие систем территориального планирования представляется очень важным процессом. Рассмотрим более подробно систему пла-

нирования в Санкт-Петербурге. Данная система включает стратегию социально-экономического развития на долгосрочный период (до 2035 г.), генеральный план развития города на 15-20 лет, среднесрочные перспективные программы социально-экономического развития города на 3-6 лет, бюджет города (на 1-3 года) и ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному собранию (ЗАКСу).

Выделим основные внешние факторы, влияющие на развитие города в современных условиях. Происходит развитие международной торговли, но усиливается перераспределение товаропотоков с другими регионами, что несколько снижает привлекательность города. Намечается рост трудовой мобильности, расширение рынка труда, но пандемия заметно ограничила этот процесс. Имеет место развитие инвестиционной деятельности, но отсутствуют достаточно благоприятные условия для развития бизнеса. Обеспечивается защита прав собственности, но расширение государственного вмешательства в экономику ограничивает развитие предпринимательства. Недостаточно благоприятная внешняя конъюнктура затрудняет устойчивое развитие города.

Не менее важным является подробный анализ внутренних факторов, влияющих на развитие Санкт-Петербурга. Позитивными являются такие факторы, как международная известность города, развитый транспортный узел, но имеет место удалённость от ведущих деловых центров. Кроме того, развитию контактов мешает северный климат, замерзание водных транспортных путей в зимний период. Для города характерен сравнительно высокий профессиональный и культурный уровень жителей, но происходит старение населения. Отмечается наличие уникального исторического центра, но сравнительно высокая доля промышленной застройки вокруг центральной части города мешает его гармоничному развитию. Обеспечивается относительно высокий уровень развития инженерно-энергетической инфраструктуры, но наблюдается высокий износ и техническая отсталость ряда инженерных систем. Для города характерна многоотраслевая структура экономики, но низкая экспортная ориентация, имеется дефицит квалифицированных кадров.

На основании анализа текущей ситуации и прогнозирования в Санкт-Петербурге проводится разработка стратегических документов: в 2014 г. принята Стратегия экономического и социального развития до 2030 [4], которая определяет обоснование стратегического выбора и параметры инновационного сценария развития города. В процессе разработки Стратегии проходило её общественное обсуждение с участием органов власти, бизнеса и общественности. В частности, был сформулирован ряд актуальных вопросов. Ответы на эти вопросы позволили разработчикам стратегии более конкретно сформулировать цели и задачи развития города. Генеральная цель Стратегии - обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности города на основе устойчивого экономического роста и инновационного развития. Для её достижения определены следующие направления: обеспечение устойчивого экономического роста, развитие человеческого капитала, повышение качества городской среды обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества. [4].

Для реализации стратегии разработаны сценарии развития города:

1. Консервативный - инерционное развитие экономики Санкт-Петербурга и сохранении сложившихся подходов к его управлению. В результате - затухающие темпы роста, стагнация в строительстве, острая нехватка инвестиций.

2. Умеренно-оптимистичный - повышение эффективности использования всех видов ресурсов, активизация инвестиционных и инновационных факторов развития. В результате гарантируется умеренное развитие города.

3. Инновационный - эффективное использование человеческого капитала, сбалансированное развитие территорий и рост конкурентоспособности города. В результате обеспечивается бурное развитие города.

Принятие данной стратегии явилось важным шагом на пути развития города, но в связи с существенными изменениями в политической и социально-экономической ситуации уже через несколько лет возникла необходимость её определённой корректировки и разработки нового варианта. В 2018 г. Законодательным собранием города принята Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утверждённая Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (Стратегия 2035) [5].

Проведённый анализ конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга показал: в течение ряда лет в городе наблюдаются устойчивые темпы социально-экономического развития, имеется неоспоримое историко-культурное наследие и мировая известность, высокая концентрация научных и учебных организаций, наличие развитой социальной сферы, высокий уровень образования и культуры, относительно высокий уровень жизни, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, развитая система спортивных сооружений, активное развитие агломерации города и области. Но остаются ещё не решённые проблемы. Одна из таких проблем - острый дефицит трудовых ресурсов, особенно, так называемых «синих воротничков». Ощущается нехватка рабочих в строительной сфере, не хватает технических специалистов на промышленных предприятиях, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, особенно при уборке и очистке территории города в зимний период.

На основе конкурентных преимуществ и имеющихся проблем разработаны сценарии развития города:

1. Базовый сценарий - постепенный переход от стагнации к умеренному развитию по всем основным направлениям экономической деятельности и некоторое улучшение социальных показателей.

2. Целевой сценарий - ориентация на достижение поставленных целей, максимальное использование потенциала и конкурентных возможностей города, устойчивые темпы социально-экономического развития, успешное развитие социальной сферы и повышение уровня жизни населения.

Устойчивое развитие города представляется основой для достижения показателей жизни его жителей. В этой связи для реализации Стратегии 2035 важным представляется оценка его устойчивого развития. В этой связи, по мнению авторов, целесообразно обратиться к международным и национальным стандартам, к которых нашли отражение терминология, показатели и методы мониторинга и оценки устойчивого развития городов и сообществ. В системе международных стандартов ISO устойчивому развитию посвящены стандарты ISO 37100 «Устойчиво развивающиеся города и сообщества. Словарь», ISO 37101 «Устойчивое развитие сообщества. Система менеджмента устойчивого развития. Требования и руководство по применению», ISO 37120 «Устойчиво развивающиеся города и сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни», ISO 37122 «Устойчиво развивающиеся города и сообщества. Показатели для умных городов», ISO 37122 «Устойчиво развивающиеся города и сообщества. Показатели для адаптивных городов».

В Российской Федерации в Росстандарте в 2012 году создан Технический комитет 115 (ТК 115) по стандартизации «Устойчивое развитие». До апреля 2022 года ТК 115 носил название «Устойчивое развитие административно-территориальных образований». С момента создания ТК 115 является специализированной площадкой для сотрудничества заинтересованных организаций и органов власти при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации. Методическое руководство по работе ТК 115, мониторинг и контроль за его деятельностью осуществляет Рос-стандарт и подведомственный ему ФГБУ «Российский институт стандартизации». С ноября 2021 года выполнение функций по ведению дел секретариата ТК 115 возложено Росстандартом на Ассоциацию по сертификации «Русский Регистр».

ТК 115 разработаны проекты следующих национальных стандартов: ГОСТ Р ИСО 37120-2020 «Устойчивое развитие городов и сообществ. Показатели городских услуг и качества жизни»; ГОСТ Р ИСО 37100-2018 «Устойчивое развитие и адаптивность сообществ. Словарь»; ГОСТ Р ИСО 37101-2018 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования»; ГОСТ Р 56577-2015 «Системы менеджмента качества органов власти. Требования». В настоящее время ведется разработка и утверждение проектов национальных стандартов: ГОСТ Р ИСО 37122 «Устойчивое развитие сообществ. Показатели для интеллектуальных городов»; ГОСТ Р ИСО 37123 «Устойчивое развитие сообществ. Показатели для адаптивных городов» [6, 7].

В преамбуле к стандарту ISO 37120 отмечается, что сам по себе набор показателей не позволяет произвести взвешенную оценку, установить пороговые или целевые числовые значения показателей. В то же время, показатели призваны оказать городам помощь в том, чтобы оценить динамику эффективности городских услуг и отследить улучшение/ухудшение качества жизни в городе; сопоставить показатели эффективности в аналогичных городах и учесть лучшие практики; определить направления развития при разработке городской политики. Показатели сгруппированы по темам. Кроме того, выделяются три группы показателей. Первая - «основные» показатели, обязательные для применения для каждого, кто принял решение применять данный стандарт. Вторая - «вспомогательные», использование

которых оставляется на усмотрение субъекта. И третья группа - «профильные» показатели, которые используются для подбора городов, аналогичных по тем или иным признакам.

В целях демонстрации возможностей применения вышеупомянутых стандартов сделан расчет ряда показателей стандарта ГОСТ Р ИСО 37120-2020 [8] для Санкт-Петербурга и их изменений в динамике. В качестве источников данных использовались общедоступные официальные статистические и нормативные публикации в сети Интернет. В процессе сбора данных было установлено, что любой заинтересованный пользователь может найти открытые динамические данные для расчета 20 из 46 обязательных показателей стандарта, еще по нескольким есть либо данные на текущий момент без динамики, либо близкий по смыслу показатель (например, суммарное количество учителей начального и среднего образования на 10 тыс. школьников вместо аналогичного показателя для начальной школы, предписанного стандартом) [9]. При этом, более десятка показателей можно напрямую извлечь из статистического сборника «Санкт-Петербург'2022» [10], опубликованного Петростатом, или рассчитать на основе опубликованных в нем данных. Таким образом, можно сделать вывод о высокой степени применимости стандарта и гармонизации государственной статистики с показателями стандарта.

В целях демонстрации возможности применения стандарта ГОСТ Р ИСО 37120-2020 для оценки качества жизни авторами выполнен расчет 16 обязательных показателей для Санкт-Петербурга за период с 2015 по 2022 гг. В таблице 1 приведены абсолютные значения показателей, в таблице 2 - относительные изменения по каждому показателю к 2015 году в процентах.

Таблица 1

Показатели устойчивого развития и качества жизни населения Петербурга (абсолютные значения)

Раздел Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Экономика Уровень безработицы в городе, % 2,1 1,6 1,6 1,5 1,4 2,9 2,0 1,8

Образование Соотношение учащихся и учителей в сфере начального и среднего школьного образования* 14,6 15,1 15,3 15,5 15,8 15,9 16,2 16,6

Энергетика Общее бытовое потребление электроэнергии на душу населения (кВт ч/год) 938,04 965,41 988,38 978,34 886,31 881,62 909,6 895

Финансы Коэффициент обслуживания долга (расходы по обслуживанию долга в процентах от доходов из собственных источников) 0,26 0,13 0,07 0,48 0,39 0,47 0,83 0,61

Капиталовложения в процентах от общих затрат 16,26 17,03 15,23 13,22 11,55 10,16 11,51 15,27

Здравоохранение Средняя продолжительность жизни, лет 74,4 74,9 75,5 75,9 76,3 74 73,5 75,8

Количество стационарных койко-мест в больницах на 100 тыс. жителей 860 840 850 830 840 830 850 840

Количество врачей на 100 тыс. жителей 740 780 810 810 850 890 920 890

Окончание табл. 1

Раздел Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Смертность детей в возрасте до пяти лет на 1000 младенцев. рожденных живыми 1,2 1,0 0,9 0,8 0,8 0,7 0,9 0,9

Обеспеченность жильем Доля городского населения, проживающего в неудовлетворительных жилищных условиях* * 169,8 163,3 155,7 147,7 137,1 127,6 116,0 н/д

Население и социальные условия Доля городского населения, живущего за международной чертой бедности*** 8,5 8,3 7,3 6,6 6,5 5,9 5,1 н/д

Безопасность Количество убийств на 100 тыс. жителей**** 3,9 4 3,7 3,5 2,6 2,8 2,4 2,4

Спорт и культура Количество объектов культуры и спорта в расчете на 100 тыс. жителей 141,82 140,47 146,53 149,71 153,78 156,16 159,15 165,16

Транспорт Ежегодное количество поездок на общественном транспорте на душу населения 304,8 304,6 300,5 303,7 309,6 207,6 239,9 258,8

Сточные воды Доля городских сточных вод, проходящих централизованную очистку, %***** 67,59 71,14 70,56 70,41 70,29 73,19 79,76 84,35

Вода Общее бытовое водо-потребление на душу населения (литров/сутки) 129 129 129 129 129 129 131 132

Примечания: *Вместо показателя «Соотношение учащихся и учителей в сфере начального образования». **Ис-пользованы данные по количеству семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, тыс. семей. ***Использованы данные по удельному весу населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения. ****Использованы объединенные данные по убийствам и покушениям на убийства. *****В общем количестве сточных вод учтены ливневые стоки.

Таблица 2

Показатели устойчивого развития и качества жизни населения Петербурга (изменение к 2015 г., %)

Раздел Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Экономика Уровень безработицы в городе, % -23,81 -23,81 -28,57 -33,33 38,1 -4,76 -14,29

Образование Соотношение учащихся и учителей в сфере начального и среднего школьного образования* 3,42 4,79 6,16 8,22 8,9 10,96 13,7

Энергетика Общее бытовое потребление электроэнергии на душу населения (кВт ч/год) 2,92 5,37 4,3 -5,51 -6,01 -3,03 -4,59

Окончание табл. 2

Раздел Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Финансы Коэффициент обслуживания долга (расходы по обслуживанию долга в процентах от доходов из собственных источников) -50 -73,08 84,62 50 80,77 134,62 134,62

Капиталовложения в процентах от общих затрат 4,74 -6,33 -18,7 -28,97 -37,52 -29,21 -6,09

Здравоохранение Средняя продолжительность жизни, лет 0,67 1,48 2,02 2,55 -0,54 -1,21 1,88

Количество стационарных койко-мест в больницах на 100 тыс. жителей -2,33 -1,16 -3,49 -2,33 -3,49 -1,16 -2,33

Количество врачей на 100 тыс. жителей 5,41 9,46 9,46 14,86 20,27 24,32 20,27

Смертность детей в возрасте до пяти лет на 1000 младенцев. рожденных живыми -16,67 -25 -33,33 -33,33 -41,67 -25 -25

Обеспеченность жильем Доля городского населения, проживающего в неудовлетворительных жилищных условиях** -3,83 -8,3 -13,02 -19,26 -24,85 -31,68 н/д

Население и социальные условия Доля городского населения, живущего за международной чертой бедности *** -2,35 -14,12 -22,35 -23,53 -30,59 -40 н/д

Безопасность Количество убийств на 100 тыс. жителей**** 2,56 -5,13 -10,26 -33,33 -28,21 -38,46 -38,46

Спорт и культура Количество объектов культуры и спорта в расчете на 100 тыс. жителей -0,95 3,32 5,56 8,43 10,11 12,22 16,46

Транспорт Ежегодное количество поездок на общественном транспорте на душу населения -0,07 -1,41 -0,36 1,57 -31,89 -21,29 -15,09

Сточные воды Доля городских сточных вод, проходящих централизованную очистку, %***** 5,25 4,39 4,17 3,99 8,29 18,01 24,8

Вода Общее бытовое водопо-требление на душу населения (литров/сутки) 0 0 0 0 0 1,55 2,33

Примечания: те же, что и в таблице 1.

Результаты расчетов позволяют сделать вывод о том, в указанный период в Петербурге наблюдались поступательные улучшения по таким составляющим качества жизни, таким как средняя продолжительность жизни (с единичным провалом в постковидном 2021 году), обеспеченность врачами, детская смертность, доля населения, проживающего за чертой бедности или в неудовлетворительных жилищных условиях. Уровень безработицы снижался вплоть до 2019 года, однако резко вырос в первый год пандемии. В 2020 году также можно увидеть резкое падение количества поездок на общественном транспорте и небольшое увеличение количества преступлений, связанных с убийством и покушением

на убийство. С 2021 года данные показатели начинают выравниваться. В сфере образования из года в год увеличивалась нагрузка по количеству учеников на одного учителя - росло как количество учителей, так и количество учеников, однако количество учителей увеличивалось медленнее.

Стоит также отметить постепенное снижение бытового энергопотребления на душу населения вплоть до 2020 года. Вероятно, это можно объяснить внедрением энергосберегающих технологий и активным новым строительством, которое увеличивает долю жилого фонда с высокой энергоэффективностью. Перелом данного тренда может быть следствием развития формата удаленной работы, при котором население проводит больше времени дома и пользуется электроприборами. В финансовой сфере следует отметить снижение доли капиталовложений в общем объеме расходов бюджета до минимума в 2021 году. Этот показатель требует более тщательного анализа, поскольку может свидетельствовать как о стагнации городского развития, так и о завершении крупных многолетних инвестиционных проектов.

При этом стоит отметить, что потенциал стандартов устойчивого развития городов пока используется не в полной мере. Так, в Стратегии 2035, принятой Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в 2018 году, определены 54 показателя достижения целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга и индикаторы устойчивого развития Санкт-Петербурга [11]. Сопоставление их с показателями стандарта ГОСТ Р ИСО 37120-2020 (который наследует ГОСТ Р ИСО 37120-2015) показывает, что лишь 3 обязательных показателя стандарта нашли отражение в стратегии. При этом, использование показателей стандарта наряду с уникальными для Петербурга показателями открыло бы дополнительные возможности для бенчмаркинга и использования лучших мировых практик по повышению качества жизни городского населения. Выводы и рекомендации

В настоящее время проводится реализация Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года, потому крайне важным является постоянный мониторинг выполнения поставленных целей и задач развития города. Так, в условиях санкционного давления возникают большие сложности торгового обмена с европейскими странами. Поэтому необходимо внести актуальные коррективы в действующую стратегию и ориентироваться на новые рынки в южном и восточном направлении, хотя логистика товарообмена с азиатскими, африканскими и американскими (Южная и Центральная Америка) рынками будет существенно дороже. В первую очередь речь идёт о судостроении и энергомашиностроении, пищевой промышленности, расширении взаимных контактов в научной, социально-культурной и образовательной сферах. Переориентация стратегических направлений может дать новый импульс социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга.

Тесная связь показателей устойчивого развития и качества жизни населения вкупе с высокой степенью стандартизации в сфере устойчивого развития, а также наличие доступных релевантных статистических данных позволяет рекомендовать стандарт ГОСТ Р ИСО 37120-2020 и другие стандарты этого же семейства, касающиеся устойчивого развития городов, для оценки качества жизни городского населения. Стандартизация при оценке качества жизни городского населения могла бы дать органам государственного и муниципального управления возможность не только оценивать эффективность тех или иных действий и устанавливать целевые показатели результатов своей деятельности, основываясь на единой международной методологии, но и изучать лучшие практики других городов благодаря наличию сопоставимых данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023).

2. Города-миллионники России 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu (дата обращения 07.12.2023).

3. Стратегический план Санкт-Петербурга от 01.12.1997 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9111170 (дата обращения 07.12.2023).

4. Стратегия развития Санкт-Петербурга до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zdrav.spb.m/media/komzdrav/documents/document/file/strategiya1 .pdf (дата обращения 07.12.2023).

5. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035 (дата обращения 07.12.2023).

6. ТК 115 начал функционировать на базе Русского Регистра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusregister.ru/news/tk-115-rr (дата обращения 07.12.2023).

7. ISO 37120:2018 Sustainable cities and communities - Indicators for city services and quality of life. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/ru/standard/68498.html (дата обращения 07.12.2023).

8. ГОСТ Р ИСО 37120-2020 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни.

9. Летюхина М.А. Стандартизация устойчивого развития как основа для оценки качества жизни населения // Международная научная конференция «Качество жизни населения промышленных территорий в стратегии «Общество 5.0». Том 1. 2022. С. 226-232.

10. Санкт-Петербург'2022. Статистический сборник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000323.pdf (дата обращения 07.12.2023).

11. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» от 19 декабря 2018 года № 771-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.