Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития гостинично ресторанного бизнеса'

Стратегическое планирование развития гостинично ресторанного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ГОСТИНИЧНОРЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СФЕРА ПОСЛУГ / ГОТЕЛЬНО-РЕСТОРАННИЙ БіЗНЕС / іННОВАЦіЙНА ДіЯЛЬНіСТЬ / СТРАТЕГіЧНЕ ПЛАНУВАННЯ / SERVICES / HOTEL AND RESTAURANT BUSINESS / INNOVATION ACTIVITY / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярчук В. Н.

Проанализированы возможности перспективного развития гостиничноресторанного хозяйства. Определено, что для повышения его конкурентоспособности, необходимо учитывать скрытые потребности потребителя. Предложено при разработке стратегического планирования развития гостиничноресторанной отрасли учитывать возможности программирования развития рынка, уделяя особое внимание явлению конвергенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning of hotel and restaurant business development

The possibility of long-term development of the hotel and restaurant industry is considered in the article. The purpose of research is the need to identify and address the reasons for the low competitiveness of the hotel and restaurant industry, consideration of the feasibility of its capacity planning and strategy development to achieve a leading position in the global market. The theoretical research methods (methods of analogy and extrapolation, system analysis, forecasting and innovative development of innovative planning) are applied. It is determined the low competitiveness of the hotel and restaurant industry due to its direction of innovation at meet the actual demand in the market. Attention to the need to consider the latent needs of consumers, their ability to extensive and intensive development is marked. It is proposed to take into account the phenomenon of convergence for the conquest of the leading positions in the world market development of strategic planning of the hotel and restaurant industry. The research results can be used by researchers and practitioners in the hotel and restaurant industry. The introduction of strategic planning of the hotel and restaurant industry will provide an opportunity to take a leading position in the market.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития гостинично ресторанного бизнеса»

УДК 005:640.4 Б01: 10.15587/2312-8372.2014.32427

столярчук в. н. стратегическое планирование

развития гостинично-ресторанного бизнеса

Проанализированы возможности перспективного развития гостинично-ресторанного хозяйства. Определено, что для повышения его конкурентоспособности, необходимо учитывать скрытые потребности потребителя. Предложено при разработке стратегического планирования развития гостинично-ресторанной отрасли учитывать возможности программирования развития рынка, уделяя особое внимание явлению конвергенции.

Илпчевые слова: сфера услуг, гостинично-ресторанный бизнес, инновационная деятельность, стратегическое планирование.

1. Введение

Нововведения периодически коренным образом изменяют цивилизацию. Их отсутствие приводит к спаду жизненных циклов социально-экономических процессов [1, 2]. Современный мир характеризуется повышенной актуализацией множества проблем различного рода [3]. Экономический кризис и нестабильность в мире являются сигналом необходимости инноваций. Это требует от ученых и практиков новых полномасштабных изменений.

Потребность нововведений характерна как для экономики страны, так и для отдельно взятых отраслей [3]. Не является исключением и сфера услуг. Низкая конкурентоспособность гостинично-ресторанного бизнеса обусловлена целым рядом причин [4-8], которые препятствуют возможности удовлетворять на должном уровне потребности современного потребителя. Инновации в гостинично-ресторанном хозяйстве в большинстве случаев являются усовершенствующими, что обеспечивает возможность только лишь следовать за лидирующими отраслями [7, 8]. Такое положение гостинично-ресторан-ного хозяйства требует радикальных полномасштабных изменений, которые способны обеспечить возможность достижения лидерства на мировом уровне.

2. Анализ литературных данных и постановка проблемы

Анализ литературных данных и практики действующих гостинично-ресторанных предприятий показал, что их главной проблемой является несоответствие уровня услуг спросу на современном рынке [7, 8]. В своей деятельности большинство из них руководствуется направленностью на соответствие требованиям действующей нормативно-технической документации. Но практика показывает, что этого не достаточно для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке. Как правило, показатели качества продукции и услуг лидеров намного выше общепринятых стандартов. Обеспечивается это учетом спроса на современном рынке во внутренних для предприятия нормативах. При этом существенное значение имеет возможность учитывать неожиданные

и кардинальные изменения потребностей современного потребителя [8].

Изучая перспективы развития гостично-ресторанного хозяйства, автором данной работы было определено, что базисным является комплексный подход к решению его проблем [7, 8]. При этом надо учитывать не только оптимизацию параметров на входе (ресурсы, технологические параметры и т. п.), но и возможность изменения параметров выхода — потребностей рынка [8]. Резкие и частые изменения последних определяются быстрыми темпами научно-технического прогресса, уровнем развития современных технологий и техники, разнообразием и быстротой изменений потребностей современного потребителя.

Таким образом, возникает необходимость выявления и устранения причин низкой конкурентоспособности гостинично-ресторанной отрасли, рассмотрения возможностей реализации ее потенциала и разработки стратегии планирования достижения лидирующих позиций на мировом рынке.

Цель статьи — выявление возможности стратегического развития гостинично-ресторанной отрасли.

Для достижения поставленной цели необходимо:

— выявить причины низкой конкурентоспособности

гостинично-ресторанной отрасли;

— рассмотреть возможности ее развития и достижения лидирующих позиций на рынке в будущем.

3. результаты исследований возможности стратегического развития гостинично-ресторанной отрасли

Анализ деятельности современных предприятий гос-тинично-ресторанной сферы показал, что они зачастую руководствуются стремлением достижения оптимального уровня качества продукции и услуг [7, 8]. Это уровень, для которого минимальны общие затраты на производство и использование продукции (эксплуатацию, потребление) при определенных условиях. Этот показатель отображает большей степенью потребности производителя: снизить затраты, получая продукцию с определенными свойствами. Деятельность же в сфере услуг направлена на максимальное удовлетворение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И РЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА — № 6/4(20], 2014, © Столярчук В. Н.

ISSN 222Б-3780

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

потребностей гостя. При этом ситуация усугубляется способностью развития потребностей при насыщении. Возникает необходимость учитывать их экстенсивный и интенсивный рост. Таким образом, направленность деятельности на обеспечение показателей критерия оптимального уровня не приносит необходимого эффекта и является одной из существенных причин низкой конкурентоспособности гостинично-ресторанной отрасли.

Разработка стратегии инновационной деятельности и способов ее реализации составляют основу дальнейшего развития объекта. Как известно, новые знания являются важным источником генерации инновационных идей. При этом существенное значение имеет явление конвергенции — совпадение признаков независимых друг от друга явлений. С целью обеспечения его проявления в разрабатываемой стратегии следует рассмотреть некоторые аспекты развития современного знания в родственных сферах. В дальнейшем, используя методы инновационного прогнозирования, необходимо наметить возможные пути развития отрасли.

Современные ученые указывается на общность функций стратегического и инновационного менеджмента [1, 9]. Это обеспечивает их взаимопроникновение и взаимодополнение и служит обоснованием для полной интеграции в будущем. Отмечается также существенное влияние на этот процесс тенденций развития научно-технического прогресса. В связи с этим, этапы интеграции стратегического и инновационного менеджмента объединяют с поколениями развития научно-исследовательских и исследовательно-конструкторских работ (НИИКР) [1, 9, 10]. Нами проведено детальное их изучение с целью рассмотрения возможности стратегического планирования развития гостинично-ресторанной сферы с учетом эффекта конвергенции. Известно, что четвертый этап вышеупомянутой интеграции (19902000 г.г.) характеризуется НИИКР, которые учитывают технические возможности инноватора и потребности потребителя. Но при этом рассматриваются как существующие потребности, так и латентные (скрытые). Стратегический менеджмент предусматривает не только прогнозирование условий хозяйствования, но и формирование этих изменений. Инновационный менеджмент предусматривает использование потенциала предприятия для удовлетворения существующих и скрытых потребностей потребителя, формирование и стимулирование этих потребностей.

На современном этапе развития сложились тенденции перехода национальных экономик на инновационный тип. Сформировались объективные условия для интеграции этих типов управления. Возникает много вопросов, касающихся нового объединенного типа управления, требующих фундаментальных исследований. Кроме этого предполагается переход от управления к программированию стратегических инноваций. При этом рассматривается возможность создания компьютерных программ, способных решать задачи стратегического и инновационного управления. Будущее развитие событий на рынке более выгодно программировать — задавать ему определенный алгоритм, влияя на ситуацию, чем пассивно ожидать развитие событий. В связи с этим, внимание уделяется также стратегии проталкивания инноваций на рынок.

Анализ развития гостинично-ресторанного хозяйства указал, что оно характеризуется существенным отстава-

нием, сравнительно с другими отраслями. Деятельность предприятий отрасли сориентирована на потребности рынка [7, 8]. При этом большинство предлагаемых услуг обеспечивает только фактический спрос. Практически не учитывается возможность удовлетворения скрытых потребностей потребителя [8]. Инновации в отрасли имеют имитационный характер и обеспечивают только возможность следовать за лидирующими на мировом рынке отраслями. Вероятно, это и есть причиной более низкой на сегодня конкурентоспособности сравнительно с предприятиями других отраслей.

Такое положение гостинично-ресторанного хозяйства на мировом рынке требует от научных и практических работников радикальных инноваций. Они должны базироваться на фундаментальных достижениях науки, способных обеспечить стратегическое развитие отрасли. Результаты наших исследований указывают на целесообразность использования для этого принципов стратегического инновационного планирования. При этом целесообразным было бы учесть возможности программирования развития рынка в будущем с учетом эффекта конвергенции. Необходимо на современном этапе развития гостинично-ресторанной сферы запланировать это как цель и рассмотреть возможности влияния на изменения для ее обеспечения. Разработка детальных механизмов регулирования таких изменений является перспективой наших дальнейших исследований.

4. Выводы

В результате проведенных исследований:

1. Определено, что низкая конкурентоспособность гостинично-ресторанной сферы обусловлена направленностью ее инновационной деятельности на удовлетворения фактического спроса на рынке.

2. Рассмотрено возможности реализации ее потенциала и повышения конкурентоспособности путем учета скрытых потребностей потребителя, их экстенсивного и интенсивного роста.

3. Выявлено целесообразность разработки управленских решений отрасли методом стратегического планирования.

4. Определена необходимость при разработке стратегии планирования развития отрасли учитывать возможности программирования и влияния на изменения развития рынка с учетом эффекта конвергенции.

Л1тература

1. 1лляшенко, С. М. 1нновацшний менеджмент [Текст]: шд-ручник / С. М. 1лляшенко. — Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2010. — 334 с.

2. Василенко, В. О. 1нновацшний менеджмент [Текст]: навч. поабник / В. О. Василенко, В. Г. Шматько. — Вид. 3-е, вип. та доп. — К.: Центр навчально! лгтератури, 2005. — 440 с.

3. Збаржевецька, Л. Д. 1нновацшна складова розвитку в^-чизняних шдприемств: аналiз ключових тенденцш [Текст]: матерiали II Мiжнар. наук.-практ. конф. / Л. Д. Збаржевецька // Туризм i гостиншсть в Украшк стан, проблеми, тенденцп, перспективи розвитку. — Черкаси: Брама-Украша, 2014. — С. 117-121.

4. Бутенко, Л. Ю. Проблеми розвитку шдустрп гостинност Украши на сучасному еташ [Текст]: матерiали II Мiжнар. наук.-практ. конф. / Л. Ю. Бутенко, Я. I. Захарченко // Туризм i гостиншсть в Украшк стан, проблеми, тенденцп, перспективи розвитку. — Черкаси: Брама-Украша, 2014. — С. 19-22.

TECHNOLOGY AUDiT AND PRODUCTiON RESERVES — № 6/4(20], 2014

5. Кучин, С. П. Особливостi та перспективи розвитку сфери послуг в Укра'М [Текст] / С. П. Кучин, Н. В Сарматицька // Економжа та управлшня нацiональним господарством. — 2011. — № 3(15). — С. 43-46.

6. Ресторанный бизнес Украины за 10 лет [Текст] // Ресто-раторь. — 2013. — № 1-2(100). — С. 60-62.

7. Каплша, Т. В. Перспективи шдвищення якост продукцй го-тельно-ресторанного господарства [Текст]: матерiали II Мiжнар. наук.-практ.конф. / Т. В. Каплша, В. М. Столярчук // Туризм i гостиннiсть в Украiнi: стан, проблеми, тенденци, перспективи розвитку. — Черкаси: Брама-Украша, 2014. — С. 30-35.

8. Столярчук, В. М. Методолопчш аспекти оцшювання яко-сп продукцii готельно-ресторанного господарства [Текст] / В. М. Столярчук // Технолопчний аудит та резерви вироб-ництва. — 2014. — № 3/5(17). — С. 45-47. doi:10.15587/2312-8372.2014.25367

9. 1лляшенко, С. М. Управлшня портфелем замовленьнауко-во-виробничого шдприемства [Текст]: монографiя / С. М. 1л-ляшенко, О. М. Олефiренко. — Суми: Ушверситетська книга, 2008. — 272 с.

10. Коробейников, О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента [Текст] / О. П. Коробейников, А. А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 4. — С. 25-36.

СТРАТЕПЧНЕ ПЛАНУВАННЯ РОЗВИТКУ ГОТЕЛЬНО-РЕСТОРАННОГО Б1ЗНЕСУ

Проанашзовано можливостi перспективного розвитку го-тельно-ресторанного господарства. Визначено, що для тд-вищення його конкурентоздатнос™, необхiдно враховувати прихованi потреби споживачiв. Запропоновано при розробцi стратепчного планування розвитку готельно-ресторанно'1 га-лузi враховувати можливостi програмування розвитку ринку, придшяючи пiдвищену увагу явищу конвергенци.

Ключовi слова: сфера послуг, готельно-ресторанний бiзнес, iнновацiйна дiяльнiсть, стратегiчне планування.

Столярчук Валентина Николаевна, кандидат технических наук, доцент, кафедра гостинично-ресторанного и курортного бизнеса, ВУЗ Укоопсоюза «Полтавский университет экономики и торговли», Украина, e-mail: w_stol@mail.ru.

Столярчук Валентина Миколагвна, кандидат техтчних наук, доцент, кафедра готельно-ресторанног та курортног справи, ВНЗ Укоопстлки «Полтавський утверситет економжи i тор-гiвлi», Украгна.

Stolyarchuk Valentyna, Poltava University of Economics and Trade, Ukraine, e-mail: w_stol@mail.ru

УДК 004.725.5 001: 10.15587/2312-8372.2014.32609

см1рнова а. с. використання метод1в системного

АНАЛ1ЗУ В розроБЦ1 МоДЕЛ1

КорИСтУВАЧА 1нформац1йних

мереж

Розроблюеться модель користувача Ыформацшних мереж як поганоформалгзованого об'ек-та. Розглянутг та проаналгзоват методи кластерного аналгзу та зростаючих трамгдальних мереж для побудови формализованог моделг користувача Ыформацшних мереж. Запропоновано використання методу q-аналiзу для побудови математичног моделг та структури стльноти користувачгв Ыформацшних мереж вiдносно гххарактеристик та отриманих в опитуват даних.

Клпчов1 слова: тформацшш мережi, користувач, поганоформалiзованi об'екти, системний аналiз, пiрамiдальнi мережi, q-аналiз.

1. Вступ

Завдання формал1зацп шформацшних мереж (1М) е актуальшшою в свт телекомушкацшних технологш, проте сучасне ршення и не може бути представлено на основ1 аналиичних розрахунюв 1 прогнозування, як це було колись, а Грунтуеться на моделюванш [1, 2]. Таким чином можна довести, що розробка модел1 користувача 1М е одним з складових у процес фор-мал1зацп 1М, 1 е складним завданням, що може бути виршена засобами системного анал1зу 1 моделювання. Завданням, поставленим в роботу е виб1р сценар1ю системного анал1зу, який дозволить виршувати задачу побудови модел1 користувача 1С як плохоформал1зо-ванного об'екта.

Цим обгрунтовуеться актуальшсть проведення даних дослщжень.

2. Анал1з л1тературних даних I постановка проблеми

Сформульована мета дослвдження — тдвищення ефективност 1 достов1рност1 моделювання 1М шляхом формалiзацii одного з найбшьш важливих вхвдних па-раметр1в — модел1 користувача цiеi мереж!

Але проблема ввдсутносп формал1зованого опису головного фкуранта 1М — користувача — залишаеться вщкритою.

Задача, що поставлена в робой, визначаеться як ство-рення модел1 користувача 1М, 1 кнуе на меж1 сьомого р1вня модел1 ВВС 1 зовнiшньоi для 1М середи.

Користувач1 е джерелами 1 споживачами шформацп, як використовують послуги 1М, 1 створюють потоки поввдомлень р1зного виду та призначення. Саме користувач! висувають до мереж1 вимоги щодо доставки та

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И РЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА — № 6/4(20], 2014, © CMipHOBa А. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.