Научная статья на тему 'Стратегическое планирование образовательной деятельности современной частной школы'

Стратегическое планирование образовательной деятельности современной частной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
831
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ ШКОЛА / ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SWOT-АНАЛИЗ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / PRIVATE SCHOOL / THE PERSONAL ALIGNED APPROACH / STRATEGIC PLANNING / SWOT ANALYSIS / STRONG AND WEAKNESSES / OPPORTUNITIES / RISKS AND RESTRICTIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыренова Валентина Бабасановна, Литвинова Жанна Борисовна

В статье рассматривается один из методов стратегического планирования SWOT-анализ, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. SWOT-анализ как метод стратегического планирования образовательной деятельности современной частной школы позволяет определить факторы, способствующие достижению или осложнению процесса реализации личностно-центрированного подхода в ее деятельности. В рамках SWOT-анализа рассматриваются сильные и слабые стороны современных российских частных школ, возможности, ограничения и риски реализации личностно-центрированного подхода в их образовательной среде. В статье под личностно-центрированным подходом понимается теория, основоположником которой является известный американский психотерапевт К. Р. Роджерс. SWOT-анализ, позволил сделать вывод, что сильные стороны российской частной школы и ее возможности, позволяют реализовать личностно-центрированный подход, не занявший достойного места в государственной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING EDUCATIONAL ACTIVITIES MODERN PRIVATE SCHOOL

The article describes one of the methods of strategic planning SWOT analysis used to evaluate factors and phenomena influencing the project or company. SWOT-analysis as a method for strategic planning of educational activities, a modern private school allows you to define the key factors or the complication of the process of implementation of student-centered approach in its activities. In the framework of the SWOT analysis discusses the strengths and weaknesses of contemporary Russian private schools, the opportunities, limitations and risks the implementation of student-centered approach in their educational environment. In the article under the person-centered approach refers to the theory, the founder of which is a well-known American psychotherapist C.R. Rogers. SWOT analysis allowed to conclude that the strengths of the Russian private schools, and it may allow you to implement a person-centered approach, not take a worthy place in a public school.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование образовательной деятельности современной частной школы»

УДК 378.141.4

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ

© Цыренова Валентина Бабасановна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры геометрии и МПМ Института математики и информатики Бурятский государственный университет E-mail: v.ts@mail.ru

© Литвинова Жанна Борисовна

учитель, МБОУ города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 9 E-mail: litv-zhanna@yandex.ru

В статье рассматривается один из методов стратегического планирования — SWOT-анализ, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. SWOT-анализ как метод стратегического планирования образовательной деятельности современной частной школы позволяет определить факторы, способствующие достижению или осложнению процесса реализации личностно-центрированного подхода в ее деятельности. В рамках SWOT-анализа рассматриваются сильные и слабые стороны современных российских частных школ, возможности, ограничения и риски реализации личностно-центрированного подхода в их образовательной среде. В статье под личностно-центрированным подходом понимается теория, основоположником которой является известный американский психотерапевт К. Р. Роджерс. SWOT-анализ, позволил сделать вывод, что сильные стороны российской частной школы и ее возможности, позволяют реализовать личностно-центрированный подход, не занявший достойного места в государственной школе.

Ключевые слова: частная школа, личностно-центрированный подход, стратегическое планирование, SWOT-анализ, сильные и слабы стороны, возможности, риски и ограничения образовательной среды.

Объективная невозможность российских государственных школ удовлетворить запросы определенных групп населения в образовании, соответствующем их интересам и потребностям, способствовала возрождению системы частных школ после длительного перерыва. Под понятием «частная школа» следует понимать общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, созданное частными лицами, общественными фондами, коммерческими организациями.

Стремление современной российской частной школы взять из мирового педагогического опыта только лучшие идеи или разработать собственные альтернативные модели образования, часто приводит к некритичному и не оправданному заимствованию зарубежного опыта, внедрению не апробированных и не доказавших свою эффективность моделей образования. Противоречие в содержании, формах и методах образования нарушает целостность,

системность, снижается эффективность образовательной деятельности современных российских частных школ [1].

По нашему мнению эффективную альтернативную модель образования частной школы можно создать на основе личностно-центрированного подхода («person-centered-approach»), основоположником которого является известный американский психотерапевт Карл Рэнсом Роджерс.

Его теория является фундаментальной, развернутой, целостной концепций, основывается на огромном практическом опыте и проверена в многочисленных эмпирических исследованиях [2].

Реализация идей личностно-центрированного подхода и осуществление образовательного процесса «центрированного» на личности учащегося обусловлена определенной педагогической философией, убежденностью в ценности каждого учащегося, его права на свободный выбор и возможности нести ответственность за результаты образования. Внедрение данной теоретической концепции в российскую практику образования, ориентированную на традиционный подход, процесс длительный и сложный. Обращение к методам стратегического планирования, в том числе SWOT-анализу, позволяет рассмотреть сильные и слабые стороны частной школы, возможности, ограничения и риски в реализации личностно-центрированного подхода К. Р. Роджерса.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы) [3].

SWOT-анализ как метод стратегического планирования образовательной деятельности современной частной школы позволяет определить факторы, способствующие достижению или осложнению процесса реализации лично-стно-центрированного подхода в ее деятельности. Начнем SWOT-анализ с рассмотрения сильных сторон современных российских частных школ.

Система частных школ для творческих педагогов или педагогов «разочаровавшихся» в традиционном подходе, привлекательна тем, что предоставляет педагогу больше свободы в выборе целей и содержания образования, разработке критериев оценки результатов, позволяет учитывать психологические особенности личности педагога, дает возможность творческого самовыражения, построения авторской педагогической концепции. Творческий педагог частной школы, принявший на себя ценности гуманистической педагогики способен перевести частную школу в школу успешного учения.

Образование в современной российской частной школе — всегда «персонифицированное» образование, в классе может быть 8-12 детей, но учитель будет работать для каждого и с каждым учащимся персонально [4].

Персонифицированное образование, способствующее развитию активности личности учащегося частной школы, предоставляет ему возможность выбирать цели и способы собственного развития. Выбор форм, содержания, методов и средств обучения в частной школе осуществляется с учетом индивидуальных способностей, субъектного опыта, интересов, склонностей, целей,

мотивов, ценностных ориентаций, стремлений и возможностей личности учащегося.

Небольшой класс частной школы является оптимальным для организации личностно-центрированного образовательного процесса. Каждый учащийся, в независимости от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, получает возможность активно взаимодействовать, сотрудничать и общаться с другими учащимися и педагогом, что бывает затруднительно или невозможно в большом коллективе. Организация совместной деятельности учащихся в небольшом классе повышает комфортность образовательного процесса, создает атмосферу свободы и ответственности, повышает мотивацию учения и уверенность в достижении целей, развивает культуру межличностного общения, способствует открытости и доброжелательности, снижает вероятность возникновения конфликтов.

К сильным сторонам частных школ мы можем отнести педагога, принявшего ценности гуманистической педагогики и небольшой детский коллектив.

Сокращение количества государственных коррекционных школ, внедрение системы инклюзивного образования, привели к тому, что определенная категория родителей задумывается о смене государственной школы на частную.

Более 50% родителей выбор частной школы объясняют возможностью дать образование ребенку, трудно адаптируемому в коллективе, для 20% родителей важную роль играют наличие занятий с логопедом или психологом

[5].

Среди учащихся частных школ есть дети с различными отклонениями в развитии, с логопедическими проблемами, задержкой речевого развития и заболеваниями неврологического характера, незрелостью мозговых структур, ответственных за успешное обучение. В частных школах обязательно есть психологическая, логопедическая и медицинская службы, оказывающие психолого-педагогическое сопровождение и поддержку учащихся.

В свою очередь, внедряя исследования К. Р. Роджерса в области гуманистической психологии в практику образования, педагог частной школы создает образовательный процесс, носящий терапевтический эффект. Педагог частной школы, безусловно принимающий ребенка, помогает решить его проблемы, создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира каждого ребенка. Дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха, обучение в индивидуальном темпе и на уровне индивидуального развития, способствует профилактике пробелов и проблем в обучении, приводит к снятию тревожности, страха перед оценкой. В частной школе нет проблем с посещаемость, большинство учащихся с радостью посещают школу.

Современная частная школа, выполняя компенсаторную функцию к государственной системе, позволяет реализовать право граждан на получение качественного образования. Успешная частная школа — это школа безусловного принятия и толерантного отношения, школа психологического комфортна, школа здорового образа жизни, школа благоприятных возможностей, активности и самостоятельности. Образовательная среда современной российской

частной школы является: безопасной, здоровьесберегающей, направленной на укрепление физического, социального здоровья субъектов среды и привитие навыков здорового образа жизни, в том числе комфортной, обладающей терапевтическим эффектом для учащихся с особенностями развития, не «вписывающихся в стандарт»; персонифицированной, способствующей развитию активности субъектов среды, предоставляющая им свободу выбора и возможность нести ответственность.

В связи с этим, частная школа обладает возможностями в реализации личностно-центрированного подхода.

Основной задачей стоящей перед современной частной школой должна стать задача построения ее деятельности на основе личностно-центрированного подхода с учетом исторического аспекта деятельности дореволюционных частных школ благодаря обращению к историческому опыту и возрождению традиций частного образования; обеспечению вхождения личности учащегося частной школы в национальную и общечеловеческую культуру, принятию образцов культурного поведения; построению процесса образования на основе признания самоценности человека и его единства с миром. Системообразующими ценностями современной частной школы должны стать личность, традиция и культура.

К слабым сторонам частных школ кроме утраченных традиций дореволюционных частных школ, можно отнести высокую стоимость образовательных услуг и педагогический оппортунизм.

Достоинством личностно-центрированного подхода является то, что он не требует сложных и дорогостоящих аудиовизуальных средств, большого количества литературы или других средств обучения. А значит личностно-центрированный подход в условиях отсутствия поддержки частных школ со стороны государства, нерешенных проблем финансирования и выделения помещений, не требует от частной школы больших финансовых вложений, позволяет снизить себестоимость образовательных услуг.

Оппортунизм — (фр. opportunisme лат. opportunus удобный, выгодный) — соглашательство, беспринципность [6].

Под педагогическим оппортунизмом в частной школе следует понимать практику образования, приводящую к искажению педагогических целей путем постоянных приспособлений руководителей и педагогов частных школ, достижение сомнительных улучшений, в стремлении исполнять различные желания ребенка и его родителей, возможно даже противоречащих педагогической теории.

Ограничения и риски в реализации личностно-центрированного подхода — это негативный имидж в средствах массовой информации и обществе, разрыв в социальном статусе педагога и учащегося, неоднородность родителей по уровню культуры и образования. Эти негативные явления часто приводят к потере контингента учащихся, увольнению педагогов и закрытию частной школы.

Современные социологические исследования показали, что большинство россиян не имеют негативных установок к фактам оплаты образовательных

услуг, а большинство из них относится к ним положительно, но в общественном сознании отношение к частным школам весьма неоднозначно [5].

О. В. Ратеева пишет, что «речь здесь идет о результате обобщения, когда негативные признаки отдельных элементов системы переносятся и становятся достоянием всей системы в целом», т. е. обуславливает формирование негативного отношения к частным школам — стереотип или предубеждение. О. В. Ратеева приводит два фактора, препятствующие преодолению общественных стереотипов — уровень жизни россиян и отсутствие традиций частного школы [7, с. 117-119].

Таблица 1

Результаты SWOT-анализа частной школы

Внутренняя среда частной школы

Сильные стороны Слабые стороны

• творческие педагоги • небольшая наполняемость ученических коллективов • отсутствие традиций частного образования • высокая стоимость образовательных услуг • педагогический оппортунизм

Внешняя среда частной школы

Возможности Ограничения и риски

• активная, безопасная, здоровьес-берегающая, психологически комфортная, персонифицированная образовательная среда • компенсаторная функция к государственной системе • негативное отношение в СМИ и обществе • разрыв в социальном статусе между педагогом и учащимся • неоднородность родителей по уровню культуры и образования

Проведя SWOT-анализ современной частной школы мы можем заключить следующее. Сильные стороны российской частной школы (творческие педагоги, небольшая наполняемость ученических коллективов) и ее возможности (активная, безопасная, здоровьесберегающая, психологически комфортная, персонифицированная образовательная среда), позволяют реализовать лич-ностно-центрированный подход, не занявший достойного места в государственной школе. В свою очередь особое внимание следует уделять преодолению слабых сторон частной школы (отсутствие традиций частного образования, высокая стоимость образования, педагогический оппортунизм), возникающих ограничений и рисков (негативное отношение в СМИ и обществе, разрыв в социальном статусе между педагогом и учащимся, неоднородность родителей по уровню культуры и образования).

Личностно-центрированный подход позволит решить проблемы финансирования частных школ, не допустив противоречий в содержании, формах и методах ее построения, не нарушит целостность и системность образователь-

ной среды частной школы; позволит удовлетворить потребности учащегося в общении с другими людьми, признании его успехов и достижений, самореализации, безопасности и ограничении внешней агрессии; позволит учащимся с проблемами логопедического или неврологического характера, с нарушением речи, с ослабленным здоровьем или инвалидностью, а также детям-инофонам улучшить успеваемость, развить познавательные способности, повысить самооцен^; предоставит педагогу больше свободы в выборе целей и содержания, разработке критериев оценки результатов образования, позволит учитывать психологические особенности самого педагога, что в значительной мере будет способствовать повышению самооценки, профессиональной самореализации, творческому самовыражению, не допустить профессиональное выгорание педагогов частной школы. Литература

1. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.

2. Братченко С. Л. Парадоксы реформы образования и гуманитарная экспертиза образования. — Документ Интернета: http://alteredu.ru/ 2008/03/bratchenko +cl+ paradoksy+ reformy+ obrazovaniya+i +gumanitarnaya+ ekspertiza+ obrazovaniya/

3. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 1 (21). — С. 151-157.

4. Частное образование: вклад в интеллект нации / материал подготовила Е. Те-решатова // Директор школы. — 2009. — N 9. — С. 17-19 .

5. Албутова И.П. Организационно-педагогические условия успешной деятельности негосударственного образовательного учреждения на рынке частных школ г. Москвы/ И.П.Албутова. -М.: , 2013. -106с.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. -М.: Эксмо, 2008.-944с.

7. Ратеева О.В. О вопросах преимущества образования в негосударственном ВУЗе / О.В. Ратеева // Современное образование в негосударственном вузе: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей по материалам IX и X межвузовских научно-практических конференций. — Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. С. 117-119.

STRATEGIC PLANNING EDUCATIONAL ACTIVITIES MODERN PRIVATE SCHOOL

Tsyrenova Valentina B.

Professor of the Department of Geometry,

Buryat State University

E-mail: v.ts@mail.ru

Litvinova Zhanna B.

teacher, Municipal budgetary educational institution of Irkutsk school № 9 E-mail: litv-zhanna@yandex.ru

The article describes one of the methods of strategic planning — SWOT analysis used to evaluate factors and phenomena influencing the project or company. SWOT-analysis as a method for strategic planning of educational activities, a modern private school al-

lows you to define the key factors or the complication of the process of implementation of student-centered approach in its activities. In the framework of the SWOT analysis discusses the strengths and weaknesses of contemporary Russian private schools, the opportunities, limitations and risks the implementation of student-centered approach in their educational environment. In the article under the person-centered approach refers to the theory, the founder of which is a well-known American psychotherapist C. R. Rogers. SWOT analysis allowed to conclude that the strengths of the Russian private schools, and it may allow you to implement a person-centered approach, not take a worthy place in a public school.

Keywords: private school, the personal aligned approach, strategic planning, SWOT analysis, strong and weaknesses, opportunities, risks and restrictions of the educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.