Научная статья на тему 'Стратегическое планирование образовательного процесса начальной школы современного муниципального лицея как основа маркетинговой деятельности'

Стратегическое планирование образовательного процесса начальной школы современного муниципального лицея как основа маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SWOT АНАЛИЗ / МИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / STRATEGIC PLANNING / MARKETING IN AN EDUCATION SPHERE / SWOT THE ANALYSIS / EDUCATIONAL INSTITUTION MISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матяш Н. В., Афонин И. А.

В данной статье рассматриваются вопросы стратегического планирования в инновационном образовательном учреждении на начальной ступени обучения: раскрыты теоретические подходы к обоснованию маркетинговых услуг в сфере образования, определена миссия обучения в начальной школе, выделены основные риски, предложены пути их минимизации, обоснованы предполагаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF EDUCATIONAL PROCESS ELEMENTARY SCHOOL OF MODERN MUNICIPAL LYCÉE AS THE BASIS OF MARKETING ACTIVITY

In given article questions of strategic planning in innovative obrazovatel th establishment at an initial step of training are considered: theoretical approaches to a substantiation to mark-tingovyh of services in an education sphere are opened, mission of training in elementary school is defined, the basic risks are allocated, ways of their minimization are offered, prospective results are proved.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование образовательного процесса начальной школы современного муниципального лицея как основа маркетинговой деятельности»

УДК-

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ КАК ОСНОВА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Н.В. Матяш? И.А. Афонин

В данной статье рассматриваются вопросы стратегического планирования в инновационном образовательном учреждении на начальной ступени обучения: раскрыты теоретические подходы к обоснованию маркетинговых услуг в сфере образования, определена миссия обучения в начальной школе, выделены основные риски, предложены пути их минимизации, обоснованы предполагаемые результаты.

Ключевые слова: стратегическое планирование, маркетинг в сфере образования, SWOT - анализ, миссия образовательного учреждения.

Стратегическое планирование образовательного процесса в начальной школе современного лицея как основа маркетинговой деятельности - это управленческие действия руководителя образовательного учреждения, направленные на достижение успеха на рынке образовательных услуг в соответствии с выбранной концепцией развития лицея. При этом основной функцией стратегического планирования является обеспечение основы для управления начальной школой лицея как одного из структурных подразделений.

Современные исследования по проблемам стратегического планирования в образовательных системах (М.М. Поташник, А.В. Дягилев, Е.Г. Мартынов, Г. Кунц, П.И. Третьяков, Н.В. Фомин и др.) позволяют утверждать, что маркетинг в сфере образования - это особый вид рыночной деятельности, направленный на удовлетворение нужд и запросов населения в образовательных услугах. Маркетинговая среда лицея - это совокупность макросферы, общественной среды, рыночной среды и внутренней среды.

Маркетинг образовательных услуг - это:

• процесс управления, включающий в себя исследование, планирование, реализацию и контроль;

• подготовленные, основанные на тщательных исследованиях программы, а не случайные действия;

• добровольный обмен ценностями: образовательные учреждения предлагают необходимые населению услуги;

• учет дифференциации интересов потребителей, то есть обеспечение инвариантности программ различных учащихся;

• возможность занять свое место на рынке образовательных услуг.

Алгоритм процесса стратегического планирования в лицее проходит ряд этапов:

• анализ окружающей среды и прогноз ее на будущее, выявление угроз и возможностей;

• выявление сильных и слабых сторон начальной школы лицея в отношении различных ресурсов (персонал, фонды, образование и т.д.);

• разработка миссии начальной школы лицея, главных и специфических задач;

• анализ текущих задач;

• формулирование целей, маркетинговой стратегии;

• реализация стратегии, анализ системы информации, планирования, контроля и корректировки на соответствие реализации стратегии.

При разработке стратегического планирования в начальной школе лицея необходимо учитывать ряд факторов. С поступлением в лицей для ребенка начинается систематическое обучение, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении; ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий; отношения ребенка с внешним миром, в семье и вне лицея определяются его новой социальной позицией учащегося; отношения со сверстниками строятся как отношения учебно - деятельностного сотрудничества; учитель воспринимается как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером.

Содержание и формы организации учебной деятельности в начальной школе лицея проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности и развития теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития

выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно - логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (реализация внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.

Образование в начальной школе лицея является базой, фундаментом всего последующего обучения и, в первую очередь, это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. В современных условиях начальное образование в лицее закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная школа лицея обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировав основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, социумом.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и другое.

Учащемуся предоставляются условия для развития рефлексии - важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка как ученика, направленность на саморазвитие.

Особенностью содержания современного лицейского образования в начальной школе является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Кроме того, в младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественноэстетической и коммуникативной деятельности учащегося.

Миссию начальной школы лицея можно представить как систему координат.

Надо

Рис. 1 Миссия начальной школы лицея

При этом:

• Ось «Надо» отражает запросы рынка образовательных услуг, потребность в перехо-

де к работе по новому стандарту в лицее.

• Ось «Могу» - уникальность ресурсов и профессиональных навыков учителей и сотрудников начальной школы лицея.

• Ось «Хочу» - философию деятельности лицея (ожидания, ценности, принципы).

Показательно, что в данной системе координат разработка миссии начальной школы лицея

представляет собой поиск компромисса между потребностями рынка, необходимостью, с одной стороны, и возможностями и желаниями лицея - с другой стороны.

Для выработки миссии начальной школы лицея среди членов рабочей группы рекомендуется провести мозговой штурм. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, от англ. Brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в т. Ч. Самых фантастических. Из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

При формировании целей деятельности начальной школы лицея учитывается, что цели должны дать четкое представление об основных направлениях деятельности начальной школы лицея, ведущих к реализации ее миссии. При этом целей может быть много, в зависимости от специфики учреждения. Цели должны быть конкретными, количественно определенными, достижимыми и реальными.

Например, при переходе лицея на новый стандарт должны учитываться определенные риски.

Таблица 1

Анализ рисков в процессе перехода лицея на новый стандарт_____________________

Риски Способы минимизации

Негативное отношение общественности к введению нового образовательного стандарта Информирование общественности о процессе и результатах перехода начальной школы лицея на новый стандарт. Мотивация общественности к участию в процессе введения стандарта

Срыв реализации вариативной модели учебного плана, предполагающей включение в него часов внеурочной деятельности Изучение запросов обучающихся на организацию внеурочной деятельности. Заключение соглашений на предоставление образовательных услуг с учреждениями дополнительного образования

Неэффективное управление процессом введения стандарта Организация аналитико-диагностического обеспечения оценки изменений условий подготовки к введению нового стандарта

Несоблюдение принципов преемственности при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Разработка плана мероприятий по обеспечению преемственности формирования УУД детей дошкольного и младшего школьного возраста

Недостаточное для исполнения требований, стандарта финансирование лицея Составление сметы образовательного учреждения с учетом требований стандарта.. Привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Недостаточная внешняя методическая и мотивационная подготовка педагогических и руководящих кадров к введению стандарта Обновление программы методического сопровождения учителей. Организация эффективной внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров с ориентацией на проблемы введения стандарта.

Основным инструментом стратегического планирования в начальной школе лицея является SWOT - анализ.

(Strengths-силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы.) Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала окружающий мир делится на внешнюю среду и внутреннюю, а затем события в каждой из этих сред - на благоприятные и неблагоприятные.

Таблица 2

_____________________________________SWOT - анализа в лицее________________________________________

Сильные Сильные стороны - это позитивные факторы внутри лицея-(финансовые и ма-

стороны лицея териальные ресурсы, эффективная организационная структура, навыки и профессио-

нальный уровень педагогов, время, которым они располагают, наличие специалистов, наличие технических ресурсов или доступ к ним, хорошая репутация в обществе, кон-

такты)| и т. д.

Слабые стороны лицея Слабые стороны - негативные факторы, которые могут помешать действовать эффективно в целом или по конкретной проблеме. Это недостаток опытных сотрудников, ограниченные финансы (или их отсутствие), отсутствие технических ресурсов, слабая организационная структура лицея и т. д. Важно определить слабые стороны для того, чтобы предпринимать меры для их преодоления

Возможности, существующие во внешней среде Возможности - это факторы, которые могут способствовать успешной деятельности лицея (сотрудничество со СМИ, наличие потенциальных спонсоров, межрегиональных связей и т. д.).

Угрозы, существующие во внешней среде Угрозы - факторы, которые могут оказать негативное влияние на деятельность лицея (политический или экономический кризис, отсутствие интереса общественности к проблемам лицея, плохой имидж лицея).

На основании последовательного рассмотрения факторов для каждой зоны матрицы формулируются базовые стратегии учреждения (корпоративные, услуговые, ресурсные, функциональные, управленческие и т. д.), которые и определяют ключевые моменты организации деятельности начальной школы лицея.

Таблица 3

Бланк анкеты SWOT-анализа

Сильные стороны лицея (услуги, разработки, технологии, организация, менеджмент, ресурсы) Слабые стороны лицея Субъекты

Текущий момент Будущее время Текущий момент Будущее время

Возможности, существующие во внешней среде (политика, экономика, - социальная сфера, технологии, рыночное окружение) Угрозы, существующие во внешней среде Субъекты

Текущий момент Будущее время Текущий момент Будущее время

Клиенты

Менеджеры (руководитель и заместители)

Учредители (собственники)

Персонал

Поставщики, партнеры

Дата

По результатам SWOT-анализа необходимо ответить на вопросы:

• что делать? (указать направления, в которых сочетаются преимущества и возможности);

• что развивать? (указать направления, в которых использование возможностей ограничено слабостями начальной школы лицея);

• с чем бороться? (указать направления, в которых у лицея есть преимущества, но имеются угрозы);

• что исключить? (указать направления, в которых у лицея есть слабости и серьезные угрозы).

Результаты анализа и решения, принятые в соответствии с ними, фиксируются на носителях и накапливаются, так как накопленный структурированный опыт является основой управленческой ценности лицея.

На основании полученных результатов составляется график мероприятий перехода начальной школы лицея на новый стандарт.

Важнейшая составляющая стратегического планирования - его реали-зация. Она предполагает в первую очередь создание организационной (корпоративной) культуры, позволяющей осуществить выбранные стратегии; формирование систем мотивации и организации труда; достижение определенной гибкости в организации и т. п., то есть использование всех инструментов управления лицеем.

Практика показывает, что любой план подлежит контролю, оценке и корректировке. По-

этому SWOT-анализ целесообразно проводить два раза в год. При этом каждый раз необходимо получить ответы на вопросы:

• на каком этапе, уровне развития находится лицей в настоящее время?

• осуществляется ли движение к намеченной цели?

• какие коррективы должны быть внесены в план мероприятий лицея?

Планирование образовательного процесса в начальной школе лицея основывается на федеральном стандарте, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы:

• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Личностные результаты освоения программы отражают:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также - на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11.развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность

планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Метапредметные результаты освоения программы отражают:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. смысловое чтение;

9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Сформирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12.формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения программы отражают как общие требования стандарта, так и специфику изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей и обеспечивающих успешное обучение на следующей ступени образования.

С маркетингом тесным образом связан аутсорсинг, который представляет собой привлечение внешних ресурсов, когда организация - заказчик «нанимает» внешние организации для выполнения каких-либо работ, которые являются частью ее основной деятельности. Заказчик только формулирует задачи перед поставщиком услуг; осуществляет право контроля; определяет способ достижения задачи, ответственность же за достигнутый результат принимает на себя поставщик услуг аутсорсинга.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) - использование внешнего источника или ресурса) - передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструкту-

ры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Виды аутсорсинга: образовательный, научно-методический, информационно-

аналитический.

Образовательный аутсорсинг реализуется лицеем в ходе осуществления образовательной деятельности и заключается в реализации образовательных программ и отдельных модулей повышения квалификации педагогических работников. Потребителями данных услуг являются: администрация и педагогические работники, родители и учащиеся. Учебно-методический аутсорсинг осуществляется в рамках внутрифирменной подготовки (консалтинг, тьюторское сопровождение и т.д.) педагогов; учебно-методическое и информационное обеспечение образовательных программ соответствующего профиля; организационно-методическое обеспечение проведения сертификации выпускников, конкурсов педагогического мастерства, профориентационных мероприятий и т.д.

Информационно-аналитический аутсорсинг заключается в информационной, информационно-аналитической, маркетинговой, организационной поддержке деятельности образовательных учреждений. Для этого лицей обладает следующими ресурсами: материально технический, кадровый, научно-методический, информационный, социальных связей.

Практика показывает, что стратегия развития лицея в целом и начальной школы лицея в частности затрагивает всех педагогов, а не только руководство лицея. При этом если тот или иной сотрудник не приемлет избранную стратегию, категорически ее отрицает, то данный человек не может продолжать работу в лицее. Чтобы лицей был конкурентоспособным на обширном образовательном пространстве, в нем должны осуществлять трудовую деятельность только лояльные по отношению к лицею сотрудники. Добиться этого весьма трудная, достаточно неоднозначная, но посильная задача для руководителя лицея.

In given article questions of strategic planning in innovative obrazovatel th establishment at an initial step of training are considered: theoretical approaches to a substantiation to mark-tingovyh of services in an education sphere are opened, mission of training in elementary school is defined, the basic risks are allocated, ways of their minimization are offered, prospective results are proved.

The key words: strategic planning, marketing in an education sphere, SWOT - the analysis, educational institution mission.

Список литературы

1. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2011. 320с.

2. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352с.

3. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

5. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

7. Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США // Сб: Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.

8. Дягилев А.В. Проблемы создания и деятельности холдинговой компании в Российской Федерации // Юридический мир. 2000.№1.

9. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Школа: управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. М., 2001.

10. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002.

11. Матяш Н.В., Фомин Н.В. Процессный подход в системе менеджмента качества в вузе, Вестник Брянского государственного университета, № 3, 2011. С. 168-175

Об авторах

Афонин Игорь Анатольевич - кандидат педагогических наук, директор лицея № 27 г. Брянска

Матяш наталья Викторовна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии БГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.