Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ / МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМЫ / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.В., Иваненко И.А.

В данной статье рассмотрены основные аспекты стратегического планирования на предприятии, этапы планирования, отображены основные проблемы, которые возникают в процессе стратегического планирования, а также показаны методы планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Е.В., Иваненко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING IN THE ENTERPRISE

This article discusses the main aspects of strategic planning in the enterprise, the stages of planning, shows the main problems that arise in the process of strategic planning, and also shows the methods of planning

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 338

Смирнова Е.В. студент

факультет экономики, менеджмента и информационных технологий КИПУ имени Февзи Якубова Российская Федерация, Республика Крым, г.Симферополь,

Иваненко И.А., к.э.н.

доцент

кафедра государственного управления КИПУ имени Февзи Якубова Российская Федерация, Республика Крым, г.Симферополь

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные аспекты стратегического планирования на предприятии, этапы планирования, отображены основные проблемы, которые возникают в процессе стратегического планирования, а также показаны методы планирования.

Ключевые слова: Стратегическое планирование, этапы, методы, проблемы, подходы.

Smirnova E. V. student

Faculty of Economics, Management and information technology KIPU named after Fevzi Yakubov Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol,

Ivanenko I.A., Ph.D. assistant professor Department of Public Administration KIPU named after Fevzi Yakubov Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol

STRATEGIC PLANNING IN THE ENTERPRISE

Annotation: This article discusses the main aspects of strategic planning in the enterprise, the stages of planning, shows the main problems that arise in the process of strategic planning, and also shows the methods of planning Keywords: Strategic planning, stages, methods, problems, approaches.

На сегодняшний день каждое предприятие стремится получить прибыль вне зависимости от вида выпускаемой продукции. Для осуществления поставленной цели разрабатывается ряд задач, которые нацелены на долгосрочную перспективу. В процессе выполнения этих задач возникают все возможные риски, чтобы предотвратить их, разрабатывается стратегический план. Он же в свою очередь является основным планом, который включает в себя программы производства продукции, программы нововведений, различные стратегии, а также использование и формирование потребляемых ресурсов. В стратегическом плане отражаются все виды деятельности предприятия. Основными характерными чертами стратегического плана является то, что он разрабатывается на основе использования современных методов планирования, комплексный и научно обоснован. Стратегический план всегда разрабатывается на несколько лет, чаще всего на 3-5 лет, но можно и более.

Какие разделы включает в себя стратегический план можно увидеть на рисунке 1.

Продукция (услуги)

Корпоративная миссия

Рынки

Конкуренция

Ресурсы

Деловой «портфель»

Инновации, инвестиции

Рисунок 1. Разделы стратегического плана на предприятии

Стратегическое планирование является замкнутым циклом и включает в себя 8 основных этапов. Каждый из этих этапов, включенный в цикл подразумевает под собой конкретную задачу, она же в свою очередь, должна соответствовать конечной цели предприятия, т.е. получению прибыли. Основные этапы стратегического планирования на предприятии можно увидеть на рисунке 2:

Рисунок 2. Основные этапы стратегического планирования на предприятии

Метод стратегического планирования - это конкретный способ, технический прием, благодаря которому решаются разного рода проблемы планирования, происходит расчет числовых значений показателей прогнозов, стратегических планов и программ. Под методикой стратегического планирования понимают совокупность приемов, методов разработки, системы расчетов плановых показателей, а также анализа и пояснения прогнозов, стратегических планов и программ всех уровней.

Когда составляется план, в первую очередь, подразумевается решение разного рода проблем, в том числе и рисков предприятия, которые выявляют различия между желаемым и фактическим состоянием объекта планирования. В зависимости от того, какая проблема возникла, используют разные методы планирования, какие именно можно увидеть на рисунке 3.

Основные проблемы планирования на предприятии отражаются интервально в зависимости от результата причины. Существуют следующие виды проблем планирования: стандартные, структурированные, слабоструктурированные, а также

неструктурированные. Неструктурированная проблема планирования отличается от остальных тем, что ее связь устанавливается на основе логического анализа.

Рисунок 3. Методы стратегического планирования на предприятии

В зависимости от возникшей проблемы подбирается индивидуальный подход, подходящий только под конкретно -поставленную проблему. Правильно выбранный подход даёт максимальный результат в виде решения проблемы. Выработка основных подходов к планированию требует также применения соответствующих принципов планирования. Так, А. Файоль называет пять общих принципов: необходимость, непрерывность, единство, гибкость и точность. Поэтому современный подход к планированию, в том числе и стратегическому, предполагает вовлечение в планирование всех членов организации, а иногда и представителей других заинтересованных групп. Для этого разберемся какие основные подходы стратегического планирования есть. Рассмотрим их на рисунке 4.

Стратегическое Системно-целевой подход

Цивилизационный подход Системно-ресурсный подход

Системно-комплексный подход Системно-интеграционный подход

Системно-структурный подход Системно-исторический подход

Системно-функциональный подход Системно-коммуникационный подход

V.

Рисунок 4. Основные подходы стратегического планирования

В процессе своей деятельности фирма сталкивается с разными угрозами и возможностями, они могут носить экономико-политический характер (дефляция и инфляция), рыночный (проникновение на рынок), международно- технологический (создание новых технологий предприятия за счет легкодоступности к материалам). При этом учитываются факторы конкуренции и социального поведения, так как они наиболее переменчивы.

Любое предприятие постоянно подвергается воздействию внутренних и внешних угроз экономической безопасности. В связи с этим необходимы меры, направленные на предотвращение этих угроз и на компенсацию ущерба от их действия. Такими мерами является постоянный мониторинг показателей реальных и прогнозируемых, диагностика кризисных ситуаций.

Таким образом, стратегическое планирование играет важную роль на любом предприятии, его разработка направлена на долгосрочную перспективу, чтобы исключить все возможные риски, которые может понести фирма. Также рассматриваемое планирование нацелено на развитие организации, что включает также выбор различных стратегических альтернатив на основе синтеза, анализа внешней и внутренней среды фирмы, определения потребностей в ресурсах и их распределения, обоснования необходимости, возможности и эффективности реализации выбранной стратегии, разработки систем управления и контроля ее внедрения.

Основными конечными результатами стратегического планирования являются: стратегические сценарии, стратегические планы, целевые программы, проекты, бюджеты и бизнес - планы.

Поэтому для достижения конечной цели, предприятиям любых форм собственности и масштабов необходимо определить стратегии маркетинга, а также стратегии планирования. Стратегия планирования помогает фирме выжить в жестких условиях рынка, расширить потенциал организации, создать все необходимые условия для развития. Но единой стратегии для всех предприятий на сегодняшний день нет, поэтому при планировании учитывается индивидуальный анализ внешней и внутренней среды, основываясь также на конечной цели и миссии организации.

Использованные источники:

1. Методы стратегического планирования [Электронный ресурс], Режим доступа:https://studref.com/465763/menedzhment/metody_strate gicheskogo_pl anirovaniya

2. Методы стратегического планирования [Электронный ресурс], Режим доступа:https://studwood.ru/1574725/ekonomika/metody_strategicheskogo_pla nirovaniya

3. Основные подходы и методы стратегического планирования [Электронный ресурс], Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/osnovnye-podhody-i-metody-strategicheskogo-planirovaniia-5e68ecf95d6d48677e495629

4. Стратегическое планирование на предприятии [Электронный ресурс], Режим

доступа:https://studref.com/365544/ekonomika/strategicheskoe_planirovanie_p redpriyatii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.