Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как инструмент регионального развития (на примере Министерства экономического развития Ставропольского края)'

Стратегическое планирование как инструмент регионального развития (на примере Министерства экономического развития Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ / STRATEGIC PLANNING / MINISTRY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STAVROPOL TERRITORY / STATE REGULATION OF THE STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстратова Татьяна Анатольевна, Ветрова Екатерина Александровна, Кабанова Елена Евгеньевна, Катаева Валентина Ивановна

На сегодняшний момент основным ведомством, отвечающим за стратегический подход к развитию территории, выступает Министерство экономического развития соответствующей территории, которое во взаимосвязи с региональным правительством, другими министерствами и ведомствами формирует документ, определяющий основные векторы развития субъекта Российской Федерации, и именно на Министерство ложится основная ответственность за качество данного документа. Принципами формирования стратегии развития территории могут выступать ориентация на сильные или слабые стороны региона, и от содержания стратегии будет зависеть, какие именно отрасли будут приоритетными в части поддержки своего развития, какие будут обеспечены дополнительными источниками финансирования, а какие будут развиваться самостоятельно, без пристального внимания со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евстратова Татьяна Анатольевна, Ветрова Екатерина Александровна, Кабанова Елена Евгеньевна, Катаева Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning as an instrument of regional development (for example, the Ministry of Economic Development Stavropol Territory)

At present, the main Department responsible for the strategic approach to the development of the territory is the Ministry of economic development of the relevant territory , which in conjunction with the regional government , other ministries and departments forms a document defining the main vectors of development of the subject of the Russian Federation, and it is the Ministry that bears the main responsibility for the quality of this document. The principles of forming a territorial development strategy can be based on the region's strengths or weaknesses, and the content of the strategy will determine which industries will be priority in terms of supporting their development , which will be provided with additional sources of funding, and which will develop independently, without close attention from the state.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как инструмент регионального развития (на примере Министерства экономического развития Ставропольского края)»

УДК 353.9

Евстратова Татьяна Анатольевна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет doroshenkot@yandex. ru Ветрова Екатерина Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления,

Российский государственный социальный университет eavetrova@yandex. ru Кабанова Елена Евгеньевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления,

Российский государственный социальный университет cool90@list.ru

Катаева Валентина Ивановна

кандидат социологических наук, доцент

orileader@gmail.com

Tatiana A. Evstratova

Candidate of sociological sciences, Associate Professor, Department of Management and Administrative Management, Russian State Social University

doroshenkot@yandex.ru Ekaterina A. Vetrova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Administrative Management, Russian State Social University

eavetrova@yandex.ru Elena E. Kabanova

Candidate of sociological sciences, Associate Professor, Department of

Management and Administrative Management, Russian State Social

University

cool90@list.ru

Valentina I. Kataeva

Candidate of sociological sciences, assistant professor orileader@gmail.com

Стратегическое планирование как инструмент регионального развития (на примере Министерства экономического развития

Ставропольского края)

Strategic planning as an instrument of regional development (for example, the Ministry of Economic Development Stavropol Territory)

Аннотация. На сегодняшний момент основным ведомством, отвечающим за стратегический подход к развитию территории, выступает Министерство экономического развития соответствующей территории, которое во взаимосвязи с региональным правительством, другими министерствами и ведомствами формирует документ, определяющий основные векторы развития субъекта Российской Федерации, и именно на Министерство ложится основная ответственность за качество данного документа. Принципами формирования стратегии развития территории могут выступать ориентация на сильные или слабые стороны региона, и от содержания стратегии будет зависеть, какие именно отрасли будут приоритетными в части поддержки своего развития, какие будут обеспечены дополнительными источниками финансирования, а какие будут развиваться самостоятельно, без пристального внимания со стороны государства.

Ключевые слова: стратегическое планирование, Министерство экономического развития Ставропольского края, государственное регулирование стратегическим планированием.

Annotation. At present, the main Department responsible for the strategic approach to the development of the territory is the Ministry of economic development of the relevant territory , which in conjunction with the regional government , other ministries and departments forms a document defining the main vectors of development of the subject of the Russian Federation, and it is the Ministry that bears the main responsibility for the quality of this document. The principles of forming a territorial development strategy can be based on the region's strengths or weaknesses, and the content of the strategy will determine which industries will be priority in terms of supporting their development , which will be provided with additional sources of funding, and which will develop independently, without close attention from the state.

Keywords: strategic planning, Ministry of Economic Development of the Stavropol Territory, state regulation of the strategic planning.

В настоящее время существует множество точек зрения на процесс стратегического планирования, каждая из них имеет свои особенности и специфику, но все схожи в одном - планирование помогает развитию и модернизации региона. Сформулированные выводы могут быть использованы структурными подразделениями субъектов Российской Федерации для совершенствования процесса стратегического планирования.

Отечественные экономисты А.Д. Вачугов и В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как «...набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределения ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но при этом подчиняются определенной иерархии. По своему характеру эти планы близки к прогнозам» [2].

Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает «...особый вид практической деятельности людей - плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [6].

В Ставропольском крае реализуются мероприятия 17 государственных программ Российской Федерации и включенных в них 4 федеральных целевых программ, для чего используются средства федерального бюджета в объеме 16,1 млрд. рублей.

В рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года заключено было соглашение от 14 февраля 2018 г. № 370-08-2018-018 между Минкавказом России и Правительством Ставропольского края о предоставлении в 2018 году из федерального бюджета 500,0 млн. рублей на реализацию 4 инвестиционных проектов Ставропольского края общей стоимостью 2,3 млрд. рублей, из них 531,9 млн. рублей -бюджетные ассигнования и 1,7 млрд. рублей - внебюджетные источники [4].

В результате реализации данных проектов будет создано около 300 рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней в

течение 5 лет после начала осуществления финансирования составят более 800 млн. рублей.

В рамках государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» городу Невинномысску была предоставлена субсидия из бюджета Ставропольского края в размере 64,0 млн. рублей на софинансирование проектирования 6 объектов инфраструктуры на территории регионального индустриального парка общей стоимостью 1,3 млрд. рублей, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

По итогам 2018 года была проведена процедура оценки регулирующего воздействия 94 проектов нормативных правовых актов, разработанных органами власти края. Для представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края проводились семинары о методологии проведения и новых методах оценки регулирующего воздействия.

Мероприятия, проведенные в сфере оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы, позволили повысить позицию Ставропольского края в рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации, формируемом Министерством экономического развития Российской Федерации [7]. За 2018 год Ставропольский край достиг значительных результатов и отнесен к «Высшему уровню» качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации, тогда как в 2017 году Ставропольский край был отнесен к «Хорошему уровню». Всего в данную группу в 2018 году вошли 36 регионов.

На 1 января 2019 года число субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае достигло 116 тысяч, что выше уровня, сложившегося по состоянию на 01 января 2018 года, на 1 %.

В рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляются следующие мероприятия:

- государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» в 2018 году предоставлены поручительства 85 субъектам малого и среднего бизнеса. Общая сумма выданных поручительств 837,3 млн. рублей,

что позволило привлечь в экономику края более 1,9 млрд. рублей кредитных ресурсов;

- некоммерческой организацией микрокредитной компанией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» в 2018 году предоставлены микрозаймы 437 субъектам малого и среднего бизнеса. Общая сумма выданных микрозаймов составляет 570,4 млн. рублей. Процентные ставки за пользование микрозаймами установлены в размере не более 7,75 % годовых;

- перечислен имущественный взнос в размере 32,4 млн. рублей в некоммерческую организацию «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае», что позволило обеспечить деятельность структурных подразделений Фонда поддержки: Центра поддержки предпринимательства, Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2018 году были привлечены средства федерального бюджета и бюджета Ставропольского края в размере 15 789,79 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10 771,30 тыс. рублей, на развитие некоммерческой организации «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края», что позволило обеспечить деятельность структурных подразделений: Регионального центра инжиниринга (РЦИ), Центра кластерного развития (ЦКР) субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае и регионального центра компетенций в сфере производительности труда в Ставропольском крае.

При содействии РЦИ в 2018 году предоставлено более 220 субъектов малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку, в том числе:

- 2 компаниям разработаны проекты модернизации существующих производств с привлечением более 4 миллионов рублей собственных инвестиций в основной капитал;

- 2 экспресс оценки Индекса технологической готовности предприятий;

- оказаны услуги по антикризисному консалтингу, выявлению текущих потребностей и проблем для 3 производственных предприятий;

- проведены 4 технологических аудита, 1 экологический аудит, 3 финансовых аудита на 8 производственных предприятиях;

- оказано более 95 услуг по сертифицированию выпускаемой продукции предприятий;

- 5 предприятий получили консультационные услуги по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- проведено 10 обучающих семинаров.

В 2018 году на обеспечение деятельности Центра кластерного развития из федерального бюджета было выделено 2771,3 тыс. руб. Несмотря на столь скромный бюджет, сотрудникам ЦКР удалось сохранить 5 существующих кластеров «Химия, биохимия, биотехнологии», «Фармацевтика и медицина»,

«Агропромышленный», «Легкопромышленный» и кластер «Энергообеспечения и строительных материалов», также увеличить общую численность членов кластеров до 79 субъектов малого и среднего предпринимательства и запустить формирование 6 кластера, который объединит производителей меховой промышленности края.

За 2018 год при содействии Центра кластерного развития 52 субъекта малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку, было организовано и проведено 14 мероприятий, включающих семинары, вебинары, круглые столы, кратковременные программы обучения сотрудников, форумы и конференции, оказано 157 услуг, из которых:

- 144 услуги были представлены в виде индивидуальных консультаций и оказания содействия в вопросах государственной и муниципальной поддержки, а также 13 прямых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства,

- 7 услуг в организации работ по обеспечению соответствия продукции предприятий малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками кластеров, требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта (разработка единых стандартов), в виде: услуг по разработке и внедрению системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и сертификация систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, услуг по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов таможенного союза (ТР ТС), а также услуг по получению декларации соответствия требованиям ГОСТ-Р;

- 1 услуга по проведению информационных компаний в средствах массовой информации.

За 2018 год Фонд оказал услуги 54 предприятиям Ставропольского края, 26 из которых впервые обратились за государственной поддержкой.

Совокупный объем внебюджетных источников, привлеченных в 2018 году на услуги, оказанные Фондом для субъектов малого и среднего предпринимательства, составил 1 862 тыс. рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», Министерством разработаны паспорта региональных проектов «Системные меры по повышению производительности труда» и «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», утвержденные Советом при Губернаторе Ставропольского края по проектной деятельности

[5].

Для реализации региональных проектов на базе Фонда в 2018 году создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда.

Министерством и региональным центром компетенций совместно с АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» в ноябре 2018 года отобраны 4 региональных предприятия для участия в реализации регионального проекта. Эксперты Федерального центра компетенций (ФЦК) организовали практическую работу по реализации регионального проекта на предприятиях первой волны (ПАО «Завод АТЛАНТ», ООО «Шоколенд»), с марта 2019 года развернется работа на предприятиях второй волны (АО «Арнест», ООО «Баксанский бройлер»).

В реализацию регионального проекта до 2024 года планируется вовлечь 133 крупных и средних предприятий края, из которых 14 предприятиям будет оказана экспертная поддержка ресурсами ФЦК, а комплексная работа с 66 ставропольскими предприятия будет возложена на специалистов РЦК, параллельно РЦК будет оказывать консультационную поддержку 53 предприятиям, решившим применить методики повышения производительности труда самостоятельно.

В 2018 году привлечены средства федерального бюджета и бюджета Ставропольского края в размере 28 142,22 тыс. рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 8 000,00 тыс. рублей, на создание и содержание центров молодежного инновационного

творчества (ЦМИТ), а также на обеспечение ранее созданных центров. Поддержаны проекты по созданию ЦМИТов в г. Железноводск, г. Изобильный, г.Георгиевск, по развитию ЦМИТа в Ставрополе. Услугами ЦМИТ за весь период деятельности воспользовались более 20 000 человек и реализовано более 150 проектов различных направлений от часов до роботов и концептуальных макетов машин и оборудования.

В настоящее время в крае формируется пятилетняя программа развития сети ЦМИТ, в рамках которой предусмотрено ежегодное создание не менее 2-х новых центров за счет средств бюджета Ставропольского края [3].

В Ставропольском крае созданы и функционируют 38 офисов МФЦ, 243 территориально обособленных структурных подразделения (ТОСП) МФЦ, а также 5 Центров оказания услуг для бизнеса (ЦОУ): 3 центра -в г. Ставрополе, 1 центр - в г. Михайловске Шпаковского района, 1 центр - в г. Минеральные Воды.

Общее количество окон обслуживания заявителей в офисах и ТОСП МФЦ составляет 698, в том числе, 21 специализированное окно обслуживания для бизнеса и 9 окон ЦОУ. Доля жителей Ставропольского края, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ, составляет 97,47%. Общее количество обращений в МФЦ за 2018 год составило 2 750 655, количество оказанных услуг - 1 540 269.

Уровень удовлетворенности заявителей качеством предоставляемых услуг в МФЦ в 2018 году составил 96,9% при нормативном показателе 90%, в 2017 г. данный показатель составлял 94,2%, 2016 г. - 92,3%.

В МФЦ организовано предоставление 49 федеральных государственных услуг, 57 государственных услуг органов исполнительной власти Ставропольского края, а также организована возможность предоставления 66 типовых муниципальных услуг. Кроме того, в МФЦ предоставляется 7 услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляется регистрация граждан в Единой системе идентификации и аутентификации [1].

В 2018 году в доход краевого бюджета от уплаты госпошлины за оказание через МФЦ федеральных услуг, поступило почти 283 миллиона рублей, в 2017 году данная сумма составляла 254 миллиона, а в 2016 году - менее 209 миллионов рублей.

За 2018 год были значительно активизированы международные и внешнеэкономические связи Ставропольского края. Делегации Ставропольского края приняли участие в зарубежных выставках в Азербайджане, Казахстане. Состоялись визиты делегаций в Беларусь, Азербайджан. Край посетили делегации официальных и деловых кругов Швейцарии, Франции, Австрии, Греции, Германии, Израиля, Белоруссии, Узбекистана, Туркменистана, Армении.

По итогам проведенных мероприятий заключено:

- 98 экспортных контрактов на общую сумму 1,60 млрд. рублей;

- 290 соглашений и договоров о сотрудничестве.

Основная цель проведенных мероприятий: продвижение продукции ставропольских товаропроизводителей на российский и зарубежные рынки, привлечение российских и зарубежных инвестиций, передовых технологий.

Итогом проведения мероприятий стала стабилизация внешнеторгового оборота Ставропольского края на уровне 1,7 млрд. долларов США в год и создание предпосылок для его роста на уровне 3,3% Экспорт региональной продукции составил в 2018 году - 1,07 млрд. долларов США, по отношению к 2017 году рост составил 6,9%, импорт в 2018 году составил - 640,9 млн. долларов США, снижение данного показателя произошло на 2,2%.

Рассмотрим основные недостатки стратегического планирования развития регионов, которые характерны и для Ставропольского края:

- неопределенность методологического подхода социально-экономического развития региона;

- недостатки организационного обеспечения процесса стратегического планирования, которые заключаются в том, что даже самые продвинутые специалисты и консультанты не могут сформировать стратегию развития конкретной территории, не зная все ее особенности. Сюда же можно отнести неправильный подход к использованию услуг внешних консультантов, когда нанятым специалистам не верно, или не четко указаны цели и задачи желаемой стратегии. Данная проблема выявилась в процессе разработки первоначального варианта стратегии развития Ставропольского края до 2035 года, когда к ее разработке были привлечены внешние специалисты;

- отсутствие контура стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ставропольского края, которые своими

документами стратегического характера не должны противоречить стратегии развития региона;

- отсутствие при разработке стратегии развития Ставропольского края до 2020 года стратегических представлений по отношению к будущему состоянию и развитию региона, что привело к утрате целенаправленности в процессе стратегического планирования. Документ носил больше декларативный характер, определяющий общие векторы развития региона, и не предполагал реальных действий и конкретных инструментов. В данном контексте важным для края является наличие в новой стратегии, рассчитанной на период до 2035 года, стратегического мышления и четкое понимание желаемого состояния региона специалистами, осуществляющими разработку региональной стратегии;

Таким образом, перечисленные проблемы влияют на качество стратегического планирования развития территории и не позволяют сформировать качественный документ, отвечающий потребностям региона, не дающий в полной мере раскрыть потенциал территории, и осуществлять динамичное развитие региона в соответствии с поставленными целями и задачами.

Вывод.

Что касается возможностей реализации стратегического плана развития Ставропольского края как геостратегической территории, то для осуществления поставленных перед регионом целей и задач необходимо создание определенных условий, формируемых на уровне Российской Федерации, для чего в адрес Совета Федерации, Полпредства и Минэкономразвития РФ предлагается внести ряд инициатив от Министерства экономического развития Ставропольского края и Правительства края в разрабатываемый План мероприятий по реализации стратегии.

1. Для достижения целей национальных проектов считаем целесообразным увеличить объемы финансирования из федерального бюджета для субъектов, входящих в состав геостратегических территорий и при распределении межбюджетных трансфертов, в том числе, дотаций между субъектами РФ, применять повышающие коэффициенты для геостратегических территорий в диапазоне от 1,3 и выше.

2. Распределение федеральной господдержки в настоящее время носит заявительный характер. При этом должны выполняться ряд требований к субъектам РФ и муниципальным образованиям, включая наличие проектно-сметной документации, на создание которой у

субъектов РФ и муниципальных образований зачастую отсутствуют бюджетные средства. Предлагается для геостратегических территорий, в том числе, для Ставропольского края, ввести возможность софинансирования из федерального бюджета мероприятий по разработке проектно-сметной документации.

3. Также предлагается выделять дополнительные средства из федерального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг более 60% в рамках федеральных проектов. Особого внимания в крае заслуживает в этом направлении инфраструктура Кавказских минеральных вод, на которую ложится дополнительная нагрузка отдыхающих.

4. Ряд расходов специфического характера, не вошедших в национальные цели и приоритеты, например, переселение из ветхого и аварийного жилья на селе, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие, но влияющие на достижение национальных целей, также должны иметь выделенные лимиты федерального бюджета на финансирование геостратегических территорий и включаться в соответствующие госпрограммы развития Северо-Кавказского федерального округа.

5. Целесообразным также является объединение территориального и отраслевого принципов в Госпрограмме СевероКавказского федерального округа. Существующий в настоящее время подход не позволяет госпрограмме развития Северо-Кавказского федерального округа считаться полноценным инструментом комплексного развития субъектов, входящих в состав данного макрорегиона, так как только часть расходов отражается в данной госпрограмме, а часть отражается в составе отраслевых государственных программ РФ. Край может выйти с инициативой представления в госпрограмме развития всех расходов федерального бюджета в форме аналитического свода с обязательной привязкой расходов к ответственным исполнителям - федеральным органам исполнительной власти, заявленным целям национальных проектов, с указанием доли расходов федерального бюджета, приходящихся на субъект, по тому или иному направлению.

6. Необходимы гарантированные расходы предупредительного характера из федерального бюджета на ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций, противооползневых мероприятий, подтоплений, чтобы не возникало необходимости переструктурировать краевой бюджет в случае возникновения таких

ситуаций, сокращая расходы на развитие региона и реализацию Стратегии.

Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят повысить эффективность стратегического планирования в Ставропольском крае и качество реализации мероприятий, заложенных в документах стратегического характера.

Литература:

1. Kabanova E.E., Vetrova E.A., Evstratova T.A., Kataeva V.I., Sulyagina Ju.O. The assessment of public (municipal) service provision by multifunctional centers. Academy of Strategic Management Journal. 2018. Т. 17. M 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вачугов Д.Д., Веснин В.Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка. Социально-политический журнал. 1998. M 8.

3. Постановление губернатора Ставропольского края от 9 июля 2008 года M541 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Ставропольского края» (с изменениями на 19 августа 2019 года) // http://docs.cntd.ru/document/461504860 (дата обращения: 14.01.2020).

4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. M 207-р, https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/rasporyazhenie (дата обращения: 12.01.2020).

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. M 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 14.01.2020).

6. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. Москва: ТАНДЕМ : ЭКМОС, 1998. - 440 с.

7. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (редакция от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378 (дата обращения: 10.01.2020).

References:

1. Kabanova E.E., Vetrova E.A., Evstratova T.A., Kataeva V.I., Sulyagina Ju.O. The assessment of public (municipal) service provision by multifunctional centers. Academy of Strategic Management Journal. 2018. Т. 17. M 3.

2. Vachugov D.D., Vesnin V.F. Planning strategy. Fundamentals of management and market. Socio-political journal. 1998. №8.

3. Resolution of the Governor of Stavropol territory dated July 9, 2008 No. 541 "on approval of the Regulations on the Ministry of economic development of Stavropol territory" (as amended on August 19, 2019). http://docs.cntd.ru/document/461504860 (accessed: 14.01.2020).

4. The spatial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 was approved by government decree No. 207-R of February 13. 2019.

https://www.economy.gov. ru/material/dokumenty/rasporyazhenie (accessed: 12.01.2020).

5. Decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2018 No. 204 "on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

(accessed: 14.01.2020).

6. Utkin E.A. Strategic planning. Moscow: TANDEM: EKMOS, 1998. -440 p.

7. Federal law of 28.06.2014 N 172-FZ (revision of 18.07.2019) "on strategic planning in the Russian Federation " // "Collection of legislation of the Russian Federation", 30.06.2014, N 26 (part I), article 3378 (accessed: 10.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.