Научная статья на тему 'Стратегическое планирование деятельности предприятий АПК'

Стратегическое планирование деятельности предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
949
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ АПК / БИЗНЕС ПЛАН / АНАЛИЗ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / STRATEGIC PLANNING / AGRIBUSINESS COMPANIES / BUSINESS PLAN / ANALYSIS / PROFITABILITY / MARKET SEGMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Кирилл Константинович

В современной экономике широко используется понятие «стратегических решений» для повышения качества функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. На предприятиях агропромышленного комплекса, зачастую, планирование осуществляется лишь в краткосрочном периоде, что вынуждает организации терять значительную часть прибыли. В статье рассматривается пример решения задачи стратегического планирования на предприятии АПК с созданием нового производства и выходом на новые рынки сбыта продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Кирилл Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Planning Of Agricultural Enterprises

In today's economy is widely used concept of "strategic decision" to improve the performance of the company in the long term. At the enterprises of agro-industrial complex, often, planning is carried out only in the short run, forcing the organization to lose a significant portion of the profits. The article describes an example of solving the problem of strategic planning at the company AIC with a new production and access to new markets.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование деятельности предприятий АПК»

Иванов К.К. Стратегическое планирование деятельности предприятий АПК // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. - №1(1) апрель-июнь. - URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/2015-god/1/16-statya/74-00025

УДК 332.02

Иванов Кирилл Константинович

Ассистент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля

ФГБОУВПО ОмГАУим. П.А. Столыпина, г. Омск

KK.Ivanov@omgau.org

Стратегическое планирование деятельности предприятий АПК

Аннотация: В современной экономике широко используется понятие «стратегических решений» для повышения качества функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. На предприятиях агропромышленного комплекса, зачастую, планирование осуществляется лишь в краткосрочном периоде, что вынуждает организации терять значительную часть прибыли. В статье рассматривается пример решения задачи стратегического планирования на предприятии АПК с созданием нового производства и выходом на новые рынки сбыта продукции.

Ключевые слова: стратегическое планирование, предприятия АПК, бизнес план, анализ, рентабельность, сегменты рынка.

Введение. Термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют координальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и необратимые последствия. Таким образом, в качестве отличительного признака стратегичности решений используются две основные характеристики - необратимость и долгосрочность последствий [1, с. 85]. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия, и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий.

Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из множества известных заранее вариантов. [3, с. 186]. В практике работы сельскохозяйственных предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации отраслей производств, коренное изменение специализации предприятия.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей ориентированы на выработку стратегических планов развития[3, с. 125].

Цель стратегического развития — определение наиболее перспективных направлений деятельности предприятия, обеспечивающее ее рост и процветание.

Актуальность принятия стратегической программы со стороны сельскохозяйственных предприятий обусловлена следующими основными причинами:

1. Осознание того, что любое предприятие является открытой системой и что главные источники успеха находятся во внешней среде.

2. В условиях обострения конкурентной борьбы планы стратегического развития организации являются одним из решающих факторов ее выживания и процветания. Они позволяют адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде.

3. Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее продукция должна обладать адаптационными способностями[1, с. 92]..

Необходимость своевременно разрабатывать и реализовывать стратегические планы развития в связи с возникновением неожиданных ситуаций (экономическая нестабильность, действия конкурентов) является одним из наиболее действенных способов для адаптации сельскохозяйственного предприятия к условиям рынка.

Стратегия развития отражает сегодняшние шаги предприятия, направленные на формирование его будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания[2, с. 8].

Объектом исследования выступает ФГУП «Омское» Омского района Омской области.

Анализ текущей ситуации ФГУП «Омское». Для того чтобы более наглядно представить ситуацию на предприятии был проведен анализ основных отраслей производства в животноводстве.

Для начала следует провести SWOT - анализ предприятия с целью выявления его потенциальных возможностей, а также угроз. Анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1

SWOT - анализ ФГУП "Омское"

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)

1. Выращивание племенного молодняка круп. рог. скота 1. Отсутствует внедрение новых технологий

2. Наличие клиентов за пределами РФ. 2. Устаревшие методы ведения хозяйства

3. Квалифицированный управленческий персонал 3. Устаревшие методы учета затрат

4. Высокое качество продукции 4. Отсутствие молодых специалистов на предприятии

5. Использование собственных кормов 5. Низкий уровень оплаты труда

6. Отличная кредитная история 6. Устаревший машинно-тракторный парк (МТП)

7. Свободные производственные площади 7. Отсутствие современного оборудования

8. Большой опыт в отрасли животноводства

Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

1. Появление новых каналов сбыта вследствие близкого расположения к городу 1. Неблагоприятный климат

2. Рост спроса на производимую продукцию 2. Растущее число конкурентов

3. Рост заинтересованности потенциальных инвесторов 3. Низкие закупочные цены на продукцию

4. Модернизация объектов для нужд предприятия 4. Отсутствие постоянной клиентской базы

5. Рост контактов со странами СНГ 5. Сокращение дотаций со стороны государства

По данным SWOT - анализа можно сделать следующие выводы:

1. Предприятие имеет большой опыт в отрасли животноводства.

2. ФГУП «Омское» имеет постоянных партнеров за пределами РФ (Республика Казахстан).

3. Предприятие производит продукцию высокого качества.

4. Имеется отличная кредитная история. ФГУП «Омское» относится к группе предприятий с устойчивым финансовым положением.

Однако растущее число конкурентов и имеющиеся возможности выхода на новые рынки сбыта продукции обязывает задуматься над возможностями дальнейшего развития предприятия.

Так как ФГУП «Омское» имеет большой опыт в отрасли животноводства, для изыскания возможностей стратегического развития предлагаем рассмотреть именно ее.

Молочная отрасль на предприятии развита в достаточной степени. Объемы реализации продукции и отпускные цены позволяют говорить о достаточном уровне рентабельности молочного производства. В 2013 году на предприятии было реализовано 9406 центнеров молока. Полная себестоимость произведенной продукции составила 7620 тыс. рублей, выручка - 8740 тыс. руб. Таким образом, рентабельность молока составила 15%, что является средним показателем по Омской области (по данным сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области).

Для определения ситуации производства мяса крупного рогатого скота необходимо провести СУР - анализ и определить точку безубыточности.

При рассмотрении отрасли производства мяса крупного рогатого скота видно, что отрасль убыточна.

Отсюда возникает потребность в реанимировании отрасли и выведении ее из кризисного состояния.

Для этого требуется разработать долгосрочный план стратегического развития отрасли, основной составляющей которого будет являться бизнес - план по внедрению на предприятии цеха по переработке мясной продукции. В частности предлагается ввести производство косервированой тушеной говядины с возможностью переработки побочной продукции.

Заключение. Необходимые инвестиции составляют 58 млн. руб., в том числе средства инвестора в размере 44 млн. руб.

Инвестором является ОАО «Россельхозбанк», который предоставляет льготные кредиты для сельских товаропроизводителей согласно программе развития сельского хозяйства, а также ряд частных инвесторов.

Инвестиционный кредит является льготным (процентная ставка составляет 19,5% годовых). Срок его погашения при работе предприятия по запланированному графику - 5 лет.

Источником погашения кредита и процентов по нему является прибыль от производства указанной продукции, причем погашение процентов по кредиту начинается через 1 год после начала инвестирования.

Обеспечением заемщика под предоставляемый кредит является залог имущества предприятия и прибыль, получаемая от всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.

Маркетинговые исследования, проведенные по этому рынку специалистами ФГУП «Омское», свидетельствуют о том, что рынок является олигополистическим, но при этом ниша данной продукции остается практически незанятой, о чем свидетельствует малое количество продукции на рынке, и, при существующем уровне цен и качественных параметрах продукции ФГУП «Омское» вполне может стать одним из лидирующих предприятий в этой области. По их оценке емкость данного сегмента рынка составляет от 400 до 420 тыс. банок говяжьей тушенки в месяц. Таким образом, 26% данного сегмента рынка остается свободным. Мощность оборудования составляет 98000 банок в месяц при полной нагрузке. На рынок Омской области, а также близлежащих регионов, планируется

поставлять около 69 тыс. банок, что составляет 16,5% от общей емкости рынка. Вследствие этого, на рынке остается свободными около 9,5% или около 40 тысяч банок.

Целью разработки проекта является рост прибыли предприятия вследствие увеличения объемов производства продукции, а также выхода на новые рынки сбыта. Источниками финансирования являются:

- Средства инвестора в размере 40 млн. руб. с финансированием в 1 квартале 2015 года;

- Средства сторонних инвесторов в размере 4 млн. руб.

- Собственные средства предприятия в общей сумме 14 млн. руб.

Срок окупаемости проекта - 5 лет с начала инвестирования при ставке за кредит 19,5

%.

При этом инвестор получит доход в виде процентов в сумме 21230 тыс. руб. При дисконтировании этого дохода процентной ставкой 19,3 % годовых, инвестор получит доход в размере:

(8360*0,84)+(6435*0,7)+(4290*0,59)+(2145*0,50)=7022,4+4504,5+2531,1+1072,5=15130, 5 тыс. руб.

Чистая прибыль предприятия в сумме за 5 лет реализации проекта составит 5920 тыс.

руб.

Помимо очевидных выгод при запуске цеха по переработки мясной продукции, это позволит сократить потери на производстве до 30% побочной продукции (производство мясокостной муки, производство полуфабрикатов субпродуктов и т.д.) и соответственно выведет отрасль производства мяса крупного рогатого скота в ФГУП «Омское» на качественно новый уровень, что позволит сделать отрасль рентабельной.

Ссылки на источники:

1. Магданов П.В. Стратегическая логика // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». Выпуск 3 (6). Пермь: Пермский государственный университет. 2010. С. 84-95.

2. Магданов П.В. Система плановой документации как результат стратегического планирования в корпорации // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». Выпуск 3 (10). 2011. С. 6-13.

3. Fogg C.D. Team-Based Strategic Planning. A Complete Guide to Structuring, Facilitating and Implementing the Process. 2010. 337 p.

Kirill Ivanov

Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin, Omsk

Strategic Planning Of Agricultural Enterprises

Abstract: In today's economy is widely used concept of "strategic decision" to improve the performance of the company in the long term. At the enterprises of agro-industrial complex, often, planning is carried out only in the short run, forcing the organization to lose a significant portion of the profits. The article describes an example of solving the problem of strategic planning at the company AIC with a new production and access to new markets.

Keywords: Strategic planning, agribusiness companies, business plan, analysis, profitability, market segments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.