Научная статья на тему 'Стратегическое планирование деятельности предпринимательских структур автомобильного транспорта в условиях конкуренции'

Стратегическое планирование деятельности предпринимательских структур автомобильного транспорта в условиях конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев А. В.

В статье обосновывается, что стратегические планы служат основой для всех видов планирования деятельности предпринимательских структур. Оно представляет собой управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предпринимательских структур автомобильного транспорта, потенциальными возможностями и меняющимся спросом на потребительском рынке. Анализ результатов выполненного исследования позволил систематизировать уровневое взаимодействие основных компонентов методики стратегического планирования предпринимательских структур на примере грузового автомобильного транспорта. Содержание статьи ориентировано на преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов, а также руководителей предприятий и организаций, предпринимателей автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic competition between business units in heavy cargo transportation

The Broughted factors represent competitive positions of the business structures of the cargo car transport in different market situations. Researching competitive strategies business structures, valuing possible with their sides of the threat, as well as considering forecasted change in the conditions to competitions and competitiveness, defining merit factor is offered to consider the competitive status of the enterprise. On economic contents this means the possession by competitive advantage, for instance, in specialization of the rolling stock of the business structure of the cargo car transport for delivery goods certain group on transport compatibility.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование деятельности предпринимательских структур автомобильного транспорта в условиях конкуренции»

УДК 336.61

А. В. ТЕРЕНТЬЕВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

В статье обосновывается, что стратегические планы служат основой для всех видов планирования деятельности предпринимательских структур. Оно представляет собой управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предпринимательских структур автомобильного транспорта, потенциальными возможностями и меняющимся спросом на потребительском рынке. Анализ результатов выполненного исследования позволил систематизировать уровневое взаимодействие основных компонентов методики стратегического планирования предпринимательских структур на примере грузового автомобильного транспорта. Содержание статьи ориентировано на преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов, а также руководителей предприятий и организаций, предпринимателей автомобильного транспорта.

Подчеркивая значимость стратегического планирования, можно отметить, что ему присущи большая степень неопределенности, временная ориентация процесса планирования и определенный горизонт планирования. Степень неопределенности в отечественных предпринимательских структурах грузового автомобильного транспорта (ПСАТ) обусловлена нестабильностью политики, экономики, несовершенством рыночных о тношений и законодательных актов, касающихся производственно-хозяйственной деятельности. Временная ориентация учитывает в процессе планирования его отношение к прошлому, настоящему и будущему. В зависимости оттакой ориентации планирования выделяются четыре его типа: ретроспективное, текущее, перспективное и интерактивное.

Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные, проводят грань между долгосрочным и стратегическим планированием. Это правильно, так как стратегическое планирование имеет целью выработку направлений движения ПСАТ, а понятие «долгосрочное» указывает лишь на горизонт планирования. С точки зрения горизонта планирования, стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. По нашему мнению, все перечисленные виды планирования применяются на практике и по своей сути могут быть стратегическими в рыночных условиях хозяйствования независимо от горизонта планирования.

На основе стратегических среднесрочных планов может производиться краткосрочное планирование. Его конкретным выражением могут быть планы развития предприятия с периодом до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго и третьего — каждые полгода или ежегодно. Вместе с тем следует обратить внимание, что указанные последовательность и преемственность разработки долго-, средне- и краткосрочных стратегических планов не являются обязательными.

Горизонт стратегического планирования может определяться длительностью производственного цикла и жизненным циклом транспортной продукции. То, что является долгосрочным для одного ПСАТ, может быть краткосрочным для другого, а временной аспект, приемлемый для одной сферы деятельности, может оказаться непригодным в другой. Более того, стратегическое планирование должно быть пронизано предпринимательством, являясь функцией особого рода с элементами риска, присущей ему.

Учитывая вышеизложенное, под стратегическим планированием деятельности ПСАТ следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия. Стратегические планы служат основой для всех видов планирования деятельности предпринимательских структур. Оно представляет собой управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями ПСАТ, потенциальными возможностями и меняющимся спросом на потребительском рынке. Анализ результатов выполненного исследования позволил систематизировать уровневое взаимодействие основных компонентов методики стратегического планирования ПСАТ (рис. 1).

Объективная необходимость выбора миссии общепризнанна. Отдельные руководители предприятий определяют миссию как получение максимальной прибыли. Цели ПСАТ формулируются на основе миссии и тех ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. При этом цели должны быть ориентированными ьо времени, конкретными и достижимыми. Далее следует диагностический этап процесса — оценка и анализ внешней среды ПСАТ. Диагноз внутренних проблем предприятия представляет собой выявление его сильных и слабых сторон. На основе оценки и анализа внешней среды и внутренних возможностей вырабатывается соответству-

V'

Формирование организационной структуры

Оценка благоприятных

и угрожающих предпринимательству условий

Выбор стратегического направления разлития

Отслеживание динамики, енленций развития рынка

Угроз для стратегии

Открывающихся на рынке возможностей

Развернутых мощностей и Конкуренто-производствеиных резервов способности

Значительный рост планового уровня показателей

Планирование показателей от достигнутого уровня

Планомерное сворачивание деятельности

Сочетание стратегий обслуживания клиентуры

«ж

Формирование с1ратегичсской конкурентней псаидашНСА^

• Туфь* чЕя -ут^-лу:?;?

л —

■ .ФоЫиг ЛьярпЛо ^ иЙ^'с-тр^гий рЩипйиЛЮ-^Г.

«- ши-т ▼ —

Ж 13

е-15

11

о

о. >К

* з к

е-1 я

р 1

я <0

3

5

И

•е- й н

5 2 О 8.8 8. 18.

И Ч Б. : з о о :

о о

и

ь- Э"с

1 [|||№№1ЭД10НЭ111№ ОЦ»№НВ\ И.»хи«.лги ¿ипель« струны А^ом^йЛьчуи) трлнси^А аетьп^^аая^й гпвдЛгмгП

Рис. 1. Укрупненная блок-схема стратегического планирования деятельности предпринимательской структуры автомобильного транспорта

ющая стратегия предприятия путем рассмотрения ряда альтернативных стратегий.

Прогнозирование показателей деятельности ПСАТ разбивается на три действия: первое - получение прогнозных оценок спроса на автотранспортную продукцию; второе - прогноз состояния рынка транспортной продукции; третье - прогнозирование величины собственных провозных способностей в стратегическом планировании (рис. 2). При такой постановке предполагается, что достижение прогнозных оценок всегда осуществимо, т.е. не рассматриваются возможные ограничения, которые могут возникнуть на интервале прогнозирования. В этой связи прогноз провозных способностей помимо количественных оценок должен включать в себя характеристику возможных ограничений, препятствующих осуществлению прогноза.

Выполненный анализ существующего положения ПСАТ показал, что возможны несколько вариантов прогноза общих показателей объема потребности в автотранспортном обслуживании в соответствии с производственными возможностями товаропроизводителя:

а) объем потребности в транспортной продукции по структуре и содержанию «сегодняшнего» размера предложения товаров потребителям О603, в единицах товарного ассортимента;

б) прогнозируемый объем потребности в транспортной продукции в соответствии с трендом (среднее значение) Отрен\ в единицах товарного ассортимента;

в) прогнозируемый объем потребности в транспортной продукции соответствующий максимально возможному объему производстватоваров и полному

Рис. 2. Прогнозирование показателей рынка транспортной продукции

удовлетворению спроса на товары, 0"|Л-'А, в единицах товарного ассортимента.

Воспользовавшись методом экстраполяции, на основе статистических данных о динамике развития объема перевозок рассчитываются прогнозные значения. Однако, как установлено в исследовании, такие общие показатели не могут устраивать грузовладельцев и ПСАТ. Это обстоятельство резко сужает область их применения и в дальнейшем они могут рассматриваться как ориентировочные по возможным стратегическим направлениям. Поэтому грузоотправителю необходимо осуществить группировку товаров по транспортной однородности и размеру отправки, что не противоречит современным требованиям к товаропроизводителям, при выпуске готовой продукции обеспечивать ее пригодность к транспортировке с сохранением потребительских свойств. В свою очередь, это позволит ПСАТ определить временные затраты на автотранспортное обслуживание и требуемую специализацию подвижного состава нужной грузовместимости.

Потребности в транспортной продукции могут быть пересчитаны из объемных показателей во временные (авто-часы) и их прогнозы будут конкретизированы по вариантам группировки товаров:

а) Ойт +ог> +... + С}»,

I 4 (1)

С ' АТУ +С АТУ + ... + С АТУ

гдеС\т - спрос на обслуживание в-специализированными транспортными средствами.

б) О""""" -*Ол +Ов +... + 0'4' ■

1 1 (2) С А,\ТУ +СГ,ЛТУ + + АТУ

В) о"""' ->Ол +Оь +... + 0'\

1 4 (3)

Рассматриваемые три варианта прогноза потребности в автотранспортном обслуживании обладают универсальным измерителем пребывания транспортного средства в распоряжении грузоотправителя. Причем в зависимости от предполагаемого размера отправки будет определяться потребность в грузовместимости транспортного средства, а от характеристики товара, качества упаковки и требований к сохранности — специализация автомобиля.

Кроме того, вариант а) не потребует увеличения провозных способностей ПСАТ по сравнению с текущим периодом обслуживания. Два других варианта ориентированы на средний и предельный рост потребности в транспортном обслуживании. Таким образом, избрание одного из вариантов — б) или в) в качестве целевой функции позволит определить товаропроизводителю собственную стратегию и назовет величину спроса на провозные способности ПСАТ. Очевидной реакцией на прогнозируемый спрос оказывается предложение требуемых провозных способностей со стороны нескольких ПСАТ. Классическое состояние рынка транспортной продукции — мо-нопсия корректируется особенностями функционирования рынка: наличием собственного ав топарка у грузоотправителя, уровнем цены обслуживания, избранной стратегией деятельности ПСАТ, предполагаемым конкурентным преимуществом. ПСАТв процессе своей хозяйственной деятельности могут использовать различные стратегии.

Стратегия глубокого проникновения на рынок предполагает для ПСАТ проникновение на уже сложившийся занятый рынок с транспортной продукцией, уже имеющейся на рынке. Эта стратегия ориентирует предприятие на концентрацию маркетинговых усилий с целью стабилизации или расширения доли рынка. Воз-можными путями достижения стратегии глубокого проникновения на рынок могут быть: увеличение сбыта транспортной продукции, привлечение потребителей конкурирующей транспортной продукции, активизация рекламных мероприятий и пр.

Возможными вариантами реализации стратегии развития рынка могут быть: сбыт транспортной про-

дукции на новых географических рынках; новые области применения известного содержания продукции; вариации содержания транспортной продукции с целью приспособления к требованиям определенных сегментов потребителей.

Стратегия диверсификации предполагает включение в производственную программу продукции, которая не имеет прямой непосредственной связи с прежней сферой деятельности. На сегодняшний день эта стратегия является наиболее предпочтительной для отечественных ПСАТ и означает выход на новые рынки с новым видом деятельности. Как показывает практика, это передача в аренду произ водстнен-ных помещений и территории, а также инвестирование средств от основной деятельности в торговлю сопутствующей продукцией. Выбор стратегии зависит от степени насыщения рынка транспортной продукцией, а также от возможностей ПСАТ обновить свой

ассортимент В связи с том что крупные ПСАТ, как правило, разворачивают свою деятельность в нескольких филиалах, онч чаще всего прибегают к комбинированны:.! С ?р.1ТРГИЯМ.

Таким обра. о тнализ результатов выполненного исследования .'и;лколил систематизировать уровне-вое взаимодейстьио осп-лшых компонентов методики стратегического планирования ПСАТ. Предложена процедур? прогнозирования потребности в провозных способностях ПСАТ и рассмотрены специфические особенное.и разработки прогнозов потребности в трансперт'юй продукции.

ТЕРЕНТЬЕВ Александр Владимирович, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.

Поступила в редакцию 05.09.06. © Те'рентьев А. В.

удк 656 1 С. В. ЩЕРБАКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ_

В статье рассматривается инновационный процесс как непрерывный и динамический, графическая интерпретация которого представляет собой годограф. Приводятся основные показатели эффективности инновационного проекта, реализуемого ГАТП.

Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей предприятий всех форм собственности и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.

В современных рыночных условиях деятельность грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП) характеризуются негативными тенденциями.

Инфляция привела к росту цен на все виды товаров и услуг. Из-за этого многие клиенты были вынуждены отказаться от услуг ГАТП и стали искать перевозчиков с более низкими тарифами.

Представленные причины привели к снижению объема предоставляемых предприятиями автотранспортных услуг (АТУ). Из-за постоянного снижения платежеспособности клиентуры ухудшилась финан-

совая ситуация ГАТП. Анализ статистических данных по России в целом позволяет достаточно точно проследить темпы снижения показателей (табл. 1).

В табл. 1 представлен объем грузовых перевозок, осуществленный ГАТП России начиная с 1970 [11].

Наглядно видно, что системный кризис в России приходится на период 90-х годов. С 1990 по 1995 тт. объем перевозок сократился на 52%, а к 2000 г. абсолютное снижение достигло 80%. В настоящее время большинство ГАТП работает в условиях жесткой конкуренции, финансовой нестабильности как во внешней среде, так и во внутренней. Руководители таких предприятий не могут в полной мере приспособить деятельность ГАТП к работе в рыночных условиях, продолжается нерациональное использование имеющегося трудового потенциала, неудовлетворительное

Количество перевезенного груза российскими ГАТП, млн тонн

Таблица 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.